Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Московский Государственный Гуманитарный Университет
имени М.А.Шолохова
Утверждаю:
Ректор МГГУ им. М.А. Шолохова
Нечаев В.Д.
_________________
«____»__________20__ г.
|
Основная образовательная программа высшего профессионального образования
|
Направление подготовки
| 230700 Прикладная информатика
| 230707 Прикладная информатика в экономике
| (профиль)
| Бакалавр
| (квалификация (степень) выпускника)
| очная, заочная
| (форма обучения)
| СОГЛАСОВАНО: |
| Проректор по УР
| ____________
| Замолоцких Е.Г.
| «_____»____________20__ г.
|
| личная подпись | расшифровка подписи | дата | Декан факультета
| ____________
| Васекин С.В.
| «_____»____________20__ г.
|
| личная подпись | расшифровка подписи | дата | Заведующий кафедрой
информатики
| ____________
| Абдулгалимов Г.Л.
| «_____»____________20__г.
|
| личная подпись | расшифровка подписи | дата | Заведующий кафедрой математики и физики
| ____________
| Насельский С.П.
| «_____»____________20__ г.
|
| личная подпись | расшифровка подписи | дата |
|
|
|
| Москва, 2012
|
Общие положения
Основная образовательная программа по направлению 230700 – Прикладная информатика представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную МГГУ им. М.А. Шолохова с учетом требований работодателей на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования.
ОПП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных дисциплин и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Социальная роль (миссия), цели и задачи ООП
Выпускник, получивший квалификацию бакалавр прикладная информатика должен быть готовым разрабатывать требования к созданию и развитию ИС и ее компонентов; разрабатывать проекты автоматизации и информатизации прикладных процессов и создание ИС в прикладных областях; реализовывать проектных решений с использованием современных информационно-коммуникационных технологий и технологий программирования; внедрять проекты автоматизации решения прикладных задач и создания ИС; управлять проектами информатизации предприятий и организаций; обучать и проводить консалтинг по автоматизации решения прикладных задач; сопровождать и эксплуатировать ИС; обеспечивать качество автоматизации и информатизации решения прикладных задач и создания ИС.
Сроки освоения ООП по данному направлению
Срок освоения ООП по очной форме обучения – 4 года. Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.
Трудоемкость ООП
Содержание и трудоемкость освоения студентом ООП составляет 240 зачетных единиц за весь период обучения в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению и включает все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, практики и время, отводимое на контроль качества освоения студентом ООП, соответствует 240 кредитов ECTS.
Требования к абитуриенту
Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или о высшем профессиональном образовании.
Характеристика профессиональной деятельности бакалавров
Бакалавр по направлению подготовки 230700 Прикладная информатика должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
общепрофессиональными:
способен использовать нормативные правовые документы в профессиональной деятельности;
способен при решении профессиональных задач анализировать социально-экономические проблемы и процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования;
способен использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности и эксплуатировать современное электронное оборудование и ИКТ в соответствии с целями образовательной программы бакалавра.
проектная деятельность:
способен ставить и решать прикладные задачи с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
способен осуществлять и обосновывать выбор проектных решений по видам обеспечения информационных систем;
способен документировать процессы создания информационных систем на всех стадиях жизненного цикла;
способен использовать технологические и функциональные стандарты, современные модели и методы оценки качества и надежности при проектировании, конструировании и отладке программных средств;
способен проводить обследование организаций, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к информационной системе, участвовать в реинжиниринге прикладных и информационных процессов;
способен моделировать и проектировать структуры данных и знаний, прикладные и информационные процессы;
способен применять к решению прикладных задач базовые алгоритмы обработки информации, выполнять оценку сложности алгоритмов, программировать и тестировать программы.
организационно-управленческая и производственно-технологическая деятельность:
способен принимать участие в создании и управлении ИС на всех этапах жизненного цикла;
способен эксплуатировать и сопровождать информационные системы и сервисы;
способен принимать участие во внедрении, адаптации и настройке прикладных ИС;
способен принимать участие в реализации профессиональных коммуникаций в рамках проектных групп, презентовать результаты проектов и обучать пользователей ИС.
аналитическая деятельность:
информатизации и автоматизации решения прикладных задач;
способен оценивать и выбирать современные операционные среды и информационно-коммуникационные технологии для информатизации и автоматизации решения прикладных задач и создания ИС;
способен применять методы анализа прикладной области на концептуальном, логическом, математическом и алгоритмическом уровнях;
способен анализировать и выбирать методы и средства обеспечения информационной безопасности;
способен анализировать рынок программно-технических средств, информационных продуктов и услуг для решения прикладных задач и создания информационных систем;
способен выбирать необходимые для организации информационные ресурсы и источники знаний в электронной среде.
научно-исследовательская деятельность:
способен применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач;
способен готовить обзоры научной литературы и электронных информационно-образовательных ресурсов для профессиональной деятельности.
Объекты профессиональной деятельности бакалавров: данные, информация, знания; прикладные и информационные процессы; прикладные информационные системы.
Особенности объектов профессиональной деятельности определяются характером прикладной области, уточняемой спецификой профиля подготовки (Экономика)
КМВ по данному направлению подготовки (см. приложение)
БКУЗ (см. приложение)
Документы регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП
Учебный план подготовки бакалавров
Примерные учебные планы подготовки бакалавра по направлению «Прикладная информатика» составлены на основе ФГОС ВПО.
Структурно-содержательная основа учебного плана бакалавриата сбалансирована по объемам трех блоков: Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический учебный цикл, Б.2 Математический и естественнонаучный цикл, Б.3 Профессиональный цикл. Распределение общего бюджета трудоемкости в часах и кредитных единицах полностью соответствует пропорциям ФГОС. Внутри каждого цикла выделены базовая и вариативная части. Суммарная трудоемкость базовых составляющих учебного цикла Б.1, Б.2 и Б.3 составляет около 50% от общей трудоемкости указанных УЦ ООП.
Максимальный объем учебных занятий обучающихся составляет 52 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин. Факультативные дисциплины не включены в рамки учебного плана, их объем не превышает 360 часов (10 зачетных единиц). Объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучениясоставляет 27 академических часов (в указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре и факультативы).
Учебный план реализует модульный подход к построению содержания процесса подготовки бакалавров по направлению «Прикладная информатика»
Годовой учебный график (см. приложение)
Рабочие программы учебных дисциплин/модулей (см. приложение)
Программа практик (см. приложение)
Требования к содержанию и организации практики
Раздел основной образовательной программы бакалавриата «Учебная и производственная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Виды практик:
- учебная;
- производственная.
Ресурсное обеспечение ООП
Кадровое обеспечение ООП
Реализация основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 230700 «Прикладная информатика», в соответствии с требованиями п.7 ФГОС обеспечивается научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и научно-методической деятельностью.
Доля преподавателей, имеющих ученую степень и ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, составляет 62%, ученую степень доктора наук 12% от общего состава ППС.
Преподаватели профессионального цикла имеют базовое образование и ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. 62% преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, имеют ученые степени. К образовательному процессу привлечено 10% преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций. Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса при реализации ООП
Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 230700 «Прикладная информатика» обеспечена учебно-методической документацией и материалами по всем учебным дисциплинам основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин представлено в локальной сети образовательного учреждения.
Внеаудиторная работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Каждый обучающийся обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
При этом обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе всех обучающихся.
Библиотечный фонд полностью укомплектован печатными и электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние 5 лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной включает официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система обеспечивает возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
Материально-технические условия для реализации образовательного процесса в соответствии с ООП
МГГУ им. М.А. Шолохова, реализующее основную образовательную программу подготовки бакалавра, располагает материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных учебным планом.
Перечень материально-технического обеспечения, необходимый для реализации ООП бакалавриата, включает: компьютерные классы с выходом в Интернет, аудитории, специально оборудованные мультимедийными демонстрационными комплексами, учебные и исследовательские лаборатории (центры), специализированную библиотеку, специализированные спортивные залы и оборудование.
При использовании электронных изданий вуз обеспечивает каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки, рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Вуз обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
Характеристика среды, обеспечивающей развитие общекультурных компетенций выпускника.
Высшее учебное заведение обеспечивает гарантию качества подготовки, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечения компетентности преподавательского состава; регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
Учебно-воспитательная среда МГГУ им. М.А. Шолохова обуславливает
лидерство в сфере гуманитарных технологий;
практическую реализацию концепции современного гуманитарного образования;
формирование универсальных компетенций;
обеспечение конкурентоспособности за счет развития методик, направленных на культивирование качеств процессуального (функционального) лидерства, которое обеспечивает развитие:
инициативности;
ответственности;
мотивации достижений;
высокой коммуникативной компетентности;
организованности;
навыков самоорганизации и самомотивации.
Основными инструментальными средствами решения поставленных задач являются:
процессуально-целевой метод;
развитие волонтерского движения в Университете;
развитие системы подготовки педагогов и организаторов (вожатых), способных самостоятельно разрабатывать программы профильных смен.
Стержневой составляющей внедрения современных методов воспитания в образовательный процесс является реализация курса «Жизненная навигация» с последующим сопровождением работы студентов над планом персонального саморазвития на протяжении всего срока обучения.
Нормативно-методическое обеспечение образовательных технологий и системы оценки качества освоения ООП.
Оценка качества освоения основных образовательных программ включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.
Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Вузом созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности. Для этого, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.
Обучающимся предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей. |