Скачать 223.41 Kb.
|
Министерство образования и науки ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Исторический факультет УТВЕРЖДАЮ Декан исторического факультета ТГУ _____________ В.П. Зиновьев "_____"_____________2011 г. Рабочая программа дисциплины Социология Направление подготовки 030600 история Профиль подготовки общий Квалификация выпускника бакалавр Форма обучения Очная Томск 2011 1. а) Цели освоения дисциплины: Целями освоения дисциплины социологии являются: а) формирование представления о предмете, методах и задачах, актуальных проблемах социологии, ее основных категориях и понятиях, месте среди других наук о человеке; б) формирование возможности практического применения полученных знаний о социуме в профессиональной и личной траектории развития. б) задачи дисциплины: а) знакомство студентов с социологией как системой знания, видом теоретической деятельности и оной из составляющих современного мировоззрения; б) формирование представления об основных разделах современного социологического знания, социологических проблемах и методах их исследования; в) овладение базовым понятийным аппаратом социологии; г) формирование умения применять полученные социологические знания для решения конкретных задач профессиональной деятельности; д) развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, необходимого для осуществления осмысленного мировоззренческого и профессионального самоопределения; е) формирование умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения. 2. Место дисциплины в структуре ООП: дисциплина цикла Б.1 ГСЭ вариативная часть; специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента: для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе («Обществознание») и в результате освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра: «История», «Философия». 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие основных общекультурных компетенций: владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); способность логически верно, аргументировано и ясно строить свою устную и письменную речь (ОК-2); способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9); способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10); способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12). В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: специфику, структуру, основные понятия, направления, проблемы, методы, а также современное состояние социологии. Уметь: использовать положения и понятийный аппарат социологии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений; формулировать и аргументировано излагать собственное видение социологических проблем и способов их разрешения. Владеть: навыками чтения и анализа текстов, имеющих социологическое содержание; навыками публичных выступлений и письменного аргументированного изложения как позиций, изложенных в социологических текстах, так и собственной точки зрения. 4. Структура и содержание дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет:
4.1. Предмет и функции социологии Происхождение социологии (О.Конт). Основные черты социологии как науки: наличие объекта, предмета, метода, структуры. Объекты социологического исследования: социальные отношения и их влияние (или использование) на остальные сферы общественной жизни. Предмет социологии как выявление закономерностей социальной жизни. Закономерности структуры, функционирования и изменений общественной жизни. Специфика социальных функций: понятие явных и латентных функций, дисфункции (Р.Мертон). Неклассические представления о характере закономерностей общественной жизни. Отказ от поиска универсальных законов социального бытия. Структура социологического знания: теория и эмпирия. Функции теории и эмпирии. Методы социологического исследования: количественные (анкетирование, контент-анализ), качественные (фокус-группа, интервью). Функции социологии: познавательная и практическая. 4.2. Понятие общества Общество как особый способ отношений между людьми. Специфические признаки общества. Наличие или создание отношений. Наличие или создание устойчивых отношений как критерий отличия от толп. Специфика толп: кратковременность отношений, внешний характер причины возникновения, общность эмоций как способ связи, гомогенность или стирание различий (интеллектуальных, социальных, индивидуальных). Условия создания устойчивых отношений: разделение деятельности и/или общность идей (общность религии, идея национального единства, идеал общественного устройства). Наличие социальных норм как критерий отличия общества от сообществ других живых существ. Специфика социальных норм: искусственность. Функции социальных норм: создание предсказуемого и взаимосогласованного поведения. Нормы как условие конструирования социальности. Автономность или суверенность (зависимость от самого себя) общества как критерий отличия от социальных групп. Системность как условие обеспечения автономности: наличие соответствующего количества элементов и взаимозависимостей между ними. Типы обществ. Культуры и цивилизации. Традиционные, индустриальные и постиндустриальные общества. 4.3. Социальные институты и их функции в обществе Понятие социального института. Условия возникновения социальных институтов: создание отношений, нормативная и организационная оформленность, легитимация, функциональность. Типы социальных институтов в обществе: институты родства, связанные с браком, семьей и социализацией детей и молодежи; институты политические, связанные с властью и доступом к ней; экономические институты и институты стратификации, определяющие распределение членов общества по различным статусным позициям; институты культуры, связанные с религиозной, научной и художественной деятельностью. Признаки социальных институтов: специализация, наличие идеологии, нормативная оформленность (стандартизация и формализация), наличие организации, ритуализация поведения, наличие символических признаков. Функции социальных институтов: коммуникативная функция как способ обеспечения взаимопонятности и взаимоприемлемости поведения; функция закрепления, сохранения и трансляции социального опыта; функция интегративная как способ вовлечения индивидов в публичную жизнь; функция конструирования социального поведения; функция социального контроля. Тенденции развития социальных институтов. Специфика институтов в традиционных сообществах: неразвитость специализации и организации, доминирование личностных или корпоративных отношений. Природа институтов индустриальной цивилизации: универсализация, формализация, рациональность, прагматичность, приоритет индивидуальности. 4.4. Понятие социального контроля Понятие социального контроля. Условия возникновения социального контроля: искусственность социальных норм. Основные черты социального контроля. Задачи и способы осуществления социального контроля: избавить индивидов от сомнений в правильности социальных норм, заставить нарушителей признать вину (культура стыда и культура вины), угроза стигматизации, маргинализация сопротивляющихся; возможность легального нарушения социальных норм. Виды социального контроля: прямой/ косвенный; формализованный или институализированный/неформальный или групповой; внешний/внутренний. Тенденции развития социального контроля. Социальный контроль в традиционных сообществах: основная задача – обеспечить коллективность бытия; основной ресурс – воздействие общественного мнения; основная санкция – угроза лишения социальных связей; основное обвинение – недобросовестность исполнения долга перед группой. Социальный контроль в современных сообществах: задача – рационализировать поведение, расширить границы идентификации (быть членом нации), преодолеть разрыв целей и средств, сформировать стремление быть индивидуальностью. Основные черты современного социального контроля (общество надзора): анонимность, децентрализация, скрытый и косвенный характер, наложение кругов контроля, расплывчатость и неопределенность требований. Основная санкция – деперсонификация. Формы сопротивления социальному контролю: определение ситуации вопреки ожиданиям, социальное отстранение, манипуляция. 4.5. Понятие социальных отношений. Статусно-ролевая структура общества Специфика социальных отношений: обусловленность поведения социальными нормами; действия в соответствии с позициями, предписанными социальными нормами; ориентированность на других. Типы социальных действий: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное, аффективное. Социальное пространство как способ организации социальных отношений: дистанция/близость как способы организации социального пространства. Понятие статусно-ролевой структуры. Определение статуса. Статусный набор. Классификация статусов: статусы приписанные (аскриптивные) и достигаемые (приобретенные). Специфика статусных позиций. Состав статуса (статусные почести): доступ или обладание социальными благами (власть, богатство, престиж); совокупность социальных прав; наличие или выстраивание жизненного стиля; наличие статусных обязанностей. Специфика жизненного стиля. Формы выражения жизненного стиля. Необходимость, способы формирования и функции жизненного стиля. Необходимость существования и функции статусной системы: создание системы стимулов для выполнения социально значимых функций; конструирование мотивации поведения в социальной системе; распределение ресурсов. Тенденции развития статусной системы. Традиционные сообщества: статичность и единообразие статусной системы. Преобладание предписанных статусов. Условия приобретения статуса: пол, возраст, социальное происхождение, этническая или религиозная принадлежность, характер обязанностей перед государством. Индустриальные общества: переход к статусам достигаемым, усиление роли индивидуальных усилий в достижении статуса, релятивизация статусов. Усиление статусного рассогласования. Формы проявление статусного рассогласования: между официальным и неофициальным статусом, противоречия в статусном наборе, противоречия в статусных показателях. Понятие статусной кристаллизации. Тенденции изменений в статусной системе: ориентация на организацию индивидуальных биографий, ориентация на выстраивание личного жизненного стиля (эстетизация повседневности), возрождение приписанных статусов. Определение социальной роли. Понятие ролевого предписания и ролевого исполнения. Ролевой комплекс. Классификация ролей: предписанные/принимаемые; конвенциональные/ межличностные. Структура ролевого исполнения (И.Гофман): создание ролевой дистанции; наличие ролевого рисунка; драматургическая постановка; наличие взаимных ожиданий. Функции социальных ролей: коммуникативная, социализации, самореализации и самоидентификации. Отношение к социальным ролям: реификация, манипуляция, разыгрывание игры. Тенденции развития ролевой системы. Традиционные сообщества: неразвитость ролевой дистанции, преобладание предписанных и конвенциональных ролей, постоянство роли, ограниченность ролевого рисунка. Изменения в индустриальных цивилизациях: расширение ролевого репертуара, расширение принимаемых и межличностных ролей, возникновение новой социальной роли – требование быть личностью, повышение чувствительности к исполнению ролей, развитие ролевой дистанции. Усиление ролевого напряжения. Причины и формы проявления ролевого напряжения: несовместимость ролей, несовместимость ожиданий разных социальных групп, несовпадение ролевой подготовки и реальности, разрыв преемственности в исполнении ролей. Создание техник защиты от ролевого напряжения: рационализация, разделение ролей, регулирование ролей. Требования к исполнению ролей в современной цивилизации: осознание глубины ролевого исполнения, преодоление неопределенности ролевого исполнения, расширение репертуара ролей. 4.6. Теория референции Ориентированность на других как условие формирования социальных отношений. Понятие референтной группы. Функции референтной группы: нормативная («быть как»), оценочная (взгляд других), сравнительная («быть не хуже»). Негативная и позитивная референтные группы. Понятие ин-группы и аут-группы (Р.Мертон). Специфика аут-групп: может носить воображаемый характер, степень идеализации зависит от замкнутости ин-группы, конструируется индивидом с целью обретения социальных ориентиров, возможность сегментации аут-групп, возможность смены оценок аут-группы. Функции аут-групп: преодоление маргинального положения индивида в группе, преодоление неопределенности социальных ориентиров в ин-группе, условие создания солидарности за счет создания «образа врага». Теория референции как условия понимания социального поведения индивидов: повышенная враждебность к бывшей своей группе, повышенная враждебность к отступникам со стороны группы, негативное отношение к идеям аут-групп. 4.7. Девиация и маргинальность Понятие девиации. Типология девиации: социально одобряемые и социально осуждаемые отклонения: аддикция, деликвенция, суицид, сексуальные отклонения. Относительность девиации. Концепции возникновения девиации: биопсихологический подход (Ломброзо Ч.). Социологический подход (Э.Дюркгейм): теория аномии. Расхождение между культурно одобряемыми целями и легитимными средствами их достижения (Р.Мертон). Типы адаптации к ситуации как условие объяснения возникновения девиации: конформизм, инновация, ритуализм, ретритизм, бунт. Культурные различия как причина девиации в мультикультурных обществах. Маргинальность как причина, форма проявления и следствие девиации. Типы маргинальности: между социальных различий, на границе социальной среды. Десоциализация и ресоциализация как следствия маргинализации. Формы и стадии маргинальности: маргинальная ситуация, маргинализация как процесс, маргинальное состояние, маргиналы и маргинальные группы как форма бытия. Типы маргиналов: статусные, нормативные, культурные. Особенности поведения маргиналов: амбивалетность восприятия, склонность к упрощению мира, повышенная чувствительность к формам социальной жизни, равнодушие к социальным ценностям, утрата социальных связей, равнодушие к роли статусных показателей, ощущение неукорененности в существующую среду обитания, чрезмерное следование ролевым предписаниям, карнавализация. Формы реакции на маргинальную ситуацию: консерватизм (ностальгия); утопизм, радикализм, социальная пассивность, нигилизм. Социальнокультурные последствия маргинализации: рост девиации, экстремизма, возникновение контркультур и субкультур, возникновение альтернативных движений. Причины возникновения маргинальности. Общесоциальные причины: создание социальных норм как условие конструирования маргиналов, ситуации перехода из одной возрастной/ социальной стадии в другую, ситуации кризиса социальной системы. Специфика индустриальной цивилизации: открытость и динамичность общества. Урбанизация, миграция, социальная мобильность, научно-технический прогресс как новые факторы маргинальности. Расхождение между социальными требованиями и личными желаниями индивида в связи с развитием индивидуализации как фактор маргинализации. Плюрализация и релятивизация социальных норм в демократическом и мультикультурном обществе как причина возникновения культурной маргинальности. Оценка маргинальности. Маргинальность как симптом общественного состояния. Значение маргинальности в потребительском обществе. 4.8. Социальная стратификация Стратификация как способ структурирования общества. Понятие вертикальной и горизонтальной дифференциации. Понятие страты. Особенности стратификации: социальная природа, конвенциональный характер, связь с остальными институтами общества. Критерии стратификации: обладание благами (власть, богатство, престиж); возможность обладания или неравенство в стартовых позициях. Неравенство как капитал. Типы капиталов: экономический, социальный, культурный, символический. Типы стратификации: стратификация территориальных общностей, половозрастная стратификация, кастовая стратификация, сословное деление общества. Классовая стратификация как доминирующая форма стратификации в индустриальном обществе. Формирование среднего класса. Критерии отнесенности к среднему классу. Функции среднего класса в индустриальной цивилизации. Проблема андеркласса: воспроизводство бедности. Элитаристские концепции стратификации. Понятие масс и элит. Показатели принадлежности к элитам: креативность, способность к принятию решений и ответственности (субстанциальная рациональность), обладание определенными психологическими и моральными качествами. Функции элит: функция управления, культурно-нормативная, функция целеполагания, креативная. Условия существования элитаристской стратификации: демократический характер общества, наличие отношений конкуренции, открытость доступа в элиты, публичность и институализированность элит, разнообразие элит. Типология элит: властвующие элиты, аристократические элиты, творческие элиты. Возникновение «технократических элит» или «креативного класса». Культурный капитал как основной ресурс новых элит. Специфика «креативного класса»: постматериалистические ценности, самоорганизация, гибкий график работы, стирание граней между работой и отдыхом, домом и работой, склонность к перемене мест, ориентация на разнообразие. Новые формы социального неравенства: самодостаточность элит, ограниченность меритократии. Понятие социальной мобильности. Вертикальная и горизонтальная мобильность. Виды мобильности: межпоколенная/внутрипоколенная, индивидуальная/ групповая, добровольная/вынужденная. Каналы социальной мобильности: традиционные (армия, брак, церковь)/современные (образование, спорт, шоу-бизнес). Причины и условия стратификации: структурно-функциональная, историческая (нехватка ресурсов), классовый интерес. Тенденции и перспективы социального неравенства. Неравенство и демократия. Концепция справедливости. Изменение характер и форм неравенства: латентный характер классовых форм неравенства, глобализация, смещение проблемы неравенства в сторону гендерных, этнических, сексуальных, возрастных различий. Разрыв между материалистическими ценностями масс и постматериалистическими ценностями элит. 5. Образовательные технологии В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Поэтому в рамках данного учебного курса предусмотрены не только традиционные лекционные занятия, но и написание реферата по одному из социологических текстов. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной успеваемости по итогам освоения дисциплины Основными этапами контроля работы студентов по изучению дисциплины являются: 1. Реферат по одному из социологических текстов 2. Экзамен в форме тестирования. 6.1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины: Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач: 1) выработка навыков чтения и анализа социологических текстов (классических и современных); 2) умение вычленить и последовательно изложить основную идею, отраженную в том или ином социологическом тексте, а также воспроизвести авторскую аргументацию; 3) формирование навыков самостоятельного критического, исследовательского отношения к предъявляемой аргументации; 4) развитие способности понимания социологических аспектов различных социально и личностно значимых проблем; 5) развитие и совершенствование способностей к диалогу, к дискуссии, к формированию и логически аргументированному обоснованию собственной позиции по тому или иному вопросу; Самостоятельная работа студентов осуществляется в форме написания реферата по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Реферат пишется по одной из предложенных работ (статей, книг, раздела и т.д.) классических или современных социологов. Цель написания реферата – проверка навыков чтения и анализа социологических текстов, умения вычленить и последовательно изложить основную идею, отраженную в том или ином социологическом тексте, а также воспроизвести авторскую аргументацию. Структура реферата должна включать введение, несколько разделов (два или три), заключение. Во введении указывается цель работы, последовательность задач по ее достижению и предполагаемый результат. Разделы реферата должны отражать основные блоки в последовательности изложения идей реферируемого текста. Все цитаты, которыми сопровождается содержание реферируемой книги, должны быть снабжены сносками (внизу страницы с указанием названия книги, автора и страницы, откуда взята цитата). В заключении должны быть подведены итоги реферируемого текста, а именно основные идеи реферируемой работы. Содержание основной части реферата должно представлять собой анализ реферируемого текста. Анализ предполагает, что автор реферата должен выявить и сформулировать, как он понял основную идею или совокупность идей, выдвигаемых автором реферируемого текста, а также привести последовательность аргументов, которые были приведены автором реферируемого текста в защиту своей идеи. Поэтому разделы содержания реферата будут определяться изложением последовательности идей, выдвигаемых автором реферируемого текста (или изложением последовательности этапов развития основной идеи) и последовательности аргументов, выдвинутых автором реферируемого текста. Предполагаемый объем – 10-15 страниц 12 шрифт, одинарный интервал. 6.2. В качестве оценочных средств промежуточной аттестации используется тестирование. Тестовые задания могут формулироваться как в форме, используемой в федеральном электронном интернет-тестировании (интернет-экзамене), так и оригинальной авторской форме, с открытыми вариантами ответов. Примеры тестовых заданий 1. «Добра не жалей, что нажито было, не скорби о потере... Оружье друзьям и одежду дари - то тешит их взоры. Друзей одаряя, ты дружбу крепишь, коль судьба благосклонна» Это характеристика: а) статусной рассогласованности б) ролевого напряжения в) ролевой дистанции г) жизненного стиля 2. Как соотносятся понятия статуса и роли? а) это разные термины для обозначения одного и того же явления б) одна роль предполагает наличие нескольких статусов у человека в) статус предполагает определенный ролевой набор г) статус меняется, а роли остаются теми же 3. «Дворянин Монтень и Мишель Монтень никогда не были одним и тем же лицом, и между ними всегда пролегала отчетливо обозначенная граница» (М.Монтень). Это характеристика: а) развитости ролевой дистанции б) психического нездоровья Монтеня в) осознания различия между принимаемой и предписанной ролями г) осознания многообразия социальных ролей 4. Какой социальное явление характеризуется высказыванием «Хороший врач – тот, кто умеет лечить»? а) социальная активность б) социальный статус в) социальная роль г) социальная норма Примерный перечень вопросов к экзамену
7. Информационное обеспечение дисциплины А) основная литература (учебники и учебные пособия)
Б) дополнительная литература (в том числе к рефератам):
В) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
Разработчики:
|
Федеральное агентство по образованию Томский государственный педагогический университет Томский государственный педагогический университет совместно с Сибирским нии торфа со расхн, Институтом климатических и экологических... | Sylvestris, Acer negundo, Fraxinus pennsylvanica, и Platanus occidentalis... Томский государственный университет (Томск), Огайский государственный университет (сша) | ||
Томский государственный университет | «Томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая Программа учебной дисциплины Учебно-методическое пособие по курсу «Организационное поведение» /Д. М. Сафина. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет;... | ||
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю» Проректор по научной работе и информатизации А. Э. Калинина | Рабочая программа дисциплины Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный университет» | ||
Томский государственный университет «Понятие, задачи и сущность правовой работы в Вооруженных Силах Российской Федерации» | Томский государственный университет Профессиональные компетенции преподавателя, использующего метод кейс-стади в организации обучения | ||
Томский государственный университет физический факультет Программа предназначена для студентов VI курса физического факультета | Российской Федерации Национальный исследовательский Томский государственный университет Специальность 032001 – Документоведение и документационное обеспечение управления | ||
Фгбоу впо «национальный исследовательский томский государственный университет» Информационное обеспечение и делопроизводство в государственном и муниципальном управлении | Фгбоу впо «национальный исследовательский томский государственный университет» Информационное обеспечение и делопроизводство в государственном и муниципальном управлении | ||
Томский государственный педагогический университет К участию в школе приглашаются студенты, аспиранты, молодые сотрудники вузов и научных организаций | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... | ||
Томский государственный педагогический университет К участию в школе приглашаются студенты, аспиранты, молодые сотрудники вузов и научных организаций | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... |