Программа дисциплины «История исторического знания»  для направления 030600. 68 «История»





Скачать 324.25 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «История исторического знания»  для направления 030600. 68 «История»
страница1/3
Дата публикации09.10.2014
Размер324.25 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > История > Программа дисциплины
  1   2   3



Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"


Факультет истории
Институт гуманитарных историко-теоретических исследований им. А. В. Полетаева



Программа дисциплины «История исторического знания»


для направления 030600.68 «История» подготовки магистра


Автор программы: И. М. Савельева, ординарный профессор, д.и.н. mailto:isavelieva@hse.ru


Одобрена на заседании ИГИТИ


Директор ИГИТИ, проф. И.М.Савельева «__»____________2011 г.

Рекомендована секций УМС по истории «__»____________2011 г.

Председатель Н.А. Проскурякова
Утверждена УС факультета истории «__»____________2011 г.

Ученый секретарь О.С. Воскобойников


Москва, 2011

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
1.1.1.0.0.1.1.1Пояснительная записка

Курс раскрывает специфику исторического знания, его эмпирических и теоретических оснований, категориального аппарата и методологических принципов, предметного поля, когнитивных и социальных функций. Концепция курса базируется на фундаментальном двухтомном исследовании Савельевой И.М. и Полетаева А.В. «Знание о прошлом: теория и история» (СПб.: Наука, 2003–2006). Новизна предложенной в курсе концепции состоит в том, что историческое знание рассматривается как одна из форм знаний о прошлом, а именно – научное знание о прошлой социальной реальности. В настоящее время этот тип знания играет доминирующую роль в общей совокупности представлений о прошлом.

В курсе прослеживается процесс становления исторического знания – от существовавших с древности различных форм знания о прошлом до постепенного выделения в XVIII – XIX вв. истории в самостоятельную науку со специфическими методами и направлениями, а также этапы развития исторической науки в XIX – начале XXI вв. В изложении последовательно реализуется ряд методологических принципов, обеспечивающих целостность исследования: системный подход, историзм и соотнесенность истории с другими формами социогуманитарного знания.

В лекционном курсе подробно рассматриваются генезис и эволюция базовых понятий, каковыми в данном случае выступают «история» и «прошлое». Анализируется их взаимосвязь в рамках философии познания и феноменологической социологии знания, а также вскрывается соотношение истории с другими формами знаний о прошлом. Описываются типы «исторического пространства» и способы структурирования исторического времени.

История осваивала свой предмет на протяжении тысячелетий. Наша задача состоит в том, чтобы представить «предмет» истории путем выделения компонентов социальной реальности – социальной системы, системы культуры и системы личности. Процесс познания социальной реальности историками осуществлялся не только за счет экспансии, но и методом углубления в уже освоенную тематику. В курсе анализируются новые ракурсы и нетрадиционные подходы к предмету, которые в современной исторической науке прослеживаются повсеместно – от всемирной истории до исторической биографии, от универсальной истории до такого инновационного направления историографии как микроистория.

В отдельном разделе курса анализируются проблемы исторической методологии. Анализ эмпирических и теоретических оснований исторической науки осуществляется в постоянном сопоставлении с другими социальными дисциплинами как по внешним, так и по внутренним параметрам. Несколько занятий посвящены становлению исторического метода XIX–XX вв. В них последовательно рассматриваются основные принципы исторического подхода – историческая критика, каузальность, историзм, интуитивизм и позитивизм, – утвердившиеся в исторической науке к концу XIX в.; метаморфозы «исторического синтеза» вплоть до структурной истории второй половины XX в. и современная историческая наука с характерными для нее моделями междисциплинарного взаимодействия. Магистранты знакомятся с различными направлениями историографии, со становлением науковедческого значения такого понятия как «история исторической науки» – научной дисциплины, являющейся частью интеллектуальной истории.

В заключительном разделе курса обсуждаются проблемы отношений историков и общества в широком смысле, начиная с вопроса о социальных функциях истории и вплоть до философских и политических оснований презентизма в историографии. Анализируются проблемы «истории современности» и «историзации настоящего».

Значительная часть курса отводится на практические занятия, в ходе которых магистранты изучают основные труды по истории, большая часть из которых входит в корпус «исторической классики». Концепция магистратуры «История знания в сравнительной перспективе» предусматривает углубленное изучение классики исторической науки и в рамках «Исследовательского семинара».
1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.68 «История», обучающихся по магистерской программе и изучающих дисциплину «История исторического знания» (дисциплина профессионального цикла, базовая часть).

Программа разработана в соответствии с образовательным стандартом высшего профессионального образования ГОБУ ВПО ГУ-ВШЭ по специальности 030600.68 «история».
2. Цели освоения дисциплины

Основная цель курса «История исторического знания» –знакомство студентов с теорией исторического знания как формой специализированного научного знания, принципами анализа исторического знания с позиций современной методологии истории, социологии знания, аналитической философии истории. Курс предполагает, что магистранты овладеют теоретическими основами исторической науки; приобретут навыки историографического анализа и умение ориентироваться в различных направлениях исторической мысли, ознакомятся с принципами научной этики исторического труда.

Конкретными целями изучения дисциплины являются:

Знакомство студентов с понятиями «история», «прошлое», «историческое событие», «историческое пространство», «знание», «социальные представления», «социальная реальность», «историческая истина», их значениями и смыслами в различные периоды.

Формирование у студентов общих представлений о траекториях развития исторического знания, о взаимосвязи с иными видами знания (наука, искусство, идеология, философия, религия, право и др.).

Знакомство студентов с основными направлениями исторической науки в Новое и Новейшее время, выделяемых на основе разных критериев: по предмету исследования, идеологическим направлениям, философским концепциям, национальным школам.

Формирование у студентов профессиональных навыков критического восприятия и анализа исторических текстов разных жанров и эпох.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
Студент, прослушавший курс, должен знать и понимать:

  1. многообразие смыслов и значений понятия «история» и их эволюцию;

  2. современное значение и содержание истории в значении знания;

  3. особенности образов прошлого в разных формах знания;

  4. специфику исторического времени;

  5. эмпирические и теоретические основания исторической науки;

  6. современные трактовки функций исторического знания;

  7. пространственные и темпоральные характеристики историописания;

  8. исторические методы конструирования прошлого и образы, в которых оно представлено в разных направлениях историографии.


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения,

способствующие формированию и развитию компетенции

Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

ОНК-4

Дает определение понятиям «история», «знание», «прошлое», «историческое пространство», «социальная реальность», «историческое событие», знает специфику историографии как вида знания, использует профессиональные навыки анализа исторических источников и литературы

Лекции, практические занятия

Владение практическими навыками применения общепрофессиональных знаний теории и методов исторических исследований; способностью выявлять, понимать, критически анализировать и излагать ретроспективную и актуальную информацию.

ПК12, ПК14, ПК15, ПК16

Дает определение типов исторического знания и историографических направлений, обосновывает выбор источников и методики работы с ними, понимает последовательность этапов научного исследования, значение основных принципов научной этики в академической деятельности, проводит самостоятельное исследование.

Лекции, семинарские и практические занятия, дискуссии, написание контрольных работ и реферата.


4. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла магистерской программы.

Изучение данной дисциплины обеспечивает приобретение углубленного исторического образования, профессиональных знаний о специфике исследовательской работы в исторической науке и академических навыков, связанных с анализом исторической литературы разных эпох и направлений.
Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • знать отечественную и всемирную историю на уровне программы бакалавриата по направлению «История»;

  • знать отечественную и всемирную историографию на уровне программы бакалавриата по направлению «История»;

  • знать общую социологию, историю религии, историю искусства, историю философии на уровне программы бакалавриата по направлению «История»;

  • понимать язык литературы по проблемам исторической науки;

  • знать как минимум один иностранный язык в объеме, достаточном для свободного чтения исторической литературы;

  • уметь работать с библиотечными фондами, научной периодикой, справочными материалами;

  • уметь работать с компьютером, ориентироваться в Интернет-ресурсах.


Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при подготовке магистерской диссертации по любой исторической теме, а также при изучении таких дисциплин, как «Формы знания в исторической ретроспективе», «История наук о человеке XIX-XX вв.», «Теория и история культуры», «Философия истории», «Структуры научного текста», «Политика знания в XIX-XX вв.», «История герменевтических практик (Россия и Запад)», «Сравнительная история интеллектуальных сообществ», «История научной коммуникации и средств трансляции знания в России», «Университет и академия в истории Запада». Согласно концепции магистратуры «История знания в сравнительной перспективе», реализация задач курса будет осуществляться в тесном взаимодействии с работой Исследовательского семинара.

5. Тематический план учебной дисциплины


Название раздела

Лекции

Семинарские занятия

1. Введение в предмет. Основные понятия, связанные с историей исторического знания: «знание», «реальность», «прошлое».

2

2

2. Основные значения слова «история»; их формирование в эпоху античности и эволюция. История в значениях «текст», «реальность», «знание» в разные исторические эпохи.

4

6

3. Образы и структуры исторического времени. Эволюция представлений о «прошлом» и его роли в темпоральной картине социального мира.

История как наука о прошлом.

2

4

4. История как знание о социальном мире. Процесс выделения социального мира в качестве объекта исторического знания. Основные подсистемы и элементы прошлой социальной реальности в историографии. Фрагментация современной исторической науки. История в системе социальных наук.

2

4

5. «История с географией». Историческое пространство как взаимодействие социального пространства с географическим применительно к прошлому. Структура исторического пространства: от всемирной до локальной истории.

2

2

6. Эмпирические и теоретические основы исторической науки

Профессиональная специализация истории, ее выделение в качестве самостоятельной научной дисциплины. Основные этапы развития представлений об эмпирических основаниях исторического знания. Становление исторического метода

2

4

7. Романтическая и аналитическая историография. Историческое воображение и «исторический реализм». Позитивистская история: контекстуальное объяснение, использование «универсальных законов», динамические и стационарные модели, макро- и микротеории.

2

2

8. «Уроки истории». Когнитивные и социальные функции исторической науки. Презентизм и прагматическая историография.

Проблемы исторического образования.

2

2



  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «История исторического знания»  для направления 030600. 68 «История» iconПрограмма дисциплины «Теория и история исторического знания» для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления для направления...
Программа дисциплины «История исторического знания»  для направления 030600. 68 «История» iconПрограмма дисциплины История и социология гуманитарного знания для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
Программа дисциплины «История исторического знания»  для направления 030600. 68 «История» iconПрограмма дисциплины «формы знания в исторической ретроспективе»...
Программа предназначена для преподавателей, ассистентов и студентов направления / специальности 030600. 68 «история» подготовки магистра,...
Программа дисциплины «История исторического знания»  для направления 030600. 68 «История» iconПрограмма дисциплины «История российской государственности» для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
Программа дисциплины «История исторического знания»  для направления 030600. 68 «История» iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления для направления...
Программа дисциплины «История исторического знания»  для направления 030600. 68 «История» iconПрограмма дисциплины для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600. 62 «История»...
Программа дисциплины «История исторического знания»  для направления 030600. 68 «История» iconПрограмма дисциплины «Антиковедение» для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину “Антиковедение”; учебных ассистентов и студентов направления подготовки...
Программа дисциплины «История исторического знания»  для направления 030600. 68 «История» iconПрограмма дисциплины «Описание и анализ памятников искусства и культуры»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
Программа дисциплины «История исторического знания»  для направления 030600. 68 «История» iconПрограмма дисциплины европа в V xvii вв для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Европа в V-XVII вв.»; учебных ассистентов и студентов направления...
Программа дисциплины «История исторического знания»  для направления 030600. 68 «История» iconПрограмма дисциплины «История правовых и политических учений (часть...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
Программа дисциплины «История исторического знания»  для направления 030600. 68 «История» iconПрограмма дисциплины Физическая культура для направления 030600....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ для...
Программа дисциплины «История исторического знания»  для направления 030600. 68 «История» iconПрограмма дисциплины История правовых и политических учений для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину для направления 030600. 62 «История» для подготовки студентов...
Программа дисциплины «История исторического знания»  для направления 030600. 68 «История» iconПрограмма дисциплины История правовых и политических учений  для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину для направления 030600. 62 «История» для подготовки студентов...
Программа дисциплины «История исторического знания»  для направления 030600. 68 «История» iconПрограмма дисциплины Английский язык для профессиональной деятельности...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 030600. 62 История, (уровень...
Программа дисциплины «История исторического знания»  для направления 030600. 68 «История» iconПрограмма дисциплины Английский язык для начинающих 1 для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 030600. 62 История, (уровень...
Программа дисциплины «История исторического знания»  для направления 030600. 68 «История» iconПрограмма дисциплины «Философия»  для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600. 62 «История»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск