Урока: Обучающие





Скачать 125.21 Kb.
НазваниеУрока: Обучающие
Дата публикации12.09.2014
Размер125.21 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
ТЕМА УРОКА : Открытое письмо на тему: «С чего начинается Родина?»

Цели и задачи урока:

Обучающие:

  • повторить виды писем;

  • закрепить навыки написания писем (текстов) с опорой на вопросный план;

  • показать практическую необходимость умения писать письма;

  • познакомить с основными правилами написания официального (открытого) письма.

Воспитательные:

  • формировать навыки культуры устной и письменной речи;

  • показать значимость эпистолярного жанра в жизни любого человека;

  • воспитывать чувства любви и гордости к своей малой родине.


Коррекционные:

  • упражнять в правильном построении ответов на вопросы;

  • развивать логическое мышление, память, внимание и речь учащихся;

  • учить применять ранее полученные знания и личный опыт.


Методическое оснащение урока:

  • кроссворд и тест по теме «Почтовые отправления»;

  • индивидуальные папки деловых бумаг;

  • страница 14 из рабочей тетради по деловому письму;

  • плакат с эпиграфом к уроку (стих-ние Крылова);

  • примерная памятка «Как написать открытое письмо»

(для каждого ученика).

Оборудование урока:

  • ТСО (магнитофон, компьютер) ;

  • музыкальное сопровождение урока (фрагмент песни «С чего начинается Родина».)


План урока:
1.Вводная беседа: « Почему так редко пишем письма?»

2. Рассуждение по проблеме: «Для чего люди пишут письма?»

3. Знакомство с новым понятием – ЭПИСТОЛЯРНЫЙ

жанр. (Коллективная работа с кроссвордом).

4. Работа с вопросным планом на предложенную тему.

5. Коллективная работа над содержанием текста письма . (Составление примерной вступительной части и концовки ).

6. Знакомство с памяткой.

7. Практическая часть урока. ( Самостоятельная работа учащихся над

содержанием письма.)

8. Итоги урока.

Ход урока.

1. Вводная беседа.

--- Сегодня у нас урок делового письма. Мы ещё возвращаемся к разделу

« Почтовые отправления». Прошу вас, молодые люди, вспомнить, с какими почтовыми отправлениями мы уже знакомились на прошлых уроках? Какие из них относят к письменным сообщениям?

Какие почтовые отправления вам приходилось оформлять на специальных бланках?
-- Вы, ребята, верно заметили, что большинство почтовых отправлений оформляется на специальных бланках, что значительно облегчает задачу отправителя. И только письма мы пишем без специальных бланков.


  • В наши дни неслучайно возникает вопрос: – А любит ли современная молодёжь писать письма?-

Чем эта нелюбовь, на ваш взгляд , вызвана? А может и не надо в наше время уметь писать письма, может быть, этот вид письменного сообщения устарел?

Давайте рассуждать, приводя в доказательство убедительные аргументы, примеры и факты из личного опыта. ( Выслушиваются и обсуждаются различные мнения).
Учитель подводит итог рассуждениям.

-- Как бы ни хороши были современные средства связи :телефоны, факсы, к сожалению, они вытесняют письменные формы общения, но полностью заменить их не могут Конечно, переброситься парой фраз по телефону гораздо проще, чем сидеть за столом над листом бумаги … Даже поздравить можно по телефону , но через какое –то время от такого поздравления не остаётся и следа, нечего взять в руки и перечитать… Посмеяться, улыбнуться или всплакнуть от избытка чувств. А ведь слова обладают огромной силой влияния на нас. Вслушайтесь.

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться.

И равнодушно холодом дышать.

(Я Козловский «Слово»)

Вот какой силой обладают письма!

  • Что же такое письмо?

В середине Х1Х века Владимир Иванович Даль, создавая свой «Толковый словарь», дал такое определение слову «ПИСЬМО»: письмо – это письменная речь –беседа, посылаемая от одного лица к другому.
Удивительно, не правда ли? Оказывается, когда мы пишем письмо, мы беседуем, делимся своими мыслями и чувствами, передаём их другим людям, вызывая ответную реакцию.

Обращаясь к письменной, речи вы учитесь размышлять, овладевать богатством родного языка.
3. Вы уже достаточно взрослые и должны знать, что ПИСЬМА относятся к древнейшему специальному литературному жанру. У него даже есть своё название.

Старинные песни, сказания, баллады, например, относят к жанру, который называется ЭПОС.

А название жанра писем вы узнаете, решив КРОССВОРД на тему: «Почта и почтовые отправления».
Работа учащихся над решением кроссворда (индивидуально) с последующей проверкой на интерактивной доске.

Вопросы кроссворда:

  1. Название жанра старинных сказаний (ЭПОС).

  2. Учреждение по пересылке писем и посылок (ПОЧТА).

  3. Старинное скрученное послание (СВИТОК)

  4. Средства общения на расстоянии (телефонная, телеграфная СВЯЗЬ)

  5. Знак в «морзянке» (ТОЧКА).

  6. Способ письма в Японии (ИЕРОГЛИФ)

  7. Единица речи (СЛОВО).

  8. Тот, кто на РУСИ развозил почту на почтовых лошадях (ЯМЩИК)

  9. Природный материал, на котором писали письма в древнем Новгороде (БЕРЕСТА).

  10. Почтальон в сказках А. С. Пушкина (ГОНЕЦ)

  11. В стихотворении А.С.Пушкина «Зимняя дорога» есть строчки про

какие-то вёрсты, которые попадаются одне…(ПОЛОСАТЫ)

12. Родина бумаги. (Китай)
ИТОГ КОЛЛЕКТИВНОЙ РАБОТЫ С КРОССВОРДОМ:

  • Как же называется жанр писем? (ЭПИСТОЛЯРНЫЙ).


4. Работа по теме урока.
-- Ребята, сегодня нам предстоит вспомнить и закрепить навыки написания ОТКРЫТОГО письма на тему: « С чего начинается Родина?»


( Звучит мелодия песни «С чего начинается Родина?»)

Вопросы для фронтальной беседы:



  • Какие письма называют ОТКРЫТЫМИ и почему?

  • Куда пишут такие письма?

Наше открытое письмо мы будем писать в школьную газету «ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ». Самые удачные работы будут отправлены на конкурс «Лучший урок письма».
---- Мы писали с вами сочинение о вятской земле, о нашем городе. На уроках истории вы знакомились с историческим прошлым нашего края,

с именами земляков, прославивших вятскую землю - нашу с вами малую родину. У каждого из вас есть любимые уголки, с которыми связаны дорогие сердцу воспоминания.

Сегодня, используя все свои знания, попробуем поделиться своими мыслями на заданную тему.

Работу будем выполнять в ЭПИСТОЛЯРНОМ жанре, то есть в форме ПИСЬМА.

Дополнительная информация

В старину, в 18 веке, например, существовали даже специальные помощники – книги под названием «Письмовники», которые учили людей правильно писать разнообразные деловые письма: прошения и просьбы к высокопоставленным особам. Это касалось правил ДЕЛОВЫХ, ОФИЦИАЛЬНЫХ писем.

А письма личного ,более эмоционального характера, следует учиться писать.

--- А сейчас обратимся к образцу открытого письма. Посмотрите, кто его автор ?

Известный учёный обращается в своём письме к молодым современникам. Прочтём его открытое письмо.
Анализ и обсуждение образца.

  • Какую проблему поднимает автор?

  • Какой тон он выбрал для письма? (Тон письма доверительный, отеческий)

  • Какое обращение выбрано в письме? О чём это говорит?

  • Какое чувство движет автором письма? Что его огорчает?

  • В каких строчках заключён главный смысл письма?



--- Своё открытое письмо мы будем писать с опорой на вопросный план.
5. Работа по плану.

Составление примерного текста письма. (Устная работа)

( Обсуждение вариантов ответов, выбор наиболее удачных.)

Вопросный план
1. Какое у тебя гражданство? Где ты живёшь? ( В старинном русском городе, в северном провинциальном городке).
2. Какое чувство при этом испытываешь? (Гордость, безразличие, радость) Почему?
3. Чем славен наш Киров? Чьи имена принесли ему славу и известность? ( Певец Фёдор Шаляпин, маршал ……., писатель…………, космонавт Савиных , художники братья Васнецовы и …….. )
4. Что представляешь мысленно при слове «Родина»? (Родной двор, рябину под окном, прогулки с мамой , выезды на природу, что- то другое)
5. Что вспоминается при этом с особой теплотой?
6. Как менялось твоё отношение к родному городу, к родным местам по мере взросления? (Меняется или нет, любишь, переживаешь за что –то, любуешься изменениями, огорчаешься, когда видишь……)
7. Есть ли в городе или в его окрестностях дорогие твоему сердцу уголки ?
8. Связываешь ли свою судьбу с нашим северным, не очень ласковым, но всё же родным

краем?
9. Предан ли ты своей малой родине или готов при случае сменить место жительства?

( Я - патриот вятской земли. Нет, я – не патриот и готов……. Я не мыслю своей жизни в другом месте , что – то другое)
10. Чем ты дорожишь? ( Любовью и заботой родных и близких людей, дружбой, добрыми отношениями с учителями и наставниками, благодаря которым я с уверенностью смотрю в своё будущее, другое).


11. Каким хочешь видеть свой любимый город для своих детей через 10-20 лет?

( Утопающим в зелени …….., высотным и современным, спокойным, чистым,

другое что – то).
12. К чему хотел бы призвать своих сверстников - земляков?

( Друзья, любите землю, свой край; делайте его ……. ; живите , работайте, преображайте ……. )


Блиц опрос

  • Следует ли при работе над текстом строго придерживаться плана?

  • (План – это примерная опора).

  • Можно ли менять последовательность повествования?

  • Может ли автор в своём письме использовать поэтические строки?

  • Для чего? ( они могут служить доказательством, подтверждением, выводом)

  • Какие поэтические строчки выражают главную мысль и тему ваших размышлений? (Их можно использовать в тексте письма).


С юных лет я, как в сказку влюбился,

В эти милые сердцу края.

Здесь под небом я вятским родился,

Здесь мой дом, здесь – Россия моя!

А. Крылов.


  • Что заключается в этих строках ? (Главная мысль).

  • Какую подпись сделаете в конце письма? Где она пишется?

(Справа подпись, слева дата).
Работа с памяткой.

  • Прежде, чем вы приступите к самостоятельной письменной работе, давайте познакомимся с памяткой. Она есть у каждого из вас на странице рабочей тетради по деловому письму. В памятке несколько полезных общепринятых рекомендаций.

(Читают и анализируют пункты памятки)
Памятка.

  • Лист бумаги для письма должен быть аккуратным.

( Существуют специальные наборы бумаги для писем).

  • Писать следует разборчивым почерком и желательно без помарок.

(Небрежность- признак неуважения к себе и к людям).

  • Следует продумать выбор обращения, уместного для данной формы письма.

(Без фамильярности, уважительно).

  • Продумайте тон и стиль речи. Письмо должно увлечь читателя.

( Постарайтесь, чтобы письмо было беседой с предполагаемыми

читателями ).


  • Пусть оно будет искренним откровением, а не скучным перечислением известных всем фактов. Внесите что -то своё в то, о чём пишете.

  • Строки из стихов, понравившиеся вам, могут понравиться и другим.

Используйте их к месту, а не для красного словца.
Самостоятельная работа учащихся над текстом письма.

(Чтение 1-2х писем учащихся).
Повторение и закрепление полученных знаний .

  • Нужно ли современному человеку в наш технический век уметь писать письма?

  • Как называется жанр писем ?

  • На какие 3 вида можно распределить все письма? (официальные, личные и открытые).

  • Для чего люди, значительно реже, чем раньше, но всё же пишут письма?



Заключительное слово учителя:

--- Заканчивая урок, хочу напомнить вам, ребята, строчки известной и

популярной некогда песни «Вологда» на слова поэта Матусовского:
Письма, письма лично на почту ношу,

Словно я роман с продолженьем пишу.

Знаю, знаю точно, где мой адресат:

В доме, где резной палисад.
Я надеюсь, что каждое ваше письмо тоже будет похоже, пусть не на роман, но на увлекательный и искренний рассказ - рассуждение.






  • Лучшие письма учащихся.

  • Фотографии « Урок делового письма в 11 классе»

  • Образец открытого письма (для анализа)

  • Кроссворд « Почта, письменность, письмо»

  • Страничка из рабочей тетради по деловому письму для 5- 9 классов специальной (коррекционной) школы.

Из раздела «Учимся писать письма»

(автор и составитель Стрелкова Е.П.,2008г.)

Письмо № 1.
Уважаемые читатели!

Мне 18 лет, я – гражданин России , скоро заканчиваю школу.

Родился и живу в маленьком северном городе Кирове. Для меня ответ на вопрос: «С чего начинается Родина?»- простой и ясный.

С детских лет я, как в сказку влюбился,

В эти милые сердцу края.

Здесь под небом я вятским родился,

Здесь - мой дом, здесь – Россия моя!
Для меня Родина начинается с моего города, с моей улочки, со двора, где я гонял с друзьями мяч…

Меня переполняет гордость, потому что вятская земля- родина многих известных людей. Здесь родились и жили певец Фёдор Шаляпин и писатель Александр Грин, известные художники братья Васнецовы и космонавт Виктор Савиных. Мой край имеет богатую и интересную историю.

Для меня понятие «Родина» ассоциируется с родным двором, где прошло моё детство, с улицами города, по которым я и сейчас люблю гулять, с родными мне людьми, с выездками на природу, где всё свежо и естественно, где легко

дышится полной грудью.

Взрослея, я продолжаю любить свой город, леса и деревушки, милые сердцу места, где бывал и отдыхал в детстве.

Не мыслю своей жизни в другом месте. Тут я вырос, тут прошло моё детство, и я не хочу покидать родные места. Очень хочу, чтобы и мои дети

также любили этот город и эту землю, чтобы и для них эта земля стала самой дорогой!

Ребята! Любите землю, на которой живёте! Преображайте всё вокруг! Делайте всё, чтобы она стала краше!

Буду рад узнать ваше мнение. Пишите.

С уважением Владимир Вожжов, выпускник 11 класса.

06. 04. 2011г.

Письмо № 2
Друзья!

Хочу поделиться своими мыслями о том, как я понимаю смысл вопроса:

«С чего начинается Родина?».

Мне 17 лет, с рождения я живу в небольшом северном городе Кирове, что расположен на Вятке – реке. Я считаю себя патриотом нашего вятского края, так как очень люблю эти места.

Хоть мой родной город и небольшой, но мне в нём хорошо и уютно.

Неизласканный солнечным светом,

Но, согретый душевным теплом,

Он прекрасен зимою и летом

И в осеннем дожде золотом.

Эти строки о моём родном городе.

Наша вятская земля дала миру много известных и великих людей: Шаляпина, А. Грина и братьев Васнецовых, и я горжусь этим.

Земля наша очень красива и богата. Если отъехать подальше от городской суеты, можно попасть в густые леса, увидеть чистые воды рек и маленьких речушек. Всё это – милые сердцу места, где я множество раз бывал . И это – моя родина!

Когда я был маленьким, катался с друзьями с трамплина, летом купался на Вятке. Тогда река казалась мне большой и глубокой, сейчас она обмелела и уже не кажется мне такой большой, а вода в ней не кажется такой чистой, наверное, это потому, что я вырос и смотрю вокруг взрослыми глазами.

Я чаще задумываюсь, а что же останется после нас нашим детям и внукам?

Хочется громко во весь голос сказать своим сверстникам : « Хвати, хватит засорять всё вокруг, загрязнять наши леса и реки!».

Дорогие читатели! Давайте думать о том, что мы оставим в наследство нашим детям?! Чем они будут гордиться, что будут любить?

Давайте не только говорить, но и делать что – то , чтобы наш город был чище, красивее, с хорошей экологией. И тогда наши потомки будут благодарны нам. Напишите, согласны ли вы со мной, ребята?
С уважением Андрей Мальков, ученик 11 «б» класса.
06.04. 2011г.


Письмо № 3.
Уважаемый собеседник!

Хочу представить на твой суд мой ответ на такой простой и волнующий вопрос: «С чего начинается Родина?». Думаю, что мои сверстники ответят на него по - разному. 18 лет живу в российской глубинке, в провинциальном городе на севере страны. Я считаю себя патриотом этой земли. Моя родина - это город Киров, и я горжусь этим! У вятского края - богатейшая история. Эта земля дала миру выдающихся людей, здесь родились Грин и Шаляпин, Киров и маршал Говоров, космонавт Савиных.

Родина! Произнесёшь это слово и видишь зелёные луга и поля, яркое солнце,

тёмные леса, откуда ветер доносит запах хвои…

Люблю свой город, его улочки, его парки и скверы в весеннем цвету, луга и леса.

А весной его скверы и парки,

Как невесты под белой фатой

И игривый фонтан «театралки»

Звонко брызжет из чаши водой.
Хочу, чтобы город хорошел год от года, чтобы мои земляки поддерживали в городе чистоту, чтобы наши дети лет через 10 гуляли по зелёным и чистым улицам и дышали чистым воздухом.

Желаю Вам, дорогие читатели, крепко любить землю, свой край, бережно относиться к его истории и трудиться на его благо!

А что вы вкладываете в понятие «Родина»? Предлагаю обменяться мнениями на страницах нашей школьной газеты. Пишите, буду рад общению.

С уважением Вадим Змеев, выпускник 11 класса.

06. 04. 2011г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: Обучающие iconУрока: Обучающие
Обучающие – ввести понятие иррациональных уравнений, рассмотреть методы их решения
Урока: Обучающие iconУрока. Обучающие
Обучающие вспомнить вместе с учащимися об имени сущ., систематизировать сведения об этой части речи
Урока: Обучающие iconУрока: Обучающие
Обучающие: систематизировать лексические, грамматические знания и совершенствовать речевые умения и навыки учащихся по теме «Защита...
Урока: Обучающие iconУрок-игра по математике во 2-м классе на тему: "Овощной город" Тип...
Обучающие: закреплять умение выполнять действия в пределах 1000, знание нумерации чисел в данных пределах, умение анализировать и...
Урока: Обучающие iconКонспект урока тема урока: Гласные после шипящих Цель урока: обобщить...
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки с заданиями, Интернет
Урока: Обучающие iconУрока: Обучающие
Тип урока: урок изучения нового материала с использованием компьютерной презентации
Урока: Обучающие iconУрок является обобщающим в системе уроков по теме «Семья»
Обучающие, развивающие и воспитывающие цели урока учтены и полностью реализованы в ходе урока. Цели урока также соответствуют программным...
Урока: Обучающие iconУрока: Обучающие
Цель урока: Научить активно использовать лексику, необходимую при обсуждении этических проблем
Урока: Обучающие iconУрока: обучающие
Организационный этап – 2 мин: проверка наличия учащихся на уроке, сообщение им темы и целей урока
Урока: Обучающие iconКонспект урока (Тема урока) Предмет Класс Тема Базовый учебник Цель...
Методы познания (анализ, синтез, сравнение, моделирование, картографический, исторический)
Урока: Обучающие iconКонспект урока в 1-а классе Тема: «Звуки и буква К» Цели урока: Коррекционно-обучающие
Мбоу сош №2 им. А. М. Мирзагитова с. Кандры муниципального района Туймазинский район рб
Урока: Обучающие iconКонспект урока в 10 классе по теме «Таблицы в текстовом редакторе word» Цели урока: Обучающие
Оборудование: Текстовый редактор Word, программа презентаций Power Point, мультимедиа проектор
Урока: Обучающие iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью урока является стимулирование интереса учащихся к изучению английского языка. В ходе урока учитель решает обучающие, развивающие...
Урока: Обучающие iconУрока: Обучающие
По типу познавательной деятельности ученика – проблемный (побуждающий, частично-поисковый)
Урока: Обучающие iconТема урока: Окислительно-восстановительные реакции. Составление овр...
Обучающие: обеспечение формирования понятий “окислительно-восстановительная реакция”, “окисление”, “восстановление”, “окислитель”,...
Урока: Обучающие iconМ. В. Ломоносов Цели урока: 1 Обучающие
Охватывается опросом, составляло суточный цикл жизнедеятельности человека в данное время


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск