Скачать 175.99 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ЗВЁЗДНЫЙ» ЗАНЯТИЕ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Составитель: Е.В. Грицина, методист ЗАТО ЗВЁЗДНЫЙ 2008 Учебное занятие в системе дополнительного образования – это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом обучение и воспитание детей. Занятие является главной частью учебного процесса. Оно может быть представлено как модель взаимодействия педагога и детского коллектива, рассматриваться в логике организации деятельности, где выделяются: цель, содержание, способы, результаты деятельности, а также этапы их достижения. При разработке занятия педагог дополнительного образования внимательно изучает учебно-тематический план реализуемой образовательной программы, согласовывает определённый раздел и тему раздела с содержанием программы, определяет взаимосвязь содержания предстоящего занятия с предыдущими и последующими занятиями. Определяются тип и вид, структура занятия, его тема, цель, задачи. Целевые установки занятия должны быть направлены на конкретные цели данного занятия, выходящие на реальный, достижимый результат. Методы организации занятия в детском творческом объединении По своей специфике образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей имеет развивающий характер, т.е. направлен на развитие природных задатков детей, реализацию их интересов и способностей. Выбор методов обучения определяется с учетом возможностей обучающихся, возрастных и психофизиологических особенностей детей и подростков; с учетом специфики изучения данного учебного предмета, направления образовательной деятельности, возможностей материально-технической базы, типа и вида учебных занятий. Типы занятий: сообщения новых знаний, комбинированные; закрепления, обобщающего повторения; занятия-лекции, беседы, семинары, экскурсии, самостоятельной работы, занятия-вариации; применения, коррекции и контроля знаний, умений, навыков и др. Виды занятий: заочное путешествие во времени и пространстве; лекции; работа с литературой; деловая игра; учебное занятие в мастерской; практическая работа; встреча с интересными людьми; выставка; конкурс; творческий портрет; импровизация; образ по сценарию со специальной подготовкой; праздник; эксперимент; игра-путешествие; игра-сказка; другие. Активные формы познавательной деятельности, используемые на занятиях: семинар; диспут; обсуждение сообщений, докладов, рефератов; конференция; чтения (литературные, исторические, научные); защита (проекта, программы, реферата); олимпиада; турнир; викторина; аукцион знаний; мозговая атака; брейн-ринги, КВН; устный журнал; встречи со специалистами, учеными, авторами; пресс-конференция; час вопросов и ответов; конкурс; смотр знаний и умений; эстафета; познавательные игры; интеллектуальный марафон; дебаты. Методы организации занятия в детском творческом объединении в ОУДОД: репродуктивный; словесные методы обучения; работа с книгой; методы практической работы; метод наблюдения; исследовательские методы; метод проблемного обучения; методы программированного обучения; проектно-конструкторские методы; метод игры; наглядный метод обучения; использование на занятиях: средств искусства, активных форм познавательной деятельности, психологических и социологических методов и приемов. Методы практика-ориентированной деятельности: методы упражнения: упражнения; тренинг; тренировка; репетиция. Письменные работы: конспект; выписка; составление докладов; реферат. Словесные методы обучения: лекция; объяснение; рассказ; чтение; беседа; диалог; консультация. Графические работы: составление таблиц, схем, диаграмм, графиков, чертежей; работа с картами, схемами. Метод наблюдения: запись наблюдений; зарисовка, рисунки; запись на магнитную ленту звуков, голосов, сигналов; фото - видеосъемка; проведение замеров. Исследовательские методы: проведение опытов; лабораторные занятия; эксперименты; опытническая работа на участке. Методы проблемного обучения: проблемное изложение материала: анализ истории научного изучения проблемы, выделение противоречий данной проблемы; эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств; самостоятельный поиск ответа обучающимися на поставленную проблему; поиск ответов с использованием «опор» (опорных таблиц, алгоритмов). Методы программированного обучения: объяснение ключевых вопросов программы обучения, остальной материал обучающиеся изучают самостоятельно; самостоятельное изучение определенной части учебного материала. Проектные и проектно-конструкторские методы обучения: разработка проектов, программ; построение гипотез; моделирование ситуации; создание новых способов решения задачи; создание моделей, конструкций, конструирование игр, конструирование из бумаги; создание творческих работ, литературных произведений; разработка сценариев спектаклей, праздников; художественное конструирование; создание произведений декоративно-прикладного искусства; проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел. Метод игры: игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные и т.д.; игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра; настольные, электротехнические, компьютерные игры, игры-конструкторы. Наглядный метод обучения: наглядные материалы: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, чертежи, графики; демонстрационные материалы: модели, приборы, предметы; демонстрационные опыты; видеоматериалы. Проведение занятий с использованием средств искусства: изобразительное искусство; декоративно-прикладное искусство; литература; музыка; хореография; пантомима; театр; кино; радио и телевидение. Психологические и социологические методы и приемы, используемые при проведении занятий: анкетирование: разработка, проведение и анализ анкеты, интервьюирование; психологические тесты; создание и решение различных ситуаций (психология общения, социальное окружение); психологический театр; деловая игра. Основные требования к современному занятию в системе дополнительного образования
Плюсы и минусы различных методов обучения Лекция
Демонстрация фильма
Работа с текстом
Мозговой штурм
Дискуссионные методы
Метаплан
Ассоциативные методы
Ролевая игра, симуляция
АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ
МОДЕЛЬ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могут не иметь места в зависимости от педагогических целей Методический конспект занятия Тема _____________________________________________________________________ Группа (прописывается краткая характеристика группы, для которой проводится занятие) Форма проведения (игра, зачёт, тестирование, концерт и т.д.) Цели занятия: Воспитательные ___________________________________________ Развивающие ______________________________________________ Учебно-образовательные ____________________________________ Оборудование (перечисляется всё оборудование, необходимое для занятия: ручки, бумага, пластилин, магнитофон и т.д.) Раздаточный материал: если используется на занятии Организационный момент (прописывается обязательно как важный этап целеполагания) Далее прописываются все этапы и методические приёмы занятия Вывод по занятию Подведение итогов (прописываются формы подведения итогов) Оценка работы учащихся (в какой форме выставляется) Схема проведения анализа занятия
Список литературы
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методы организации занятия в детском творческом объединении в образовательном учреждении дополнительного образования детей | Реферат Методы и принципы обучения в системе дополнительного образования детей Методика подготовки и проведения различных форм учебных занятий. Требования к учебному занятию детского объединения. Формы организации... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Авторы проекта: Карина Достовалова-ученица 4 класса, занимается третий год в детском объединении «Волшебные бисеринки» | ||
Конспект занятия в кружковом объединении «волшебный сундучок» на... Цель занятия развитие индивидуальных творческих способностей в процессе освоения декоративно-прикладного творчества – аппликация | Особенности организации раннего обучения английскому языку детей... Уважаемые коллеги, позвольте познакомить вас с особенностями организации раннего обучения английскому языку детей в детском саду... | ||
Пояснительная записка «Через творчество к жизненной миссии» ... | Тема педагогического опыта: "Особенности организации проектной деятельности... Особенности организации проектной деятельности в детском саду в процессе взаимодействия с семьями воспитанников | ||
Интегрированные занятия в детском саду Образовательное учреждение: мкоу «Шайковская средняя общеобразовательная школа №2» Кировского р-на Калужской обл | Количество часов Цель программы: развитие фантазии и воображения, формирование творческой личности | ||
Практического занятия Цель занятия: изучить этиологию, патогенез, виды миом по локализации фиброматозных узлов, клинические проявления, методы диагностики,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Воспитание правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста – одна из главных задач в системе работы логопеда в детском... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект познавательного занятия к проекту "Музыкальная гостиная в детском саду" | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Фомина А. И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду. М.: Просвещение, 1984 | ||
Конспект занятия по книге В. А. Осеевой "Волшебное слово" Программа воспитания и обучения в детском саду. /под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой./ Москва. Мозаика-Синтез,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Л. И. Пензулаева, Физкультурные занятия в детском саду (2 младшая группа). М.: Мозаика-синтез, 2009 |