Скачать 1.06 Mb.
|
Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку для 1 – 4 класса разработана в соответствии:
Программа по русскому языку составлена с учётом общих целей изучения курса, определённых Государственным стандартом содержания начального образования II поколения и отражённых в его примерной (базисной) программе курса русского языка. Рассчитана на 560 ч (без курса «Обучение грамоте») Задачи и направления изучения русского языка в начальной школе: 1) развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»; 2) освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка; 3) овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания; 4) воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа. Достижению целей и задач курса русского языка активно содействуют такие подходы к его изучению, как культурологический (язык и общество), познавательно-коммуникативный, информационный, деятельностный. В русле этих подходов был произведён отбор языкового материала, его структурирование (выстраивание стержня, последовательности изучения), выбраны перспективные принципы организации содержания курса. Актуальными при работе с языковым материалом становятся принципы: — семиотический — помогающий детям осмысливать двусторонность основных единиц языка, осознавать родной язык как особую знаковую систему в контексте национальной и общечеловеческой культуры; — системно-функциональный — способствующий осмыслению структуры родного языка и предназначенности его основных средств для решения речевых задач; — этико-эстетический — направленный на осознание изобразительных свойств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в использовании языковых средств. При составлении программы и методики её реализации были также учтены принципы развития, вариативности и спиралевидности (концентричности). Принцип развития предполагает ориентацию содержания и методики на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-ценностного и интеллектуального развития и саморазвития ребёнка. Принцип вариативности предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологий обучения в интересах осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к ребёнку. В учебниках с помощью маркировки указывается инвариантный минимум содержания и его вариативная часть. В разделе «Содержание программы» вариативная часть программы даётся курсивным шрифтом. Принцип спиралевидности (концентричности) предполагает неоднократное обращение к изучению основных средств языка — звуков, слов, словосочетаний, предложений, текстов — с переносом акцента на новые их признаки, свойства, назначение и пр., от общего взгляда на средства языка к более конкретному и многостороннему их анализу. В общих подходах и принципах, отмеченных выше, проявляется единство курса. Язык и речь выступают не как механические, вполне самостоятельные части, а как ступени единого процесса познания языка: от коммуникативных речевых ситуаций к языку и от языка — к речи. В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Введением в язык является первый интегрированный этап общего курса — «Обучение грамоте и развитие речи». Его продолжительность (23 учебных недели, 9 ч в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В обучении грамоте различают два периода: подготовительный (добуквенный) и основной (букварный). Последовательность работы, характер упражнений на каждом из этапов обучения грамоте определяются закономерностями аналитико-синтетического звуко-буквенного метода. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению, при этом учитывается принцип координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять её с ранее изученными буквами, упражняются в письме слогов, слов, предложений, небольших текстов. Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой. После курса «Обучение грамоте и развитие речи» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. «Русский язык». В соответствии с требованиями к содержанию и результативности обучения русскому языку в начальной школе в программах курсов каждого года обучения выделяются два раздела: «Речевое общение» и «Язык как средство общения». Приоритетным в начальном обучении признаётся формирование важнейших коммуникативно-речевых умений младших школьников: читать и писать, понимать смысл обращенной к ним устной и письменной речи (заданий, вопросов, правил, определений и т.п.), отвечать на вопросы, вступать в диалоги, составлять несложные монологические высказывания. К этому же разряду относятся и умения этикетного характера. Поэтому раздел «Речевое общение» начинает программы каждого класса. В этом разделе указывается минимум речеведческих сведений: о формах речи и основных видах речевой деятельности (слушании, говорении, чтении, письме), о тексте, его теме, основной мысли, функциональных типах текста (повествовании, описании, рассуждении) и др. Отмечаются пути и «шаги продвижения» учащихся в овладении коммуникативно-речевыми умениями, связанными с метаумениями — понимать смысл чужой речи и создавать, оформлять и передавать собственные мысли и чувства. Акцентируется внимание на проведение видов работ по развитию индивидуальной речи учеников: обогащение словаря, развитие чувства языка, расширение грамматического строя речи, развитие речевого слуха и пр. Рекомендуется проведение упражнений в ситуациях