«Словарная работа на уроках русского языка начальных классов» Учитель начальных классов: Киселева В. А





Название«Словарная работа на уроках русского языка начальных классов» Учитель начальных классов: Киселева В. А
Дата публикации01.01.2015
Размер41.4 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
МОУ СОШ им. А.С. Попова

Реферат

«Словарная работа на уроках русского языка начальных классов»

Учитель начальных классов:

Киселева В.А.

п. Власиха

2012 г.

Кому из учителей неизвестно, что чем богаче словарный запас человека, тем содержательней, доходчивей, грамотней и красивее его устная и письменная речь. В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно – орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми написаниями, данные в специальных списках.

Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным - задача сложная, требующая от учителя большой творческой работы.

Основным приёмом проведения словарно - орфографической работы в школе является механическое запоминание графического облика слова. Но этот приём не активизирует мыслительную деятельность и потому он малоэффективен.

Сравнительно недавно одним из основных методических приёмов проведения словарно – орфографической работы в начальной школы педагоги стали рассматривать этимологический анализ. Этот приём способствует расширению общего и лингвистического кругозора школьников, так как позволяет рассматривать языковые факты в тесной связи с историей русского языка.

В своей работе я тоже стала опираться на этимологию слова, сочетая следующие виды заданий для работы над словами с непроверяемыми написаниями:

1.Задания для работы над словарём(например, выписать 5 слов , начинающихся с буквы к; выписать слова с ь в середине слова)

2. Группировка и запись слов по орфографическим признакам (например, учащиеся записывают диктуемые или данные на доске слова и по алфавиту и по группам в соответствии с орфографическими особенностями слов. Запиши в два столбика: с гласной а в один, в другой – с безударной о - планета, диван, газета, комар, тетрадь, лимон, победа, канава)

3. Упражнения, способствующие развитию культуры речи. ( Правильно прочитайте вслух слова: алфавит, магазин, цемент. Составьте предложение с данными словами.

4. Выборочный диктант . (Читаю вслух текст , в котором встречаются слова с непроверяемыми написаниями , а учащиеся , прослушав предложение , записывают встретившиеся в нём слова с данными орфограммами.

5. Диктант по картинке . (На картинке изображены предметы обозначаемые словами с непроверяемыми написаниями. Задача – обнаружить данные слова и записать их в тетради.

6.Диктант по памяти. (Прошу запомнить слова, записанные на доске, в течении определённого времени, после которого слова закрываются, и ученикам нужно воспроизвести их по памяти у себя в тетради.)

7. Диктант с комментарием. ( Читаю слова с непроверяемыми орфограммами, один из учеников вслух комментирует правописание слова, остальные записывают.)

8. Диктант с использованием загадок ( От него здоровье, сила и румянец щёк всегда. Белое, а не белила. Жидкое ,а не вода. Молоко.)

9.Упражнения для активизации и обогащения словарного запаса учащихся. ( Подберите однокоренные слова к словам «вокзал», «автомобиль», « трактор»)

10. Творческие задания.( Вспомните пословицы, в которых встречаются слова «воробей», «железо»)

11. Знакомство с этимологической справкой к непроверяемому слову. ( отгадай загадку: растёт низко, к земле близко. Земляника. Подумайте, почему ягоду так назвали? Ребята высказывают свои предположения.)

12. Составление на уроках этимологического словарика « Из истории слова»( например, столица (стол), картина(карта), сегодня (сей день)

Такие простые и лаконичные записи делались в целях запоминания учащимися написания слов с непроверяемыми орфограммами.

13.Аукцион «трудных» слов. (Назови слова, имеющие в своём составе полногласие –оро- : горох, город, воробей, мороз, огород , дорога,ворона и др.)

Применение разнообразных упражнений обеспечило многократное повторение одних и тех же этимологий. Преимущество такого повторения состоит в том, что оно каждый раз вносило элементы нового в уже известное и поэтому не наскучивает ребятам. Система словарно-орфографической работы с опорой на этимологию способствует формированию у школьников умения замечать новые слова, объяснять их значение и правописание с опорой на значение исторических корней. Следствием этого становится повышение орфографической грамотности учащихся.

В своей работе использую опыт других учителей .Например , опыт учителя Кириловой Л.В. из гимназии №1 г.Чистополь и стала его применять на практике. Результаты мне понравились. Вся работа проводится на основе орфографического чтения. Словарные слова я даю блоками по 6 слов в 1 классе и по 12 слов во 2-4 классах. Над каждым блоком работаем одну неделю. Понедельник: записываем блок в словарь ,объясняю лексическое значение слов в контексте, орфографическое чтение.

Вторник: девочки диктуют мальчикам, работа в паре с взаимопроверкой.

Среда: мальчики диктуют девочкам.

Четверг: дети готовят сорбонки дома для проверки соседа. Например, записать слова в алфавитном порядке.

Пятница: контрольный словарь.

Главное условие этой работы:

  1. Дети читают блок орфографически всю неделю, а диктуют орфоэпически,

  2. Дома перед сном не учат, а читают орфографически,

  3. Если диктант выявляет хотя бы одну ошибку в слове, это слово переносится в следующий блок

Эта работа требует чёткого проговаривания и яркого зрительного образа(буква , требующая запоминания , должна быть зелёной).

Когда словарное слово встречается в учебнике на уроке, я уделяю внимание этому слову. В этом случае моя цель – прописать его пять раз, выполняя с ним разные задания .Например, сделать звуко – буквенный анализ, показать перенос, подобрать родственные слова, составить предложение.

Всё это способствует хорошему усвоению словарных слов, что я проверила в своей практике.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Словарная работа на уроках русского языка начальных классов» Учитель начальных классов: Киселева В. А iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Н. В. Полякова, учитель музыки, С. М. Грузднева, учитель физики, Е. В. Добрякова, учитель информатики, О. А. Осипова, учитель начальных...
«Словарная работа на уроках русского языка начальных классов» Учитель начальных классов: Киселева В. А iconСловарная работа на уроках русского языка
Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по...
«Словарная работа на уроках русского языка начальных классов» Учитель начальных классов: Киселева В. А iconАнализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2011 2012 учебный год
Методическое объединение учителей начальных классов состоит из семи человек (5 учителей начальных классов, 1 – логопед, 1- учитель...
«Словарная работа на уроках русского языка начальных классов» Учитель начальных классов: Киселева В. А iconРабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной...
Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре
«Словарная работа на уроках русского языка начальных классов» Учитель начальных классов: Киселева В. А iconМ. В. Борисова (учитель начальных классов), М. В. Рогозина (учитель начальных классов)
Алгоритм организации преемственности между ступенями начального и основного образования, насчитывает восемь шагов
«Словарная работа на уроках русского языка начальных классов» Учитель начальных классов: Киселева В. А iconТема: Россия- это многонациональное государство
...
«Словарная работа на уроках русского языка начальных классов» Учитель начальных классов: Киселева В. А iconКонспект занятия по курсу «Речь и культура общения». Тема «Весёлые рассказы»
...
«Словарная работа на уроках русского языка начальных классов» Учитель начальных классов: Киселева В. А iconРабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной...
Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально – ценностного отношения к искусству
«Словарная работа на уроках русского языка начальных классов» Учитель начальных классов: Киселева В. А iconСценарий мероприятия для учащихся начальной школы «Давайте будем...
Копылова Марина Анатольевна, учитель начальных классов моу "Щебзаводская средняя общеобразовательная школа"
«Словарная работа на уроках русского языка начальных классов» Учитель начальных классов: Киселева В. А iconОсновная профессиональная образовательная программа
Квалификация: учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования
«Словарная работа на уроках русского языка начальных классов» Учитель начальных классов: Киселева В. А iconАнализ работы мо учителей начальных классов за 2011 2012 учебный год
Руководитель мо гумерова Р. Г. учитель начальных классов первой квалификационной категории
«Словарная работа на уроках русского языка начальных классов» Учитель начальных классов: Киселева В. А iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Васюкова Е. И., учитель начальных классов, руководитель мо учителей начальных классов
«Словарная работа на уроках русского языка начальных классов» Учитель начальных классов: Киселева В. А iconАнализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2010-2011 учебный год
Руководитель мо – Брайденбихер Н. В. – учитель начальных классов, первая категория
«Словарная работа на уроках русского языка начальных классов» Учитель начальных классов: Киселева В. А iconКонспект урока. Тема урока. Устное народное творчество. Предмет. Литературное чтение. Класс. 1
...
«Словарная работа на уроках русского языка начальных классов» Учитель начальных классов: Киселева В. А iconУрок русского языка по теме: «Правописание 3 лица с предлогами»
Энтина Елена Юрьевна, учитель начальных классов, первая квалификационная категория
«Словарная работа на уроках русского языка начальных классов» Учитель начальных классов: Киселева В. А iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Кашапова Венера Ханифовна учитель начальных классов I квалификационной категории, Рахматуллина Римма Мирхатовна учитель начальных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск