Скачать 77.14 Kb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования), примерной программы основного общего образования по истории, учебного плана МБОУ СОШ № 42, локального акта МБОУ СОШ № 42 об утверждении Положения о порядке разработки, утверждения, реализации и корректировки рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ СОШ № 42, реализующего программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, и с учётом авторских программ общеобразовательных учреждений А.Я. Юдовской, Л.М. Ванюшкина по Новой истории, 7-8 класс (Москва, «Просвещение», 2008 год), А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной по истории России, 6-9 класс (Москва, «Просвещение», 2008 год). Настоящая рабочая программа составлена на два курса (модуля) обучения: - «История нового времени. 1800 – 1913 годы»; - «История России XIX века». Изучение истории в 8 классе является составной частью школьного исторического образования, учебного плана МБОУ СОШ № 42 по истории, логическим продолжением изучения истории зарубежных стран и истории России, начатое в 5 – 7 классах средней школы. В структуре программы заложена преемственность между годами обучения, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений обучающихся, в развитии их исторического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний. Цели рабочей программы: - воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни; - освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности; - овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации; - формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями; - применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран; - формирование у обучающихся целостного представления об историческом пути развития России и судьбах населяющих ее народов; - основных этапах, важнейших событиях и известных деятелях отечественной истории; - выработка у обучающихся представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем; - развитие у обучающихся способностей рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приёмами исторического анализа; - развитие гуманитарной культуры обучающихся, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры; - воспитание уважения к истории, традициям своего и других народов. Рабочая программа ориентирована на использование следующих учебников: - Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. «История нового времени. 1800-1913» для 8 класса общеобразовательных учреждений (М., Просвещение, 2003 год); - Данилов А. А., Косулина Л. Г. «История России. XIX век» для 8 класса общеобразовательных учреждений (М., Просвещение, 2009 год). Место предмета в учебном плане. На основании Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования в 8 классе отводится 70 часов (2 часа в неделю); в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 42 и календарно – тематическим планированием в 8 классе на изучение истории нового времени 1800 – 1913 годов отводится 22 часа (2 часа в неделю); на изучение истории России XIX века - 46 часов (2 часа в неделю); Всего – 68 часов на учебный год (2 часа в неделю). Автором программы внесены изменения в примерную программу основного общего образования по истории: проведено перераспределение вариативной части, сформированной на основе резерва свободного учебного времени в количестве 15,7% от общего объёма учебных часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, - данный резерв свободного учебного времени, в целях более качественного освоения обучающимися учебного материала, направлен на изучение конкретных разделов и тем по истории России с использованием разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, так как обучающиеся являются гражданами данного государства. По календарно – тематическому планированию предусматривается проведение контрольных работ: 2 – по истории нового времени; 3 – по истории России. Основная форма организации образовательного процесса классно - урочная. Урок дает возможность применять разнообразные методы обучения, сочетать индивидуальную, групповую и фронтальную работу обучающихся. Ведущими при изучении истории в 8 классе являются следующие типы уроков: комбинированный, уроки изучения нового материала, уроки закрепления знаний, уроки обобщения и систематизации изученного. В ходе реализации программы предусмотрено использование фронтальных, групповых форм работы, работы в парах сменного состава, а также самостоятельного осмысления теста учебника и дополнительной литературы; составление обучающимися докладов, сообщений, рефератов и свободное изложение их содержания. Система уроков сориентирована не только на передачу знаний, но и на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Текущий контроль успеваемости - систематическая проверка знаний обучающихся, проводится на текущих учебных занятиях в соответствии с рабочей программой. Контроль знаний обучающихся в 8 классе осуществляется через индивидуальные и фронтальные опросы, самостоятельные работы, контрольные тестовые работы в рамках урока. Средствами контроля знаний обучающихся являются: - тестовые материалы по разделам программы; - мультимедийный материал по новой истории XIX – начала XX века и истории России XIX века; - карточки с индивидуальными и проблемными заданиями. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы. При выполнении творческих работ (особенно в рамках предпрофильной подготовки) формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта. На уроках истории обучающиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд ). С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности обучающихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности. Требования к уровню подготовки обучающихся. В результате изучения истории ученик должен знать и понимать: - основные этапы и ключевые события истории России XIX века и истории Нового времени 1800 – 1913 годов; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории; - важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; - изученные виды исторических источников; уметь: - соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории; - использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников; - показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий; - рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов; - соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий; - объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; - высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира; - объяснения исторически сложившихся норм социального поведения; - использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности. |
Рабочая программа по биологии для 10 класса составлена на основе... Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного... | Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по литературе составлена... Программы В. Я. Коровиной Литература 5-11 классы М.: Просвещение, 2007 г., допущенной Министерством образования и науки Российской... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Примерной... Рабочая программа составлена на основе Примерной программы федерального компонента государственного стандарта основного общего образования... | Рабочая программа по химии составлена на основе Федерального компонента... Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного... | ||
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента... Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. №2080. Учебник «Биология. Человек. 8 класс» имеет гриф... | Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с Федеральным... Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской... | ||
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента... Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. №2080. Учебник «Биология. Общие закономерности. 9 класс»... | Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента... Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. №2080. Учебник «Биология. Многообразие живых организмов.... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне ( утвержден Приказом... | Пояснительная записка. Настоящая программа по литературе составлена... Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих... Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ мо российской Федерации №1089 от 05. 03. 2004 «Об утверждении... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих... Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ мо российской Федерации №1089 от 05. 03. 2004 «Об утверждении... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих... Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ мо российской Федерации №1089 от 05. 03. 2004 «Об утверждении... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих... Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ мо российской Федерации №1089 от 05. 03. 2004 «Об утверждении... | ||
Пояснительная записка «рабочая программа по Мировой художественной... Ного компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утверждён приказом Минобразования... | Пояснительная записка рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне |