КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «ЧТЕНИЕ»
ТЕМА «Дифференциация звуков В и Ф в словах».
Предмет: чтение.
Место занятия в структуре образовательного процесса, урок по учебному плану.
Номер урока по теме: 2
Тип урока: практическое закрепление знаний.
Цель урока: упражнять в чтении слогов и слов из пройденных букв, продолжать учить детей выделять звуки и буквы В и Ф в словах.
Задачи:
- образовательные:
- соотнесение образа буквы со звуком;
- упражнение в выделении и дифференциации звуков и букв В и Ф в словах;
- чтение слогов и слов из пройденных букв;
- коррекционные:
- развитие фонематического слуха;
- развитие внимания, памяти;
-коррекция звукопроизношения, развитие связной речи;
- развитие пространственной ориентации
- воспитательные:
- воспитание культуры поведения; вежливости при общении.
Демонстрационный материал:
Касса букв, картинки с изображением флага, медведя, фруктов, дивана, футболиста, лимона, жирафа, туфлей, слив, волка, шкафа, зебры, вилки, таблички с этими же словами, картинка с нарисованными человечками (мальчик и девочка).
Раздаточный материал:
кассы букв, индивидуальные карточки для чтения:
учащиеся с достаточным уровнем сформированности навыков чтения
Вставь букву В или Ф.
Жира.. , сли…а, жи…от, теле…он, кон…ета,
коро…а, …утбол, теле…изор, ди…ан, …рач,
шо…ер, по…ар, мед…едь, дере…о, ту…ли.
жираф
флаг
волк
диван
телефон
медведь
шкаф
сливы
туфли
В девочка Ф
фрукты
Учащиеся со средним уровнем сформированности навыков чтения:
Учащиеся с низким уровнем сформированности чтения:
Ход урока. Этапы и приемы
работы
| Цели этапов
урока
| Деятельность учителя
| Деятельность
учащихся
| Примечания
| Организа
ционный
момент.
| мобилизация внимания учащихся, профилактика искривления позвоночника
| Ребята! Прозвенел звонок – начинается урок. Сядьте, пожалуйста, ровно, выпрямите спину, поставьте ноги на пол, руки лежат на парте спокойно, глаза смотрят на меня.
| Дети выполняют инструкции учителя.
| Учитель следит за правильной осанкой учащихся на протяжении всего урока.
| Ориентировка во времени.
| Коррекция
ориентировки во
времени (уточнение числа, дня недели, месяца,времени года,названия урока.)
| Давайте еще раз вспомним, какое сегодня число, месяц, день недели и время года, какой сейчас будет урок и какой по счету этот урок сегодня.
| Сегодня декабря,
вторник, урок основы грамоты, пятый по счету.
| Если дети затрудняются с ответами на вопросы, обратить их внимание на календарь погоды.
| Артикуляционная гимнастика.
| Развитие артикуляционного аппарата, повторение пройденных букв и слогов.
| -Давайте вспомним некоторые изученные нами буквы и произнесем их громко и четко.
Учитель показывает карточки с буквами А, У, И, Ы, П, М, и четко и утрированно их произносит, побуждая учащихся повторять.
-Как мы дрожим от холода В-В-В-В-В-В.
-Как котик фыркает Фыр-фыр-фыр.
-Как лает щенок «АФ-аф-аф».
-Как мы устали «Уф-уф-уф».
| Учащиеся повторяют предложенные буквы и слоги.
| Учитель следит за правильной артикуляцией.
| Закрепление пройденного материала.
| Развитие внимания, памяти, закрепление некоторых ранее пройденных букв, понятия гласные и согласные буквы, понятия алфавит.
| Учитель обращает внимание детей на разрезную азбуку.
-Что это?
- В каком порядке расположены буквы в нашей азбуке?
- Какая первая буква в алфавите?
-Какая последняя буква в алфавите?
-Правильно буква А первая, а буква Я последняя в алфавите.
-Буквы А и Я гласные или согласные буквы?
-А вы все буквы помните?
Учитель показывает букву, а ученики ее называют и определяют гласная это буква или согласная.
Учитель показывает 3-4 буквы (среди них буквы В и Ф).
-Давайте поиграем в игру, какая буква спряталась?.
| - Это азбука.
-В алфавитном порядке.
- Буква А.
-Буква Я.
- Это гласные буквы.
- Да.
Дети достают эти буквы из разрезной азбуки и показывают их учителю.
Дети называют эти буквы и определяют гласная это буква или согласная.
Дети выполняют инструкции учителя.
|
Учитель ставит эти буквы на доску.
Игра: «Какая буква спряталась?».
(Дети закрывают глаза, учитель убирает одну из букв, расположенных на доске в разрезную азбуку, а дети должны назвать и поставить обратно эту букву. Последней буквой, которую отгадывают дети, будет буква Ф.
| Сообщение знаний по теме урока.
| Дифференциация звуков В и Ф в словах, определение позиции звука в слове, соотнесение звуков В и Ф с буквой.
| Учитель показывает детям картинку с изображением уже знакомого детям человечка.
-Здравствуйте, ребята, вы помните, кто я?
-А вы помните, какая моя любимая буква?
-А почему буква Ф моя любимая буква?
-Кто найдет букву Ф на табличке?
-Почему буква Ф большая?
-Мне на вашем уроке в прошлый раз так понравилось, что сегодня я пришел к вам на урок не один. Со мной пришла моя подружка. Ее зовут Вера.
-Здравствуйте, ребята.
- А как вы думаете, какая у Веры любимая буква?
-Правильно, В моя любимая буква, потому что мое имя начинается на букву В.
- Кто найдет мою любимую букву?
- А почему моя буква большая, другие маленькие?
-У нас две любимые буквы: у Вали любимая буква В, а у Феди - Ф.
-Скажите, буквы В и Ф гласные или согласные?
- Почему?
-Правильно. Давайте громко и четко скажем эти звуки.
-А теперь давайте скажем звуки В и Ф шепотом.
-Получилось две буквы Ф. Почему?
-Правильно, согласные звуки бывают звонкие и глухие. Звук В звонкий или глухой?
-А звук Ф звонкий или глухой?
-У Феди имя начинается с глухого звука Ф, а у Веры имя начинается со звонкого звука В.
-Давайте с вами поиграем в игру. У нас есть слова со звуками В и Ф, а сможете ли вы отгадать, какой звук есть в слове В или Ф? Слова со звуком В мы отдадим Вале, а слова со звуком Ф мы отдадим Феде.
Учитель показывает детям картинки: флаг, жираф, зебра, ведро, шарф ,вилка, туфли, шкаф, фрукты, сливы
-Молодцы, ребята, хорошо постарались.
-А сейчас пора размяться. Давайте вместе сделаем физминутку.
| - Да, ты Федя.
-Буква Ф.
-Потому что имя Федя начинается на букву Ф.
-Потому что имена людей пишутся с большой буквы.
-Здравствуй.
-Буква В.
-Потому что имена людей пишутся с большой буквы.
-Согласные.
- Их нельзя петь.
Дети, по возможности, повторяют за учителем звуки.
Дети повторяют звуки шепотом.
- Потому что шепотом звонкие звуки слышатся, как глухие.
-Звонкий.
-Глухой.
Дети определяют наличие звука В или Ф в словах, определяют положение звука в слове и показывают его на карточках. Затем ставят карточку к Вере или к Феде.
| На доске появляется табличка «Федя».
Один ученик выходит к доске и подчеркивает букву Ф.
.Учитель показывает детям рисунок с изображением девочки.
На доске появляется табличка с надписью «Вера».
Ученик выходит к доске и подчеркивает букву В.
| Физминутка.
|
| -Помните, как мы прошлый раз изобразили букву Ф? Давайте сейчас повторим.
-Молодцы, у вас хорошо получилось.
-А теперь давайте немного разомнемся для пользы здоровья.
Мы похлопаем руками:
Раз, два, три.
Мы потопаем ногами:
Раз, два, три.
Вверх мы руки поднимаем:
Раз, два, три.
Вниз мы руки опускаем:
Раз, два, три.
-Ну что, Федя, как твое здоровье?
-Здоровье в порядке, спасибо зарядке.
| Учащиеся ставят руки на бока, ноги вместе.
Учащиеся хлопают руками,
Учащиеся топают ногами,
Поднимают руки вверх,
Опускают руки вниз и ударяют руками по ногам.
| Учитель побуждает учащихся произносить слова вместе с учителем и следит за правильным выполнением действий.
| Работа с индивидуальными карточками.
| Практическая, самостоятельная работа по выделению буквы и звука ф в словах, чтение слов с буквой Ф.
| -Ребята, давайте покажем Вере и Феде, как хорошо мы знаем их любимые буквы. Сейчас я раздам вам карточки с заданием, которое вы выполните сами.
Учитель раздает учащимся индивидуальные карточки и объясняет задание детям. Затем проверяет работы.
-Артем Егиазарян сейчас будет работать на компьютере.
Учитель объясняет Артему задание.
-Молодцы, вы хорошо потрудились.
| Учащиеся самостоятельно или с помощью учителя выполняют задания на карточках (Артем Е. на компьютере).
Учитель проверяет и помогает.
| Задание для учащихся с достаточным уровнем сформированности уровня чтения:
вставить в слова букву В или Ф.
Для учащихся со средним уровнем:
провести стрелочку от слова с буквами В или Ф к нарисованным Вере или Феде.
Для учащихся с низким уровнем сформированности уровня чтения:
Закрасить букву В зеленым цветом, а букву Ф синим.
| Итог урока.
| Оценка работы учеников на уроке.
| -Ребята, нам с вами было очень интересно. Вы теперь хорошо знаете и различаете наши буквы.
- Какие у нас любимые буквы?
-Кто вспомнит, какой звук звонкий В или Ф?
-А звук Ф какой?
-Молодцы вы все правильно запомнили. А сейчас мы должны уйти. Мы то же должны продолжать учиться. До свидания, до новых встреч.
-Наш урок то же заканчивается. Вы хорошо потрудились на уроке.
-Какие звуки мы сегодня различали?
-Вы сегодня все старались, все справились с заданиями, поэтому я всем ставлю отметку 5.
- Сейчас я раздам вам карточки с домашним заданием для вас.
-Прозвенел звонок, вот и кончился урок.
| - У Веры В, а у Феди Ф.
-Звук В звонкий.
-Звук Ф глухой.
-До свидания, Федя и Вера.
Приходите к нам в гости еще.
-Звуки В и Ф.
|
Учитель убирает рисуноки с нарисованными человечками.
Учитель ставит отметки в журнал и в дневники.
| |