Скачать 211.28 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет Бизнес-информатики Программа дисциплины Введение в программирование для направления 080500.62 Бизнес-информатика подготовки бакалавра Автор программы: О.Л. Викентьева, к.т.н., vikentyevaol@hse.perm.ru, Одобрена на заседании кафедры Информационных технологий в бизнесе «___»____________ 2012 г Зав. кафедрой О.Л. Викентьева __________________________________ Утверждена Учебно-методическим Советом НИУ ВШЭ - Пермь «___»_____________2012 г. Председатель Г.Е. Володина ________________________ Пермь, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1.Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления , изучающих дисциплину Введение в . Программа разработана в соответствии с:
2.Цели освоения дисциплиныЦель изучения дисциплины «Введение в программирование» на первом курсе – дать базовые знания по алгоритмизации, программированию и использованию инструментальных средств разработки программ, необходимые для успешного освоения дисциплин профессионального, математического и естественнонаучного цикла (базовых и вариативных частей), изучение которых связано с применением средств информационно-коммуникационных технологий, созданием эффективных алгоритмов решения задач, разработкой программного обеспечения для различных предметных областей. Освоение дисциплины должно обеспечить базовые знания в области алгоритмизации и программирования, которые дадут возможность выпускнику успешно работать в сфере организации процессов жизненного цикла ИС и ИКТ, обладать универсальными и предметно-специализированными компетенциями, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда. В области воспитания личности целью ВПО по направлению подготовки 080500.62 «Бизнес-информатика» является формирование социально-личностных качеств студентов: целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, гражданственности, коммуникативности, толерантности, готовности к ответственному и целеустремленному решению поставленных задач во взаимодействии с обществом, коллективом, партнерами, способность проявлять гражданственность, толерантность и высокую общую культуру в общении с подчиненными и сотрудниками всех уровней, способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, понимание социальной значимости своей будущей профессии, высокую мотивацию к выполнению профессиональной деятельности. Для достижения поставленной цели при изучении дисциплины решаются следующие задачи: познакомить студентов с базовыми понятиями и методами алгоритмизации и программирования; познакомить студентов с современными средствами разработки программ, возможностями языков высокого уровня (на примере одного языка); дать навыки практического применения различных методов решения задач с помощью компьютеров; привить студентам навыки исследовательской работы, предполагающей самостоятельное изучение алгоритмов решения типовых задач информатики и программирования, методов и средств их реализации, анализа и оценки решений. Содержание программы дисциплины должно обеспечить базовую подготовку студентов в процессе формирования устойчивых знаний и практических навыков решения задач с помощью компьютеров, разработки алгоритмов и программ, их оценки, заложить основы для успешного освоения курсов, посвященных созданию современных информационных систем (в частности, курса «Введение в программирование). Курс также призван повысить общую эрудицию студентов, показать возможности применения алгоритмического подхода к решению задач в различных областях. 3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныБакалавр бизнес-информатики в соответствии с образовательным стандартом должен знать основные технологии программирования, владеть методами и инструментальными средствами разработки программ. Основы этих компетенций закладываются при изучении данной дисциплины. В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: основные понятия информатики и программирования; основные технологии программирования: средства процедурного программирования с использованием языка высокого уровня; определение, свойства и средства формализации алгоритмов; основные управляющие структуры и способы описания алгоритмов с использованием различных нотаций; основные методы разработки алгоритмов, особенности их реализации; понятие типа данных, форматы представления данных при решении задач с помощью компьютера; основные алгоритмы сортировки и поиска данных; Уметь: решать задачи, используя различные методы разработки алгоритмов и выбирая наиболее подходящие алгоритмы и средства их реализации в зависимости от постановки задачи; разрабатывать программные продукты: разрабатывать программы средней сложности на языке программирования высокого уровня с использованием основных управляющих конструкций и стандартных типов данных. Владеть (приобрести опыт): навыками разработки и анализа алгоритмов решения типовых задач (сортировки и поиска данных и пр.), исследования их свойств; методами и инструментальными средствами разработки программ: разработки программ средней сложности на языке программирования высокого уровня, их тестирования и отладки; навыками самостоятельного решения задач с помощью компьютеров, изучения новых средств разработки программ. Студенты также должны получить общее представление об основных парадигмах и методологиях разработки программных продуктов, о теоретических основах и инструментальных средствах создания информационных систем различного назначения, связи между ними. В результате освоения первой части дисциплины студент должен освоить следующие компетенции:
4.Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин (факультатив). Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: Базовый школьный курс информатики. Линейная алгебра. Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: Знание основ функционирования персональных компьютеров. Знание основ организации обработки данных с помощью компьютеров. Базовые навыки работы с персональным компьютером в среде Microsoft Windows. Базовые знания и навыки работы с офисными приложениями (текстовым процессором и электронными таблицами). Знание основных понятий линейной алгебры, операций над векторами и матрицами. Основные положения дисциплины будут использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин учебного плана: Программирование. Теоретические основы информатики. Дискретная математика. Основы офисного программирования. Основы программирования на C# в VS.NET. Функциональное программирование и интеллектуальные системы. Основы эволюционных вычислений и теория алгоритмов. Информационные процессы, системы и сети. Вычислительные системы, сети, телекоммуникации. Управление данными (Часть 1 – Базы данных, Часть 2 – Хранилища данных). Моделирование информационных систем. Имитационное моделирование. 5.Тематический план учебной дисциплины
6.Формы контроля знаний студентов
В рамках текущего и итогового контроля студент должен продемонстрировать, что он: чётко формулирует задачи, анализирует условия и обоснованно выбирает методы решения, уверенно интерпретирует полученные результаты; владеет методами и средствами разработки программ, в частности основными возможностями современных систем программирования, языков высокого уровня:
знает основы прикладной архитектуры современных персональных компьютеров, их использование в современных системах программирования:
способен самостоятельно определять формирующиеся дефициты знаний, умений и навыков в ходе обучения, может сформулировать проблемы, связанные с недостатком знаний и навыков, и выбрать подходы к их решению; владеет навыками поиска и использования информации, необходимой для выполнения заданий (поиск описаний алгоритмов, методов их оценки и пр.), из различных источников; умеет самостоятельно работать со справочной информацией, руководствами, написанными на английском языке, и владеет знаниями, достаточными для самостоятельного изучения и понимания описаний алгоритмов и программ, формальных моделей, полученными из источников на английском языке владеет навыками грамотного оформления и документирования текстов программ, результатов их тестирования; умеет грамотно оформлять отчеты о выполнении домашних заданий, включающие постановку задач, описание решений и оценки результатов. В домашнем задании выполняются задачи по разделу 2. Для выдачи задания и получения отчета по домашнему заданию можно использовать LMS. Итоговый контроль (зачет) осуществляется в форме письменной работы. Письменный зачет включает теоретические вопросы и решение задач. На зачет выносятся вопросы и задачи по разделам 1,2. Оценки по всем формам текущего и итогового контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
При формировании оценки за промежуточный контроль преподаватель учитывает оценку домашнее задание.Преподаватель оценивает работу студентов на практических занятиях: Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем и называется - Оаудиторная. Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Онакопленная= 2/3* Отекущий + 1/3* Оаудиторная где О текущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП: Отекущий = n1·Од/з, при этом n1 = 1. Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический. Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом: Орезультирующая = 0,6* Онакопленная + 0,4*·Оэкз/зач Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета: арифметический. На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.
Раздел I. Основы программирования на языке программирования высокого уровня. Тема 1. Жизненный цикл программного обеспечения. [12] Постановка задачи и спецификация программы, способы записи алгоритма. Программа на языке высокого уровня. Понятия тестирования и отладки. Критерии качества программы. Диалоговые программы, дружественность интерфейса. Стиль программирования. Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма. Типовые алгоритмы вычислительных процессов. Лекции: 4 часа. Практические занятия: 4 часа. Самостоятельная работа: 4 часа. Тема 2. Общая характеристика системы MSDN. [10] Понятия системы программирования и среды программирования. Основные понятия. Выполнение программы в .NET. Структура платформы .NET. Интегрированная среда разработки MS Visual Studio.NET. Лекции: 2 часа. Практические занятия: 2 часа. Самостоятельная работа: 6 часа. Тема 3. Состав языка программирования высокого уровня [20] Структура программы на языке высокого уровня. Алфавит языка. Лексемы. Понятие типа данных. Классификация типов. Значимые типы и ссылочные типы данных. Классификация по способу хранения. Встроенные типы данных. Переменные. Выражения. Основные операции. Использование стандартных функций. Приведение типов. Лекции: 4часа. Практические занятия: 4 часа. Самостоятельная работа: 12 часов. Литература по разделу:
Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: практические занятия и самостоятельная работа студентов предусматривают решение задач по программированию, для каждой задачи должен быть составлен алгоритм в виде блок-схемы, программа, набор тестов (критерии черного ящика, белого ящика, МГТ). Раздел II. Решение задач с использованием основных операторов. Тема 4. Основные операторы [32] Операторы и основные управляющие структуры: итерация, ветвление, повторение. Решение задач с использованием основных управляющих структур. Вложенные циклы. Рекуррентные вычисления. Лекции: 4часа. Практические занятия: 6 часов. Самостоятельная работа: 22 часа. Тема 5. Понятие структурированного типа данных [34] Одномерные массивы. Способы перебора массивов. Типы задач по обработке массивов. Простые методы сортировки. Поисковые задачи. Двумерные массивы. Решение задач с использованием массивов. Лекции: 6 часов. Практические занятия: 6 часов. Самостоятельная работа: 22 часов. Литература по разделу:
Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: практические занятия и самостоятельная работа студентов предусматривают решение задач по программированию, для каждой задачи должен быть составлен алгоритм в виде блок-схемы, программа, набор тестов (критерии черного ящика, белого ящика, МГТ).
8.1.Методические рекомендации преподавателюНа лекциях используется «проблемный» подход к изложению материала: материал каждой лекции иллюстрируется примерами, рассматриваются нестандартные ситуации, требующие решения с использованием рассматриваемого материала. При этом студенты должны активно участвовать в обсуждении вопросов, выработке решений. Для самостоятельного изучения предлагается использовать электронные ресурсы. На практических занятиях используются следующие методы обучения и контроля усвоения материала:
8.2.Методические указания студентамСтуденту рекомендуется следующая схема подготовки к практическому занятию:
Для подготовки к занятиям рекомендуется использовать источники, представленные в электронных форматах: рассмотреть примеры решений, использовать пошаговое выполнение программ в среде разработки.
Примерные вопросы/ задания для домашнего задания:
Интерактивная справочная система MSDN.
Для успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства:
Используется система LMS.
|
Рабочая программа Учебной дисциплины Научно-исследовательский семинар... Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... | Рабочая программа Учебной дисциплины менеджмент для направления подготовки... Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... | ||
Рабочая программа Учебной дисциплины менеджмент для направления подготовки... Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... | Рабочая программа Учебной дисциплины Деловые коммуникации Для направления... Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины безопасность бизнеса для направления... Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... | Рабочая программа Учебной дисциплины управление проектами для направления... Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... | ||
Рабочая программа Учебной дисциплины архитектура предприятия для... Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... | Рабочая программа Учебной дисциплины Информационная безопасность... Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... | ||
Программа дисциплины “Философия и логика науки“ для направления 080500.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 62 «Бизнес-информатика».... | Рабочая программа учебной дисциплины интернет-программирование в... Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины мировые информационные ресурсы... Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... | Рабочая программа Учебной дисциплины управление электронным предприятием... Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины информационные системы управления... Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... | Рабочая программа Учебной дисциплины основы предпринимательской деятельности... Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... | ||
Рабочая программа Учебной дисциплины Управление жизненным циклом... Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... | Программа дисциплины «Архитектура предприятия» для направления 080500. 62 «Бизнес-информатика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 62 «Бизнес-информатика»... |