Скачать 106.88 Kb.
|
Конспект урока технологии в 6 классе. Учитель: Румянцева Л.В. Тема урока: « Натуральные волокна животного происхождения». Цели урока: образовательные - ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения; - научить распознавать волокна по своему составу;
Основные принципы урока: 1 .Доступность.
Оборудование: коллекция « Волокна», коллекция образцов тканей, лупа, пинцет, учебник, рабочая тетрадь, кусочки шерстяной и шелковой тканей, ножницы, ручная игла, нитки. Ход урока.
Учитель: С первых дней появления на свет человек сталкивается с различными тканями. Из х/б тканей были сделаны ваши распашонки и пеленки, в холодное время года вас укутывали в шерстяное одеяло и обвивали одеяло красивой капроновой лентой. В данное время, когда вы уже подросли, можете сами выбирать себе ткань для платья, костюма. Чтобы не ошибиться вы должны знать состав ткани и их свойства. Игра « Угадай-ка». ( Карточки - ответы находятся в различных местах класса. Дети должны найти ответ. Ответы составляются в рисунок, учащиеся получают эмоциональную разгрузку.) Успеха!
Убедимся в этом. Проведем опыт, (используя лупу) ( Выдерните ниточку из ткани, расщепите её. Что вы видите? Она состоит из крошечных тонких и коротких волосков - волокон, в х/б - это растительные волоски, в льняной- волокна льняного стебля - называются прядильными волокнами.) В 5 классе мы знакомились с волокнами и говорили, что все волокна делятся на ...(продолжите) ( по ходу ответов детей на доске составляется схема) Натуральные Химические Растительного происхождения Животного происхождения Натуральные волокна - это те, которые подарены природой. ( Они образованы без влияния человека.) Химические - которые получаются в результате химических процессов.
« По горам, по долам ходит шуба да кафтан» - Какое отношение имеет овца к нашему уроку? С овцы получают шерсть, а шерсть -натуральное волокно.
Подумайте и определите цели урока.
Динамическая пауза « Перекрестные движения» ( под музыку) Итак, сегодня мы познакомимся с натуральными волокнами животного происхождения. Шерсть - это волосяной покров животных: овец, коз, верблюдов (рисунок) Основную массу шерсти дают овцы. Шерстяной покров снимают с овец специальными ножницами или машинкой. Длина шерстяных волокон от 20 до 450мм. Состригают почти цельной неразрывной массой, которая называется руном. ( карточку-понятие помещаю на доску) Перед отправлением на текстильные фабрики шерсть подвергают первичной обработке. Соберите цепочку первичной обработки шерсти. ( понятия даны в нарушенной последовательности)
- Сортируют- подбирают волокна по качеству. Треплют - удаляют засоряющие примеси. Промывают - горячей водой с мылом и содой. Сушат в сушильных машинах. Из волокон изготавливают пряжу. Из истории: На протяжении тысячелетий единственным орудием для прядильщицы было ручное веретено. ( показывается прялка и принцип получения пряжи ручным способом, сопровождается рисунками прялки, затем самопрялки с ножным приводом) Первая прядильная машина появилась в 1764-1767 годах - что позволило применение одним человеком несколькими веретенами. Что из себя представляют шерстяные волокна? (образец шерсти неочищенной, очищенной, пряжи) Шерстяные волокна имеют свойства: - высокая гигроскопичность ;
Чтобы проверить шерстяное волокно, надо кусочек шерстяной ткани поджечь. Во время горения волокно шерсти спекается, образовавшийся спекшийся шарик легко растирается пальцами. В процессе горения ощущается запах жженого пера. ( сопровождается показом - берется кусочек шерстяной ткани и сжигается) Динамическая пауза « Весёлые ножки» ( Сидя, выставить одну ногу вперед на пятку, на носок, убрать под стул. То же с другой ноги.) Натуральный шелк - это тонкие нити, которые получают при размотке коконов гусеницы тутового шелкопряда. Кокон - это плотная, похожая на крошечное яйцо оболочка, которую гусеница туго свивает вокруг себя перед тем, как превратится в куколку. ( сопровождается рисунками и образцами шелковых волокон) Собирают коконы через 8-9 дней с начала завивки и отправляют на первичную обработку. Высококачественной считается та нить, которая находится в середине кокона. Цель первичной обработки - размотать коконную нить и соединить нити нескольких коконов. Длина коконной нити от 600 до 900 м. Такую нить называют шелком- сырцом. ( карточку с понятием помещается на доску) Первичная обработка шелка: - обработка коконов горячим паром для размягчения шелкового клея; - сматывание нитей с нескольких коконов одновременно, т.к. нить очень тонкая, как паутинка. Шелковые волокна имеют свойства: - хорошая гигроскопичность и воздухопроницаемость; - менее устойчивы к солнечным лучам. Горит также как шерсть ( спекается в шарик, который можно растереть) ( сжигается кусочек шелковой ткани) Какими ещё свойствами обладают шерстяные и шелковые волокна узнаете, выполнив практическую работу. Практическая работа № 1. Оборудование: по одному образцу шерстяной и шелковой ткани, ручная игла, тетрадь.
От свойств волокон зависят свойства и качество ткани. На свойства ткани влияют длина и толщина волокон, их прочность, мягкость, извитость, упругость. Из длинных и тонких волокон получают тонкую, прочную и ровную пряжу, а поэтому и ткань будет тонкой, прочной, мягкой. Извитые волокна обладают хорошими теплозащитными свойствами. Упругость волокон влияет на сминаемость тканей. Ткани из натуральных волокон являются экологически чистыми и поэтому представляют определенную ценность для человека и положительно влияют на его здоровье. Ткани из шерсти вырабатывают гладкокрашеные, пестротканые и напечатанные. Из шерстяных волокон изготавливают платьевые, костюмные и пальтовые ткани. ( рисунок) В продажу поступают под такими названиями - драп, сукно, кашемир и т.д. ( коллекция образцов шерстяных тканей) Шерстяные ткани обладают значительной усадкой и пылеёмкостью ( изделие надо часто чистить) Шелковые ткани вырабатываются гладкокрашеные, пестротканые, напечатанные. - Сообщение « Из истории шелка» Производство шелковых тканей стало известно ещё с третьего тысячелетия до нашей эры. - Отгадайте название страны - родины шелка.( ребус) Получению шелка в России положил начало царь Петр Великий в 17 веке, « дабы иметь парчовые изделия из собственного шелка», и отвёл казенные земли на Кавказе под шелковичные деревья. Там по сей день занимаются шелководством. Ткани из натурально шелка очень прочные, красивые, малосминаемые, на ощупь мягкие и гладкие , обладают приятным блеском, хорошо драпируется, гигроскопичны и воздухопроницаемы. Недостатки: сильно растягиваются, осыпаются, имеют значительную усадку. Шелковые ткани поступают в продажу под названиями: крепдешин, шифон, атлас, бархат и т.д. ( коллекция образцов шелковых тканей) Изготавливают из шелка различные платьевые ткани, головные платки и т.д. Физминутка. Мы не будем торопится. Разминая поясницу, Вправо, влево повернись, На соседа оглянись. (повороты туловища в стороны) Чтобы стать ещё умнее, Мы слегка покрутим шеей, Раз и два, раз и два, закружилась голова. ( вращение головой в стороны) Приседания у нас, Приседает целый класс. Раз-два-три-четыре-пять, Ноги надо нам размять. (приседание) От разминки польза есть? Что ж, пора за парты сесть. Какими свойствами обладают ткани изучите самостоятельно. ( детям выдается учебник, где они должны прочитать и выбрать свойства тканей) Групповая работа (учебник) На доске: механические прочность сминаемость драпируемость износостойкость Свойства физические теплозащитные пылеёмкость гигроскопичность технологические скольжение осыпаемость усадка (Учащиеся работают по учебнику, находя свойства тканей и изучая их)
Минутка отдыха для глаз. (используется офтальмолог) Имея представление о свойствах тканей, определите какими из них обладают шерстяные и шелковые ткани, выполнив практическую работу. Практическая работа № 2. (смотрите приложение) Вывод: Какими свойствами обладают шерстяные и шелковые ткани? Минутка релаксации. (в сопровождении музыки) Напряжение улетело... и расслаблено все тело, и расслаблено все тело... Будто мы лежим на травке.. на зелёной мягкой травке... Греет солнышко сейчас... Руки теплые у нас... Дышится легко.. .ровно.. .глубоко... Губы чуть приоткрываются... все чудесно расслабляется... Нам понятно, что такое Состояние покоя. Практическая работа № 3. Шерстяные ткани красивы и прочны . Они отличаются высокой износостойкостью, мало сминаются, легко поддаются влажно-тепловой обработке. Даже, когда изделие мы уже не используем, ткань сохраняет приличный вид. Поэтому можно ткани дать полезное применение , изготовив из неё вот такие салфетки под чайные чашки.
Подведение итогов урока. Что узнали на уроке? ( опираясь на схемы, которые составлены на доске, дети делают вывод о том, с чем познакомились на уроке) |
План-конспект урока технологии 6 класс Тема: «Натуральные волокна животного происхождения.» Образовательная ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения, изучить происхождение шерстяных и шелковых... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Натуральные волокна животного происхождения. Свойства волокон и тканей (2 урока по 45 мин.) | ||
Урок технологии по теме «Натуральные волокна животного происхождения» Образовательная ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения, изучить происхождение шерстяных и шелковых... | «как ткани ткут и нити прядут» цели урока Обучающие : Научить классифицировать волокна растительного и животного происхождения. Дать понятия определениям ткань, нити, волокна.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: познакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения; научить различать волокна по своему составу | Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 19.... Программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... | ||
Государственный стандарт качества лекарственных средств общая фармакопейная статья В зависимости от источника происхождения различают масла жирные растительного происхождения (растительные жирные масла) и масла жирные... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: познакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения, свойствами шерстяных и шелковых тканей | ||
Сказка-соревнование. Ход урока Учитель: Сегодня у нас необычный урок... Содержание: натуральные числа и их сравнение; сложение, вычитание, умножение и деление натуральных чисел | Конспект урока технологии 5 класс. Тема: Характеристика тканей из... Образовательная: дать начальные представления о процессе производства тканей из натуральных волокон растительного происхождения | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: повторить классификацию и процесс получения химических волокон; повторить натуральные волокна; учить использовать свойства... | Конспект урока окружающего мира, 4 класс умк «Начальная школа 21... Тема урока : Расширение кругозора школьников. Предшественники человека. Отличие человека от животного( прямохождение, речь, сознание,... | ||
Тема урока : «Умножение десятичных дробей на натуральные числа» Методы оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях | Урок по разделу «Человек» Дети должны усвоить, что ткань бывает растительного происхождения, животного, искусственного | ||
Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом... Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 260200. 62 «Продукты питания животного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательная ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения |