Скачать 225.91 Kb.
|
ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕКОМЕНДОВАНО Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России от 13.06.2006 года ВИДЫ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ К учебным изданиям, согласно издательскому ОСТ 29.130-97 «Издания. Термины и определения», относятся:
ПОЛОЖЕНИЕ о порядке присвоения учебным изданиям грифа Учебно-методического объединения по медицинскому и фармацевтическому образованию 1. Официальное утверждение учебного издания 1.1. Учебно-методическое объединение по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России присваивает гриф учебным изданиям в качестве учебных пособий (руководств, атласов, сборников задач, тестов...) в соответствии с Номенклатурой учебных изданий для медицинских и фармацевтических образовательных учреждений и Требованиями, предъявляемыми к учебной медицинской и фармацевтической литературе (исключая учебники, методические рекомендации для студентов, разработки, методические рекомендации для практического здравоохранения по внедрению в практику). (Приложение 1.) 1.2. Присвоение грифа УМО реализуется через процедуру экспертизы учебного издания, на основании результатов которой УМО принимает решение о присвоении или об отказе в присвоении искомого грифа. 1.3. Гриф УМО свидетельствует о том, что данное учебное издание отвечает требованиям регионального, вузовского компонента государственных образовательных стандартов медицинского и фармацевтического профессионального образования, учебным программам и другим нормативным требованиям, рекомендованных Советом УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России, согласованных с Минздравом России и утвержденным Минобразованием России. 1.4. Текст грифа (его редакция) варьируется с учетом специфики конкретного учебного издания. В тексте указывается: "Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия (руководства, атласа, сборника задач,) по___________________(наименование дисциплины) для студентов мед (фарм) вузов (слушателей системы послевузовской подготовки специалистов)". Например: «Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия по микробиологии для студентов медицинских вузов» 1.5.Текст грифа УМО размещается на отдельном документе, выдаваемым Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России. Редакция грифа не может подвергаться изменениям со стороны издателя или автора. 1.6. Объем рукописи, представленной на присвоение грифа УМО, не должен быть. как правило, менее 3 печатных листов: от 70 до 150 страниц компьютерной печати сплошного текста и от 70 до 250 страниц компьютерной печати при наличии большого количества иллюстраций. Параметры страницы: формат А – 4 (для бумажной версии), поля: верхнее – 2, нижнее – 2,левое – 3, правое – 1,5. Межстрочный интервал – 1,5. Шрифт -14. Место размещения номера страниц – внизу по центру. 1.7. Срок действия права на издание учебной литературы после получения грифа УМО -1год.Срок действия грифа - 5 лет. 1.8. В соответствии с издательским ГОСТом 7.4-95 на оборотной стороне титульного листа учебного пособия указываются рецензенты, давшие положительное заключение на рукопись. (Приложение 2.) 1.9. В рецензиях дается всесторонняя и объективная оценка содержания и структуры учебного издания, информация об отличительных особенностях данного издания в сравнении с существующими основными учебниками федерального утверждения, анализ методических достоинств и недостатков рукописи, оценка научного и педагогического уровня изложения материала, соответствия государственным образовательным стандартам профессионального образования и программе учебной дисциплины, особо в части вузовской составляющей. В заключительной части рецензии обосновываются выводы целесообразности издания рукописи с грифом УМО, определяется читательский адрес учебного издания. В случае отрицательного мнения рецензента, выводы последнего должны быть достаточно аргументированы и четко сформулированы в заключительной части рецензии. Рецензия должна быть подписана ее автором с указанием места работы рецензента, его должности, ученого звания и степени. Подпись заверяется печатью, ставится дата (Приложение 3.). Более детальные требования к рецензии на рукописи, претендующие на присвоение грифа УМО, утверждаются президиумом Совета УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России. При оформлении грифов на переиздание учебных пособий можно ограничиться одной рецензией Центральной проблемной учебно-методической комиссии по данной дисциплине. 2. Порядок присвоения грифа учебным изданиям для высшего, послевузовского и дополнительного профессионального медицинского и фармацевтического образования 2.1 Для решения вопроса о присвоении грифа УМО автор или издатель (издающая организация и др.) направляет в отдел УМО ГОУ ММА им.И.М.Сеченова следующие документы и материалы:
2.2. Представленные материалы регистрируются в отделе УМО ГОУ ММА им. И.М.Сеченова и направляются в центральные проблемные методические комиссии по дисциплинам ГОУ Всероссийского научно-учебно-методического центра по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию на рецензирование. 2.3. Экспертные советы УМО по медицинскому и фармацевтическому образования вузов России по специальностям высшего медицинского образовання (далее Экспертные советы УМО) на основании двух независимых рецензий из центральных проблемных учебно-методических комиссий по дисциплинам готовят экспертное заключение. 2.4. В заключении подтверждается соответствие содержания рукописи требованиям государственных образовательных стандартов профессионального образования, психолого-педагогическим требованиям, отмечается актуальность, возможность использования в комплекте с учебными пособиями (учебниками) и другими учебными изданиями. Четко формулируется вывод о целесообразности присвоения рекомендательного грифа УМО. 2.5. Экспертные советы УМО направляют заключения и рецензии в отдел УМО ГОУ ММА им. И.М.Сеченова на оформление грифа. 2.6. Грифы оформляются в отделе УМО за подписью заместителя председателя президиума Совета УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России. 2.7. Срок рассмотрения вопроса о присуждении грифа устанавливается до трех месяцев (в зависимости от сроков заседания Экспертного совета УМО}. 2.8. Сведения о рецензентах, давших экспертное заключение на издание, направляются в отдел УМО ГОУ ММА им. И.М.Сеченова для формирования соответствующей базы данных. 2.9. Рукописи с письмом заместителя председателя президиума Совета УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России, рецензиями и экспертными заключениями не возвращаются автору или издателю (издающей организации) 2.10. Отклоненная рукопись может быть повторно представлена на рассмотрение в УМО после доработки по замечаниям рецензентов, но не ранее, чем через 1 год после отклонения. 2.11. УМО принимает на себя мониторинг экспертизы учебной литературы, создание базы данных по рассмотренным рукописям, осуществление рекламы изданных пособий с грифом УМО, в том числе через сайт УМО в сети Internet. Приложение 1Требования, предъявляемые к учебной литературеОбщие требования: • Соответствие примерной учебной программе дисциплины, т.е. Государственному образовательному стандарту (содержание: знания и умения, объем и порядок изучения дисциплины). Оглавление учебника должно соответствовать всему перечню разделов учебной программы; оглавление руководства к практическим занятиям - тематическому плану практических занятий в учебной программе. • Обновляемость один раз в 5 (10) лет блоками учебных изданий по смежным дисциплинам, например, гистология + физиология + биохимия. • Преемственность и взаимосогласованность учебных изданий для разных образовательных уровней как внутри одной дисциплины, так и между всеми дисциплинами учебного плана; соблюдение принципа интеграции фундаментальных и клинических дисциплин, а также преемственность между этапами высшего и послевузовского образования. • Прикладной характер, содержать ту информацию, которая будет непосредственно востребована в профессиональной деятельности. Требования к содержанию: • Самодостаточность. Учебник должен содержать основную информацию по дисциплине. В Приложениях должна быть представлена дополнительная информация: словарь терминов и авторский справочник. В них кратко и мелким шрифтом поясняются встречающиеся в тексте смежные понятия и приводятся краткие историко-биографические сведения об основных этапах развития данной дисциплины и вкладе в ее развитие отечественных и зарубежных ученых. Это расширяет границы учебника, не утяжеляя основной текст, и облегчает поиск необходимой для понимания информации в рамках данного издания. Приложения также должны содержать указатели (предметный, именной и лекарственных средств), программу дисциплины, список условных сокращений и рекомендованной литературы (за последние 3 года, включая адреса электронных баз данных, доступных через Интернет). • Наглядность. Текст должен сопровождаться схемами, рисунками и фотографиями, облегчающими восприятие материала, но не повторяющими его. • Наличие тестовых вопросов с пояснениями (ситуационных клинических и пр. задач). Тестовые вопросы с обязательными пояснениями и разборы клинических ситуаций помогают подготовиться к итоговой аттестации, а затем и к сертификации специалиста. Требования к качеству информации • Соответствие последним достижениям науки и клинической практики. • Точность, достоверность и обоснованность приводимых сведений. • Использование принципов доказательной медицины, стандартизации диагностических и лечебных процедур. • Использование последних классификаций и номенклатур: МКБ-10, Международная система единиц СИ, анатомическая номенклатура (Nomina Anatomica) • Соответствие названий лекарственных средств Государственному реестру лекарственных средств; первым должно упоминаться международное непатентованное название (МНН), затем наиболее часто используемые в России торговые наименования. Требования к стилю изложения Рубрикация. Структура текста задается заранее — от названия главы и раздела, через подразделы, рубрики и подрубрики до отдельного предложения. Благодаря жесткой структуре текста «выжимается вода» и легче избежать повторов. Таким текстом удобно пользоваться и, скользя взглядом по страницам и заголовкам, находить искомое; его легко обновлять, дополнять и издавать в электронном виде-Однако это не означает, что текст должен быть представлен в виде «сухого» справочника. Он должен содержать эмоционально окрашенные связующие элементы, легко и с интересом читаться. • Системность, последовательность и простота изложения без излишних подробностей. • Четкость определений, доступность их для понимания студентами соответствующих курсов. • Однозначность употребления терминов, последовательное обозначение одним термином однородных предметов и явлений. • Соблюдение норм современного русского языка. • Выделение ключевых позиций по тексту полужирным шрифтом или другим способом. Приложение 2Рукопись и сопроводительное письмо предоставляется от автора или издателя в УМО на имя зам. председателя УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России. Требования к рецензентам Опыт преподавания в медицинском вузе по данной дисциплине не менее 5 лет. Профессорское звание. Независимость: не является автором существующего учебника и не планирует написать в ближайшие 2 года собственный. Анонимность: рецензент не должен знать автора рукописи. Приложение 3Форма представления заключения рецензентом Исходные данные: название рукописи, фамилия, имя, отчество автора (ов); ученая степень , место работы и должность.
Наличие других учебников по данной дисциплине Заключение: Комментарий к учету автором постраничных замечаний. Целесообразность (нецелесообразность) присвоения грифа. Предлагаемая редакция грифа с указанием вида издания, категории обучающихся, специальности, дисциплины. Должность, ученая степень, Ф.И.О. ученое звание эксперта ___________20 г Подпись эксперта ПРАВИЛА ИЗДАНИЯ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ для внутривузовского использования Наименование изданий: (ГОСТ 7.60-90 Государственного комитета по управлению качеством продукции и стандартам. Издание официальное) Книга – издание объемом более 40 компьютерных страниц. Брошюра - издание объемом не менее 40 страниц. Учебно-методическое пособие – учебное издание, содержащее материал по методике преподавания учебной дисциплины (ее раздела, части) или по методике воспитания. Методическое пособие – издание, предназначенное в помощь практической деятельности или овладению учебной дисциплиной. Практическое пособие – производственно-практическое издание предназначенное работникам для овладения знаниями (навыками) при выполнении какой-либо работы. Практическое руководство – практическое пособие, рассчитанное на самостоятельное овладение какими-либо производственными навыками. Порядок издания 1. Тираж оплачивает ВолгГМУ (издательство ВолгГМУ) Подготовленная рукопись рецензируется специалистом по профилю содержания учебно-методического материала, утверждается профильной межфакультетской УМК, ЦМС и РИС. Напечатанное в типографии издание через склад выписывается на кафедру и используется в учебном процессе. После срока физической изношенности издания (3-5 лет) оно списывается в установленном порядке. 2. Оплата за счет авторов. Рукопись проходит те же стадии рецензирования и утверждения. Гриф ВолгГМУ на издании не ставится. Структура учебного издания
ТЕКСТ: ИЛЛЮСТРАЦИИ: Основной Замещающие текст Дополнительный Равнозначные с текстом Пояснительный Обслуживающие текст К СТРУКТУРЕ УЧЕБНОГО ИЗДАНИЯ
Оформление титульного листа
Оборотная сторона основного титульного листа
Памятка для авторов Список документов, представляемый в ЦМС для утверждения учебных пособий:
- объем рукописи для грифования - от 70 до 150 страниц компьютерной печати сплошного текста и от 70 до 250 страниц компьютерной печати при наличии большого количества иллюстраций. Параметры страницы: формат А – 4 (для бумажной версии), поля: верхнее – 2, нижнее – 2,левое – 3, правое – 1,5. Межстрочный интервал – 1,5. Шрифт -14. Место размещения номера страниц – внизу по центру. - объем рукописи для внутреннего пользования - от 60 до 150 страниц компьютерной печати сплошного текста и от 60 до 250 страниц компьютерной печати при наличии большого количества иллюстраций. Параметры страницы: формат А – 4 (для бумажной версии), поля: верхнее – 2, нижнее – 2,левое – 3, правое – 1,5. Межстрочный интервал – 1,5. Шрифт -14. Место размещения номера страниц – внизу по центру.
Примечание: Учебные и учебно-методические пособия, учебники, руководства для врачей, монографии рассматриваются на кафедральных совещаниях, затем на цикловых методических комиссиях или учебно- методических комиссиях, рекомендуются к изданию центральным методическим советом, а затем утверждаются редакционно-издательским советом. Сборники научных трудов, сборники тезисов докладов конференций, материалы конференций рассматриваются и утверждаются редакционно-издательским советом. Методические рекомендации, разработки рассматриваются на кафедральных совещаниях, затем на цикловых методических комиссиях или учебно-методических комиссиях, утверждаются центральным методическим советом. Приложение 4. Образец выписки из ЦМК или УМК: Выписка из протокола №_____ заседания УМК факультета усовершенствования врачей ВолГМУ от___________.2014г. Председатель УМК: декан ФУВ, профессор, д.м.н. О.В.Магнитская Секретарь УМК: доцент кафедры педиатрии и неонатологии ФУВ к.м.н., доцент В.М. Мельник. Присутствовали: профессор С.В. Недогода, профессор И.Н. Тюренков, профессор Л.К. Гавриков, профессор А.В. Быков, профессор А.С. Попов, профессор П.А. Бакумов, профессор Л.В. Ткаченко, доцент Н.В.Малюжинская, доцент Э.Г. Иванчук. Повестка дня: Утверждение печатной продукции кафедры педиатрии и неонатологии ФУВ ВолГМУ (Председатель УМК: декан ФУВ профессор, д.м.н. О.В.Магнитская). По вопросу «Утверждение учебного пособия «Желтухи у детей раннего возраста» для клинических интернов и клинических ординаторов, обучающихся по специальностям «Педиатрия» и «Неонатология», а также, для слушателей факультета усовершенствования врачей, обучающихся по специальностям «Педиатрия» и «Неонатология», автор: С.И.Ергиева, выслушала председатель УМК ФУВ ВолГМУ профессор, д.м.н. О.В.Магнитская: представлено учебное пособие «Желтухи у детей раннего возраста» для клинических интернов и клинических ординаторов, обучающихся по специальностям «Педиатрия» и «Неонатология», а также, для слушателей факультета усовершенствования врачей, обучающихся по специальностям «Педиатрия» и «Неонатология» (кафедра педиатрии и неонатологии ФУВ; заведующая кафедрой – Т.Е.Заячникова). Рецензенты: Н.В. Малюжинская - д.м.н., заведующия кафедрой детских болезней педиатрического факультета Волгоградского Государственного медицинского университета М.Я. Ледяев - д.м.н., профессор, заведующий кафедрой детских болезней Волгоградского Государственного медицинского университета Учебное пособие утверждено единогласно. Заключение: утвердить в качестве учебного пособия печатную продукцию «Желтухи у детей раннего возраста» для клинических интернов и клинических ординаторов, обучающихся по специальностям «Педиатрия» и «Неонатология», а также, для слушателей факультета усовершенствования врачей, обучающихся по специальностям «Педиатрия» и «Неонатология», автор: С.И.Ергиева для рассмотрения Центральным Методическим Советом и последующего тиражирования. Председатель УМК ФУВ ВолГМУ д.м.н. профессор О.В.Магнитская Секретарь УМК ФУВ ВолГМУ к.м.н., доцент В.М. Мельник Приложение 5 Рекомендации к оформлению тестовых заданий («Композиция тестовых заданий» Аванесов В.С., 1998, 2002 г.) - должны иметь инструкцию (перед первым заданием, до смены типа заданий); - в заданиях не надо дополнительной инструкции типа «укажите»; - задание не должно быть вопросом, а сформулировано положением, с которым соглашается или нет испытуемый; - отрицательные ответы типа «кроме» дидактически вредны, так как приводят к реверсии запоминания - запомнится неправильный ответ; - «все перечисленное» не использовать, особенно, когда встречается в отдельных заданиях – скорее всего это правильный ответ; - задания лучше делать с несколькими