МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Майкопский государственный технологический университет»
Факультет информационных систем в экономике и юриспруденции Кафедра информационной безопасности и прикладной информатики
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
______________Л.И. Задорожная
«_____»__________ 20_____г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине В.В.2.2. Компьютерная графика
по направлению
подготовки бакалавров 230700.62 Прикладная информатика профилю подготовки Прикладная информатика в экономике
Квалификация (степень)
выпускника Бакалавр
Майкоп
Рабочая программа составлена на основе ФГОС ВПО и учебного плана МГТУ по направлению подготовки бакалавров 230700.62 «Прикладная информатика» Составитель рабочей программы:
Старший преподаватель
|
|
| Хагуп Ю.З.
| (должность, ученое звание, степень)
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
информационной безопасности и прикладной информатики
Заведующий кафедрой
«___»________20___г.
|
|
|
Чефранов С. Г.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Одобрено учебно-методической комиссией факультета
информационных систем в экономике и юриспруденции «___»_________20___г.
Председатель
учебно-методического
совета направления (специальности)
(где осуществляется обучение)
|
|
| Чефранов С. Г.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Декан факультета информационных систем в экономике и юриспруденции «___»_________20___г.
|
|
| Доргушаова А.К.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
СОГЛАСОВАНО:
Начальник УМУ
«___»_________20__г.
|
|
|
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Зав. выпускающей кафедрой
по направлению
|
|
|
Чефранов С. Г.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
1. Цели и задачи освоения дисциплины Цель данного курса состоит в ознакомлении студентов с основными понятиями компьютерной графики (КГ) и области ее применения. При изучении дисциплины обучающийся студент приобретает необходимые знания при работе с растровой и векторной графикой, которые в дальнейшем может эффективно использовать их в своей профессиональной деятельности. Курс включает в себя освоение основных инструментальных функций графических пакетов Adobe Photoshop и Coral Draw.
Задачами курса являются:
изучение основных аспектов компьютерной графики;
приобретение фундаментальных и прикладных знаний и выработка умений построения и исследования геометрических моделей объектов и процессов;
практическое освоение конкретных современных прикладных программ с целью дальнейшего их применения для решения конкретных учебных, исследовательских и производственных задач.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина входит в перечень курсов вариативной части математического и естественнонаучного цикла ООП. Она имеет предшествующие логические и содержательно-методические связи с дисциплинами базовой части математического и естественнонаучного цикла «Информатика», «Мультимедиа-технологии», «Математика».
Компьютерная графика – это дисциплина комплексная, тесно связанная с другими науками, для которых объектом исследования является информация в ее графическом проявлении. Поэтому при разработке программы обеспечивается преемственность определенных разделов курса информатики и ранее полученных знаний курсов математики, логики, экономической теории и т.д.
Подбор заданий при изучении курса способствует интеграции знаний из разных областей наук, что обеспечивает межпредметные связи разных дисциплин. С одной стороны, приобретаются устойчивые технологические навыки работы в прикладной среде, с другой стороны, происходит закрепление полученных ранее знаний по другим дисциплинам.
Приобретенные в процессе изучения данного курса, в дальнейшем используется студентами в учебной деятельности. В основном применяется компьютер и знания, полученные на занятиях при подготовке курсовых, дипломных работ. Наиболее важным является применение системного подхода, определенного мышления для решения конкретных задач учебного процесса. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями:
- профессиональными:
ПК-6 - способен документировать процессы создания информационных систем на всех стадиях жизненного цикла;
ПК-10 - способен применять к решению прикладных задач базовые алгоритмы обработки информации, выполнять оценку сложности алгоритмов, программировать и тестировать программы;
ПК-14 - способен принимать участие в реализации профессиональных коммуникаций в рамках проектных групп, презентовать результаты проектов и обучать пользователей ИС.
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать: основы компьютерной графики, технические и программные средства и способы обработки изображений;
уметь: создавать компьютерную графику и иметь навыки представления и разработки разного рода информации;
владеть: средствами компьютерной графики, в т.ч. наиболее распространенными графическими пакетами Corel DRAW и Adobe Photoshop.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы. Общая трудоемкость дисциплины.
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы по очной форме обучения.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы (144 часа).
Вид учебной работы
| Всего
часов/з.е.
| Семестры
| 3
| Аудиторные занятия (всего)
| 36/1
| 36/1
| В том числе:
|
|
| Лекции (Л)
| 18/0,5
| 18/0,5
| Практические занятия (ПЗ)
| -
| -
| Семинары (С)
| -
| -
| Лабораторные работы (ЛР)
| 18/0,5
| 18/0,5
| Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)
| 108/3
| 108/3
| В том числе:
|
|
| Курсовой проект (работа)
| -
| -
| Расчетно-графические работы
| -
| -
| Реферат
| 38/1,06
| 38/1,06
| Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)
1. Выполнение практических заданий.
2. Создание презентаций на выбранную тему
|
40/1,11
30/0,83
|
40/1,11
30/0,83
| Форма итоговой аттестации:
зачет
| -
| -
| Общая трудоемкость
| 144/4
| 144/4
|
4.2. Объем дисциплины и виды учебной работы по заочной форме обучения.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы (144 часа).
Вид учебной работы
| Всего
часов/з.е.
| Семестры
| 4
| Аудиторные занятия (всего)
| 16/0,44
| 16/0,44
| В том числе:
|
|
| Лекции (Л)
| 4/0,11
| 4/0,11
| Практические занятия (ПЗ)
| -
| -
| Семинары (С)
| -
| -
| Лабораторные работы (ЛР)
| 12/0,33
| 12/0,33
| Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)
| 128/3,55
| 128/3,55
| В том числе:
|
|
| Курсовой проект (работа)
| -
| -
| Расчетно-графические работы
| -
| -
| Реферат
| 38/1,06
| 38/1,06
| Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)
1. Выполнение практических заданий.
2. Создание презентаций на заданную тему
3. Выполнение контрольной работы
|
30/0,83
30/0,83
30/0,83
|
30/0,83
30/0,83
30/0,83
| Форма итоговой аттестации:
зачет
| +
| +
| Общая трудоемкость
| 144/4
| 144/4
|
5. Структура и содержание дисциплины
5.1. Структура дисциплины для очной формы обучения
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля
успеваемости
(по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
| Л
| С/ПЗ
| ЛР
| СРС
| 3 семестр
| 1.
| Введение.
Предмет курса. Основная терминология. Краткая историческая справка. Значение курса.
| 1
| 1
|
| -
| 6
| Блиц-опрос
|
| 1.2. Основные понятия растровой и векторной графики. Достоинства и недостатки разных способов представления изображений.
| 1
| 1
|
| 1
| 6
| Блиц-опрос
|
| 1.3. Параметры растровых изображений. Разрешение. Глубина цвета. Тоновый диапазон.
1.4. Классификация современного программного обеспечения обработки графики.
1.5. Форматы графических файлов.
| 3
| 1
|
| 1
| 8
| Тестирование
| 2.
| Представление цвета в компьютере.
2.1. Восприятие человеком светового потока. Цвет и свет. Ахроматические, хроматические, монохроматические цвета. Кривые реакция глаза.
2.2. Характеристики цвета. Светлота, насыщенность, тон.
| 3
| 1
|
| -
| 4
| Тестирование
|
| 2.3. Цветовые модели, цветовые пространства. Аддитивные и субтрактивные цветовые модели. Основные цветовые модели: RGB, CMY, CMYK, HSV.
2.4. Системы управления цветом.
| 5
| 1
|
| 1
| 6
| Тестирование
| 3.
| Фракталы.
3.1. Историческая справка. Классификация фракталов.
3.2. Геометрические фракталы. Кривая Коха, снежинка Коха, Дракон Хартера –хейтуэя. Использование L-систем для построения «дракона». Ковер и треугольник Серпинского.
| 5
| 1
|
| 1
| 10
| Тестирование
|
| 3.3. Алгебраические фракталы. Построение множества Мандельброта. Построение множества Жюлиа.
3.4. Стохастические фракталы.
3.5. Системы итерируемых функций для построения фракталов. Сжатие изображений с использованием системы итерируемых функций.
| 7
| 1
|
| -
| 10
| Составление конспекта
| 4.
| Алгоритмы растеризации.
4.1. Понятие растеризации. Связанность пикселей.
4.2. Растровое представление отрезка. Простейшие алгоритмы построения отрезков. Алгоритм Брезенхейма для растеризации отрезка.
| 7
| 1
|
| 2
| 4
| Составление конспекта
|
| 4.3. Растровое представление окружности. Алгоритм Брезенхейма для растеризации окружности.
4.4. Кривые Безье первого второго, третьего порядка. Метод де Касталье.
| 9
| 1
|
| -
| 6
| Опрос
|
| 4.5. Закраска области заданной цветом границы.
4.6. Отсечение многоугольников (алгоритм Сазерленда-Ходгмана). Заполнение многоугольников.
| 9
| 1
|
| -
| -
| Опрос
| 5.
| Растровый редактор «Adobe Photoshop».
5.1. Меню и палитры Adobе Photoshop. Инструменты Adobе Photoshop.
5.2. Работа с текстом. Техника свободного рисования. Заливка и коррекция изображения.
5.3.Многослойные изображения. Работа со слоями.
| 11
| 1
|
| 2
| 14
| Выполнение практических заданий
|
| 5.4. Техника ретуширования, чистка и восстановление деталей изображений. Каналы и маски, стили и эффекты.
5.5. Использование фильтров. Трюки и эффекты в Adobе Photoshop
| 11
| 2
|
| 4
| 6
| Выполнение практических заданий
| 6.
| Векторный редактор СorelDRAW.
6.1. Окно программы Команды главного меню, панель инструментов.Способы создания графического изображения в СorelDRAW. Графические примитивы.
6.2. Работа с объектами. Управление масштабом объекта, упорядочение размещение объектов, группировка и соединение объектов.
Работа с цветом, прозрачность объекта, цветоделение;
| 13
| 1
|
| 2
| 8
| Выполнение практических заданий
|
| 6.3. Редактирование геометрической формы объекта, изменение формы с помощью инструментов.
Создание объектов произвольной формы, кривая Безье.
| 13
| 1
|
| 1
| 6
| Выполнение практических заданий
|
| 6.4. Работа с текстом. Простой, фигурный.
Средства повышенной точности, линейки, сетки, направляющие.
Работа с растровыми изображениями.
Использование спецэффектов, перспектива, тень, объем.
| 15
| 1
|
| 2
| 8
| Выполнение практических заданий
| 7.
| Аппаратные средства компьютерной графики.
7.1. Устройства ввода. Сканеры, дигитайзеры/графические планшеты. Цифровые фото и видеокамеры.
7.2. Устройства вывода (мониторы, принтеры, плоттеры, цифровые проекторы)
7.3. Устройства обработки (графические ускорители)
| 17
| 2
|
| 1
| 6
| Демонстрация презентаций
|
| Итоговая
аттестация (зачет)
| 18
|
|
|
|
| +
|
| ИТОГО:
|
| 18
|
| 18
| 108
|
|
5.2. Структура дисциплины для заочной формы обучения.
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную и трудоемкость (в часах)
| Л
| С/ПЗ
| ЛР
| СРС
| 4 семестр
| 1.
| Введение.
1.1.Предмет курса. Основная терминология. Краткая историческая справка. Значение курса.
| 1
| 1
|
| -
| 6
|
| 1.2. Основные понятия растровой и векторной графики. Достоинства и недостатки разных способов представления изображений.
| 1
| -
|
| 1
| 8
|
| 1.3. Параметры растровых изображений. Разрешение. Глубина цвета. Тоновый диапазон.
1.4. Классификация современного программного обеспечения обработки графики.
1.5. Форматы графических файлов.
| 2
| -
|
| -
| 10
| 2.
| Представление цвета в компьютере.
2.1. Восприятие человеком светового потока. Цвет и свет. Ахроматические, хроматические, монохроматические цвета. Кривые реакция глаза.
2.2. Характеристики цвета. Светлота, насыщенность, тон.
| 2
| -
|
| 1
| 6
|
| 2.3. Цветовые модели, цветовые пространства. Аддитивные и субтрактивные цветовые модели. Основные цветовые модели: RGB, CMY, CMYK, HSV.
2.4. Системы управления цветом.
| 3
| 1
|
| -
| 8
| 3.
| Фракталы.
3.1. Историческая справка. Классификация фракталов.
3.2. Геометрические фракталы. Кривая Коха, снежинка Коха, Дракон Хартера –хейтуэя. Использование L-систем для построения «дракона». Ковер и треугольник Серпинского.
| 4
| -
|
| 1
| 10
|
| 3.3. Алгебраические фракталы. Построение множества Мандельброта. Построение множества Жюлиа.
3.4. Стохастические фракталы.
3.5. Системы итерируемых функций для построения фракталов. Сжатие изображений с использованием системы итерируемых функций.
| 5
| -
|
| -
| 10
| 4.
| Алгоритмы растеризации.
4.1. Понятие растеризации. Связанность пикселей.
4.2. Растровое представление отрезка. Простейшие алгоритмы построения отрезков. Алгоритм Брезенхейма для растеризации отрезка.
| 6
| -
|
| 1
| 6
|
| 4.3. Растровое представление окружности. Алгоритм Брезенхейма для растеризации окружности.
4.4. Кривые Безье первого второго, третьего порядка. Метод де Касталье.
| 7
| -
|
| -
| 8
|
| 4.5. Закраска области заданной цветом границы.
4.6. Отсечение многоугольников (алгоритм Сазерленда-Ходгмана). Заполнение многоугольников.
| 8
| -
|
| -
| 2
| 5.
| Растровый редактор «Adobe Photoshop».
5.1. Меню и палитры Adobе Photoshop. Инструменты Adobе Photoshop.
5.2. Работа с текстом. Техника свободного рисования. Заливка и коррекция изображения.
5.3.Многослойные изображения. Работа со слоями.
| 9-11
| 1
|
| 2
| 14
|
| 5.4. Техника ретуширования, чистка и восстановление деталей изображений. Каналы и маски, стили и эффекты.
5.5. Использование фильтров. Трюки и эффекты в Adobе Photoshop
| 12
| -
|
| 2
| 8
| 6.
| Векторный редактор СorelDRAW.
6.1. Окно программы Команды главного меню, панель инструментов.Способы создания графического изображения в СorelDRAW. Графические примитивы.
6.2. Работа с объектами. Управление масштабом объекта, упорядочение размещение объектов, группировка и соединение объектов.
Работа с цветом, прозрачность объекта, цветоделение;
| 13-15
| 1
|
| 2
| 8
|
| 6.3. Редактирование геометрической формы объекта, изменение формы с помощью инструментов.
Создание объектов произвольной формы, кривая Безье.
| 16-17
| -
|
| -
| 8
|
| 6.4. Работа с текстом. Простой, фигурный.
Средства повышенной точности, линейки, сетки, направляющие.
Работа с растровыми изображениями.
Использование спецэффектов, перспектива, тень, объем.
| 18
| -
|
| 2
| 8
| 7.
| Аппаратные средства компьютерной графики.
7.1. Устройства ввода. Сканеры, дигитайзеры/графические планшеты. Цифровые фото и видеокамеры.
7.2. Устройства вывода (мониторы, принтеры, плоттеры, цифровые проекторы)
7.3. Устройства обработки (графические ускорители)
| 19
| -
|
| -
| 8
|
| Итоговая
аттестация (зачет)
| 20
|
|
|
|
|
| ИТОГО:
|
| 4
|
| 12
| 128
|
|