диалога, в ходе которых дети учатся слушать и вступать в диалог, высказывать и отстаивать собственную точку зрения, убеждать других, участвовать в групповом и коллективном обсуждении проблем, налаживать сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Формирование коммуникативно-речевых действий (умений слушать, читать, говорить, писать) — прямой путь к обеспечению в будущем социальной компетентности учеников. Возможность формирования коммуникативно-речевых умений зависит от освоения школьниками круга сведений о правилах, закономерностях построения предложений, использования средств языка в речи. Изучение системы языка, его языковых средств остаётся важнейшим направлением в начальном курсе русского языка, так как именно овладение богатством средств языка является базой и условием развития речи детей. На это нацеливает содержание раздела программы «Язык как средство общения», в котором представлен языковой материал. Содержательные линии этого раздела: фонетика, графика, состав слова (морфемика), лексика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография, орфоэпия и пунктуация. Языковой материал (основы лингвистических знаний) призван сформировать научное представление (с учётом возрастных особенностей младших школьников) о системе и структуре русского языка, являющегося частью окружающего мира учеников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка, постижению его интонационного и лексического богатства. Путь изучения всех языковых средств — от значения к форме, далее — к назначению (функции) в речи. Ознакомление с языковыми единицами проводится через призму основного средства языка — слова. Так, в 1 классе слово рассматривается в основном со стороны его строения — звукового, буквенного, слогового. Во 2 классе акцент переносится на изучение слова со стороны значения, вводятся понятия о лексическом (конкретном) и общем (как часть речи) значениях слов. Состав слова анализируется со стороны входящих в него значимых частей (корня, приставки, суффикса, окончания), а также рассматривается с позиций значения, так как из значений морфем складывается лексическое значение слова. Вопросы правописания слова рассматриваются на морфемном и морфологическом уровнях с введением термина орфограмма. Представления о предложении и тексте углубляются через призму «работы» в них слов как частей речи. В 3—4 классах ядром курса становится изучение предложения, текста. Неоднократное обращение к основным средствам языка мотивировано новыми задачами. Сначала рассматриваются общие признаки единиц языка, затем, особенно единицы грамматики, с позиции их назначения (функции) в речи. Далее внимание детей фокусируется на роли их главных структурных частей (корень слова, главные члены предложения, тема, главная мысль текста), после этого — на роли структурных частей «второй степени» значимости (приставки, суффиксы, окончания в слове, второстепенные члены предложения, композиционные части текста и пр.). Концентрический путь освоения языкового материала соответствует закономерностям понимания смысла речи при её восприятии и передаче смысла при её создании (продуцировании) и способствует более интенсивному развитию мышления детей, их языкового чутья и речевых способностей. Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания. Орфографический и пунктуационный материал также даётся с коммуникативной мотивацией — обеспечивать грамотность письменной речи. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над качествами письменной речи. Развитие письменной речи у младших школьников отстаёт от развития устной речи на всём протяжении начальной школы. Преобладание работы над письменной речью требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения. Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся носит практический характер и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников универсальных учебных действий (УУД), которые способствуют развитию учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой. В программе и учебниках представлены специальные вводные мини-разделы с целью мотивации как к изучению курса русского языка в целом, так и к изучению отдельных разделов и тем, даны упражнения ситуативного характера, активизирующие творческое отношение учеников к осознанию той или иной закономерности родного языка. Система упражнений для уроков составлена в деятельностном ключе и стимулирует учащихся к формированию как регулятивных действий (целеполагания, планирования, ориентировки, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки), так и общеучебных действий («чтение» текстов, схем, таблиц, моделей и т.п., выбор рациональных способов решения языковых задач, использование разных способов поиска информации в лингвистических словарях и справочниках, структурирование материала в таблицы, плакаты и пр.). Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. В познавательно-коммуникативной направленности курса явственно проступает воспитательная сила предмета: дети учатся культуре речевого поведения, общения, обращения с родным языком как действующим средством, как живым средоточием духовного богатства народа, создающего язык. В изучение некоторых тем включены материалы топонимики и ономастики Нюксенского района, Вологодской области. А также детям предлагается работа над проектами, связанными с родным краем.
Общая характеристика учебного предмета. В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
Особенность курса в том, что он представляет собой первоначальный этап изучения системы родного языка. В этот период осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6—10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс.
В федеральном базисном учебном плане на изучение русского языка с I по IV класс отводится 560 часов (на курс «Обучение грамоте» отводится 115 часов. Значит, всего 675 ч.). В МОУ «Нюксенская НОШ» в 1 классе на изучение русского языка отводится 50 часов, во 2 классе – 170 часов, в 3 классе – 170 часов, в 4 классе – 136 часов (по требованию учебного плана).
Содержание курса «Русский язык» способствует формированию патриотизма через изучение в 1 классе тем:«Ударение», «Большая буква в фамилиях, именах, отчествах», «Большая буква в названиях городов, стран, деревень, рек» Во 2 классе через изучение тем: «О даре слова», «Слово, предложение, текст», «Слово и его значимые части», «Текст», «Части речи» («Собственные имена существительные», «Строим предложения и тексты»). В 3 классе через изучение тем: «Речь устная и письменная», «Правила записи слов», «Слово: его значение, значимые части», «Проводники наших мыслей и чувств», «Конкретизируем значение, распространяем мысль...». В 4 классе через изучение тем: «Общаемся устно и письменно», «Части речи и их работа в предложении и тексте». Содержание курса «Русский язык» способствует формированию гражданственности через изучение в 1 классе тем: «Парные звонкие и глухие согласные» Во 2 классе через изучение тем: «Имя существительное», «Строим предложения и тексты». В 3 классе через изучение тем: «Речь устная и письменная» В 4 классе через изучение тем: «Общаемся устно и письменно» Содержание курса «Русский язык» способствует формированию семейных ценностей через изучение в 1 классе тем: «Согласные звуки», «Большая буква в фамилиях, именах, отчествах», «Родственные слова». Во 2 классе через изучение тем: «Слово и его строение», «Ежели вы вежливы», «Слово и его значимые части», «Орфограммы в корне слова», «Текст», «Непроверяемые орфограммы в корне слова», «Обозначение твердых и мягких согласных звуков», «Имя существительное», В 3 классе через изучение тем: «Речь устная и письменная», «Конкретизируем значение, распространяем мысль…» В 4 классе через изучение тем: «Части речи и их работа в предложении и тексте» Содержание курса «Русский язык» способствует формированию уважительного отношения к труду, творчеству и созиданию, целеустремленности и настойчивости через изучение в 1 классе тем: «Слово и предложение», «Ударные и безударные гласные», «Родственные слова». Во 2 классе через изучение тем: «Слово и его строение», «Орфограммы в корне слова», «Предложение и текст», «Имя существительное», «Учимся пересказывать и создавать тексты». В 3 классе через изучение тем: «Текст как основное языковое средство выражения объемных высказываний», «Распространяем мысль». В 4 классе через изучение тем: «Общаемся устно и письменно», «Анализируем и строим предложения», «Развертываем, распространяем мысли...», «Формы частей речи, или как изменяются разные части речи», Содержание курса «Русский язык» способствует формированию ценности знания, научной картины мира через изучение в 1 классе тем: «Слово и предложение», «Согласные звуки», «Шипящие согласные звуки», «Сочетания ЧУ – ЩУ». Во 2 классе через изучение тем: «О даре слова», «Слово. Предложение. Текст», «Язык. Речь. Общение», «Слово и его значение», «Слово и его значимые части», «Правописание гласных и согласных в корне слова», «Текст», «Части речи». В 3 классе через изучение тем: «Язык и речь», «Проводники наших мыслей и чувств», «О главном», «Конкретизируем значение, распространяем мысль». В 4 классе через изучение тем: «Общаемся устно и письменно», «анализируем и строим предложения», «Развертываем, распространяем мысли», «Форма частей речи, или как изменяются разные части речи», «части речи и их работа в предложении и в тексте». Содержание курса «Русский язык» способствует формированию ценностей искусства и литературы через изучение в 1 классе тем: «Ударение», «Большая буква в названиях стран, городов, деревень, рек», «Предлог», «Какой? Какая? Какое? Какие?». Во 2 классе через изучение тем: «О даре слова», «Слово. Предложение. Текст», «Язык. Речь. Общение», «Слово и его значение», «Слово и его значимые части», «Правописание гласных и согласных в корне слова», «Текст», «Части речи». В 3 классе через изучение тем: «Язык и речь», «Проводники наших мыслей и чувств», «О главном», «Конкретизируем значение, распространяем мысль». В 4 классе через изучение тем: «Общаемся устно и письменно», «анализируем и строим предложения», «Развертываем, распространяем мысли», «Форма частей речи, или как изменяются разные части речи», «части речи и их работа в предложении и в тексте». Содержание курса «Русский язык» способствует формированию ценности природы через изучение в 1 классе тем: «Ударение», «Парные твёрдые и мягкие согласные звуки», «Сочетание ЧА - ЩА», «Родственные слова». Во 2 классе через изучение тем: «О даре слова», «Слово. Предложение. Текст», «Язык. Речь. Общение», «Слово и его значение», «Слово и его значимые части», «Правописание гласных и согласных в корне слова», «Текст», «Части речи». В 3 классе через изучение тем: «Язык и речь», «Проводники наших мыслей и чувств», «О главном…» В 4 классе через изучение тем: «Развертываем, распространяем мысли…», «Части речи и их работа в предложении и тексте» Содержание курса «Русский язык» способствует формированию ценности человечества через изучение в 1 классе тем: «Речь устная и письменная» Во 2 классе через изучение тем: «Слово. Предложение. Текст», «Общие значения частей речи» В 3 классе через изучение тем: «Язык и речь» В 4 классе через изучение тем: «Формы частей речи, или как изменяются разные части речи», «Части речи и их работа в предложении и в тексте». |
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Истоки» Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций | Программа по технологии на 2011-2012 учебный год Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих... Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ мо российской Федерации №373, от 06. 10.... | Пояснительная записка к рабочей программе по литературе для 7б, в... Рабочая программа по литературе в 7б,в классах составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций | ||
Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 9 классе... Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 г г. (распоряжение Правительства РФ от 07. 02. 2011 г.... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих... Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. – М.: Просвещение. 2012 | ||
Республики Татарстан «Согласовано» Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций | Республики Татарстан «Согласовано» Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций | ||
Пояснительная записка для основного общего образования (Базовый уровень)... ... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих... Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ мо российской Федерации №1089 от 05. 03. 2004 «Об утверждении... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих... Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ мо российской Федерации №1089 от 05. 03. 2004 «Об утверждении... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих... Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ мо российской Федерации №1089 от 05. 03. 2004 «Об утверждении... | ||
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов... Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Букварь. Учебник для первоклассников. – М.: «Баласс», 2011 | Пояснительная записка к рабочей программе по труду рабочая программа... Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ мо российской Федерации №1089 от 05. 03. 2004 «Об утверждении... | ||
Пояснительная записка Литература 8 класс Данная рабочая программа... Федерального компонента государственного стандарта (Сборник нормативных документов для общеобразовательных учреждений рф, реализующих... | Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку рабочая... Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ мо российской Федерации №1089 от 05. 03. 2004 «Об утверждении... |