Скачать 320.12 Kb.
|
Раздел: Материаловедение План-конспект урока технологии 6 класс Тема: «Натуральные волокна животного происхождения.» Цель урока: ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения Задачи урока: Образовательная - ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения, изучить происхождение шерстяных и шелковых волокон, этапы первичной обработки шерсти и шелка, свойства шерстяных и шелковых тканей, научить различать шерстяные и шелковые ткани. Развивающая – развивать творческое воображение, мышление, моторные навыки, умение наблюдать, планировать; развивать мыслительные способности, умение сравнивать, анализировать и делать выводы. Воспитательная – способствовать воспитанию взаимопомощи, активности, желания добиваться высоких результатов, ответственности, дисциплинированности, формировать эстетические взгляды, культуру речи, воспитывать умение работать в группах. Знать: происхождение шерстяных и шелковых волокон, процесс первичной обработки натурального шелка и шерсти, свойства тканей из шерстяных и шелковых волокон. Уметь: различать ткани из шерстяных и шелковых волокон. Тип урока: изучение нового материала. Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, ручка, карандаш, линейка, образцы тканей, лупа. Наглядные пособия: образцы натуральной шерсти и шелка, коллекции: «Шерсть», «Шелк», «Тутовый шелкопряд». Техническое оснащение: мультимедиа-установка. План урока
Ход урока: 1.Организационный момент.2 мин. Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Настрой на работу. 2. Повторение пройденного материала - 2 минуты. С первых дней появления на свет и до глубокой старости человек сталкивается с различными тканями. В зависимости от времени года: когда идет дождь, холодно, жарко или мороз, нам хочется, чтобы одежда что делала? (чтобы нам было тепло, прохладно, тело дышало, одежда впитывала влагу и быстро высыхала). Как вы думаете, из каких тканей можно изготовить одежду, сохраняющую что…? (тепло и прохладу). Правильно из льняных и хлопчато-бумажных тканей. Давайте по отгадкам вспомним, что является сырьём этих тканей. Голубой глазок, золотой стебелек, В высоком дворце, Скромный на вид, на весь мир знаменит, Маленькие ларцы, Кормит, одевает, Кто их открывает, и дом украшает. (Лен) Белое золото добывает. (Хлопок) Из каких волокон производят эти ткани? ( натуральные волокна растительного происхождения) А какие ткани нас еще согревают? (шерстяные) Отгадайте загадку: По горам, по долам, Ходит шуба да кафтан. (Овца) - Какое отношение имеет овца к нашему уроку? (С овцы получают шерсть, а шерсть - натуральное волокно.) А какова природа происхождения шерсти? ( животного происхождения) К каким волокнам мы отнесем эту отгадку? ( натуральные волокна животного происхождения) Значит , какие волокна могут относиться к натуральным волокнам. Натуральные волокна - это те, которые подарены природой. ( Они образованы без влияния человека.) А другим способом мы можем получить волокна? (Химическим) Химические - которые получаются в результате химических процессов. И как они будут называться? (Химические)
Вам хотелось бы узнать о волокнах животного происхождения? Тогда подумайте и определите цели урока.
3.Сообщение темы урока. -Запишите в тетрадь тему урока: «Натуральные волокна животного происхождения». -Представителями этих волокон являются шерсть и шелк. Ткани, изготовленные из этих волокон, положительно влияют на организм человека, поэтому с древних времен они используются для изготовления одежды. -Чем же так хороши эти волокна, нам предстоит узнать на уроке. 4. Изучение новой темы. А какие это волокна животного происхождения мы узнаем из выступления учащихся. Задание распределяется по группам: по 2 минуты на выступление Историческая справка. Выступление 1учащейся. Стоит ли овчинка выделки? Наши далекие предки ходили в шкурах. А какое животное было первым домашним? Собака, конь? Многие ученые говорят, что баран и овца. По крайней мере, сто веков назад овца уже была домашней. Что привлекло к ней человека? Неприхотливость, молоко, овечья шкура, шерсть? Все вместе, трудно выделить что-то одно. Но нас интересует овечья шерсть, из которой делали одежду древние. Сразу вспоминаем древнюю легенду об аргонавтах, отправившихся в Колхиду за золотым руно. На самом деле, аргонавты искали овец лучших пород. Ведь Золотое руно – это качественная шерсть овец. Уже тогда ценились овцы, дающие тонкую шерсть, из которой можно выделывать плотную, теплую и сравнительно легкую ткань. Таких овец разводили жители селений, окружающих город Милет. Откуда их привезли на Пиренейский полуостров. Местные условия благоприятствовали рождению превосходной породы тонкорунных мериносов. Тогдашние правители Испании держали в строжайшем секрете «золотых» овец. Запрещено было под страхом смертной казни вывозить овец за границу. И все же несколько смелых юношей за обещанное вознаграждение рискнули переправить десяток овец через Пиренеи. Англия стала первой овцеводческой страной. И ныне символически лорд-канцлер восседает не на кресле, а на мешке, набитом шерстью. А в странах ближнего зарубежья овец разводят в районах с полузасушливым климатом: Казахстан, Грузия, Туркмения, Азербайджан. -Чем же на самом деле является золотое руно? 1 уч-ся - Золотое руно – это качественная шерсть овец. -Шерсть – волосяной покров животных. Этот покров состоит из разных видов волокон – волос, шерсть и пух. Волос и шерсть – длинные и прямые, пух – короткие, мягкие и извитые. Шерстяной покров состригают ножницами или специальными машинками цельными неразрывными пластами. Эти пласты и называются руно (показ слайда). Почти 95% шерсти дают нам овцы, но используют и шерсть других животных (слайд). - Назовите их. 2 уч-ся Перед отправлением на текстильную фабрику шерсть подвергают первичной обработке. Ее сортируют – перебирают по качеству, треплют – разрыхляют и очищают от примесей и загрязнений, промывают – горячей водой с мылом и содой, сушат – в сушильных машинах. Затем изготавливают пряжу, а из нее на ткацких фабриках производят ткани, красят их в различные цвета и наносят рисунки. 3 учащаяся Свойства тканей зависят от свойств волокон, из которых они произведены. Каково волокно – таково и полотно, говорится в русской пословице. Что изготавливают из шерстяных тканей ? 4 уч-ся -Из шерстяных волокон изготавливают плательные, костюмные и пальтовые ткани: драп, габардин, кашемир, верхний и бельевой трикотаж, чулочно-носочные и перчаточные изделия, а также различные технические полотна для прокладок, фильтров и др. Из них шьют костюмы, платья, пальто, куртки. В них тепло даже в самый сильный мороз. Шерсть замечательна и тем, что годится в виде бесформенной массы – войлока. Из войлока, сбив его плотнее, делали накидки, бурки, валяную обувь, фетровые шляпы. Теперь поговорим о шелке. Его история полна тайн и опасностей. Историческая справка. Выступление 2 учащейся -2мин На вес золота. Когда-то в Китае на шелк распространялась монополия. Секреты ни в коем случае не должны были узнать иностранцы: китайцы продавали шелк во всем мире, перемещая его по Великому шелковому пути. Но европейцы узнали тайну китайского шелка. В 245 г. нашей эры японская императрица получила в дар от китайского соседа шелковое платье. Но не ведомы пути прихода шелка в Японию. А вот о появлении шелка в Индии рассказывают: пограничным стражам запрещено было пропускать за пределы страны семена тутового дерева и гусениц шелкопряда. Тогда индийский царь Хотан стал просить руки китайской принцессы. Получив согласие, Хотан приказал послу отправиться к невесте и передать ей следующее: «Наша страна никогда не располагала собственным шелком, поэтому ты должна привезти с собой семена тутового дерева и гусениц шелкопряда. Тем самым ты обеспечишь себя драгоценными одеждами». Семена и коконы были спрятаны в прическе принцессы, а таможенники не осмелились тревожить ее. Известно, что бродячие монахи перевезли шелк в Византию, спрятав семена тутового дерева в посохи. Как бы то ни было, появление шелка всегда сопровождалось удивлением и восторгом. Шелк ценился на вес золота: за сверток шелковой ткани полагалась двойная по весу мера золота. Одевалась в шелк только аристократия. Зачинателем шелководства на Руси был Петр I. Но в Москве было холодно, а вот в Киеве шелковица прижилась. Современными центрами шелководства стали Кавказ, Крым, юг Украины. Что же такое шелк и чем он так уникален? 2 уч-ся Шелк - нить гусеницы тутового шелкопряда. Эта гусеница питается листьями только листьями тутового дерева и отсюда ее название. Шелкопряд относится к отряду чешуекрылых (бабочек) (слайд). Из яичек, отложенных на листьях тутового дерева, выползают гусенички, у них зверский аппетит, поэтому они и растут не по дням, а по часам. Когда гусенице приходит время превратиться в куколку, чтобы потом стать бабочкой, она выпускает из особой железы двойную нить, и начинает сплетать из этой нити себе гнездышко – кокон, служащий для предохранения от разных атмосферных воздействий и других насекомых и птиц.. Она очень торопится, вертит головой с большой скоростью – 2 раза в секунду - и наматывает от 600-900 м нити. В коконе гусеница превращается в бабочку, которая откладывает яички и все начинается снова. 3 учащаяся В одном поколении проходит четыре последовательные стадии развития: яйцо (грена), гусеница, куколка, бабочка. 4уч-ся Собирают коконы через 8-9 дней после начала завивки и приступают к первичной обработке. Коконы обрабатывают горячим паром (замаривание ) для размягчения шелкового клея, чтобы разъединились нити. Запаривание обработка коконов горячей водой 1.5- 2 минуты при t =95-98°С, чтобы размягчить серицин. Одновременно очищают от верхнего перепутанного слоя и находят концы нитей. Затем, на специальных машинах коконы разматывают. И так как шелковые нити очень тонкие, как паутинка, их несколько нитей соединяют в одну и получают шелк-сырец. Что изготавливают из шелковых тканей ? 5 уч-ся Из шелковых волокон производят головные платки, платьевые и блузочные ткани: крепдешин, шифон, атлас, бархат и т.д. .Благодаря хорошим гигиеническим свойствам, изделия из натурального шелка очень приятно носить в жаркую погоду. Шелковые ткани вырабатываются гладкокрашеные, пестротканые, напечатанные.Дополнительная справка учащейся Сейчас, как правило, используют смесовые ткани, т. е. к шерстяным и шелковым волокнам добавляют синтетические волокна и тогда получают ткани с новыми свойствами, которые меньше дают усадку при носке, легче стираются и чистятся. -Какими свойствами обладают натуральные волокна шелка и шерсти? Из предложенных карточек выписать на доску данные соответствующие таблице. Представитель 1 группы заполняет таблицу на доске по шерстяным волокнам. Представитель 2 группы заполняет таблицу на доске по шелковым волокнам.
Представитель 3 группы заполняет таблицу на доске по свойствам шерстяных тканей. Представитель 4 группы заполняет таблицу на доске по свойствам шелковых тканей.
Карточка №1. ШЕРСТЯНЫЕ ВОЛОКНА ТКАНИ Длина – 2 ÷ 45 см Толщина – различная. Чем толще волокно, тем прочнее ткань. Цвет – белый, серый, рыжий, коричневый, черный. Обладают высокой воздухопроницаемостью, гигроскопичностью (хорошо впитывают влагу и быстро сохнут), теплозащитными свойствами. Упругие, ткани малосминаемы, износостойкие. Недостатки: пылеемкость, усадка. После сгорания образуют черный комочек, растирается пальцами, остается запах жженого пера. Шерстяные ткани имеют свойство свойлачивания , поэтому изделия стирают вручную при t =30°С, специальными моющими средствами, сушат в разложенном виде, не трут, не выкручивают, надолго не замачивают. утюжат при t =150°-200° С через влажный проутюжильник. Карточка №2. ШЕЛКОВЫЕ ВОЛОКНА ТКАНИ Длина – 600÷ 900м Толщина – очень тонкие, как паутина, но очень прочные. Цвет – белый, кремоватый. Обладают высокой гигроскопичностью, воздухопроницаемостью. Прочные,упругие, поэтому ткани малосминаемы. Гладкие, мягкие, красивые, обладают блеском, хорошо драпируются. Недостатки: растягиваются, осыпаются, имеют значительную усадку. После сгорания образуют черный комочек, растирается пальцами, оставляет запах жженого пера. Стирают вручную при t =30°- 40°С, прополаскивают водой с уксусом, заворачивают в ткань и слегка отжимают. Утюжат при t=150°-160° С с изнаночной стороны, сбрызгивать их не рекомендуется, так как могут появиться пятна. Сделать вывод по таблице, чем отличаются шерстяные волокна от шелковых? А что общее в перечисленных качествах? 5. Обобщение. Молодцы, вы хорошо постарались в теории, проверим на деле свойства шерсти и шелка, научимся их различать- выполним практическую работу. 6.Практическая работа. Практическая работа №1. 1группа-шерсть 2группа-шелк «Сравнение волокон шерсти и натурального шелка». Материалы и инструменты: по одному образцу шерстяной и шелковой ткани, лупа, учебник, тетрадь, справочная таблица. Практическая работа выполняется в рабочей тетради. Вводный инструктаж учителя. Последовательность выполнения работы. Начертите таблицу отчета в тетради. Рассмотрите образцы шерсти и натурального шелка под лупой. Сравните волокна по внешнему виду. Сравните волокна на ощупь. Рассмотрите характер горения (демонстрирует учитель). По полученным данным и таблице определите вид ткани и впишите в форму отчета.
Вывод по практической работе: чем отличаются шерстяные волокна от шелковых и что же между ними общего? 3группа-шерстяные 4группа-шелковые Практическая работа №2. «Изучение свойств натуральных шелковых и шерстяных тканей» Материалы и инструменты: образцы натуральной и шерстяной тканей, учебник, рабочая тетрадь, ручная игла, нитки, инструкция «Правила работы с иглами и булавками. Вводный инструктаж учителя: повторение техники безопасности. Последовательность выполнения работы. Начертите таблицу отчета в тетради. Определите сминаемость шерстяной и натуральной шелковой ткани. Определите драпируемость шерстяной и натуральной шелковой ткани. Опишите характер поверхности тканей (гладкость, блеск), сделайте вывод об их скольжении. Определите осыпаемость натуральной шелковой и шерстяной тканей. Оформите свои наблюдения в рабочей тетради в виде таблицы.
Вывод по практической работе: чем отличаются шерстяные ткани от шелковых и что же между ними общего? Каждая группа зачитывает свой ответ и сравниваем с ответом на слайде «5» ставим если все ответы сошлись, «4»не точности в ответе, «3» за один не верный ответ оценивание по презентации уч-ся сравнивают правильность ответов с повторным показом презентации. Правильность ответов проверяет сосед справа и проставляет оценку. Какие ткани и за что мы стараемся применять при пошиве летнего платья? А почему зимнюю одежду мы шьем из шерстяных тканей? Значит, одежде из каких волокон мы отдаем предпочтение? 7. Подведение итогов. По практической работе проверили еще раз правильность выполнения и заполнения таблицы поставили карандашом себе оценку, на сколько вы считаете, справились с работой. Определим результаты по тестовому заданию: посчитали сколько правильных ответов и поставили себе оценку за 8 правильных ответов – ставим пять, 6-7 пр.ответов - четыре, 4-5 пр.ответов- три. Работы всем сдать для проставления оценок в журнал. 8. Домашнее задание подобрать и принести образцы х.б., льняной, шелковой и шерстяной тканей размером 5на 6 см. Практическая работа №1. 1группа-шерсть 2группа-шелк «Сравнение волокон шерсти и натурального шелка». Материалы и инструменты: по одному образцу шерстяной и шелковой ткани, лупа, учебник, тетрадь, справочная таблица. Практическая работа выполняется в рабочей тетради. Последовательность выполнения работы. Начертите таблицу отчета в тетради. Рассмотрите образцы шерсти и натурального шелка под лупой. Сравните волокна по внешнему виду. Сравните волокна на ощупь. Рассмотрите характер горения (демонстрирует учитель). По полученным данным и таблице определите вид ткани и впишите в форму отчета.
Вывод по практической работе: чем отличаются шерстяные волокна от шелковых и что же между ними общего? 3группа-шерстяные 4группа-шелковые Практическая работа №2. «Изучение свойств натуральных шелковых и шерстяных тканей» Материалы и инструменты: образцы натуральной и шерстяной тканей, учебник, рабочая тетрадь, ручная игла, нитки, инструкция «Правила работы с иглами и булавками. Вводный инструктаж учителя: повторение техники безопасности. Последовательность выполнения работы. Начертите таблицу отчета в тетради. Определите сминаемость шерстяной и натуральной шелковой ткани. Определите драпируемость шерстяной и натуральной шелковой ткани. Опишите характер поверхности тканей (гладкость, блеск), сделайте вывод об их скольжении. Определите осыпаемость натуральной шелковой и шерстяной тканей. Оформите свои наблюдения в рабочей тетради в виде таблицы.
Вывод по практической работе: чем отличаются шерстяные ткани от шелковых и что же между ними общего?
Перечисленные свойства отнесите в соответствующую группу свойств тканей.Усадка - уменьшение размеров ткани под действием тепла и влаги.Пылеёмкость - способность ткани удерживать пыль и другие загрязнения Драпируемость - способность ткани в подвешенном состоянии образовывать мягкие округлые |
Урок технологии по теме «Натуральные волокна животного происхождения» Образовательная ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения, изучить происхождение шерстяных и шелковых... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Натуральные волокна животного происхождения. Свойства волокон и тканей (2 урока по 45 мин.) | ||
Тема урока: «Натуральные волокна животного происхождения» С первых дней появления на свет человек сталкивается с различными тканями. Из х/б тканей были сделаны ваши распашонки и пеленки,... | «как ткани ткут и нити прядут» цели урока Обучающие : Научить классифицировать волокна растительного и животного происхождения. Дать понятия определениям ткань, нити, волокна.... | ||
Конспект урока технологии 5 класс. Тема: Характеристика тканей из... Образовательная: дать начальные представления о процессе производства тканей из натуральных волокон растительного происхождения | План-конспект урока технологии Класс Дата Тема раздела: Тема урока: Цели Сущность, значение и соотношение между собой событий, явлений, процессов, законов и исторических закономерностей | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: познакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения; научить различать волокна по своему составу | Тема: «здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования... Конспект урока по обж "Оказание первой медицинской помощи при травмах различного происхождения" | ||
Класс 5 Тема План – конспект урока технологии (использована педагогическая технология «Теория развития критического мышления») | Конспект урока окружающего мира, 4 класс умк «Начальная школа 21... Тема урока : Расширение кругозора школьников. Предшественники человека. Отличие человека от животного( прямохождение, речь, сознание,... | ||
Конспект урока окружающего мира 3 класс Тема: Животноводство План-конспект урока по английскому языку в 4-м классе по теме "Животные и их места обитания" | Конспект урока технологии №1 (с требованиями фгос) Учитель технологии... Тема урока: Решение конструкторских задач при изучении раздела «Металлообработка» | ||
Конспект урока по литературе. 6 класс. Тема урока: «Благородный разбойник» План – конспект на основе интеграции занятий по физической культуре и изобразительной деятельности (средняя группа) | Конспект урока по русскому языку( развивающая система Занкова ) Класс:... Содействовать формированию умений и навыков правописания заглавных букв в именах собственных | ||
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 19.... Программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... | Тема сегодняшнего урока: «Колорит в пейзаже» План-конспект урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления |