Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/19
Дата публикации16.05.2014
Размер2.51 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Введение


Информатика - наука об информации и технических средствах ее сбора, хранения, обработки, передачи.

Кратко можно сказать, что информатика = информация + автоматика.

Термин информатика был предложен французскими учеными, в США эту науку называют computer since.

Информатика молодая наука, ей нет еще и 100 лет. И зарождение теоретических основ информатики, и появление первых ЭВМ относятся к середине XX века.

Информатика также многогранна, как и одна из древнейших наук математика. Математика объединяет в себе такие достаточно разнящиеся разделы, как: алгебра, геометрия, теория множеств, интегральное и дифференциальное исчисление и т.д.

Основные разделы современной информатики:

  • теоретическая

  • вычислительная техника и сети

  • программирование

  • информационные системы

  • искусственный интеллект

В настоящее время информатика и ее практические результаты становятся важнейшим двигателем научно-технического прогресса и развития человеческого общества. Скорость развития средства обработки и передачи информации поразительна, в истории человечества этому бурно развивающемуся процессу нет аналога. Сведения, касающиеся прикладной области быстро устаревают. На смену одним технологиям приходят другие, более совершенные и более сложные. Специалисты в области информационных технологий должны непрерывно обучаться и повышать свою квалификацию. Однако, иметь теоретические и практические знания в области информатики в наше время стало необходимостью для всех, потому что общество, в котором мы живем, является информационным обществом.

Тип общества определяется по тому, в какой сфере занята большая часть населения. Человеческое общество в своем эволюционном развитии прошло следующие стадии:

  • первобытное (охота и собирательство);

  • аграрное (земледелие и скотоводство);

  • индустриальное (промышленное производство);

  • информационное (информационное производство).

  • Сегодня налицо все признаки информационного общества:

  • электронный документооборот;

  • информационная и сетевая грамотность населения;

  • превращение информации в товар;

  • доступность населению баз данных и знаний (в том числе сети Интернет);

  • информатизация основных систем общества.

Часть I. Учебно-теоретическая

1. Информация и информационные процессы

1.1 Информатика как наука

1.1.1 Информатика как научная дисциплина


В современном обществе все большее место занимают раз­личные виды деятельности по передаче и распространению ре­зультатов умственной деятельности. Журналисты, редакторы, референты, документалисты, библиотекари и библиографы, ин­формационные и архивные работники только по традиции счи­тают, что их профессии относятся к разным видам деятельности. Теперь уже многим понятно, что эти виды являются этапами од­ного и того же процесса интеллектуальной коммуникации. Коммуникация – связь, общение, сообщение (процесс и путь сооб­щения) – может происходить непосредственно, на физическом уровне, но интеллектуальная коммуникация, т. е. относящаяся к мыслительным способностям человека, всегда идеальна и осу­ществляется информационным путем. Ее часто называют также информационной коммуникацией.

В последние десятилетия в информационной технологии, т.е. методах и технических средствах передачи информации, про­изошла компьютерная, а вернее электронная революция. Появ­ление персональных компьютеров, их объединение в сети между собой и с крупными вычислительными центрами, внедрение в привычные процессы информационного обмена настольных из­дательских комплексов, копировальных и множительных аппа­ратов, относительно дешевых, но очень емких средств хранения информации (компактных оптических дисков) приводит к суще­ственным переменам в сфере коммуникации. Многие тысячеле­тиями существовавшие профессии сливаются воедино, появля­ются новые, для которых у нас еще нет хороших русских названий, например, специалист по паблик рилейшнз (общест­венным связям) или администратор баз данных. Разумеется, пройдет много времени, пока специалисты всех этих профессий полностью осознают свое единство. Но новые поколения специалистов должны вырабатывать этические принципы и профессиональное мировоззрение сообща в рамках общего информационного направления.

Новая информационная технология – компьютерная подготовка текстов, информационно-поисковые, гипертекстовые и интеллектуальные системы, передача машиночитаемых файлов по вычислительным сетям и телефонным каналам, настольные издательские системы, копировальная и множительная техника – позволяет по-новому трактовать всю эту сферу деятельности от журналистики до библиотечного и архивного дела. Специалисты них профессий должны понять, что в основе всех информаци­онных процессов лежат общие закономерности, коренящиеся в структуре и свойствах самой информации. Но владеть навыками самостоятельного использования информационных технологий и технических средств необходимо всем работникам умственного труда, выпускникам высших учебных заведений.

Студенты, пришедшие в вуз из средней школы, убеждены, что информатика сводится к процессу овладения этими навыка­ми, а попросту, к умению работать на компьютере, поскольку именно этому учат в школе по предмету, который называют «информатикой». Но это односторонняя и потому неправильная трактовка информатики, которая по самому своему названию является дисциплиной, изучающей информацию. Компьютер и связанные с ним электронные аппараты действительно служат наиболее мощными в наше время средствами переработки, хра­нения и передачи информации, а точнее – данных, в которых эта информация может содержаться. Но эти процессы происхо­дили в обществе до появления компьютера и будут происходить, когда для их осуществления будут созданы иные средства. Рассмотрим что же такое «Информатика»?

Термин "информатика" (франц. informatique) происходит от французских слов information (информация) и automatique (автоматика) и дословно означает "информационная автоматика".

Широко распространён также англоязычный вариант этого термина — "Computer science", что означает буквально "компьютерная наука".

Информатика – это основанная на использовании компьютерной техники дисциплина, изучающая структуру и общие свойства информации, а также закономерности и методы её создания, хранения, поиска, преобразования, передачи и применения в различных сферах человеческой деятельности.

В 1978 году международный научный конгресс официально закрепил за понятием "информатика" области, связанные с разработкой, созданием, использованием и материально-техническим обслуживанием систем обработки информации, включая компьютеры и их программное обеспечение, а также организационные, коммерческие, административные и социально-политические аспекты компьютеризации — массового внедрения компьютерной техники во все области жизни людей.

Таким образом, информатика базируется на компьютерной технике и немыслима без нее.

Информатика – научная дисциплина с широчайшим диапазоном применения. Её основные направления:

  • pазpаботка вычислительных систем и пpогpаммного обеспечения;

  • теория информации, изучающая процессы, связанные с передачей, приёмом, преобразованием и хранением информации;

  • методы искусственного интеллекта, позволяющие создавать программы для решения задач, требующих определённых интеллектуальных усилий при выполнении их человеком (логический вывод, обучение, понимание речи, визуальное восприятие, игры и др.);

  • системный анализ, заключающийся в анализе назначения проектируемой системы и в установлении требований, которым она должна отвечать;

  • методы машинной графики, анимации, средства мультимедиа;

  • средства телекоммуникации, в том числе, глобальные компьютерные сети, объединяющие всё человечество в единое информационное сообщество;

  • разнообразные приложения, охватывающие производство, науку, образование, медицину, торговлю, сельское хозяйство и все другие виды хозяйственной и общественной деятельности.

1.1.2 Идеи и методы информатики


За время становления информатики в ней выработан ряд спе­цифических идей и методов, которые не были известны библио­теке - и библиографоведению или какой-либо другой смежной науке или научной дисциплине. Важнейшими из этих идей и ме­тодов являются следующие:

  • координатное индексирование документов и других объек­тов соответствующими характеристиками – ключевыми словами и дескрипторами;

  • использование в качестве дескрипторов классов условно 'эк­вивалентных ключевых слов;

  • инвертированная организация поисковых массивов;

  • использование ключевых слов, выбираемых из заглавий, ре­фератов или текстов документов, для их координатного ин­дексирования;

  • использование тезауруса как средства представления зна­ний, полезного для информационного поиска, автоматичес­кого перевода текстов и других информационных процессов;

  • избирательное распространение информации о релевантных документах;

  • интерактивный (диалоговый) поиск документов и информа­ции;

  • ранжирование документов, выдаваемых при поиске, по сте­пени их релевантности;

  • кластерный и другие методы автоматической классификации документов;

  • использование библиографических ссылок для информацион­ного поиска научных документов и решения наукометрических задач путем создания специальных указателей и баз данных;

  • методы изучения явлений роста, рассеяния (С. Бредфорд) и старения публикаций, а также определения их информаци­онной ценности.

Далеко не все специалисты по информатике понимают, что информационно-поисковый тезаурус – это не только двуязычный словарь, но и специализированный справочник, в котором приво­дится логическая информация, необходимая для адекватного пе­ревода с естественного языка на информационно-поисковый. Это непонимание проявляется в том, что информационно-поисковыми тезаурусами называют любые упорядоченные множества терми­нов – таблицы десятичной классификации, рубрикаторы инфор­мационных изданий, словники предметных указателей. До сих пор не разработана научная методика построения и использования таких тезаурусов, хотя от их качества в значительной мере зависят результаты информационного поиска.

Построение теоретических основ любой науки и научной дисциплины невозможно без разработки системы ее основных понятий и специальной терминологии. В информатике это было сделано уже на начальных этапах ее формирования. Информати­ки сознавали необходимость изучения структуры, содержания и динамики потоков научной и другой семантической информа­ции. Для этого были разработаны и апробированы соответству­ющие методы, которые могут быть использованы не только в сфере научной коммуникации, но и в других сферах общественной жизни. Было продолжено и углублено начатое еще в библиографоведении изучение рассеяния публикаций определенной отрасли знаний, предмета или проблемы по периодическим из­даниям, которое известно как «закон рассеяния Бредфорда».

Изучение специфики информационных потребностей ученых и специалистов, изыскание наиболее эффективных способов их удовлетворения привели к выработке понятий «релевантности» и «пертинентности». Эти понятия легли в основу теории инфор­мационного поиска, которая несомненно является крупным вкладом информатики в современную науку. В рамках этой тео­рии были сформулированы понятия «информационно-поискового языка», «поискового образа документа», «поисково­го предписания» и «критерия выдачи». Были также разработаны способы оценки эффективности информационного поиска, без чего было бы невозможно сравнение разных информационно-поисковых систем с целью их совершенствования. Особенно значительным достижением информатики является разработка метода координатного индексирования документов и других объектов поиска, а также дескрипторных информационно-поисковых языков и тезаурусов.

Идеи и методы информатики используются во всех сферах интеллектуальной деятельности – везде, где сообщения обле­каются в форму документа и становятся объектом аналитико-синтетической переработки, долговременного хранения и доста­точно частого поиска и использования. В качестве таких сооб­щений могут выступать не только научные документы, но и га­зетные статьи, фотоснимки, опубликованные тексты радиопередач, архивные материалы, банковские счета, бухгал­терские документы и т.п.

При создании автоматизированных информационных систем, которые охватывают документы, не относящиеся к сфере науки и техники, как правило, не требуется применения каких-либо иных методов и средств, чем те, которые разработаны информа­тикой для научных документов. Более того, для этого обычно оказываются достаточными наиболее простые методы. Сказан­ное в полной мере относится и к сфере материально-технического снабжения, когда объектами классификации (ин­дексирования), хранения, поиска и выдачи являются не доку­менты, а материальные объекты – промышленные изделия, за­пасные части и т.п.

Информатика все больше ориентируется на использование компьютеров, микрофотографии и средств массовой коммуни­кации. В последние десятилетия для поиска документальной и фактографической информации, а также для дистанционной пе­редачи копий научных документов все шире используются кана­лы и средства телеграфной, телефонной и телевизионной связи. В последние годы особенно интенсивно развиваются компью­терные сети. Ясно, что использование компьютеров и других новейших технических средств, а также их быстрое совершенст­вование оказывают сильное влияние на развитие определенных методов информатики.

Следует, однако, понимать, что компьютеры и другая со­временная информационная техника служат лишь инструмен­тами для решения задач информатики. Их использование для решения задач аналитико-синтетической переработки инфор­мации базируется в основном, если не исключительно, на иде­ях и методах, разработанных в рамках информатики. Между тем иногда складывается неверное впечатление, что решаю­щим фактором в «индустрии информации» являются применя­емые в ней технические средства, а идеи и методы, на основе которых производится переработка информации, играют вто­ростепенную роль. Хорошо известно, что компьютеры работа­ют по определенным программам, разработанным на основе идей и представлений, лежащих за пределами программирова­ния. Рассмотрение конкретных примеров решения информаци­онных задач при помощи средств автоматизации (например, автоматизированных информационных систем в медицине) по­казывает, что все они основаны на идеях и методах информа­тики.

Особенно широкое распространение получил метод коор­динатного индексирования ключевыми словами, который ныне используется в самых разнообразных областях. Изолированные ключевые, стержневые слова (нем. Stitchwort), вы­бираемые из заглавий книг, использовались для составления каталогов немецких библиотек еще в XIX в. Сущность мето­да информатики – в установлении координатной связи меж­ду ключевыми словами, выбранными для индексирования до­кумента, в их соподчинении, логическом умножении. С практической точки зрения этот метод позволил автоматизи­ровать индексирование документов, а также их поиск по про­извольным сочетаниям признаков (с использованием булевой и «пороговой» логик)— особенно в режиме диалога. Не в меньшей степени этот метод ценен и теоретически, поскольку сделал объектом соответствующих исследований семантиче­скую и знаковую структуру текстов на естественных языках, без чего невозможна автоматическая переработка таких текс­тов в системах искусственного интеллекта. Нельзя забывать и о том, что этот метод был разработан и применялся еще до появления первых компьютеров.

Примером того, насколько важную роль в современных ав­томатизированных информационных системах играют идеи и методы информатики, может служить японский проект созда­ния ЭВМ пятого поколения. Главным принципом проекта яв­лялось создание сверхбыстродействующих компьютеров, ори­ентированных на использование «баз знаний», т.е. накопленных и особым образом организованных декларатив­ных и процедурных знаний о соответствующих фрагментах внешнего мира. Но такая задача в информатике начала обсуж­даться несколько десятилетий назад. Концептуальным анало­гом «базы знаний» можно считать тезаурус как семантическую сетевую структуру. Тезаурус, используемый при поиске доку­ментов, является проблемно-ориентированным вариантом «ба­зы знаний».

1.1.3 Определение и предметная область информатики


Использование термина «информатика» в значении инфор­мационной технологии совместилось с уже принятым у нас бо­лее полутора десятилетий обозначением им научной дисципли­ны, изучающей структуру и общие свойства научной информации и общие свойства и закономерности научной ком­муникации. Среди выска­занных точек зрения по поводу термина «информатика» особого внимания заслуживают мнения А.П. Ершова, А.А. Дородницына и B.C. Михалевича.

Зарубежные специалисты иногда посмеиваются над нашим, как им кажется, чрезмерным пристрастием к обсуждению чисто терминологических проблем. Действительно, как просто реша­ются эти затруднения в английском языке, где термин «инфор­матика» употребляется редко, а вся совокупная область, обозна­чаемая этим словом по-русски, именуется «информационная наука и технология». Как будто бы о словах спорить не принято. Но это неверно. Термин это не просто слово, даже не более или менее удачное название понятия или дисциплины, за термином обычно (а в данном случае особенно) стоит концепция и пред­метная область.

Наибольшее понимание вызывает позиция А.П. Ершова, ко­торый считал, что информатика должна быть «фундаментальной естественной наукой, изучающей процессы передачи и обработ­ки информации». В этой позиции смущает только категоричес­кое отнесение информатики к естественным наукам, тем более, что довод самого А.П. Ершова «о единстве законов обработки информации в искусственных, биологических и общественных системах» скорее подтверждает мнение Э.П. Семенюка об об­щенаучном характера информатики.

Менее приемлемой представляется позиция А.А. Дородни­цына, который определял состав информатики как «три нераз­рывно и существенно связанные части — технические средства, программные средства и алгоритмические средства». Трудно представить себе фундаментальную научную дисциплину, в ос­нове которой лежат технические средства. Нельзя согласиться и с тем, что информатика как научная дисциплина должна объе­динить две различные, хотя и близкие дисциплины, в англо­язычной практике называемые «информационная наука» и «компьютерная наука». Соответствующие им в русском языке «информатика» и «вычислительная техника» уже сложились как самостоятельные дисциплины и имеют определенные аналоги в мировой науке.

Не может не настораживать и неумеренное расширение предмета информатики путем включения в него всех философ­ских, социологических, психологических и других обществовед­ческих проблем, связанных с процессами передачи и обработки информации. Такая опасность возникнет, если без всяких огра­ничений последовать мнению B.C. Михалевича. Он характери­зует информатику как новую комплексную научную дисципли­ну, изучающую все аспекты разработки, проектирования, создания, «встраивания» в социальную среду машинных систем обработки данных, а также их воздействие на ту или иную об­ласть общественной практики. С такой трактовкой предмета ин­форматики также нельзя согласиться. Дело в том, что наряду со становлением информатики закономерно развиваются информа­ционные аспекты других наук от математики и биологии до со­циологии и философии. В некоторых науках эти аспекты оформ­ляются в самостоятельные разделы. Объединение всех этих разделов в информатике превратило бы ее в «науку всех наук», что и неразумно и невозможно.

В этом месте предвижу недоуменный вопрос: «А где же то определение, которое нужно выучить, чтобы потом отвечать на экзамене или зачете?» Оно здесь не приводится, потому что цель дан­ного пункта лекций заключается в том, чтобы пробудить интерес к об­суждаемой проблеме и стимулировать работу мысли. А верное определение имеется, и не одно. Их может быть много, в зави­симости от аспекта, в котором рассматривается информатика. Да и не одним только определением задается предметная область.

Существует разница в организации знаний, необходимых для создания технологии или другой практической цели, и знаний, составляющих отрасль науки или научную дисциплину. Именно поэтому теоретические и прикладные аспекты одной и той же науки могут сильно различаться не только последовательностью, но и составом включаемых в нее знаний. Не случайно при об­суждении предметной области информатики выделяются ее осо­бенности как фундаментальной науки, прикладной области зна­ний и учебной дисциплины.

1.1.4 Перспективы информатики


Немаловажное значение для перспектив развития информа­тики имеет ее структура, в значительной мере определяющая на­правление проводящихся в ней научных исследований.

Эта структура отражает последовательность этапов информационной деятель­ности:

отбор — обработка хранение — поиск — распростране­ние.

Предмет и структура информатики, крут разрабатываемых ею проблем имеют не только теоретичес­кое, но и практическое значение. Подготовка кадров, повышение их квалификации, формирование профессионального мышления, информационное обеспечение, создание коммуникационных традиций (как по формальным, так и по неформальным кана­лам) – вот далеко не полный перечень жизненно важных во­просов, решение которых зависит от того, какой круг вопросов будет исследовать информатика. Но учитывая, что научная дис­циплина это не только совокупность знаний, но и институция, сообщество ученых, объединенных единым кругом изучаемых проблем и подходов к их изучению, инфраструктура дисципли­ны оказывает влияние на ее развитие.

Как в этих условиях будет развиваться информатика? Если не выходить за очерченные нами рамки, то потребуется значитель­но интенсифицировать исследования свойств и структуры се­мантической информации, подходов к определению ее сложнос­ти, количества, ценности, полезности, старения, рассеяния и т.п. Необходимы дальнейшие исследова­ния информационных систем, разработка их математических и других формальных моделей. Особую актуальность приобретает построение интеллектуальных информационных систем, позво­ляющих прогнозировать исследуемые свойства веществ, процес­сов, явлений на основе неполной информации. Информацион­ный поиск смыкается здесь с автоматизацией исследований и проектирования, что требует глубокой логической и лингвисти­ческой проработки.

В области технологии информационной деятельности возни­кает ряд важных проблем взаимодействия человека с развитыми техническими системами: унификация представления научно-технических данных, методы кумуляции и концентрации ин­формационных ресурсов, методы структурирования информации в условиях ее машинного накопления и обработки, рациональ­ное представление нетекстовой информации, эффективный ввод речевой и графической информации. Малоизученной, но крайне важной областью информатики являются ее экономические, со­циологические, психологические и правовые аспекты. Вся сфера информационной коммуникации недостаточно изучена с точки зрения ее соответствия экономическим структурам производства и процессам принятия решений. Перспективными представля­ются исследования влияния новых информационных технологий на внедрение достижений в народное хозяйство, в сферу образо­вания, культуры, массовой коммуникации.

Если же пойти еще дальше, за пределы того круга проблем, которые легко укладываются в рамки обсуждаемой нами науч­ной дисциплины информатики, то мы выйдем в необозримое пространство проблем, обозначаемых терминами «искусствен­ный интеллект», «информационные технологии», «теория про­граммирования», «теория формальных языков» и т.п. Спору нет, информатика уже сейчас наталкивается на многие вопросы, раз­рабатываемые в этих проблемных комплексах. К ним относятся «понимание» текста на естественных языках, логико-смысловые методы его обработки, представление знаний в базах данных, программирование задач информационного обеспечения и мно­гие другие вопросы подобного типа. По всей вероятности, они займут в информатике соответствующее их значению место.

Ясно, что ближайшей перспективой развития информатики является развертывание широкого фронта теоретических иссле­дований. Это не значит, что прикладные разработки, направлен­ные на совершенствование нынешних информационных систем и методов информационного обеспечения должны быть отодви­нуты на второй план. Они также будут развиваться, и расширять­ся, но не они, а теоретические исследования определяют буду­щее информатики как фундаментальной науки.

1.2 Информация, ее виды и свойства

1.2.1 Термин «информация»


Термин "информация" происходит от латинского слова "informatio", что означает сведения, разъяснения, изложение.

Информация – это настолько общее и глубокое понятие, что его нельзя объяснить одной фразой. В это слово вкладывается различный смысл в технике, науке и в житейских ситуациях. В обиходе информацией называют любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют.

Например, сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т.п. "Информировать" в этом смысле означает "сообщить нечто, неизвестное раньше". Информация — сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы. Одно и то же информационное сообщение (статья в газете, объявление, письмо, телеграмма, справка, рассказ, чертёж, радиопередача и т.п.) может содержать разное количество информации для разных людей — в зависимости от их предшествующих знаний, от уровня понимания этого сообщения и интереса к нему.

Так, сообщение, составленное на японском языке, не несёт никакой новой информации человеку, не знающему этого языка, но может быть высокоинформативным для человека, владеющего японским. Никакой новой информации не содержит и сообщение, изложенное на знакомом языке, если его содержание непонятно или уже известно.

Информация есть характеристика не сообщения, а соотношения между сообщением и его потребителем. Без наличия потребителя, хотя бы потенциального, говорить об информации бессмысленно.

В случаях, когда говорят об автоматизированной работе с информацией посредством каких-либо технических устройств, обычно в первую очередь интересуются не содержанием сообщения, а тем, сколько символов это сообщение содержит. Применительно к компьютерной обработке данных под информацией понимают некоторую последовательность символических обозначений (букв, цифр, закодированных графических образов и звуков и т.п.), несущую смысловую нагрузку и представленную в понятном компьютеру виде. Каждый новый символ в такой последовательности символов увеличивает информационный объём сообщения.

Информация может существовать в самых разнообразных формах:

  • в виде текстов, рисунков, чертежей, фотографий;

  • в виде световых или звуковых сигналов;

  • в виде радиоволн;

  • в виде электрических и нервных импульсов;

  • в виде магнитных записей;

  • в виде жестов и мимики;

  • в виде запахов и вкусовых ощущений;

  • в виде хромосом, посредством которых передаются по наследству признаки и свойства организмов и т.д.

Предметы, процессы, явления материального или нематериального свойства, рассматриваемые с точки зрения их информационных свойств, называются информационными объектами.

1.2.2 Способ передачи информации


Информация передаётся в виде сообщений от некоторого источника информации к её приёмнику посредством канала связи между ними. Источник посылает передаваемое сообщение, которое кодируется в передаваемый сигнал. Этот сигнал посылается по каналу связи. В результате в приёмнике появляется принимаемый сигнал, который декодируется и становится принимаемым сообщением.  

 

канал связи

 

ИСТОЧНИК

———————————

ПРИЁМНИК

Примеры:

  • сообщение, содержащее информацию о прогнозе погоды, передаётся приёмнику (телезрителю) от источника — специалиста-метеоролога посредством канала связи — телевизионной передающей аппаратуры и телевизора;

  • живое существо своими органами чувств (глаз, ухо, кожа, язык и т.д.) воспринимает информацию из внешнего мира, перерабатывает её в определенную последовательность нервных импульсов, передает импульсы по нервным волокнам, хранит в памяти в виде состояния нейронных структур мозга, воспроизводит в виде звуковых сигналов, движений и т.п., использует в процессе своей жизнедеятельности.

Передача информации по каналам связи часто сопровождается воздействием помех, вызывающих искажение и потерю информации.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск