Методические рекомендации наставнику Материалы семинара для учителей Международное историко-просветительское и правозащитное общество «Мемориал»





Скачать 424.11 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации наставнику Материалы семинара для учителей Международное историко-просветительское и правозащитное общество «Мемориал»
страница1/4
Дата публикации01.12.2014
Размер424.11 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > История > Методические рекомендации
  1   2   3   4

ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ. РОССИЯ – ХХ ВЕК

Методические рекомендации наставнику

Материалы семинара для учителей



Международное историко-просветительское и правозащитное общество «Мемориал»,

Международный благотворительный фонд имени Д. С. Лихачева,

Союз краеведов России,

Кафедра региональной истории и краеведения

Российского государственного гуманитарного университета

объявляют

IX ЕЖЕГОДНЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС

ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ СТАРШЕКЛАССНИКОВ


«ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ. РОССИЯ – ХХ ВЕК»

Общая тема конкурса 2007-2008 гг. – судьба человека в российской истории ХХ века.
Она может быть конкретизирована в одной из более частных тем:

  • История семьи

  • Личность и общество

  • Человек и власть

  • Человек и малая родина

  • Повседневная жизнь российских поколений

  • Свои – чужие: другая национальность, другая религия, другие убеждения

Работа может быть посвящена и любой другой теме, отвечающей общей идее конкурса.

Цель конкурса – побудить молодых людей заняться самостоятельными исследованиями, посвященными российской истории минувшего века.

Результаты прошедших конкурсов показали, что наибольшее количество присланных работ посвящено истории семьи. Это естественно – ведь именно через свидетельства близких людей легче понять и представить себе прошлое своей страны.

Взаимоотношения личности, общества и государства – огромная и разнообразная тема, которая заставляет задуматься над тем, что значат в нашей сегодняшней жизни свобода, право, человеческое достоинство. Молодые исследователи, которые столкнутся с этой проблематикой, не должны ограничиваться простым описанием механизмов, посредством которых государство осуществляло свою власть над отдельным человеком и над страной в целом. Не менее ценно найти свидетельства того, как люди отстаивали свою гражданскую и духовную свободу.

Важно, чтобы будущие участники конкурса обратили внимание на тему свои – чужие, на тех, кто живет или жил рядом с вами и принадлежит к другой национальности, к другой религии, придерживается других взглядов. Какова степень понимания и терпимости по отношению к этим людям? Работая этой темой, постарайтесь изучить исторические корни проблемы: кто и при каких обстоятельствах оказывался «чужим»- в вашем городе или деревне – в ту или иную эпоху.

Интересный и малоисследованный аспект темы «свои – чужие» – история российских и восточноевропейских евреев. Изыскания в этой области – истории конкретных людей, общин и даже зданий, помогут вам узнать много нового об этой стороне российской истории, до сих пор очень мало изученной и полной мифов. Лучшие работы на эту тему будут отмечены специальными призами.

Удачной и интересной может также стать работа, в которой прослеживается история какого-либо здания, памятника, улицы, или, например, экспоната краеведческого музея. Предметом исследования также может стать и какое-либо значимое событие из прошлого вашего города, поселка или деревни, представленное в рассказах очевидцев, дополненных архивными документами и публикациями. Однако и в подобных работах должно быть выполнено главное условие конкурса – улицы, здания, памятники должны быть связаны с конкретными человеческими судьбами.

В рамках основных направлений конкурса в этом году вниманию участников предлагается также новая тема – «Гражданин и армия», объявленная при поддержке Европейской Комиссии в РФ. Эта тема призвана привлечь внимание конкурсантов к изучению прошлого и настоящего российской армии, содействуя воспитанию в сегодняшних молодых людях сознательного отношения к одной из непростых тем в жизни российского общества.

Три конкурсные работы, посвященных судьбе человека в XX столетии (вне зависимости от выбранного направления исследования) будут награждены специальными премиями имени Василия Гроссмана, учрежденными Исследовательским Центром «Жизнь и судьба» (Италия, Турин). Василий Гроссман – один из крупнейших российских прозаиков ХХ века. Главная тема его произведений – жизнь и судьба российских людей – наиболее близка задачам нашего конкурса.

Максимальный объем исследовательских работ, присылаемых на конкурс, не ограничен. Жюри не оценивает работы объемом в 3–4 странички, а также работы, не отвечающие теме конкурса. Работа может быть оформлена как научная статья или записанный и прокомментированный участником конкурса рассказ свидетеля исторического события. Это может быть история чьей-либо жизни или история семьи, основанная на воспоминаниях, семейных документах, фотографиях.

Исторические источники, на которых строится конкурсная работа, могут быть самыми разными: устные свидетельства, материалы (в том числе и кинофотодокументы) домашних и государственных архивов, дневники, воспоминания, статьи, подшивки старых газет и т.д. Однако, если вы хотите добиться успеха, необходимо, чтобы все документы были тщательно прокомментированы и подвергнуты критическому анализу. Это, собственно, и есть главный критерий оценки работы, хотя жюри, без сомнения, отметит найденный новый ценный исторический материал и умение участника конкурса излагать свои мысли.

Мы будем приветствовать удачные поиски новых форм, например, в видео- или электронных вариантах. Работы, присланные в электронном виде, должны обязательно сопровождаться полным текстом на бумажном носителе. К фильму должен прилагаться сценарий. Лучший видеофильм будет отмечен специальным призом жюри.

Работы на конкурс обязательно должны быть снабжены титульным листом, где следует указать:

  • фамилию, имя и отчество автора (полностью),

  • адрес автора и школы с почтовым индексом,

  • класс и номер школы, телефон (автора и школы).

Если работа выполнена под чьим-либо руководством, просим вас указать фамилию, имя, отчество и должность руководителя (полностью).

Следует также приложить краткое содержание работы. Не забудьте о библиографии: все источники, которыми вы пользовались и на которые ссылаетесь, следует в ней отразить.

Желательно присылать два экземпляра работы, набранные на компьютере (просим не присылать ксерокопии рукописных работ).

Документы, фотографии, аудио- и видеозаписи (если только основной работой не является сделанный вами видеофильм) служат лишь приложением к тексту.

Участники конкурса: приглашаются учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений среднего профессионального образования России в возрасте от 14 до 18 лет. Работа может быть выполнена как индивидуально, так и коллективно. Если в качестве наставников начинающих исследователей выступят учителя, родители и даже профессиональные историки, это будет только приветствоваться. Единственное условие: роль руководителя и степень его участия должны быть обязательно отражены в соответствующей записи в работе. Работы, выполненные коллективно, должны быть снабжены кратким описанием истории их создания, чтобы жюри могло оценить вклад каждого участника.

Срок отправки работ на конкурс – до 10 января 2008 (по почтовому штемпелю).

Подведение итогов. Результаты конкурса будут опубликованы в мае 2008 года. Авторов 40 лучших работ пригласят в Москву для подведения итогов конкурса. Лучшие учителя, отмеченные жюри, также будут приглашены в Москву на церемонию награждения победителей в мае 2008 года. По решению жюри и оргкомитета конкурса 5 победителей получат возможность поехать в международные школы лауреатов исторических конкурсов.

Наставники, активно участвовавшие в конкурсе, осенью 2008 года будут приглашены в Москву для работы в научно-практическом семинаре.

Авторы работ, вышедшие в финал, будут награждены книжными подарками, которые будут высланы по почте.

Присланные на конкурс работы после подведения итогов не возвращаются и будут храниться в специальном архивном фонде, открытом для всех желающих (оставляйте себе копии!). Лучшие работы могут быть опубликованы полностью или фрагментарно в ежегодном сборнике «Человек в истории», в периодической печати и Интернете на безгонорарной основе.

***

Запрос на получение методических и информационных материалов в помощь участникам конкурса можно присылать до 15 ноября 2007 г. (материалы высылаются бесплатно).

Запросы на методические материалы (до 15 ноября 2007 г.) и работы (до 10 января 2008 г.) присылайте по адресу: 127051, Москва, Малый Каретный переулок, 12, Международный Мемориал, «На школьный конкурс»
Тел.: (495) 699-65-04 (с 12.00 до 18.00) Факс: (495) 609-06-94 E-mail: konkurs@memo.ru
***

Конкурс проходит при поддержке правительства Москвы, фонда «Память, ответственность и будущее» (ФРГ), Фонда имени Генриха Бёлля (ФРГ), Фонда Форда (США), Европейской Комиссии в РФ, Фонда Кёрбера и сети европейских исторических конкурсов Eustory(ФРГ), Исследовательского Центра «Жизнь и судьба» (Италия, Турин), Фонда имени Фридриха Науманна (ФРГ), Международного исследовательского центра российского и восточноевропейского еврейства, Евроазиатского еврейского конгресса, Кафедры иудаики ИСАА МГУ им. М.В.Ломоносова, радиостанции «Серебряный дождь», журналов «Отечественные записки», «Знание-сила» и «Преподавание истории в школе».




региональный координатор конкурса

кандидат исторических наук

МИРОНОВА Виктория Георгиевна

665709, г. Братск-9, а/я 807

Тел./факс (395-3) 37-58-45

memobratsk@mail.ru

Почему этот конкурс так важен для «Мемориала»

Арсений Рогинский, председатель Правления Международного общества «Мемориал»
1. Никакое хоть сколько-нибудь демократическое государство не построишь без исторического и правового сознания граждан. Но как воспитывать (или – развивать) такое сознание у юношества? Конечно, в первую очередь книгами, фильмами, телепередачами, музейно-выставочной работой, безусловно – качественным школьным преподаванием. И «Мемориал», насколько это в его силах, содействует созданию таких книг, выставок, проведению уроков, которые рождают вопросы и дискуссии. Этого, однако, мало. Всерьез о развитии исторического или правового сознания речь может идти только тогда, когда оно не приходит извне, когда молодой человек сам вступает в личное, прямое соприкосновение с фактами, сам пытается их осмыслить и найти ответы на поставленные им самим вопросы. Конкурс дает молодым людям эту возможность. Они сами выбирают тему, собирают факты, затем систематизируют их, ставят вопросы и на них отвечают. Все это в конечном счете и есть выработка самосознания.

Не так важно, какую тему выбрал школьник – биография ли это знаменитого земляка, судьба собственного деда или история завода, расположенного неподалеку от дома, важно, что в процессе своего труда он сталкивается с десятками сюжетов и проблем, которые ему надлежит понять. Без такого понимания (и это быстро становится ему ясно) никакая конкурсная работа «не склеится», она превратится в пустую фиксацию фактов, а это последнее уж никак не может устроить пытливый 15–17-летний ум. Тут-то и возникает ощущение себя в Истории – себя в контексте истории своей семьи, своего города, своей страны. В связи со всеми нами.

Рождению у наших юных сограждан такого чувства истории и хочет всячески содействовать «Мемориал». Мы хотим, чтобы История была им небезразлична. И это небезразличие я ощутил почти во всех конкурсных работах.

Сложные ответы на сложные вопросы (в том числе и специфически мемориальские) придут к ребятам позже. Но пути к этим ответам они прокладывают уже сейчас, в конкурсных работах.

2. Долг «Мемориала» – хранить память о прошлом. Для этого мы и собираем свои архивы, для этого записываем (увы, сейчас куда меньше, чем 10 лет назад) воспоминания живых свидетелей трагических событий прошлого. Но ведь и наши конкурсанты делают то же самое! Они собирают и систематизируют семейные архивы или архивы тех людей, которыми они заинтересовались и о которых они пишут. И теперь, когда они поработали с этими документами, поняли их ценность, можно уже быть спокойными – они никогда не дадут их выкинуть.

Бумаги эти будут сохранены. Может быть, в семьях, может быть, в каких-то государственных или общественных архивах.

И сколько же устных рассказов записали наши школьники! Сколько свидетельств о судьбах человеческих зафиксировали! «Мемориалам» – хоть и всем вместе – с таким объемом работы не справиться. Это рассказы о крестьянском и городском быте за многие десятилетия, рассказы о революции и раскулачивании, о военных подвигах и о тяготах плена, о стройках – малых и великих – и о многом, многом другом. И в центре каждого повествования, каждого сюжета – человек, в самых разных его проявлениях. То есть ребята, работая над конкурсными сочинениями, выполняют самую что ни на есть мемориальскую задачу – сохраняют правду о прошлом. Не только о том трагическом прошлом, которым «Мемориал» (в узком смысле) занимается.

Но ведь прошлое и было не только трагедией. Главное, чтоб правду записывали. От самых рядовых людей. И чтоб документам письменным не давали погибнуть. Это они и делают. И мы за это можем быть им только благодарны.

3. На последней мемориальской конференции в декабре 1998 года много говорили о необходимости нравственного воспитания юных. Но где же воспитываются подлинно нравственные основания человека, как не в семье. И не новость, что разрушение таких нравственных основ в значительной степени является следствием разрушения связи между поколениями, и на разрыв этот немалую печать наложило наше общее прошлое. И мы не случайно заявили в качестве одной из приоритетных тем – историю семьи и, наверное, не случайно получили по этой теме очень много работ.

Выяснение истории судеб дедов и прадедов, родителей, ближних и дальних родственников – все это способствует укреплению внутрисемейных связей, внутрисемейному уважению. Живо представляю себе, как наш конкурсант спрашивает у отца что-нибудь вроде: «А чем занимался дед тети Нины?» – и слышит в ответ: «А ты когда у нее был в последний раз? Небось год как не заглядывал. Вот добеги и поинтересуйся!».

И идет наш школьник к этой самой тете Нине, и спрашивает, и слышит в ответ что-то очень важное, и записывает, и теперь он часто к ней будет захаживать, и, может, даже в чем-то помогать, а может, мирить ее с родителями, с которыми она давно в ссоре.

Живо представляю также, как специально по требованию школьника-конкурсанта собирается вся семья, и вместо обычного праздничного времяпровождения все пускаются в воспоминания, и всех эти воспоминания мирят, а ребенок записывает…

Так что наш конкурс, вполне возможно, и самым простым человеческим (иначе говоря – нравственным) вещам служит.

4. А вдруг кто-то из этих ребят придет к нам в «Мемориал»?! Это было бы замечательно.

Но это уже от нас самих зависит – от наших усилий, насколько серьезно члены «Мемориала» к этому конкурсу отнесутся, насколько смогут заинтересовать им школьников в своих городах.

Память – фундамент культуры

Сигурд Шмидт, академик Российской Академии образования,

председатель Союза краеведов России.
Ощущение взаимосвязи с прошлым всегда характерно для настоящего у всех народов. Именно взаимосвязи, ибо прошлое и интересно, и оценивается по-разному – в зависимости от современного нам миропонимания. Знание прошлого – традиций, обычаев, преданий – изначально вызывало уважение; носители таких знаний были особо почитаемы. И ныне такие знания кажутся привлекательными отнюдь не только тем, кто имеет какое-либо отношение к занятиям историей. Элементы «исторических» знаний (пускай даже самых примитивных или неточных) – это всеобщие знания, интерес к которым свойствен людям разных поколений, разных социокультурных страт, разного уровня учебной и профессиональной подготовки.

Объясняется это самой природой нашего мышления, тем, что наше общественное сознание по существу и историческое сознание, так как в основе наших общественных представлений – память. Память – и фундамент нашей культуры. Человек вовсе не повторяет за свою жизнь весь путь освоения материальной и духовной культуры, пройденный в предшествующие эпохи, а отбирает и развивает дальше то, что было освоено до него. Память – прежде всего исторический опыт: и нас самих, и предшествовавших поколений. Следовательно, это – собственно исторические представления (даже тогда, когда это и не осознается), ибо все, что прошло, относится уже к «истории». Историзм мышления, сравнение, сопоставление с ранее известным – свойство человеческой мысли. Исторического происхождения ассоциации предопределяют и понимание, и оценку настоящего (лучше или хуже; больше или меньше; как всегда или иначе и т.д.), и футурологическое видение (желание сохранить или, напротив, изменить что-либо; направленность планируемых изменений).

На знания о прошлом опираются и идеологические, и эмоциональные установки общества в целом и отдельных индивидуумов. К «образам прошлого» неизменно обращаются в воспитательных и пропагандистских целях для внушения и закрепления определенных нравственных понятий или политических воззрений, воспитания патриотизма. Это – выверенное тысячелетней практикой средство идеологического воздействия, воспитывающего и разум, и душу и уже потому во многом предопределяющего типологию и этических, и эстетических норм, общественные вкусы и предпочтения (и массовые, и индивидуальные).

Из таких представлений исходят и те, кто ориентируется на массовое общественное сознание и формирует его. Потому-то об «исторических» событиях и лицах, об образе жизни в прошлом призывно напоминают не только воздвигнутые монументы и мемориальные доски (то есть то, что в просторечии и означают словом «памятник»), но и географические названия, наименования гостиниц, ресторанов, магазинов, учебных заведений, даже предметов обихода, изображения на денежных купюрах и т.д., и т.п.

Историческая любознательность – примета и нашего времени массового внедрения в жизнь все новых технологических усовершенствований, а следственно, и все возрастающей роли собственно техники в пространстве «цивилизации». Показательно, что во Франции 1960-х годов (по наблюдениям социологов) около 40% изданий для дорожного чтения (особенно в киосках при вокзалах и аэропортах) было «исторической» тематики. И ныне популярнейшие «зрелищные» и «костюмные» кинофильмы и телефильмы – «исторические». Заманчивость «исторических» реалий подтверждают и массовая реклама, и самая навязчивая ее разновидность – телевизионная реклама.

Представления об «исторической значимости» (выражение М.Горького) и вообще об «историческом опыте» (содержании и объеме понятия, чертах его – основных, постоянных и временных, локальных) не оставались неизменными. Как и представления о сфере знаний в истории, об особо поучительном, о круге тех, кому полезна и интересна «историческая» информация, кто и как способен ее воспринять. С расширением интереса не только к государственно-политической истории (то есть «событийной» и о выдающихся личностях, как было в первых, еще устных преданиях), но и к социально-экономической, к истории народных масс и классовой борьбы, материальной и духовной культуры, обихода повседневности, ментальности возникает понимание ценности источников познания таких явлений, усиливается внимание к работам археологов, этнографов, историков-экономистов, социопсихологов.

Это, на мой взгляд, предопределяет и взаимозависимость преподавания и соотнесения в школьных программах занятий историей и литературой, в сфере проблематики «культура», а также и географией и вообще природоведением, тем более что в краеведческих музеях школьники должны ощутить взаимосвязь (да и взаимодействие) явлений, отраженных в экспозициях разделов «Природа и история».

Сейчас особенно настораживает то, что некоторые реформаторы школьного образования обнаруживают тенденцию к сокращению объема знаний гуманитарного цикла. А ведь именно такие знания способствуют становлению и нравственных нормативов, и норм общения разных поколений, взаимопонимания людей разных культурных традиций. Академик Д.С.Лихачев нарочито подчеркивал то, что «совесть – в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Беспамятный, это – и бессовестный». И Булат Окуджава заметил: «Не умеющие помнить чаще спотыкаются. Может быть, от этого они производят такой грохот». Технический прогресс, претворенные в каждодневную практику достижения негуманитарных наук столь стремительны, что важнее не столько запомнить новейшее (устаревающее нередко на глазах одного поколения), сколько освоить навыки овладения новациями и обращения к справочно-методическим пособиям. Убежден, что и в новом столетии остается актуальным сказанное еще Н.Г.Чернышевским: «Можно не знать множества наук – и все-таки быть образованным человеком. Но не любить историю может только человек, совершенно не развитый умственно».

Для распространения интереса к прошлому и воспитания с юных лет навыков исторического мышления важны сочинения педагогической направленности. Показательно в этом плане отношение к опирающейся на почерпнутое из многотомного сочинения Карамзина «Истории России в рассказах для детей» А.О. Ишимовой, высоко оцененной и А.С.Пушкиным (последняя его записка – в день роковой дуэли! – адресована Ишимовой: «Сегодня я нечаянно открыл Вашу Историю в рассказах и поневоле зачитался. Вот как надобно писать!»), и демократической критикой последующих десятилетий. По мнению В.Г.Белинского, писательница так сумела изобразить прошлое, что эти факты и события непосредственно запечатлевались в уме и воображении читателя, а глаза его видели не одни буквы, но и картины.

Очень хорошо, что участники конкурса заинтересовались проблематикой, особенно привлекательной для современной мировой исторической науки, – это история повседневной жизни, локальная история-краеведение и соприкасающаяся с ней генеалогия (то есть знания родственных связей и истории своей семьи, своего рода – «фамилии»). В последние десятилетия историко-культурное краеведение, ставшее жертвой репрессий в начале 1930-х годов, начало возрождаться. Усилилось внимание и к истории нашего краеведения – теперь уже и за рубежом. В 1999 году по инициативе университета Сорбонна в Париже состоялась международная научная конференция «Краеведение в России 1890–1990 годы: истоки, проблемы, возрождение» с участием россиян из разных городов. Опыт нашего краеведения привлекает иностранцев не только тем, что много интересного в особенностях развития разных регионов нашего отечества, но и потому, что российские краеведы – особенно в 1920-е годы – были новаторами в разработке методики изучения проблематики «микроистория», «история повседневности», «история ментальности». Существенно то, что юные историки обращаются к первоисточникам, то есть материалам государственных архивов и музеев, к личным архивам и к методике «устной истории»; уже обнаруживается умение пользоваться современнейшей научной технологией.

Обращает на себя внимание то, что во многих сочинениях акцент – на негативных фактах нашей истории. Думается, что это объясняется не только особенностями истории России ХХ века и трагизмом положения многих людей в эти годы, ведь тема конкурса «Человек в истории. Россия – ХХ век», но и стремлением к всестороннему и правдивому изображению прошлого вопреки навязываемым идиллическим мифологемам о пути к прогрессу. Явно обнаруживается и желание изучать то, что оставалось у многих раной семьи, воспользоваться возможностью восстановить наконец память о тех, кого пытались вычеркнуть из истории, исказить значение ими содеянного. Нельзя не учитывать и направленность деятельности правозащитного Общества «Мемориал».

Однако полагаю, что в таком выборе темы выражалась и исследовательская потребность попробовать свои силы в деле, где выступаешь первооткрывателем. Ведь эта тематика была многие десятилетия закрыта и для исследователей, и для публицистов – и юные авторы первыми вводят в обиход историков факты малоизвестные или вовсе неизвестные, первыми пытаются и истолковать их. Как правило, они не имеют возможности опереться и на устойчивую уже историографическую традицию в осмыслении подобных исторических явлений и потому выступают – пусть при изучении и не слишком масштабной даже темы – новаторами. Это важно для становления личности молодого человека и для формирования навыков профессионального научного творчества.

Отмечаю это все и потому, что в наши дни обнаруживаем массовое доверие к фантастическим измышлениям (а теперь уже к фальсификациям с коммерческой целью) математика А.Т.Фоменко, лишающего Россию и другие страны и народы многих веков истории и отвергающего подлинность известнейших памятников истории и культуры. Мода на подобные рассуждения объясняется не только очевидными для психологов особенностями эпохи, когда возвращается вера в знахарей и астрологов и возбуждается склонность к ниспровержению авторитетов и привычных взглядов в сферах политики и культуры. Прежде всего, это – увы! – показатель того, что историки не сумели внушить потребителям этой продукции действительно основательные исторические представления и о ходе исторического процесса, и об источниках исторических знаний. Так воспринимают и прошлое, и настоящее те, кого А.И.Солженицын с горечью охарактеризовал как «образованцев». И если уменьшат объем историко-культурного образования в программах школьного обучения, то это будет способствовать возрастанию их численности. А это уже – угроза нашему будущему!

Конечно, сочинения, отмеченные Жюри конкурса, прежде всего свидетельствуют о склонностях и способностях авторов. Но это – и показатель работы их учителей и доверия юных победителей конкурса к своим учителям. Ибо именно учителям они во многом обязаны если не выбором темы, то тем, что овладели методикой реализации этих намерений, поскольку школьные учебники – во всяком случае по отечественной истории – не побуждают, как правило, к напряжению творческой мысли, а специальных методических пособий для только вступающих на путь исторического исследования пока еще нет.

Даже если победители конкурса изберут иную профессию – и может статься, далекую от сферы гуманитарных наук, – они получили закалку в самостоятельной работе исследовательской направленности, обрели определенный научно-методический опыт, расширили свой кругозор и, полагаю, углубили представления о личных нравственных обязанностях человека и вообще о нравственности. И при всех обстоятельствах будут впоследствии вспоминать конкурс и как полезную школу в их жизненном пути, и как приобщение к радости творчества
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации наставнику Материалы семинара для учителей Международное историко-просветительское и правозащитное общество «Мемориал» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Международный благотворительный фонд...
Методические рекомендации наставнику Материалы семинара для учителей Международное историко-просветительское и правозащитное общество «Мемориал» iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной учебной,...
Методические рекомендации для учителей и школьников по работе с современными социальными веб-сервисами для включения информационных...
Методические рекомендации наставнику Материалы семинара для учителей Международное историко-просветительское и правозащитное общество «Мемориал» iconМетодические рекомендации по выполнению и защите курсовых работ
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины «Международное частное право»
Методические рекомендации наставнику Материалы семинара для учителей Международное историко-просветительское и правозащитное общество «Мемориал» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На поддержку и углубление содержания основной учебной программы направлены следующие учебно-методические комплексы (учебные программы,...
Методические рекомендации наставнику Материалы семинара для учителей Международное историко-просветительское и правозащитное общество «Мемориал» iconУчебно-методический комплекс педагогика учебная программа, методические...
Методические материалы для студентов дневного отделения
Методические рекомендации наставнику Материалы семинара для учителей Международное историко-просветительское и правозащитное общество «Мемориал» icon«Проблемы формирования системы выявления одаренных детей: психологические...
«Поддержка одаренных детей и их наставников на 2010-2015 годы» на районном уровне создана система методической поддержки и методического...
Методические рекомендации наставнику Материалы семинара для учителей Международное историко-просветительское и правозащитное общество «Мемориал» iconМетодические рекомендации Ставрополь, 2012 г. Рецензенты : Кусакина...
Международное предпринимательство: методические рекомендации / В. Л. Ерохин, А. Г. Иволга; Ставропольский государственный аграрный...
Методические рекомендации наставнику Материалы семинара для учителей Международное историко-просветительское и правозащитное общество «Мемориал» iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения олимпиад по экономике, требования к структуре и содержанию олимпиадных...
Методические рекомендации наставнику Материалы семинара для учителей Международное историко-просветительское и правозащитное общество «Мемориал» iconМетодические рекомендации для практической и самостоятельной работы...
Данные методические рекомендации содержат справочные материалы, лексический минимум анатомической терминологии, терминоэлементы,...
Методические рекомендации наставнику Материалы семинара для учителей Международное историко-просветительское и правозащитное общество «Мемориал» iconМетодические рекомендации по ведению тьюторского сопровождения профессионального...
Методические рекомендации разработаны в рамках реализации областного проекта «Формирование системы тьюторского сопровождения профессионального...
Методические рекомендации наставнику Материалы семинара для учителей Международное историко-просветительское и правозащитное общество «Мемориал» iconМетодические рекомендации по сопровождению государственной итоговой...
Методические рекомендации предназначены для учителей географии и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой)...
Методические рекомендации наставнику Материалы семинара для учителей Международное историко-просветительское и правозащитное общество «Мемориал» iconУчебно-методический комплекс «международное экономическое право»
Э. А. Бадмацыренова «Разработке тестов для компьютерного тестирования. Методические рекомендации для преподавателей» Улан-Удэ, 2008....
Методические рекомендации наставнику Материалы семинара для учителей Международное историко-просветительское и правозащитное общество «Мемориал» iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения школьного и муниципального этапов по химии, советы по содержанию...
Методические рекомендации наставнику Материалы семинара для учителей Международное историко-просветительское и правозащитное общество «Мемориал» iconМетодические рекомендации по решению предложенных олимпиадных задач
Инструктивные и методические материалы для регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике в 2008/2009 учебном...
Методические рекомендации наставнику Материалы семинара для учителей Международное историко-просветительское и правозащитное общество «Мемориал» iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения олимпиады по обществознанию, определения содержания и типов олимпиадных...
Методические рекомендации наставнику Материалы семинара для учителей Международное историко-просветительское и правозащитное общество «Мемориал» iconМетодические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских...
При разработке методических рекомендаций использованы следующие нормативные правовые документы и методические материалы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск