Педагогический проект





Скачать 280.41 Kb.
НазваниеПедагогический проект
страница1/3
Дата публикации27.01.2015
Размер280.41 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Родословная семьи как фактор

воспитания патриотических чувств

Сафронова Елена Валентиновна,

воспитатель казенного муниципального

дошкольного образовательного

учреждения «Детский сад «Солнышко»

Сухиничи 2012

Содержание

1. Пояснительная записка 3
2. Технологическая карта педагогического проекта 4
3. Обоснование необходимости проекта 7
4. Ожидаемые результаты

Возможные риски

Минимизация риска

Ресурсы

Участники проекта 10
5. Теоретические положения проекта 11
6. Описание содержания проекта 14

7. Анализ результативности работы проекта

Перспективы 25

8. Список литературы 27

9. Приложение 28

Пояснительная записка

Не зная своих истоков, своих корней мы растим людей без рода и племени. Может быть, стоит вместо красивых картин повесить в доме свою родословную с указанием не только имен и фамилий, но и заслуг, профессий, достижений членов своего рода.

Как научить ребенка беречь и любить то, что имеешь, свой дом, свою семью, свой род, свою семейную историю? Вы сможете ответить на этот вопрос, ознакомившись с содержанием данного проекта.

Основная цель проекта - формирование патриотических чувств качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.

Данная работа предполагает совместную исследовательскую деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода, тем самым способствуя формированию патриотизма, толерантности, культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственному развитию.

Использование этого проекта в своей работе поспособствует сбору сведений о родословной человека, научит составлять генеалогическое древо своей семьи. В процессе поиска дети познакомятся с историей возникновения имен, отчеств, фамилий; составят герб семьи, подберут пословицы о роде, о семье, узнают о семейных преданиях, реликвиях, историях. Результатом проекта будет генеалогическое древо семьи, презентация.

Технологическая карта педагогического проекта


Творческое название проекта

«Родословная моей семьи»

Тип проекта

Информационно-практико-ориентированный

Возраст детей

Старший дошкольный возраст

Исполнители

Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители, ближайшие родственники

Продолжительность

Долгосрочный (два учебных года)

Тематическое поле

Семья. Взаимоотношения в семье. Семейные традиции и обычаи

Актуальность

  1. В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентаций.

  2. Семья есть важнейший институт воспитания патриотических качеств ребёнка.

  3. У детей нечёткие, неясные, несформированные представления о семье, об уровнях ценности семьи.

  4. В дошкольном образовательном учреждении отсутствуют условия для обобщения материала по формированию у старших дошкольников семейных ценностей.

  5. Родители недооценивают значимость семейных традиций. Нет согласованности в вопросах воспитания детей.

Проблема

Детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи, но содержание работы в дошкольном образовательном учреждении не обеспечивает решения поставленной задачи в полной мере.

Цель

Формирование патриотических чувств качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.

Задачи

  1. Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитывать уважение к членам семьи.

  2. Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, то есть потребность к формированию семейных ценностей.

  3. Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.

  4. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважения, где ребёнок будет чувствовать себя желанным и защищённым.

  5. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.

  6. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.

  7. Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.




Этапы реализации

1 этапорганизационно-диагностический (сентябрь первого года работы).

2 этапформирующий (октябрь – май первого года обучения)

3 этаппрактический (сентябрь – май второго года обучения).

4 этапобобщающий (май второго года обучения)


Результат

  1. Организованы выставки творческих работ детей в группе детского сада.

  2. Повысилось качество образовательного процесса, процесс обучения стал более увлекательным, эмоционально-насыщенным.

  3. Создана методическая копилка по данной проблеме.

  4. Повысился уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей.

  5. Возросла уверенность родителей в их педагогических возможностях.

Презентация проекта

Праздник «Семейная заварушка»


Обоснование необходимости проекта

Дети – наше будущее. От того, как мы, взрослые, их воспитываем, зависит наша счастливая старость. Ибо, что мы сеем, то и пожинаем.

Наблюдая за своими воспитанниками, я часто задумываюсь о том, какими они вырастут. Они учатся жить в коллективе сверстников, проявляя свою индивидуальность, своё «Я», давая понять, что они тоже личности и имеют свои права. Эти маленькие человечки знают ещё очень мало о жизни, плохо ориентируются в таком противоречивом мире взрослых. Некоторые из них, испорчены неудачным семейным воспитанием. Ведь, сегодня, в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми, и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к уходу ребёнка из-под влияния семьи.

Данное положение нельзя признать удовлетворительным, поэтому на нас, воспитателях детского сада, лежит особая ответственность. Именно воспитатель чаще всего видит родителей или членов семьи ребёнка, ближе всех знаком с проблемами и особенностями семьи. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу эмоциональный комфорт, защиту, интересную и увлекательную жизнь дома и в детском саду, ребёнок будет продолжать успешно развиваться и в дошкольном учреждении, приобретёт новый опыт общения со сверстниками. А воспитатели помогут подготовить ребёнка к вступлению в новую школьную жизнь.

Родители должны принимать активное участие в жизнедеятельности дошкольного учреждения, так как по Закону Российской Федерации «Об образовании» родители являются первыми педагогами своего ребёнка. К сожалению, не все родители знают об этом, и свои обязанности перекладывают на воспитателей, а потом на учителей.

Вовлечение родителей в образовательный процесс важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития собственного ребёнка. В «Концепции дошкольного воспитания» (В. Давыдов, В. Петровский) зафиксировано, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно установить доверительный контакт между родителями и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения.

Перед нами стал вопрос: как сделать родителей союзниками в воспитании детей? Ведь именно от успешного союза-взаимодействия «воспитатель-ребёнок-родитель» - зависит полноценное развитие ребёнка. Ответ на этот вопрос нам подсказал случай, произошедший в нашей группе.

При подготовке к празднику «День защитника Отечества» я проводила занятие с детьми на тему «Роды войск Российской армии». Беседуя о лётчиках, один мальчик - Вова Ч. сказал: «А мой прадедушка на войне был лётчиком и сбил три вражеских самолёта». Это высказывание так заинтересовало детей, что они наперебой стали расспрашивать своего товарища о его героическом прадеде. Увидев такую заинтересованность, мы попросили маму этого мальчика рассказать дошкольникам о том, как воевал её дедушка. Подготовка родителей к этой беседе заслуживала уважение. Дети с интересом рассмотрели фотографии военных лет, узнали, как называются награды, которые бережно хранят в этой семье, и наяву увидели военную лётную форму.

Эта беседа вызвала бурю эмоций в детских сердцах. У них появилось чувство гордости за советских солдат; они стали более уважительно относиться к Вове Ч. До самого вечера не смолкала эта тема из уст детей.

А родители! Видели бы вы энтузиазм в их глазах. Настолько им понравилась проделанная работа, что они предложили свою помощь в любых наших начинаниях. Мы задумались: одной беседой было решено сразу несколько задач воспитательно-образовательного процесса. А ведь у каждого из наших воспитанников есть предок, о жизни которого будет интересно узнать всем детям.

Перед нами стала проблема: детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи, но содержание работы в дошкольном образовательном учреждении не обеспечивает решения поставленной задачи в полной мере.

Тогда нами было принято решение: создать долгосрочный проект под названием: «Родословная моей семьи». Ведь, прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьёй и народом.
Ожидаемые результаты

  • Повышение эффективности процесса воспитания и обучения.

  • Активизация познавательной деятельности детей.

  • Формирование патриотических чувств и развитие духовности дошкольников.

  • Вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников.

  • Активное участие родителей в проектной творческой деятельности.

  • Создание активно действующей, работоспособной системы поддержки семейного воспитания, через использование информационно – коммуникативных технологий.

  • Повышение педагогической культуры родителей.

