Скачать 229.54 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской ФедерацииФедеральное государственное бюджетноеобразовательное учреждениевысшего профессионального образования«Сибирская Государственная Геодезическая Академия»(ФГБОУ ВПО «СГГА») Кафедра инженерной геодезии и информационных систем УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе ___________В.А. Ащеулов ___________________2012 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УПРАВЛЕНИЕ ДАННЫМИ Для направления подготовки дипломированного специалиста 230200- ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ Специальность 230201 Информационные системы и технологии Код квалификации – 65 (инженер) Новосибирск 2012
1. Цели и задачи дисциплины.
Формирование концептуальных представлений о принципах построения БД и СУБД, представляющих фундаментальные понятия и математические модели, лежащие в основе БД и СУБД, принципы проектирования БД, а также технологии реализации БД и иллюстрирующий вышеуказанные понятия на примере ACCESS и MS SQL-Server2000/2005. Программа курса посвящена важнейшей составляющей широко разрабатываемых и используемых информационных систем организационного управления – базам данных (БД), создаваемым и функционирующим на основе систем управления базами данных (СУБД). Главной целью курса является формирование концептуальных представлений об основных принципах построения БД и СУБД, принципах проектирования БД, а также анализ основных технологий реализации БД. Особое внимание уделяется представлению фундаментальных понятий и математических моделей, лежащих в основе баз данных и систем управления базами данных. Изучение курса включает усвоение ряда фундаментальных понятий и теоретических основ организации баз данных и систем управления базами данных. Задачами преподавания дисциплины, связанными с ее содержанием, являются:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования: Студент должен знать:
Студент должен уметь: - реализовывать основные этапы построения сетей, иерархию моделей процессов в сетях, технологию управления обменом информации в сетях: - проводить предпроектное обследование объекта проектирования, системный анализ предметной области, их взаимосвязей (ПК-1); - проводить техническое проектирование информационной сети (ПК-2); - проводить выбор исходных данных для проектирования (ПК-4); - оценивать надежность и качество функционирования объекта проектирования (инфокоммуникационных сетей) (ПК-6); - участвовать в работах по доводке и освоению информационных технологий в ходе внедрения и эксплуатации информационных сетей и систем (ПК-15); - использовать технологии разработки объектов профессиональной деятельности, в областях: геоинформационные системы, машиностроение, приборостроение, наука, техника, образование, медицина, административное управление, юриспруденция, бизнес, предпринимательство, коммерция, менеджмент, банковские системы, безопасность информационных систем, управление технологическими процессами, механика, строительство, транспорт, железнодорожный транспорт, связь, телекоммуникации, управление инфокоммуникациями, геодезия и картография, геоинформационные системы, лесной комплекс, химико-лесной комплекс, экология, сфера сервиса, системы массовой информации, дизайн, медиаиндустрия, а также предприятия различного профиля и все виды деятельности в условиях экономики информационного общества (ПК-18).
Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.3. Профессиональный цикл. Базовая (общеобразовательная) часть». Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные в результате обучения в средней общеобразовательной школе. Дисциплина «Управление данными» должна изучаться параллельно с дисциплинами: «Технологии информационных процессов и систем», «Информационные технологии», «Программирование», «Логические данные», «Методы и средства проектирования информационных систем» и «Технологии обработки информации». Учебная дисциплина «Управление данными» предшествует изучению дисциплин: «Представление данных в ИС», «Инструментальные средства информационных систем», «Интеллектуальные системы и технологии» и вариативной части дисциплин по выбору студентов, содержание которых связано с информационными системами и технологии. Дисциплина формирует профессиональные компетенции, необходимые для прохождения учебной и производственной практик, самостоятельного проектирования баз данных для различных СУБД.
4.1 Лабораторный практикум: тематика практических заданий
4.2 ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО КУРСУ: « управление данными» ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ И ОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 230201 – ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ. На практических занятиях необходимо освоить следующие разделы и приобрести практические навыки в работе: РАЗДЕЛ I. Начало работы в Microsoft Access; Основные вопросы для рассмотрения:
Запуск. Окно ACCESS: строка заголовка окна, строка меню, панели инструментов, строка состояния, диалоговые окна. - Открытие базы данных: Окно базы данных. РАЗДЕЛ II. Создание новой базы данных; Создание файла базы данных ACCESS; Создание таблицы базы данных. Определение структуры новой таблицы в режиме конструктора: Определение полей таблицы, общие свойства поля, типы элементов управления, определение первичного ключа, сохранение таблицы. Создание новой структуры базы данных Обработка данных Схема данных в Access: Взаимосвязи таблиц, обеспечение целостности данных, каскадное обновление и удаление связанных записей, первоначальное создание схемы данных. Модификация структуры базы данных: изменение структуры таблиц, изменение схемы данных. РАЗДЕЛ III. Разработка форм для загрузки, просмотра и корректировки данных; Технология загрузки базы данных с использованием форм: Требования к последовательности загрузки таблиц базы данных. Этапы загрузки базы данных и требования к формам. Разработка однотабличных форм. Основы конструирования формы: - области и элементы формы в режиме конструктора. - панели конструктора форм и форматирование: назначение кнопок панелей, настройка панели конструктора форм.
Основы создания формы. Технология разработки однотабличной формы: Подготовка к созданию однотабличной формы. Создание однотабличной формы: создание в режиме автоформы, редактирование формы, переход в режим формы и загрузка таблицы. Разработка многотабличной формы. Основы создания многотабличной формы:
Способы построения многотабличной формы. Выбор таблиц и полей для формы. Выбор варианта создания многотабличной формы. Завершение создания формы мастером. Доработка формы в режиме конструктора.
Добавление полей Защита данных поля от изменений Установка ограничений на корректировку записей через форму Добавление подчиненной формы Защита данных подчиненной формы от изменений Технология разработки формы для загрузки двух связанных таблиц.
Определение подсхемы данных для составной формы. Определение общей структуры составной формы. Размещение реквизитов основной и подчиненной формы.
Определение таблиц и полей для основной и включаемой частей формы. Выбор типа формы Назначение имени формы и ее открытие
- Создание кнопок для перехода к другой записи - Редактирование подчиненной формы
- Технология разработки многотабличной формы для загрузки подчиненной таблицы.
- Подготовка к созданию формы: определение подсхемы данных, определение общей структуры формы, размещение реквизитов формы.
- Создание поля со списком с помощью мастера - Создание поля со списком без использования мастера. - Переход в режим формы и загрузка данных в подчиненную таблицу. РАЗДЕЛ IV. ОБРАБОТКА ДАННЫХ. Обработка данных в режиме таблицы и формы. Поиск данных, сортировка записей, отбор записей с помощью фильтра, корректировка данных таблицы. Основы разработки запросов.
- Корректировка данных средствами запросов: запрос на обновление, запрос на добавление, запрос на удаление. - Мастера создания запросов: мастер запросов на выборку, мастер перекрестных запросов. Технология конструирования запросов. - Конструирование однотабличного запроса на выбрку: использование логических операций в условии отбора, использование в условии отбора выражений с именами полей. - Конструирование многотабличного запроса на выбоку. Запрос на основе нескольких взаимосвязанных таблиц: Формирование схемы данных запроса. Подготовка бланка запроса. Ввод значений в усовия отбора записей, Формирование записей результата при выполнении запроса. - Ввод параметров запроса. - Использование вычисляемых полей в запросах. Использование групповых операций в запросах:
- Конструирование запроса на создание таблицы. - Конструирование запроса на обновление. - Конструирование перекрестного запроса.
- Построение запроса на основе другого запроса. - Решение задачи, требующей выполнения нескольких запросов и сохранения промежуточных результатов. 4.3 Дополнительные разделы для изучения по желанию студента:
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Методические рекомендации по организации изучения дисциплины: В основу изучения дисциплины «Управление данными» предполагается положить личностно-ориентированное обучение. Проявление и всестороннее развитие индивидуальных способностей ярче всего должно быть продемонстрировано студентами при выполнении лабораторных работ, контрольных заданий и научно-исследовательских. При выполнении научно-исследовательских работ в области информационных технологий (темы работ предлагаются преподавателем) предполагается применять исследовательский метод обучения, основная идея которого заключается в использовании научного подхода к решению задачи. Результаты научно-исследовательских работ студенты представляют на ежегодных студенческих научно-технических конференциях. 6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Примерный перечень оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации:
Перечень вопросов для подготовки к экзамену: 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 7.1 Вопросы по SQL запросам
7.2 НАЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ ЗАПРОСОВ Запрос позволяет выбрать необходимые данные из одной или нескольких взаимосвязанных таблиц, произвести вычисления и получить результаты в виде таблицы. Чепез запрос можно производить обновление данных в таблицах, добавление и удаление записей. С помощью запроса можно выполнить следующие виды обработки данных:
Многотабличный запрос позволяет сформировать записи путем объединения взаимосвязанных записей из таблиц базы данных и включения нужных полей из нескольких таблиц. Последовательное выполнение ряда запросов позволяет решать достаточно сложные задачи, не прибегая к программированию. В АССЕSS может быть создано несколько видов запросов:
Замечание. Таблицу с результатами запроса можно использовать для работы с данными в таблицах, на которых построен запрос. Например, можно корректировать данные в исходных таблицах базы данных через таблицу с результатами запроса.
Запрос на выборку играет особую роль, т.к. на его основе строятся запросы другого вида. ОСНОВЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ ЗАПРОСОВ Основные принципы конструирования запроса заложены в технике конструирования ЗАПРОСА НА ВЫБОРКУ, являющегося основой всех видов запроса. Запрос на выборку позволяет достаточно просто выбрать данные из одной или нескольких взаимосвязанных таблиц. Результаты выполнения запроса отображаются в виде таблицы, существующей до ее закрытия. Записи этой таблицы формируются на основе задаваемых запросом условий отбора записей в исходных таблицах и связей между этими таблицами, имеющихся в схеме данных запросов. Поля, составляющие записи результата, указываются пользователем в бланке запроса. Таблица с результатами запроса может применяться при дальнейшей обработке данных. В запросе на выборку могут использваться не только таблицы базы данных, но иранее созданные запросы, а вернее таблицы, являющиеся результатом их выполнения. При этом нет необходимости сохранять таблицы, полученные в результате выполнения ранее созданных запросов. Однако в ряде случаев непосредственное использование в запросе другого запроса невозможно. В этом случае включаемый запрос надо преобразовать в запрос на создание таблицы. Этот запрос надо преобразовать в запрос на создание таблицы. Этот запрос отличается от запроса на выборку только сохранением результата запроса как таблицы базы данных. После чего эта таблица может включаться в состав таблиц, на которых строится запрос. Результаты выполнения запроса выводятся в режиме таблицы. Окно запроса в режиме таблицы анвлогично окну просмотра таблицы базы данных. Несмотря на то, что поля результирующей таблицы принадлежат, как правило, нескольким таблицам базы данных, с ними можно работатьтак, как если бы они принажлежале одной таблице. Можно менять данные в таблице результатов запроса на выборку и сделанные изменения будут внесены в базовые таблицы. ПАНЕЛЬ ИНСТРУМЕНТОВ КОНСТРУКТОРА ЗАПРОСОВ КОРРЕКТИРОВКА ДАННЫХ СРЕДСТВАМИ ЗАПРОСА МАСТЕРА СОЗДАНИЯ ЗАПРОСОВ ТЕХНОЛОГИЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ ЗАПРСОВ КОНСТРУИРОВАНИЕ ОДНОТАБЛИЧНОГО ЗАПРОСА НА ВЫБОРКУ КОНСТРУИРОВАНИЕ МНОГОТАБЛИЧНОГО ЗАПРОСА НА 7.3 РАЗДЕЛ: ER – МОДЕЛИ И CASE – ПАКЕТ ERWin. КОНТРОЛЬННЫЕ ВОПРОСЫ ПО CASE-СРЕДСТВУ Erwin.
Контрольные вопросы взяты из главы из пункта 2.6.3.» Особенности методологии моделирования « стр.194 С.М. ДИГО «БАЗЫ ДАННЫХ»Москва «Финансы и статистика « 2005 г. 7.5 ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА.
7.6 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА.
М. «Финансы и статистика «, 1997 г.
BHV-Санкт – Петербург, 1997 г. 3. Microsoft Access 97: НАГЛЯДНО и КОНКРЕТНО. Пер. с англ. М.: Идательский отдел «Русская Редакция». 4. Access 97. Книга ответов. ( более 400 вопросов и ответов). Эдвард Джонс, Джарел Джонс. Санкт-Петербург, 1998 г.Практическое руководство по SQL . 5. Джудит С. Боуман, Сандра Л. Эмерсон . Киев-Москва , 1997 г. SQL Server 2000. Эффективная работа. 6. Майкл Оутей, Поль Конте. ПИТЕР. 2002 г. 7. Разработка приложений на основе Microsoft Server 2005. 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины. ЭЕКТРОННЫЙ КУРС В СЕТИ ИГиМ: 6 СЕМЕСТР, ДИСЦИПЛИНА «УПРАВЛЕНИЕ ДАННЫМИ», УЧЕБНЫЙ КУРС – 250 Мбайт. Компьютерные классы. Программное обеспечение. СУБД ACCESS-2007, СУБД SQL SERVER 2005. Лекционные аудитории с наличием мультимедийного проектора и ноутбука (или компьютера). Учебные лаборатории, доступ к сети Интернет (во время самостоятельной подготовки). Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки Автор: ЖЕЖКО Л.В, – ДОЦЕНТ кафедры Инженерной геодезии и информационных систем ФГБОУ ВПО «СГГА». Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры ИГиИС Протокол № (обсуждается и пересматривается ежегодно не позднее 1 июля) « » 2012 г. Зав. кафедрой В.А. Скрипников (Ф.И.О., подпись) Одобрено научно-методическим советом института ________________________________________________________________________________________________________________________________________ « » 2012 г. Председатель С.В. Середович (Ф.И.О., подпись) |
Учебно-методический комплекс опд. Ф. 12 Социальная педагогика (указывается... Для реализации поставленной цели необходимо последовательно решить следующие основные учебные задачи | 1. Цели и задачи дисциплины Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований фгос) | ||
1. Цели и задачи дисциплины Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований фгос) | 1. Цели и задачи дисциплины Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке магистра (с учетом квалификационных требований фгос) | ||
1. Цели и задачи дисциплины Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований фгос) | 1. Цели и задачи дисциплины Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований гос) | ||
1. Цели и задачи дисциплины Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований гос) | 1. Цели и задачи дисциплины Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований фгос) | ||
1. Цели и задачи дисциплины Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований фгос) | 1. Цели и задачи дисциплины Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований гос) | ||
1. Цели и задачи дисциплины Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований фгос) | 1. Цели и задачи дисциплины Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований фгос) | ||
1. Цели и задачи дисциплины Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке магистра (с учетом квалификационных требований фгос) | 1. Цели и задачи дисциплины Цель, задачи дисциплины, её место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований фгос) | ||
1. Цели и задачи дисциплины Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований фгос) | 3. 1 Цели и задачи дисциплины Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований гос) |