Скачать 414.1 Kb.
|
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 64 г. Томска ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПроЕКТ «Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности» База реализации проекта: обучающиеся 1 - 4 общеобразовательных классов МАОУ СОШ№64 г. Томска (25 человек) Автор и руководитель проекта: Н. А. Кинжагулова, учитель начальных классов Томск – 2013 Тема проекта: Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности Обоснование темы, проблемы: Родная природа – могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы проявляется очень рано. Дети замечают все: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков и запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Но в то же время, проводя экскурсии в природу, наблюдая за детьми во время природоведческой прогулки, замечала, что дети могут сорвать и почти сразу выбросить ветку дерева, цветок, бросить под куст фантик от конфеты или упаковку от выпитого сока. Поэтому, чтобы в будущем не чувствовать угрызений совести за то, что не привила своим ученикам, если так можно выразиться, природоведческую сознательность, природоведческую совесть, я решила, что в моей работе приоритетным направлением должно стать воспитание у детей бережного и ответственного отношения к природе, которое так необходимо будущим хозяевам родной земли, ведь сложившаяся в настоящее время тяжелая экологическая ситуация на земле – это результат экологической неграмотности большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу. В связи с этим необходимо выделить следующие противоречия, с которыми мы сталкиваемся в ходе педагогической работы, и которые требуют разрешения:
Проанализировав все выше обозначенные противоречия, я пришла к выводу, что важной проблемой современного общества и школы в частности является проблема повышения экологической культуры у школьников. Поэтому как никогда актуальна работа по формированию экологической грамотности уже начиная с младшего школьного возраста. Цель проекта: разработать и экспериментально проверить систему образовательных мероприятий, способствующих формированию ответственного отношения младшего школьника к окружающей среде и формированию соответствующих качеств личности. Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- положительное отношение школьников к природе; - потребность выразить свой интерес в конкретных делах (мероприятиях) и творческих работах;
Предметный раздел: экология и окружающий мир. Объект исследования – образовательный процесс младших школьников. Предмет исследования: содержание образовательного процесса и его влияние на формирование экологической грамотности младших школьников. Нами была выдвинута гипотеза – процесс формирования экологической грамотности младших школьников будет эффективным, если:
Методы исследования: Теоретические: анализ педагогической литературы по проблеме исследования. Эмпирические: педагогическое наблюдение, проведение анкетирования, проведение бесед с учащимися и родителями, анализ рефлексивных тестов и сочинений учащихся. Этапы работы над проектом. Содержание работы на данном этапе.
Проведение мониторинга: сформированности личных качеств, системы знаний у учеников и осознанного отношения школьников к природе. Изучение проблемы в педагогической литературе. Разработка диагностических анкет.
Анализ данных исследования, формулирование выводов, составление методических рекомендаций по формированию экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности. Формирование экологической культуры у младших школьников на этапе обучения в начальной школе характеризуется следующими показателями:
( ребенок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды);
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что воспитание экологической культуры реализуется не через эпизодические мероприятия, а через систему внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы. Система достаточно технологична, легко применима в условиях любого образовательного учреждения. Особая ее ценность состоит в том, что она охватывает большинство учащихся, включая их в различные мероприятия и активную творческую работу экологической напрвленности. Формы представления результатов работы по данной теме.
|
«Формирование экологической культуры школьников» Создание системы целенаправленного формирования экологической культуры, в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей... | Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни Программа обеспечивает: формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения... | ||
Методическая разработка урока географии по теме «sos ! «Озоновый слой» Цель урока: формирование экологической культуры личности и экологической ответственности на основе ноосферного мышления | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ей сегодняшнего дня является формирование экологического сознания и воспитание экологической культуры. В этой деятельности библиотекам... | ||
Программа формирования экологической культуры, культуры здорового... Мплексная программа формирования основ экологической культуры, знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих... | Теоретические основы формирования экологической культуры младших... Формирования экологической культуры посредством дидактической игры | ||
25. формирование экологической культуры населения нижегородской области Тема урока: «Нумерация больше 1000» (закрепление изученного материала в форме путешествия) | Экологические здоровьесберегающие технологии Формирование экологической культуры школьников осуществляется как в учебном процессе, так во внеучебной деятельности и во внеклассной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тва, формирование политехнических знаний и экологической культуры, развитие самостоятельности и способности решать творческие задачи,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формирование экологической культуры учащихся 5-11 классов на уроках биологии и во внеурочное время | Нашего сегодняшнего "круглого стола" "Роль общественных организаций... Роль общественных организаций в формировании экологической культуры и мышления | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: Закрепить представления о сезонных изменениях в природе, продолжать формирование экологической культуры у детей | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Одна из важнейших задач современного образования и воспитания – формирование основ экологической культуры личности | ||
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного... Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся... | Проект году культуры в россии посвящается! С целью пропаганды главных гражданско-патриотических символов традиционной Российской культуры и Московской области в образе Георгия... |