  • Создание методической копилки по данной проблеме.


Возможные риски. Поверхностная заинтересованность родителей в работе над проектом.

Минимизация риска. Помочь осознать родителям, что родословная семьи является главным фактором воспитания патриотических чувств.
Ресурсы. Методическая литература, интернет-ресурсы, наглядные пособия, подборка аудио- и видеоматериалов.
Участники проекта. Дети МДОУ «Детский сад «Солнышко», родители, педагоги.
Теоретические положения проекта

Для того, чтобы реализовать проект мы обратились к научной литературе, прежде всего, чтобы получить ответ на вопрос: как составить свою родословную?

Не так уж важно, кем был ваш родоначальник, князем, купцом или крестьянином, главное в составлении родословной – это уважение к своим предкам. Необходимо принять, полюбить свой род, своих родных, родственников, знать их, проявлять к ним терпение, заботу и внимание. Составлению родословной не может помешать то обстоятельство, что в роду были какие-то трудности, например, пьянство, обездоленность или семейные раздоры. Зародить интерес к истории своей семьи, своего рода у детей необходимо уже в старшем дошкольном возрасте совместными усилиями родителей, родственников и педагогов детского сада.

С чего же всё-таки следует начать работу? В. С. Мартышин, Г. В. Скороходова и другие советуют, прежде всего, запастись терпением, поскольку деятельность по изучению истории семьи и рода длительна, практически бесконечна, требует старательности и аккуратности. Необходимо также создать определённые материальные условия для работы.

Нужно приобрести несколько тетрадей или файловых папок для родословных таблиц и росписей, несколько архивных папок, куда можно положить документы или их копии, фотографии, а также фотоальбом. Собранные материалы составят семейный архив, который будет постепенно разрастаться, поэтому нужно дома найти и определить для него место. Для работы будет необходим диктофон (магнитофон), желательно также использовать фотоаппарат, компьютер, видеокамеру, сканер, ксерокс.

Для того чтобы составить свою родословную, нужно воспользоваться различными источниками: устными, вещественными, письменными. Автобиографию лучше написать самому, хотя это не просто, ведь создаётся она для близких, родных людей, для потомков. В ней важно указать значимые именно для вас события. Помочь в этом может ведение дневника.

Устные источники

Традиционно предания, легенды, устные рассказы являются первоначальным источником исторических знаний, в свою очередь нуждающимися в подтверждении вещественными свидетельствами и письменными документами. Этот вид источников является наименее достоверным, но без семейных преданий, легенд и воспоминаний родных составить родословную будет практически невозможно.

Составление родословной следует начать с описания ныне живущих родственников. Если с поиска сведений в архивах можно не торопиться, то общение с родственниками не терпит отлагательства, особенно если информацию об истории семьи хранят люди преклонного возраста. Благоприятным временем для расспросов может быть время совместной работы, семейных праздников. Необходимо обращать внимание на рассказы старших, которым в повседневной жизни не предаётся значение, например: «Когда мы переехали…», «Когда родился…» и так далее. Обязательно нужно уточнить, когда происходили эти события, с чем они были связаны, постараться сделать хотя бы краткие записи о них.

Важным условием успешной деятельности по изучению своей родословной является участие всей семьи. Ю.Ф. Миронов считает, что составление родословной в семье лучше воспринимать как увлекательную, благородную, благодатную игру, а не как нудную необходимость. Он предлагает весьма интересный метод составления родословной, позволяющий включить в эту деятельность не только свою семью, но и семьи своих родственников. Каждый из родных составляет свой личный лист – «Главный лист родственника». Основное достоинство этого метода, на наш взгляд, заключается в том, что все члены семьи вовлечены в деятельность по составлению родословной. Каждый сам составляет свой собственный лист. Затем все листы объединяются в файловой папке.

Вещественные источники

К вещественным памятникам относятся монеты, медали, картины, фотографии и прочее. К сожалению, эти предметы недолговечны. Прежде всего, следует обратить внимание на семейные фотографии, оценить степень их сохранности. Необходимо сделать копии старых фотографий, отсканировать или перефотографировать их. Повреждённые снимки можно отдать на реставрацию. Эта работа не терпит отлагательств, потому что срок существования фотоснимков ограничен. А ведь это практически единственный источник, который позволяет увидеть лица родных в различные периоды их жизни.

Необходимо также присмотреться к вещам, книгам, предметам в доме, выделить те из них, которые являются родословными реликвиями, передаются из поколения в поколение. Такие предметы могут представлять немалую материальную ценность, но гораздо важнее для родословной реликвии её духовное значение, ведь в ней заключена память о семейных событиях, о дорогих нашему сердцу людях.

Письменные источники

Л.М. Савёлов подразделял письменные памятники, используемые в генеалогии, на официальные, исторические и семейные. К официальным относятся документы и акты, исходящие от правительственных лиц, учреждений, метрические свидетельства о рождении, браке, смерти. Исторические письменные генеалогические свидетельства – это родословцы, разрядные книги, летописи. Не последнюю роль играют и семейные письменные источники - воспоминания, переписка, духовные завещания. Начать изучение письменных источников следует с документов, хранящихся дома.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Педагогический проект iconВсероссийский фестиваль «Педагогический проект» Номинация фестиваля:...
Сборник лабораторных работ : Исследование трения и износа при ремонте машин и оборудования. Издание переработанное и дополненное....
Педагогический проект iconСоциально-педагогический проект «каникулярные встречи»
Средние общеобразовательные школы №№15, 20, 27, 50, 66, 73, 90, 94,138, 187, 191, «Эврика», Специальная (коррекционная) общеобразовательная...
Педагогический проект iconПедагогический проект по гражданско-патриотическому воспитанию «Мы-Россияне!»
В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России
Педагогический проект iconКакие дидактические цели преследует Ваш проект?
Ростовский государственный педагогический университет, Лингвистический институт, отделение иностранных языков, 1ый курс
Педагогический проект iconПедагогический проект «Активный отдых, как основа формирования здорового...
Этот урок, я надеюсь, запомнится вам надолго
Педагогический проект iconПедагогический проект «Юный пешеход»
План конспект итоговой непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познание»
Педагогический проект iconИнновационный педагогический проект
Безусловно, в этом процессе нужно стараться ориентироваться на передовой опыт, необходимо идти в ногу со временем и создавать инновационные...
Педагогический проект iconПлан-конспект урока английского языка в 11 классе на тему «Ум или Мозг»
Интернет-проект «Педагогический опыт. Инновации, технологии, разработки» на всероссийском педагогическом портале методкабинет
Педагогический проект iconПедагогический проект на тему: «Коррекционно-педагогическая работа...
В предлагаемую модель портфолио студента включены следующие структурные элементы
Педагогический проект iconПедагогический проект «Природа родного края» (долгосрочный) Реализован
Для создания рабочей обстановки, давайте выполним упражнения для восстановления дыхания.( Приложение 1)
Педагогический проект iconПроект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных...
Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут»
Педагогический проект iconПроект «Изонить» Что такое изонить (нитяная графика, ниточный дизайн)?
Краевое государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение)...
Педагогический проект iconПедагогический проект формирование экологической культуры
Оборудование : Зрительный ряд – динамическая схема, природоохранные знаки; аудиозапись; видеоряд : «Брянский заповедник», «Окский...
Педагогический проект iconДиплом победителя Краевого конкурса «Проект по использованию икт...
Я, Мезенцева Любовь Николаевна, работаю учителем физики в школе №72 с 1996 года, педагогический стаж работы 30 лет
Педагогический проект iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Педагогический проект на тему: «В мире вежливых слов и добрых поступков» (Беседы, просмотр мультфильмов, диафильмов, совместная деятельность...
Педагогический проект iconПедагогический проект опытно-экспериментальная работа на тему: «Использование...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск