Современная информационная образовательная среда вуза и методические аспекты её использования





Скачать 63.25 Kb.
НазваниеСовременная информационная образовательная среда вуза и методические аспекты её использования
Дата публикации08.04.2015
Размер63.25 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
СОВРЕМЕННАЯ Информационная образовательная среда вуза и методические аспекты её использования

Поляков В.П., зав. кафедрой «Информатика и программирование» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ», д.п.н.

Информатизация образования призвана обеспечить сферу образования методологией и практикой разработки и эффективного использования современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания, а также совершенствования личности. Средства современных ИКТ должны не только выступать в качестве средств информатизации и коммуникации образовательного назначения, но и вместе с учебно-методическим, нормативным и организационным обеспечением реализовать принципиально новые, инновационные педагогические технологии.

Ключевые изменения при трансформация системы образования, направленной на удовлетворение нужд информационного общества, должны коснуться прежде всего роли преподавателя, что обусловлено следующими обстоятельствами: новые технологии внедряются в реальную экономику, опережая знания студентов на три поколения, а учебники преподавателей в твердых копиях устаревают еще на момент их печати [1]. ИКТ играют ключевую роль при формировании, переносе и трансформации знаний, в связи с чем формируются новые приоритетные компетенции для педагогов (поиск, анализ и извлечение знаний из открытых ресурсов Internet; эффективная актуализация учебных материалов; дистанционное общение со студентами и коллегами; интеграция в виртуальное научное сообщество).

Основной акцент в деятельности преподавателя заключается в том, чтобы создаваемый им на базе актуальных источников контент оперативно передавался студенту, который в процессе непрерывного приобретения новых знаний и умения учиться самостоятельно должен:

  • освоить навыки работы с любой информацией, с разнородными: противоречивыми данными;

  • сформировать навыки самостоятельного (креативного), а не репродуктивного типа мышления;

  • дополнить традиционный принцип «формировать знания, умения и навыки» принципом «формировать компетентность».

Следствием того, что общество становится информационным, является и изменение требований самого студента к системе образования. Студенты двадцати- или десятилетней давности были вынуждены посещать лекции для того, чтобы получать знания, при этом основным источником информации был преподаватель. Подобная ситуация позволяла преподавателю являться «монополистом в образовательной среде». В настоящее время ситуация существенно изменилась, и студент может получить тоже образования не посещая ни единого аудиторного занятия, при этом на преподавателя возлагаются совершенно новые задачи: создание актуального знания и его постоянное обновление, активная работа в информационной среде, постоянное повышение своей ИТ-квалификации, управление личными знаниями.

Достижение психолого-педагогических целей обучения и воспитания, обеспечение гибкого и эффективного управления образовательным процессом возможно в рамках современной информационной образовательной среды (ИОС), целевой функцией которой является предоставление возможности получения индивидуумом необходимых данных, сведений, гипотез, теорий и пр. Умение же получать информацию и преобразовывать ее необходимо воспитывать, вырабатывать. Данное умение может быть приобретено только лишь в процессе информационного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Современные технологические реалии изменяют парадигму образования, которая меняется от формально-знаниевой (обучение, teaching paradigm) к результатно-ориентированной (учение, learning paradigm), которая удачно согласуется с ныне принятой концепцией компетентностного подхода.

Основная цель ИОС вуза состоит в обеспечении возможности удаленного интерактивного доступа (в авторизованном режиме, ориентированном на разные группы пользователей) ко всем информационным образовательным ресурсам (учебная, методическая, справочная, нормативная, организационная и другая информация, необходимая для эффективной организации и прохождения всего образовательного процесса с гарантированным уровнем качества).

Для обучаемых в качестве преимуществ, предоставляемых ИОС в процессе обучения следует отметить: возможность использования многочисленных открытых информационных ресурсов; разнообразных мультимедиа компонентов учебных материалов; наличие e-portfolio, интегрирующего результаты обучения; гибкость траектории и временных параметров обучения; интерактивная коммуникация с преподавателем и другими обучаемыми в предметном контексте.

Преподавателю ИОС предоставляет возможности оперативно актуализировать образовательные ресурсы, осуществлять автоматический мониторинг учебной деятельности, корректировать учебный процесс в соответствии с потребностями каждого обучаемого, организовать и детально контролировать самостоятельную работу студентов (сайты кафедр «Информационные технологии» www.fa-kit.ru и «Информатика и программирование» www.fa-kip.ru, например).

Изменения среды образовательной деятельности диктуют адекватные изменения в её методическом обеспечении. Осмысление и научное обоснование применения ИКТ в педагогической теории и практике выходят на первый план в развитии процесса информатизации в образовании. Личностно ориентированные технологии обучения в условиях использования средств ИКТ создают условия для развития у обучаемых способности к самообразованию и саморазвитию, самостоятельности и самореализации.

Очевидно, что обучающие ресурсы должны отличаться от обыкновенных информационных источников Интернет хотя бы тем, что их необходимо встраивать в учебный процесс, который в свою очередь представляет собой весьма сложную систему взаимодействий субъектов этого процесса как между собой, так и с информационными источниками различного типа. Обучаемый должен не просто быстро получить информационный обучающий ресурс, а получить именно тот ресурс, который полностью соответствует его образовательным потребностям и адаптирован к уровню индивидуальной подготовки и может быть успешно усвоен.

ИОС, построенная на основе принципов педагогики социального конструктивизма наряду с учебными ресурсами должна включать в себя различные средства, позволяющие участникам учебного процесса сформировать новые знания, заявить о своих познавательных интересах, а также объединить вокруг себя единомышленников. К таким средствам могут быть отнесены информационные источники, обучающие программы, тесты, он-лайн переписка, блоги, форумы, чаты и т.п. То есть такая среда должна выполнять системно-интегрирующую функцию, а также быть функционально расширяемой.

Реализации принципов активного личностно ориентированного обучения служат следующие наиболее важные дидактические возможности средств ИКТ [2]:

  1. Реализация интерактивного диалога – обеспечивается оперативной обратной связью между пользователем и средствами ИКТ. Интерактивность диалога предоставляет участникам информационного взаимодействия возможность активной работы с системой, каждый его запрос вызывает ответное действие системы, и, наоборот, реплика последней требует реакции пользователя.

  2. Визуализация учебной информации об изучаемом объекте, происходящем процессе, предполагающая наглядное статическое представление на экране компьютера изучаемого объекта, процесса или его модели, графическую интерпретацию изучаемой закономерности.

  3. Моделирование реальных или виртуальных процессов и явлений, интерпретация информации об изучаемых или исследуемых объектах в виде таблиц, графиков, создание предметной виртуальной среды для тренинга при подготовке к будущей профессиональной деятельности.

  4. Хранение больших объемов информации в различных цифровых форматах с возможностью легкого доступа к ней, тиражирования, передачи ее на любые расстояния; автоматизация сбора, накопления, хранения, обработки информации и информационно-поисковой деятельности.

  5. Автоматизация процессов вычислительной деятельности, при решении задач из сферы профессиональной деятельности.

  6. Автоматизация управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения, продвижения в обучении, тренинга, тестирования; автоматизация информационной деятельности и информационного взаимодействия между участниками образовательного процесса в локальных и глобальных компьютерных сетях в целях улучшения управления образовательным процессом в вузе.

В ИОС вуза в той или иной степени реализуются все перечисленные дидактические возможности средств ИКТ, что позволяет повышать эффективность образовательного процесса, прежде всего, за счет усиления наглядности демонстрации учебного материала, индивидуализации и дифференциации процесса обучения, погружения обучаемого в информационную среду, имитирующую реальную профессиональную деятельность, обеспечения объективности контроля, оценки приобретённых знаний и компетенций.

Дальнейшее развитие ИОС вуза в многоуровневой системе образования будет идти в соответствии с постоянно растущими их возможностями, такими, например, как активное внедрение в образовательный процесс сервисов Web 2.0, использование технологий Cloud Computing («облачных вычислений), внедрение легко воспроизводимых решений для сферы образования на основе открытых стандартов и открытого программного кода, применение автоматических систем синхронного контекстного перевода, повышение надёжности и безопасности программного обеспечения для сферы образования.

Литература:

  1. Тихомиров В.П. Информационно-коммуникационные технологии в управлении академическими знаниями и электронном образовании (Аналитический доклад) // Труды Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Информационные технологии в обеспечении нового качества высшего образования 14-15 апреля 2010».– М.: НИТУ «МИСиС», 2010. – 14с.

  2. Панюкова С.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 224с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Современная информационная образовательная среда вуза и методические аспекты её использования iconКонкурс «Современная информационная среда дошкольного и начального образования»
Ижевск, Воткинское шоссе, 110. Тел. 45-78-00; 44-41-65, e-mail: tvcsosh19@mail ru
Современная информационная образовательная среда вуза и методические аспекты её использования iconНазвание продукта
Современная образовательная среда как условие обеспечения качественного образования
Современная информационная образовательная среда вуза и методические аспекты её использования iconИнформационная среда школы «Школа Кирилла и Мефодия»
Модуль Отражение использования эор в образовательном процессе: федеральные программы и ресурсы
Современная информационная образовательная среда вуза и методические аспекты её использования iconИнформационно-образовательная среда в аспекте требований фгос
Образовательная среда является здесь не только посредником, но и активным участником их реализации. Поскольку образовательное взаимодействие...
Современная информационная образовательная среда вуза и методические аспекты её использования iconПрограмма информатизации школы «Открытая информационная среда моу...
Повышение квалификации педагогического коллектива и учащихся в области использования икт в учебно–воспитательном процессе
Современная информационная образовательная среда вуза и методические аспекты её использования iconЭтнометодологический проект Г. Гарфинкеля и современная «этнография науки»
Тема – Методические аспекты учета финансовых результатов в пассажирских автотранспортных организациях
Современная информационная образовательная среда вуза и методические аспекты её использования iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200. 68 «Физика», магистерская программа 011200....
Современная информационная образовательная среда вуза и методические аспекты её использования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Современная информационная образовательная среда вуза и методические аспекты её использования iconТема Методические аспекты использования компьютерных технологий в учебном процессе обж

Современная информационная образовательная среда вуза и методические аспекты её использования iconОтчет о выполнение научно-исследовательских работ на тему: «Разработка...
«Разработка информационной системы «Информационная среда современного университета, этап 1»
Современная информационная образовательная среда вуза и методические аспекты её использования iconII. Назначение и задачи единой информационной среды школы
Единая информационная среда (еис) – это среда, которая осуществляется объединением информационных потоков школы (производство, хранение,...
Современная информационная образовательная среда вуза и методические аспекты её использования icon"Ковалентная связь"
...
Современная информационная образовательная среда вуза и методические аспекты её использования iconБбк я
Я дидактические и методические аспекты использования мультимедийных средств в учебном процессе: метод пособие / А. Б. Яковлев. Омск:...
Современная информационная образовательная среда вуза и методические аспекты её использования iconЭлектронные образовательные ресурсы в учебно-воспитательном процессе вуза
В статье рассмотрены вопросы использования электронных образовательных ресурсов в учебно-воспитательном процессе вуза, анализируется...
Современная информационная образовательная среда вуза и методические аспекты её использования iconПроекта или факультативного занятия
...
Современная информационная образовательная среда вуза и методические аспекты её использования iconПермский государственный технический университет
«информационная компетентность в профессиональной деятельности преподавателя вуза»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск