А. Соломоник, PhD (Израиль)





Скачать 329.69 Kb.
НазваниеА. Соломоник, PhD (Израиль)
страница1/3
Дата публикации26.06.2013
Размер329.69 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3


А. Соломоник, PhD (Израиль)


Функции знаков, знаковых систем

и семиотической реальности
В настоящей работе будут рассмотрены важнейшие функции, как отдельных знаков, так и составленных из них знаковых систем. Под знаком мною понимается некая материальная субстанция, которая репрезентирует не только саму себя, но что-то еще, – какой-нибудь предмет, явление либо событие. Человек (я считаю, что это может быть только человек), который создает или использует уже имеющийся знак, а также тот, кто его воспринимает, должны понимать двойственную природу знака, а также его смысл и значение (см. ниже о разграничении этих двух понятий). Только в этом случае может состояться коммуникация с помощью знаков. Такая коммуникация может иметь форму непосредственного общения ее участников, либо может состояться в виде обращения интерпретатора к существующим носителям знаковой информации. В последнем случае датчиком информации служат неживые представители ее автора: книги, ноты, картины и пр. Это, в принципе, не меняет сути обмена информацией – просто в данном варианте человек, ее инициировавший, не присутствует при получении ее другими людьми.

Хотя основной функцией знаков и знаковых систем является обмен информацией, знаки, пронизывающие наше окружение и являющиеся главным источником получения нового знания, приняли на себя в ходе развития цивилизации еще и другие функции. Их вычленение и весьма краткое описание является содержанием настоящей работы. Я занимаюсь семиотикой (наукой о знаках) уже более двадцати лет. В самом начале пути я попытался кратко охарактеризовать функции языка1. Но, во-первых, языки являются только частным случаем знаковых систем, а во-вторых, в процессе моих семиотических изысканий я пришел к новым, более точным и выверенным формулировкам. Поэтому данная работа, хотя частично повторяет первоначальные выводы, во многом выходит за их пределы. Обратимся к более полным взглядам по этому поводу.

Данная статья будет разбита на три части. В первой я попытаюсь выделить самые общие свойства существующих знаков. Во второй я буду исследовать характеристики основных типов знаковых систем, то есть знаков, собранных в цельные системы, которые принимают на себя функции, не могущие быть выполненными отдельными знаками. В третьей части работы я остановлюсь на функциях знаковой реальности в целом. Концепт знаковой реальности был предложен мною в самые последние годы, и он, по моему мнению, продвигает семиотику на новые рубежи, ранее совершенно не входившие в поле зрения ученых. Это вполне соответствует моему подходу к семиотике как науке, изучающей знаки, знаковые системы и семиотическую реальность как единую данность. Каждый новый этап выявляет более сложные и глобальные семиотические функции. О них и пойдет речь в дальнейшем изложении.
Общие функции знаков
Функция обмена информацией
Эта функция, несомненно, является основной для знакового содержания нашего бытия и, так сказать, изначальной в ходе создания человеческой цивилизации. Будучи общественным животным и членом того или иного коллектива, homo sapiens обнаружил, что для более благополучного и комфортного существования необходимо координировать усилия отдельных групп людей или даже всего коллектива (племени, общины). Для этого он начал создавать и использовать знаки, которые становились все более сложными и разнообразными. Постепенно использование знаков привело к росту и развитию человеческого разума и к созданию человеческого общества в том его виде, который мы сейчас наблюдаем (см. далее).

Как раз сегодня мы присутствуем при очередном витке информационной революции. Ей предшествовали промышленная и научная революции, которые опирались на усовершенствование знаков и знаковых систем. Изобретение компьютеров и невиданных прежде средств общения коренным образом изменяет нашу жизнь и совершенствует человеческое общество. В центре сегодняшних изменений лежат информационные процессы, которые сопровождаются соответствующим техническим оснащением и прорывами в научном плане. Успех только что состоявшейся посадки движущегося аппарата на Марсе и регулирование его действий с Земли служит примером такого рода прорывов. Путь, пройденный человечеством от первичных попыток общения, свойственных также животным, к современным средствам связи и к их продвинутому семиотическому содержанию является наглядным примером человеческого прогресса.
Совершенствование человеческого разума
Параллельно совершенствовался мозг отдельных людей и совокупный разум человечества. Накапливалось все больше информации, при этом она специализировалась с помощью все новых знаков и знаковых систем. Сами знаки становились более “глубокими”, что позволяло проникать в скрытые до того связи и взаимоотношения изучаемых объектов. Дело в том, что наш разум развивается от простого к сложному, от восприятия прозрачных связей ко все более абстрактным и скрытым от непосредственного наблюдения свойствам вещей. Для этой цели люди придумывали очень абстрактные знаки и их системы, позволявшие отрешиться на время от непосредственных манипуляций с самими предметами изучения и обращаться к манипуляциям со знаками, то есть, они задействовали “науку на кончике пера”. Венцом абстрактных знаковых систем в указанном направлении являются математические и иные формализованные системы. Они позволяют работать со знаками, которые способны формулировать самые фундаментальные законы вселенной.

Совершенствуются и другие, менее абстрактные знаковые схемы. Они также изменяются в сторону абстракции, хотя и не достигают таких глубин, как математические или иные формализованные системы. Все это через обучение передается новым поколениям, каждое из которых начинает свой собственный виток обработки усвоенных ими знаков. Так повышается знаковый потенциал всего человечества, что лежит в основе его дальнейшего совершенствования.

Благодаря усилиям Жана Пиаже и других возрастных психологов мы сегодня знаем, как юные представители человеческого рода овладевают накопленными ранее знаниями, какие навыки и умения они при этом приобретают и какие знаковые системы приходят им на помощь в период их первоначального интеллектуального становления.
Социализация индивидуумов и целых общественных коллективов
Одновременно с этим протекает социализация ребенка, которая, впрочем, продолжается всю жизнь. Этот процесс происходит в коллективе, при взаимном обмене информацией и, следовательно, неизбежно с помощью знаков. Без знаков мы просто не можем общаться друг с другом: как речь, так и неречевое общение требуют использования знаков. Именно таким образом человек становится членом коллектива, научается уважать себе подобных, помогать им и самому получать от них помощь.

Это настолько проникает в жизнь каждого из нас, что насильственное отторжение человека, его исключение из процесса нормального общения расценивается как серьезное наказание, приводящее зачастую к психическим заболеваниям. Нарушение привычных форм человеческого общежития, например, в результате болезни, приводит к серьезному отставанию в умственном развитии. Обратитесь за примером к людям типа Маугли, отторженным по каким-либо причинам от овладения языком в детском возрасте. Впоследствии, возвращаясь к людям, они обычно не могут полностью восстановить свои умственные способности и навсегда остаются ущербными в умственном плане. То же самое можно сказать об аутистах, замыкающихся в себе людях, что также считается серьезным заболеванием.

Дополнительная сторона этого процесса – создание разнообразных коллективов – от семьи и далее. В них возникает свой социальный и семиотический микроклимат, то есть особые нормы поведения и свои системы знаков для общения. В любом сплоченном коллективе это происходит по-разному, но всегда члены коллектива ведут себя в согласии с принятыми в нем нормами. В каждом из них имеется свой язык – профессиональный в работающем коллективе, арго для преступных группировок, школьный для учащихся данного учебного заведения и т.д. Переходя от одного коллектива к другому даже в течение одного дня, мы приобщаемся к новой социальной среде, используя принятые в этой среде символы и нормы поведения. Излишне говорить, что все они выражаются в знаках.
Представительная и обобщающая функции знаков
Это едва ли не самые важные функции знаков, позволяющие им выполнять все остальные возлагаемые на них задачи. Когда Чарльз Пирс, основоположник современной науки о знаках, говорил о том, что знак имеет две основные точки опоры, – в референте, который воплощается в знаке, и, с другой стороны, в человеческом уме, – он заложил понимание обеих этих функций. Знак выполняет функцию представителя чего-то еще, кроме самого себя, отражая это что-то и его свойства. Он становится как бы частью референта. На заре цивилизации (да еще кое-где и сейчас) многие верили, что знак является неотъемлемой частью своего реального прототипа. Они придавали знакам мистический характер и пытались воздействовать на происходящие события, обращаясь к шифрующим их знакам. Так происходит, например, при любом колдовстве или при принесении жертв и подношений образам богов либо святых. Дети также считают название предмета органической его частью; этот факт признается в возрастной психологии.

На самом деле знак является лишь отражением предмета, придуманным людьми. Он в той же мере принадлежит к реальному миру, в какой является плодом и конструктом нашей мысли.
Предупреждающая функция знаков
Одной из важнейших, если не самой важной для выживания человеческого рода, является направленность ряда знаков на предупреждение о возможных событиях, которые могут произойти в будущем. Такую направленность выказывают далеко не все знаки, но некоторым из них это присуще. Именно такие знаки воспринимаются животными, конечно, на совершенно ином перцептивном уровне, чем у людей (то есть на уровне инстинкта, а не осознанной поведенческой реакции). Тем не менее, сам факт функционирования именно таких знаков у животных говорит об их значении для сохранения жизни и здоровья как отдельных особей, так и всего рода в целом. Предупрежденный об опасности человек ведет себя совершенно иначе, чем тот, кто о ней вовсе не подозревает.

Первым, кто выделил эту функцию знаков, был Чарльз Моррис. В своей книге «Знаки, язык и поведение» (1946) он подробно на этом останавливается, что не удивительно, потому что по своей основной специальности автор был психологом. Предупреждающим может быть не только отдельный знак, но и целая знаковая система. Так, большинство знаков, регулирующих дорожное движение, являются предупреждающими, хотя в этой системе присутствуют и знаки иных категорий. Предупреждающие знаки выделяются преимущественно в системах малой абстрактности, таких как естественные, образные и языковые, – они должны быть понятны наибольшему числу людей, и поэтому их наполнение наименее абстрактно. Знаки высоких степеней абстрактности, например математические, создаются обычно для других целей (см. ниже).
Участие в получении нового знания
Следующая группа функций высвечивает решающую роль знаков в процессе получения нового знания как отдельными людьми, так и человечеством в целом. Данный раздел коренным образом отличается от принятой в сегодняшней философии теории познания, которая вообще обходит своим вниманием знаки и знаковые системы. Так было не всегда. Например, древнегреческие стоики рассматривали три слагаемых процесса познания: его субъект и объект, а также знаки, которые при этом используются. В современной же философии рассматриваются только два первых элемента, а знаки даже не упоминаются. Мы постараемся устранить этот пробел, упомянув некоторые важнейшие функции знаков, участвующих в познании окружающей действительности.
Где находятся платоновские идеи?
В свое время Платон выдвинул совершенно новый подход к объяснению познавательного процесса. Он заявил, что понятие о вещах не ограничивается простым наблюдением над предметами и манипуляцией с ними. Важнейшим в этом процессе является познание сущности изучаемых предметов, которое происходит в нашем мозгу после соответствующего наблюдения. Познанные сущности он называл “идеями данных вещей”. По его теории идея каждой вещи, ее свойств и качеств реально существует; она проявляет себя зримым образом и находится где-то вне Земли, в месте, которое он назвал Гиперуранией.

Душа человека, которая отлетает после смерти от его бренной оболочки, путешествует по космосу и залетает в Гиперуранию, где видит собравшиеся там идеи. После воцарения души в другом теле она, задумавшись о вещах, вспоминает о виденной когда-то идее и в соответствии с ней оценивает данную ситуацию. Сегодня объяснения Платона кажутся нам наивными, но исторически они составляли первую теорию о том, как мы приходим к новому знанию, которого у нас ранее не было.

У Платона немедленно нашлись оппоненты, которые решительно с ним не соглашались, Представители школы киников не только активно дебатировали с ним, но выдвинули и свою точку зрения. Они соглашались с тем, что идеи вещей существуют, и именно их мы осознаем в процессе познания, но не соглашались с тем, что эти идеи существуют отдельно от вещей, которые они воплощают. По их мнению, местом обитания идей были сами вещи. Когда люди познают новые вещи, идеи отделяются от своей базы и перелетают к нам в сознание. Так, по их мнению, происходит познание сути вещей. Философы школы стоиков, о которых я упоминал выше, более реально (с моей точки зрения) представляли себе процесс познания; они понимали его как совокупность трех факторов – субъекта плюс объект познания и знаков как посредников между этими двумя совокупно действующими силами.

Впоследствии эта разумная позиция была предана забвению; пришло время ее восстановить. Мы, действительно, в начале процесса отчетливо различаем в нем два противостоящих друг другу начала: субъекта познания, вооруженного соответствующими орудиями и предварительными знаниями о предмете изучения, и самого предмета исследования. Однако после направленного наблюдения, включающего эксперимент, мы подключаем еще и соответствующие знаки, которые могли бы объяснить то, что мы увидели. С этого момента знаки становятся главным компонентом всех дальнейших перипетий познания. Они помогают нам сформулировать для себя результаты наблюдений. Они дают нам возможность зафиксировать эти результаты на письме. Они же являются проводниками наших рассуждений, когда мы пытаемся объяснить нашу позицию другим людям. И все это происходит потому, что мы пользуемся знаками, которые не только выражают наши мысли, но еще и делают это в терминах, понятных другим.

В этом заключается сущность моей теории. Мы выражаем свои умозаключения в форме, понятной для других, и делаем это с помощью знаков, которые заранее были утверждены в своих значениях и были приняты в некоторой определенной социальной группе, допустим, учеными одной специальности или всеми, говорящими на одном языке. Когда эти взгляды там возобладают, они могут быть переданы дальше, несколько в ином, но столь же адекватном семиотическом оформлении. И так далее, пока новое знание не овладевает умами многих и не включается в сокровищницу принятых человечеством взглядов. В этом смысл тезиса о том, что знаки служат платформой для получения и утверждения нового знания и что они вносятся в процесс познания с помощью понятных людям обозначений и знаковых систем. Фактически платоновские идеи привносятся в процесс познания из прежде обработанной копилки человеческой премудрости. В этом же состоит одна из основных функций знаков и знаковых систем.

Как происходит атрибуция значений и смыслов знаков, будет объяснено в следующих разделах.
Кладка” знаков с помощью специальной семиотической оснастки
Одно дело – постигать мир в его практическом воплощении в онтологии, другое – размышлять о нем в уме. В первом случае мы делаем это с помощью непосредственных ощущений, которые требуют немедленной ответной реакции. Скажем, мы сооружаем кирпичную стену по заранее намеченному плану. Мы кладем в стену один кирпич за другим и скрепляем их цементом. Но как бы тщательно все ни было предусмотрено, на практике мы постоянно сталкиваемся с препятствиями. Очередной кирпич отказывается встать на положенное место; нам приходится заменять его другим кирпичом либо подгонять по размерам к предназначенному месту. Иное происходит при умственной обработке предполагаемой операции. Здесь мы лишаемся поддержки материального мира, и нам остается полагаться только на силу своего разума и воображения. Но где гарантии, что ум не подведет или что воображение не уведет нас далеко в сторону? Чтобы этого не случилось, люди придумали мысленные “подпорки” для своих рассуждений и, разумеется, эти подпорки выражаются знаками и знаковыми системами.

О некоторых таких подпорках, которые в целом можно назвать логическими, мы поведем речь в данном разделе. Часть из них направлена на предварительную подготовку “умственных кирпичей”, а часть – на отбор способов их правильной “укладки” в какую-то цельную конструкцию (по аналогии с языком это можно было бы обозначить как сочетание морфологии и синтаксиса).
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. Соломоник, PhD (Израиль) iconА. Соломоник PhD (Израиль)
Охватывает все виды смыслов, имеющих различное терминологическое оформление, а именно
А. Соломоник, PhD (Израиль) iconА. Соломоник PhD, Израиль Параметры составления школьного куррикулума...
Ввести физические термины: физическое тело, вещество, материя, физические явления, физическая величина, физический прибор
А. Соломоник, PhD (Израиль) iconА. Соломоник PhD, Израиль Заметки по семиодидактике Об особой роли...
Э40 для студ спец. «Национальная экономика и экономическая безопасность» очно-заочной формы обучения / сост. А. А. Никитин; Перм...
А. Соломоник, PhD (Израиль) iconСемиотический подход к отбору материала для обучения в средней школе...
Апологетика в XIX-XX вв. (Эпоха великих германских философов и больших достижений науки)
А. Соломоник, PhD (Израиль) iconАлла Шаховская «Я прошла Освенцим»
И. А. Альтман (отв редактор), А. Е. Гербер, Ю. А. Домбровский, Ю. И. Каннер, Б. Н. Ковалев, Г. В. Костырченко, А. И. Круглов (Украина),...
А. Соломоник, PhD (Израиль) iconПрограмма по дисциплине «Региональная экономика и управление»
Составитель: Дерюгин В. А., PhD, доцент кафедры государственного и муниципального управления
А. Соломоник, PhD (Израиль) iconРефераты публикуемых статей
Требования к разрядным характеристикам гирлянд изоляторов, предназначенных для районов с I – III степенью загрязненности атмосферы....
А. Соломоник, PhD (Израиль) iconРефераты публикуемых статей
Разработка методики и нормативов испытаний внешней изоляции электрооборудования в загрязненном состоянии. Мерхалев С. Д., Соломоник...
А. Соломоник, PhD (Израиль) iconДиссертации: «Формирование профессиональной общности работников сферы...
Европейский Университет в Санкт-Петербурге, Факультет политических наук и социологии, PhD (Major: Science and Technology Studies;...
А. Соломоник, PhD (Израиль) iconStudent, department of Geoecology T. Yu. Timofeev
Н. barkan, PhD in technical Sci., the senior lecturer, Department of Geoecology, barkan
А. Соломоник, PhD (Израиль) iconСоглашени е между Правительством Российской Федерации и Правительством...
Автор: Штылева М. В., ассистент кафедры Социальной педагогики и социальной работы мгпу
А. Соломоник, PhD (Израиль) iconИзраильская политика и военная стратегия Израиля
Будут рассмотрены те военные столкновения, которые Израиль вел против арабского ближневосточного окружения, и какие решения были...
А. Соломоник, PhD (Израиль) iconД э. н., профессор Александрова Е. А. аспирантка
В россии они составляют 0,3% от уровня США. Наша страна тратит на ниокр меньше чем Испания, Тайвань, Бельгия или Израиль. Вместе...
А. Соломоник, PhD (Израиль) iconДэвид Дюк Еврейский вопрос глазами американца Оглавление Глава I. Еврейский вопрос 2
В последнем десятилетии XX века наихудшим из моральных преступлений считается критика еврейского народа, его религии или государства...
А. Соломоник, PhD (Израиль) iconТэд Джеймс, ms, PhD с Лорейн Флорес и Джеком Шобером Гипноз полное...
Публикуется с разрешения Crown House Publishing при участии Агентства Александра Корженевского (Россия) Тэд Джеймс
А. Соломоник, PhD (Израиль) iconБольшое спасибо и до свидания!
Полтора года назад наш ещё 10 класс проводил на пмж в Израиль нашу одноклассницу Лизу Козлову. В январе этого года Лиза снова вернулась...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск