Педагогический проект опытно-экспериментальная работа на тему: «Использование и внедрение модульной технологии обучения на уроках химии»





Скачать 301.49 Kb.
НазваниеПедагогический проект опытно-экспериментальная работа на тему: «Использование и внедрение модульной технологии обучения на уроках химии»
страница1/3
Дата публикации31.10.2014
Размер301.49 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Химия > Урок
  1   2   3
Муниципальное образовательное учреждение «Козловская основная

общеобразовательная школа №1» имени А. Г. Тухланова

Педагогический проект

опытно-экспериментальная работа на тему:

«Использование и внедрение

модульной технологии обучения на уроках химии»

Работу выполнила учитель химии и биологии

Пушкова Надежда Александровна

Город Козловка

2010 год

Содержание

1. Введение.

2. Цели и задачи.

3. Методика исследования.

4. Опытно-экспериментальная работа.

а) ход выполнения работы;

б) анализ опроса учащихся 8 и 9 классов;

в) работа с рефератами;

г) лабораторный эксперимент;

5. Выводы.

6. Список использованной литературы.

7. Приложения: 1,2,3.

Перестройка во всех сферах жизни нашего общества требует от каждого выпускника школы инициативы, самостоятельного мышления, новых

нестандартных подходов и решений. Формирование таких качеств школьников и соответствующих видов деятельности требует от учителя педагогического

мастерства. Совершенствование учебно-воспитательного процесса должно быть направлено на воспитание у школьника интереса к учению, активности и

самостоятельности, на развитие творческой личности. В связи с этим особенно актуальна задача - приобщения учащихся к самостоятельной деятельности, который формирует не только способность к продуктивной деятельности, но и такие творческие качества личности, как самостоятельность, независимость

суждений, гибкость, критичность, системность мышления, что необходимо

специалисту в любой области.

Учитель должен научить школьников самостоятельно добывать знания, применять полученные знания, отвечать за результаты своего труда, т. е.

НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ. Убеждение в этом привело меня к изучению и

использованию в своей работе модульной технологии, с которой познакомилась изучая литературу по новым педагогическим технологиям. Модульное обучение как педагогическая технология эффективно решает данную проблему.

Основателем модульного обучения считают Дж. Рассела («Modular

instruction», 1974). Модульное обучение в России стало известно в конце 80-х годов благодаря исследованиям Юцявичене П. А. и его учеников.

Сущность модульного обучения заключается в том, что ученик

самостоятельно (или с определенной дозой самостоятельности) достигает

конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с

модулем. Ему предлагается инструкция, в которой определены: 1) цель усвоения модуля;

2) где найти учебный материал;

3) как овладеть им (прочитать, найти ответы на вопросы, составить

конспект, заполнить таблицу и т. д.);

4) как проверить правильность выполнения задания (контроль – тесты, письменные работы, индивидуальные задания и т. д.).

Таким образом, модуль выступает как средство модульного обучения, т. к. в него входит целевой план действий, банк информации, методическое

руководство по достижению дидактических целей. При ее использовании нет необходимости заставлять учащихся, насильно «вести за руки» при решении

задач и выполнении упражнений. Правда, на подготовку модульных уроков приходиться тратить слишком много времени. Надо детально обдумывать

каждый учебный элемент (УЭ): каждое самостоятельное задание, учитывая

индивидуальные способности учащихся. Но зато результат не разочаровывает: даже самые слабоуспевающие безразличные к учебе школьники стали проявлять заинтересованность в собственных достижениях, добиваться успеха.

В течение 2008-2009 и 2009-2010 учебных годов проводила О.Э.Р. по теме «Использование и внедрение модульной технологии обучения на уроках химии» (в 9 классе).

Проблемы, решению которых способствует проект:

-повышение мотивации к изучению химии;

-сохранение высокого содержательного уровня предмета при сокращении учебного времени, отведенного на его изучение;

-повышение качества образовательного процесса;

-необходимость формирования и развития у обучающихся средствами учебного предмета химии компетенций (ключевых, предметных.)

Цель исследования: 1)выяснить желание учащихся получать учебные знания и умения самостоятельно, учитывая индивидуальные особенности

учащихся; научить усваивать знания наибольшей глубиной, широтой и

самостоятельностью и использовать эти знания на практике, в том числе и в

охране окружающей среды.

Из поставленной цели вытекают следующие образовательные задачи:

  1. Изучить и выявить число учащихся, желающие заниматься

  2. самостоятельно с использованием различных лабораторных

экспериментов;

  1. Определиться с классом участвующими в эксперименте (8 и 9 кл.);

  2. Развивать самостоятельное логическое мышление учащихся;

  3. Развивать умение проводить химические эксперименты;

  4. Научить работать дополнительной научно-практической и

занимательной литературой;

  1. Развивать умение сравнивать , анализировать и делать выводы;

  2. Научить из огромного объема материала выделить самое главное;

  3. Пропаганда здорового образа жизни и необходимость охраны

окружающей среды.

  1. Умение применять полученные знания на практике.

Материалы и оборудование: опросные листы; методические разработки технологических карт и уроков химии по системе модульной технологии;

оборудование (химическая лабораторная посуда, реактивы: растворы солей,

кислот, оснований, твердые соли, простые вещества; коллекции минералов,

штатив, спиртовка, держалка для проведения лабораторных экспериментов ) таблицы, схемы, тестовые задания по различным темам для 8,9,10,11 классов; карточки с разноуровневыми заданиями (8,9,10, 11кл.); карточки с творческими заданиями; определительная таблица для катионов и анионов по

неорганической и органической химии.

Методика исследовательской работа основывалась на:

1) опросе учащихся 8 и 9 классов с последующим анализом;

2) проведение уроков в 8 и 9 классах с использованием современной

педагогической технологии обучения - модульной технологии с последующим анализом.

Ход выполнения работы и её результаты.

Работу по апробации и постепенному введению модульного обучения в учебный процесс я начала 6 лет назад . Программы химии 9, 10, 11 кл. подходят для применения этой технологии. В своей работе я опиралась на рекомендации Гузеева В. В. «Поколения образовательных технологий: Традиционные

методики, модульно – блочные и цельноблочные технологии» и Фицевой И. М. «Использование технологии блочно – модульного профилирования в системе НПО». Была разработана модульная программа по образовательной программе О. С. Габриелян по курс у «Химия – 9 класс» для общеобразовательной школы. Модули разработаны к учебнику «Химия 9 класс» О. С. Габриелян.

При построении модулей учитывала принципы модульного обучения:

  1. принцип сочетания комплексных, интегрирующих частных

дидактических целей;

2) принцип обратной связи: контроля, анализа, коррекции в сочетании с самоуправляемым учением со стороны школьников.

Перед каждым модулем предусмотрен входной контроль знаний и умений учащихся, затем осуществление текущего и промежуточного контроля в конце каждого учебного элемента и выходной контроль после завершения работы с модулем (темой).Важным критерием построения модуля является

структурирование деятельности ученика в логике этапов усвоения знаний:

восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация.

Новизна работы заключается в разработке универсальной

технологической карты для изучения основных тем по химии в 9 классе и трех таблиц, которые прилагаются к ней. (см. Приложение №1 и таблицы №1.1 №1.2 №1.3).

Опрос учащихся 8-9 классов проводила два раза: в начале эксперимента и в конце учебного года. Из ответов учащихся видно, что предмет химии нравится большинству учащимся 8кл. - 78% (данные в начале эксперимента) и ответ тех же учащихся уже в 9 кл. - 92% (вырос на 14%). Большая часть учащихся хочет работать индивидуально и парой (8 кл. – 27% и 19%; 9 кл. – 18 и 33% в начале эксперимента, в конце 8 кл. - 36 и 42%, 9 кл .–34 и 55%).

На вопрос: «Какая часть урока больше нравится и почему?» были даны очень интересные ответы: 25% учащихся нравится проверка домашней работы, потому что эта работа оценивается; а вот 23% учащихся 8 класса нравится

раздел урока «изучение нового материала», потому что узнаешь много нового; многим учащимся из 8 и 9 классов нравится закрепление изученного, потому что надо работать у доски или самостоятельно, а вот повторение пройденного

нравится в виде тестов, блиц - турнира, викторины – 6%. Получить знания в

начале эксперимента большой процент учащихся хочет при объяснении

учителем нового материала, а к концу эксперимента—самостоятельно,

используя различные модули и дополнительные источники знаний: рефераты, компьютер и научно – практическую литературу. (Более подробный анализ

опроса в таблице №1.Приложение№ 2). Введение модульного обучения в учебный процесс осуществляла постепенно (только некоторые темы, только сильные ученики. В начале эксперимента некоторые темы полностью изучались с

применением модульной технологии, но со временем я пришла к выводу, что лучший результат даёт сочетание модульной системы обучения и

традиционной. В этом случае часть материала раздела изучается с применением модулей, а часть – с применением традиционных и нетрадиционных форм

уроков: урок – сказка, урок – ролевая игра, урок – КВН, конференция, семинар и др. (Например: на изучение темы «Металлы» 9 класс по программе отводится 14 часов, из них 6 часов – модульные уроки , а остальные – 8 часов традиционные. Но обязательно в конце темы проводится выходной контроль. Это может быть тестовая работа, химический диктант, контрольная письменная работа.

Уроки с применением модульной технологии дают хорошие результаты в 9,10 и 11 классах, где учебный материал учащимся в какой-то степени уже

знаком, а в 8 классе такие уроки можно проводить в основном при обобщении, закреплении и повторении пройденных тем.

В 9 классе мы изучаем отдельно темы – металлы и неметаллы. Еще в 8 классе учащиеся познакомились с простыми веществами (металлами и

неметаллами). Вначале мы изучаем общую характеристику и металлов и

неметаллов, затем рассматриваем физические и химические свойства, строение атома, способы получения и применения. Дальше идет серия уроков, где можно использовать самостоятельное усвоение тем учащимися (применение модульной технологии) – здесь я и использовала универсальные технологические карты почти на каждом уроке (см. разработки уроков по модульной технологии).

На уроках модульной технологии старалась использовать

дополнительную научно-практическую и занимательную литературу. Учащиеся почти по каждой теме пишут рефераты. Если раньше, на традиционных уроках, учащиеся защищали рефераты (рассказывали содержание или перечитывали), то результат от такой работы был малоэффективен. На своих уроках я не требую защиты рефератов, учащиеся с ними работают самостоятельно. Если реферат пишет хорошо успевающий ученик, то он становится по этой теме

консультантом для одноклассников или помощником учителя. К нему

обращаются при выполнении самостоятельных работ за помощью. Он находит в реферате ответ на вопрос ученика для самостоятельного изучения или даёт

объяснение. Если реферат пишет слабоуспевающий ученик, то он в перемену знакомит учителя содержанием реферата (не пересказывает), а отмечает новое, чего не было в учебнике. (см. Рефераты по темам)

Почти на всех уроках с использованием модулей проводим лабораторный эксперимент. На первых уроках учащиеся побаивались проводить опыты, но к середине учебного года почти весь класс включился в лабораторный

эксперимент. Некоторые несложные опыты учащихся выполняют дома.

Например: при изучении темы «Соли щелочных металлов» проделать

лабораторный эксперимент - получить газированный напиток, используя

уксусную кислоту и питьевую соду. Если при изучении новой темы нет

эксперимента или нет реактивов, то опыт проводим по пройденным темам, часто по изучению качественных реакций на ионы по таблицам №1.2 и №1.3 из

универсальной технологической карты. Учащиеся, используя эти таблицы,

находят реактивы, при помощи которых надо определить тот или иной ион. На модульных уроках расчетные задачи также не остаются без внимания. Здесь

часто использую индивидуальные задания, но бывают и групповые работы, но при решении задач они не всегда дают хороший результат, т.к. основная часть учащихся при этом механически списывают решение задачи.

Воспитательная проблема, над которой работаю - «Экологическое

воспитание школьников на уроках химии и биологии». На модульных уроках для решения этой проблемы часто использую дифференцированный подход. Например: в 8 классе были такие задания: Экологический проект: 1) У всех дома есть поваренная соль, уксусная кислота, нашатырный спирт. Как их используют в домашнем хозяйстве? Соберите самые нужные, интересные советы по уходу за одеждой, обувью, посудой, мебелью с помощью трех этих веществ (см.

разработку открытого урока «Первоначальные химические понятия»).

2) Полиэтиленовые пакеты, и пластиковые бутылки загрязняют окружающую среду: уж очень часто мы выбрасываем их. А может быть можно им дать вторую жизнь? Как можно их использовать?

Успех применения модульной технологии в учебном процессе зависит и от того, как подготовлены инструкции для учащихся. В процессе работы

убедилась в том, что инструктивные задания не должны носить слишком

«опекающий характер», регулирующий каждый шаг ученика (возьми в руки это, посмотри на рисунок и т.д.). Это отбирает много времени на чтение большого количества «командных» заданий. Чётко поставленные задачи и хорошо

продуманные задания, умелая помощь учителя на первых уроках, позволяет ученику достаточно быстро научиться работать с модулями. На уроках все

учащиеся заняты работой ,не отвлекаются на посторонние дела, поэтому не

бывает нарушения дисциплины. У детей нет боязни получения низкой оценки, так как они имеют возможность доработать изучаемый материал и получить

более высокую оценку. Получаешь удовлетворение на таких уроках.

Благодаря компьютеру, процесс подготовки модулей, распечатка их в

любом количестве упрощаются. Безусловно, много времени уходит на

подготовку модулей, но это помогает добиваться такой организации учебного процесса, при которой все ученики работают самостоятельно и прилежно, имеют возможность самореализоваться, учатся самостоятельно добывать знания, т. е. учатся учиться.

Использование модульной технологии в течение ряда лет и проведённые исследования позволяют мне сделать следующие выводы:

1) её применение обеспечивает формирование устойчивого интереса к предмету;

2) по сравнению с прошлым учебным годом успеваемость в 9 классе

вырос (Приложение №3. Динамика учебных достижений обучающихся. Таблица №3.1. Мониторинг успеваемости учащихся 9 класса за 2008-2009 и 2009-2010 учебные годы; таблица №3.2. Мониторинг успеваемости учащихся 9 класса за 2008-2009 учебный год.)

3) активизируется познавательная деятельность учащихся;

4)поиск материала, проведение лабораторного эксперимента на уроках с применением модульной технологии формирует у учащихся навыки научно – исследовательской работы;

5)предоставляется возможность самоконтроля и самооценки;

6) самостоятельное добывание знаний развивает у учащихся практические умения и навыки;

7) развивается у учащихся аналитическое мышление;

8) защита конкретных заданий способствует формированию у учащихся таких качеств как мобильность, толерантность, активность, креативность,

мышление, настойчивость в достижении цели;

9) уроки модульной технологии имеют большую практическую

направленность, которую учащиеся получают не с уст учителя, а в ходе

эксперимента или при выполнении определенного задания.

Главный вывод: Чем более образовательная технология приближается к самообразованию, тем она более эффективна, тем выше ее трудоемкость для учителя.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Педагогический проект опытно-экспериментальная работа на тему: «Использование и внедрение модульной технологии обучения на уроках химии» icon• Исследовательская работа • Опытно-экспериментальная работа
«Дневник ру», апробация и внедрение инновационных технологий в образовательный процесс
Педагогический проект опытно-экспериментальная работа на тему: «Использование и внедрение модульной технологии обучения на уроках химии» iconИспользование модульной технологии на уроках истории и обществознания
Благодаря использованию блочно-модульной технологии, вся система знаний по истории и обществознанию становится монолитной, системной,...
Педагогический проект опытно-экспериментальная работа на тему: «Использование и внедрение модульной технологии обучения на уроках химии» icon«Внедрение блочно модульной технологии в преподавание биологии»
Урок разработан для обучающихся 11 класса по программе среднего (полного) общего образования по биологии для 10 – 11 классов (базовый...
Педагогический проект опытно-экспериментальная работа на тему: «Использование и внедрение модульной технологии обучения на уроках химии» iconИспользование заданий технологии проблемного обучения на уроках биологии
...
Педагогический проект опытно-экспериментальная работа на тему: «Использование и внедрение модульной технологии обучения на уроках химии» iconО. В. Морева опытно-экспериментальная работа в социально-педагогической деятельности
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для магистрантов направления 050100. 68 «Педагогическое образование», профиль подготовки:...
Педагогический проект опытно-экспериментальная работа на тему: «Использование и внедрение модульной технологии обучения на уроках химии» iconМетодическая разработка использование технологии проектного обучения...
Исследуемая проблема – использование технологии проектного обучения на уроках литературы – осмысливается нами в рамках более широкой...
Педагогический проект опытно-экспериментальная работа на тему: «Использование и внедрение модульной технологии обучения на уроках химии» iconТема: Использование икт на уроках химии
Богатейшие возможности для привлечения интереса детей к процессу обучения предоставляют нам современные информационно- коммуникационные...
Педагогический проект опытно-экспериментальная работа на тему: «Использование и внедрение модульной технологии обучения на уроках химии» iconМетодическая работа
«Личностно ориентированный урок с применением элементов блочно-модульной технологии обучения»
Педагогический проект опытно-экспериментальная работа на тему: «Использование и внедрение модульной технологии обучения на уроках химии» iconНа уроках английского языка
Возникновение модульной технологии. Отличие от других систем. Научная актуальность данной технологии
Педагогический проект опытно-экспериментальная работа на тему: «Использование и внедрение модульной технологии обучения на уроках химии» icon«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии»
Моу kоробовской сош проходил семинар-практикум для учителей технологии Шатурского муниципального района по теме: «Использование информационно-коммуникационных...
Педагогический проект опытно-экспериментальная работа на тему: «Использование и внедрение модульной технологии обучения на уроках химии» iconРеспублика Карелия Прионежский муниципальный район моу шуйская средняя...
Опытно-экспериментальная и инновационная работа. Участие в проектной деятельности 40
Педагогический проект опытно-экспериментальная работа на тему: «Использование и внедрение модульной технологии обучения на уроках химии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Использование технологии индивидуальных образовательных траекторий на уроках химии
Педагогический проект опытно-экспериментальная работа на тему: «Использование и внедрение модульной технологии обучения на уроках химии» iconИспользование технологии интегрированного обучения на уроках литературы и русского языка

Педагогический проект опытно-экспериментальная работа на тему: «Использование и внедрение модульной технологии обучения на уроках химии» iconРабота мо учителей биологии и химии над проблемой: Развитие познавательной...
«Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии и химии на основе личностно-ориентированного обучения»
Педагогический проект опытно-экспериментальная работа на тему: «Использование и внедрение модульной технологии обучения на уроках химии» iconПлан-конспект урока английского языка в 11 классе на тему «Ум или Мозг»
Интернет-проект «Педагогический опыт. Инновации, технологии, разработки» на всероссийском педагогическом портале методкабинет
Педагогический проект опытно-экспериментальная работа на тему: «Использование и внедрение модульной технологии обучения на уроках химии» iconИспользование интерактивной доски на уроках химии
Таким образом, использование интерактивной доски в учебном процессе имеет неограниченные возможности, дает основу учителю химии существенно...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск