Урок технологии по теме «Натуральные волокна животного происхождения»





Скачать 103.08 Kb.
НазваниеУрок технологии по теме «Натуральные волокна животного происхождения»
Дата публикации06.08.2014
Размер103.08 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
МБОУ СОШ № 7

Урок технологии

по теме « Натуральные волокна животного происхождения»

раздел «Элементы материаловедения»

6 класс


Учитель технологии:

Наталия Львовна Абдулова

Ессентуки ,2012
Цели урока:

Образовательная - ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения, изучить происхождение шерстяных и шелковых волокон, этапы первичной обработки шерсти и шелка, изучить свойства шерстяных и шелковых тканей, научить различать шерстяные и шелковые ткани, изучить свойства тканей.

Воспитательная – способствовать воспитанию взаимопомощи, активности, желанию добиваться высоких результатов, ответственности, дисциплинированности, способствовать формированию эстетических взглядов, культуры речи и поведения.

Развивающая – развивать творческое воображение, творческое мышление, моторные навыки, умение наблюдать, планировать, развивать умение сравнивать и сопоставлять свойства различных тканей.

Знать: происхождение шерстяных и шелковых волокон, процесс первичной обработки натурального шелка и шерсти, свойства тканей из шерстяных и шелковых волокон.

Уметь: различать ткани из шерстяных и шелковых волокон.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, ручка, карандаш, линейка, клей, образцы тканей.

Наглядные пособия: образцы натуральной шерсти и шелка, коллекции: «Шерсть», «Шелк», «Тутовый шелкопряд».

Техническое оснащение: ноутбук, проектор.

Ход урока:

1.Организационный момент.

  • Приветствие учащихся.

  • Проверка готовности к уроку.

  • Настрой на работу.

2. Повторение пройденного материала.

-Сегодня мы начнем изучение следующего раздела, который называется Материаловедение. Как вы уже знаете, материаловедение изучает свойства текстильных волокон. Вспомните, на какие два больших класса делятся текстильные волокна?

- Текстильные волокна делятся на натуральные и химические.(слайд 1)

-Чтобы вспомнить, какие волокна мы изучали в 5 классе, отгадайте загадки:

Голубой глазок, золотой стебелек, Скромный на вид, на весь мир знаменит, Кормит, одевает, и дом украшает.

(Лен)

Слайд 2,3

В высоком дворце,

Маленькие ларцы,

Кто их открывает,

Белое золото добывает.

(Хлопок)


-Какими волокнами являются лен и хлопок натуральными или химическими?

- Лен и хлопок – это натуральные волокна.

-Какого происхождения эти волокна?

- Эти волокна растительного происхождения.

-А какого еще происхождения бывают волокна, вы мне ответите, отгадав загадку:

По горам, по долам,

Ходит шуба да кафтан. (Овца)

-Волокно какого происхождения можно получить от овцы?

- От овцы можно получить волокна животного происхождения.

-А теперь сформулируйте тему нашего урока. (Натуральные волокна животного происхождения.)

3.Сообщение темы урока.

-Запишите в тетрадь тему урока: «Натуральные волокна животного происхождения».

-Представителями этих волокон являются шерсть и шелк.(слайд4)

Ткани, изготовленные из этих волокон, положительно влияют на организм человека, поэтому с древних времен они используются для изготовления одежды.

-Чем же так хороши эти волокна, нам предстоит узнать на уроке.

4. Изучение новой темы.

-Начнем с изучения шерсти. (слайд5)

Историческая справка. Выступление ученика.

Стоит ли овчинка выделки?

Наши далекие предки ходили в шкурах. А какое животное было первым домашним? Собака, конь? Многие ученые говорят, что баран и овца. По крайней мере, сто веков назад овца уже была домашней. Что привлекло к ней человека? Неприхотливость, молоко, овечья шкура, шерсть? Все вместе, трудно выделить что-то одно. Но нас интересует овечья шерсть, из которой делали одежду древние. Сразу вспоминаем древнюю легенду об аргонавтах, отправившихся в Колхиду за золотым руно. На самом деле, аргонавты искали овец лучших пород. Уже тогда ценились овцы, дающие тонкую шерсть, из которой можно выделывать плотную, теплую и сравнительно легкую ткань. Таких овец разводили жители селений, окружающих город Милет. Откуда их привезли на Пиренейский полуостров.

Местные условия благоприятствовали рождению превосходной породы тонкорунных мериносов. Тогдашние правители Испании держали в строжайшем секрете «золотых» овец. Запрещено было под страхом смертной казни вывозить овец за границу. И все же несколько смелых юношей за обещанное вознаграждение рискнули переправить десяток овец через Пиренеи.

Англия стала первой овцеводческой страной. И ныне символически лорд-канцлер восседает не на кресле, а на мешке, набитом шерстью.

А в СНГ овец разводят в районах с полузасушливым климатом: Казахстан, Грузия, Туркмения, Азербайджан.

-Чем же на самом деле является золотое руно?

- Золотое руно – это качественная шерсть овец.

-Шерсть – волосяной покров животных.

Этот покров состоит из разных видов волокон – волос, шерсть и пух. Волос и шерсть – длинные и прямые, пух – короткие, мягкие и извитые.

Шерстяной покров состригают ножницами или специальными машинками цельными неразрывными пластами. Эти пласты и называются руно. Почти 95% шерсти дают нам овцы, но используют и шерсть других животных- Назовите их.(слайд6)

Перед отправлением на текстильную фабрику шерсть подвергают первичной обработке.

Ее сортируют – перебирают по качеству,

треплют – разрыхляют и очищают от примесей и загрязнений,

промывают – горячей водой с мылом содой,

сушат – в сушильных машинах.

Затем изготавливают пряжу, а из нее на ткацких фабриках производят ткани, красят их в различные цвета и наносят рисунки. (слайд 7)

Свойства тканей зависят от свойств волокон, из которых они произведены.

Каково волокно – таково и полотно, говорится в русской пословице.

Карточка №1. (слайд 8)

ШЕРСТЯНЫЕ

ВОЛОКНА ТКАНИ

Длина – 2 – 45 см

Толщина – различная. Чем толще волокно, тем прочнее

Цвет – белый, серый, рыжий, ткань.

черный.

Обладают высокой гигроскопичностью (хорошо впитывают влагу и быстро сохнут), теплозащитными свойствами.

Упругие, ткани малосминаемы.

Недостатки: пылеемкость, усадка.

После сгорания образуют черный комочек, растирается пальцами, остается запах жженого пера.

Стирают вручную при t 300 С, с моющими средствами, сушат в разложенном виде, утюжат при t 150 0-2000 С через проутюжильник.

-Из шерстяных волокон изготавливают плательные, костюмные и пальтовые ткани: драп, габардин, кашемир. Из них шьют костюмы, платья, пальто, куртки. В них тепло даже в самый сильный мороз.

Шерсть замечательна и тем, что годится в виде бесформенной массы – войлока. Из войлока, сбив его плотнее, делали накидки, бурки. В них не промокали под дождем – вода скатывалась, их не пробивали пули – отскакивали или застревали.

Теперь поговорим о шелке. (слайд 8)Его история полна тайн и опасностей.

Историческая справка. Выступления учеников.

На вес золота.

Когда-то в Китае на шелк распространялась монополия. Секреты ни в коем случае не должны были узнать иностранцы: китайцы продавали шелк во всем мире, перемещая его по Великому шелковому пути. Но европейцы узнали тайну китайского шелка. В 245 г. нашей эры японская императрица получила в дар от китайского соседа шелковое платье. Но не ведомы пути прихода шелка в Японию.

А вот о появлении шелка в Индии рассказывают: пограничным стражам запрещено было пропускать за пределы страны семена тутового дерева и гусениц шелкопряда. Тогда индийский царь Хотан стал просить руки китайской принцессы. Получив согласие, Хотан приказал послу отправиться к невесте и передать ей следующее: «Наша страна никогда не располагала собственным шелком, поэтому ты должна привезти с собой семена тутового дерева и гусениц шелкопряда. Тем самым ты обеспечишь себя драгоценными одеждами». Семена и коконы были спрятаны в прическе принцессы, а таможенники не осмелились тревожить ее.

Известно, что бродячие монахи перевезли шелк в Византию, спрятав семена тутового дерева в посохи. Как бы то ни было, появление шелка всегда сопровождалось удивлением и восторгом.

Шелк ценился на вес золота: за сверток шелковой ткани полагалась двойная по весу мера золота. Одевалась в шелк только аристократия.

Зачинателем шелководства на Руси был Петр I. Но в Москве было холодно, а вот в Киеве шелковица прижилась. Современными центрами шелководства стали Кавказ, Крым, юг Украины.

Что же такое шелк и чем он так уникален?

Шелк - нить гусеницы тутового шелкопряда. Эта гусеница питается листьями только листьями тутового дерева и отсюда ее название.

Развитие тутового шелкопряда проходит 4 стадии (учебник с. 7).

Из яичек, отложенных на листьях тутового дерева, выползают гусенички, у них зверский аппетит, поэтому они и растут не по дням, а по часам.

Когда гусенице приходит время превратиться в куколку, чтобы потом стать бабочкой, она выпускает из особой железы двойную нить, и начинает сплетать из этой нити себе гнездышко – кокон. Она очень торопится, вертит головой с большой скоростью – 2 раза в секунду - и наматывает от 600-900 м нити.

В коконе гусеница превращается в бабочку, которая откладывает яички и все начинается снова.

Но собирают коконы через 8-9 дней после начала завивки и приступают к первичной обработке. Коконы обрабатывают горячим паром для размягчения шелкового клея, чтобы разъединились нити. Затем, на специальных машинах коконы разматывают. И т. к. шелковые нити очень тонки их, как паутинка, несколько нитей соединяют в одну и получают шелк-сырец.

-Каковы свойства натурального шелка и тканей?
Карточка №2.(слайд 9)

ШЕЛКОВЫЕ

ВОЛОКНА ТКАНИ

Длина – 600-900м

Толщина – очень тонкие, как паутина, но очень прочные.

Цвет – белый, кремоватый.

Обладают высокой гигроскопичностью, воздухопроницаемостью.

Упругие, поэтому ткани малосминаемы.

Гладкие, мягкие, красивые, обладают блеском, хорошо драпируются.

Недостатки: растягиваются, осыпаются, имеют значительную усадку.

После сгорания образуют черный комочек, растирается пальцами, оставляет запах жженого пера.

Стирают вручную при t 30-400С, прополаскивают водой с уксусом,

слегка отжимают. Утюжат при t150-1600С с изнаночной стороны.
Из шелковых волокон производят платьевые и блузочные ткани: крепдешин, шифон. Благодаря хорошим гигиеническим свойствам, изделия из натурального шелка очень приятно носить в жаркую погоду.

Сейчас, как правило, используют смесовые ткани, т. е. к шерстяным и шелковым волокнам добавляют синтетические волокна и тогда получают ткани с новыми свойствами, которые меньше дают усадку при носке, легче стираются и чистятся. Мы говорили с вам о том, что предприятия, занимающиеся переработкой шерсти и шелка распространены по всему миру, но и наш Щелковский район до недавнего времени был центром ткачества. Приведите примеры. Щелковский фетр, Щелковская шелкоткацкая фабрика.

5. Обобщение.

Ответьте на вопросы теста: (слайд 10)

Молодцы, вы хорошо постарались, на практической работе мы проверим на деле свойства шерсти и шелка, научимся их различать.

Тест «Натуральные волокна животного происхождения»

Подчеркните все правильные варианты ответов.

1. К волокнам животного происхождения относится

  • шерсть

  • джут

  • конопля

  • шелк

2. Шерсть, снятая с овец, называется

  • мех

  • шкура

  • руно

  • пряжа

3. К животным, от которых получают шерсть, относятся

  • кенаф

  • коза

  • тутовый шелкопряд

  • верблюд

4. Коконную нить вырабатывает

  • бабочка

  • куколка

  • гусеница

5. Схема обработки шелка включает операции

  • промывание волокна мылом и содой

  • сушка горячим воздухом

  • разрыхление, удаление примесей

  • сматывание нитей в одну

6. К положительным свойствам шерстяных тканей относятся

  • воздухопроницаемость

  • осыпаемость

  • драпируемость

  • пылеемкость

  • теплозащитность

7. Для изготовления летней одежды лучше использовать ткани с

  • высокой воздухопроницаемостью

  • слабой сминаемостью

  • большой пылеемкостью

  • плохой драпируемостью

  • высокой гигроскопичностью



6.Практическая работа.

Практическая работа №1. (слайд 11)

«Сравнение волокон шерсти и натурального шелка»

Материалы и инструменты: по одному образцу шерстяной и шелковой ткани, лупа, лоток, учебник, тетрадь, справочная таблица.

Практическая работа выполняется в рабочей тетради.

Вводный инструктаж учителя.

Последовательность выполнения работы.

  1. Начертите таблицу отчета в тетради.

  2. Рассмотрите образцы шерсти и натурального шелка под лупой.

  3. Сравните волокна по внешнему виду.

  4. Сравните волокна на ощупь.

  5. Рассмотрите характер горения (демонстрирует учитель).

  6. По полученным данным и таблице определите вид ткани и впишите в форму отчета.

  7. Проверка усвоения знаний на уроке

ДА или НЕТ (слайд 12)

1. Для шелковых тканей сырьем являются стебли растений?

2. Лен получают из шерсти животных?

3. Шелкопряд – это бабочка?

4. Свойство ткани впитывать влагу – гигроскопичность?

5. Шерсть – волосяной покров животных?

6. Шерсть – волокно растительного происхождения?

7. Способность пропускать влагу – воздухопроницаемость?

8. Натуральный шелк хорошо впитывает влагу?

9. Зимнюю одежду лучше всего шить из шелка?

8. Подведение итогов урока. Выставление оценок за урок.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок технологии по теме «Натуральные волокна животного происхождения» iconПлан-конспект урока технологии 6 класс Тема: «Натуральные волокна животного происхождения.»
Образовательная ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения, изучить происхождение шерстяных и шелковых...
Урок технологии по теме «Натуральные волокна животного происхождения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Натуральные волокна животного происхождения. Свойства волокон и тканей (2 урока по 45 мин.)
Урок технологии по теме «Натуральные волокна животного происхождения» iconТема урока: «Натуральные волокна животного происхождения»
С первых дней появления на свет человек сталкивается с различными тканями. Из х/б тканей были сделаны ваши распашонки и пеленки,...
Урок технологии по теме «Натуральные волокна животного происхождения» icon«как ткани ткут и нити прядут» цели урока
Обучающие : Научить классифицировать волокна растительного и животного происхождения. Дать понятия определениям ткань, нити, волокна....
Урок технологии по теме «Натуральные волокна животного происхождения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: познакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения; научить различать волокна по своему составу
Урок технологии по теме «Натуральные волокна животного происхождения» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 19....
Программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Урок технологии по теме «Натуральные волокна животного происхождения» iconГосударственный стандарт качества лекарственных средств общая фармакопейная статья
В зависимости от источника происхождения различают масла жирные растительного происхождения (растительные жирные масла) и масла жирные...
Урок технологии по теме «Натуральные волокна животного происхождения» iconУрок по разделу «Человек»
Дети должны усвоить, что ткань бывает растительного происхождения, животного, искусственного
Урок технологии по теме «Натуральные волокна животного происхождения» iconРазработка технологии паштета «сергек» с пищевым компонентом из кости
В производстве пищевых продуктов все большее значение приобретают белковые продукты животного происхождения. Среди них можно выделить...
Урок технологии по теме «Натуральные волокна животного происхождения» iconСказка-соревнование. Ход урока Учитель: Сегодня у нас необычный урок...
Содержание: натуральные числа и их сравнение; сложение, вычитание, умножение и деление натуральных чисел
Урок технологии по теме «Натуральные волокна животного происхождения» iconРабочая программа пересмотрена на заседании кафедры
Дисциплина «Стартовые культуры в технологии ферментированных продуктов» включена в состав вариативной части профессионального цикла...
Урок технологии по теме «Натуральные волокна животного происхождения» iconПрограмма разработана в соответствии с фгос впо по направлению 260200....
Составители: Родина Наталья Дмитриевна, кандидат биологических наук, доцент кафедры технологии производства и переработки молока
Урок технологии по теме «Натуральные волокна животного происхождения» iconУрок по теме «Натуральные числа и дроби»
Учащимся предлагаются задания, они должны определить действия с дробями, которые необходимо выполнить
Урок технологии по теме «Натуральные волокна животного происхождения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: повторить классификацию и процесс получения химических волокон; повторить натуральные волокна; учить использовать свойства...
Урок технологии по теме «Натуральные волокна животного происхождения» iconПрограмма разработана в соответствии с фгос впо по направлению 260200....
Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования...
Урок технологии по теме «Натуральные волокна животного происхождения» iconУрок по курсу обж в 7 классе. Тема «Чрезвычайные ситуации природного...
Дать учащимся необходимые сведения о причинах происхождения землетрясений и их последствиях


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск