ТЕМА УРОКА
| ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ
| ТЕРМИНЫ
| ТИП УРОКА
| Деятельность учащихся
| Межпредмет ные связи
| Оборудо-вание
| Домашнее задание
| Националь-ный компонент
| Сроки
|
1. Введение.
| 1.Что изучает исто-рическая наука. 2.Вспомогательные исторические дисциплины. 3.Для чего необхо-димо изучать историю России. 4. Древние люди на территории нашей страны
| Археология, культурный слой, палеография топономика, геральдика, сфрагистика, нумизматика метрология, государство, народность
| Вводная лекция с элемента-ми беседы
| Фронтальная участие в беседе. Индивиду-альная: анализ илл, привести примеры
| Лингвистика география геология общество-знание
| Учебник, рисунки гербов, монеты, археолог. находки
| Выучить термины, 1п. читать
| Первобыт-ное общество на территории Татарстана
|
|
2.Города-государства Северного Причерномо-рья.
| 1.Жители лесной полосы Восточной Европы. 2.Тюркский, Авар-ский и Хазарский каганаты. 3.Волжская Булга-рия и Византия.
| Колонизация, городище, каган, каганат, иудаизм, ислам
| Комбини-рованный
| Фронтальный: беседа Индивидуальная: работа с учебником, заданиями в тетради
| География общество-знание этнология
| Учебник, карта «Визан-тийская империя и славяне»
| 2, работа с картой, рабочая тетрадь- с.9-11
| Первые раннесредневековые государства татарского народа. Волжская Булгария
|
|
3.Восточные славяне в древности.
| 1.Индоевропейцы и предки славян. Расселение славян 2.Хозяйство славян 3.Язычество.
| Индоевропей-цы, славян-ская языко-вая семья, род, родовая община, Кий племя, союзы племен, кочевники, язычество, идол, святки.
| Комбини-рован-ный
| Индивидуальная: работа с заданиями, словарем
| География лингвистика социология
| Учебник, Карта «Византий-ская империя и славяне»
| 3, вопросы с.31, контурная карта-с.2,, рабочая тетрадь- 7-8
|
|
|
4.Предпосыл-ки создания государства у восточных славян.
| 1.Образование государства как важнейший этап в жизни народа. 2.Варяги.
| Государство (повтор), варяги, русы
| Комбини-рованный урок при-менения ЗУН
| Индивидуальная: подбор доп. Матери-ала, участие в беседе. Групповая: анализ док-та
| География, общество-знание, право
| Карта «Киевская Русь в 1Х-Х11 вв.»
| 4, рабочая тетрадь- с.15
контурная
карта-с.3
|
|
|
5. Становление Древнерусс-кого государства.
| 1.Образование государства. 2.Внутренняя орга- низация Древней Руси. 3.Первые русские князья и их завое-вания. 4.Полюдье. 5. Походы Свято-слава
|
полюдье, уроки, погосты
| Комбини-рованный урок с постанов-кой про-блемного задания
| Групповые формы работы индивидуальная: контурная карта
| География право экономика литература
| Карта «Киевская Русь …», литера-тура
| 5, ответить на вопросы, контурная карта – с.4,5
| Волжская Булгария, Хазарский каганат
|
|
6. Правление князя Владимира. Принятие христианства
| 1.Раздел земли между сыновьями Святослава и меж доусобица. 2.Внешняя поли-тика Владимира. Границы. Влади-мир в народной памяти. 3.Причины Креще-ния Руси. 4.Становление церковной системы.
| Былина, печенеги, православие, митрополит, епископ, епархия, монастырь, десятина. Владимир Кирилл и Мефодий, Илларион
| Комбини-рованный
| Фронтальная: участие в беседе. Работа с документом Индивидуальная: рабочая тетрадь
| География общество-знание литература
| Карта «Киевская Русь в 1Х-Х11 вв.», с.55-56 – фрагмент «ПВЛ» о выборе ве-ры,
| 6, заполнить пропуски в тексте-с.22-раб. тетрадь
| Религия. Ислам в Волжской Булгарии
|
|
7. Расцвет Древнерус-ского государства.
| 1.Княжение Ярос-лава Мудрого и его сыновей. 2.Появление по-ловцев на русских границах и киев-ское восстание 1068 г. 3. «Русская Прав-да»- начало пись-менного законода-тельства на Руси. 4.Управление и внешняя политика при Ярославе. Зе-мельные отношени 5.Внешняя полити-ка Ярослава Мудрого.
| Усобицы половцы, святые-князья Борис и Глеб, Ярослав Мудрый
| Комбини-рованный урок с эле-ментами лабора-торной работы по док-ту
| Индивидуальная работа: рабочая тетрадь, беседа Фронтальная: участие в беседе, работа со схема-ми.
| География литература право
| Карта «Киевская Русь в 1Х- Х11 вв.», документ с.63-64, илл.
| 7, дополнить схему «Браки»- с.25 (раб. тетрадь)
|
|
|
8. Быт и нравы Древней Руси.
| 1.Основные слои населения. 2.Городской харак-тер Киевской Руси (города как цент-ры политической, ремесленной и культурной деятельности). 3.Жизнь земледельцев.
| Вече, древнерусская народность, посад,
| Комбини-рованный урок
| Индивидуальная: участие в беседе, отвечают на вопросы. Фронтальная:
| География этнография право общество-знание экономика
| Карта «Киевская Русь в 1Х- Х11 вв.», документы с.73, илл.,
| 8, к.карта – с.6 сочинение «Я в древ-нерусском городе»
|
|
|
9. Начало распада Древней Руси.
| 1.Княжеские усобицы. 2.Деятельность Владимира Моно-маха. Любечский съезд князей. «Устав Мономаха»
|
|
Усобицы,
половцы, святые –кН. Борис и Глеб; Владимир Мономах
| Комбини-рованный
| Индивидуальная: контурная карта
| География право социология
| Карта «Киевская Русь в 1Х-Х11 вв.»
| 9, работа с источником – с. 80 (Учеб ник) – из «Устава В. Мономаха»
|
|
|
10. Культура Киевской Руси.
| 1.Главные особенности русской культуры. 2. «Многослой-ность» культуры. 3.Письменность и грамотность. 4.Литература. 5.Зодчество и изобразительная культура.
| Летопись, цер ковно-учите-льная литера тура, пропо-ведь, кресто-во-купольное строение, фольклор, былины, Нестор, Д.Заточник, К.Туровский
| Урок с выступле-ниями учащихся и само-стоятель-ной работы
| Индивидуальная: выступление с сообщением, участие в беседе
| МХК, общество-знание
| Хрестома-тия по истории России, илл.,
| Повтор темы «Киевская Русь»
|
|
|
11. Обобщаю-щий урок по теме «Киевская Русь»
| 1. Предки славян, расселение и объ-единение славян в единое государство 2.Направления внешней политики 3.Социально-эконо мические измене-ния и образование государства. 4.Социальная и хо-зяйственная струк-тура общества. Политическое устройство Руси. 5.Народная жизнь и элиты. Христианство.
| Восточные славяне, род, племя, родовая и соседская общины, князь, дружина, полюдье, государство, вече, язычество, христианство, вотчина, натуральное хозяйство, летопись
| Урок контроля, оценки, коррек-ции знаний
| Индивидуальная работа
| География экономика МХК право общество-знание этнография
| Карта «Киевская Русь в 1Х-Х11 вв.»,
|
|
|
|
12.Политичес-кая раздроб-ленность Руси.
| 1.Обособление княжеств. Политические и социально-эконо-мические причины 2.Государственное управление в пе-риод раздроблен-ности.
| Феодальная раздроблен-ность, княжеская династия,
| Урок изучения и первич-ного зак-репления новых знаниай
| Индивидуальная: контурная карта
| География право экономика
| Карта «Русские земли в Х11- начале Х111 вв.»,
| 11,читать. С.96-задание.
|
|
|
13.Владимиро-Суздальское княжество.
| 1.Освоение земель Северо-Восточной Руси. 2.Княжеская власть. 3.Культура.
| Град, Москва Ю. Долгорукий, А.Боголюб-ский, Всево-лод Большое Гнездо
| Комбини-рованный
| Фронтальная: индивидуальная: контурная карта
| География право МХК
| Карта «Русские земли …», илл.,
| 12, вопросы с.103-104
|
|
|
14. Новгородская республика.
| 1.Территория и население Новго-рода. 2.Роль боярской думы. 3.Самоуправление Новгорода Вели-кого.
| Бояре, Боярская дума,
| Комбини-рованный, урок с примене-нием ЗУН
| Индивидуальная: рабочая терадь, контурная карта, фронтальная: работа по вопросам
| География право МХК
| Карта «Русские земли в Х11-Х111 вв»
| 13, раб.тетрадь –с.48(1)- найти лишнее слово
|
|
|
15.Борьба против внешней агрессии. Монгольское завоевание.
| 1.Создание Мон-гольской державы. 2.Битва на реке Калке. 3.Первый поход Батыя на Русь, 1237. 4.Второй поход Батыя на Русь, 1239-1240 гг.
| Тьма (тумен), порок, монголо-татары, Чингисхан, хан Батый
| Изучение нового материала
| Фронтальная: участие в беседе Индивидуальная: работа с документами, контурной картой
| География литература
| Карта «Борьба против иноземных захватчи-ков в Х!!! в.»
| 14, задания с.120
| Древние татары и Чингисхан. Образование Золотой Орды.
|
|
16. Экспансия с Запада. Александр Невский.
| 1.Экспансия не-мецких рыцарей – крестоносцев… 2.Экспансия шведов. 3.Князь Александр Ярославич. 4.Невская битва. 5.Ледовое побоище
| Крестоносцы, духовно-рыцарский орден, ополчение, агрессия, Александр Невский
| Комбини-рованный
| Индивидуальная: работа со схемой битвы, сообщения.
| География литература общест-вознание
| Карта «Борьба против иноземных захватчи-ков в 13в.»
| 15, контурная карта, схему битвы в тетрадь, с.127-128- задания
|
|
|
17.Русь и Золотая Орда в XIII-XIV вв.
| 1.Образование Золотой Орды и организация ордынской власти на Руси. 2.Русские люди в Орде. 3.Повинности русского народа. 4.Борьба русского народа против с монгольским владычеством. 5.Последствия ига.
| Баскак, владычество, выход, ярлык, резиденция, иго. Александр Невский
| Комбини-рованный
| Индивидуальная: подбор материала, работа с документом
| География общество-знание литература
| Илл., Карта
| 16, 17с.137- задание 1 (письменно)
| Золотая Орда.
|
|
18. Обобщающий урок «Раздроблен-ность на Руси»
| 1.Раздробленность на Руси.
2.Борьба с иноземными захватчиками.
| Феодальная раздроблен-ность, удел, бояре, улус, баскак, яр-лык, рыцар-ский орден
| Урок контроля знаний
| Индивидуальная: заполнение таблиц, фронтальный опрос
| Литература общество-знание география
| Карты «Борьба против инозем-ных зах-ватчиков»
| Составить кроссворд
|
|
|
19.Предпосылки объединения русских земель. Иван Калита.
| 1.Политическое устройство Руси. 2.Соперничество московских и тверских князей за великое княжение Владимирское. 3.Возвышение Москвы в ходе правления Ивана Калиты. 4.Причины возвы шения Москвы.
| Великое княжение Владимирское порядок наследования престола. Д.Донской, Иван Калита
| Изучение нового материала
| Индивидуальная:
| География общество-знание
| Карта,
| 18, читать с.154 документ,
|
|
|
20. Москва – центр борьбы с ордынским владычеством
| 1.Москва – центр объединения земель. 2.Русь готовится к борьбе за свободу. 3.Поход Мамая на Русь. 4.Куликовская битва. Дмитрий Донской.
| Великое княжение Владимир-ское, полк, рать, тюфяк Д.Донской Д.Боброк Волынский, С.Радонежс-кий, Мамай, Тохтамыш
| Комбини-рованный
| Индивидуальная: анализ учебного текста и фрагмента документа из «Жития Сергия Радонежского» с.162
| География литература общество-знание
| Карта, схема боя, портрет Д.Донско-го, С.Радонежского
| 19, читать, работа с докумен-том
|
|
|
21.Развитие культуры во второй половине XIII-XIV в.
| 1.Начало возрождения культуры. 2.Книжное дело, летописание. 3.Фольклор. 4.Зодчество. 5.Живопись.
| Устав, былины, эпос, исторические песни, фрески. Феофан Грек
| Практи-ческая работа
| Групповая: разбор проблем Индивидуальная: работа с учебником, составление тезисного плана
| Искусство литература география общество-знание
| Илл., учебник, доп. материал
| 20, тезисный план
|
|
|
22.Московское княжество и его соседи в конце 14в первой половине XV в.
| 1.Изменения в порядке владения землей. 2.Василий 1. 3.Междоусобная война второй четверти Х1 века
| Вотчинное землевладе-ние, центра-лизация, Большая усобица 1433-1453, Тимур, Василий 11 Темный, …
| Комбини-рованный
| Фронтальна Индивидуальная: контурная карта, участие в беседе, я
| География общество-знание экономика
| Карта «Образо-вание Российс-кого госу-дарства в конце 15в
| 21, читать,
|
|
|
23. Образование единого Русского государства. Россия при Иване III
| 1.Продолжение собирания земель Иваном 111. 2.Присоединение Новгорода Великого 3.Падение ордынского ига. 4.Внешняя политика.
| Централиза-ция, государь
| Комбини-рованный, урок комплек-сного при-менения ЗУН
| Групповые формы работы: значение свержения ига, систематизация материала в виде схемы, таблицы.
| География право экономика общество-знание
| Карта «»
| 23, с.189-194, задание в тетради из рабочей
| Распад Золотой Орды. Образование Казанского ханства.
|
|
24.Политичес-кая система при Иване 111.
| 1.Великокняже-ская власть. Содержание и атрибуты. 2.Органы управ-ления. 3.Судебник 1497г. 4.Церковь и государство.
| Герб, Судеб-ник, Дикое поле, дьяк, наместник, волостель, местничество, скипетр, держава, Шапка Мономаха
| Урок примене-ния ЗУН
| Групповые, индивидуальные
| Общество-знание право литература
| Карта «», таблица «органы управления гос-вом»,
| 23, составить политичес-кий портрет Ивана 111
|
|
|
25.Иван Грозный. Начало правления.
| 1.Детство Ивана IV. Боярское правление. Денежная реформа. 2.Начало самостоятельного правления. Венчание на царство. 3.Реформы Ивана.
| Царь, шапка Мономаха, черные люди, сословия, сословная монархия, волость, стрельцы, Избранная рада. Елена Глинская Сильвестр, А.Адашев, Макарий
| Комбиниро-ванный
| Устанавли-вать причин-но-следствен ные связи, выявление исторической закономерно-сти. Роль личности. Умение крат ко и развер-нуто давать ответы, оперировать понятиями.
| Литература искусство право
| Карта «Россий-ское государ-ство в XVI веке» илл.,
| 23,Даты, термины, сообщения
|
|
|
26.Внешняя политика Ивана IV.
| 1.Завоевания Ка-занского ханства. 2.Присоединение Астрахани. Значе-ние присоединения Поволжья. 3.Покорение Западной Сибири. 4.Ливонская война.
| Пищаль, ясак Речь Посполи тая, наемник, казаки, ата-ман, Юрьев день, заповед-ные годы, Т.Ермак, Строгановы,
| Комбиниро-ванный
| Уметь выби-рать главное при составле нии хроноло-гической таблицы. Ви-деть причин-но-следствен-ные связи.
| Общество-знание право география
| Карта «Россий-ское государ-ство в XVI веке» илл.
| 24,Вопросы, карта,
|
|
|
27.Усиление власти Ивана Грозного. Опричнина.
| 1.Разрыв Ивана с Избранной радой. 2.Расправа царя с приближенными. 3.Установление опричнины. 4. Россия в конце правления Ивана IV
| опричнина, заимщина, приказы, террор, само-державие,
| комбинированный
| Индивидуальная: уметь выделять главное, при-чинно-следст-венные связи, итоги. Анали-зировать источники.
| Общество-знание право экономика
| Карта «Россий-ское государ-ство»
| 25, пересказ, вопросы
|
|
|
28.Жизнь населения и культура в XV - XVI вв.
| 1.Знатные люди: князья и бояре. 2.Помещики. 3.Ограничение свободы крестьян. 4.Городское население. 5.Появление служи лого казачества. 6.Культура: осо-бенности периода
| Чин, пожилое, привилегии, закрепощение, Юрьев День, регалии, Андрей Рублев …
| Комбини-рованный
| Анализ учеб-ного матери-ала и Судеб-ника. Инди-видуальная, фронтальная. Групповая: анализ твор-чества, рабо та с докумен-тами.
| География литература экономика искусство общество-знание
| Карта «», документы с.204, илл., дополни-тельный материал
| 26-28, работа с док. готовиться к зачету
|
|
|
29. Обобщающий урок по теме «Московская Русь»
| 1.Карточки. 2.кроссворд
| Понятия и персоналии раздела
| Урок контроля знаний
| Индивиду-альная
|
| задания
| Повтор всего курса
|
|
|
30.Повторение курса «Исто-рия России с древнейших времен до конца 16в»
| Тест, вопросы, разминка
|
| Урок контроля знаний
| Индивиду-альная фронтальная
|
| Задания для разминки, рабочая тетрадь, карты
| -
|
|
|
|