Решение заседания





Скачать 115.44 Kb.
НазваниеРешение заседания
Дата публикации27.05.2015
Размер115.44 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > Литература > Решение
Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"

Утверждаю зав.кафедрой

_______________________

___________(ФИО)

Решение заседания

кафедры Протокол № __

«___» ___________20_г.

Аннотированная программа дисциплины

«Введение в литературоведение»

Направление: Педагогическое образование

Профиль: Филологическое образование

Квалификация: бакалавр

Составители: ___доц., к.ф.н.___Щалпегин О.Н._________________

Москва-2010

Цель курса:

освоение студентами теоретической основы литературоведения.

Задачи курса заключаются в следующем:

- студент должен получить самое общее научное представление о литературном процессе;

- ознакомиться со специальной литературоведческой терминологией и научиться использовать тезаурус практике своей профессиональной деятельности и прикладных сферах (например, при написании курсовых, дипломных и диссертационных работ – вне зависимости от профиля научного исследования.)

- овладеть основными принципами и приемами грамотного литературоведческого анализа мира художественного произведения.

- приобрести начальных навыков

Объем в ЗЕ: ____________3____________________________

Время изучения: курс______1______семестр_______1__________

Взаимосвязь с другими модулями:

Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:

Истории русской литературы, История зарубежной литературы, курсов по выбору

Групповая принадлежность ОМ: профессиональный

Кластерная принадлежность ОМ:

мировоззренческий

Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех):

- Способен понимать закономерности литературного процесса, художественного значения литературного произведения в культурно-историческом контексте.

- Способен анализировать на основе существующих научных концепций различные типы и виды текстов.

Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

- Знать систему и значение основных литературоведческих терминов и понятий.

Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

Использование активных методов обучения

Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

2 уровень сложности: реферат, структурирование проблемы, литературоведческий анализ художественного текста

Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

70/30 % - мировоззренческий кластер

Краткое содержание курса

I. Литература как вид искусства.

Литература в ряду других искусств. Специфика и потенциальные возможности литературного образа. Функции литературы как искусства.
II. Специфика отражения авторского замысла в словесном искусстве.

Понятие о художественной реальности и художественной условности. Начальное представление о литературном роде. Родовые признаки художественного произведения. Начальное представление о литературном жанре. Жанровая классификация, ее принципы.

Фантастика и жизнеподобие в литературе.


  1. Литературное произведение как художественное целое.

Проблема формы и содержания в искусстве. Диалектическое единство материальной и идеальной сторон художественного мира произведения.

Форма литературного произведения. Структура и категории художественной формы. Художественная речь произведения. Изображенный мир художественного произведения. Композиция художественного произведения.

Содержание литературного произведения. Авторская система ценностей. Тематика литературного произведения. Проблематика литературного произведения. Идея литературного произведения. Пафос литературного произведения. Персонаж, герой, тип, характер в художественной литературе. Психологизм в литературе. Способы и приёмы создания психологического литературного образа /формальный аспект проблемы/.

Основные разделы, их краткое описание

I. Литература как вид искусства.

Литература в ряду других искусств. Специфика и потенциальные возможности литературного образа: начальная характеристика в сопоставлении с другими видами искусства – изобразительными и экспрессивными, односоставными и синтетическими, пространственными и временными, статическими и динамическими.

Функции литературы как искусства.

II. Специфика отражения действительности в словесном искусстве.

  1. Понятие о художественной реальности и художественной условности. Художественная условность как данность и основа иллюзорности мира любого произведения искусства. Специфика художественной условности литературного произведения (в сравнении с другими искусствами). Фантастика и жизнеподобие как принципы отражения замысла автора.

  2. Начальное представление о литературном роде. Отличительные признаки лирики, эпоса и драмы. Лиро-эпический род. Специфика построения художественного мира произведения в различных литературных родах.

  3. Начальное представление о жанре. Переменные и постоянные (конститутивных) признаки жанра. Формализованные и функциональные жанры.


III. Литературное произведение как художественное целое.

1. Проблема формы и содержания в искусстве. Диалектический характер отношений материальной и идеальной сторон художественного мира произведения. Неразрывная структурная связь материальной и идеальной сторон литературного образа.

2. Форма литературного произведения как «материальная» сторона художественного мира произведения. Структура и категории формы.

(а) Художественная речь произведения. Способы организации художественной речи литературного произведения: монологизм и разноречье. Автор и повествователь. Виды повествования и образ повествователя (повествование от первого, третьего лица, несобственно-прямая речь, стилизация, имитация, сказ, персонификация). Стихотворная и прозаическая речь. Критерии различия. Краткая характеристика различных систем стихосложения. Фонетические средства организации текста и создания художественного образа: аллитерация, ассонанс, ономатопея, рифма. Строф, основные виды строф Формализованные строфические жанры. Синтаксические средства создания художественного образа. Троп и его функции.

(б) Изображенный мир художественного произведения. Специфика литературного изображения рукотворного /овеществлённого/ пространства и материальных предметов. Структура изображенного мира. Портрет в литературе. Типы изображений с точки зрения их эстетического, эмоционального, духовного наполнения и техники исполнения. Тенденции развития, эволюция литературного портрета. Выражения в портретном изображении авторской системы ценностей. Пейзаж в литературе. Типы изображений естественного ландшафта в литературе. Функции пейзажа. Мир вещей в литературе Функции образов мира вещей. Воплощение в образах вещественного мира авторской системы ценностей.

(в) Композиция художественного произведения. Функции композиции. Композиционные приемы. Статическая и динамическая сторона художественного мира произведения. Сюжет литературного произведения. Сюжет и фабула. Мотив. Сюжет и конфликт. Композиционно-сюжетные элементы литературного произведения. Внутренние возможности сюжета.
3. Содержание литературного произведения как его идеальная (эмоциональная, рациональная, душевная, духовная) сторона. Первичность идеального начала в творческом процессе. Структура и категории содержания.

(а) Авторская система ценностей. Автор как субъект художественного творчества. Понятия «норма», «идеал», «антиценность» применительно к авторскому сознанию и творческому процессу. Субъективные и объективные факторы, определяющие шкалу ценностей автора. Художественный мир произведения как результат эстетического преломления взглядов художника.

(б) Тематика, проблематика, идея литературного произведения. Тематика литературного произведения. Понятие о тематических моделях, «вечных» темах. Проблематика литературного произведения. Связь проблематики с тематикой. Ракурсы проблематического освещения темы в литературном произведении. Воплощение на проблематическом уровне авторской системы ценностей. Идея литературного произведения. Соотнесенность идеи с тематикой и проблематикой. Отражения на идейном уровне авторской системы ценностей. Пафос литературного произведения. Соотнесённость пафоса с тематикой, проблематикой и идеей. Выражение в пафосе эмоционально-оценочной позиции художника, наиболее точное и полное отражение его системы ценностей, душевного настроя и духовной ориентации. Виды пафоса

(в) Персонаж, герой, тип, характер в литературе. Литературный /фольклорный/ тип героя. Литературный характер. Принципы, средства и приёмы создания литературного характера.

(г) Психологизм в литературе. Отражение в психологическом образе чувств, мыслей /и т.п./ персонажа /автора/ – его эмоционального и рационального отношения к предметам, процессам, явлениям жизни. Принципы, средства и приемы создания писхологического образа героя. Особое значение русской словесности в создании психологических образов.

Основные понятия


Художественный образ, художественный мир, авторская система ценностей, художественная форма, художественное содержание; тематика, проблематика, идея, пафос, герой, тип, характер, психологизм; литературный род, жанр; виды повествования, поэзия и проза, системы стихосложения; фонетические, синтаксические средства, тропы; композиция, композиционные приемы; сюжет, фабула, мотив; изображенный мир.

Темы контрольных (аудиторных) работ

1. Художественной форма и содержание в литературе.

2. Тезаурус: фонетических средств создания литературного образа.

3. Тезаурус: синтаксические средства создания литературного образа.

4. Тезаурус: тропы как средство создания литературного образа.

5. Композиция и композиционные приемы.

6. Изображенный мир литературного произведения.

7. Сюжет, фабула, мотив, конфликт и его разновидности, композиционно-сюжетные элементы.

8. Категории содержания (тезаурус).

Вопросы к экзамену

1. Образ словесного искусства. Функции искусства. Факторы, определяющие ценностную иерархию автора как носителя того или иного типа культуры.

2. Литература как вид искусства. Специфика художественного мира литературного произведения.

3. Проблема художественного отражения. Понятие о художественной реальности и художественной условности. Понятие о художественной условности.

5. Категория рода. Родовые признаки литературного произведения.

6. Категория жанра. Жанровая классификация, ее принципы. Функциональные жанры.

7. Проблема формы и содержания в искусстве.

8. Структура художественной формы литературного произведения. Категории формы.

9. Художественная речь произведения. Принципы организации художественной речи произведения. Монологизм и разноречье. Виды повествования и образ повествователя.

10. Стихотворная и прозаическая речь. Системы стихосложения: принципы метрической организации художественного текста. 1

12. Силлабо-тоническая система стихосложения: понятие стиха, стопы, константы, клаузулы, цезуры. Виды стоп.

13. Строфика. Виды строф. Формализованные строфические жанры.

14. Фонетические средства создания литературного образа. Аллитерация, ассонанс, ономатопея. Рифма и системы рифмовки.

15. Синтаксические средства создания художественного образа.

16. Тропы и их разновидности (со своими примерами).

17. Изображенный мир художественного произведения. Портрет, типы изображений, тенденции развития, эволюция литературного портрета. Пейзаж в литературе (аналогично). Мир вещей в литературе (аналогично).

18. Композиция художественного произведения. Функции композиции. Композиционные приемы. Композиционно-сюжетные элементы литературного произведения.

19. Сюжет литературного произведения. Фабула. Мотив. Сюжет и конфликт. Типы конфликта и типы сюжета. Внутренние возможности сюжета.

20. Содержание литературного произведения.

21. Авторская система ценностей. Выражение авторских взглядов на различных уровнях художественного текста литературного произведения.

22. Тематика. Проблематика. Идея. Отражение авторской системы ценностей на трех уровнях.

23. Пафос. Виды пафоса (общая классификация). Авторская система ценностей в пафосе художественного произведения.

24. Возвышенный пафос, его виды (объективная и субъективная основы каждого вида).

25. Комический пафос, его виды (аналогично).

26. Персонаж, герой, тип, характер. Бродячий тип в литературе.

27. Психологизм в литературе. Способы создания психологического образа.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

Рекомендуемая литература.

Основная:

Поспелов Г.Н. Введение в литературоведение. М., 2005.

Поспелов Г.Н. Искусство и эстетика. М., 2006.

Илюхин А.А. Русское стихосложение. М., 1998.

Волков И.Ф. Литература как вид художественного творчества. М., 1995.

Федотов О.И. Введение в литературоведение. М. 1998.

Литературоведческий энциклопедический словарь (под редакцией В.М. Кожевникова и П.А. Николаева). М., 1997.

Хрестоматия по теории литературы /Сост. Л.Н. Осьмакова. М., 1992.

Дополнительная:
Аристотель. Поэтика (любое издание). / Для проведения практических занятий достаточно – хрестоматийного/.

Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

Белинский В.Г. О русской повести и повестях Гоголя. (любое издание).

Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды; Общее значение слова литература.(в сборниках статей за 1841 г. Для практических занятий достаточно хрестоматийного варианта).

Буало Н. Поэтическое искусство // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980.

Веселовский А.Н. Поэтика сюжетов //Историческая поэтика. М., 1989.

Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М., 1969.

Виноградов В.В. Сюжет и стиль. М., 1963.

Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. М., 1989.

Гаспаров М.Л. Очерки истории русского стиха: Метрика. Ритмика. Строфика. М., 1984.

Гегель Г. Лекции по эстетике // Гегель. Эстетика. (любое издание).

Гоголь Н.В. Искусство есть примирение с жизнью /письмо к В.А.Жуковскому от 10 янв. н.ст. 1848 г. // Гоголь Н.В. Избранное. Изд. Сретенского монастыря. 1999.

Гоголь Н.В. О том, что такое слово // Выбранные места из переписки с друзьями // Гоголь Н.В. Избранное. Изд. Сретенского Монастыря. 1999. Гуляев Н.А. Теория литературы. М., 1985.

Гуляев Н.А. Литературные направления и методы в русской и зарубежной литературе XVII XIX веков. М., 1983.

Добин Е.С. Сюжет и действительность. Л., 1976.

Добролюбов Н.А. О степени участия народности в развитии русской литературы. (любое издание).

Есин А.Б. Литературное произведение: типологический анализ /пособие по спецкурсу/. М., 1992.

Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. М., 1988.

Лармин О.В. Художественный метод и стиль. М., 1964.

Лессинг Г. Лаокоон или о границах живописи и поэзии. (любое издание).

Лихачев Д.С. Литература – реальность – литература. Л., 1981.

Лихачев Д.С. Поэтика художественного пространства. Поэтика литературы как системного целого. //Поэтика древнерусской литературы. Л., 1987.

Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976.

Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. М., 1987.

Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М., 1976.

Николаев П.А. Реализм как творческий метод. М., 1975.

Петров С.М. Критический реализм. М., 1974.

Платон. Государство (любое издание). / Для проведения практических занятий достаточно – хрестоматийного/.

Поспелов Г.Н. Искусство и поэтика. М., 1984.

Поспелов Г.Н. Лирика среди литературных родов. М., 1976.

Тимофеев Л.И. Очерки теории и истории русского стиха. М., 1958.

Тимофеев Л.И. Слово о стихе. М., 1987.

Томашевский Б.В. Стих и язык: Филологические очерки. М.-Л., 1959.

Утехин Н.П. Жанры художественной прозы. Л., 1982.

Федоров А.В. Язык и стиль художественного произведения. М.-Л., 1968.

Федотов О.И. Введение в литературоведение. М.,1998.

Фридлендер Г.М. Литература в движении времени: Историко-литературные и теоретические очерки. М., 1983.

Фридлендер Г.М. Поэтика русского реализма. Л., 1971.

Хализев В.Е. Драма как род литературы. (поэтика, генезис, функционирование). М., 1986.

Холшевников В.Е. Основы стиховедения: Русское стихосложение. Л., 1972.

Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М., 1975.

Храпченко М.Б. Художественное творчество: Действительность. Человек. М.,1976.

Чернец Л.В. Литературные жанры. М., 1982.

Чернышевский Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности (тезисы диссертации – по хрестоматии).

Чудаков А.П. Мир Чехова: Возникновение и утверждение. М., 1986.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение заседания iconРешение заседания
Эта многомерная цель достигается через решение следующих задач, реализуемых в ходе чтения конкретных дисциплин-модулей
Решение заседания iconРешение заседания кафедры Протокол №1 15
Охватывает период от а 0 до 18 месяцев
Решение заседания iconРешение заседания
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания iconРешение заседания
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания iconРешение заседания
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания iconРешение заседания
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания iconРешение заседания
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания iconРешение заседания
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...

Решение заседания iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...

Решение заседания iconРешение заседания кафедры
Цель: формирование способности к созданию и организации деятельности рабочих команд
Решение заседания iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «27»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания iconРешение заседания
...
Решение заседания iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск