Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования





НазваниеПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/6
Дата публикации28.10.2014
Размер0.58 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > История > Программа
  1   2   3   4   5   6


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»
Факультет права

Программа дисциплины

«Рецепция римского права в Западной Европе»

для направления 030900.68 «Юриспруденция» подготовки магистра

для магистерской программы «История, теория и философия права»

Автор программы:

Полдников Дмитрий Юрьевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры теории права и сравнительного правоведения, e-mail: dpoldnikov@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры теории права и сравнительного правоведения НИУ ВШЭ

«___» ____________ 2013 г. (протокол № ___)

Заведующий кафедрой, д.ю.н., профессор _______________В.Б. Исаков

Утверждена деканом факультета Права «___» _____________2013 г.
Декан факультета права, к.ю.н., доцент _________________Е.Н. Салыгин

Москва, 2013
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.



  1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины «Рецепция римского права в Западной Европе» устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям магистранта и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей и ассистентов-аспирантов, ведущих данную дисциплину, а также обучающихся по направлению 030900.68 «Юриспруденция» подготовки магистра для магистерской программы «История, теория и философия права».

Программа разработана в соответствии с:

- Образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению подготовки 030900.68 «Юриспруденция» (уровень подготовки – магистр), утвержденным Ученым советом НИУ ВШЭ 24 июня 2011 г. (Протокол № 26).

- Базовым учебным планом НИУ ВШЭ по направлению подготовки 030900.68 «Юриспруденция» магистерской программы «История, теория и философия права.

- Рабочим учебным планом НИУ ВШЭ по направлению подготовки 030900.68 «Юриспруденция» магистерской программы «История, теория и философия права».


  1. Цели освоения дисциплины


Основной целью освоения дисциплины «Рецепция римского права в Западной Европе» является изучение магистрантом процесса осмысления и восприятия элементов древнеримской правовой традиции в юриспруденции и действующем праве ведущих стран Западной Европы в Средние века и Новое время с особым акцентом на институты договорного права. Дополнительные цели заключаются в формировании у магистранта навыков научного юридического мышления, умения самостоятельно ориентироваться в процессах исторического развития юриспруденции и частного права стран континентальной Западной Европы, выделять элементы общеевропейской научной традиции в современных правопорядках.

Задачами дисциплины являются:

  1. развитие научного интереса магистрантов к изучению общеевропейской правовой традиции, основанной на переосмысленной юридической культуре Древнего Рима;

  2. формирование навыков целенаправленного отбора и анализа историко-правовых доктринальных и нормативных источников с помощью различных приемов грамматического, системно-логического, исторического и телеологического толкования;

  3. развитие навыков применения приемов грамматического, системно-логического, исторического и телеологического толкования для уяснения смысла правовых памятников в историко-правовых и сравнительно-правовых исследованиях;

  4. формирование умения представлять результаты своих исследований и вести научную дискуссию по ходу их обсуждения;

  5. развитие профессиональных качеств, необходимых для организации и проведения научных исследований институтов зарубежного частного права.




  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В ходе проведения занятий по дисциплине «Рецепция римского права в Западной Европе» магистрант должен быть подготовлен к решению таких профессиональных задач, как:

– общая организация персональной и групповой научно-исследовательской деятельности в области изучения институтов зарубежного частного права;

– корректная постановка целей и задач исследовательского проекта, связанного с изучением элементов правовой традиции, основанной на рецепированном римском праве;

– определение круга доктринальных, нормативных и неюридических источников, необходимых для достижения поставленных целей и задач;

– выбор адекватной методологии для исследования источниковой базы;

– сбалансированное использование различных приемов и способов толкования источников для наиболее полного раскрытия их смысла;

– обобщение полученных результатов исследования в рамках теоретической модели формирования и исторического развития того или иного правового института;

– использование полученных знаний об историческом развитии правового института для анализа его актуального состояния и перспектив дальнейшего развития.

Исходя из перечисленных задач, магистрант должен знать:

– факторы и условия, определяющие основные этапы многогранного процесса рецепции римского права и преобразования на его основе институтов действующего права в ведущих странах Западной Европы;

– общие черты и региональные отличия влияния рецепированного римского права на правопорядки ведущих стран Западной Европы;

– роль научной юриспруденции в процессе рецепции римского права, идейные основы и методологические установки ведущих правовых школ в ходе осмысления, распространения и адаптации источников римско-канонического общего права в Западной Европе;

– состояние разработки основных тем курса в трудах отечественных и ведущих зарубежных специалистов в области рецепции римского права;

уметь:

– анализировать процессы развития важнейших институтов западноевропейского частного права;

– давать общую характеристику основных доктринальных и нормативных источников;

– анализировать историко-правовые проблемы, формулировать и аргументировано отстаивать собственную точку зрения;

– применять полученные в ходе изучения курса знания к анализу институтов современного частного права, основанных на рецепированном римском праве;

владеть:

– общей методологией научных исследований в области рецепции римского права;

– навыками самостоятельной и групповой исследовательской работы;

– различными приемами и способами толкования источниковой базы по общим проблемам рецепции римского права, а также по специальным проблемам рецепции римского договорного права;

– навыками устного и письменного представления результатов своих исследований и участия в их научном обсуждении.

Освоение дисциплины способствует приобретению студентом следующих профессиональных компетенций:
1. Системные компетенции:

по

порядку

Код компетенции по ЕК

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

СК-1

СК-М1

Способен рефлексировать (оценивать и перерабатывать) освоенные научные методы.

Лекции, семинары, встречи с учеными и практиками, мастер-классы экспертов и специалистов, подготовка докладов и курсовых работ.

СК-2

СК-М2

Способен предлагать концепции, модели, изобретать и апробировать способы и инструменты.

Лекции, семинары, встречи с учеными и практиками, мастер-классы экспертов и специалистов, подготовка докладов и курсовых работ.

СК-4

СК-М4

Способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный уровень, строить траекторию профессионального развития и карьеры.

Лекции, семинары, встречи с учеными и практиками, мастер-классы экспертов и специалистов, подготовка докладов и курсовых работ.

СК-6

СК-М6

Способен анализировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности, при необходимости восполнять и синтезировать недостающую информацию.

Лекции, семинары, встречи с учеными и практиками, мастер-классы экспертов и специалистов, подготовка докладов и курсовых работ.

СК-8

СК-М8

Способен вести профессиональную, в том числе научно-исследовательскую деятельность в международной среде.

Лекции, семинары, встречи с учеными и практиками, мастер-классы экспертов и специалистов, подготовка докладов и курсовых работ.


2. Профессиональные компетенции

по порядку

Код компетенции по ЕК

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)


Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

А) Инструментальные компетенции

ПК-1

ИК-М5.1

Способен участвовать в правотворческой, правоприменительной, правоохранительной, экспертно-консультационной, организационно-управленческой, научно-исследовательской и педагогической деятельности в сфере юриспруденции.

Лекции, семинары, встречи с учеными и практиками, мастер-классы экспертов и специалистов, подготовка докладов и курсовых работ.

ПК-3

ИК-М5.3

Способен руководить отдельными видами профессиональной деятельности на основе правовых и профессиональных этических норм.

Лекции, семинары, встречи с учеными и практиками, мастер-классы экспертов и специалистов, подготовка докладов и курсовых работ.

ПК-5

ИК-М2.1.1._2.4.1_2.5.2

Способен устно публично выступать (дискуссировать) на русском (государственном) языке в рамках профессионального и научного взаимодействия.

Лекции, семинары, встречи с учеными и практиками, мастер-классы экспертов и специалистов, подготовка докладов и курсовых работ.

ПК-8

ИК-М4.1ю

Способен искать, анализировать и обрабатывать юридически значимую информацию посредством использования формально-юридического, сравнительно-правового и иных специальных методов познания.

Лекции, семинары, встречи с учеными и практиками, мастер-классы экспертов и специалистов, подготовка докладов и курсовых работ.

ПК-11

ИК-М5.3/5/6ю

Способен описывать юридически значимые проблемы и ситуации в смежных профессиональных областях в рамках экономических, социальных и гуманитарных наук.

Лекции, семинары, встречи с учеными и практиками, мастер-классы экспертов и специалистов, подготовка докладов и курсовых работ.

Б) Социально-личностные компетенции

ПК-14

СЛК-М4ю

Способен к осознанному выбору стратегий межличностного взаимодействия в процессе реализации профессиональной юридической деятельности.

Лекции, семинары, встречи с учеными и практиками, мастер-классы экспертов и специалистов, подготовка докладов и курсовых работ.

ПК-15

СЛК-М6ю

Способен разрешать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы юридического свойства.

Лекции, семинары, встречи с учеными и практиками, мастер-классы экспертов и специалистов, подготовка докладов и курсовых работ.

ПК-16

СЛК-М7ю

Способен строить профессиональную юридическую деятельность на основе принципов законности, справедливости и социальной ответственности.

Лекции, семинары, встречи с учеными и практиками, мастер-классы экспертов и специалистов, подготовка докладов и курсовых работ.

ПК-17

СЛК-М8ю

Способен генерировать новые юридические решения, обладает креативностью, инициативностью.

Лекции, семинары, встречи с учеными и практиками, мастер-классы экспертов и специалистов, подготовка докладов и курсовых работ.



  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин магистерской программы «История, теория и философия права» и включена в блок 1 «Вариативная часть». Ее изучение позволит магистранту конкретизировать знания, умения и навыки, приобретенные в ходе изучения следующих дисциплин:

  • История государства и права зарубежных стран;

  • История политических и правовых учений;

  • Теория государства и права;

  • Сравнительное правоведение.

Содержание дисциплины «Рецепция римского права» тесно связано с историей государства и права зарубежных стран и с историей политических и правовых учений и призвано конкретизировать сведения об общих закономерностях развития институтов зарубежного права, выявленных в курсе общей истории государства и права на примере рецепции римского права в целом и рецепции римского договорного права в частности, а также демонстрирует четкую связь правовых учений с преобразованием отдельных институтов зарубежного частного права. Раскрывая указанную взаимосвязь, настоящая дисциплина позволяет выявить глубокие исторические корни важнейших категорий и институтов теории государства и права и конкретизировать общие представления о них.

Магистрант, изучающий настоящую дисциплину, должен уметь соотносить понятия и термины, разработанные общей теорией государства и права и сравнительным правоведением в сфере частного права, с их историческими предшественниками, применять понятийный аппарат теории государства и права к анализу исторического процесса рецепции римского права.

Освоение данной дисциплины предполагает активное использование компетенций, приобретенных магистрантом в процессе изучения таких дисциплин, как правовая аналитика и сравнительное правоведение. Аналитические навыки должны помочь в исследовании многообразных историко-правовых источников по важнейшим проблемам рецепции римского права. Углубленное изучение данных источников может проводиться с помощью методологических приемов сравнительного правоведения и общего представления об основных чертах романо-германской правовой семьи.


  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма дисциплины «Сценарный трейдинг» Правительство Российской...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск