Скачать 53.75 Kb.
|
Овсянникова Людмила Павловна, библиотекарь высшей категории, заведующая библиотекой ГУ «Средняя общеобразовательная школа № 43», г. Павлодар, республика Казахстан Краеведение и школьная библиотека Работа школьной библиотеки очень многогранна. Краеведческая работа, связанная с удовлетворением разнообразных запросов и требований является одним из основных направлений деятельности нашей школьной библиотеки. Краеведение – это многоаспектное направление. Оно включает в себя и героико-патриотическое воспитание подрастающего поколения (ведь без любви к малой родине нельзя воспитать полноценного гражданина своей страны); и нравственное воспитание (ведь зная историю, обычаи, традиции родного края, имена героев земляков, у ребенка появляются чувства глубокого уважения и гордости за свой край); и экологическое воспитание (если ребенок будет знать экологическую обстановку своего региона, возможно, это побудит его к более бережному отношению к природе своего края). Возрождение библиотечного краеведения сегодня вызвано небывалым подъемом национального самосознания, признанием общечеловеческих приоритетов. Оно способно восполнить в детях тот нравственный вакуум, о котором сегодня много говорится, ибо нравственность прививается вместе с любовью к отчему дому. Невозможно не любить и не беречь эту землю, на которой ты родился и вырос и эта любовь – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры общества, особенно молодежи. Как тут не вспомнить слова академика Д. С. Лихачева, что «любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Лучше и не скажешь. Любовь к Отечеству, чувство причастности к судьбе родного города не возникают сами по себе, а воспитываются. Расширение знаний о крае, его истории, развитие интереса к прошлому – ступенька в дальнейшем осознании своей причастности к Родине, ее истории, культуре. Краеведческий фонд библиотеки – основа основ пропаганды знаний о малой родине, удовлетворения читательских потребностей. К сожалению, краеведческая информационная база наших школьных библиотек, как правило, не богата; зачастую мы не в состоянии предоставить школьникам и учителям даже самый основной круг краеведческой литературы. И здесь на помощь приходят альбомы газетных вырезок, тематические досье, которыми охотно пользуются читатели «Из истории Павлодара», «Наши знатные земляки», «Павлодар литературный», «Павлодар театральный» и т.п. Оформляются выставки «Читай литературу о родном крае», «Земля моя – мой Казахстан» с тематической полкой «Мое родное Прииртышье» и др. При организации краеведческого библиографического информирования используются традиционные и новые формы работы: выставки и обзоры новых поступлений краеведческих изданий; устные журналы; читательские конференции; лекции; вечера и утренники; встречи; дни краеведения; экскурсии; конкурсы и викторины; распространение информации через стенную печать; предоставление читателям электронных носителей информации; обсуждения книг. Так же ребята становятся участниками веселых национальных игр и фольклорных праздников. Школьники принимают участие в играх и викторинах о родном городе и крае. Им приходится много перечитывать краеведческого материала, чтобы ответить на поставленные вопросы. Хорошим подспорьем служат книги М. С. Тереник «Павлодар – это нашей истории строки» С. Шевченко «Очерки истории Павлодарского Прииртышья» и М. Гапона «Их имена увековечены». При библиотеке был организован клуб «Званые гости», в рамках которого проходили к 70-летию Павлодарской области встречи с известными земляками, интересными людьми нашего города: с земляком-краеведом Э. Соколкиным, краеведом-любителем В.В. Паходеевым, поэтессой О. Григорьевой и журналистами газеты «Звезда Прииртышья» И. Лисовской, М. Юрченко, И. Волковой и др.. К юбилею области была оформлена презентация «Это нашей истории строки…». Развивая познавательный интерес к «Павлодару литературному» была проведена заочная экскурсия. Задача, которую мы ставили перед экскурсией, - попытаться приблизить литературный город, заинтересоваться им, полюбить его. Использовались различные формы проверки знаний: викторина, выставка книг о писателях, и поэтах нашего края, выставка рефератов. Была проведена литературно-музыкальная гостиная к 100-летию П. Васильева «Князи песни русския…», посвященная творчеству двух великих поэтов С.Есенину и П.Васильеву. В рамках Дня чтения, проводимого Казахстанской ассоциацией чтения, совместно с центром машхуроведения ПГУ им. С.М. Торайгырова прошел вечер-портрет «Молитвенная пламень поэзии», посвященный нашему земляку Машхур Жусуп Копееву. Еще одна из форм работы, применяемых в нашей школе – это игры-путешествия. Мы провели познавательную игру «Добро пожаловать в Павлодар!» - путешествие в пространстве и времени – это перспективная комплексная форма работы, позволяющая соединить поэтическое и прозаическое, познавательное и эмоциональное, широко использовать видео- и аудио-сюжеты. В увлекательное путешествие отправились три команды. Во время путешествия ребятам предстояло вспомнить все то, что они узнали в процессе подготовки: историю, быт, культуру родного края, обобщить знания о природе, растительном и животном мире. Можно было, конечно, просто повести детей в краеведческий музей, послушать рассказ экскурсовода о возникновении нашего города, о занятиях людей и т.д. Но я считаю, что в познавательном, и особенно воспитательном плане результат будет выше, если экскурсия завершит, дополнит то, что детям удалось узнать самим в процессе целенаправленной, четко спланированной работы. Мы так и сделали, наша игра завершилась походом в краеведческий музей. Для учащихся младших классов была проведена природоведческая викторина. Задания были следующего характера: глядя на изображения птиц, зверей, деревьев, живущих и растущих в нашем крае, ребята должны были назвать их. Сюда же был включен раздел, связанный с рыбами, грибами. В ходе проведения викторины у ребят возникало стремление правильно ориентироваться в окружающем их мире. Проводятся массовые мероприятия, посвященные казахским батырам, просветителям, ученым, писателям-юбилярам. Широко отмечаются праздники Наурыз, День Республики и День независимости, проводятся конкурсы знатоков обычаев и традиций казахского народа. Проводятся конкурсы, КВН с обязательным награждением призами и грамотами. То есть, ненавязчивая форма общения с ребенком – игра – часто присутствует на таких мероприятиях и именно так через познание литературы, детям прививается любовь к Родине, к народам нашего государства, их обычаям и традициям. Еще одна интересная форма работы – это викторина, по принципу игры «Что? Где? Когда?», с прологами и эпилогами, творческими заданиями-экспромтами и домашними заготовками. Ежегодно у нас в стране отмечается День памяти жертв политических репрессий в библиотеке ведется поиск материалов, отражающих трагический период в истории страны. После выхода в свет книги «Лубянка-Экибастуз», в библиотеке прошла ее премьера. Среди запомнившихся мероприятий можно назвать вечер «Горькой памяти свеча», посвященный памяти П. Васильева. Большим подспорьем в работе библиотеки является краеведческое библиографическое пособие «Календарь знаменательных и памятных дат по Павлодарской области на … год», ежегодно выпускаемый Областной объединенной универсальной научной библиотекой им. С. Торайгырова. Ценность его, прежде всего в том, что составители не ограничились простым перечислением дат, а поместили материал, посвященный конкретным людям, юбилеи или памятные даты которых отмечаются в текущем году. С чувством определенного удовлетворения отмечаю, что проводимая работа по краеведению приносит результаты: воспитание и изучение родной истории и природы делает детей духовно богаче, ближе к природе и уважительнее к народу, к земле на которой мы живем. Краеведение в библиотеке превращено в живое, интересное дело, для этого используются разнообразные формы, которые позволяют детям выразить себя. Но в работе по краеведению мы должны избежать одной ошибки: краеведение не должно стать самоцелью, вылиться в коллекционирование и повлечь к перегрузке учащихся. Нужно всегда помнить основной принцип школьного краеведения - подчинение его учебно-воспитательным задачам школы. |
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Наконечная Людмила... Наконечная Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы мобу сош№6 г. Нефтекамска Республики Башкортостан | Учебно-методический комплекс по дисциплине «История железнодорожного транспорта» Людмила Павловна Гордеева, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Философия, социология и история» | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История железнодорожного транспорта» Людмила Павловна Гордеева, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Философия, социология и история» | Темы вашего учебного проекта Круглова Людмила Деомидовна, Гончарова Людмила Николаевна, Панченко Татьяна Андреевна, Шевченко Людмила Александровна | ||
О. А. Овсянникова детская музыкальная литература Овсянникова О. А. Детская музыкальная литература. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки... | Руководитель проекта Пичугина Людмила Ивановна Авторы проекта: Пичугина Людмила Ивановна «Отличник народного просвещения», «Учитель года – 2005», лауреат Губернаторской премии в области науки и образования, победитель... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Преподаватели: Васина Елена Анатольевна, Мкртчян Людмила Алексеевна, Науменко Елена Сергеевна, Хлебникова Людмила Ильинична | Тип работы Овсянникова Наталья Владимировна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе | ||
Душина И. В. Программы для общеобразовательных учреждений: География.... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №26 | Анализ по направлениям деятельности общая характеристика школы История... Абросимович; с 1989 по 2002 г. – Малыгина Нина Александровна; с 2002 по 2010 г. – Касьянова Людмила Аркадьевна; с 2010 г руководит... | ||
Рабочая программа учебного курса «География России: Природа» География. 6-11 классы. Сост. Е. В. Овсянникова. – 3 –е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2010 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программы для общеобразовательных учреждений.: География. 6-11 классы/сост. Е. В. Овсянникова. Дрофа, 2010 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Е. В. Овсянникова, «Землеведение», 6 класс под редакцией В. П. Дронова, Савельевой Л. Е. М.: Дрофа, 2009 год | Рабочая программа учебного курса Авторской программы: Баринова И. И., Дронов В. П. Программы для общеобразовательных учреждений; География. 6-11 классы/ сост. Е.... | ||
Поликарпова Марина Павловна Цель: сформировать знания о строении и функционировании органа зрения и зрительного | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Авторской программы И. И. Баринова, В. П. Дронов «География России»-8-9 классы // Программно – методические материалы / Составитель... |