Скачать 324.25 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет историиИнститут гуманитарных историко-теоретических исследований им. А. В. ПолетаеваПрограмма дисциплины «История исторического знания» для направления 030600.68 «История» подготовки магистра Автор программы: И. М. Савельева, ординарный профессор, д.и.н. mailto:isavelieva@hse.ru Одобрена на заседании ИГИТИДиректор ИГИТИ, проф. И.М.Савельева «__»____________2011 г. Рекомендована секций УМС по истории «__»____________2011 г. Председатель Н.А. Проскурякова Утверждена УС факультета истории «__»____________2011 г. Ученый секретарь О.С. Воскобойников Москва, 2011 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1.1.1.0.0.1.1.1Пояснительная записка Курс раскрывает специфику исторического знания, его эмпирических и теоретических оснований, категориального аппарата и методологических принципов, предметного поля, когнитивных и социальных функций. Концепция курса базируется на фундаментальном двухтомном исследовании Савельевой И.М. и Полетаева А.В. «Знание о прошлом: теория и история» (СПб.: Наука, 2003–2006). Новизна предложенной в курсе концепции состоит в том, что историческое знание рассматривается как одна из форм знаний о прошлом, а именно – научное знание о прошлой социальной реальности. В настоящее время этот тип знания играет доминирующую роль в общей совокупности представлений о прошлом. В курсе прослеживается процесс становления исторического знания – от существовавших с древности различных форм знания о прошлом до постепенного выделения в XVIII – XIX вв. истории в самостоятельную науку со специфическими методами и направлениями, а также этапы развития исторической науки в XIX – начале XXI вв. В изложении последовательно реализуется ряд методологических принципов, обеспечивающих целостность исследования: системный подход, историзм и соотнесенность истории с другими формами социогуманитарного знания. В лекционном курсе подробно рассматриваются генезис и эволюция базовых понятий, каковыми в данном случае выступают «история» и «прошлое». Анализируется их взаимосвязь в рамках философии познания и феноменологической социологии знания, а также вскрывается соотношение истории с другими формами знаний о прошлом. Описываются типы «исторического пространства» и способы структурирования исторического времени. История осваивала свой предмет на протяжении тысячелетий. Наша задача состоит в том, чтобы представить «предмет» истории путем выделения компонентов социальной реальности – социальной системы, системы культуры и системы личности. Процесс познания социальной реальности историками осуществлялся не только за счет экспансии, но и методом углубления в уже освоенную тематику. В курсе анализируются новые ракурсы и нетрадиционные подходы к предмету, которые в современной исторической науке прослеживаются повсеместно – от всемирной истории до исторической биографии, от универсальной истории до такого инновационного направления историографии как микроистория. В отдельном разделе курса анализируются проблемы исторической методологии. Анализ эмпирических и теоретических оснований исторической науки осуществляется в постоянном сопоставлении с другими социальными дисциплинами как по внешним, так и по внутренним параметрам. Несколько занятий посвящены становлению исторического метода XIX–XX вв. В них последовательно рассматриваются основные принципы исторического подхода – историческая критика, каузальность, историзм, интуитивизм и позитивизм, – утвердившиеся в исторической науке к концу XIX в.; метаморфозы «исторического синтеза» вплоть до структурной истории второй половины XX в. и современная историческая наука с характерными для нее моделями междисциплинарного взаимодействия. Магистранты знакомятся с различными направлениями историографии, со становлением науковедческого значения такого понятия как «история исторической науки» – научной дисциплины, являющейся частью интеллектуальной истории. В заключительном разделе курса обсуждаются проблемы отношений историков и общества в широком смысле, начиная с вопроса о социальных функциях истории и вплоть до философских и политических оснований презентизма в историографии. Анализируются проблемы «истории современности» и «историзации настоящего». Значительная часть курса отводится на практические занятия, в ходе которых магистранты изучают основные труды по истории, большая часть из которых входит в корпус «исторической классики». Концепция магистратуры «История знания в сравнительной перспективе» предусматривает углубленное изучение классики исторической науки и в рамках «Исследовательского семинара». 1. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.68 «История», обучающихся по магистерской программе и изучающих дисциплину «История исторического знания» (дисциплина профессионального цикла, базовая часть). Программа разработана в соответствии с образовательным стандартом высшего профессионального образования ГОБУ ВПО ГУ-ВШЭ по специальности 030600.68 «история». 2. Цели освоения дисциплины Основная цель курса «История исторического знания» –знакомство студентов с теорией исторического знания как формой специализированного научного знания, принципами анализа исторического знания с позиций современной методологии истории, социологии знания, аналитической философии истории. Курс предполагает, что магистранты овладеют теоретическими основами исторической науки; приобретут навыки историографического анализа и умение ориентироваться в различных направлениях исторической мысли, ознакомятся с принципами научной этики исторического труда. Конкретными целями изучения дисциплины являются: Знакомство студентов с понятиями «история», «прошлое», «историческое событие», «историческое пространство», «знание», «социальные представления», «социальная реальность», «историческая истина», их значениями и смыслами в различные периоды. Формирование у студентов общих представлений о траекториях развития исторического знания, о взаимосвязи с иными видами знания (наука, искусство, идеология, философия, религия, право и др.). Знакомство студентов с основными направлениями исторической науки в Новое и Новейшее время, выделяемых на основе разных критериев: по предмету исследования, идеологическим направлениям, философским концепциям, национальным школам. Формирование у студентов профессиональных навыков критического восприятия и анализа исторических текстов разных жанров и эпох. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. Студент, прослушавший курс, должен знать и понимать:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4. Место дисциплины в структуре образовательной программы Настоящая дисциплина относится к базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла магистерской программы. Изучение данной дисциплины обеспечивает приобретение углубленного исторического образования, профессиональных знаний о специфике исследовательской работы в исторической науке и академических навыков, связанных с анализом исторической литературы разных эпох и направлений. Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при подготовке магистерской диссертации по любой исторической теме, а также при изучении таких дисциплин, как «Формы знания в исторической ретроспективе», «История наук о человеке XIX-XX вв.», «Теория и история культуры», «Философия истории», «Структуры научного текста», «Политика знания в XIX-XX вв.», «История герменевтических практик (Россия и Запад)», «Сравнительная история интеллектуальных сообществ», «История научной коммуникации и средств трансляции знания в России», «Университет и академия в истории Запада». Согласно концепции магистратуры «История знания в сравнительной перспективе», реализация задач курса будет осуществляться в тесном взаимодействии с работой Исследовательского семинара. 5. Тематический план учебной дисциплины
|
Программа дисциплины «Теория и история исторического знания» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления для направления... | Программа дисциплины История и социология гуманитарного знания для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... | ||
Программа дисциплины «формы знания в исторической ретроспективе»... Программа предназначена для преподавателей, ассистентов и студентов направления / специальности 030600. 68 «история» подготовки магистра,... | Программа дисциплины «История российской государственности» для направления 030600. 62 «История» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления для направления... | Программа дисциплины для направления 030600. 62 «История» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600. 62 «История»... | ||
Программа дисциплины «Антиковедение» для направления 030600. 62 «История» Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину “Антиковедение”; учебных ассистентов и студентов направления подготовки... | Программа дисциплины «Описание и анализ памятников искусства и культуры»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... | ||
Программа дисциплины европа в V xvii вв для направления 030600. 62 «История» Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Европа в V-XVII вв.»; учебных ассистентов и студентов направления... | Программа дисциплины «История правовых и политических учений (часть... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... | ||
Программа дисциплины Физическая культура для направления 030600.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ для... | Программа дисциплины История правовых и политических учений для направления 030600. 62 «История» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину для направления 030600. 62 «История» для подготовки студентов... | ||
Программа дисциплины История правовых и политических учений для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину для направления 030600. 62 «История» для подготовки студентов... | Программа дисциплины Английский язык для профессиональной деятельности... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 030600. 62 История, (уровень... | ||
Программа дисциплины Английский язык для начинающих 1 для направления 030600. 62 «История» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 030600. 62 История, (уровень... | Программа дисциплины «Философия» для направления 030600. 62 «История» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600. 62 «История»... |