Тема: Информация, ее свойства и способы представления





Скачать 114.78 Kb.
НазваниеТема: Информация, ее свойства и способы представления
Дата публикации07.08.2013
Размер114.78 Kb.
ТипЛекция
100-bal.ru > Информатика > Лекция
Лекция №4

Тема: Информация, ее свойства и способы представления

План


  1. Понятие информации.

  2. Классификация информации.

  3. Свойства информации.

  4. Информационные процессы.


1. Понятие информации

Информация относится к фундаментальным, неопределяемым понятиям науки информатика. Рассмотрим это понятие с различных позиций.

Термин информация происходит от латинского слова informatio, что означает сведения, разъяснения, изложение. В настоящее время наука пытается найти общие свойства и закономерности, присущие многогранному понятию информация, но пока это понятие во многом остается интуитивным и получает различные смысловые наполнения в различных отраслях человеческой деятельности:

  • в быту информацией называют любые данные, сведения, знания, которые кого-либо интересуют;

  • в технике под информацией понимают сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов (в этом случае есть источник сообщений, получатель (приемник) сообщений, канал связи);

  • в кибернетике под информацией понимают ту часть знаний, которая используется для ориентирования, активного действия, управления, т.е. в целях сохранения, совершенствования, развития системы;

  • в теории информации под информацией понимают сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся степень неопределенности, неполноты знаний о них.

  • Применительно к компьютерной обработке данных под информацией понимают некоторую последовательность символических обозначений (букв, цифр, закодированных графических образов и звуков и т.п.), несущую смысловую нагрузку и представленную в понятном компьютеру виде. Каждый новый символ в такой последовательности символов увеличивает информационный объем сообщения.

  1. Классификация информации

По форме представления:

  • текстовая – передаваемая в виде символов-букв, отображающих человеческую речь;

  • числовая – в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия;

  • графическая – в виде изображений, графиков;

  • звуковая – устная или в виде записи передача аудиальным путем;

  • видео – способ сохранения живых картин окружающего мира, появившийся с изобретением кино.

  • световые сигналы;

  • радиоволны;

  • электрическиеи нервные импульсы;

  • магнитные записи;

  • жесты и мимика;

  • запахи и вкусовые ощущения;

  • хромосомы, посредством которых передаются по наследству признаки и свойства организмов, и т.д.

По способу восприятия человеком информация может быть разделена на следующие виды:

  • визуальная (с помощью органов зрения мы воспринимаем буквы, цифры, рисунки, различаем цвет, форму, размеры и расположение предметов);

  • аудиальная (с помощью органов слуха воспринимается звуковая информация – речь, музыка, звуковые сигналы, шум);

  • тактильная (органы осязания – кончики пальцев и весь кожный покров – дают информацию о температуре предмета, горячий он или холодный; о качестве его поверхности, гладкий или шероховатый и т.д.);

  • обонятельная (с помощью органов обоняния люди получают информацию о запахах окружающего мира);

  • вкусовая (с помощью вкусовых рецепторов языка можно получить информацию о том, каков предмет – горький, кислый, сладкий, соленый).

По предназначению:

  • массовая – содержит сведения и понятия, понятные большей части потребителей;

  • специальная – содержит специфический набор понятий, необходимых и понятных в рамках узкой группы потребителей;

  • личная – набор сведений о какой–либо личности

  1. Свойства информации.

Свойства информации (с точки зрения бытового подхода к определению информации):

Релевантность - способность информации соответствовать нуждам (запросам) потребителя;

Полнота - свойство информации исчерпывающе (для данного потребителя) характеризовать отображаемый объект или процесс;

Актуальность - способность информации соответствовать нуждам потребителя в нужный момент времени;

Достоверность - истинность информации, подтвержденная экспериментом, логическим доказательством или иным способом (достоверная информация со временем может стать недостоверной, если устареет и перестанет отражать истинное положение дел);

Доступность - свойство информации, характеризующее возможность ее получения данным потребителем;

Защищенность - свойство информации, характеризующее невозможность ее несанкционированного использования или изменения;

Эргономичностъ - свойство, характеризующее удобство формы представления или объема информации с точки зрения данного потребителя.

  1. Информационные процессы.

Под информационным понимают процесс, связанный с определенными операциями над информацией, в ходе которого может измениться содержание информации или форма ее представления. В информатике к таким процессам относят получение, хранение, передачу, обработку, использование информации.

Тест по теме

«Информация, свойства информации
Задание #1

Вопрос:

В технике под информацией понимают:
Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) воспринимаемые человеком или специальными устройствами сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах

2) часть знаний, использующихся для ориентирования, активного действия, управления

3) сообщения, передающиеся в форме знаков или сигналов

4) сведения, обладающие новизной

5) все то, что фиксируется в виде документов
Задание #2

Вопрос:

Наибольший объем информации человек получает при помощи:
Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) осязания

2) слуха

3) обоняния

4) зрения

5) вкусовых рецепторов
Задание #3

Вопрос:

Примером текстовой информации может служить:
Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) музыкальная заставка

2) таблица умножения

3) иллюстрация в книге

4) фотография

5) письмо
Задание #4

Вопрос:

Информация в обыденном (житейском) смысле -это:
Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) набор знаков

2) сообщения, передаваемые в форме знаков, сигналов

3) сведения, полностью снимающие или уменьшающие существующую до их получения неопределенность

4) сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами
Задание #5

Вопрос:

Физический носитель звуковых (аудиальных) сообщений - это:
Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) концентрация в воздухе молекул газа

2) электромагнитные волны

3) гравитационное поле

4) звуковые волны (от 16 до 16000 Гц);

5) атмосферное давление
Задание #6

Вопрос:

Информация по способу ее восприятия человеком подразделяется на:
Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) текстовую, числовую, графическую, музыкальную, комбинированную

2) обыденную, общественно-политическую, эстетическую

3) визуальную, звуковую, тактильную, обонятельную, вкусовую

4) научную, производственную, техническую, управленческую

5) социальную, техническую, биологическую, генетическую
Задание #7

Вопрос:

Учебник по математике содержит информацию следующих видов:
Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) графическую, текстовую и числовую

2) графическую, звуковую и числовую

3) графическую, текстовую и звуковую

4) только текстовую информацию

5) исключительно числовую информацию
Задание #8

Вопрос:

Визуальную информацию несет:
Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) запах духов

2) картина

3) звук грома

4) вкус яблока

5) комариный укус
Задание #9

Вопрос:

Информация по форме представления подразделяется на:
Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) обыденную, эстетическую, общественно-политическую

2) социальную, техническую, биологическую, генетическую

3) визуальную, аудиальную, тактильную, обонятельную, вкусовую

4) научную, производственную, техническую, управленческую

5) текстовую, числовую, графическую, звуковую и др.
Задание #10

Вопрос:

Информация по общественному предназначению подразделяется на:
Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) текстовую, числовую, графическую, музыкальную, комбинированную

2) визуальную, звуковую, тактильную, обонятельную, вкусовую

3) социальную, техническую, биологическую, генетическую

4) массовую, специальную, личную

5) научную, производственную, техническую, управленческую
Задание #11

Вопрос:

В соответствии с федеральным законом РФ «Об информации, информатизации и защите информации» (1995) информация - это:
Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) все то, что так или иначе может быть представлено в знаковой форме

2) та часть знаний, которая используется для ориентирования, активного действия, управления, то есть в целях сохранения, совершенствования, развития системы

3) сведения, обладающие новизной для их получателя

4) сведения, фиксируемые в виде документов

5) сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления
Задание #12

Вопрос:

Примером числовой информации может служить:
Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) разговор по телефону

2) иллюстрация в книге

3) таблица значений тригонометрических функций

4) учебник по математике
Задание #13

Вопрос:

Укажите «лишний» объект:
Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) видеокамера

2) телевизор

3) видеомагнитофон

4) персональный компьютер

5) магнитофон
Задание #14

Вопрос:

Какое из высказываний ложно:
Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) получение и обработка информации является необходимым условием жизнедеятельности любого организма

2) для обмена информацией между людьми служат языки

3) в быту информацией называют любые данные, сведения, знания, которые кого-либо интересуют

4) с точки зрения технического подхода обрабатываемая компьютерами информация должна носить осмысленный характер
Задание #15

Вопрос:

Врач, пальпируя брюшную полость больного, получает информацию следующего вида:
Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) вкусовую

2) визуальную

3) аудиальную

4) тактильную

5) обонятельную
Задание #16

Вопрос:

Информация, которая не зависит от личного мнения, называется:
Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) актуальной

2) объективной

3) полезной

4) понятной
Задание #17

Вопрос:

Информация, которая отражает истинное положение дел, называется:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) понятной

2) достоверной

3) объективной

4) полной
Задание #18

Вопрос:

Информация, которая важна в настоящий момент, называется:
Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) полезной

2) достоверной

3) полной

4) актуальной
Задание #19

Вопрос:

Информация, которая поможет решить поставленную задачу, называется:
Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) актуальной

2) достоверной

3) полезной

4) полной
Задание #20

Вопрос:

Информация, объем которой достаточен для решения поставленной задачи, называется:
Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) полезной

2) актуальной

3) полной

4) понятной
Задание #21

Вопрос:

Информация, полученная на доступном языке, называется:
Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) полной

2) полезной

3) достоверной

4) понятной
Задание #22

Вопрос:

Информация в теории информации - это:
Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) то, что поступает в наш мозг из многих источников и во многих

формах, и, взаимодействуя там, образует нашу структуру знания;

2) сведения, полностью снимающие или уменьшающие существующую до их

получения неопределенность

3) отраженное разнообразие

4) сведения, обладающие новизной

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Информация, ее свойства и способы представления iconУрок №37. Аналоговый и дискретный способы представления изображений и звука. Цели урока
Что называется закодированной информацией? (информация, которая передается специальными значками (кодами))
Тема: Информация, ее свойства и способы представления iconТ. Эдисон. Цель
Тема Дискретная случайная величина, способы ее задания. Числовые характеристики. Функция распределения и ее свойства. 19
Тема: Информация, ее свойства и способы представления iconЦуканова Ольга Анатольевна
Тема Дискретная случайная величина, способы ее задания. Числовые характеристики. Функция распределения и ее свойства. 19
Тема: Информация, ее свойства и способы представления iconРабочая программа дисциплины
Тема Дискретная случайная величина, способы ее задания. Числовые характеристики. Функция распределения и ее свойства. 19
Тема: Информация, ее свойства и способы представления iconУрок по теме: «Математическое моделирование»
Тема Дискретная случайная величина, способы ее задания. Числовые характеристики. Функция распределения и ее свойства. 19
Тема: Информация, ее свойства и способы представления iconУтверждаю проректор по учебной работе проф. А. Ю. Александров 2010 г. Рабочая программа
Тема Дискретная случайная величина, способы ее задания. Числовые характеристики. Функция распределения и ее свойства. 19
Тема: Информация, ее свойства и способы представления iconПрактическая направленность при изучении основ статистики и элементов...
Тема Дискретная случайная величина, способы ее задания. Числовые характеристики. Функция распределения и ее свойства. 19
Тема: Информация, ее свойства и способы представления iconУчебно-методический комплекс по дисциплине математика специальность...
Тема Дискретная случайная величина, способы ее задания. Числовые характеристики. Функция распределения и ее свойства. 19
Тема: Информация, ее свойства и способы представления iconУчебно-методический комплекс по дисциплине математика специальность...
Тема Дискретная случайная величина, способы ее задания. Числовые характеристики. Функция распределения и ее свойства. 19
Тема: Информация, ее свойства и способы представления iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: Виды и свойства информации. Кодирование информации. Игра «Информация и мы»
Тема: Информация, ее свойства и способы представления iconПрограмма элективного курса для обучающихся 8-9 классов основной...
Тема Дискретная случайная величина, способы ее задания. Числовые характеристики. Функция распределения и ее свойства. 19
Тема: Информация, ее свойства и способы представления iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Тема Дискретная случайная величина, способы ее задания. Числовые характеристики. Функция распределения и ее свойства. 19
Тема: Информация, ее свойства и способы представления iconУрока Тема урока Тип урока. Методы и технологии обучения
Дать первоначальные представления о предмете химии,начать формирование умения характеризовать свойства веществ
Тема: Информация, ее свойства и способы представления iconУрока: «Словесная модель» (9 класс) Метапредметная тема: информация и знание
Цель: формирование представления учащихся о словесной модели как средстве, отражающем субъективность знаний по отношению к объективной...
Тема: Информация, ее свойства и способы представления iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: Понятие алгоритмов, свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное...
Тема: Информация, ее свойства и способы представления iconУрок тема урока: Химические свойства металлов. Понятие о коррозии...
Нрк. «Способы борьбы с коррозией – защитные покрытия другими металлами и добавки с целью получения нержавеющих сплавов»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск