Педагогический проект формирование экологической культуры





Скачать 414.1 Kb.
НазваниеПедагогический проект формирование экологической культуры
страница1/4
Дата публикации10.08.2013
Размер414.1 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
  1   2   3   4
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 64 г. Томска

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПроЕКТ

«Формирование экологической культуры

младших школьников

во внеурочной деятельности»

База реализации проекта: обучающиеся 1 - 4 общеобразовательных классов

МАОУ СОШ№64 г. Томска

(25 человек)

Автор и руководитель проекта: Н. А. Кинжагулова,

учитель начальных классов

Томск – 2013

Тема проекта:

Формирование экологической культуры младших школьников

во внеурочной деятельности
Обоснование темы, проблемы:
Родная природа – могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы проявляется очень рано. Дети замечают все: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков и запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.

Но в то же время, проводя экскурсии в природу, наблюдая за детьми во время природоведческой прогулки, замечала, что дети могут сорвать и почти сразу выбросить ветку дерева, цветок, бросить под куст фантик от конфеты или упаковку от выпитого сока. Поэтому, чтобы в будущем не чувствовать угрызений совести за то, что не привила своим ученикам, если так можно выразиться, природоведческую сознательность, природоведческую совесть, я решила, что в моей работе приоритетным направлением должно стать воспитание у детей бережного и ответственного отношения к природе, которое так необходимо будущим хозяевам родной земли, ведь сложившаяся в настоящее время тяжелая экологическая ситуация на земле – это результат экологической неграмотности большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу.

В связи с этим необходимо выделить следующие противоречия, с которыми мы сталкиваемся в ходе педагогической работы, и которые требуют разрешения:

  • между желанием жить в экологически чистом мире и экологической безграмотностью населения;

  • между желанием использовать как можно больше природных ресурсов и неумением сохранить их для будущих поколений;

  • между желанием реализовывать воспитание экологической культуры не через эпизодические мероприятия, а через систему внеклассных мероприятий, коллективно-творческих дел и индивидуальной работы.


Проанализировав все выше обозначенные противоречия, я пришла к выводу, что важной проблемой современного общества и школы в частности является проблема повышения экологической культуры у школьников. Поэтому как никогда актуальна работа по формированию экологической грамотности уже начиная с младшего школьного возраста.
Цель проекта: разработать и экспериментально проверить систему образовательных мероприятий, способствующих формированию ответственного отношения младшего школьника к окружающей среде и формированию соответствующих качеств личности.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • формировать

- положительное отношение школьников к природе;

- потребность выразить свой интерес в конкретных делах (мероприятиях) и

творческих работах;

  • учить ребенка наблюдать в природе;

  • развивать нравственно-эстетические чувства школьников, прививать интерес к окружающей природе;

  • расширить кругозор и активизировать внимание младших школьников в области экологии и окружающего мира.

  • создать комфортные условия по формированию экологической культуры во внеурочное время.


Предметный раздел: экология и окружающий мир.
Объект исследования – образовательный процесс младших школьников.
Предмет исследования: содержание образовательного процесса и его влияние на формирование экологической грамотности младших школьников.
Нами была выдвинута гипотеза – процесс формирования экологической грамотности младших школьников будет эффективным, если:


  1. организовать систему игровых и творческих форм работы экологического содержания;




  1. систематически проводить с учащимися экологические акции, экскурсии, беседы;




  1. включить учащихся в исследовательскую и практическую деятельность по решению экологических проблем.


Методы исследования:
Теоретические: анализ педагогической литературы по проблеме исследования.

Эмпирические: педагогическое наблюдение, проведение анкетирования, проведение бесед с учащимися и родителями, анализ рефлексивных тестов и сочинений учащихся.

Этапы работы над проектом. Содержание работы на данном этапе.


  1. Подготовительный этап.

Проведение мониторинга: сформированности личных качеств, системы знаний у учеников и осознанного отношения школьников к природе. Изучение проблемы в педагогической литературе. Разработка диагностических анкет.

  1. Этап реализации.

  • Разработана система воспитательной работы по формированию экологической культуры у младших школьников, где основными видами внеурочной деятельности являются: игры, занятия с использованием видеоматериалов, экскурсии (в природу, виртуальные), экологические акции и др.;

  • Вовлечение детей в совместную деятельность, путём применения разнообразных форм познавательной деятельности: фронтальной, групповой, коллективной, индивидуальной;

  • Сотрудничество с экологическими организациями (городская программа экологического воспитания и образования школьников «Экополюс»);

  • Участие в экологических конкурсах различного уровня.

  • Проведение промежуточной диагностики по выявлению у обучающихся системы знаний и осознанного ценностного отношения к природе и коррекционная работа с детьми.




  1. Обобщение и предъявление результатов.

Анализ данных исследования, формулирование выводов, составление методических рекомендаций по формированию экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности.

Формирование экологической культуры у младших школьников на этапе обучения в начальной школе характеризуется следующими показателями:

  • Повышение уровня информированности;

  • Повышение интереса к природе родного края;

  • Потребность выразить свой интерес в творческих работах;

  • Соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку

( ребенок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды);

  • Потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;

  • Доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе).

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что воспитание экологической культуры реализуется не через эпизодические мероприятия, а через систему внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы. Система достаточно технологична, легко применима в условиях любого образовательного учреждения. Особая ее ценность состоит в том, что она охватывает большинство учащихся, включая их в различные мероприятия и активную творческую работу экологической напрвленности.

Формы представления результатов работы по данной теме.

Этапы проекта

Срок реализации

Форма представления результата

Степень участия (участник творческой группы, автор проекта)

1.Подготовительный


  1. - 2011

Представление диагностических анкет на МО учителей начальных классов по теме: «Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности»

Автор – разработчик Кинжагулова Н. А.

2.Реализации


  1. –2013

1.Анализ данных диагностических анкет. (Приложение) Разработка и презентация педагогического проекта на МО учителей начальных классов по теме: «Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности» (протокол №7 от 24. 05.2011г.)

2. Участие младших школьников в системе экологических мероприятий:

Руководитель –координатор Кинжагулова Н. А.









  • Грамота за активное участие в программе экологического воспитания и образования школьников «Экополюс» (2011г.)




  • Диплом за 3 место во всероссийском дистанционном конкурсе «Радуга проектов» в возрастной группе 3 – 4 классов. (Проект «Божьи коровки») (2012 г.)




  • Диплом победителя в номинации «За волю к победе» проекта «Спортивная орнитология 2012»




  • Диплом 3 степение за высокие результаты в программе экологического воспитания и образования «Экополюс» (2012г.)




  • Сертификаты участникам и руководителю за участие в экологических конкурсах городского уровня

  • «Фестиваль «Заповедное», «Медиа-игры по темам:

- Особо охраняемые природные территории;

- Деревья. Кустарники. Кустарнички; - Насекомые луга и огорода; (2011г.)

- Растения Томской области. Вторая половина лета;

- Рыбы Томской области» (2012г.)

и областного уровня:

- Знай и люби свой край;

- Сибирь, земля моя бескрайняя (2012г.)

  • Промежуточная диагностика учащихся по методике: Л. В. Моисеевой, Капустина.




3. Обобщение и предъявление результатов.


2013 – 2014


I. Анализ и систематизация проделанной работы (публикация, разработка сценариев экологических мероприятий);

II. Выступление с результатами деятельности на МО учителей начальных классов.

III. Разработка методических рекомендаций по организованной деятельности.

Автор-составитель

Кинжагулова Н. А.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Педагогический проект формирование экологической культуры icon«Формирование экологической культуры школьников»
Создание системы целенаправленного формирования экологической культуры, в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей...
Педагогический проект формирование экологической культуры iconПрограмма формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни
Программа обеспечивает: формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения...
Педагогический проект формирование экологической культуры iconМетодическая разработка урока географии по теме «sos ! «Озоновый слой»
Цель урока: формирование экологической культуры личности и экологической ответственности на основе ноосферного мышления
Педагогический проект формирование экологической культуры iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ей сегодняшнего дня является формирование экологического сознания и воспитание экологической культуры. В этой деятельности библиотекам...
Педагогический проект формирование экологической культуры iconПрограмма формирования экологической культуры, культуры здорового...
Мплексная программа формирования основ экологической культуры, знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих...
Педагогический проект формирование экологической культуры iconТеоретические основы формирования экологической культуры младших...
Формирования экологической культуры посредством дидактической игры
Педагогический проект формирование экологической культуры icon25. формирование экологической культуры населения нижегородской области
Тема урока: «Нумерация больше 1000» (закрепление изученного материала в форме путешествия)
Педагогический проект формирование экологической культуры iconЭкологические здоровьесберегающие технологии
Формирование экологической культуры школьников осуществляется как в учебном процессе, так во внеучебной деятельности и во внеклассной...
Педагогический проект формирование экологической культуры iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической...
Педагогический проект формирование экологической культуры iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тва, формирование политехнических знаний и экологической культуры, развитие самостоятельности и способности решать творческие задачи,...
Педагогический проект формирование экологической культуры iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование экологической культуры учащихся 5-11 классов на уроках биологии и во внеурочное время
Педагогический проект формирование экологической культуры iconНашего сегодняшнего "круглого стола" "Роль общественных организаций...
Роль общественных организаций в формировании экологической культуры и мышления
Педагогический проект формирование экологической культуры iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: Закрепить представления о сезонных изменениях в природе, продолжать формирование экологической культуры у детей
Педагогический проект формирование экологической культуры iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Одна из важнейших задач современного образования и воспитания – формирование основ экологической культуры личности
Педагогический проект формирование экологической культуры iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного...
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся...
Педагогический проект формирование экологической культуры iconПроект году культуры в россии посвящается!
С целью пропаганды главных гражданско-патриотических символов традиционной Российской культуры и Московской области в образе Георгия...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск