Доклад на тему: Антикоррупционные механизмы в сфере закупок для муниципальных нужд





Скачать 101.14 Kb.
НазваниеДоклад на тему: Антикоррупционные механизмы в сфере закупок для муниципальных нужд
Дата публикации02.03.2016
Размер101.14 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Информатика > Доклад


Доклад на тему:

Антикоррупционные механизмы в сфере закупок для муниципальных нужд
Закупка товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд всегда являлась сферой социальных отношений с повышенным риском коррупции.

Коррупция в сфере закупок, к сожалению, — явление не новое.

Хотя полностью одолеть коррупцию в закупках пока не удалось ни одной стране мира, это вовсе не означает бессмысленность мер по снижению ее уровня.
Борьба с коррупцией в системе закупок невозможна без комплексного подхода к решению этой сложной проблемы.


Российской и международной практикой выработаны четыре основных подхода, подтвердивших свою действенность:

— регламентационные методы;

— технические методы;

— психологические методы;

— контрольные и репрессивные меры.
Регламентационные методы

Основным документом, регламентирующим процедуру закупок, является Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Во исполнение и развитие основного документа принято порядка пятидесяти подзаконных нормативных актов — постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы и разъяснения ФАС России, Минэкономразвития, Федерального казначейства.
Сам Закон о закупках написан с целью выявления и предотвращения коррупционных схем в соответствующей сфере деятельности.
1.Информационная прозрачность на всех этапах закупочной деятельности
Информационная прозрачность - это важнейший инструмент, обеспечивающий определенный уровень гарантий защиты от проявления коррупционных рисков. Можно выделить несколько уровней информационной прозрачности:
1. Доступность правовых актов, устанавливающих общие правила закупок.

2. Открытый доступ к вспомогательным документам (локальным актам, методикам, инструкциям) в сфере осуществления закупочной деятельности.

3. Обеспечение открытого доступа к информации, которая создается в процессе осуществления закупки, в достаточном объеме для осуществления независимого мониторинга и общественного контроля.
4. Открытый характер сведений о результатах исполнения договоров и выплатах, осуществленных по ним.

5. Прозрачные процедуры обжалования результатов закупочной деятельности.

Перечисленные аспекты раскрытия информации в сфере закупочной деятельности обеспечиваются созданием правовых норм как на законодательном уровне, так и на локальном.. Наиболее перспективной мерой обеспечения прозрачности закупок является публикация информации в сети “Интернет”.

2. Эффективные регуляторы условий участия в закупках

Условия участия в закупках включают в себя требования, предъявляемые к участникам, требования к закупаемым товарам, работам, услугам, критерии оценки заявок и принятия решений о заключении контрактов.
Если раньше (До 1 января 2006 г.) должностные лица, ответственные за закупки, устанавливали произвольные требования к поставщикам, исполнителям, подрядчикам. Таким образом, можно было ограничить участие предпринимателей в торгах и обеспечить контракт "своей" компании.

Сегодня существует четкий перечень требований формального характера к участникам закупок по предоставлению документов. Устанавливать произвольные или дополнительные требования Закон запрещает. Квалификация участников проводится по понятным для всех экономическим критериям и предполагает наличие опыта выполнения подобных работ.

Сегодня мы используем такой механизмом, как электронные аукционы, которые обеспечивают не только эффективность расходования бюджетных средств, но и технологический прорыв. Электронный аукцион обеспечил анонимность участия предпринимателей. Теперь заказчик не может воздействовать на них путем установления условий участия и субъективных требований.

До 1 января 2006 г. существовала возможность изменять любые условия заключенных контрактов, в том числе стоимость и объемы работ, что само по себе являлось предпосылкой для коррупции. Сейчас такая практика ушла в прошлое. Теперь установлен ограниченный перечень случаев внесения изменений в действующий контракт. Закон не допускает произвольного изменения стоимости контракта, сроков выполнения работ, оказания услуг, поставки и многих других положений, что существенно ограничивает возможности для реализации коррупционных схем.

Раньше обжаловать результаты торгов можно было только в судебном порядке, но эта процедура занимала много времени, поэтому к завершению разбирательства контракт обычно уже был выполнен другим участником. Таким образом, восстановить справедливость было практически невозможно. Сегодня существует короткая процедура обжалования действий заказчиков в ФАС России. Ее механизм позволяет быстро восстанавливать нарушенные права участников закупок и преграждает путь на торги "своим" участникам.
До весны 2011 г. заказчики произвольно устанавливали начальную (максимальную) цену контракта. Это приводило к закупкам дорогостоящего оборудования, цены которого значительно превышали рыночные. Сейчас заказчики обязаны обосновывать установленные цены и изучать рынок, проводить мониторинг заключенных контрактов на аналогичные товары, работы, услуги.
Это далеко не все механизмы противодействия коррупции, заложенные в Закон о закупках.


Локальные методы.

Закон о закупках не ограничивает внутреннюю деятельность заказчиков. Бороться с коррупционными проявлениями можно и на местном уровне. Для этого необходимо создать эффективную систему правил, подробно регламентирующих действия сотрудников в той или иной ситуации. Подобные правила способствуют уменьшению субъективного элемента в решении сотрудника. Следует также прописывать четкие механизмы контроля за точным соблюдением этих правил.

Для сотрудников необходимо вводить систему индивидуальных должностных инструкций, в которых будут четко прописаны все "шаги" при осуществлении закупок. Эта мера позволит минимизировать фактор субъективности.
Технические методы.

Данные методы значительно уменьшают вероятность сговора представителей отделов закупок, заказчиков и потенциальных исполнителей, устраняя возможность личных контактов между участниками процедуры госзакупок.

Я уже упоминала об электронных аукционах. Это эффективный технический метод противодействия коррупции. Участники закупок не знают друг друга и не могут договориться о результате торгов и согласовать стоимость контракта, что положительно влияет на снижение начальных цен и благоприятствует развитию конкуренции в целом. Все электронные аукционы проводятся на специально отобранных пяти электронных торговых площадках, где процессом управляет программно-аппаратный комплекс. Т.е для участия в торгах достаточно персонального компьютера с выходом в Интернет.
К мерам местного воздействия можно отнести оборудование переговорных комнат и рабочих мест специалистов по закупкам системами контроля и видеонаблюдения. Недостатком подобных мер следует признать их высокую стоимость. Кроме того, целесообразно ввести контроль служебной переписки.
Психологические методы

Мы постоянно слышим с экранов телевизоров, читаем в печатных и электронных СМИ высказывания сотрудников правоохранительных и различных контрольных органов о неотвратимости наказания за совершенные деяния. Это тоже один из механизмов государственного воздействия.
Воздействие на местном уровне

Это проверка анкетных данных, биографии кандидата на должность сотрудника отдела закупок и отзывов с предыдущих мест работы — самый простой, распространенный, а также наименее затратный метод. При поступлении на муниципальную службу соискатели предоставляют справку из правоохранительных органов об отсутствии судимости, что дает возможность изначально не допускать к коррупционно опасным видам деятельности кандидатов с судимостями или уволенных с предыдущих мест работы за финансовые и коррупционные правонарушения. Однако при поступлении на работу специалистов тех.обеспечения такие документы мы требовать не вправе. Особое внимание уделяется квалификации и репутации потенциального сотрудника.

В некоторых субъектах проводятся специальные тестирования и проверки кандидатов на должность сотрудников отделов закупок. Для этого используются компьютерные тестирования, полиграф, провокационные действия руководства учреждения с целью выявления лояльности сотрудников профильных отделов к коррупционным элементам, показательные процессы по делам о правонарушении в этой области, создание системы взаимного контроля сотрудников, эффективная мотивация сотрудников. Поощрение добросовестных и трудолюбивых сотрудников, причем не только финансовое, но и моральное является наилучшим проявлением расположения руководителя к честным сотрудникам.

Контрольные и "репрессивные" меры

В Законе о закупках много внимания уделено контрольным мероприятиям. Это любые контрольные мероприятия надзорных органов власти — ФАС России, Счетной палаты, прокуратуры, Следственного комитета, МВД и др. контроль со стороны различных общественных объединений.

Сегодня контрольными мероприятиями охвачен весь цикл закупки — от планирования, обоснования цены до исполнения контракта. Другое дело, что коррупция процветает не только среди чиновников, но и в контрольно-надзорных органах власти, и это мешает наводить порядок и препятствовать коррупционным схемам.
Воздействие на местном уровне должно быть направлено на создание условий невыгодности коррупционных действий для сотрудников, ответственных за проведение закупок. К таким мерам, в частности, можно отнести:

— применение к провинившимся сотрудникам дисциплинарных взысканий и разъяснение им всей полноты ответственности по действующему административному и уголовному законодательству;

— проведение специальных тренингов по разъяснению составов, ответственности и наказания за правонарушения в области госзакупок;

— огласку коррупционных инцидентов в учреждении.
Необходимо отметить, что применение каждого метода противодействия коррупции на практике ограничено его спецификой и требует дополнительных организационных и финансовых ресурсов. Достичь ощутимых показателей снижения коррупции позволяет лишь комплексный подход — сбалансированное использование всех методов противодействия на всех этапах процесса закупок.
На уровне нашего муниципального образования приняты следующие меры по совершенствованию условий муниципальных закупок и противодействию коррупции:

- приняты правовые акты регулирующие правоотношения в сфере закупок и осуществление контроля за их исполнением, в том числе устанавливающих схему централизации закупок для нужд Кондинского района, включающих в себя порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом, принят порядок принятия решения о заключении долгосрочных контрактах, длительность производственного цикла которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, установлены случаи когда проведение закупки подлежит общественному обсуждению, принято положение о единой комиссии по закупкам с регламентацией действий каждого члена комиссии, распоряжение о создании контрактной службы где четко определены функции и полномочия сотрудников службы, внесены изменения в должностные инструкции в части требования к специалистам теоретических и практических знаний в области закупок, полномочий и функций которые может осуществлять специалист, а так же в части касающейся ответственности за невыполнение должностных обязанностей (КОАП).

 - Для снижения риска финансовых потерь – (искусственного завышения заказчиком и исполнителем цен на закупаемую продукцию по сравнению с рыночным уровнем) осуществляется мониторинг цен на предполагаемые к закупкам товары, работы, услуги (уполномоченный орган, отраслевые комитеты и отделы администрации района (в соответствии с предметом контракта) проверяют расчет начальной максимальной цены контракты и документы, подтверждающие обоснование цены). Например, отдел по ценам ежемесячно осуществляет мониторинг цен на продукты питания в разрезе поселений района. Заказчики при формировании цены используют эти данные.

- для исключения фактов нарушения законодательства в сфере закупок разработаны методические рекомендации, регулирующие общие подходы и правила к подготовке заявок на проведение процедур закупок с подробными разъяснениями и ссылками на законодательство регулирующее закупки, гражданский кодекс, антимонопольное законодательство, земельный кодекс, градостроительный кодекс, так же разработаны положение о взаимодействии уполномоченного органа и заказчиков, утвержден порядок принятия решений о заключении долгосрочных муниципальных контрактов, срок выполнения которых превышает срок действия утвержденных лимитов;

  - для расширения возможностей участия в торгах широкого круга хозяйствующих субъектов, а также для повышения гласности и прозрачности системы муниципальных закупок помимо планов-графиков, которые размещены на официальном сайте Российской Федерации (www.zakupki.gov.ru), информация о планируемых заказах так же размещается и на официальном сайте района. Данные планы более расширены и включают в себя не только процедуры торгов, но и закупки у единственного поставщика (т.е. планируемые договоры до 100 тыс.).

- к рассмотрению заявок участников торгов привлекаются специалисты и эксперты в области знаний по предмету закупки. Единая комиссия принимает решение с учетом данных экспертных заключений заказчиков.

  Так же в целях исключения действий коррупционной направленности при проведении конкурентных процедур, повышения эффективности использования бюджетных средств, а также для исключения фактов нарушения законодательства в сфере закупок в районе:

- для ограничения участия недобросовестных участников в торгах в документациях исключается авансирование, постановлением главы администрации района закреплены размеры авансовых платежей на различные виды договоров.

- комитет по финансам и налоговой политике администрации Кондинского района осуществляет финансирование контрактов только после их обязательной регистрации в реестре контрактов на официальном сайте. В случае отсутствия контракта в реестре отказывает в приеме платежного поручения и осуществляет блокировку денежных средств.

Организовано повышение квалификации в сфере закупок специалистов муниципальных заказчиков (контрактных управляющих и специалистов контрактной службы), специалистов уполномоченного органа и членов единой комиссии.

Уполномоченным органом проводятся обучающие мероприятия и совещания по интересующим заказчиков вопросам, ведется постоянная работа по отслеживанию изменений, вносимых в законодательные акты в сфере закупок, заказчикам направляются разъяснительные письма, осуществляются консультации по формированию плана-графика закупок, формированию заявок, по заключению контрактов и договоров, по работе с общероссийским сайтом по закупкам. Все нормативные документы, разъяснительные письма, инструкции размещаются на сайте района.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад на тему: Антикоррупционные механизмы в сфере закупок для муниципальных нужд iconДоклад на тему: Цели и задачи органов внутреннего государственного...
Хотел бы построить свой доклад, и акцентировать основное Ваше внимание на основных концептуальных моментах осуществления финансового...
Доклад на тему: Антикоррупционные механизмы в сфере закупок для муниципальных нужд icon«Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками»
Федеральный закон от 05. 04. 2013 №44-фз «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных...
Доклад на тему: Антикоррупционные механизмы в сфере закупок для муниципальных нужд iconДоклад «Актуальные вопросы проведения контрольно-счетными органами...
...
Доклад на тему: Антикоррупционные механизмы в сфере закупок для муниципальных нужд iconЗапрос информации о ценах
Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. №44-фз «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных...
Доклад на тему: Антикоррупционные механизмы в сфере закупок для муниципальных нужд iconЗапрос информации о ценах
Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. №44-фз «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных...
Доклад на тему: Антикоррупционные механизмы в сфере закупок для муниципальных нужд iconМетодические рекомендации по применению методов определения начальной...
Федерального закона от 05. 04. 2013г. №44-фз «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных...
Доклад на тему: Антикоррупционные механизмы в сфере закупок для муниципальных нужд iconДоклад на тему: «Размещение заказов на энергосервис для нужд органов Федерального казначейства»
«Практика осуществления государственных закупок в территориальных органах Федерального казначейства»
Доклад на тему: Антикоррупционные механизмы в сфере закупок для муниципальных нужд iconОбъявляет конкурс на замещение вакантной должности федеральной государственной...
Федерации», Федерального закона от 5 апреля 2013 г. №44-фз «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения...
Доклад на тему: Антикоррупционные механизмы в сфере закупок для муниципальных нужд iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Председатель Единой комиссии по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд и...
Доклад на тему: Антикоррупционные механизмы в сфере закупок для муниципальных нужд iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Председатель Единой комиссии по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд и...
Доклад на тему: Антикоррупционные механизмы в сфере закупок для муниципальных нужд iconСписок тем реферат
Организация планирования расследования преступлений в сфере использования государственного имущества и размещения заказов на поставки...
Доклад на тему: Антикоррупционные механизмы в сфере закупок для муниципальных нужд iconДоклад об итогах работы отдела надзора, контроля в сфере образования...
На совещании руководителей муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования
Доклад на тему: Антикоррупционные механизмы в сфере закупок для муниципальных нужд iconРеферат Дисциплина: «Земельное право» Тема: «Гарантии прав граждан...
Гарантии прав граждан и юридических лиц при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд: теория и практика...
Доклад на тему: Антикоррупционные механизмы в сфере закупок для муниципальных нужд iconО тдел муниципальных закупок
Адрес организатора: 626152, г. Тобольск, ул. Ремезова, 24, каб. 109, тел/факс (3456) 24-67-07
Доклад на тему: Антикоррупционные механизмы в сфере закупок для муниципальных нужд iconПервый этап
Федерального закона №94-фз от 21. 07. 2005г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных...
Доклад на тему: Антикоррупционные механизмы в сфере закупок для муниципальных нужд iconДокументация об открытом аукционе
Федерального закона №94-фз от 21. 07. 2005г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск