Тема урока: «Словесная модель» (9 класс)
Метапредметная тема: информация и знание Цель: формирование представления учащихся о словесной модели как средстве, отражающем субъективность знаний по отношению к объективной информации
Задачи:
Актуализация системы знаний по теме моделирование, информация
Показать умение работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты (согласно стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ)
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ
Формирование избирательного отношения к информации с учетом субъективного отношения к полученной информации
Оборудование: компьютеры учащихся, компьютер учителя, проектор, мультимедийная презентация, интерактивная доска
Программное обеспечение: операционная система Windows XP, пакет Microsoft Office.
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны:
знать: понятия модель и моделирование, виды моделей, понятие словесной модели, формы представления моделей.
уметь: работать в среде ОС Windows XP, сохранять файлы, работать в среде текстового процессора Word
иметь представление о субъективности знаний и объективности информации
Ожидаемый результат: умения учащихся создавать словесную модель
Используемые технологии: проблемное обучение.
Этапы
урока
| Содержание
урока
| 1. Оргмомент
- приветствие
| - Здравствуйте! Меня зовут Ильиных Ольга Алексеевна, учитель информатики Морткинской школы.
| 2. Мобилизующее начало урока (мотивационный блок)
- определение темы и целей урока
- формулировка цели
- определение задач урока
| Слайд1.
Брякает телефон (СМС-ка).
- Извините ребята, мне пришло сообщение, разрешите, я отвлекусь…
Ничего не понимаю… Сообщение от подруги, которую я много лет не видела, она пишет:
«Ты участвуешь в конкурсе? Ну, ты молодец »
- Не могу понять, она довольна моим участием в конкурсе или недовольна? Я вам продемонстрирую текст, помогите определить.
Якобы печатает текст и показывает его на экране.
- Ваше мнение?
- Как вы думаете, почему данная информация может быть понята по- разному?
……….потому что нет знаков препинания, а это важно при передаче информации, поэтому и воспринимается она по-разному.
Слайд2.
- А вот как вы воспримите следующую видеоинформацию. Но я прошу 2 учащихся принять участие в эксперименте.
- Мы с вами знаем о том, что человек воспринимает информацию при помощи органов чувств, поскольку видео информация нам достаточно 2х каналов восприятия, один из вас будет лишён звукового (аудиального) канала восприятия, что я должна сделать (попросим заткнуть уши). Один из вас будет лишён визуального канала (завяжем глаза).
- Все остальные будут воспринимать информацию в полном объёме.
Просмотр фрагмента №1 «Гагарин Ю.А.»
Обсуждение результатов просмотра.
- Что ты увидел? Что услышал?
1 блок.
- Какие сведения, факты вы получили, просмотрев фрагмент?
(перечисление)
- В данном фрагменте выявлены следующие факты: кто-то куда-то полетел, прощается с народом, деревенский колхозный рынок.
- А почему вы считаете, что это Полёт Гагарина, первого человека в космос? (знаем)
- А откуда вы это знаете?
- Значит данную информацию вы получали раньше из разных источников.
Слайд3. СХЕМА мозга человека.
Если представить процесс получения информации графически, то это будет выглядеть таким образом:
- Из разных источников информации человек через разные каналы воспринимает информацию, она перерабатывается каждым субъектов и переходит в ЗНАНИЕ,
- Почему у всех людей разный уровень знаний, одни знают больше другие меньше.
- разные источники информации (один использует больше источников, часто беседует с родителями, читает много литературы, перечитывает газеты, смотрит ТВ)
- преобладают разные каналы восприятия информации и физиологически устроены по-разному (плохое зрение, слух)
- информация обрабатывается исходя из накопленного человеком жизненного опыта (опытные люди менее доверчивы к информации, чем молодое поколение)
- а пол человека влияет на восприятие информации? приведите пример, когда мужчины и женщины по-разному воспринимает информацию (ходят анекдоты про женскую логику)
- ну и конечно интересы человека, его характер.
Слайд4. (ПРОЦЕСС ПОЯВЛЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ).
Наша задача с вами попытаться из предложенных объектов составить схему ПРОЦЕССА ПОЯВЛЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ, и я предлагаю вам это сделать.
1 ученик ………………………………..(на интерактивной доске из предложенных объектов составляет схему и объясняет её)
Молодец, мы выслушали твоё решение, а вот учёные процесс появления знания объясняют так. Представим себе человека, имеющего определённые знания, полученные из определённых источников, новые источники приносят человеку новые знания, которые накладываясь на старые знания, опыт, интересы человека и т.д., приводят к появлению новых знаний.
Но к знаниям относятся не только знание фактов, понятий, но суждения, умозаключение человека. А вот какие основные мысли заложены в том фильме, который мы просмотрели, какая основная мысль просто бросилась в глаза, или какую мысль хотел донести автор. Может быть вы объясните в чём актуальность той информации , которую мы сейчас просмотрели?
В этом году исполняется 50 лет со дня первого полёта человека в Космос, это был Ю.А.Гагарин.
Ответы…. …
Обобщение:
Мы увидели контраст, который до нас донёс автор, между великим открытием, сделанным в нашем государстве и теми условиями существования русского народа, который мы увидели в 1961, в стране которая только что оправилась от ран нанесённых Великой Отечественной войной.
Человек с большой буквы, национальный герой, родившийся в деревне, в простой крестьянской семье, не оторван от простого народа «Я хотел бы обнять каждого»
- Опишите, используя схему, как наш диалог способствовал появлению новых знаний? Чего вы уже знали и какие новые знания у вас появились?
Как я узнала о ваших новых знаниях, какие способы передачи информации использовали вы?
Ученики: Мы вам рассказали и составили схему.
Учитель: То есть словесный и графический способ.
Слайд5. Да-нетка
Словесное описание объекта это способ представления информации (Да)
Словесное представление информации – это модель (Да)
Информационная модель по способу представления является материальной. (Нет) т.к. абстрактная
Мысленные (вербальные) модели являются нематериальными (Да)
Компьютер, парта, проектор являются материальными моделями. (Нет) потому что оригиналы
Глобус, карта, учебник, схема – являются информационными моделями. (Нет) А моделями? (Да) Глобус – материальная, карта, учебник, схема - абстрактные
Модель – аналог (заместитель) оригинала, отражающий некоторые его характеристики. (Да)
Моделирование – исследование объектов путем построения и изучения их моделей. (Да)
Ученик может продемонстрировать знания через любой вид модели (Да)
Слайд 6. Цель урока Разработка словесной модели образа Ю.Гагарина, которая станет отражением ваших знаний и мыслей. - Это и будет целью нашего урока Вы должны продемонстрировать свои знания фактов, мыслей о Ю.Гагарине, используя один вид модели словесную.
- Выполняя предыдущее задание мы повторили с вами основные понятия моделирования, с которыми вы познакомились на прошлых уроках, а умение их применять пригодятся при выполнении следующего задания.
Слайд 7. Соберите логическую цепочку.
Образно-знаковая Модель Абстрактная Информационная Словесная
……………….
- Какие ещё информационные модели знаете?
Слайд 8.Появляются другие информационные модели Геометрическая Структурная Алгоритмическая
Моделирование – творческий процесс, и поэтому заключить его в формальные рамки очень трудно. В наиболее общем виде его можно представить этапами:
Постановка задачи
Разработка модели
Компьютерный эксперимент
Анализ результатов
- При решении конкретной задачи такая схема может подвергаться некоторым изменениям: какой-то блок будет исключен или усовершенствован, какой-то добавлен. Все этапы определяются целями моделирования.
Целью нашего моделирования будет участие в конкурсе заметок в газету, посвящённых Ю.Гагарину.
( показываешь макет газеты «50 лет Космонавтики»)
| 4. Организация проблемной ситуации (анализ проблемного задания, вычленение проблемы
|
| 5. Актуализация опорных знаний
| А какие из данных информационных моделей использовались нами на уроке? Слайд 9.Одним из видов моделей является словесная модель – это описание мысленной модели на естественном языке. Словесные модели мы составляем в жизни постоянно и чаще всего. Словесная модель это описание словами какого либо объекта,
его внешний облик
черты характера, его признаки
причины поведения этого объекта
последствия действий объекта
| 6. Организация деятельности:
- валеологический аспект (физкультпауза)
- творческая работа учащихся
| это описание объекта должно быть правдоподобным и узнаваемым
А какую модель из предложенных мы можем составить, просмотрев ещё один фрагмент фильма о нашем национальном герое Юрие Гагарине?
Слайд 10.Просмотр фрагмента №1 «Гагарин Ю.А.»
Что будет являться объектом словесного моделирования в этом фрагменте?
- Образ человека - Юрий Гагарин
- Что мы можем описать у этого объекта
- Внешний облик, черты характера, причины, последствия его события.
- Предлагаю выполнить практическую работу за компьютерами, ваша задача Набрать и расположить на странице текст. Сохранить текст, распечатать текст.. Обратите внимание на требования к тексту, отраженные в таблице.
Слайд 10.Задание для учащихся
Результатом вашей практической работы будет словесная модель «Ю. Гагарин - национальный герой»
| 7. Подведение итогов урока
| Практическая работа.
Выпуск в печать заметок
Оформление макета Газеты
Предъявление нескольких моделей.
| 8. Рефлексия
| Слайд 11.На экране Учитель – источник информации, воронка, ученик.
Рядом 5 компонентов как результат нашей совместной деятельности
НОВЫЕ ЗНАНИЯ
НОВЫЕ МЫСЛИ
МЫСЛЕННЫЙ ОБРАЗ
ПЕЧАТНЫЙ ТЕКСТ
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ
АПАТИЯ
| ЦЕЛЬ МОДЕЛИРОВАНИЯ : Словесная модель «Ю.Гагарин- национальный герой»
ФОРМАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧИ
Смысловое содержание словесного описания формализовать трудно. Поэтому формализуем только задачу набора и сохранения текста в виде ответов на вопросы.
Уточняющий вопрос Ответ
Что моделируется? Объект «текст»
Где взять содержание Мысленный образ или черновик текста?
Какая предполагается Черно-белая печать?
Каковы параметры Абзацный отступ, правая и левая
текста? границы, тип, размер и начертание
шрифта, цвет (черный)
Что надо получить? Набранный, отредактированный
и оформленный текст
II этап. Разработка модели
ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ
Информационная модель компьютерного текста описывает объекты, их параметры, а также исходные значения, которые исследователь определяет в соответствии со своим опытом и представлениями, а затем уточняет в ходе компьютерного эксперимента. Если целью задачи является подготовка текста к публикации в газете или на WEB-странице, то значения параметров могут быть заданы редактором, и тогда надо строго их придерживаться.
Объект
| Параметры
| Среда
| название
|
| значения (исходные)
| Текст
| Тип шрифта Размер Начертание Абзацный отступ Выравнивание
|
| Times New Roman
12
обычный
0,5 см
по ширине
| MS Works Word
| КОМПЬЮТЕРНАЯ МОДЕЛЬ
Для моделирования текстовых документов традиционно используется среда текстового процессора.
Алгоритм построения компьютерной модели в данной задаче будет состоять из последовательности технологических приемов набора и оформления текста.
Создать документ в прикладной среде текстового процессора.
Установить абзацный отступ, правую и левую границы текста, тип, размер и начертание шрифта, тип выравнивания.
Набрать текст, используя основные правила набора текста:
предложение начинается с прописной буквы и заканчивается точкой;
между словами ставится только один пробел;
знаки препинания, кроме «тире», присоединяются к словам без пробела.
Проверить орфографию.
Расставить переносы при помощи команды Расстановка переносов.
Сохранить текст под некоторым именем.
III этап. Компьютерный эксперимент
ПЛАН ЭКСПЕРИМЕНТА
Провести тестирование модели как компьютерного документа.
Провести тестирование смыслового содержания модели.
ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Убедиться, что оформление компьютерного документа соответствует замыслу, в противном случае изменить параметры текста.
Для проверки смыслового содержания текста зачитайте его своим одноклассникам. Спросите их мнение.
IV этап. Анализ результатов
Если компьютерная модель соответствует замыслу, передать текст на конкурс. Иначе вернуться к предыдущим этапам. |