Информатизация как ресурс управления муниципальной системой образования города Новосибирска





НазваниеИнформатизация как ресурс управления муниципальной системой образования города Новосибирска
страница1/7
Дата публикации27.07.2013
Размер0.76 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

как ресурс управления муниципальной системой образования

города Новосибирска


ВВЕДЕНИЕ
Последние четверть века все основополагающие документы по развитию образования в нашей стране обязательно говорят о необходимости информатизации школы и новых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Однако проблема информатизации образования до сих пор нередко обсуждается как нечто техническое, не относящееся к сущностной части жизни школы. Информатизацию не воспринимают как инструмент кардинального совершенствования управления учебным процессом, не фиксируется очевидный факт: первопричина сдвигов, которые происходят в обществе и в образовании, лежит в изменении окружающей нас среды. Она связана с феноменом становления инновационной экономики, информатизацией всей жизни общества.
1. Актуальность проблемы. Информатизация – это сложный социокультурный процесс, связанный со значительными переменами в образе жизни людей, изменением отношения человека к знанию.

Движущей силой развития общества является производство информационных ресурсов, направленных на удовлетворение информационных же потребностей (дополнительное привлечение информации для реализации какой-либо цели).

В информационном обществе меняется как производственная сфера жизнедеятельности человека, так и весь уклад его жизни, система ценностей, возрастает значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. Человек должен обладать практически врождённой способностью к познанию и творчеству.

В этой связи информатизация общества и системы образования в частности, – это целенаправленный процесс, связанный со значительными переменами в образе жизни и менталитете людей, изменением отношения человека к знанию.

Новосибирские учёные Ю.Г. Молоков и А.В. Молокова, так определяют термин информатизация образования: «…это процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования… информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания. Информатизация, основанная на активном использовании в учебном процессе информационных технологий, позволяет расширить область самостоятельной работы школьников, обеспечить высокую активность их работы с учебными материалами, что повышает качество образования».

В соответствии с этим информатизация образования представляет собой процесс изменения содержания, методов и форм подготовки учащихся в условиях использования информационных технологий, автоматизированных систем управления, расширения числа источников и получателей образовательной информации за счет субъектов социокультурного окружения.

В сложившихся условиях необходимо не только менять методологию работы с информационными потоками, но и инструментарий управлениями ими. Профессиональное использование компьютера – это ресурсное условие, без которого развитие невозможно. Информационная компетентность – это краеугольный камень жизнедеятельности человека в информационном мире.

Если под ресурсом понимать некую количественную меру возможности выполнения какой-либо деятельности или условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат, то компьютерная техника и информационные технологии сегодня являются основным ресурсом управленческой деятельности, так как повышают её эффективность и результативность.
С 2001 года, благодаря активному участию Новосибирска в Федеральной целевой программе «Развитие единой информационно образовательной среды», реализации приоритетного национального проекта «Образование», городской целевой программы, утвержденной решением ГОРОДСКОГО СОВЕТА НОВОСИБИРСКА от 26 мая 2004 г. N 397 «О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ИНФОРМАТИЗАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Г. НОВОСИБИРСКА на 2004 - 2007 ГОДЫ" (общий плановый объем финансирования программы на 4 года составил 22,0 млн.рублей), и возможности приобретения оборудования, за счет средств субвенции, ОУ непрерывно оснащаются все новыми средствами ИКТ.
В соответствии с РЕШЕНИЕМ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА от 26 марта 2008 г. N 926 «ОБ ОТЧЕТЕ ОБ ИСПОЛНЕНИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ИНФОРМАТИЗАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Г. НОВОСИБИРСКА НА 2004 - 2007 ГОДЫ", ПРИНЯТОЙ РЕШЕНИЕМ ГОРОДСКОГО СОВЕТА НОВОСИБИРСКА ОТ 26.05.2004 N 397» были определены количественные и качественные показатели, характеризующие реализацию мероприятий Программы (таблица 1).

Таблица 1. - Количественные и качественные показатели


N
п.

Наименование
показателей

Единица
измерения

2003 год
(до
принятия
Программы)

2007 год
(по итогам
реализации
Программы)

Результат

1

Количество обучающихся на один компьютер

человек

49

20

Увеличение количества
компьютеров в учебном
процессе позволяет
внедрять инновационные
подходы к информатизации
образовательных
учреждений

2

Количество
педагогических
работников,
прошедших обучение
по использованию ИКТ

человек

900

7804

Создание условий для
эффективного
использования ИКТ в
учебно-воспитательном
процессе

3

Количество
компьютеров в
общеобразовательных
учреждениях

человек

3077

6207

Увеличение количества ПК
в ОУ способствовало
внедрению ИКТ в учебно-
воспитательный процесс,
управление школой

4

Оснащение школьных
библиотек, медиотек
компьютерным
оборудованием

единиц

12

272

Предоставление
обучающимся дополнительно
мультимедийных материалов
(дисков) учебного
назначения

5

Количество
общеобразовательных
учреждений,
подключенных к сети
Интернет

единиц

23

237

Создание единого
информационно-
образовательного
пространства

6

Мультимедийные
проекторы

единиц

32

328

Создание условий для
использования
мультимедийных технологий
в учебно-воспитательном
процессе

7

Интерактивные доски

единиц

0

106

Создание современных
условий для обучения

8

Оснащение начальной
школы компьютерным
оборудованием,
программным
обеспечением
учебного назначения

единиц

17

302

Формирование
информационной культуры
на начальном этапе
обучения

9

Создание сайтов
общеобразовательных
учреждений

штук

14

237

Формирование новой
системы открытого
образования


Так же результатом, подтверждающим эффективность системного подхода к формированию базовых элементов информационной культуры на начальной ступени обучения, является количеством общеобразовательных учреждений - 112 (51,1 %), указавших в муниципальном отчете «ИНФО-2010» готовность к переходу на реализацию стандартов 2 поколения в начальной школе.
Следующим этапом данной работе - принятие решения о разработке комплексного плана мероприятий по информатизации муниципальной системы образования на 2008-2010 годы. Общий плановый объем финансирования комплексного плана на 3 года составил 144,0 млн.рублей.

В соответствии с постановлением мэрии города Новосибирска от 27 июня 2007 г. N 501 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОГО ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ИНФОРМАТИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Г. НОВОСИБИРСКА НА 2008 - 2010 ГОДЫ» в 2008 году во все общеобразовательные учреждения за счет средств городского бюджета поставлялось компьютерное оборудование для оснащения кабинетов начальной школы.

2. Общая характеристика и материально-техническая база учреждений муниципальной системы образования г. Новосибирска в сфере информационных технологий. В состав муниципальной системы образования входит 510 учреждений: 217 общеобразовательных, 229 дошкольных, 9 детских домов, 48 учреждений дополнительного образования, 7 прочих учреждений. В городе функционирует 12 негосударственных образовательных учреждений.

На 1 сентября 2011 года в общеобразовательных учреждениях Новосибирска обучалось 127346 человек, дошкольные учреждения посещало 50438 человек, в негосударственных образовательных учреждениях обучалось 1357 учащихся, в отрасли «Образование» было занято 31268 человек, из них педагогических и руководящих работников – 16633 (15135 – педагогических, 1498 – руководящих).

В учреждениях муниципальной системы образования Новосибирска функционирует 12956 единиц компьютерной техники и 1014 интерактивных досок (10993 и 997 соответственно в общеобразовательных учреждениях).


Диаграмма № 1.

Количество учащихся на 1 компьютер (по годам)

В последние 10 лет наблюдается позитивная динамика роста числа компьютерной и интерактивной техники в ОУ города Новосибирска. Это связано не только с масштабными закупками компьютерной техники муниципалитетом, но и активное участие города в региональных и федеральных проектах. Ежегодно компьютерный парк общеобразовательных учреждений Новосибирска обновляется на 10-12 %, что позволяет, с одной стороны, менять устаревшую технику, а с другой стороны наращивать количественные показатели. Данная работа ведётся в системном режиме и в тесной взаимосвязи с учебно-методической деятельностью, направленной на быстрое освоение педагогами новых технических средств обучения.

Две следующие диаграммы наглядно демонстрируют выдвинутые нами ранее положения:


Диаграмма № 2. Количество компьютерной техники

в общеобразовательных учреждениях (по годам)
Диаграмма № 3.

Количество интерактивных досок в ОУ (по годам)

Все учреждения образования имеют доступ к сети Интернет: общеобразовательные учреждения финансируются регионом, все остальные получают средства из муниципального бюджета. Все учреждения образования города имеют сайты.
3. Управление информатизацией учреждений муниципальной системы образования города Новосибирска.

Политику в области информатизации учреждений муниципальной системы образования определяет Главное управление образования мэрии города Новосибирска – далее по тексту ГУО мэрии (начальник – Копаева Н. Н.).

Непосредственную деятельность по внедрению информационных технологий в образовательный процесс и управление образованием осуществляет «Городской центр информатизации «Эгида», открытый в ноябре 2003 года. Основной целью деятельности центра является создание и развитие единого информационно-образовательного пространства на территории города Новосибирска.

В Новосибирске сложилась система научно-методического сопровождения информатизации на всех ступенях школьного образования, которое осуществляется ведущими ВУЗами города (НГТУ, НГПУ и т. д.) и научно-методическим центром «Современные технологии» НИПКиПРО (далее – НМЦ «Современные технологии»). Региональными экспериментальными площадками НМЦ «Современные технологии» являются 10 общеобразовательных учреждений г. Новосибирска.

В рамках деятельности по научно-методическому сопровождению информатизации учреждений муниципальной системы образования были разработаны:

  • «Концепция информатизации начальной школы»;

  • «Концептуальные положения информатизации общеобразовательной системы города Новосибирска»;

  • «Открытая информационная среда школы»;

  • «Концепция развития единого информационно-образовательного пространства города Новосибирска в условиях информатизации на 2009 – 2011 годы»;

  • «Начальная школа: современный урок в условиях информатизации».

С целью апробации и внедрения аппаратных и программных решений в повседневную практику учреждений муниципальной системы образования в 2009 году на основании приказа от 21.09.2009 года № 965-од ГУО мэрии была создана Городская экспериментальная площадка по информатизации образования (далее – ГЭП по информатизации).

Статус базовой школы ГЭП по информатизации получило 31 общеобразовательное учреждение города Новосибирска. 8 учреждений образования получили статус «Школа цифрового образования», 23«Школа современного опыта информатизации образования» (направления работы: «Открытая школа», «Мир творчества», «Первые шаги», «Управление для всех», «Создание условий для новых возможностей», «Технология успеха»). Координацию деятельности всех базовых школ осуществляет Городской центр информатизации «Эгида».

ГЭП по информатизации ведёт свою деятельность на двух уровнях: городском (центр «Эгида») и локальном (базовые школы ГЭП) по пяти основным направлениям: повышение квалификации педагогических работников в области информационных технологий, учебно-методическая деятельность, информационно-издательская деятельность, проектная деятельность, деятельность по сервисному обслуживанию. Базовые школы ГЭП основной упор в своей деятельности делают на реализацию отдельных проектов, которые впоследствии, при их удачной реализации, экстраполируются на всю муниципальную систему образования г. Новосибирска. Более 50% общеобразовательных учреждений города Новосибирска активно используют свободное программное обеспечение.
4. Повышение квалификации педагогических работников в области информационных технологий. В Новосибирске сформировалась система подготовки работников образования в области применения и использования информационных технологий. Её основной служит ГЭП по информатизации.

Повышение квалификации педагогических работников муниципальной системы образования ведётся по 41 учебной программе в форме очного обучения с отрывом от производства (краткосрочные, недельные и двухнедельные курсы), в форме очного обучения без отрыва от производства по методическим дням (краткосрочные, недельные и двухнедельные курсы), тренинги и очно-дистанционное обучение (по 4 программам). Всем слушателям по окончании курсов выдаётся документ о повышении квалификации негосударственного образца (Основание: лицензия Серия А № 207900 от 19 апреля 2010 года).

Для слушателей курсов повышения квалификации в области информационных технологий сотрудниками центра «Эгида» выпущено 22 учебно-методических пособия по различным программам подготовки (общий тираж изданий составил свыше 14 000 экземпляров).

Курсовая подготовка на базе центра «Эгида» строится на основе проектной методики, то есть реализация того или иного проекта предполагает: обязательное обучение (курсы), методическое сопровождение (семинары, практикумы, круглые столы, конференции) и консультирование, освещение хода и результатов деятельности в Интернете.

Базовые школы ГЭП по информатизации занимаются обучением основам работы на ПК, что обязательно учитывается в муниципальной статистике и обучением собственных педагогических кадров (на свободной основе).

За 2003-2011 годы только на базе ГЭП по информатизации по различным программам подготовки прошли обучение 11406 педагогических работников.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Информатизация как ресурс управления муниципальной системой образования города Новосибирска iconЕдиная комиссия по размещению муниципального заказа управления культуры...
Предмет запроса котировок: право заключения муниципального контракта на поставку книг для нужд муниципального бюджетного учреждения...
Информатизация как ресурс управления муниципальной системой образования города Новосибирска iconРегламент разработан в целях повышения качества оказания данной муниципальной...
Управления образования администрации города Воткинска по оказанию муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление...
Информатизация как ресурс управления муниципальной системой образования города Новосибирска iconПоложение о порядке формирования кадрового резерва для замещения...
Думы города Когалыма на основе улучшения кадрового состава муниципальной службы города Когалыма, обеспечения непрерывности и преемственности...
Информатизация как ресурс управления муниципальной системой образования города Новосибирска iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Постановление мэрии города Новосибирска от 14. 12. 2012 №12921 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Реконструкция жилищного...
Информатизация как ресурс управления муниципальной системой образования города Новосибирска iconМ начальникам отделов (управлений) образования администраций районов...
Начальникам отделов (управлений) образования администраций районов города Новосибирска
Информатизация как ресурс управления муниципальной системой образования города Новосибирска iconДоклад о состоянии и результатах развития ситемы образования щёлковского...
Экономика Щёлковского муниципального района как ресурс развития муниципальной системы образования. Цели и задачи муниципальной системы...
Информатизация как ресурс управления муниципальной системой образования города Новосибирска iconРешение вступает в силу со дня подписания. Опубликовать решение в газете «Вечерний Новосибирск»
Российской Федерации», Положением «О порядке разработки, принятия и контроле за исполнением плана социально-экономического развития...
Информатизация как ресурс управления муниципальной системой образования города Новосибирска iconУчебной дисциплины Информатизация управления образовательным процессом...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
Информатизация как ресурс управления муниципальной системой образования города Новосибирска icon«Государственные образовательные стандарты – гарант полноценного образования»
При этом страна с хорошей системой образования может использовать его (образование) не только для своих внутренних потребностей,...
Информатизация как ресурс управления муниципальной системой образования города Новосибирска icon«Государственные образовательные стандарты – гарант полноценного образования»
При этом страна с хорошей системой образования может использовать его (образование) не только для своих внутренних потребностей,...
Информатизация как ресурс управления муниципальной системой образования города Новосибирска iconКонкурс материалов «Информатизация системы образования» Положение...
Конкурс материалов «Информатизация системы образования» (далее – Конкурс) проводится «Журналом руководителя управления образованием»,...
Информатизация как ресурс управления муниципальной системой образования города Новосибирска iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В современных условиях важнейшими принципами становятся информатизация обучения и управления. Реализация этих принципов в информационном...
Информатизация как ресурс управления муниципальной системой образования города Новосибирска iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дом молодежи «Маяк» Советского района города Новосибирска (далее дм «Маяк») учреждено постановлением мэрии города Новосибирска №6697...
Информатизация как ресурс управления муниципальной системой образования города Новосибирска iconГлобальная информатизация общества будет одной из доминирующих тенденций...
Перед системой образования встает проблема подготовки подрастающего поколения к самостоятельному принятию решений и ответственному...
Информатизация как ресурс управления муниципальной системой образования города Новосибирска iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Города Томска, приказами департамента образования и департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью...
Информатизация как ресурс управления муниципальной системой образования города Новосибирска iconО муниципальной службе в городе иркутске
Устава города Иркутска, с учетом работы над проектом о внесении изменений в Устав города Иркутска, предусматривающим исключение из...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск