Скачать 64.21 Kb.
|
Авторы: Роготнева Альбина Викторовна, методист ТОИПКРО; Лисовская Татьяна Ивановна, учитель начальных классов. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЫ VIII ВИДА В Моряковской специальной (коррекционной) школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида в 2004 году появился компьютерный класс. В школьный компонент базисного учебного плана был включён предмет «Информатика в играх и задачах» по 1 часу в неделю для учащихся 1-4 классов, а для 5-9 классов факультативный курс «Информатика в играх и задачах» по 2 часа в неделю. Первое время компьютеры воспринимались только как объекты изучения на занятиях по информатике. Но позднее перед педагогами, освоившими навыки работы на компьютере, встал вопрос о том, как можно в полной мере использовать возможности компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с проблемами в умственном развитии. Учителя-предметники стали самостоятельно в различных компьютерных средах создавать яркий, динамичный наглядный материал, разрабатывать упражнения для выполнения учащимися самостоятельных заданий за персональными компьютерами. Кроме этого, адаптировали электронную продукцию, созданную по заказу Министерства образования Российской Федерации для общеобразовательных школ с учетом применения в условиях образовательного учреждения VIII вида. В ходе работы, учителя школы-интерната совместно со специалистами отдела коррекционной педагогики и социальной реабилитации ТОИПКРО пришли к мысли о том, что необходимо организовать экспериментальную работу по теме: «Информационные технологии как средство коррекции познавательных процессов детей с проблемами в умственном развитии». Цель нашего исследования: выявить эффективность применения информационных технологий для коррекции и развития познавательных процессов учащихся специальной школы VIII вида. Координаторами и научным руководителем проекта было намечено четыре этапа осуществления экспериментальной работы: организационный, теоретический, практический и заключительный. Ежегодно конструировался план каждого этапа экспериментальной деятельности, разрабатывался психолого-педагогический инструментарий для сопровождения исследовательской работы, в системе поводился мониторинг динамики развития познавательных процессов учащихся. На рынке отечественной программной продукции имеется очень большое количество развивающих и обучающих программ для дошкольников и младших школьников. Но данная продукция не ориентирована на учащихся с проблемами интеллектуального развития. Проанализировав имеющиеся программы, мы пришли к выводу, что при условии творческой и методически грамотной переработки мы можем частично адаптировать некоторые из них для использования в коррекционном обучении. Широкое применение получила программа-тренажёр по русскому языку «Фраза». Эта программа тоже рассчитана для общеобразовательной школы, но для 3 класса специальной школы VIII вида очень хорошо по программным требованиям подходят задания первого класса. Задания распределены по темам: «Мягкий знак на конце слова», «Мягкий знак в середине слова», «Правописание ЖИ-ШИ», «Правописание ЧА-ЩА», «Правописание ЧУ-ЩУ», «Звонкие и глухие согласные», «Большая буква в именах и фамилиях», «Большая буква в кличках животных», «Большая буква в названиях», «Непроверяемые написания». С помощью такого тренажёра у ребёнка вырабатывается навык правильного написания, т.к. компьютер не принимает неправильный ответ. Он, мгновенно реагируя на ошибку, выводит на экран подсказку (правило и соответствующий ему пример), а в конце работы подсчитывает количество ошибок, допущенных учеником, и выставляет оценку. Известно, что умственно отсталый ученик часто очень бурно реагирует на отрицательную оценку со стороны педагога, долго не может успокоиться и включиться в работу, но в данном случае его реакция адекватна и оценка компьютера не выводит ученика из равновесия. Компьютер позволяет учителю в процессе урока давать ученикам самостоятельные задания, с учетом их индивидуальных возможностей. Причем учащиеся не мешают друг другу, т.к. задание комментируется с помощью наушников, а если ребёнок не понял, задание может прозвучать ещё несколько раз. Работая за персональным компьютером, каждый ребенок учится последовательно выполнять задание, осуществлять самопроверку, быстрее приобретает навыки самостоятельной деятельности. Учитель, в свою очередь, имеет возможность оценить качество и скорость выполнения заданий каждого ученика. Кроме готовых компьютерных заданий мы используем задания, самостоятельно изготовленные с помощью программы Microsoft PowerPoint. Например: на этапе закрепления темы «Деление слов на слоги», дети выполняют самостоятельное задание на компьютере. Ученики открывают заранее приготовленный учителем слайд, в центре которого находятся изображения предметов, а по углам листа слоговые схемы. Задание: «Определив количество слогов в словах, переместить предметы к соответствующим слоговым схемам». При изучении темы «Мягкие и твёрдые согласные» учащиеся знакомятся с двумя волшебниками Тимом и Томом и узнают, что Тим любит предметы, названия которых начинаются с мягкого согласного, а Том - предметы, названия которых начинаются с твёрдого согласного. Открыв соответствующий файл, дети видят перед собой две окружности. В центре одной – Тим, в центре другой – Том. А свободное пространство между окружностями занимают изображения предметов. Детям предлагается задание: «Распределить предметы между Тимом и Томом». Для закрепления правописания гласных после мягких и твёрдых согласных на листе представлены предметные картинки с подписями под ними, в которых пропущены гласные после согласных. А под каждым названием – два варианта гласных букв (а - я, у - ю, о - ё, э - е, ы - и). Детям даётся задание: «Выбрать нужную букву из предложенных и вставить в слово». Подобные задания дети выполняют путём перемещения объектов с помощью мыши. Каждый ученик работает самостоятельно, а учитель осуществляет наблюдение за работой учеников и может оказать индивидуальную помощь. Данные упражнения развивают внимание, зрительное и слуховое восприятие, зрительно-моторную координацию, что способствует повышению эффективности обучения умственно отсталых школьников. При выполнении заданий, изготовленных при помощи программы Microsoft PowerPoint, контроль со стороны компьютера отсутствует. Это позволяет осуществить взаимопроверку между участниками учебного процесса, обсудить допущенные ошибки, после чего ученики имеют возможность в случае необходимости корректировать результат своей деятельности и пустить в печать уже правильно выполненный вариант. Формируя учебные навыки у детей с умственной отсталостью, педагогу необходимо помнить, что у них отсутствует продуктивно-ориентировочная деятельность и самоконтроль, как в процессе работы, так и по ее окончанию. Поэтому сам процесс выполнения подобных заданий обязывает учащегося постоянно проверять правильность выполнения упражнений и вовремя исправлять свои ошибки. Методическая ценность программы Microsoft PowerPoint этим не ограничивается. Она позволяет учителю создавать адаптированный наглядный материал к уроку, соответствующий умственным и возрастным возможностям школьников, что значительно повышает коррекционно-развивающий эффект. При этом учитель может определить подачу слайдов, содержащих текстовую и графическую информацию, анимацию, звук и видео в необходимой для него последовательности. Создание мультимедийной продукции – трудоёмкая, но вместе с тем увлекательная творческая работа для педагога. Составив конспект урока, подобрав необходимые для наглядности изображения предметов, иллюстрации, фрагменты фильмов, музыкальные файлы педагог определяет и задаёт время, скорость и эффект их появления на экране. В случае необходимости добавляет перемещение объектов в нужном направлении, с нужной скоростью, с подходящим звуковым сопровождением. Персонажи на экране произносят необходимые по сценарию урока фразы, осуществляя диалог с ребятами в классе. Известно, что одной из особенностей познавательных процессов детей с проблемами в умственном развитии является суженность объёма зрительных восприятий. Учитывая эти особенности, материал урока необходимо представлять на экране последовательно, небольшими порциями, акцентируя внимание на самом главном с помощью эффекта мерцания, изменения размеров или цвета объектов. Мультимедийная наглядность выгодно отличается от бумажной, облегчает понимание и запоминание информации, так как её использование подключает слуховую, визуальную, моторную и эмоциональную память ребёнка. Она сочетает в себе текстовую информацию, объекты, звуки, движения, а также видео. Это привлекает внимание детей к учебной задаче и помогает достаточно долго удерживать её в памяти. Ребята совершенствуют навыки взаимодействия с техникой, учатся понимать и чётко выполнять задания учителя, целенаправленно действовать. Таким образом, использование ИКТ на уроках в специальной (коррекционной) школе позволяет:
В рамках экспериментальной деятельности был проведён мониторинг развития психических процессов учащихся. Результаты мониторинга показали, что развитие психических процессов повысилось: - слуховая кратковременная память на 18 %; - слуховая долговременная память на 20 %; - зрительная память на 23 %; - переключаемость на 10 %; - точность внимания на 15 %; - объём внимания на 20 %; - обобщение и классификация на 30 %. Кроме того, в конце учебного года результаты тестирования по предмету природоведения группы детей, обучающейся с использованием компьютерных технологий, оказались на 26 % выше результатов детей, обучающихся традиционно. |
Положение об итоговой аттестации выпускников 9 класса гбоу специальной... Министерства образования РФ «О порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных... | Урок рисования, 6 класс по программе специальной (коррекционной)... Урок рисования, 6 класс по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида | ||
Рабочая программа по «Чтению и развитию речи» Оу о рабочей программе, базисного учебного плана, учебного плана оу, типовой программы специальной (коррекционной) школы VIII вида:... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В специальной (коррекционной) школе VIII вида в начальных классах обучаются учащиеся с ограниченными возможностями здоровья | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В специальной (коррекционной) школе VIII вида в начальных классах обучаются учащиеся с ограниченными возможностями здоровья | Протокол №4 Приказом директора школы Министерства образования РФ «О порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных... | ||
А. И. Друшляков Ивановская обл., г. Шуя, огкоу «Шуйская школа-интернат VIII вида» Социализация учащихся специальной школы-интерната VIII вида через организацию процесса профессионально-трудового обучения и воспитания... | Закрепление сложения и вычитания в пределах второго десятка у учащихся... Изучение математики в школе VIII вида является одним из средств коррекции и социальной адаптации учащихся, подготовки их к овладению... | ||
Инструкция об организации проведения Министерства образования РФ «О порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных... | Программа логопедических занятий для учащихся 1-7 классов специальной... Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от 20 г. № ) | ||
«Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках начальной школы» Содержание Методы и формы организации внедрения информационно-коммуникативных технологий в начальных классах 12 | Утверждено приказом №154 от 15. 06. 2011г. Положение о порядке проведения... Министерства образования РФ «О порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных... | ||
Опыт работы кафедры "физические проблемы материаловедения" мифи по... Министерства образования РФ «О порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных... | Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых... Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями... | ||
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых... Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Гбоу города Москвы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната №29 VIII вида разработан на основе: базисного... |