2. Обсуждение прочитанного с целью самостоятельного составления студентами правил создания научного текста





Скачать 76.85 Kb.
Название2. Обсуждение прочитанного с целью самостоятельного составления студентами правил создания научного текста
Дата публикации14.02.2015
Размер76.85 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Информатика > Реферат
Французский язык для академических целей

Разработанный и апробированный на кафедре французского языка учебный курс представляет собой один из вариантов сочетания аудиторной и самостоятельной работы в рамках проекта «Французский язык для академических целей».

Организация самостоятельной и аудиторной работы с использованием предлагаемой методики нацелена на формирование лингвистической, дискурсивной, прагматической, социокультурной компетенций, которые лежат в основе коммуникативной компетенции, представляющей собой общую цель обучения иностранному языку и определяющей основное содержание образовательного процесса. Предлагаемая форма учебной работы способствует развитию как универсальных (общенаучные, общепрофессиональные, инструментальные, социально-личностные, справочно-информационные, научно-методические, самообразовательные), так и специальных компетенций (например, навык работы с аутентичными документами, навык автономной работы с речевым материалом при помощи различных инструментов, навык изучения французского языка для академических целей с использованием информационно-коммуникационных технологий, навык информационно-аналитической работы, компетенция критического анализа и т.д.). При этом происходит активизация всех четырех видов речевой деятельности (чтение, письмо, говорение, аудирование).

Формами и методами обучения, значительно повышающими мотивацию и способствующими формированию и развитию соответствующих компетенций, являются, в частности, аудиторные и самостоятельные занятия с использованием различных аутентичных материалов, информационных ресурсов Интернета, упражнения, предусматривающие анализ и контроль понимания научных текстов, работу над различными формами передачи содержания письменного/устного текста (комментарий, рецензия, доклад, презентация, научная статья).

Процесс изучения французского языка для академических целей, сочетающий аудиторную и самостоятельную работу, реализуется с сентября по апрель текущего учебного года и состоит из следующих этапов:

1. Введение понятия научной статьи (см. Приложения 1-5)

Студентам предлагается изучить материалы на французском языке о том, что такое научная статья, каковы ее отличительные особенности и т.д. На первом этапе студент осваивает следующие компетенции: навык работы с теоретической и эмпирической научной информацией, знание способов ее получения и базовой обработки для решения научно-исследовательских, профессиональных и социальных задач. Студент демонстрирует критическое отношение к источниками информации, распознает различные стили, способен отличить академические источники и научные тексты от ненаучных, знаком с основными научными электронными базами данных, принципами цитирования и распространения научной информации, осваивает самостоятельный поиск и оценивание информации в рамках исследования.

2. Обсуждение прочитанного с целью самостоятельного составления студентами правил создания научного текста

Второй этап работы ориентирован на обсуждение содержания прочитанного в аудитории с преподавателем, краткий анализ, выделение основных отличительных черт научного стиля изложения (например, использование коннекторов), принципов оформления списка используемой литературы и ссылок на источники. На данном этапе формируются следующие компетенции: способность в устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности (студент способен формулировать идеи и представлять информацию в соответствии с нормами академического французского языка), владение французским языком как языком международного общения и академической деятельности. Первые два этапа позволяют активизировать все четыре вида речевой деятельности: чтение (чтение аутентичных документов), письмо (составление в письменной форме плана устного ответа), говорение (устное обсуждение), аудирование (восприятие устной речи в процессе обсуждения).

3. Анализ аутентичных научных статей на французском языке (Приложение 6)

Студенты самостоятельно анализируют аутентичные научные статьи на французском языке, делают выводы о применимости правил создания французского научного текста на практике. Работа нацелена на контроль понимания текстов, построенных на частотном языковом материале для академических целей, а также на проверку умения извлекать и обрабатывать в соответствии с поставленной целью информацию из печатных и электронных источников информации. Такая форма самостоятельной работы способствует развитию когнитивной компетенции и навыка автономной работы с речевым материалом, совершенствованию навыков изучения французского языка для академических целей, развитию умений в области информационно-аналитической работы. Формируется компетенция критического анализа. Третий этап позволяет активизировать два вида речевой деятельности: чтение (чтение аутентичных документов), говорение (внутреннее проговаривание при чтении ).

4. Создание собственного научного текста

Студенты пишут на французском языке небольшую научную статью объемом 5-6 страниц в рамках тематики, которая соответствует текущей теме Ежегодной студенческой научной конференции «Франция и франкофония сегодня». Например, в 2013 г. была выбрана тема «Культура Франции в эпоху глобализации», в 2014 г. – «Олимпийское движение франкофонных стран». Студенты самостоятельно рецензируют свою статью в рамках самоконтроля, при необходимости внося изменения. Таким образом, совершенствуются следующие компетенции: способность в письменной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности, формулировать идеи и представлять информацию в соответствии с нормами академического французского языка, составлять тезисный и развернутый план научной работы, создавать тексты следующих жанров: научная статья, резюме, отчет, анализ, рецензия. При этом имеет место активизация трех видов речевой деятельности: письмо (создание собственного научного текста), чтение (чтение созданного текста на этапе самоконтроля), говорение (внутреннее проговаривание).

5. Анонимная рецензия научной статьи уровня «студент-студент» по плану

Научный руководитель распределяет работы для рецензии между студентами, составляя таблицу: каждый студент получает на рецензирование 2 работы. Студенты анонимно пишут рецензии на научные статьи друг друга, заполняют специальную форму, составленную преподавателем. В научную статью вносятся изменения (при необходимости), работа отправляется на рецензию преподавателю (научному руководителю). Данная форма самостоятельной работы способствует дальнейшему развитию компетенции критического анализа научной работы. Рецензия на научную статью составляется в рамках определенной формы, с учетом ряда критериев оценки, например:

- актуальность и правильность выбранной темы;

- полнота раскрытия проблемы;

- наличие четких выводов;

- использование системы доказательств;

- использование научного аппарата;

- качество применяемых в статье литературных источников;

- наличие грамматических, лексических, орфографических ошибок.

На пятом этапе студент осваивает/совершенствует следующие компетенции: навыки академического письма, подготовки научных обзоров, аннотаций, рефератов, составления библиографий по тематике проводимых исследований, приемы библиографического описания, использования основных библиографических источников и поисковых систем, способность создавать тексты различных типов на русском и французском языках, редактировать и комментировать научную литературу, выделять тезисы, составлять резюме научного доклада, готовить рецензию или аннотацию научного текста. Активизируются 3 вида речевой деятельности: чтение (чтение научных документов), письмо (создание рецензии на научную статью), говорение (внутреннее проговаривание).
6. Рецензия преподавателя (научного руководителя)
Преподаватель (научный руководитель) рецензирует работу, уже прошедшую 2 ступени контроля (самоконтроль и контроль со стороны коллег-студентов). После обсуждения автором статьи вносятся в работу необходимые изменения.
7. Презентация в группе
Студент готовит краткую презентацию своей научной статьи и представляет ее в аудитории. Научная работа проходит стадию обсуждения на уровне группы. Данная форма учебной деятельности формирует у студентов способность выразить свою точку зрения по актуальному вопросу, объяснять и отстаивать свою позицию, приводя необходимые пояснения и комментарии, развивать систему аргументации, адекватно реагировать на реплики собеседника в ситуациях социально-культурной и академической сфер общения.

Обсуждение возможно проводить также в формате онлайн-дискуссии – в рабочей группе Вконтакте (например, в 2013-2014 уч. г. обсуждение проводилось в группе https://vk.com/club57842389, созданной для 311 и 312 языковых учебных групп на факультете мировой экономики и мировой политики), либо через систему LMS.

На седьмом этапе студент осваивает/совершенствует следующие компетенции: навыки участия в научных дискуссиях, выступлений с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований. Данный этап позволяет активизировать все четыре вида речевой деятельности: чтение (данные презентации, текст доклада), письмо (создание текста доклада и слайдов для презентации), говорение (устная презентация, вопросы и ответы в процессе обсуждения), аудирование (восприятие устной речи в процессе презентации и обсуждения).
8. Выступление на конференции (Приложение 9)
Студент выступает с докладом на базе научной статьи на Ежегодной студенческой научной конференции на французском языке «Франция и франкофония сегодня» (НИУ ВШЭ), которая с 2007 г. проводится в марте-апреле текущего учебного года, участвует в дискуссии, отвечая на вопросы студентов и преподавателей.

На восьмом этапе контролируется уровень освоения следующих компетенций: способность в устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности, формулировать идеи и представлять информацию в соответствии с нормами академического французского языка, навыки участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного представления материалов собственных исследований. На данном этапе активизируются все четыре вида речевой деятельности: чтение (данные презентации, текст доклада), письмо (создание текста доклада и слайдов для презентации), говорение (устная презентация, вопросы и ответы в процессе обсуждения), аудирование (восприятие устной речи в процессе презентации и обсуждения).
9. Публикация
Научная статья публикуется в сборнике научных трудов «Франция и французский язык в эпоху глобализации». Данная форма организации самостоятельной работы апробируется второй год, результаты 2012-2013 уч. г. были опубликованы в сборнике научных трудов Франция и французский язык в эпоху глобализации: Сборник научных трудов / Отв. ред. Н. В. Жукова. Вып. 1. – М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2013.
Сочетание аудиторной и самостоятельной работы в рамках проекта «Французский язык для академических целей» может иметь , таким образом, практическое применение в виде формирования/совершенствования навыков создания научной статьи – с нуля до публикации в сборнике научных трудов. Научная статья проходит несколько этапов рецензирования в форме многоступенчатой системы оценивания. На первом этапе студент самостоятельно оценивает свою научную работу, на втором этапе статья рецензируется на уровне коллег-студентов, на третьем – преподавателем (научным руководителем). Результаты научного исследования апробируются в аудитории в рамках учебной группы, затем – на Ежегодной студенческой научной конференции «Франция и франкофония сегодня». Как особая форма самообразования академическая работа студентов носит многофункциональный характер, способствуя, в частности, овладению иностранным языком как необходимой профессиональной составляющей современного специалиста.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

2. Обсуждение прочитанного с целью самостоятельного составления студентами правил создания научного текста iconТип урока
Составление диалогов о своих предпочтениях, обсуждение в группе прочитанного текста
2. Обсуждение прочитанного с целью самостоятельного составления студентами правил создания научного текста icon5 9 Теория и практика сочинения рассуждения на основе прочитанного...
И. В. Золотарева. «Теория и практика сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста», «Учитель», 2006г
2. Обсуждение прочитанного с целью самостоятельного составления студентами правил создания научного текста iconDescribing a personality
Задачи урока: уметь вести беседу на основе прочитанного текста описывать картинки на основе прослушанного текста
2. Обсуждение прочитанного с целью самостоятельного составления студентами правил создания научного текста iconТекст 1
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности...
2. Обсуждение прочитанного с целью самостоятельного составления студентами правил создания научного текста iconТекст 1
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности...
2. Обсуждение прочитанного с целью самостоятельного составления студентами правил создания научного текста iconМикробиология, вирусология
Основной целью обучения является усвоение определенной суммы информации по предмету, а также выработка и развитие у студентов умений...
2. Обсуждение прочитанного с целью самостоятельного составления студентами правил создания научного текста iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обучающая: закрепить навыки составления текста; подготовить учеников к написанию сочинения; повторить особенности текста
2. Обсуждение прочитанного с целью самостоятельного составления студентами правил создания научного текста iconИзложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное,...
Сферы и ситуации речевого общения. Функциональные разновидности языка. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей...
2. Обсуждение прочитанного с целью самостоятельного составления студентами правил создания научного текста iconТема урока Цели рока
Уметь читать с целью полного понимания прочитанного и с целью поиска конкретной информации
2. Обсуждение прочитанного с целью самостоятельного составления студентами правил создания научного текста iconУтверждено
Программа предназначена для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» иучитывает специфику их специализации. Особое...
2. Обсуждение прочитанного с целью самостоятельного составления студентами правил создания научного текста iconБрыгина А. В. (Москва)
К вопросу о трансформациях текста относительно проблемы понимания/ непонимания прочитанного
2. Обсуждение прочитанного с целью самостоятельного составления студентами правил создания научного текста iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обсуждение рассказа Р. Киплинга “Как была составлена первая азбука “, прочитанного на летних каникулах
2. Обсуждение прочитанного с целью самостоятельного составления студентами правил создания научного текста iconТема урока: Обсуждение самостоятельно прочитанного рассказа Е. Носова «Живое пламя»
Формировать умение через один эпизод из жизни человека выразить своё отношение к истинным ценностям
2. Обсуждение прочитанного с целью самостоятельного составления студентами правил создания научного текста iconУрока
Развивать умение передавать содержание прочитанного текста, уметь выделять главные факты
2. Обсуждение прочитанного с целью самостоятельного составления студентами правил создания научного текста iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ряд тем предлагается для самостоятельного изучения студентами с использованием рекомендованной литературы с целью формирования навыка...
2. Обсуждение прочитанного с целью самостоятельного составления студентами правил создания научного текста iconСтруктура и содержание рабочей программы электива Цель и задачи освоения дисциплины
Основной целью обучения является усвоение определенной суммы информации по предмету, а также выработка и развитие у студентов умений...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск