Огонь друг или враг?





Скачать 125.93 Kb.
НазваниеОгонь друг или враг?
Дата публикации29.09.2014
Размер125.93 Kb.
ТипВопрос
100-bal.ru > История > Вопрос

Мой университет - www.edu-reforma.ru

Подробный конспект урока





Организационная информация

Тема урока


Огонь – друг или враг?

Предмет

Окружающий мир

Класс

2

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Белорусова Татьяна Викторовна

Образовательное учреждение

МОУ гимназия №76

Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)

Россия

Республика/край

Краснодарский край

Город/поселение

Сочи

Методическая информация

Тип урока


Урок изучения нового материала

Цели урока


Познакомить детей с правилами пожарной безопасности и научить соблюдать их.

Задачи урока


Обучающая:

- ознакомление учащихся с правилами пожарной безопасности;

- довести до сознания детей невозможность легкомысленного и беспечного обращения с огнём.

Развивающая:

- отрабатывать правильность действий при возникновении пожара.

- формировать жизненные установки и жизненные приоритеты на здоровье и здоровый образ жизни.

Воспитательная:

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

В ходе урока учащиеся познакомятся с историей возникновения пожарной охраны в России и на Кубани, правилами пожарной безопасности, невозможностью легкомысленного и беспечного обращения с огнём, отработают правильность действий в случае возникновения пожара.

Необходимое оборудование и материалы

Мультимедийный проектор, карточки с пословицами, карточки с загадками, рисунки детей.

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся


  1. Организационно-мотивационный этап

– Ребята, я, очень рада видеть ваши добрые лица и лучистые глазки. Давайте улыбнёмся, оглянемся вокруг и подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Помните – улыбаясь, мы улучшаем свое здоровье и делаем прекраснее окружающий нас мир.

Ход и содержание урока


  1. Сообщение темы и целей урока (Слайд 2)

Сирена, сирена, сирена звучит

На вызов пожарные едут.

Сигнал поступил на пульт «01»,

А в трубке: “ Горим! Помогите!”

- Ребята, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?

- Правильно. Сегодня мы будем говорить об огне и правильном обращении с ним. Выясним, чем же огонь является для человека – другом или врагом.



  1. Работа по теме урока

(Слайд 3)

Слово «огонь» известно с древнейших времён. С тех пор, когда по древнегреческим мифам Геракл похитил из кузницы Гефеста на Олимпе священную искру огня и подарил её людям.

С давних времён огонь был другом человека. Человек научился высекать огонь минимум 790  тыс. лет назад. Наши предки знали немало секретов и хитростей добывания огня. Они считали его живым существом, поселяя его в своих пещерах.
(Слайд 4)

Добрым божеством считался не всякий огонь, а лишь тот, что жил в домашнем очаге и являлся главным покровителем жилища, семейным помощником и советчиком.

Приготовление пищи сделало ее более вкусной. Копчение и заготовка продуктов впрок помогли сохранять запасы пищи дольше. Острые части ин­струментов и оружия могли быть закалены на ог­не. Костры и факелы отгоняли диких животных. И конечно, огонь оберегал человека от холода, делал его жизнь более уютной.

Получив способ добывания огня и умение им пользоваться, человек сделал первый шаг на пути цивилизации.

Огонь – давний друг человека. С его помощью совершается много полезных дел. Он верно служит в повседневном быту и на производстве.
(Слайд 5)

Полезные свойства огня используют люди различных профессий: сталевары, электросварщики, стеклодувы, гончарных дел мастера и люди других профессий.

Ты видел, как он управляет огнем?

Железная маска надета на нем.

Вот строится дом – посмотри поутру,

Он в стеганой куртке сидит на ветру.

Варил он опоры могучих мостов,

Варил он суда из огромных листов…

Железо с железом он может сварить !

Он добрый волшебник, что тут говорить.
(Слайд 6)

- Так кто же скажет: что же есть огонь?

Он наказанье или благо?

Огнём мы пользуемся ежедневно, без него не можем прожить.

Но когда мы небрежны с огнем,

Он становится нашим врагом.
Врагом, который в считанные минуты уничтожает то, что создавалось долгими годами упорного труда. Он сметает все на пути, и остановить его бывает трудно.
(Слайд 7)

Ни для кого не секрет, что пожары чаще всего происходят от беспечного отношения к огню самих людей.
Статистика пожаров по России показывает, что 80% пожаров происходит в жилье. По данным Центра пожарной статистики на 1 миллион человек в России при пожарах погибает более 100 человек.

В 2008 году произошло 200386 пожаров, при которых погибло 15165 человек, в том числе 584 ребёнка. На пожарах получили травмы 12800 человек.

В среднем, ежедневно в Российской Федерации происходило 549 пожаров, при которых гибло 42 человека и 35 человек получали травмы.

В Сочи в 2008 году в результате пожаров погиб 31 человек.

Как же уберечь свое жилище от пожаров? В 1994 году впервые в России был разработан и введен в действие Федеральный закон "О пожарной безопасности".
(Слайд 8)

- Что же может стать причиной пожара?

Чтобы ответить на этот вопрос, отгадайте загадки.

Для этого я попрошу по одному представителю от каждой группы подойти ко мне и взять карточки.
Это тесный-тесный дом,

Сто сестричек живут в нём,

И любая из сестёр

Может вспыхнуть, как костёр!

Не шути с сестричками,

Тоненькими … (спичками)
Кто по проводам

В дом приходит к нам?

По ночам, когда темно,

Освещает нам окно? (электричество)
Красный камушек не тронь –

Он горячий, как огонь. ( уголь)
Только я, только я,

Я на кухне главная.

Без меня, как не трудитесь,

Без обеда насидитесь. (газовая плита)
То назад, то вперёд

Ходит, бродит пароход.

Остановишь- горе!

Продырявит море! (утюг)
Работа в группах

Что же нужно делать, чтобы огонь из друга не превратился во врага? Чтобы ответить на этот вопрос, разделимся на группы. Каждая группа должна составить памятку «Чтобы не было пожара».
(Слайд 9)

Памятка «Чтобы не было пожара»

1. Никогда и нигде не играй со спичками и зажигалками.

2. Самостоятельно не зажигай газовую плиту, а в сельском доме не пытай­ся растапливать печь.

3. Не оставляй без присмотра включенный утюг или чайник.

4. Не играй с бензином, керосином и другими жидкостями, которые могут вспыхнуть.

5. В лесу не разжигай костер без взрослых.
Микроитог:

1 ученик: Правило первое касается каждого

Правило это самое важное:

На улице и в комнате

Всегда об этом помните:

Спички не тронь – в спичках огонь!
2 ученик: Правило второе

Легко запомнить можно:

С электроприборами

Будьте осторожны!
3 ученик: Правило третье помни всегда:

Газ в нашем доме – не ерунда!

Он жарит и варит,

Печёт, но когда

Играют с ним дети –

Так это беда!
- По какой бы причине не возник пожар, вы должны позвонить в пожарную службу по телефону «01» и немедленно сообщить о пожаре взрослым. А по мере сил и принять участие в тушении пожара.
Работа в группах

Составить памятку поведения при пожаре.

Памятка

  1. Позвонить пожарным по телефонам 01 или сообщить взрослым.

  2. Отключить электроприборы от сети.

  3. Закрыть окна и двери.

  4. Если помещение заполнилось дымом, смочить водой любую тряпку и, прикрыв ею рот и нос, покинуть помещение.

  5. Не спускайся из горящего здания на лифте; если есть пожарная лестница, воспользуйся ею.


(Слайд 10)

- На борьбу с пожарами направляются очень смелые отважные люди – пожарные. Бросаясь в огонь, дым для спасения людей, имущества, они часто забывают о собственной жизни.
Пожар, огонь, взлетает пламя,
Дым застилает все вокруг,
И только этот смелый парень,
Бежит на помощь, там зовут.

Язык огня все к небу выше,
Горит и дразнит веселясь,
Но парень, к цели своей ближе,
Там очень ждут его, молясь.

Он входит в огненную дымку,
Огонь стеной закрыл весь путь.
Но плач ребенка в дымке гулкой,
Его все в глубь, сильней манит.

Подходит и берет на руки
Девчушку, может лет шести.
И вместе с ней, ее игрушку.
Несет. Успел он жизнь ее спасти.

Она от счастья, вся рыдая,
Обняв всей силой, как могла.
Ему шептала «заклинанье»:
«Спасибо дядя, я жива!»
(Слайд 11)

30 апреля - День работников пожарной охраны. В этот день (по старому стилю - 17 апреля) в 1649 году царь Алексей Михайлович подписал указ о создании первой российской противопожарной службы.

Пожарная служба относится к числу старейших государственных служб в России. Еще в 1504 году, в царствование Ивана III, в Москве была создана пожарно сторожевая охрана.
(Слайд 12)

В 1649 году на Руси были изданы два документа, имеющие непосредственное отношение к пожарному делу.

Во время царствования Петра I постоянные угрозы  возникновения пожаров побудили царя сделать первую попытку организации постоянных пожарных команд. В 1722 году при Адмиралтействе было организовано подобие пожарной команды.

В 1747 году пожарным инвентарем были оснащены все правительственные учреждения.

В 1857 году был издан первый в России пожарный устав. Он излагал порядок устройства пожарных частей в городах, трактовал меры предосторожности от пожаров, порядок возмещения убытков и награждения участвующих в тушении работников пожарной охраны, а также предписывал меры наказания за нарушения правил пожарной безопасности.

С 1858 года для пожарных целей начал использоваться военно полицейский телеграф, а в девяностых годах   телефон и электрическая пожарная сигнализация.

С этого времени была также введена новая форма одежды для пожарных: для брандмейстера   каска бронзовая, золоченая, с армейским гербом, парадный полукафтан темно зеленного сукна, двубортный, с серебряным шитьем, шаровары, сапоги, поясная портупея, хромовые сапоги, шпага. Для рядового пожарного   каска бронзовая с чешуей, полукафтан серого цвета, погоны голубые, шаровары, сапоги, поясная портупея с чехлом для топора.
(Слайд 13)

А как же создавалась пожарная охрана на Кубани?

28 февраля 1795 года в Екатеринодаре выгорела одна из казацких землянок. Выяснилось, что для тушения пожаров: «… не имеется во всем городе никаких средств яко водовозных бочек, крючьев и прочего к тому нужного».

Тогда 3 марта 1795 года Войсковое Правительство Екатеринодара издает распоряжение - завести в каждом курене по одной бочке с водой на телегах «ко утушению пожара всегда готовых», а для изготовления пожарных инструментов собрать со всех городских жителей с «имущественных» по 20, а «неимущественных» по 10 копеек денег.

Эта дата, 3 марта 1795 года, считается Днем учреждения пожарной охраны в Екатеринодаре.

26 апреля 1824 года войсковая канцелярия распорядилась об учреждении в каждом населенном пункте «бочек с водою, крючьев, щитов, багров, топоров и др. принадлежностей, чтобы без малейшего промедления бороться с огнем».

Распоряжение было выполнено 17/30 мая 1825 года. Эта дата считается моментом создания в г. Екатеринодаре Пожарной Команды. Команда из 48 человек получила первый пожарный инвентарь. Из технических средств доставки личного состава к месту бедствия и подачи воды на тушение пожара имелись 4 сороковедерные бочки, 4 пожарные трубы. Из тягловой силы - 18 лошадей.

В 1843 году в центре пожарного двора строят деревянную башню-каланчу, рядом караульное помещение, склады, конюшни и другие хозяйственные постройки, а также квартиры пожарных. Расположение пожарного двора в центре города позволяло осуществлять наблюдение за городом.

Важнейшее условие успешного тушения - это быстрое прибытие пожарной команды на пожар. Появление телефонной связи в Екатеринодаре в 1882 году явилось важным шагом в деле пожаротушения.

В настоящее время в Краснодарском крае, открыто 6 памятников, посвященных сотрудникам пожарной охраны.

От конных повозок с ручными пожарными насосами до мощных современных средств тушения пожаров – таков путь развития пожарной охраны. Сегодня эта специальная служба - одна из самых мобильных.
(Слайд 14)

- Ребята, существует много пословиц и поговорок об огне, о пожаре. Давайте вспомним некоторые из них. У каждой группы на партах лежат половинки пословиц. Соберите все пословицы и объясните их значение.
Огонь - хороший друг, но плохой хозяин.

Огонь не вода – схватит, не выплывешь.

«Спи, царь Огонь», - говорит царица Водица.

Не играй с огнём - обожжёшься.

Не пламя города палит - искра.

Коробка спичек хоть мала, но может сделать много зла.


Проверка и оценивание ЗУНКов


  1. Закрепление

- А теперь, ребята, поиграем в игру «Это я, это я, это все мои друзья». Если же вы будете несогласны с моими утверждениями, то молчите.
Кто, задорный и веселый,

Верно правилам храня,

Бережет родную школу

От огня?

Кто поджег траву у дома,

Подпалил ненужный сор,

А сгорел гараж знакомых

И строительный забор?

Кто, услышав запах гари,

Сообщает о пожаре?

Кто соседской детворе

Объясняет во дворе,

Что игра с огнем недаром

Завершается пожаром?

Кто украдкой в уголке

Спички жег на чердаке?

Кто из Вас, заметив дым,

Говорит: «Пожар! Горим!»

Кто из Вас шалит с огнём

Утром, вечером и днём?



Кто костров не разжигает

И другим не разрешает?

Кто от маленькой сестрички

Прячет, дети, дома спички?

Кто пожарным помогает,

Правила не нарушает?
(Слайд 15)

Викторина

  1. Что делать, если загорелась ваша квартира?

  2. Что делать, если загорелся телевизор?

  3. Почему нельзя держать телевизор в стенке?

  4. Какие средства могут помочь вам в загоревшейся квартире, если нет огнетушителя?

  5. Почему во время пожара нельзя открывать окна?

  6. Что прежде всего нужно сделать при тушении электропроводки?

  7. Что опаснее на пожаре – огонь или дым?

  8. Как нужно дышать в задымлённой квартире?

  9. Как помочь человеку, на котором вспыхнула одежда?

  10. Какая естественная реакция часто губит людей во время пожара в многоэтажном доме?


(Слайд 16)

Кроссворд

1. Что бывает, если птички

Зажигают дома спички?

(Пожар )

2. Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова

Целый час, а может два.

Ты его рукой не тронь,

Искусает всю ладонь.

( Огонь )
3. Красная девушка по небу ходит.

(Солнце )

4. В избе – изба,

На избе – труба.

Зашумело в избе,

Загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идет.

(Печка )
5. Схоронилось солнышко

В маковое зернышко.

Пробежит по земле

Вспыхнет весело во мгле.

(Искра)
6. Это темный – темный дом,

Сто сестричек жмутся в нем.

И любая из сестер

Может вспыхнуть, как костер.

(Спичка )



Рефлексия деятельности на уроке


- Чему научились на уроке?

- Что вам особенно понравилось?

- Что вызвало затруднения?
(Слайд 17)

- В заключение урока мне хотелось бы, чтобы вы ответили на вопрос: «Огонь – друг или враг человеку?»

(ответы детей)
Ребята! Помните о том,

Что нельзя шутить с огнем.

Кто с огнем неосторожен,

У того пожар возможен.
Ученик: Чтоб никого не огорчать,

Будем правило мы знать:

Ночью тёмной, светлым днём

Осторожен будь с огнём!


Домашнее задание


Нарисовать плакат по пожарной безопасности

Дополнительная необходимая информация

Парты поставить таким образом, чтобы учащимся было удобнее работать группами по 5-6 человек.

Для более слаженной работы предложить учащимся самостоятельно разделиться на группы.

В помощь учителю

Использованные источники и литература (если имеются)

  1. Казакова О.В., Сбоева Н.А., Гаврилкина Н.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». Универсальное планирование. 2 класс. Изд. 3-е переработанное и дополненное. М.: «ВАКО», 2006

  2. http://ipb.mos.ru/history/histori.html - история пожарной охраны в России.

  3. http://23.mchs.gov.ru/gu/?SECTION_ID=157 - история пожарной охраны на Кубани.




Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Усиливает интенсивность урока.

Способствует мотивации учащихся.

Улучшает качество обучения.

Облегчает усвоение нового материала.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

-

Другое


-

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Огонь друг или враг? iconУрок по обж по теме: «Огонь друг или враг человека?»
Цели : закрепить теоретические знания о причинах, по которым может возникнуть пожар в помещении, в транспорте, на природе
Огонь друг или враг? iconКонспект занятия по основам безопасности жизнедеятельности с детьми...
Тема урока: Психофизическая тренировка – способ улучшения настроения и самочувствия
Огонь друг или враг? iconКонкурса детского и юношеского творчества на тему: «Огонь-друг, огонь- враг»
Работы жюри смотра-конкурса художественно-изобразительного, декоративно-прикладного и технических видов творчества среди обучающихся...
Огонь друг или враг? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сегодня мы будем говорить о нашей безопасности. Мы постараемся ответить на вопрос “Огонь – наш друг или враг?”, как выглядит опасность...
Огонь друг или враг? iconУрок-путешествие «Огонь – друг и враг человека»
Ребята приводили примеры, когда огонь является для человека другом, а когда врагом. Знакомились с основными причинами пожаров, с...
Огонь друг или враг? iconКонспекты занятий сентябрь занятие 1 Огонь — друг или враг?
Цели и задачи урока: познакомить с жизнью и творчеством М. М. Зощенко, обогащать словарный запас учащихся, развивать навык осознанного,...
Огонь друг или враг? iconЖевательная резинка враг или друг нашему здоровью?
Моу «Средняя общеобразовательная школа №14 с углублённым изучением отдельных предметов»
Огонь друг или враг? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема непосредственно образовательной деятельности: «электричество – наш друг или враг?»
Огонь друг или враг? icon«Огонь – друг и враг». В соответствии с фгос II поколения занятие...
Так, например, в начальной школе по итогам II четверти 100% успеваемость, при качестве знаний 65%. В средней звене успеваемость повысилась...
Огонь друг или враг? iconИсследование посвящено изучению влияния мобильных телефонов на организм...
Россия, Тюменская область, Тюменский район, п. Винзили, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Винзилинская начальная...
Огонь друг или враг? iconКое-что о здоровье… Мобильный телефон – друг или враг?
России с древнейших времен до начала XX века. Дан анализ основных исторических событий данного периода, показаны тенденции и направленность...
Огонь друг или враг? iconИсследовательская работа по теме: «Мобильный телефон. Друг или враг?»
С его помощью можно узнать который час, записать необходимую информацию, сократить время ожидания, играя в игру. Встроенная камера...
Огонь друг или враг? iconМинистерство образования Республики Башкортостан Городской детский...
Здесь дана довольно подробная информация о видеокурсе по прикладной психологии на dvd «как стать эффективным практическим психологом:...
Огонь друг или враг? icon«Радиация друг. Радиация враг.»
Дать представление о радиации, её положительной роли и отрицательном воздействии на человека
Огонь друг или враг? iconКлассный час Компьютер друг, помощник, враг
Цепи: 1 Ознакомить детей с вредными последствиями компьютерных игр, донести представление о компьютере, интернет – зависимость
Огонь друг или враг? icon" Сон: ночью друг, а днем – враг?" Галицкая Марья, ученица 11а класса
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №516 Невского района Санкт-Петербурга


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск