Автор: Липатова Ирина Федоровна оу





Скачать 125.75 Kb.
НазваниеАвтор: Липатова Ирина Федоровна оу
Дата публикации03.10.2013
Размер125.75 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Автор: Липатова Ирина Федоровна

ОУ: МОУ лицей №6 Октябрьского района городского округа г. Уфа РБ,

e-mail: licey6@ufanet.ru

Краткая аннотация урока

Данная разработка представляет собой обобщающий урок по информатике и ИКТ в 5 классе. Она выполнена в виде викторины. Для проведения викторины используется интерактивная презентация с прикрепленными к ней файлами, выполненными в Word и Excel.

Поскольку мультимедийные уроки всегда вызывают большой интерес у ребят, а также учитывая соревновательный момент викторины можно сделать вывод о том, что данный урок поможет повысить мотивацию учеников в изучении предмета, даст возможность проявить свои знания, а также систематизировать их.

Урок был апробирован в лицее №6 в 2008-2009 учебном году в параллели пятых классов. Викторина вызвала большой интерес среди учащихся и были получены хорошие результаты. Впредь планируем проведение данного урока-викторины каждый год.

План-конспект урока

Тема: Обобщающий урок-викторина по информатике

Класс: 5

Цели: Дидактические – обобщить знания полученные в течение учебного года.

Психологические – развивать творческое и логическое мышление, внимание, продолжить формировать навыки работы в команде.

Воспитательные – сплочение классного коллектива, развивать такие черты личности, как наблюдательность, точность, аккуратность.

План урока:

  1. Организационный момент




2 мин.

  1. Проверка домашнего задания




2 мин.

  1. Подготовка к проведению викторины




3 мин.

  1. Проведение викторины




27 мин.

  1. Подведение итогов. Выставление оценок




5 мин

  1. Обобщение урока




5 мин

  1. Постановка домашнего задания




1 мин.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Рассадка детей. Проверка отсутствующих.

  1. Проверка домашнего задания

Визуальная проверка выполнения домашнего задания.

  1. Подготовка к проведению викторины.

Учитель: «Сегодня у нас обобщающее занятие за весь год. Мы с вами много работали и многому научились: теперь мы знаем, что такое информация (вопрос к ученикам), информатика (вопрос к ученикам), информационные процессы (ученик перечисляет), устройство компьютера; умеем работать в текстовом и графическом редакторах.

Чтобы закрепить эти знания мы проведем сегодня викторину по информатике. Все вы примите в ней участие в качестве игроков команд или зрителей.

Наша викторина будет проведена во всех пятых классах. Победит тот класс, чья команда наберет наибольшее количество баллов, поэтому нам необходимо выбрать наиболее сильных учеников в команды. Составим две команды по пять человек (здесь озвучиваем заранее приготовленный список и объясняем, почему именно эти ученики, если класс делится на подгруппы, то соревнуемся и подгруппами – из каждой подгруппы по одной команде). Проходите за столы.

А вы, ребята (обращаемся к остальным), приготовьтесь внимательно слушать, ведь у вас будет личное первенство. Для вас приготовлены «Игры со зрителями», а также те вопросы, на которые команды не смогут ответить. За них вы получите звездочки. А в конце мы подведем итог. Тот, кто наберет пять и больше заработает «5» (в слабых классах можно в качестве поощрения выставить и «4»).

Участники команд тоже могут заработать оценки. Если команда наберет 30 и более баллов, то независимо от места, каждый участник получает «5».

После этого представляем членов жюри.

  1. Проведение викторины.

Для проведения викторины используется презентация. При выполнении некоторых заданий желательно для наглядности использовать интерактивную доску. Также необходимо заранее подготовить два стола с хорошим обзором экрана для команд, листок бумаги и ручку для каждого участника, а также набор цветных карандашей для каждой команды. Два компьютера для проведения конкурса «Меткий стрелок» (задание должно быть запущено заранее). Перед проведением необходимо распечатать раздаточный материал (Приложение №1). Заранее запускаем презентацию (титульный слайд).

Веселая разминка (максимально 9 баллов) – 4 мин (слайды № 3-12).

Проходит в стиле брейн-ринга. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Задания:

  1. На уроке физкультуры ученики выстроились в линейку на расстояние одного метра друг от друга. Вся линейка растянулась на 25 метров. Сколько было учеников?

Ответ: 26 учеников.

  1. На расстоянии 3-х метров друг от друга в один ряд посажено 10 молодых деревьев. Найдите расстояние между крайними деревьями.

Ответ: 27 метров.

  1. За одну минуту от бревна отпиливается кусок длиной 2 метра. Сколько времени потребуется, чтобы распилить бревно длиною 10 метров?

Ответ: 4 минуты.

  1. В каждом из четырех углов комнаты сидит кошка. Напротив каждой из этих кошек сидит кошка. Сколько всего в этой комнате кошек?

Ответ: 4 кошки.

  1. В клетке находятся три кролика. Три девочки попросили дать им по одному кролику. Просьба девочек была удовлетворена, каждой из них дали кролика. И все же в клетке остался один кролик. Как могло такое случиться?

Ответ: Одной девочке дали кролика в клетке.

  1. Два отца и два сына разделили между собой три апельсина так, что каждому досталось по одному апельсину. Как такое могло случиться?

Ответ: дед, его сын и внук.

  1. У отца шесть сыновей. Каждый сын имеет одну сестру. Сколько всего детей у этого отца?

Ответ: 7 детей.

  1. У Коли и Маши было поровну тетрадей. Коля из своих тетрадей дал две Маше. На сколько больше тетрадей стало у Маши, чем у Коли?

  2. В классе, где шел урок, находилось 20 человек. Из них 10 девочек. Сколько в классе находилось мальчиков?

Ответ: 9 мальчиков (учитель тоже человек).

Подведение итога и занесение результата в протокол.

Игра в слова (максимально 9 баллов) – 2 мин (слайд № 13)

Командам раздаются карточки с заданием. Задание выполняется на скорость. Команда, сдавшая первой, получает за каждый правильный ответ 1 балл, а команда, сдавшая второй – 0.5 балла. В случае ошибок в выполнении заданий первой командой вторая может получить за ответ 1 балл.

Задания:

  1. Составь новое слово из первых слогов данных слов:

а) колос, рота, ваза;

б) кора, лото, боксер;

в) баран, рана, банщик.

  1. Взяв из слов только вторые слоги, составь новое слово:

а) соловей, потолок;

б) пуговица, молоток, лава;

в) змея, рама.

  1. Взяв из слов только последние слоги, составь новое слово:

а) мебель, ружьё;

б) соломка, пора, мель;

в) лиса, письмо, переплёт.

Ответы:

  1. а) корова; б) колобок; в) барабан.

  2. а) лото; б) голова; в) яма.

  3. а) бельё; б) карамель; в) самолёт.

Во время выполнения командами задания проходит игра со зрителями.

Игра со зрителями (9 баллов) – 2 мин

Презентация «Игра со зрителями»

Задания:

  1. В одной многодетной семье у каждого из пяти сыновей по три сестры. Сколько всего детей в этой семье?

Ответ: 8 детей.

  1. Тигренок прибежал не последним, кенгуренок – не первым, а слоненок – после кенгуренка. Кто какое место занял?

Ответ: Тигренок, кенгуренок, слоненок.

  1. Составь множества из соответствующих элементов.



Используйте ссылку для работы с интерактивной доской.

Ответ: На пересечении дельфин.

  1. Вите необходимо пройти в четыре раза больше ступенек, чем Руслану. Руслан живет на третьем этаже. На каком этаже живет Витя?

Ответ: 9 этаж.

  1. Самое большое колечко не красное, среднее колечко желтое, одно из колечек синее. Раскрасьте пирамидку.

Ответ: Красный, желтый, синий (сверху вниз).

Баллы за задания: 1 – 1 балл; 2, 3, 4, 5 – 2 балла. За каждый балл выдается звездочка.

Подведение итога и занесение результата в протокол.

Найди лишнее (максимально 10 баллов) – 3 мин (слайды № 14-24)

Проходит в стиле брейн-ринга. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл (без обоснования 0.5 бала).

Задания:

  1. 2, 3, 6, 7, 11;

  2. монитор, принтер, сканер, колонки;





  1. 10, 20, 30, 36, 40, 50;





  1. микрофон, наушники, клавиатура, мышь;

  2. 72, 62, 52, 45, 32, 82;





  1. дисковод, бумага, флэшка, винчестер;





Ответы:

  1. 6 (составное), 11 (двузначное).

  2. сканер – устройство ввода, а остальные вывода

  3. 4 рисунок (красные квадраты «разбиты»)

  4. 36 (все остальные числа круглые)

  5. инструменты, посуда, зонт

  6. микрофон – устройство вывода, а остальные ввода

  7. 45 (в остальных числах 2 единицы)

  8. листья, грибы, ягода

  9. бумага (0.5 балла), дисковод (1 балл не является носителем информации)

  10. 3 рисунок (везде 1 высокая башня, а здесь две)

Подведение итога и занесение результата в протокол.

Логические задачи (максимально 9 баллов) – 5 мин (слайды № 25-27)

Командам раздаются карточки с заданиями. На выполнение задания дается пять минуты. За каждую задачу – 4 балла. Команда, сдавшая досрочно, получает дополнительно – 1 балл.

Задания:

  1. Оля, Таня, Юля и Ира варили варенье. Две девочки варили его из смородины, две девочки – из крыжовника. Таня и Ира варили варенье из разных ягод. Ира варила варенье из крыжовника. Из каких ягод варила варенье каждая девочка?

  2. Четыре приятеля - Женя, Костя, Дима и Вадим – делали украшения к празднику. Кто-то делал гирлянды из золотой бумаги, кто-то - красные шары, кто-то гирлянды из серебристой бумаги, а кто-то – хлопушки из золотой бумаги. Костя и Дима работали с бумагой одного цвета, Женя и Костя делали одинаковые игрушки. Кто какие украшения делал?

Ответы:

  1. Оля и Таня – из смородины. Юля и Ира – из крыжовника.

  2. Костя делал гирлянды из золотой бумаги. Женя – гирлянды из серебряной бумаги. Дима – хлопушки из золотой бумаги. Вадим – красные шары.

Во время выполнения командами задания проходит игра со зрителями.

Игра со зрителями (9 баллов) – 5 мин

Презентация «Игра со зрителями 2»

Задания:

  1. Сколько у меня цветов, если все из них, кроме двух, розы, все кроме двух, - тюльпаны, и все, кроме двух, - маргаритки?

Ответ: три цветка.

  1. Составьте множество из соответствующих элементов, выделив указанное подмножество.

Ответ:

Используйте ссылку для работы с интерактивной доской.

  1. Вы заходите в темную комнату. У вас есть керосиновая и газовая лампы. Что вы в начале зажжете?

Ответ: спичку.

  1. Один кирпич весит 1 кг и еще полкирпича. Сколько весит один кирпич?

Ответ: 2 кг.

  1. Внимательно рассмотрите картинку и запомните положение фигур.



По очереди выходят к доске и рисуют по две фигуры. За правильные фигуры – 1 балл.

Баллы за задания: 1, 3, 4 – 1 балл; 2 – 2 балла. За каждый балл выдается звездочка.

Подведение итога и занесение результата в протокол.

Раскраска (максимально 4 балла) – 2 мин (слайды № 28-30).

Командам раздаются карточки с заданиями. На выполнение задания дается 1 минута. За правильное выполнение задания – 3 балла (каждый цвет – 1 балл). Команда, сдавшая досрочно, получает дополнительно – 1 балл.

Задание:

Раскрасьте лесенку так, чтобы спереди она стала синего цвета, сбоку – зеленого, а сверху – красного.
Ответ:

После того как команды сдадут решения задание передается зрителям.

Подведение итога и занесение результата в протокол.

Компьютерные термины (3 балла) – 4 мин (слайды № 31).

Команды по очереди называют известные им компьютерные термины. Побеждает та команда, которая назовет термин последней. Желательно ограничить термины определенной темой. Например, «Информация и информационные процессы», «Устройство компьютера», «Устройства ввода», «Устройства вывода», «Графический редактор» и т.д.

Дополнительно команда получает 0.25 балла за правильное объяснение термина. Если команда не может объяснить слово правильно, то такая возможность предоставляется сопернику.

Подведение итога и занесение результата в протокол.

Кроссворд «Устройство компьютера» - 3 мин (слайды № 32-33).

Задание выводится на интерактивную доску. Участники обеих команд по очереди выходят к доске и вписывают по одному слову. За каждое слово – 1 балл. Если слово записано с ошибкой – 0.5 балла. Если вторая команда может исправить ошибку, то ей добавляется 0.25 балла. Первой начинает та команда, которая вперед угадает слово по вертикали.

Ответы:

  1. компьютер (по вертикали), клавиатура (по горизонтали);

  2. процессор;

  3. монитор;

  4. память;

  5. мышь;

  6. дискета;

  7. винчестер;

  8. принтер.

Подведение итога и занесение результата в протокол.

Меткий стрелок (максимально 5 баллов) 4 мин (слайды № 34).

Проверяется умение работать с мышью. Для выполнения задания потребуется два компьютера с установленной программой «Мир информатики 3-4 год обучения» издательства «Кирилл и Мефодий». От каждой команды выходят друг за другом по одному человеку и выполняют задание (нужно поразить внезапно возникающую на экране мишень, дается 10 выстрелов). Победителем в паре считается тот, кто набрал большее количество очков, его команде присуждается 1 балл.

Если данной программы нет можно заменить задание на обводку в графическом редакторе приготовленных заготовок. Например, файл меткий стрелок.bmp. В этом случае учитывается не только скорость, но и точность.

Машинки (максимально 5 баллов) – 1 мин (слайды № 35-36).

Задание для зрителей

Внимательно рассмотрите картинку и запомните ее. Время на запоминание 7 секунд.



Ведущий задает вопросы:

Какого цвета машинка с номером 1?

Какого цвета машинка с номером 2?

Какого цвета машинка с номером 3?

Какого цвета машинка с номером 4?

Какого цвета машинка с номером 5?

В это время жюри подводит окончательные итоги викторины.

  1. Подведение итогов. Выставление оценок.

Объявляется окончательный счет и команда-победитель. Производится подсчет баллов у «зрителей», заносится в протокол и объявляется победитель. Выставляем оценки по ранее указанным критериям.

  1. Обобщение урока.

Учитель: «Сегодня на урок мы провели викторину в ходе которой вспомнили и закрепили материал, пройденный в этом учебном году. Мы с вами вспомнили основные понятия, которые изучили: теперь мы знаем что такое информация (вопрос к ученикам), информатика (вопрос к ученикам), информационные процессы (ученик перечисляет), устройство компьютера(ученики перечисляют основные устройства, устройства ввода и вывода), вспомнили как решать логические задачи, проверили скорость вашей реакции и наблюдательность. А также наши участники команд смогли понять важность слаженной работы в команде (слово одному из участников).»

  1. Постановка домашнего задания.

Учитель: «Дома составьте кроссворд из 8-10 слов по одной из следующих тем:

  • Устройство компьютера;

  • Метод координат;

  • Информация и информационные процессы;

  • Графический редактор Paint;

  • Текстовый редактор Word.

Спасибо за урок, ребята. До свидания».

Приложение №1.

Раздаточные материалы к уроку


Игра в слова

Задания:

  1. Составь новое слово из первых слогов данных слов:

а) колос, рота, ваза; ______________________

б) кора, лото, боксер; _____________________

в) баран, рана, банщик. ____________________

  1. Взяв из слов только вторые слоги, составь новое слово:

а) соловей, потолок; _______________________

б) пуговица, молоток, лава; _________________

в) змея, рама. _________________

  1. Взяв из слов только последние слоги, составь новое слово:

а) мебель, ружьё; ____________________

б) соломка, пора, мель; _______________

в) лиса, письмо, переплёт. _____________

Игра в слова

Задания:

  1. Составь новое слово из первых слогов данных слов:

а) колос, рота, ваза; ______________________

б) кора, лото, боксер; _____________________

в) баран, рана, банщик. ____________________

  1. Взяв из слов только вторые слоги, составь новое слово:

а) соловей, потолок; _______________________

б) пуговица, молоток, лава; _________________

в) змея, рама. _________________

  1. Взяв из слов только последние слоги, составь новое слово:

а) мебель, ружьё; ____________________

б) соломка, пора, мель; _______________

в) лиса, письмо, переплёт. _____________



Логические задачи

Время выполнения: 3 мин. Команда, сдавшая досрочно, получает дополни­тельно – 1 балл.

Задания:

  1. Оля, Таня, Юля и Ира варили варенье. Две девочки варили его из смородины, две девочки – из крыжовника. Таня и Ира варили варенье из разных ягод. Ира варила варенье из крыжовника. Из каких ягод варила варенье каждая девочка?

  2. Четыре приятеля – Женя, Костя, Дима и Вадим – делали украшения к празднику. Кто-то делал гирлянды из золотой бумаги, кто-то – красные шары, кто-то гирлянды из серебристой бумаги, а кто-то – хлопушки из золотой бумаги. Костя и Дима работали с бумагой одного цвета, Женя и Костя делали одинаковые игрушки. Кто какие украшения делал?

Логические задачи

Время выполнения: 3 мин. Команда, сдавшая досрочно, получает дополни­тельно – 1 балл.

Задания:

  1. Оля, Таня, Юля и Ира варили варенье. Две девочки варили его из смородины, две девочки – из крыжовника. Таня и Ира варили варенье из разных ягод. Ира варила варенье из крыжовника. Из каких ягод варила варенье каждая девочка?

  2. Четыре приятеля – Женя, Костя, Дима и Вадим – делали украшения к празднику. Кто-то делал гирлянды из золотой бумаги, кто-то – красные шары, кто-то гирлянды из серебристой бумаги, а кто-то – хлопушки из золотой бумаги. Костя и Дима работали с бумагой одного цвета, Женя и Костя делали одинаковые игрушки. Кто какие украшения делал?




Художественный конкурс

Время выполнения: 1 мин. Команда, сдавшая досрочно, получает дополни­тельно – 1 балл.

Задание:

Раскрасьте лесенку так, чтобы спереди она стала синего цвета, сбоку – зеленого, а сверху – красного.


Художественный конкурс

Время выполнения: 1 мин. Команда, сдавшая досрочно, получает дополни­тельно – 1 балл.

Задание:

Раскрасьте лесенку так, чтобы спереди она стала синего цвета, сбоку – зеленого, а сверху – красного.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Автор: Липатова Ирина Федоровна оу iconМолостова Лилия Федоровна Приложение №7
Автор: Молостова Лилия Федоровна, учитель географии, высшая квалификационная категория
Автор: Липатова Ирина Федоровна оу iconСценарий урока онз по русскому языку в 3 классе по системе Л. В....
Автор: Тимофеева Ирина Викторовна, учитель начальных классов моу «Гимназия №5» г. Оренбурга
Автор: Липатова Ирина Федоровна оу iconПояснительная записка автор программы: старший преподаватель кафедры...
Автор программы: старший преподаватель кафедры стратегического менеджмента Калявина Ирина Николаевна
Автор: Липатова Ирина Федоровна оу iconМинистерство
...
Автор: Липатова Ирина Федоровна оу iconОпыта: «Метод проектов как средство развития внутренней мотивации...
Авторы опыта: Соловьёва Анна Владимировна, Кучерова Ирина Фёдоровна учителя, английского языка муниципального общеобразовательного...
Автор: Липатова Ирина Федоровна оу iconМетодическое руководство Методическая работа и её роль в профессиональном...
Муниципальное образовательное учреждение «Красногорская средняя общеобразовательная школа»
Автор: Липатова Ирина Федоровна оу iconОрганизация объединенных наций
Автор: Евсеева Ирина Васильевна, учитель географии первой квалификационной категории
Автор: Липатова Ирина Федоровна оу iconОсновные этапы моделирования
Автор: Евсеева Ирина Васильевна, учитель географии первой квалификационной категории
Автор: Липатова Ирина Федоровна оу iconЮрий Мухин Как уродуют историю твоей Родины
Автор: Евсеева Ирина Васильевна, учитель географии первой квалификационной категории
Автор: Липатова Ирина Федоровна оу iconКонькова Ирина Радиковна Предмет : геометрия, класс : 7, автор учебник
Конспект урока по геометрии в 7 классе с использованием электронного учебника бином
Автор: Липатова Ирина Федоровна оу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор-разработчик – Малюкова Вера Фёдоровна, учитель русского языка и литературы высшей категории моу сош №1 с углублённым изучением...
Автор: Липатова Ирина Федоровна оу iconУтверждено на заседании Ученого Совета спбгэту, протокол № от 2009 г. Согласовано
Автор: Евсеева Ирина Васильевна, учитель географии первой квалификационной категории
Автор: Липатова Ирина Федоровна оу iconОбщие положения Приемная комиссия гбоу спо со «нтгпк им. Н. А. Демидова»
Автор: Евсеева Ирина Васильевна, учитель географии первой квалификационной категории
Автор: Липатова Ирина Федоровна оу iconВасильев С. С. Олимпиады по истории россии в системе профильного обучения старшеклассников
Автор: Евсеева Ирина Васильевна, учитель географии первой квалификационной категории
Автор: Липатова Ирина Федоровна оу iconОпыта
Автор опыта: Артеева Ирина Владимировна, воспитатель мб доу «Детский сад №62г. Нарьян-Мара»
Автор: Липатова Ирина Федоровна оу iconПояснительная записка Автор: Жакулина Ирина Валентиновна, учитель начальных классов
Методы: словесные, работа с текстовым источником, метод постановки проблемы, контроль (письменные)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск