Скачать 233.06 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОУ ВПО НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УТВЕРЖДАЮ Декан исторического факультета ________________В.П. Зиновьев «____»_________________2011 г. Рабочая программаУТОПИИ И УТОПИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ (ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ) Квалификация (степень) выпускника Магистр Программа «Методология исторического познания и историческое сознание» Форма обучения очная Томск – 2011 I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 1. Цели освоения учебной дисциплины Сформировать глубокие и разносторонние представления об истории утопической мысли и утопизме в идеологических концепциях. Дать понимание о взаимодействии утопических идей с культурными, политическими и социально-психологическими тенденциями в развитии общества. Сформировать умение анализировать утопическое мышление и утопический дискурс в современном историческом сознании. Научить применять полученные знания в исследовательской и в экспертно-аналитической работе, в просветительской работе и работе в СМИ, в преподавании истории или обществознания в средней общеобразовательной школе. 2. Место учебной дисциплины в структуре ООП магистратуры Данная дисциплина входит в раздел «М.2.» «Профессиональный цикл. Вариативная часть» по направлению 030600 – история. Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра по всеобщей истории, истории отечества, культурологии, религиоведению, философии и социологии. Данная учебная дисциплина входит в набор дисциплин профессионального цикла, ориентированных на изучение методологии истории и исторического сознания. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: Знать:
Уметь:
Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению ВПО 030600 – История: А) общекультурные (ОК): - владеет культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке целей и путей ее достижения (ОК-1); - осознает социальную значимость своей профессии (ОК-8); Б) профессиональные (ПК) – способен использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1); – способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5); – способен понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6); – способен к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7); – способен к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории (ПК-8); – способен к работе в архивах и музеях, библиотеках, владеет навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах (ПК-9); – способен к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10); 4. Структура и содержание учебной дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 1,5 зачетные единицы, 54 часа.
Форма итогового контроля знаний – зачет. 5. Образовательные технологии Неимитационные методы обучения Каждый учебно-тематический модуль начинается с неимитационных методов обучения (проблемные установочные лекции) для формирования ОК-1, ОК-8, ПК-1. Проблемные лекции начинается с вопросов в контексте учебного курса, касающихся рефлексии над утопическими архетипами и стереотипами в историческом сознании, с постановки проблемы, касающихся форм проявления данных архетипов и стереотипов в разных исторических ситуациях и историографических традициях. Поставленную в начале лекции проблему необходимо решить в ходе изложения материала. Лекция строится таким образом, что деятельность студента по ее усвоению приближается к поисковой, исследовательской. Обязателен диалог преподавателя и студентов. Имитационные методы обучения Каждый учебно-тематический модуль завершается двумя последовательными видами имитационных методов:
Семинары и практики формируют ПК-1, ПК-6, ПК-5, ПК-7, ПК-9, ПК-10. 6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
Используется в ходе семинарских занятий. Суть методики в систематичном, и формализованном учёте ответов студентов на вопросы к семинару по следующим критериям: безошибочность ответов, глубина знания источника, оперативность и полнота ответов, полнота, культура речи, убедительность аргументов, оригинальность мышления, способность к историческим обобщениям и историческим аналогиям, частота ответов, инициативность в комментариях и дополнениях к чужим ответам.
Используется в ходе практических занятий. Суть методики в оценке индивидуальной работы и доклада по анализу утопических текстов на основе изученных теоретических концепций утопизма (см. рекомендуемую литературу и Приложение). Критерии оценка аналогичны критериям для оценки ответов на семинарах. При этом весь доклад рассматривается как один развёрнутый ответ, а дополнительные вопросы в обязательном порядке задаются всеми слушателями доклада. Вопросы слушателей оцениваются как часть их семинарской работы.
1-ое тестовое задание: учащимся предлагаются множество отрывков из разных утопических произведений и два полных перечня отдельно названий произведений, отдельно авторов произведений. Необходимо найти соответствия между отрывками из текстов, названием текста и автором текста, и указать примерный хронологический период или год написания текста. 2-ое тестовое задание: учащимся предлагаются набор из нескольких пар отрывков из теоретических исследований и концепций утопизма, с указанием автора концепции и названия текста, из которого взят отрывок. В каждой паре отрывков один аутентичен действительному содержанию текста, а другой дан со значительными смысловыми искажениями. Необходимо указать верный (не искажённый отрывок), соответствующий основным идеям соответствующей теоретической концепции. Перечни изучаемых авторов и текстов см. в Приложении. 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики: Электронный учебный курс Бочаров А.В. "История Западной Европы в позднее средневековье" с электронной полнотекстовой библиотекой исторических источников и исторических исследований. http://klio.tsu.ru/renascence.htm |
Рабочая программа инфографика и инфодизайн в гуманитарных науках... Познакомить с теорией и практикой использования визуального мышления в эвристическом и аналитическом исследовательском моделировании... | Рабочая программа дисциплины (модуля) Философия и методология науки... В конечном итоге формирование методологической культуры магистра, его интеллектуальной культуры в целом | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Философия и методология науки ... | Высшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая... Дисциплина «Ювенальная юстиция: история, теория и практика» является вариативной частью профессионального цикла ооп впо по направлению... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины б. 4 «история и методология юридической науки» Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины «история и методология юридической науки» студентам всех форм... | «роль средств массовой информации в развитиии олимпийского движения» «Международное спортивное и Олимпийское движение» Квалификация (степень) выпускника Магистр | ||
Рабочая программа по дисциплине «Философия и методология истории»... Изучение дисциплины «Философия и методология истории» направлено на формирование у магистранта, будущего ученого-историка, целостного... | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Требования к результатам освоения основных образовательных программ магистратуры | ||
Рабочая программа дисциплины история документального кино направление... В данном курсе сделана попытка представить историю документального кино в качестве движущегося противоречия между событиями общественно-исторического... | Программа подготовки: Энергоустановки на основе возобновляемых видов... Нвиэ в системах энергоснабжения централизованных и децентрализованных потребителей с учетом социально-экологических и экономических... | ||
Программа подготовки: Газотурбинные, паротурбинные установки и двигатели... Целью дисциплины является изучение теории и методики расчетов тепловых процессов в гту, принципов их конструирования и особенностей... | Рабочая программа учебной дисциплины экономическая теория 1 Направление... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Программа подготовки: Электрические аппараты управления и распределения... Для магистерской программы «Электрические аппараты управления и распределения энергии» | Программа учебной дисциплины «история обогащения полезных ископаемых» Квалификация (степень) выпускника: специалист, специальное звание "горный инженер" | ||
Рабочая программа для аспирантов специальностей 09. 00. 01 онтология и теория познания Учебный курс (рабочая программа) «Логика научного исследования» для аспирантов очной и заочной форм обучения специальностей 09. 00.... | Программа подготовки: Электрические аппараты управления и распределения... Для магистерской программы «Электрические аппараты управления и распределения энергии» |