Скачать 142.3 Kb.
|
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ Дисциплина: «Введение в логопедическую специальность» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ: Алгоритм самостоятельной работы:
Список библиотек города: Краевая научная библиотека им.В.И. Ленина Городская библиотека им. М. Горького Библиотека КГПУ им В.П. Астафьева В последнее время все успешнее развивается компьютерная сеть и возможность доступа к электронным «книгохранилищам» центральных библиотек России. Ниже мы приводим их адреса. 1. Российская государственная библиотека (РГБ) – главная библиотека страны. РГБ – это общегосударственное хранилище отечественных и зарубежных книг, журналов и других материалов. Е – mail: nbros @ rsl. ru ; http: // www. rsl. ru
Е – mail: offise @ nrl. ru ; http: // www. nrl. ru
Е – mail: gnpbu @ gnpbu . ru ; http: // www. gnpbu. ru
Е – mail: csl @ cbibl . uran. ru; http: // www. csl.e – burg. ru ; http: // www. uran. su Для более успешной работы в библиотеках города мы рекомендуем студентам сделать собственный каталог о наличии той, или иной книги в фондах книгохранилищ. Информацию о литературе, которая будет необходима на наших практических занятиях можно найти в разделе «Дефектология», «Коррекционная педагогика», а также в разделах систематического каталога смежных отраслей знания, например, медицины, общей психологии, клинической психологии, клинической психиатрии, медицинской психологии, педагогики, социологии. Тема. Научно-теоретические основы логопедии
Составьте таблицу «Научные основы логопедии»
Литература:
3. Расстройства речи у детей и подростков / Под. ред. Ляпидевского С.С. – М., 1969г. 4.Гвоздев А.И. Вопросы изучения детской речи.– М., 1961г. 5.Словарь логопеда. / Под. ред. Селиверстова В.И. – М., 1997г 6. Хрестоматия по логопедии./Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М., 1997. – Ч. II. Методические указания Ответ на первый пункт плана начните с определения логопедии как науки о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Дайте дословный перевод термина с греческого языка. Укажите основную цель логопедии. Определите объект, предмет логопедии. Перечислите теоретические и практические задачи логопедии. Обоснуйте, почему логопедия – это педагогическая наука. При ответе на второй пункт плана укажите, что логопедия – педагогическая наука. Раскройте ее связь со специальной педагогикой, с другими внутри системными науками. Обоснуйте связь логопедии с лингвистическими науками и с науками медико-биологического цикла. В ответе на третий вопрос раскройте содержание и методологическую основу основных принципов логопедии: принцип системности, принцип развития, принцип комплексности, онтогенетический принцип. В четвертом пункте плана необходимо раскрыть содержание основных понятий логопедии: понятие о норме и нарушении речи. Перечислите признаки речевого нарушения. Соотнесите понятия недоразвитие речи, общего недоразвития речи и нарушение речи. Дайте понятие о структуре речевого дефекта, о первичном и вторичном дефектах. Тема: «Этиология речевых нарушений» 1. Классификация причин по месту повреждения и по характеру травматизации.
Составьте таблицу «Причины речевых нарушений» Литература: см. занятие 1. Методические указания Ответ на первый пункт плана начните с определения причин речевых нарушений. Дайте дословный перевод термина «этиология» с греческого языка. Раскройте суть органических и функциональных причин, центральных и периферических. Приведите примеры речевых нарушений по месту повреждения и по характеру травматизации. При ответе на второй пункт плана раскройте понятия пренатальных, натальных, постнатальных, перинатальных факторов. В ответе на третий вопрос основное внимание уделите раскрытию содержания социальных и психоневрологических причин. Раскройте основные положения концепции Л.С. Выготского о развитии психики как методологической основы для изучения причин речевых нарушений. Определите роль наследственных факторов в возникновении речевой патологии. В четвертом пункте плана дайте определение понятию «сензитивный период» в развитии. Охарактеризуйте критические периоды в развитии речи ребенка. Охарактеризуйте ведущие принципы анализа речевых нарушений: принцип развития, принцип системного подхода, принцип рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития. Дайте понятие о первичном и вторичном нарушениях в структуре дефекта. Тема 3. Принципы анализа речевых нарушений
Подготовьте сообщения по одной из тем:
Литература: см. занятие 1. Тема 4. Классификация нарушений речи
1. Заполните таблицу. ФНР ОНР 2. Выпишите проблемы дальнейшего совершенствования систематизации речевых нарушений. (Логопедия. Учебник для студ. дефектол. фак. пед. ин-тов / Под ред. Л.С. Волковой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1995г.) Литература: см. занятие 1. Методические указания Ответ на первый пункт плана начните с проблемы систематизации речевых расстройств. Дайте указания на этиопатогенетические, клинические, психолого-лингвистические критерии разграничения речевой патологии. Раскройте принцип построения клинико-педагогической классификации от общего к частному, группы и виды речевых нарушений. При ответе на второй пункт плана раскройте психолого-педагогические и лингвистические критерии построения классификации. Определите группы и виды речевых нарушений. Укажите на необходимость и взаимодействие двух типов классификации. При характеристика речевых нарушений: дислалия, дизартрия, ринолалия, заикание, алалия, афазия, нарушения письменной речи, придерживайтесь следующего алгоритма: определение, причины возникновения, патогенез, структура речевого дефекта, первичные нарушения и вторичные, особенности психической сферы, прогноз. Ответ на четвертый пункт плана начните с краткого исторического экскурса в проблему. Раскройте систему специальных учреждений для детей с нарушениями речи в системе образования: специальные дошкольные учреждения и группы для детей с нарушениями речи в дошкольных образовательных учреждениях, дошкольный логопедический пункт при массовом дошкольном образовательном учреждении, школы для детей с ТНР, логопедические пункты при общеобразовательных школах. Коррекционно-диагностические реабилитационные центры. Логопедическая помощь в системе здравоохранения и соц. обеспечения. Логопедический кабинет в детской поликлинике. Специализированные ясли и ясельные группы для детей с задержкой речевого развития и с заиканием. Специализированный дом ребенка. Детский психоневрологический санаторий, центры патологии речи. Логопедическая помощь взрослому населению Литература: см. занятие 1. Тесты, для самоконтроля Выбрать правильный ответ (закрытая форма)
Вставить пропущенные слова и цифры (открытая форма)
Упорядочить (установить последовательность) 33. Установите порядок патологий : а) натальная патология б) пренатальная патология в) постнатальная патология г) перинатальная патология – б, г, а, в Установить соответствие 34. Методы логопедии 1) организационные а)анкеты, беседы, интервью 2) эмпирические б) лонгитюдинальный 3) количественный и качественный анализ в) способы теоретического познания связей между изучаемыми явлениями 4) интерпретационные г) сравнительный д) формирующий эксперимент е) тесты ж) применение ЭВМ 1-б,г 2-а, д, е 3-ж 4-в БАНК примерных контрольных вопросов и заданий
Примерный перечень вопросов к зачету
|
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины Методические... Программа курса предназначена для студентов 3-го курса (5-й семестр) отделения логопедии | Методические рекомендации по организации изучения дисциплины методические... Умк по дисциплине б в. 13 «Силовая подготовка» составлен в соответствии с фгос, с учебным планом по направлению подготовки 034300.... | ||
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов... Методические рекомендации предназначены для организации самостоятельной работы студентов всех отделений колледжа и направлены на... | Методические рекомендации для организации самостоятельной работы студентов учебной дисциплины Методические рекомендации предназначены для студентов специальности (050709) «Преподавание в начальных классах» инаправлены на оказание... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502 Информатика Канск Методические рекомендации для студентов по организации процесса изучения учебной дисциплины | Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для студентов За это время необходимо изучить все разделы дисциплины, выполнить домашние графические работы, подготовиться к зачету и экзамену | ||
Методические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной... Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации для студентов по организации процесса изучения учебной дисциплины | ||
Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины Социально-экономическое... Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы | Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для... ... | ||
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов учебной дисциплины В методических рекомендациях представлены методические принципы организации основных форм внеаудиторной самостоятельной деятельности... | Методические рекомендации по организации изучения дисциплины «Ландшафтно-экологическое... Основные разделы, на которые необходимо обратить внимание при изучении дисциплины | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины 21 Методические... Целью курса является изучение основных институтов и норм римского права в их историческом развитии и их влияние на нормы современного... | Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины Менеджмент Социально-экономические изменения в российском обществе вызывают необходимость осмысления и широкого изучения процессов организации... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Социология» для студентов специальности 080507. 65 Тематический план изучения дисциплины (методические рекомендации преподавателю и студенту) | Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины «конституционное... Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя) на базе спо |