правильными ответами, чем с одним неправильным или ответом – подсказкой; - шрифтовое оформление: текст задания пишется прописными (заглавными) буквами (Caps Lock), между заданием и вариантами ответов 1,5 интервал. - варианты ответов – цифровое со скобками, строчными (с заглавной буквы их писать не надо – это продолжение формулировки задания), знаки препинания между заданием и вариантами, между вариантами и после последнего не ставятся. - располагать задание следует компактнее и максимально удобно для работы (междустрочный интервал внутри задания 1,0; варианты ответов смещаются ближе к центру и не обязательно с одинаковым отступом в разных заданиях). - количество тестовых заданий:
- текст задания располагается по длине поля. - ответы помещаются по центру (отдельной страницы), рубрикация и шрифтовое обозначение повторяют аналогичные в заданиях. Пример: ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯВыберите один правильный ответ. 001. основной признак гемартроза коленного сустава
002. основным способОМ лечения переломА лучевой кости в типичном месте является
а не: 003Одно травматологическое отделение поликлиники функционирует на территории а) 10 тыс. населения б) 100 тыс. населения в) 200 тыс. населения г) 300 тыс. населения д) 400 тыс. населения В пособии должны быть образцы ответов на все задания. Примечание.
- основную (обязательно указываются базовые учебники) - дополнительную В пособиях для постдипломного образования литература не подразделяется и учебники для студентов не указываются.
|
Протокол № от Рассмотрено на педагогическом совете. Рекомендовано... Межшкольное методическое объединение учителей русского языка и литературы. Рекомендовано для использования | Литература Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы. С , 2005. (Рекомендовано... Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы. С, 2005. (Рекомендовано мо РФ для студентов вузов) | ||
Приказ №49от 30 августа 2013г. Рекомендовано к использованию заседанием педагогического | Учебно-методический комплекс Рекомендовано Смоленским областным экспертным... Рекомендовано Смоленским областным экспертным советом к использованию в качестве факультативного курса в общеобразовательных учреждениях... | ||
Согласовано рекомендовано Координационным советом по медицинскому и фармацевтическому образованию Минздрава России | Рассмотрено и рекомендовано Методические указания по проведению семинарских (теоретических) и практических занятий | ||
Стран латинской америки Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию | Стран латинской америки Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию | ||
В. И. Ильинича Рекомендовано Министерством общего и профессионального ЮЛ. Кислицын, (гл. 2,9); кандидат технических наук профессор В. Л. Коваленко (гл. 6) | О питании во время сессии Согласовано: Рекомендовано кафедрой: Учебно-методическое управление ргтэу протокол № | ||
Образовательная программа Рекомендовано педагогическим советом Организация социального партнерства с учреждениями и общественными организациями | 2. программа и методы исследований 44 Согласовано: Рекомендовано кафедрой: Учебно-методическое управление ргтэу протокол № | ||
Е. И. Нестеренко История предпринимательства в России Рекомендовано Ученым советом факультета «Международные экономические отношения» | Тема проверки Межшкольное методическое объединение учителей русского языка и литературы. Рекомендовано для использования | ||
Урок Падать мне разрешили Согласовано: Рекомендовано кафедрой: Учебно-методическое управление ргтэу протокол № | «кировская государственная медицинская академия» Согласовано: Рекомендовано кафедрой: Учебно-методическое управление ргтэу протокол № |