Рассмотрено





Скачать 184.44 Kb.
НазваниеРассмотрено
Дата публикации27.09.2013
Размер184.44 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Информатика > Программа



МБОУ «Нартасская средняя общеобразовательная школа»


РАССМОТРЕНО

на заседании МО школы

Протокол № ____

от «__» __________ 2011 г.

Руководитель МО

___________ Л.С. Потаева

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по ВР

___________ С.А. Милочкина

«___» _________ 2011 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Нартасская средняя общеобразовательная школа»

__________ В.П. Семенов

«___» ___________ 2011 г.


Программа внеурочной деятельности

по научно - познавательному направлению

«Занимательная информатика»
(программа рассчитана на детей 7-8 лет,

срок реализации программы – 1 год)


Составитель:

учитель начальных классов

Потаева Анна Анатольевна


д. Елымбаево, 2011

  1. Пояснительная записка

Актуальность и практическая значимость для обучающихся:

Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллектоемкими. Иными словами, информационные технологии предъявляют все более высокие требования к интеллекту работников. Если навыки работы с конкретной техникой или оборудованием можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5-11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.

Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей и принципов организации) и синтезу (созданию новых моделей). Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности значимых признаков, описать алгоритмы типичных действий улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.

Курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов, служащих приобретению учащимися информационного компонента общеучебных умений и навыков.

Цели изучения основ информатики в начальной школе:

1) формирование первоначальных представлений о свойствах информации,
способах работы с ней (в частности, с использованием компьютера);

2) развитие навыков решения задач с применением подходов, наиболее
распространенных в информатике (с применением формальной логики,
алгоритмический, системный и объектно-ориентированный подход);

  1. расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой;

  2. развитие у учащихся навыков решения логических задач.

Задачи обучения информатике в начальной школе, связанные с

1) обучением:

  • развитие познавательного интереса к предметной области «Информатика»

  • познакомить школьников с основными свойствами информации

  • научить их приемам организации информации

  • формирование общеучебных умений и навыков

  • прибретение знаний, умений и навыков работы с информацией

  • формирование умения применять теоретичекие знания на практике

  • дать школьникам первоначальное представление о компьютере и сферах его применения;

2) развитием:

  • памяти, внимания, наблюдательности

  • абстрактного и логического мышления

  • творческого и рационального подхода к решению задач;


3 ) воспитанием

  • настойчивости, собранности, организованности, аккуратности

  • умения работать в минигруппе, культуры общения, ведения диалога

  • бережного отношения к школьному имуществу,

  • навыков здорового образа жизни.

Особенности программы (ведущие идеи и основные понятия):

В литературе рассматриваются два аспекта изучения информатики:

  • - технологический, в котором информатика рассматривается как средство формирования образовательного потенциала, позволяющего развивать наиболее передовые на сегодня технологии - информационные;

  • - общеобразовательный, в котором информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы.

Так вот данная программа реализует именно второй подход.

Кроме того, выделяют два основных направления обучения информатике:

  • обучение конкретным информационным технологиям. Для этого необходимо
    адекватное обеспечение школы компьютерами и программами. В качестве
    пропедевтических занятий для учащихся начальной школы можно использовать
    различные доступные их возрасту программные продукты, применяя компьютер в
    качестве инструмента для своих целей (выпуск журналов, рисование, клубы по
    компьютерной переписке и т. д.).

  • второе направление обучения информатике - это упоминавшееся выше изучение информатики как науки. Рассматривая в качестве одной из целей этого направления обучения развитие логического мышления, следует помнить, что по утверждению психологов, основные логические структуры мышления формируются в начальной школе и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с этого возрастного этапа.

К основным рассматриваемым понятиям можно отнести:

  • описание объектов - атрибуты, структуры, классы;

  • описание повеления объектов — процессы и алгоритмы;

  • описание логических рассуждений - алгебра высказываний;

- создание информационной модели объектов — приемы формализации и моделирования.

Материал этих рубрик изучается на протяжении всего курса концентрически, так что объем соответствующих понятий возрастает от класса к классу.

Основные возрастные особенности младших школьников

В этом возрасте идет интенсивный процесс формирования учебной деятельности как ведущей. Ее организация, обеспечивающая овладение обобщенными способами действий, несет в себе большие возможности для развития таких оснований самооценки, как ориентация на предмет деятельности и способы его преобразования. Сформированная ориентация на способы действия создает новый уровень отношения учащегося к самому себе как субъекту деятельности, способствует становлению самооценки как достаточно надежного механизма саморегуляции. Учащимся, ориентирующимся на способ действия, присущи исследовательский тип самооценки, осторожность, рефлексивность в оценке своих возможностей

Мотивация младших школьников с разной успеваемостью. В этом возрасте большое значение имеют широкие социальные мотивы — долга, ответственности и др. Такая социальная установка очень важна для успешного начала учения. Однако многие из этих мотивов могут быть реализованы только в будущем, что снижает их побудительную силу.

Умственное развитие в этот период проходит через три стадии:

  • первая — усвоение действий с эталонами по выделению искомых свойств вещей и построение их моделей;

  • вторая — устранение развернутых действий с эталонами и формирование действий в моделях;

  • третья — устранение моделей и переход к умственным действиям со свойствами вещей и их отношениями.

Обучение развивает школьников прежде всего своим содержанием. Однако содержание обучения по-разному усваивается школьниками и влияет на их развитие в зависимости от метода обучения. Методы обучения должны предусматривать построение на каждом этапе обучения и по каждому предмету системы усложняющихся учебных задач, формирование необходимых для их решения действий (мыслительных, речевых, перцептивных и т, д.), превращение этих действий в операции более сложных действий, образование обобщений и их применение к новым конкретным ситуациям.

Обучение воздействует на развитие младших школьников и всей своей организацией. Оно является формой их коллективное жизни, общения с учителем и друг с другом. В классном коллективе складываются определенные взаимоотношения, в нем формируется общественное мнение, так или иначе влияющее на развитие младшего школьника. Через классный коллектив он включаются в разные виды деятельности.

Ставя перед школьниками новые познавательные и практические задачи, вооружая их средствами решения этих задач, обучение идет впереди развития. Вместе с тем оно опирается не только на актуальные достижения в развитии, но и на потенциальные его возможности.

Обучение тем успешнее ведет за собой развитие, чем более целенаправленно оно побуждает учащихся к анализу их впечатлений от воспринимаемых объектов, осознанию их отдельных свойств и своих действий с ними, выделению существенных признаков объектов, овладению мерами оценки отдельных их параметров, выработке способов классификации объектов, образованию обобщений и их конкретизации, осознанию общего в своих действиях при решении различных видов задач и т. п.

Организация учебного процесса

Для проведения занятий планируется свободный набор в группы в начале учебного года. Состав группы – постоянный. Периодичность занятий – 1 раз в неделю (33 часа в год). Вид деятельности группы – профильная, состав постоянный. Количество детей в группе 8 – 10 человек.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки:

По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни. Ожидается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией учащиеся будут уметь:

  • осознавать потребность в дополнительной информации;

  • определять возможные источники информации и стратегии их поиска;

  • осуществлять поиск информации в словарях, справочниках энциклопедиях, библиотеках;

  • анализировать полученные из наблюдений сведения;

  • обнаруживать изменения объектов наблюдения, описывать объекты и их изменения;

  • с помощью сравнения выделять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов;

  • объединять предметы по общему признаку;

  • различать целое и части;

  • представлять информацию в табличной форме, в виде схем;

  • составлять и исполнять несложные алгоритмы;

  • создавать свои источники информации — информационные проекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы

  • организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым значениям;

  • использовать информацию для принятия решений;

  • использовать информацию для построения умозаключений;

  • понимать и создавать самостоятельно точные и понятные инструкции при решении учебных задач и в повседневной жизни

  • работать с наглядно представленными на экране информационными объектами, применяя мышь и клавиатуру;

  • уверенно вводить текст с помощью клавиатуры;

  • создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста и таблиц;

  • производить поиск по заданному условию;

  • готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.

2. Учебно-тематический план.

Типовое планирование по дисциплине информатика 1 класс


Наименование

Часы

Учебник "Информатика в играх и задачах" Горячев В.В., Волкова Т.О.




Раздел 1. Классификация предметов




Тема 1. Цвет предметов




Урок 1. Цвет предметов

1

Итого по Тема 1. Цвет предметов

1

Тема 2. Форма предметов




Урок 2. Форма предметов

1

Итого по Тема 2. Форма предметов

1

Тема 3. Размер предметов




Урок 3. Размер предметов

1

Итого по Тема 3. Размер предметов

1

Тема 4. Названия предметов




Урок 4. Названия предметов

1

Итого по Тема 4. Названия предметов

1

Тема 5. Признаки предметов




Урок 5. Признаки предметов

1

Итого по Тема 5. Признаки предметов

1

Тема 6. Состав предметов




Урок 6. Состав предметов

1

Итого по Тема 6. Состав предметов

1

Тема 7. Контрольная работа




Урок 7. Контрольная работа

1

Итого по Тема 7. Контрольная работа

1

Тема 8. Разбор контрольной работы




Урок 8. Разбор контрольной работы

1

Итого по Тема 8. Разбор контрольной работы

1

Итого по Раздел 1. Классификация предметов

8

Раздел 2. Операции с группами предметов




Тема 9. Понятия "Равно", "Не равно"




Урок 9. Понятия "Равно", "Не равно"

1

Итого по Тема 9. Понятия "Равно", "Не равно"

1

Тема 10. Отношения "Больше", "Меньше"




Урок 10. Отношения "Больше", "Меньше"

1

Итого по Тема 10. Отношения "Больше", "Меньше"

1

Тема 11. Понятия "Вверх", "Вниз", "Вправо", "Влево"




Урок 11. Понятия "Вверх", "Вниз", "Вправо", "Влево"

1

Итого по Тема 11. Понятия "Вверх", "Вниз", "Вправо", "Влево"

1

Тема 12. Действия предметов




Урок 12. Действия предметов

1

Итого по Тема 12. Действия предметов

1

Тема 13. Последовательность событий




Урок 13. Последовательность событий

1

Итого по Тема 13. Последовательность событий

1

Тема 14. Порядок действий. Контрольная работа




Урок 14. Порядок действий. Контрольная работа

1

Итого по Тема 14. Порядок действий. Контрольная работа

1

Тема 15. Разбор контрольной работы




Урок 15. Разбор контрольной работы

1

Итого по Тема 15. Разбор контрольной работы

1

Итого по Раздел 2. Операции с группами предметов

7

Раздел 3. Множества




Тема 16. Цифры




Урок 16. Цифры

1

Итого по Тема 16. Цифры

1

Тема 17. Возрастание. Убывание




Урок 17. Возрастание. Убывание

1

Итого по Тема 17. Возрастание. Убывание

1

Тема 18. Множество и его элементы




Урок 18. Множество и его элементы

1

Итого по Тема 18. Множество и его элементы

1

Тема 19. Способы задания множеств




Урок 19. Способы задания множеств

1

Итого по Тема 19. Способы задания множеств

1

Тема 20. Сравнение множеств




Урок 20. Сравнение множеств

1

Итого по Тема 20. Сравнение множеств

1

Тема 21. Отображение множеств




Урок 21. Отображение множеств

1

Итого по Тема 21. Отображение множеств

1

Тема 22. Кодирование




Урок 22. Кодирование

1

Итого по Тема 22. Кодирование

1

Тема 23. Симметрия фигур




Урок 23. Симметрия фигур

1

Итого по Тема 23. Симметрия фигур

1

Тема 24. Контрольная работа




Урок 24. Контрольная работа

1

Итого по Тема 24. Контрольная работа

1

Тема 25. Разбор контрольной работы




Урок 25. Разбор контрольной работы

1

Итого по Тема 25. Разбор контрольной работы

1

Итого по Раздел 3. Множества

10

Раздел 4. Комбинаторика




Тема 26. Отрицание




Урок 26. Отрицание

1

Итого по Тема 26. Отрицание

1

Тема 27. Понятия "Истина" и "Ложь"




Урок 27. Понятия "Истина", "Ложь"

1

Итого по Тема 27. Понятия "Истина" и "Ложь"

1

Тема 28. Понятие "Дерево"




Урок 28. Понятие "Дерево"

1

Итого по Тема 28. Понятие "Дерево"

1

Тема 29. Графы




Урок 29. Графы

1

Итого по Тема 29. Графы

1

Тема 30. Комбинаторика




Урок 30. Комбинаторика

1

Итого по Тема 30. Комбинаторика

1

Тема 31. Контрольная работа




Урок 31. Контрольная работа

1

Итого по Тема 31. Контрольная работа

1

Тема 32. Разбор контрольной работы




Урок 32. Разбор контрольной работы

1

Итого по Тема 32. Разбор контрольной работы

1

Тема 33. Повторение




Урок 33. Повторение

1

Итого по Тема 33. Повторение

1

Итого по Раздел 4. Комбинаторика

8

Итого по Учебник "Информатика в играх и задачах" Горячев В.В., Волкова Т.О.

33

3. Содержание курса
Раздел 1. Классификация предметов (8 ч)

Цвет предметов. Форма предметов Размер предметов. Названия предметов. Признаки предметов. Состав предметов.»

Раздел 2. Операции с группами предметов. (7 ч)

Понятия «равно», «неравно». Отношения «больше», «меньше». Понятия верх, вниз, вправо, влево. Действия предметов. Последовательность событий. Порядок действий.

Раздел 3. Множества. (10 ч.)

Цифры. Возрастание. Убывание. Множество и его элементы. Способы задания множеств. Сравнение множеств. Отображение множеств. Кодирование. Симметрия фигур.

Раздел 4. Комбинаторика (8 ч.)

Отрицание. Понятия истина, ложь. Понятие дерево. Графы. Комбинаторика. Повторение.

4. Ресурсное обеспечение реализации программы

Особенности учебной методики работы с детьми.

Построение занятий предполагается на основе педагогических технологий активизации деятельности учащихся путем создания проблемных ситуаций, использования учебных и ролевых игр, разноуровневого и развивающего обучения, индивидуальных и групповых способов обучения.

Формы обучения.

Основной формой обучения по данной программе является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами её организации служат практические, поисково-творческие работы. Все виды практической деятельности в программе направлены на освоение различных технологий работы с информацией и компьютером как инструментом обработки информации.

На каждом этапе обучения курса «Путешествие по стране Информатика» выбирается такой объект или тема работы для обучающихся, который позволяет обеспечивать охват всей совокупности рекомендуемых в программе практических умений и навыков. При этом учитывается посильность выполнения работы для обучающихся соответствующего возраста, его общественная и личностная ценность, возможность выполнения работы при имеющейся материально-технической базе обучения.

Большое внимание обращается на обеспечение безопасности труда обучающихся при выполнении различных работ, в том числе по соблюдению правил электробезопасности.

Личностно-ориентированный характер обеспечивается посредством предоставления учащимся в процессе освоения программы возможности выбора личностно или общественно значимых объектов труда. При этом обучение осуществляется на объектах различной сложности и трудоёмкости, согласуя их с возрастными особенностями обучающихся и уровнем их общего образования, возможностями выполнения правил безопасного труда и требований охраны здоровья детей.

Формы работы.

Программа предусматривает использование следующих форм работы:

  • фронтальной - подача учебного материала всему коллективу учеников

  • индивидуальной - самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы.

  • групповой - когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых минигрупп или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.


