Овсянникова Людмила Павловна





Скачать 53.75 Kb.
НазваниеОвсянникова Людмила Павловна
Дата публикации14.12.2014
Размер53.75 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
Овсянникова Людмила Павловна,

       библиотекарь высшей категории,

       заведующая библиотекой

 ГУ «Средняя общеобразовательная школа № 43»,

       г. Павлодар, республика Казахстан

 

Краеведение и школьная библиотека

 

Работа школьной библиотеки очень многогранна.
Краеведческая работа, связанная с удовлетворением разнообразных запросов и требований является одним из основных направлений деятельности нашей школьной библиотеки.

Краеведение – это многоаспектное направление. Оно включает в себя и героико-патриотическое воспитание подрастающего поколения (ведь без любви к малой родине нельзя воспитать полноценного гражданина своей страны); и нравственное воспитание (ведь зная историю, обычаи, традиции родного края, имена героев земляков, у ребенка появляются чувства глубокого уважения и гордости за свой край); и экологическое воспитание (если ребенок будет знать экологическую обстановку своего региона, возможно, это побудит его к более бережному отношению к природе своего края).

Возрождение библиотечного краеведения сегодня вызвано небывалым подъемом национального самосознания, признанием общечеловеческих приоритетов. Оно способно восполнить в детях тот нравственный вакуум, о котором сегодня много говорится, ибо нравственность прививается вместе с любовью к отчему дому. Невозможно не любить и не беречь эту землю, на которой ты родился и вырос и эта любовь – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры общества, особенно молодежи.

Как тут не вспомнить слова академика Д. С. Лихачева, что «любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Лучше и не скажешь.

Любовь к Отечеству, чувство причастности к судьбе родного города не возникают сами по себе, а воспитываются. Расширение знаний о крае, его истории, развитие интереса к прошлому – ступенька в дальнейшем осознании своей причастности к Родине, ее истории, культуре. Краеведческий фонд библиотеки – основа основ пропаганды знаний о малой родине, удовлетворения читательских потребностей. К сожалению, краеведческая информационная база наших  школьных библиотек, как правило, не богата; зачастую мы не в состоянии предоставить школьникам и учителям даже самый основной круг краеведческой литературы. И здесь на помощь приходят альбомы газетных вырезок, тематические досье, которыми охотно пользуются читатели «Из истории Павлодара», «Наши знатные земляки», «Павлодар литературный», «Павлодар театральный» и т.п. Оформляются выставки «Читай литературу о родном крае», «Земля моя – мой Казахстан» с тематической полкой «Мое родное Прииртышье» и др.

При организации краеведческого библиографического информирования используются традиционные и новые формы работы: выставки и обзоры новых поступлений  краеведческих изданий; устные журналы; читательские конференции; лекции; вечера и утренники; встречи; дни краеведения; экскурсии; конкурсы и викторины; распространение информации через стенную печать; предоставление читателям электронных носителей информации; обсуждения книг. Так же ребята становятся участниками веселых национальных игр и фольклорных праздников.

Школьники принимают участие в играх и викторинах о родном городе и крае. Им приходится много перечитывать краеведческого материала, чтобы ответить на поставленные вопросы. Хорошим подспорьем служат книги М. С. Тереник «Павлодар – это нашей истории строки»  С. Шевченко «Очерки истории Павлодарского Прииртышья» и М. Гапона «Их имена увековечены».

При библиотеке был организован клуб «Званые  гости», в рамках которого проходили  к 70-летию  Павлодарской области встречи с известными земляками, интересными  людьми нашего города: с земляком-краеведом Э. Соколкиным, краеведом-любителем В.В. Паходеевым,  поэтессой О. Григорьевой и журналистами газеты «Звезда Прииртышья» И. Лисовской, М. Юрченко,  И. Волковой и др..  К юбилею области была оформлена презентация  «Это нашей истории строки…».

Развивая познавательный интерес к «Павлодару литературному» была проведена заочная экскурсия. Задача, которую мы ставили перед экскурсией, - попытаться приблизить литературный город, заинтересоваться им, полюбить его. Использовались различные формы проверки знаний: викторина, выставка книг о писателях, и поэтах нашего края, выставка рефератов. Была проведена литературно-музыкальная  гостиная к 100-летию П. Васильева «Князи песни русския…», посвященная творчеству двух великих поэтов С.Есенину и П.Васильеву.   В рамках Дня чтения, проводимого Казахстанской ассоциацией чтения, совместно с центром машхуроведения  ПГУ им. С.М. Торайгырова  прошел вечер-портрет  «Молитвенная пламень поэзии», посвященный нашему земляку Машхур Жусуп Копееву.

Еще одна из форм работы, применяемых в нашей школе – это игры-путешествия. Мы провели познавательную игру «Добро пожаловать в Павлодар!» - путешествие в пространстве и времени – это перспективная комплексная форма работы, позволяющая соединить поэтическое и прозаическое, познавательное и эмоциональное, широко использовать видео- и аудио-сюжеты. В увлекательное путешествие отправились три команды. Во время путешествия ребятам предстояло вспомнить все то, что они узнали в процессе подготовки: историю, быт, культуру родного края, обобщить знания о природе, растительном и животном мире. Можно было, конечно, просто повести детей в краеведческий музей, послушать рассказ экскурсовода о возникновении нашего города, о занятиях людей и т.д. Но я считаю, что в познавательном, и особенно воспитательном плане результат будет выше, если экскурсия завершит, дополнит то, что детям удалось узнать самим в процессе целенаправленной, четко спланированной работы.  Мы так и сделали, наша игра завершилась походом в краеведческий музей.

Для учащихся младших классов была проведена природоведческая викторина. Задания были следующего характера: глядя на изображения птиц, зверей, деревьев, живущих и растущих в нашем крае, ребята должны были назвать их. Сюда же был включен раздел, связанный с рыбами, грибами. В ходе проведения викторины у ребят возникало стремление правильно ориентироваться в окружающем их мире.

Проводятся массовые мероприятия, посвященные казахским батырам, просветителям, ученым, писателям-юбилярам. Широко отмечаются праздники Наурыз, День Республики и День независимости, проводятся конкурсы знатоков обычаев и традиций казахского народа. Проводятся конкурсы, КВН с обязательным награждением призами и грамотами. То есть, ненавязчивая форма общения с ребенком – игра – часто присутствует на таких мероприятиях и именно так через познание литературы, детям прививается любовь к Родине, к народам нашего государства, их обычаям и традициям.

Еще одна интересная форма работы – это викторина, по принципу игры «Что? Где? Когда?», с прологами и эпилогами, творческими заданиями-экспромтами и домашними заготовками.

           

Ежегодно у нас в стране отмечается День памяти жертв политических репрессий в библиотеке ведется поиск материалов, отражающих трагический период в истории страны. После выхода в свет книги «Лубянка-Экибастуз», в библиотеке прошла ее премьера. Среди запомнившихся мероприятий можно назвать вечер «Горькой памяти свеча», посвященный памяти П. Васильева.

Большим подспорьем в работе библиотеки является краеведческое библиографическое  пособие  «Календарь знаменательных и памятных дат по Павлодарской области на … год», ежегодно выпускаемый Областной объединенной универсальной научной библиотекой им. С. Торайгырова. Ценность его,  прежде всего в том, что составители не ограничились простым перечислением дат, а поместили материал, посвященный конкретным людям, юбилеи или памятные даты которых отмечаются в текущем году.

С чувством определенного удовлетворения отмечаю, что проводимая работа по краеведению приносит результаты: воспитание и изучение родной истории и природы делает детей духовно богаче, ближе к природе и уважительнее к народу, к земле на которой мы живем. Краеведение в библиотеке превращено в живое, интересное дело, для этого используются разнообразные формы, которые позволяют детям выразить себя.

              

Но в работе по краеведению мы должны избежать одной ошибки: краеведение не должно стать самоцелью, вылиться в коллекционирование и повлечь к перегрузке учащихся. Нужно всегда помнить основной принцип школьного краеведения - подчинение его учебно-воспитательным задачам школы.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Овсянникова Людмила Павловна iconФестиваль педагогических идей «Открытый урок». Наконечная Людмила...
Наконечная Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы мобу сош№6 г. Нефтекамска Республики Башкортостан
Овсянникова Людмила Павловна iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История железнодорожного транспорта»
Людмила Павловна Гордеева, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Философия, социология и история»
Овсянникова Людмила Павловна iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История железнодорожного транспорта»
Людмила Павловна Гордеева, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Философия, социология и история»
Овсянникова Людмила Павловна iconТемы вашего учебного проекта
Круглова Людмила Деомидовна, Гончарова Людмила Николаевна, Панченко Татьяна Андреевна, Шевченко Людмила Александровна
Овсянникова Людмила Павловна iconО. А. Овсянникова детская музыкальная литература
Овсянникова О. А. Детская музыкальная литература. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки...
Овсянникова Людмила Павловна iconРуководитель проекта Пичугина Людмила Ивановна Авторы проекта: Пичугина Людмила Ивановна
«Отличник народного просвещения», «Учитель года – 2005», лауреат Губернаторской премии в области науки и образования, победитель...
Овсянникова Людмила Павловна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Преподаватели: Васина Елена Анатольевна, Мкртчян Людмила Алексеевна, Науменко Елена Сергеевна, Хлебникова Людмила Ильинична
Овсянникова Людмила Павловна iconТип работы
Овсянникова Наталья Владимировна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Овсянникова Людмила Павловна iconДушина И. В. Программы для общеобразовательных учреждений: География....
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №26
Овсянникова Людмила Павловна iconАнализ по направлениям деятельности общая характеристика школы История...
Абросимович; с 1989 по 2002 г. – Малыгина Нина Александровна; с 2002 по 2010 г. – Касьянова Людмила Аркадьевна; с 2010 г руководит...
Овсянникова Людмила Павловна iconРабочая программа учебного курса «География России: Природа»
География. 6-11 классы. Сост. Е. В. Овсянникова. – 3 –е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2010
Овсянникова Людмила Павловна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программы для общеобразовательных учреждений.: География. 6-11 классы/сост. Е. В. Овсянникова. Дрофа, 2010
Овсянникова Людмила Павловна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Е. В. Овсянникова, «Землеведение», 6 класс под редакцией В. П. Дронова, Савельевой Л. Е. М.: Дрофа, 2009 год
Овсянникова Людмила Павловна iconРабочая программа учебного курса
Авторской программы: Баринова И. И., Дронов В. П. Программы для общеобразовательных учреждений; География. 6-11 классы/ сост. Е....
Овсянникова Людмила Павловна iconПоликарпова Марина Павловна
Цель: сформировать знания о строении и функционировании органа зрения и зрительного
Овсянникова Людмила Павловна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Авторской программы И. И. Баринова, В. П. Дронов «География России»-8-9 классы // Программно – методические материалы / Составитель...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск