Скачать 63.25 Kb.
|
СОВРЕМЕННАЯ Информационная образовательная среда вуза и методические аспекты её использования Поляков В.П., зав. кафедрой «Информатика и программирование» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ», д.п.н. Информатизация образования призвана обеспечить сферу образования методологией и практикой разработки и эффективного использования современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания, а также совершенствования личности. Средства современных ИКТ должны не только выступать в качестве средств информатизации и коммуникации образовательного назначения, но и вместе с учебно-методическим, нормативным и организационным обеспечением реализовать принципиально новые, инновационные педагогические технологии. Ключевые изменения при трансформация системы образования, направленной на удовлетворение нужд информационного общества, должны коснуться прежде всего роли преподавателя, что обусловлено следующими обстоятельствами: новые технологии внедряются в реальную экономику, опережая знания студентов на три поколения, а учебники преподавателей в твердых копиях устаревают еще на момент их печати [1]. ИКТ играют ключевую роль при формировании, переносе и трансформации знаний, в связи с чем формируются новые приоритетные компетенции для педагогов (поиск, анализ и извлечение знаний из открытых ресурсов Internet; эффективная актуализация учебных материалов; дистанционное общение со студентами и коллегами; интеграция в виртуальное научное сообщество). Основной акцент в деятельности преподавателя заключается в том, чтобы создаваемый им на базе актуальных источников контент оперативно передавался студенту, который в процессе непрерывного приобретения новых знаний и умения учиться самостоятельно должен:
Следствием того, что общество становится информационным, является и изменение требований самого студента к системе образования. Студенты двадцати- или десятилетней давности были вынуждены посещать лекции для того, чтобы получать знания, при этом основным источником информации был преподаватель. Подобная ситуация позволяла преподавателю являться «монополистом в образовательной среде». В настоящее время ситуация существенно изменилась, и студент может получить тоже образования не посещая ни единого аудиторного занятия, при этом на преподавателя возлагаются совершенно новые задачи: создание актуального знания и его постоянное обновление, активная работа в информационной среде, постоянное повышение своей ИТ-квалификации, управление личными знаниями. Достижение психолого-педагогических целей обучения и воспитания, обеспечение гибкого и эффективного управления образовательным процессом возможно в рамках современной информационной образовательной среды (ИОС), целевой функцией которой является предоставление возможности получения индивидуумом необходимых данных, сведений, гипотез, теорий и пр. Умение же получать информацию и преобразовывать ее необходимо воспитывать, вырабатывать. Данное умение может быть приобретено только лишь в процессе информационного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Современные технологические реалии изменяют парадигму образования, которая меняется от формально-знаниевой (обучение, teaching paradigm) к результатно-ориентированной (учение, learning paradigm), которая удачно согласуется с ныне принятой концепцией компетентностного подхода. Основная цель ИОС вуза состоит в обеспечении возможности удаленного интерактивного доступа (в авторизованном режиме, ориентированном на разные группы пользователей) ко всем информационным образовательным ресурсам (учебная, методическая, справочная, нормативная, организационная и другая информация, необходимая для эффективной организации и прохождения всего образовательного процесса с гарантированным уровнем качества). Для обучаемых в качестве преимуществ, предоставляемых ИОС в процессе обучения следует отметить: возможность использования многочисленных открытых информационных ресурсов; разнообразных мультимедиа компонентов учебных материалов; наличие e-portfolio, интегрирующего результаты обучения; гибкость траектории и временных параметров обучения; интерактивная коммуникация с преподавателем и другими обучаемыми в предметном контексте. Преподавателю ИОС предоставляет возможности оперативно актуализировать образовательные ресурсы, осуществлять автоматический мониторинг учебной деятельности, корректировать учебный процесс в соответствии с потребностями каждого обучаемого, организовать и детально контролировать самостоятельную работу студентов (сайты кафедр «Информационные технологии» www.fa-kit.ru и «Информатика и программирование» www.fa-kip.ru, например). Изменения среды образовательной деятельности диктуют адекватные изменения в её методическом обеспечении. Осмысление и научное обоснование применения ИКТ в педагогической теории и практике выходят на первый план в развитии процесса информатизации в образовании. Личностно ориентированные технологии обучения в условиях использования средств ИКТ создают условия для развития у обучаемых способности к самообразованию и саморазвитию, самостоятельности и самореализации. Очевидно, что обучающие ресурсы должны отличаться от обыкновенных информационных источников Интернет хотя бы тем, что их необходимо встраивать в учебный процесс, который в свою очередь представляет собой весьма сложную систему взаимодействий субъектов этого процесса как между собой, так и с информационными источниками различного типа. Обучаемый должен не просто быстро получить информационный обучающий ресурс, а получить именно тот ресурс, который полностью соответствует его образовательным потребностям и адаптирован к уровню индивидуальной подготовки и может быть успешно усвоен. ИОС, построенная на основе принципов педагогики социального конструктивизма наряду с учебными ресурсами должна включать в себя различные средства, позволяющие участникам учебного процесса сформировать новые знания, заявить о своих познавательных интересах, а также объединить вокруг себя единомышленников. К таким средствам могут быть отнесены информационные источники, обучающие программы, тесты, он-лайн переписка, блоги, форумы, чаты и т.п. То есть такая среда должна выполнять системно-интегрирующую функцию, а также быть функционально расширяемой. Реализации принципов активного личностно ориентированного обучения служат следующие наиболее важные дидактические возможности средств ИКТ [2]:
В ИОС вуза в той или иной степени реализуются все перечисленные дидактические возможности средств ИКТ, что позволяет повышать эффективность образовательного процесса, прежде всего, за счет усиления наглядности демонстрации учебного материала, индивидуализации и дифференциации процесса обучения, погружения обучаемого в информационную среду, имитирующую реальную профессиональную деятельность, обеспечения объективности контроля, оценки приобретённых знаний и компетенций. Дальнейшее развитие ИОС вуза в многоуровневой системе образования будет идти в соответствии с постоянно растущими их возможностями, такими, например, как активное внедрение в образовательный процесс сервисов Web 2.0, использование технологий Cloud Computing («облачных вычислений), внедрение легко воспроизводимых решений для сферы образования на основе открытых стандартов и открытого программного кода, применение автоматических систем синхронного контекстного перевода, повышение надёжности и безопасности программного обеспечения для сферы образования. Литература:
|
Конкурс «Современная информационная среда дошкольного и начального образования» Ижевск, Воткинское шоссе, 110. Тел. 45-78-00; 44-41-65, e-mail: tvcsosh19@mail ru | Название продукта Современная образовательная среда как условие обеспечения качественного образования | ||
Информационная среда школы «Школа Кирилла и Мефодия» Модуль Отражение использования эор в образовательном процессе: федеральные программы и ресурсы | Информационно-образовательная среда в аспекте требований фгос Образовательная среда является здесь не только посредником, но и активным участником их реализации. Поскольку образовательное взаимодействие... | ||
Программа информатизации школы «Открытая информационная среда моу... Повышение квалификации педагогического коллектива и учащихся в области использования икт в учебно–воспитательном процессе | Этнометодологический проект Г. Гарфинкеля и современная «этнография науки» Тема – Методические аспекты учета финансовых результатов в пассажирских автотранспортных организациях | ||
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200. 68 «Физика», магистерская программа 011200.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Тема Методические аспекты использования компьютерных технологий в учебном процессе обж | Отчет о выполнение научно-исследовательских работ на тему: «Разработка... «Разработка информационной системы «Информационная среда современного университета, этап 1» | ||
II. Назначение и задачи единой информационной среды школы Единая информационная среда (еис) – это среда, которая осуществляется объединением информационных потоков школы (производство, хранение,... | "Ковалентная связь" ... | ||
Ббк я Я дидактические и методические аспекты использования мультимедийных средств в учебном процессе: метод пособие / А. Б. Яковлев. Омск:... | Электронные образовательные ресурсы в учебно-воспитательном процессе вуза В статье рассмотрены вопросы использования электронных образовательных ресурсов в учебно-воспитательном процессе вуза, анализируется... | ||
Проекта или факультативного занятия ... | Пермский государственный технический университет «информационная компетентность в профессиональной деятельности преподавателя вуза» |