5. Предполагаемая результативность курса
В результате изучения курса «Занимательная Информатика» ученик начальной школы должен:

  • называть вид информации в зависимости от органа чувств, воспринимающего информацию (зрительная, звуковая, и т. д.);

  • называть вид информации в зависимости от способа представления информации на материальном носителе (числовая текстовая, графическая, табличная);

  • приводить примеры количественной и качественной информации;

  • определять в конкретном множестве количество объектом, определять порядковый номер указанного объекта;

  • ориентироваться в справочниках и словарях, в которых информация хранится в алфавитном порядке;

  • применять знания о способах представления, хранения и передачи информации (текст, числа, знаки, флажковая азбука и азбука Морзе, закодированное письмо и пр.) в учебной и игровой деятельности;

  • знать правила поведения в компьютерном классе;

  • уметь осуществлять элементарные действия с компьютером (включать, выключать, сохранять информацию на диске, выводить информации на печать);

  • называть составные части компьютера (монитор, клавиатура мышь, системный блок и пр.);

  • уметь представлять текстовую, числовую и графическую информацию на экране компьютера с помощью клавиатуры и мыши: печатать заданный простой текст (в текстовом редакторе), изображать заданные геометрические фигуры в цвете в графическом редакторе);

  • уметь самостоятельно использовать в учебной деятельности информационные источники, в том числе ресурсы школьной библиотеки и медиатеки;

  • иметь элементарные навыки работы на компьютере.

  • В ходе проведения занятий планируется работа по воспитанию настойчивости, собранности, организованности, аккуратности, умения работать в минигруппе, бережного отношения к школьному имуществу, навыков здорового образа жизни; развития культуры общения, ведения диалога, памяти, внимания, наблюдательности, абстрактного и логического мышления, творческого и рационального подхода к решению задач.


6. Список литературы

Ускова Н.Н. Конспекты уроков для учителя информатики, Начальная школа, М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004 г.

Бешенков С.А. Моделирование и формализация. Методическое пособие, М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002

Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. М.: Знание, 1993.

Игры и развлечения. Кн.3/ Сост. Л.М. Фирсова, М.: Молодая гвардия, 1991

Информатика в младших классах. Серия «Информатика в школе».М.: Информатика и образование, № 1, 2.1998

Информатика в младших классах. Серия «Информатика в школе».М.: Информатика и образование, № 1, 3, 4. 1999,

Информатика в младших классах. Серия «Информатика в школе».М.: Информатика и образование № 1, 2. 2000

Информатика в младших классах. Серия «Информатика в школе».М.: Информатика и образование №1, 2. 3, 4. 2001

Методическая копилка для учителей начальных классов: Учебное пособие/ Автор – составитель В.П. Шульгина. Изд. 2-е, Ростов Н.Дону: издательство «Феникс», 2002

Рогов Е.И. Настольная книга психолога в образовании: Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 1996

Суворова Н.И. Информационное моделирование. Величины, объекты, алгогритмы. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рассмотрено iconРассмотрено Рассмотрено «Утверждаю»
Использование возможностей умк «Школа России» и «Школа 2010» в образовательном процессе мбоу «сош №4»
Рассмотрено icon«Рассмотрено» на заседании мо «Согласовано» «Утверждено»
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол №1 от августа 2013 г
Рассмотрено iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено на заседании мо протокола Рассмотрено на заседании методсовета
Рассмотрено iconРассмотрено и согласовано Принято утверждаю
Рассмотрено и согласовано Принято утверждаю: методическим объединением: на Педагогическом совете: Директор школы-интерната №29
Рассмотрено iconРассмотрено

Рассмотрено iconРассмотрено согласовано утверждено

Рассмотрено icon«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

Рассмотрено iconРассмотрено согласовано утверждено

Рассмотрено iconРассмотрено согласовано утверждено

Рассмотрено iconРассмотрено согласовано утверждено

Рассмотрено iconРассмотрено согласовано утверждено

Рассмотрено iconКомбайновская основная общеобразовательная школа рассмотрено и принято

Рассмотрено iconМиннибаевская средняя общеобразовательная школа рассмотрено согласовано утверждено

Рассмотрено icon«Рассмотрено»
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Ветлянская средняя школа»
Рассмотрено iconРассмотрено на заседании школьного методического объединении учителей математики и информатики

Рассмотрено iconПриродопользование
Рассмотрено на заседании кафедры социально-экономической географии и природопользования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск