Тема урока: «Наш край в древности.»





Скачать 91.12 Kb.
НазваниеТема урока: «Наш край в древности.»
Дата публикации22.06.2014
Размер91.12 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Наш край в древности




Тема урока: «Наш край в древности.»

10 класс

Тип урокаурок с элементами лабораторной работы

  • Цели и задачи: Способствовать формированию у школьников представления о местоположении Тамбовщины.

  • Развивать у учащихся умение работать с документами.

  • Воспитывать чувство любви, уважения к истории родного края.

Основные понятия и термины:

поселения –

городища –

древние кочевники –

ассимиляция мордвы –

«Дикое поле»

Оборудование и литература:

  • Проектор

  • «Из истории Тамбовского края» (учебно – методический материал).

  • «И пыль веков от хартии отряхнув…» (Хрестоматия по истории Тамбовского края)


Ход урока


Этап урока

Содержание

Методы, формы работы

Орг. Момент.

Основная часть

  • Отсутствующие

  • Готовность к уроку



Ход урока: (видеоролик, на его фоне слова учителя)

Колесо истории вращаясь

Нас вглубь веков уводит за собой

Чтоб дать возможность нам, общаясь

Вновь прикоснуться к памяти людской

1. Вводное слово учителя, сопровождающееся показом слайдов

Многолик и непостижим процесс познания Отечества. Он начинается с таинственных историй о родном городе, поселке. Так и мы сегодня постараемся выяснить, какие люди жили далеком прошлом на территории нашей области, поселка. Сведения эти нам нужны для того, чтобы понять, насколько близка наша малая Родина, ведь ее героями становились наши предки.

Тема нашего урока - «Наш край в древности», а эпиграфом послужат слова А.С. Пушкина
«Два чувства дивно близки нам,

в них обретает сердце пищу,

любовь к родному пепелищу,

любовь к отеческим гробам»
(в нач. урока)

Задача перед школьниками:

В процессе работы на уроке мы будем анализировать исторические труды, работать с картой и составлять схемы.
- Идет работа с настенной картой «Киевская Русь в IX – XII вв.» и картой – схемой

Учитель:.обратите внимание на слайд

Территория Тамбовской области занимает центральную часть Окско-Донской равнины. Она расположена в северной и типичной лесостепи, на границе лесостепи и леса. Здесь широкой полосой проходит междуречье Средней Оки и Верхнего Дона. Разнообразие природных условий заставило жившее здесь древнейшее население выбирать разные пути экономической и социальной адаптации к окружающей среде. Человек начал осваивать нашу территорию еще в каменном веке. В начале здесь жили первобытные охотники и рыболовы. Затем на Тамбовщину проникают скотоводы и земледельцы, знакомые с металлообработкой. Позже в южных районах кочевали воинственные племена, в северных – укреплялись в городищах оседлые финно-угорские народы. Отмечены в Тамбовском крае и древнерусские поселения, и следы монголо-татарского нашествия.

Вопрос к классу:

Вспомните, с помощью каких исторических источников мы изучаем прошлое?


Ответы учеников закрепляются в виде схемы на доске


Исторические источники


Лингвистические

Данные языка.




Устно-фольклорные.

Былины, сказания, пословицы, поговорки, народные песни и др.



Вещественные.

Орудия труда, остатки жилища, предметы быта, украшения.



Описательного характера: летописи, дневники, письма, жития святых и др.



Письменные.

Юридические нормы, постановления, договоры, законы и др.


Вопрос к классу:

Каким образом ученые получают различные исторические сведения? (Какие науки занимаются изучением исторических источников?) Для ответа на этот вопрос заполним « Умный листок»

Ответ: Ученые получают исторические сведения с помощью вспомогательных исторических дисциплин (археология, хронология , геральдика, топонимика, нумизматика, ономастика)

Учитель:

Древнейшая, письменная история человечества изучает преимущественно археологическими методами. На территории Тамбовской области зафиксировано более тысячи памятников археологии, ежегодно разведками открываются десятки новых поселений и могильников, хранящих материальные следы деятельности людей. К сожалению, многие из них в настоящее время уничтожаются в результате хозяйственной деятельности и лишь несколько десятков их них исследовано археологическими раскопками.

На протяжении истории существования человечества мы можем проследить процесс эволюции наших предков на разных этапах, в различные исторические периоды.

У вас на столах есть рабочие листы, с которыми мы сейчас будем работать

Работа по группам (с рабочими листами).

I гр. – изучает материал о развитии нашего края в период палеолита и мезолита.

II гр. – …………………….. в период неолита и энеолита.

III гр. – …………………… в период бронзового и железного века.
(
Исторические источники
Учащимся раздается соответствующий материал («Из истории Тамбовского края» - стр.6-10)).
После получения материала ребята дают характеристику каждого исторического периода, ориентируясь на вопросы:

  • Где расположены ближайшие к нам стенки верхнего палеолита и мезолита?

  • Назовите основные занятия и местоположение неолитических племен?

  • Племена каких культур населяли Тамбовщину в бронзовый век? Как жила древняя мордва?


Заслушивание и обсуждение ответов

Учитель: на основе полученных в результате работы сведений, составьте схему «Основные занятия племен, населяющих Тамбовщину». Сделать это нужно, работая с пустограммой.

Занятия



Скотоводство (лошади, коровы, козы)

Земледелие (просо, пшеница, рожь, ячмень, овес, горох)


Охота, бортничество


Ремесло

Учитель: (показывает пустограмму и говорит) Мы с вами выяснили, какими племенами была населена Тамбовщина, и каковы были их основные занятия. Славянских археологических памятников в последнее время не было зафиксировано. Но буквально, в конце прошлого века. археологической экспедицией были выявлены интересные факты, которые подвергают сомнению тот факт, что славянских племен не территории Тамбовской области не было.

(Небольшой фрагмент (видео)).

Учитель рассказывает, показывая слайды

Несмотря на окраинное положение, наши земли не оставались в стороне от важных исторических событий. Известно, что в X в. существовал сухопутный торговый путь из Волжской Булгарии в Киев, частично пролегавший по Тамбовскому краю. Именно поэтому пути шел воинственный князь Святослав на Волжскую Булгарию в 964 г. и попутно разгромил живших в окско-волжских леса и враждебных к Руси буртасов, захватил и пожег их города, а население рассеял.

В конце XI в. северные пустоши нашего края сделались ареной для междоусобной борьбы между князьями. В 1096 г. князь Мстислав, сын Владимира Мономаха, по Оке и ее притокам воевал с Олегом Святославовичем, причем Ольговичи шли с юга, от Медведицы и других донских притоков и проходили к северу западной окраины бывшей Тамбовской губернии.

Пользуясь княжескими распрями мордовские племена пытались освободиться от русской власти и начинали открытую антирусскую борьбу.

Из «Повести временных лет». «Лета 1103 бися Муромский князь Ярослав Святославович с Мордвою и побежден бысть марта 4 дня…»

А после раздробления Киевского государства наш край соседствовал с Рязанским княжеством.
Учитель
На стыке Руси и Золотой Орды.

Страшные страницы истории. Несметные орды монголо-татар надвигались на Русь, к сожалению наша земля пострадала тоже, так как еще в начале 13 в. кочевавшие в южных районах Тамбовщины половцы были вытеснены монголо-татарами. В 13-14вв. наш район входил в состав Рязанского княжества. Это было время небывалых бедствий. В ходе нападения на рязанские земли население и нашей малой Родины было истреблено.
У вас на столах есть документ, который называется «Никоновская

летопись о начале нашествия Батыя на Русь и сражении рязанских войск с татарами на Воронеже. 1237 год».

Прочтите его и ответьте на вопрос: «Какие предположения у вас вызывает слово «Воронеж»?».

(ответы учащихся)
Учитель

А у ученых есть предположение, что летописная Онуза находилась в северо-западных районах Тамбовской области, а именно в верхнем течении реки Польной Воронеж, либо на водоразделе рек Польной Воронеж и Челновая.

Вывод: На основе изученного сегодня материала мы ближе познакомились с древней историей нашей малой Родины, изучили материал о развитии нашего края в период древности, познакомились с основными занятиями племен, населявших Тамбовщину в те далекие времена, узнали. что именно здесь пролегали древние дороги, по которым можно было дойти до Рязани, и именно между этими реками в 1647 г. началось возведение Козловского вала, чтобы остановить набеги на Русь. Но все же, еще до начала 17 в. наш край оставался практически без населения из-за татар. «Диким полем» называли земли за пределами «Границ Русского государства, частью «Дикого поля» были и наши земли.
Подведение итогов.


видеоролик


Показ слайдов

Работа с учебником и картой

Рассказ учителя

Составление кластера

Работа с кластером


Работа с документом

Заполнение

«Умного листка»

Работа с рабочими листами

Заполнение пустограм-мы

Рассказ учителя

Показ видео-ролика

Работа с историческими доку-ментами


Подведение итогов урока.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: «Наш край в древности.» iconУрок русского языка в 5 классе «Край наш северный»
Сегодня мы поиграем в лингвистические игры, которые будут связаны с темой «Край наш северный», потому что 2008 год особенный. В этом...
Тема урока: «Наш край в древности.» iconКонспект урока по окружающему миру в 4 классе. Тема: «Наш край»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Турецкая средняя общеобразовательная школа аграрного направления» Балезинского района...
Тема урока: «Наш край в древности.» iconТема урока. Наш край
Кузбасса; привитие навыков охраны природы; соединение программного природоведческого материала с краеведческим с целью формирования...
Тема урока: «Наш край в древности.» iconТема: Целители Приаргунских степей
Мы живем в Забайкальском крае. Наш край богат растительным и животным миром. Приаргунский район славится своими просторами. Это красивейшие...
Тема урока: «Наш край в древности.» iconКак прекрасен Чувашский край! На первый взгляд – это тихая и спокойная...
Еста и особенно остро испытываем это чувство, когда уезжаем далеко и надолго. Истинную любовь к родному краю не могут заглушить ни...
Тема урока: «Наш край в древности.» iconРабочая программа по курсу Историческое краеведение 7 класс
Нижний Новгород: ниро, 2011 год, учебников Седова А. В, Филатова Н. В. Нижегородский край. Факты, события, люди. Н. Новгород: цго,...
Тема урока: «Наш край в древности.» iconТема урока: "Олимпийские игры в древности"
Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительным материалом и икт
Тема урока: «Наш край в древности.» iconКонспект урока Предмет: география Класс: 7 Тема урока: «Антарктида загадочный край»
Протокол №2012г от 2012 от 2012г
Тема урока: «Наш край в древности.» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема и номер урока: урок №6, тема: «Как мы общаемся с миром» в разделе «Мы и наш мир»
Тема урока: «Наш край в древности.» iconКонспект урока Тема урока «Движение воздуха» Ф. И. О.: Рыбанчук Надежда...
Место работы: Краснодарский край Крымский район мбоу сош №56 Муниципального среднего общеобразовательного учреждения
Тема урока: «Наш край в древности.» iconА тот п федот, да не тот и апу Нахасапимапетилон с эа
Многое из того, что мы используем в нашей жизни, имеет своё начало в далёком прошлом. В древности были созданы первые жилища, орудия...
Тема урока: «Наш край в древности.» iconИстория история россии с древности до XV в.
История история россии с древности до XV в. Народы и государства на территории нашей страны в древности
Тема урока: «Наш край в древности.» iconТема урока: Наш гость песня
Развитие интереса учащихся к песенному творчеству как части традиционной российской культуры
Тема урока: «Наш край в древности.» iconИсследование по литературному краеведению «Наш край в произведениях...
Мкоу «Мисковская средняя общеобразовательная школа» Костромского муниципального района Костромской области
Тема урока: «Наш край в древности.» iconОтчет по работе дизайн студии «фантазия»
Выставка рисунков в рекреации школы (2 этаж) посвященная жителям Урала «Их имена прославили наш край» и 130-летию со дня рождения...
Тема урока: «Наш край в древности.» iconТема урока: «Ты и твоя семья»
Занимайте свои места. Очень здорово, что наш первый урок мы проведём вместе с родителями. /клик 1, 2


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск