Скачать 484.31 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия № 6 города Тихорецка муниципального образования Тихорецкий район Авторская программа По обшествознанию 7 класс Срок реализации программы: 1 год Автор: Сыркина Светлана Александровна, учитель истории и обществознания муниципального общеобразовательного учреждения Гимназия № 6 города Тихорецка муниципального образования Тихорецкий район Авторская программа разработана на основе сборника программ общеобразовательных учреждений «История. Обществознание. 11 класс» под редакций Л. Боголюбова. Москва. Издательство «Просвещение» 2005 год и программы курса «Обществознание» А.И. Кравченко. Москва. Издательство «Русское Слово». 2009 год. В содержание учебного материала включены темы курса «Мой выбор». Авторы: И.Ф. Ахметова, А. Н. Йоффе. Москва. 2008 год. г. Тихорецк 2010 Пояснительная записка Авторская программа разработана на основе сборника программ общеобразовательных учреждений «История. Обществознание. 11 класс» под редакций Л. Боголюбова. Москва. Издательство «Просвещение» 2005 год и программы курса «Обществознание» А.И. Кравченко. Москва. Издательство «Русское Слово». 2009 год. В содержание учебного материала включены темы курса «Мой выбор». Авторы: И.Ф. Ахметова, А. Н. Йоффе. Москва. 2008 год. Программа включает в себя пояснительную записку, сравнительную тематическую сетку часов обществознания 7 класса по программе обществознания Л. Боголюбова. Москва. Издательство «Просвещение» 2005 год и по программе А.И. Кравченко. Москва. Издательство «Русское Слово». 2009 год, содержательную часть, ожидаемые результаты, основные требования и умения, используемую литературу. Программа состоит из пяти разделов: «Личность подростка» (19 часов), «Подросток в социальной среде» (11 часов), «Подросток и закон» (11часов), «Образ жизни подростка» (11часов), «Подросток и его жилая среда» (16 часов). На каждом этапе реализуют межпредметные связи с курсом «История» и другими учебными предметами. Программа полностью предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, заложенных в государственные стандарты. Цель данной программы – расширение обществоведческих знаний подростка за счет практическо – ориентированных занятий. Задачи. - принятие учащимися в качестве ориентиров демократических общечеловеческих ценностей; - раскрытие закономерностей в общественной жизни в условиях глобализации, преодоление отрывочного характера получаемых знаний, их систематизация и осмысление с учетом современных требований и научных достижений; - изучение своеобразия общественной жизни России на примерах истории и современности в сравнительном анализе с другими странами мира; - создание условий для раскрытия творческих способностей учащихся, развитие навыков аналитического мышления и умения делать осознанный выбор, развитие творческого мышления; - понимание школьниками ценности образования в современном мире и активизация стремления к самообразованию, преодоление разрыва между обучением и воспитанием в школе; - создание атмосферы диалога и сотрудничества всех участников учебного процесса, отказ от давления и морализаторского подхода в преподавании. Российское общество находится в процессе перехода от индустриального к информационному обществу. Процессы глобализации и информатизации меняют существующие общественные отношения во всех сферах – политической, правовой, экономической, семейной, бытовой, социальной, культурной и наша страна не может оставаться в стороне от происходящих событий. Общество переживает сложный период становления новой системы ценностей, утверждения новых приоритетов в государственной политике и общественной деятельности, формирования основ правового государства и гражданского общества. Поэтому представляется крайне важным для будущего развития страны преодоление правового нигилизма, общественной и политической пассивности, различных проявлений нетерпимости и насилия, экстремизма и агрессивности. В первую очередь, это касается подростковой среды, поколения будущих граждан России. Значительную роль в данном процессе играет школа. Новизна авторской программы по обществознанию состоит в следующем: - программа составлена на основе принципа неотделимости знаний от практических навыков гражданского участия, от решения назревших общественных проблем подростка; - личность подростка понимается как закономерный процесс, который происходит в современном мире, реально существующее общественное явление; - прослеживаются и учитываются межпредметные и межкурсовые связи; -уделяется значительное внимание темам патриотизма, юридических границ подросткового возраста, подростку в социоме и воспитания будущего гражданина РФ. Общей целью нового подхода к преподаванию обществознания является создание максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной и осознающей ответственность за совершенные поступки личности. Ожидаемые результаты. Предполагается, что после изучения данного курса в 7 классе учащиеся смогут: - освоить разные социальные роли; - занимать активную гражданскую позицию; - участвовать в реализации социальных проектов; - использовать различные источники информации при обсуждении проблем общественной жизни; - овладеть правилами общественной полемики, цивилизованного, диалога в обществе; - понимать роль и место России в современном мире, геопелитические перспективы развития страны; - знать и использовать правовые механизмы защиты собственных интересов, прав и свобод. При составлении программы учитывалась новая концепция в преподавании обществознания. Данная программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) на основе использования учебников: Сравнительная сетка часов
Содержание рабочей программы по обществознанию Глава I ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА - (19часов) Тема 1. Переходный возраст (2часа) Возраст в: 1) хронологическом плане; 2) физическом и психологическом плане; 3) социальном плане. Подростковый возраст — период перехода от детства к подростковой жизни (юности). Физиологические и психологические изменения подросткового возраста. Особенности подросткового возраста. Характеристика старшего подросткового возраста (период от 13 до 15 лет). Подростковый возраст — отрезок жизни между детством и зрелостью. Основные понятия темы: возраст; возрастная периодизация; подростковый возраст; тинейджеры; юность. Тема 2. Задачи и трудности подросткового возраста (2часа) Задачи подросткового возраста. Важнейшие особенности подросткового возраста: частичная принадлежность подростка к группе детей, частичная — к группе взрослых. Задачи развития подростка: принятие своей внешности и умение эффективно владеть телом; формирование новых и более зрелых отношений со сверстниками обоего пола; принятие мужской или женской роли; достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых; подготовка к трудовой деятельности; подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни; появление желания нести ответственность за себя и общество; обретение системы ценностей и этических принципов. Проблемы подросткового возраста. Основные понятия темы: эмоциональная независимость, система ценностей Тема 3. Быть взрослым (2часа) Период взросления. Сложности вхождения в мир взрослых. Выбор образов взрослого себя в подростковом возрасте. Роль избранного идеала во взрослении подростков. Противоречивость подросткового возраста. Особенности воспитания подростков. Основное понятие темы: взрослый. Тема 4. Физические изменения подростков (2часа) Бурный и неравномерный рост, развитие организма. Резкое ускорение роста. Половое созревание. Факторы физических изменений подростков. Проблемы питания подростков. Вопросы внешней привлекательности. Роль внешней привлекательности в становлении межличностных отношений. Опасность недовольства собой как фактора, формирующего комплекс неполноценности. Самооценка. Неравномерность развития подростков. Основные понятия темы: самооценка; комплекс неполноценности. Тема 5. Психологический портрет личности: темперамент и характер-(2часа) Понятие «личность». Основные свойства психологического портрета личности: темперамент; характер; способности; интеллект; чувства; эмоции. Типы личности по темпераменту: сангвиник; холерик; флегматик; меланхолик. Характер человека. Морально-волевые качества личности как стержень характера. Основные понятия темы: личность; темперамент; характер. Тема 6. Психологический портрет личности: интеллект, эмоции и чувства (3часа) Способности человека. Общие и специальные способности. Интеллект как способность к познанию и логическому мышлению. Чувства человека: собственно чувства; аффекты; эмоции; настроение; стрессовые состояния. Эмоции — низший, чувства — высший тип психических реакций. Основные понятия темы: способности человека; интеллект; настроение; стресс; эмоции. Тема 7. Самооценка подростка (2часа) Самооценка как основа регулирования поведения личности. Опасности завышенной и заниженной самооценки. Факторы влияния на самооценку подростков. Взаимосвязь самооценки и успеваемости в школе. Роль самовоспитания в становлении личности. Некоторые методы самовоспитания: самоприказ; самовнушение; самоободрение. Основные понятия темы: самооценка; самовоспитание. Тема 8. Выдающаяся личность (2часа) Представления о выдающихся личностях у мыслителей прошлого (Н. Макиавелли, Т. Карнейль, Ф. Ницше). Роль природных задатков для формирования выдающейся личности. Становление выдающейся личности вопреки своей природе. Одаренные дети. Умственная одаренность — биологически прирожденные качества. Возможность развития и угасания умственной одаренности. Роль силы воли, трудолюбия и мотивации к достижению поставленной цели в развитии умственной одаренности. Социальная среда (семейное воспитание, школьное образование, влияние общества) в развитии умственной одаренности. Роль поощрения одаренности в ее развитии. Основные понятия темы: выдающаяся личность; одаренность; одаренные дети. Тема 9. Лидер и его качества (2часа) Лидер. Различные точки зрения на качества, которыми должен обладать лидер. Шесть основных элементов лидерства по С. Норткоту Паркинсону: воображение; знание; талант; решимость; жесткость; притяжение. Искусство общения как обязательная черта лидера. Умение ярко говорить самому и умение слушать, когда говорят другие, — основа искусства общения. Основные понятия темы: лидер; искусство общения. Глава II ПОДРОСТОК В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ- (11часов) Тема 10. Социальная среда подростка (2часа) Понятие «социальная среда». Роль социальной среды для предоставления условий развития личности, удовлетворения ее культурных потребностей, контактов с другими людьми. Ближайшая и дальняя среда подростков. Промежуточное положение школы между двумя мирами подростков — ближним и дальним. Степень доверия подростков различным кругам общения. Семья как малая группа, пользующаяся наибольшим доверием подростков. Влияние реакции окружающих людей на поведение подростков. Прямая и косвенная зависимость от реакции окружающих. Основное понятие темы: социальная среда. Тема 11. Подросток в группе (2часа) Общество — совокупность разных групп. Группы: большие и малые; постоянные и временные. Малые группы, или группы личного контакта. Одновременное вхождение человека в несколько групп. Законы группы. Жизнь человека по законам группы. Групповое давление. Конформизм как особая форма поведения в ответ на групповое давление. Ориентация на «значимых других». Значение уровня самооценки человека на степень влияния группового давления. Основные понятия темы: группа; конформизм; «значимые другие». Тема 12. Межличностные отношения (2часа) Межличностные отношения — отношения в малой группе. Роль психологических качеств и нравственных норм в межличностных отношениях. Важнейший закон межличностных отношений: как другие относятся к вам, во многом определяется тем, как вы относитесь к себе. Взаимопонимание в межличностных отношениях. Основные понятия темы: межличностные отношения; взаимопонимание. Тема 13. «Мы» и «они» (1час) «Мы» и «они» как обозначение двух типов отношений: «мы» — те, к кому испытываю симпатию, с кем постоянно общаюсь, кому доверяю; «они» — кого не знаю, с кем не общителен и неуживчив. «Мы» и «они» — два разных полюса, две противоположности, существующие в единстве, противостоящие друг другу, но и взаимодополняющие друг друга. Опасность превращения в неприязнь, а затем — в конфликт или столкновение, отграничения от других. «Свои» и «чужие». «Другие» и «иные». Различия между «своими» и «чужими». Основные понятия темы: «мы»; «они»; «свои»; «чужие»; «другие»; «иные». Тема 14. Мир знакомых и незнакомых людей (2часа) Знакомые и незнакомые люди. Взаимодействие со знакомыми и незнакомыми людьми. Влияние жизни в обществе знакомых или незнакомых людей на характер человека, его образ жизни, привычки и речь. Отношения с близкими знакомыми и друзьями как личные отношения. Отношения с незнакомыми как деловые (формальные) отношения. «Я» и «другие». «Чужие» и «чужаки». Защита «своих». Основные понятия темы: знакомые; незнакомые; «я»; «другие»; «чужие»; «чужаки». Тема 15. Социальный портрет молодежи (2часа) Молодежь — большая социальная группа. Возрастные границы молодежи (от 14 до 30 лет). Важнейшие события, приходящиеся на молодежный возраст: завершение общего образования; выбор профессии и получение профессионального образования; начало трудовой деятельности; вступление в брак; рождение детей. Младшая (до 18 лет), средняя (от 18 до 24 лет) и старшая (от 25 до 30 лет) группы молодежи. Проблемы молодежи в современном обществе: социальные, экономические, нравственные. Ценности современной молодежи. Влияние резкого контраста материальной обеспеченности на ценности современной российской молодежи. Активное вхождение российской молодежи в новую экономику и политическую жизнь. Рост влияния молодежи России как социально-политической силы. Самосознание молодого поколения как главного фактора устойчивого развития России и в определенной степени движущей силы коренных преобразований в обществе. Основное понятие темы: молодежь. Раздел III ПОДРОСТОК И ЗАКОН (11часов) Тема 16. Юридические границы подросткового возраста (2часа) Наличие прав и обязанностей — юридическая характеристика человека. Деление подростков на две категории людей: малолетних (дети от 6 до 14 лет) и несовершеннолетних (от 14 до 18 лет). Характеристика юридического положения несовершеннолетних с позиций законодательства Российской Федерации. Осуществление законных интересов несовершеннолетних (полностью или частично) их родителями, опекунами, попечителями. Соотношение прав и обязанностей. Ответственность. Основные понятия темы: права; обязанности; ответственность. Тема 17. Подросток как гражданин (2часа) Паспорт как юридический документ, удостоверяющий личность человека. Гражданство. Пути приобретения и смены. Гражданин. Гражданские (личные) права и свободы. Политические права граждан. Проведение собраний, митингов и демонстраций как проявление политических прав граждан. Законодательные условия их проведения. Участие граждан в управлении государством. Обязанности граждан Российской Федерации. Основные понятия темы: паспорт; гражданство; гражданин; гражданские (личные) права и свободы; политические права граждан; обязанности граждан. Тема 18. Подросток и его права (4часа) Гражданские (личные) права ребенка. Право на жизнь. Право на неприкосновенность личной жизни. Социально-экономические и культурные права ребенка. Право на труд и свободный выбор профессии. Защита от экономической эксплуатации. Право на отдых. Защита детства и материнства. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Культурные права — права, призванные обеспечить доступность образования, свободу творчества и преподавания, участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры. Основное понятие темы: права ребенка. Тема 19. Опасный путь преступной жизни (3часа) Преступления. Уголовная ответственность за совершения преступления. Возраст наступления уголовной ответственности для несовершеннолетних. Виды наказаний несовершеннолетних. Факторы, учитывающиеся при назначении наказания несовершеннолетним. Принудительные меры воспитательного воздействия. Организованная преступность. Рост строгости наказания за преступления, совершенные организованной группой. Административные нарушения и меры административной ответственности. Правила поведения несовершеннолетнего при задержании сотрудниками милиции. Основные понятия темы: преступления; уголовная ответственность; административные нарушения. Глава IV ОБРАЗ ЖИЗНИ ПОДРОСТКА (14часов) Тема 20. Подросток в обществе риска (2 часа) Рост факторов риска в современном обществе. Особые опасности оказаться в ситуации риска в период взросления. Влияние внешних препятствий, ограничение собственной активности, собственной беспомощности и неумение выразить свои чувства и стремления как основа для роста риска у подростков. Отличие положения подростка в обществе от положения взрослого. Источники риска в жизни современных подростков. Рост шумового фона; городские дороги; отрицательные последствия телепросмотров; алкоголизм и наркомания. Основные понятия темы: здоровье; алкоголизм; наркомания. Тема 21. Проблема одиночества (2часа) Одиночество. Проблемы, возникающие у человека, чувствующего себя одиноким. Причины появления одиночества в юности. Одиночество — сложное явление, по-разному воспринимаемое разными людьми. Положительная сторона одиночества — удовлетворение стремления к уединению. Одиночество и связанная с ним депрессия. Сущность подростковой депрессии. Пути решения проблем подростковой депрессии. Основные понятия темы: одиночество; подростковая депрессия. Тема 22. Подростковая культура (3часа) Разнообразие подростковых обществ. Формальные и неформальные подростковые группы. Подростковая культура. Особенности подростковой культуры. Выражение подростковой культуры через ценности, взгляды и типы поведения, через вещи, которые используются в повседневной жизни. Молодежная одежда. Разные функции одежды у подростков и взрослых. Молодежная музыка. Роллеризм как особый образ жизни и особая субкультура. Основные понятия темы: формальные группы; неформальные группы; подростковая культура. Тема 23. Образ жизни (2часа) Структура образа жизни. Отражение образа жизни в манерах поведения, традициях, стиле жизни, обычаях, вкусах. Отражение в образе жизни элементов культуры, не только типичных для данной социальной группы, но и отличающих ее от других групп. Образ жизни — отражение как характерных, так и отличительных черт поведения. Образ жизни у разных народов и категорий населения (древние римляне, бушмены, русские купцы, английский стиль жизни, американский образ жизни). Основное понятие темы: образ жизни. Тема 24. Досуг и отдых (3часа) Досуг и отдых — составная часть повседневного образа жизни людей. Основные черты досуга: продолжительность, место и способ проведения, структура. Досуг и отдых в разные исторические эпохи. Влияние экономического уровня развития общества и бытующих в нем традиций на формы современного досуга у разных народов. Досуг как смена видов деятельности. Культурный досуг; его направленность на познание, духовное и эстетическое развитие человека. Роль библиотек и музеев в развитии человеческого общества и культуры, в организации досуга в прошлом и сегодня. История создания библиотек. Библиотеки как научно-информационные и культурно-просветительские учреждения. Библиотеки массовые (публичные) и специализированные (научные и технические). Работа одновременно в массовом и специализированном режимах наиболее крупных библиотек. Личные (домашние) библиотеки. Музеи как научные, исследовательские, просветительские учреждения. История возникновения и развития музеев. Типы современных музеев: научно-просветительские, исследовательские, учебные. Различные профили музеев. Свободное время у современных россиян. Характерная черта досуга россиян, переход от активного отдыха к пассивному. Основные понятия темы: досуг; отдых; свободное время; культурный досуг; библиотека; музей. Тема 25. Спорт (2часа) Возникновение и история спорта. Спортивные развлечения в образе жизни различных групп населения. Зарождение современных видов спорта. Современный спорт. Спорт профессиональный и любительский. Технические и военные виды спорта. Проблема приобщения к спорту современных подростков как путь сохранения и развития их здоровья. Основные понятия темы: спорт; профессиональный спорт; любительский спорт. Раздел V.ПОДРОСТОК И ЕГО ЖИЛАЯ СРЕДА (14 часов) Тема 26—27. Город и село (3часа) Город — особая среда обитания. Возникновение первых городов. Эволюция города. Восточный город. Римский форум. Средневековый город. Современные города. Города: малые, средние, крупные и города-миллионеры. Характеристика современных российских городов. Город и урбанизация. Качество городской жизни: стоимость питания; жилищные условия; качество жилья; связь; образование; здравоохранение; общественная безопасность; уровень наружного шума; уличное движение; чистота воздуха и воды. Появление мегаполисов. Плюсы и минусы городской жизни. Село. Характеристика села. Происхождение слова «село». Отличие жизни горожан и сельчан. Укрупнение сел. Появление сел городского типа. Влияние коренных изменений современного города и села на образ жизни подростков. Основные понятия темы: город; урбанизация; мегаполис; село; качество жизни; пригородные зоны; город-спутник. Тема 28—29. Мой дом, мое жилище (4часа) Три территории обитания человека: общественная, домашняя, личная. Дом — человеческая среда обитания, переплетения человеческих отношений и связей. Факторы, определяющие выбор жилья. Эволюция жилища в истории человечества. Современное жилище. Требования к современному жилищу — дом, в котором созданы условия для гармоничного развития человека. Особенности требований к современному жилищу в разных странах и у разных категорий населения. Взаимоотношения с соседями. Уровни взаимоотношений приблизительного знакомства; поверхностного знакомства; контактного знакомства; глубокого знакомства. Влияние района проживания горожанина на качество его жизни. Текущее и итоговое повторение (2 часа» Основные понятия темы: дом; жилище; среда обитания; соседи Литература Для учителя:
Для учащихся:
Даная программа ставит задачу воспитания гражданина-патриота России и предъявляет ученику требования: - умение осуществлять самостоятельный поиск информации; - анализировать разные виды источников; -аргументировано представлять собственную гражданскую позицию; - развивать творческо-поисковую деятельность. Основные знания и умения: Выяснить причинно следственные связи во всемирной истории со второй половины 9 века до конца 2010года в аспекте правового и толерантного восприятия окружающего мира подростающим покалением. Подросток и окружающий социум , как научится делать правильный вобор, противостоять давлению сверстников и взрослых, ориентироваться во все усложняющемся мире правовы отношений. Самооценка и проблема взаимоотношений, досуг и отдых, современные проблемы культуры правовое понимание закона и гражданство - помогут подростку пережить переходный возраст. В результате изучения курса обществознания в 7 классе ученик должен знать/понимать
уметь
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности. Составитель программы Сыркина С. А , учитель истории и обществознания МОУ Гимназия № 6 муниципального образования Тихорецкий район, учитель высшей квалификационной категории Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия № 6 города Тихорецка муниципального образования Тихорецкий район УТВЕРЖДЕНО решением педсовета протокол №1 от ______2010 года Председатель педсовета ____________ Е.Г.Посьмашная |
Пояснительная записка используемые программы: География России (V1mx... Авторская программа по географии. 6-10 классы / Под редакцией А. И. Алексеева М.: Дрофа,: 2006 | Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира. 10 класс Программа среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень: авторская программа по географии. 6-10 класс\ Под... | ||
Пояснительная записка программы: География Земли (VI-VII классы):... Авторская программа по географии. 6-10 кл. / Под ред. И. В. Душиной. М.: Дрофа, 2006 | Пояснительная записка Программы: Примерная программа основного общего... Авторская программа по географии. 6-10 классы / Под редакцией И. В. Душиной. М.: Дрофа | ||
Пояснительная записка Программы: География Земли (VI-VII классы):... Авторская программа по географии. 6-10 кл. /Под ред. И. В. Душиной. М.: Дрофа, 2006. Количество часов: всего 34 часа, в неделю 1... | Пояснительная записка Программы: Примерная программа для общеобразовательных... Авторская программа по географии. 6-10 классы / Под редакцией И. В. Душиной. М.: Дрофа, 2010 | ||
Программа по математике 9 класс пояснительная записка Авторская программа Макарычева Ю. Н., Атанасяна Л. С. 2008 года издания, составленная с учетом федерального компонента Государственного... | Программы: Программа курса «Экономическая и социальная география... Неклюдов Александр Анатольевич – учитель географии и краеведения моу комсомольской сош | ||
Учебное пособие «Информатика. 10-11 класс» России и стран ближнего зарубежья. Авторская концепция преподавания информатики осталась прежней. Авторы переработали учебный материал... | Рабочая программа модуля «Географическое краеведение» Умк «Сферы», реализует региональный компонент географического образования школьного курса «Краеведение» и рассчитан на учащихся 6-х... | ||
Рабочая программа по православной культуре 5 класс Используемые программы: Авторская программа по православной культуре для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев под... | Количество часов Планирование составлено на основе (программа): Авторская программа для общеобразовательных школ по предмету природоведение 5 класс,... | ||
Пояснительная записка Образовательная область, предмет класс Тип программы, полное название (примерная предметная рекомендованная мо рф, модифицированная, авторская, с указанием автора или составителя,... | Рабочая программа по биологии 7 «А», 7 «Б» классы Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07. 07. 2005г. №03-1263 и с учетом рекомендации... | ||
Рабочая программа по геометрии 7 класс на 2013-2014 учебный год Рабочая программа по геометрии для 7 класса составлена на основании Программы общеобразовательных учреждений: Геометрия. 7 – 9 классы.... | Рабочая программа Искусство (музыка) 9 класс Учитель: Сабирова М.... Л. Бетховена «Эгмонт». Любовь к Родине. Мотивы пути и дороги в русском искусстве. Музыкальная стихия татарской музыки, Вокальный... |