Скачать 41.4 Kb.
|
МОУ СОШ им. А.С. Попова Реферат «Словарная работа на уроках русского языка начальных классов» Учитель начальных классов: Киселева В.А. п. Власиха 2012 г. Кому из учителей неизвестно, что чем богаче словарный запас человека, тем содержательней, доходчивей, грамотней и красивее его устная и письменная речь. В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно – орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми написаниями, данные в специальных списках. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным - задача сложная, требующая от учителя большой творческой работы. Основным приёмом проведения словарно - орфографической работы в школе является механическое запоминание графического облика слова. Но этот приём не активизирует мыслительную деятельность и потому он малоэффективен. Сравнительно недавно одним из основных методических приёмов проведения словарно – орфографической работы в начальной школы педагоги стали рассматривать этимологический анализ. Этот приём способствует расширению общего и лингвистического кругозора школьников, так как позволяет рассматривать языковые факты в тесной связи с историей русского языка. В своей работе я тоже стала опираться на этимологию слова, сочетая следующие виды заданий для работы над словами с непроверяемыми написаниями: 1.Задания для работы над словарём(например, выписать 5 слов , начинающихся с буквы к; выписать слова с ь в середине слова) 2. Группировка и запись слов по орфографическим признакам (например, учащиеся записывают диктуемые или данные на доске слова и по алфавиту и по группам в соответствии с орфографическими особенностями слов. Запиши в два столбика: с гласной а в один, в другой – с безударной о - планета, диван, газета, комар, тетрадь, лимон, победа, канава) 3. Упражнения, способствующие развитию культуры речи. ( Правильно прочитайте вслух слова: алфавит, магазин, цемент. Составьте предложение с данными словами. 4. Выборочный диктант . (Читаю вслух текст , в котором встречаются слова с непроверяемыми написаниями , а учащиеся , прослушав предложение , записывают встретившиеся в нём слова с данными орфограммами. 5. Диктант по картинке . (На картинке изображены предметы обозначаемые словами с непроверяемыми написаниями. Задача – обнаружить данные слова и записать их в тетради. 6.Диктант по памяти. (Прошу запомнить слова, записанные на доске, в течении определённого времени, после которого слова закрываются, и ученикам нужно воспроизвести их по памяти у себя в тетради.) 7. Диктант с комментарием. ( Читаю слова с непроверяемыми орфограммами, один из учеников вслух комментирует правописание слова, остальные записывают.) 8. Диктант с использованием загадок ( От него здоровье, сила и румянец щёк всегда. Белое, а не белила. Жидкое ,а не вода. Молоко.) 9.Упражнения для активизации и обогащения словарного запаса учащихся. ( Подберите однокоренные слова к словам «вокзал», «автомобиль», « трактор») 10. Творческие задания.( Вспомните пословицы, в которых встречаются слова «воробей», «железо») 11. Знакомство с этимологической справкой к непроверяемому слову. ( отгадай загадку: растёт низко, к земле близко. Земляника. Подумайте, почему ягоду так назвали? Ребята высказывают свои предположения.) 12. Составление на уроках этимологического словарика « Из истории слова»( например, столица (стол), картина(карта), сегодня (сей день) Такие простые и лаконичные записи делались в целях запоминания учащимися написания слов с непроверяемыми орфограммами. 13.Аукцион «трудных» слов. (Назови слова, имеющие в своём составе полногласие –оро- : горох, город, воробей, мороз, огород , дорога,ворона и др.) Применение разнообразных упражнений обеспечило многократное повторение одних и тех же этимологий. Преимущество такого повторения состоит в том, что оно каждый раз вносило элементы нового в уже известное и поэтому не наскучивает ребятам. Система словарно-орфографической работы с опорой на этимологию способствует формированию у школьников умения замечать новые слова, объяснять их значение и правописание с опорой на значение исторических корней. Следствием этого становится повышение орфографической грамотности учащихся. В своей работе использую опыт других учителей .Например , опыт учителя Кириловой Л.В. из гимназии №1 г.Чистополь и стала его применять на практике. Результаты мне понравились. Вся работа проводится на основе орфографического чтения. Словарные слова я даю блоками по 6 слов в 1 классе и по 12 слов во 2-4 классах. Над каждым блоком работаем одну неделю. Понедельник: записываем блок в словарь ,объясняю лексическое значение слов в контексте, орфографическое чтение. Вторник: девочки диктуют мальчикам, работа в паре с взаимопроверкой. Среда: мальчики диктуют девочкам. Четверг: дети готовят сорбонки дома для проверки соседа. Например, записать слова в алфавитном порядке. Пятница: контрольный словарь. Главное условие этой работы:
Эта работа требует чёткого проговаривания и яркого зрительного образа(буква , требующая запоминания , должна быть зелёной). Когда словарное слово встречается в учебнике на уроке, я уделяю внимание этому слову. В этом случае моя цель – прописать его пять раз, выполняя с ним разные задания .Например, сделать звуко – буквенный анализ, показать перенос, подобрать родственные слова, составить предложение. Всё это способствует хорошему усвоению словарных слов, что я проверила в своей практике. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Н. В. Полякова, учитель музыки, С. М. Грузднева, учитель физики, Е. В. Добрякова, учитель информатики, О. А. Осипова, учитель начальных... | Словарная работа на уроках русского языка Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по... | ||
Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2011 2012 учебный год Методическое объединение учителей начальных классов состоит из семи человек (5 учителей начальных классов, 1 – логопед, 1- учитель... | Рабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной... Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре | ||
М. В. Борисова (учитель начальных классов), М. В. Рогозина (учитель начальных классов) Алгоритм организации преемственности между ступенями начального и основного образования, насчитывает восемь шагов | Тема: Россия- это многонациональное государство ... | ||
Конспект занятия по курсу «Речь и культура общения». Тема «Весёлые рассказы» ... | Рабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной... Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально – ценностного отношения к искусству | ||
Сценарий мероприятия для учащихся начальной школы «Давайте будем... Копылова Марина Анатольевна, учитель начальных классов моу "Щебзаводская средняя общеобразовательная школа" | Основная профессиональная образовательная программа Квалификация: учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования | ||
Анализ работы мо учителей начальных классов за 2011 2012 учебный год Руководитель мо гумерова Р. Г. учитель начальных классов первой квалификационной категории | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Васюкова Е. И., учитель начальных классов, руководитель мо учителей начальных классов | ||
Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2010-2011 учебный год Руководитель мо – Брайденбихер Н. В. – учитель начальных классов, первая категория | Конспект урока. Тема урока. Устное народное творчество. Предмет. Литературное чтение. Класс. 1 ... | ||
Урок русского языка по теме: «Правописание 3 лица с предлогами» Энтина Елена Юрьевна, учитель начальных классов, первая квалификационная категория | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Кашапова Венера Ханифовна учитель начальных классов I квалификационной категории, Рахматуллина Римма Мирхатовна учитель начальных... |