Информационная среда общества





Скачать 96.53 Kb.
НазваниеИнформационная среда общества
Дата публикации29.06.2013
Размер96.53 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА ОБЩЕСТВА


Д.Л. Шукуров

Доктор филологических наук, доцент,

профессор кафедры культурологии и литературы

Шуйского государственного

педагогического университета

Информационные войны

и психоанализ


Работа выполнена в рамках научного проекта «Русский литературный авангард и психоанализ в контексте интеллектуальной культуры Серебряного века», поддержанного грантом Президента РФ на 2012 – 2013 гг. для молодых российских ученых – докторов наук (МД-420.2012.6).
В статье рассматривается понятие «информационная война», охарактеризованы основные формы и методы информационного воздействия на общество, проанализированы принципы информационных войн в контексте современной теории психоанализа. Работа выполнена в рамках научного проекта «Русский литературный авангард и психоанализ в контексте интеллектуальной культуры Серебряного века», поддержанного грантом Президента РФ на 2012 – 2013 гг. для молодых российских ученых – докторов наук (МД-420.2012.6).
Ключевые слова: Информационная война, манипуляция, информационное общество, психоанализ, реклама, социальная психология.


Современные информационные войны способны принести разрушительные последствия в глобальном масштабе. Поэтому, каждый член гражданского общества должен хорошо ориентироваться в информационных потоках, окружающих его, для защиты, как своих интересов, так и общественного благополучия. Без четкой самоидентификации в информационном поле затруднено становление гражданского общества, развитие гармоничных общественных отношений.

Современная гуманитарная наука не выработала универсального языка для описания противостояния в информационной войне. Однако чем активнее используются средства и методы ведения информационной войны, тем больше появляется научных работ, посвященных этой теме [4; 5]. Отечественные и зарубежные авторы (философы, политологи, социологи, психологи) всё чаще обращают внимание на вопросы теоретической, практической, а также морально-нравственной основы информационной войны [1; 3; 8]. «Информационная война, – отмечает отечественный учёный, – война нового типа, объектом ее является сознание людей. Она основана на возможности управления и манипулирования общественным сознанием, подчинения воли человека. Это чаще всего происходит неосознанно для тех, кто подвергается информационно-психологическому воздействию» [2, с. 56]. Действительно, в информационной войне используются медийные ресурсы современного общества в качестве оружия, позволяющего вести подрывную деятельность в различных сферах: экономической, политической, социальной, культурной: «Информационная война – это открытые и скрытые целенаправленные информационные воздействия информационных систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в материальной сфере» [4, с. 35].

Термин «информационная война» появился в середине 1980-х годов после окончания «холодной» войны и явился результатом работы группы американских военных теоретиков (Г. Экклз, Г. Саммерс и др.). Активное употребление термин получил после проведения операции «Буря в пустыне» в 1991 г. в Ираке, в ходе которой новые информационные технологии впервые были применены в военных целях. В директиве министра обороны США (DODD 3600 от 21 декабря 1992 года) этот термин был введен официально. Указанный документ был дополнен «Доктриной борьбы с системами контроля и управления», принятой Министерством обороны США в феврале 1996 года. Эта публикация излагала принципы борьбы с системами контроля и управления как применение информационных технологий в военных действиях. Считается, что именно тогда была сформулирована доктрина информационной войны.

В этом документе была определена организационная структура, порядок планирования, способы управления ходом военной операции с сопровождением информационного продиводействия системам контроля и управления противника.

В этом же году эксперт Пентагона Роберт Банкер изложил новую военную доктрину вооруженных сил США XXI столетия (концепция «Force XXI»), одной из составляющих которой стала идея киберпространства – виртуального информационного пространства военных маневров, обеспечивающих преимущество в вооруженном противостоянии.

Информационная сфера, таким образом, была включена в один ряд с традиционными стратегическими сферами ведения боевых действий – сушей, мировым океаном, атмосферой и космосом. Основными объектами поражения в современных войнах становятся информационная инфраструктура и психика противника (военные стратеги используют специальный термин «human network»).

Информационное противостояние между общественными группами или государствами имеет целью изменить расстановку сил в обществе. Цель информационной войны – достижение информационного превосходства в поддержке государственной военной стратегии с помощью воздействия на информационные ресурсы противника и обеспечение безопасности и защиты собственных информационных систем.

Специальные службы в государственных структурах занимаются разработкой особых стратегических и тактических приемов ведения информационной войны. Наиболее развитые страны мира обладают огромным потенциалом для воздействия на вооруженные силы противника, а также на неподготовленное население страны.

Приемы информационной войны можно представить следующей типологией.

Метод умолчания заключается в исключении важной информации, ознакомление с которой необходимо обществу, но невыгодно государству по определенным причинам. Например, из выпусков новостей часто исключается упоминание о событиях, порочащих имидж государственных деятелей и политического режима.

При использовании метода «информационного шума» информация, скрыть которую нет возможности, представляется в дозированном виде и вместе с потоком посторонних фактов. Как правило, человек запоминает то, на что чаще всего обращают его внимание. Таким образом, в потоке незначительной информации он может и не различить ту необходимую для него новость, отвлекаясь на «информационный шум».

Смещение и подмена понятий является ещё одним распространенным приемом информационного воздействия. Например, иногда в политических целях понятие военной агрессии в собственных интересах объясняется самозащитой или помощью другому государству.

Хорошо известен метод ссылок на ложный авторитет или несуществующий источник. В этом случае преподносимая информация объявляется достоверной, хотя проверить качество информации не представляется возможным. Желаемое положение вещей представлено в СМИ как свершившийся факт, что сравнимо с распространением правдоподобных слухов и в действительности не может быть констатацией факта.

Как правило, приоритет в СМИ отдаётся негативной информации. С течением времени массовая аудитория привыкает к этому потоку негатива и соответственно меньше реагирует на него, а в итоге какое-либо значимое происшествие оценивается общественным сознанием как маловажное и не заслуживающее внимания. (Любопытно, что негативная информация поступает в структуры масс-медиа бесплатно, а позитивная – требует, как правило, оплаты за размещение).

Оценка того или иного сообщения во многом зависит от интерпретации журналиста. Факт, преподносимый аудитории с помощью комментариев, интонации, мимики и жестов журналиста, может быть воспринят обществом в нужном комментатору ключе.

В информационном противостоянии активно используются «грязные технологии». Прежде всего, в СМИ за плату размещаются материалы, создающие позитивный или негативный имидж события или персоны.

Распространен метод так называемой «лжи во спасение», когда, чтобы не спровоцировать определенные реакции массовой аудитории, значение события заведомо принижается.

В информационном противостоянии целью является воздействие как непосредственно на сознание, так и на бессознательную сферу человека. В отличие от традиционного ведения боевых действий, оружие в информационной войне направлено не на физическое разрушение объекта, а на изменение коммуникативной среды объекта и завоевание информационных ресурсов. Главная опасность информационной войны – отсутствие видимых разрушений, характерных для войн обычных. Население даже не ощущает, что оно подвергается воздействию. Таким образом, информационная война может идти на фоне видимого мирного состояния конфликтующих сторон.

Очевидно, что информационные войны направлены на разрушение человеческой психики, поскольку психически полноценный человек трудно управляем – он тестирует реальность и способен противостоять манипуляции чувством вины – согласно теории современного психоанализа, основного рычага общественной стабильности и вообще существования общества.

Можно говорить о продвижении товаров и услуг как форме информационной войны против обществ того или иного типа: невротика достаточно легко заставить приобретать что-то ненужное для того, чтобы избавится от внутреннего дискомфорта. Невротическая личность быстро переходит от депрессивной установки к маниакальной в результате приобретения чего-либо. Следовательно, в процессе информационной войны в обществе формируется невротизированная обстановка, связанная с разрушением ценностей и идеалов: не слишком «здоровый», но и не слишком «больной» человек легко управляется посредством своих неосознаваемых комплексов (отметим, что психотическая личность менее адаптивна и скорее асоциальна, поэтому плохо управляема). Таким образом, можно говорить о формировании некоего маниакально-депрессивного баланса в обществе, который с одной стороны удерживает человека в достаточном душевном дискомфорте, а с другой – позволяет «излечивать» человека с помощью манипуляции.

Современный человек в силу ряда причин находится в состоянии постоянного напряжения чувства вины: в детстве он не соответствовал требованиям родителей, затем в школе не соответствовал идеалу ученика, став взрослым, не может позволить себе того, что имеют другие, не стал тем, кем мог бы или хотел и так далее. В этом процессе огромную роль играют средства массовой информации и в особенности телевидение и кино, которые дают такие образцы идентификации, которых реальному человеку никогда не достичь. Такая перегрузка виной приводит к ряду невротических последствий: например, выражается в трудоголизме, мании покупок, а в асоциальном варианте – алкоголизме, наркомании и т.п..

Рекламируя товары, услуги или персоны, общество по сути дела обращается к архаическому чувству вины, вначале возбуждая его (если ты не имеешь этого, то ты плохой), затем, предлагая избавиться от него через покупку, то есть, принесение репарации. Таким образом, рекламу в современном обществе можно охарактеризовать как манипулятивный способ возбуждения и обещания избавить от архаического чувства вины. В этом смысле мы можем рассматривать рекламу как один из механизмов общественной регуляции, которым пользуются политтехнологи.

Психоаналитическая политология начала формироваться после Первой мировой войны (в фокусе классического психоанализа была клиника и отчасти творческая активность субъекта). Политика – это сфера человеческой активности, связанная с феноменом власти. В основе политической деятельности, согласно современной психоаналитической теории, – массовая невротичность, вызванная массовой регрессией. Система власти держится на добровольном отказе или ограничении личной свободы в пользу коллективной безопасности.

Однако ещё 1920-е годы З. Фрейд выдвинул основную концепцию политического устройства общества – политика есть форма проекции вовне собственного семейного романа субъекта [6]. Политические отношения построены на иллюзии семьи (вождь строг, но заботлив, как отец, думает о нас – детях). Политик становится фигурой поклонения и веры, следовательно, он не может быть искренним, он должен соответствовать ожиданиям людей и подстраиваться под них для того, что бы реализовать свое самое заветное желание – желание власти. (Жертвы, на которые готов политик для этого пойти, могут быть неисчислимы).

З. Фрейд выделил основную мотивацию, запускающую политические отношения в обществе, которая основана на чувстве вины. Наше бессознательное изначально содержит чувство вины, оно архаично и надындивидуально. Политика дает соответствующий ритуал, который представляет собой воспроизведение сцены убийства старого и воцарения нового вождя. Этот ритуал объективирует чувство вины и таким образом снижает тревогу с ним связанную [7].

Политика является центральным механизмом информационных войн, регулирующим и эксплуатирующим чувство вины. В каком-то смысле ее можно рассматривать как совокупность навязчивых ритуалов, основанных на неосознаваемых переживаниях, центральным содержанием которых выступает принудительная защитная регрессия людей в массе, организуемая через навязывание массе определенных иллюзий, как моделей массообразования.

Политика дает очень сильную форму компенсации для лидера, которая превышает удовольствие от секса, денег. Это власть в чистом виде, реализующая детские фантазии. В условиях ослабления воздействия религии, политика берет на себя функцию гармонизации и устойчивости обществ. Масса не любит и боится изменений, она инертна, заряжена определенными ожиданиями и, следовательно, необходимо оказать ей помощь, формируя соответствующий имидж вождя [8].

В настоящее время мир переходит в фазу информационного существования. Это уже не тот мир, в котором предметом ожесточенного соперничества были исключительно материальные ресурсы. В современном постиндустриальном мире ключ к успеху – в умелом управлении информационными возможностями и ресурсами, т.е. в стратегическом планировании и управлении.

В информационной войне не задействуются психотропные препараты, прямой шантаж и запугивание, подкуп, физическое воздействие и т. п. Хотя указанные воздействия могут применяться параллельно с информационной войной, они не являются обязательным элементом. Объектом информационных атак являются массовое и индивидуальное сознание. Методы информационной войны воздействуют на них подобно психотерапии или гипнозу. Информационное воздействие осуществляется как на фоне информационного шума, так и в условиях информационного вакуума. Навязывание чуждых целей – это то, что делает информационную войну войною.

Литература

1. Завадский И.И. Информационная война – что это такое? // Коэффициент плюс.– 2007. – №4.

2. Лисичкин В. Третья мировая (информационно-психологическая) война. – М.: Институт социально-политических исследований АСН., 2007.

3. Почепцов Г.Г. Информационные войны. – М.: Рефл-бук, 2000.

4. Расторгуев С. П. Информационная война. – М.: Радио и связь, 2008.

5. Урсул А.Д. Информатизация общества. – М., 2007.

6. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого // «Я» и «Оно». Труды разных лет. Книга 1. – Тбилиси, «Мерани», 1991.

7. Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Психоанализ. Религия. Культура. – М.: «Ренессанс», 1992.

8. Bruce B. Images of power. How the image makers shape our leaders. - London, 1992.

© Шукуров Д.Л., 2012




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Информационная среда общества iconУчебник: Н. В. Макарова «Информатика и икт»
Характерные черты информационного общества. Этапы развития информационного общества. Информационные ресурсы общества. Информационная...
Информационная среда общества iconОтчет о выполнение научно-исследовательских работ на тему: «Разработка...
«Разработка информационной системы «Информационная среда современного университета, этап 1»
Информационная среда общества iconВзаимодействие традиционных и инновационных технологий в процессе обучения изо
Информатизация общества, информационная среда, информационные технологии, компьютерная графика, методическая подготовка, мультимедиа-программы,...
Информационная среда общества iconII. Назначение и задачи единой информационной среды школы
Единая информационная среда (еис) – это среда, которая осуществляется объединением информационных потоков школы (производство, хранение,...
Информационная среда общества iconИнформационная среда школы «Школа Кирилла и Мефодия»
Модуль Отражение использования эор в образовательном процессе: федеральные программы и ресурсы
Информационная среда общества iconКонкурс «Современная информационная среда дошкольного и начального образования»
Ижевск, Воткинское шоссе, 110. Тел. 45-78-00; 44-41-65, e-mail: tvcsosh19@mail ru
Информационная среда общества iconСовременная информационная образовательная среда вуза и методические аспекты её использования
Поляков В. П., зав кафедрой «Информатика и программирование» фгобу впо «Финансовый университет при Правительстве рф», д п н
Информационная среда общества iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Информационная среда методической поддержки дошкольного образования. Виртуальный детский сад
Информационная среда общества iconУрок по предметам «Информационная безопасность» и «Объектно-ориентированное...
Необходимое оборудование и программы: пк с ос windows, среда программирования Delphi, проектор
Информационная среда общества iconПрограмма информатизации школы «Открытая информационная среда моу...
Повышение квалификации педагогического коллектива и учащихся в области использования икт в учебно–воспитательном процессе
Информационная среда общества iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Якшур-Бодьинского, Каракулинского, Балезинского районов «Информационная среда оу в условиях внедрения фгос ноо и ооо»
Информационная среда общества iconКалендарно-тематическое планирование по информатике для 10-х класс
Вещественно-энергетическая и информационная картины мира. Разомкнутая информационная система. Замкнутая информационная система
Информационная среда общества iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Роль информации в жизни современного общества. Информатизация. Периоды процесса информатизации. Информационное общество. Информационная...
Информационная среда общества iconДюкова Елена, группа 173Б, физиология человека и животных
Интернет это система связи и одновременно информационная система, среда общения. История интернета начинается примерно в 60-годы...
Информационная среда общества iconРефератов по дисциплине «Информационные технологии в криминалистике»
Информационная деятельность человека и информатизация общества: проблемы и перспективы
Информационная среда общества iconТемы вашего учебного проекта
В проекте вводится понятие Модель объекта и моделирование. Изучаются различные модели объектов и объясняется необходимость их создания....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск