Программа по учебному предмету «история искусств»





Скачать 333.33 Kb.
НазваниеПрограмма по учебному предмету «история искусств»
страница1/2
Дата публикации21.02.2015
Размер333.33 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > История > Программа
  1   2
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Муниципальная детская художественная школа» г. Вологда


ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ




«ИСТОРИЯ ИСКУССТВ»




ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»






Вологда

2010 г.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


    1. Пояснительная записка…………………………………….




    1. Учебно- тематический план……………………………….




    1. Содержание программы…………




    1. Список произведений, рекомендованных к демонстрации по курсу истории искусства…………………………………………..




    1. Методическое обеспечение………………………………………




    1. Список литературы……………………………………………….





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА




Направленность программы – художественно-эстетическая.

Предмет «История искусства» является одним из основных предметов в процессе обучения учащихся в детской художественной школе. Данная программа предназначена для обучающихся 1, 2, 3 и 4 классов, прошедших конкурсный отбор по итогам вступительных экзаменов, независимо от пола обучающегося. По этой программе могут обучаться как новички, так и дети, прошедшие подготовку на подготовительном отделении.


Актуальность.

Теория изобразительного искусства является неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память.

Ценностью различных видов и жанров произведений искусства состоит не только в том, что они представляют мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной и как художественные произведения разных периодов времени, отвечают нашим эстетическим идеалам, сохраняя историческую связь времен, поколений.

Цель программы: сформировать систему знаний по предмету, способствующую интеллектуальному и творческому развитию обучающихся, умению видеть и понимать смысл и значение художественного произведения.

Основой изучения истории изобразительного искусства является развитие навыков восприятия художественного образа. Развивая художественное восприятие обучающихся, преподаватель заботится о развитии общей гуманитарной и художественной эрудиции, а так же воспитывает нравственные и эстетические идеалы, умение мыслить самостоятельно.

Роль преподавания истории искусств очень важна в нашей действительности, т.к. способствует формированию духовных ценностей, ориентирует на темы и проблемы вечные и возвышенные. Обучение по данной программе способствует творческому, интеллектуальному развитию детей.

Преподавание истории искусств направлено на формирование мировоззрения, постижения учениками духовного опыта человечества. Обучающиеся приобретают умение видеть прекрасное, понимать, чувствовать, оценивать художественные произведения.


В процессе обучения обогащается словарный запас обучающихся, к концу обучения они излагают свои мысли по предмету на языке, близком к профессиональному.

Задачи:

Образовательные:

  • сформировать представления об идейно-стилистических особенностях каждого этапа развития истории мирового искусства, в тесной связи с историко-социальной проблематикой времени через произведения и творчество тех мастеров, в работах которых наиболее полно и ярко отразились черты эпохи.

Развивающие:

  • развить зрительное восприятие, чувство цвета со знакомством техник исполнения в различных материалах,

  • развить художественно-творческие способности учащихся, их интерес к искусству,

  • развить эмоциональную отзывчивость к эстетическим аспектам в явлениях действительности и искусства.

Воспитательные:

  • воспитать отзывчивость на идейно-эстетическое воздействие искусства, на единство содержания и формы произведения,

  • сформировать оптимальный уровень личного отношения к произведению искусства, который предполагает понимание общественного значения данного произведения, объективную и самостоятельную оценку авторской позиции, активную связь содержания искусства с собственным жизненным опытом.


Срок реализации программы – 4 года.

Во всех классах основного отделения на предмет «История искусств» отведено по 34 учебных часа в год. Общее количество часов по предмету за полный курс составляет 136 учебных часов. Максимальная нагрузка по этому предмету в неделю составляет 1 учебный час в течение всего учебного года.



Формы и режим занятий.

Основной формой занятий является урок. Занятия проводятся в группах по 10-15 человек, продолжительность каждого урока 40 минут с перерывом 10 минут.

Обучающиеся занимаются в специально оборудованном кабинете, который оснащён слайдо-, видео- и аудиотехникой, искусствоведческой литературой, предлагаемой для занятий. Во время занятий ученики сидят за учебными столами. Для проведения занятий по предмету «История искусств» имеется видео-, слайдотека и книжный фонд (видеодвойка, проектор, слайды, видеокассеты по различным видам изобразительного искусства, учебная литература, диафильмы, классная доска, экран). Технические средства расширяют возможности преподавателя в создании и раскрытии проблемных ситуаций, осуществлении межпредметных связей и т.д.


Все записи по предмету обучающиеся ведут в специальных тетрадях, рассчитанных на четыре года обучения. Использование современных технических средств расширяют возможности преподавателя в более ярком и эмоциональном раскрытии темы, а наглядная демонстрация художественных произведений способствует лучшему их запоминанию

В процессе обучения используются следующие формы работы обучающихся: работа с книгой, анализ произведения, исследовательская работа, реферат, сочинение, выполнение задания на классификацию произведений, Для эстетического развития обучающихся большое значение имеют требования к оформлению тетрадей: оформление конспекта, зарисовки наиболее известных произведений и архитектурных сооружений и их деталей. Тетради систематически проверяются преподавателем. В процессе изучения истории искусства большое место отводится внеклассным занятиям: проведению конкурсов, диспутов, олимпиад, посещению музеев, выставок, экскурсий и т.д.
Ожидаемые результаты.

В программу включены основные разделы из истории западноевропейского, русского искусства и искусства советского периода.

В первом классе учащиеся знакомятся с искусством древнего и античного мира. К концу первого года обучения учащиеся должны:

  1. Знать виды и жанры изобразительного искусства;

  2. иметь представление об искусстве как составной части культурного наследия человечества;

  3. иметь представления о работе с книгой по искусству;

  4. знать основные этапы развития искусства древнего мира;

  5. знать типы древних сооружений;

  6. усвоить понятие «канон»;

  7. знать ордерную систему в древнегреческой архитектуре (дорический, ионический, коринфский ордер);

  8. понимать образное содержание ордерной системы;

  9. знать главные виды архитектурных сооружений Древнего Рима;

  10. знать черты характерные для древнеегипетской, древнегреческой и древнеримской скульптуры.

  11. усвоить техники и сюжеты вазописи;

  12. знать основные произведения из обязательного списка.

Оценка «5» ставится при знании 12-10 пунктов критериев. Оценка «4» ставится при знании 10- 7 пунктов критериев. Оценка «3» при знании менее 7 пунктов критериев. Оценка «2» ставится при отсутствии знаний.
Во втором классе учащиеся закрепляют и совершенствуют навыки, приобретенные в первом классе. Происходит углубление основополагающих знаний по предмету. К концу второго года обучения учащиеся должны:


  1. Понимать связь средневекового искусства с христианской религией;

  2. знать символику конструкции христианских храмов и изображения на иконе;

  3. усвоить понятие «художественный стиль»;

  4. знать основные характеристики византийского, романского и готического стилей;

  5. иметь понятие о синтезе искусств, сложившемся в период готики;

  6. знать основные произведения и творческий путь великих мастеров эпохи Возрождения;

  7. усвоить начало сравнительного анализа флорентийской и венецианской школы живописи;

  8. уметь выявлять элементы композиции и связывать их с содержанием произведения;

  9. понимать значение связи искусства эпохи Возрождения с развитием культуры этой эпохи;

  10. понимать значение искусства эпохи Возрождения для дальнейшего развития искусства;

  11. знать отличительные черты искусства позднего средневековья;

  12. знать основные произведения из обязательного списка.

Оценка «5» ставится при знании 12-10 пунктов критериев. Оценка «4» ставится при знании 10- 7 пунктов критериев. Оценка «3» при знании менее 7 пунктов критериев. Оценка «2» ставится при отсутствии знаний.
В третьем классе происходит закрепление теоретических и практических знаний по предмету. К концу третьего класса учащиеся должны:

  1. Иметь представление об основных художественных школах европейского искусства XVII века;

  2. знать отличительные черты стилей «барокко» и «классицизм»;

  3. знать творческий путь и основные произведения П.П. Рубенса и Рембрандта ван Рейна;

  4. знать отличительные черты живописи «Малых голландцев»;

  5. познакомиться с основами древнеславянской культуры;

  6. воспринимать своеобразие христианского сознания, выраженное в искусстве Киевской и Владимирской Руси;

  7. знать характерные особенности художественной культуры Москвы 15-17 веков;

  8. знать основные сооружения Московского Кремля;

  9. усвоить особенности русской иконописи и их выражение в творчестве А.Рублева и Дионисия;

  10. научиться понимать психологическую глубину произведений великих художников XVII века;

  11. иметь представление о стилевом смешении в русской архитектуре 18 века;

  12. знать характерные черты русского скульптурного классицизма 18 века;

  13. знать главные жанры 18 века;

  14. знать основные произведения из обязательного списка.

Оценка «5» ставится при знании 14-12 пунктов критериев. Оценка «4» ставится при знании 12-10 пунктов критериев. Оценка «3» при знании менее 9 пунктов критериев. Оценка «2» ставится при отсутствии знаний.
Четвертый класс – завершающая стадия обучения истории изобразительного искусства. К завершению курса к учащимся предъявляются следующие требования. Ученик должен:

  1. знать основные этапы развития русского и европейского искусства 19 века;

  2. уметь выявить идею и эмоциональное состояние, переданное художником в его произведениях;

  3. усвоить отличительные черты стиля «ампир»;

  4. знать отличительные черты направления живописи 19 века;

  5. иметь представление об эклектике в архитектуре 19 века;

  6. знать основные особенности творческого метода импрессионистов;

  7. знать задачи и роль ТПВХ в развитии русской живописи 19 века;

  8. знать творческий путь и основные произведения русских художников второй половины 19 века;

  9. понимать, насколько поиски новой формы в русском искусстве начала 20 века отражали новое содержание эпохи;

  10. знать особенности стиля «модерн»;

  11. познакомиться с идейным содержанием модернизма и его главными направлениями;

  12. знать творчество художников русского авангарда;

  13. уметь выделять основные периоды в развитии советского искусства и их особенности;

  14. знать основные произведения из обязательного списка.

Оценка «5» ставится при знании 14-12 пунктов критериев. Оценка «4» ставится при знании 12-10 пунктов критериев. Оценка «3» при знании менее 9 пунктов критериев. Оценка «2» ставится при отсутствии знаний.
Итоговые требования.

По окончании всего курса по истории изобразительного искусства ученик должен:

  • знать основные этапы развития искусства;

  • знание основных понятий изобразительного искусства;

  • знание основных художественных школ в западно-европейском и русском изобразительном искусстве;

  • сформированный комплекс знаний об изобразительном искусстве, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к изобразительному искусству и деятельности в сфере искусства;

  • умение определять в произведении изобразительного искусства основные черты художественного стиля, выявлять средства выразительности;

  • навыки по восприятию произведения изобразительного искусства, умению выражать к нему свое отношение, проводить ассоциативные связи с другими видами искусств;

  • навыки анализа творческих направлений и творчества отдельного художника;

  • навыки анализа произведения изобразительного искусства;

  • умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве художников.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН







Наименование частей, разделов и тем

Количество часов




1 КЛАСС





1

2

3

Введение



Часть 1: История зарубежного изобразительного искусства.

Раздел 1: Искусство древнего мира

Искусство первобытного общества

Искусство Древнего Египта

Искусство Малой Азии

2

4

6

4


4

5

6

Раздел 2: Искусство античного мира


Крито-микенская культура

Греческая культура

Римская культура

Повторение


4

8

4

2



ИТОГО


34



2 КЛАСС






7

8

9

Раздел 3: Искусство средних веков


Искусство Византии

Романское искусство

Готическое искусство


3

3

4


10

11

12

13

Раздел 4: Искусство Ренессанса

Искусство Северной Италии

Искусство Венеции

Искусство Нидерландов

Искусство Германии



8

2

4

2


14

15

Раздел 5: Искусство Европы ХУ1 – ХУ11 вв

Искусство Италии

Искусство Испании

Повторение



2

4

2



ИТОГО


34



3 КЛАСС






16

17

18

19

Раздел 6: Европейское искусство эпохи «Барокко»


Искусство Италии

Искусство Франции

Искусство Фландрии

Искусство Голландии


2

2

2

2


20

21

22

23

24

25

Часть 11: История русского изобразительного искусства

Раздел 7: «Древнерусское искусство»

Древнеславянская культура

Искусство Киевской Руси

Искусство Владимирской Руси

Древнерусская живопись

Искусство Московской Руси


Искусство ХУ111 в.

Повторение


1

1

4

7

6

5

2



ИТОГО


34



4 КЛАСС







26

27

28

29

Часть 111: Русское и западноевропейское искусство Х1Х – ХХ вв.

Русское и европейское искусство первой половины Х1Х в

Русское и европейское искусство второй половины Х1Х в

Искусство переходного периода

Русское и европейское искусство ХХ века

Повторение




8

10

6

8

2



ИТОГО


34


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 КЛАСС



Введение

Что такое искусство. Искусство как форма отражения развития человеческого общества. Основные виды и жанры изобразительного искусства.
ЧАСТЬ 1: ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
РАЗДЕЛ 1: ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА


  1. Искусство первобытного общества

Происхождение искусства и его ритуальное значение. Древние изваяния и наскальные рисунки. Пиктография. Начало цивилизации – мегалитические сооружения.



  1. Искусство Древнего Египта

Специфика искусства Древнего Египта. Его монументальный характер. Роль канона в египетском искусстве. Географические и исторические условия, в которых развивалась древнеегипетская культура. Древнее царство. Новое царство. Амарнский период.


  1. Искусство Малой Азии

Колыбель цивилизации – Двуречье

Преемственность культуры Ассирии, Вавилона и Древней Персии. Город – государство. Дворцовые комплексы. Зиккураты. Рельефы. Изразцы. Мелкая пластика.
РАЗДЕЛ 2: ИСКУССТВО АНТИЧНОГО МИРА


  1. «Крито-микенская культура»

Крит - древнейшая цивилизация в Европе. Город – дворец Кносс. Орнаментальные и сюжетные росписи. Самобытная скульптура. Керамика. Связь искусства Крита с Египтом. Материковый период. Микены.


  1. Греческая культура

Особый характер древнегреческого искусства, его связь с религией и философией. Архаика. Становление ордерной системы. Классика – расцвет греческой культуры. Архитектурный ансамбль. Воплощение идеального человека в скульптуре. Эллинизм. Форма греческих сосудов. Вазопись.


  1. Римская культура

Преемственность начального периода искусства Древнего Рима. Вклад римлян в развитие архитектуры. Монументальные сооружения (амфитеатры, базилики, акведуки и пр.) Триумфальные арки и колонны. Реалистический римский скульптурный портрет. Росписи. Мозаики.
2 КЛАСС
РАЗДЕЛ 3: «ИСКУССТВО СРЕДНИХ ВЕКОВ»


  1. Искусство Византии

Эклектичность Византийской культуры. Сложение типа крестово-купольного и базиликального храма. Иконописный канон. Значение интерьера в архитектуре Византии. Мозаика как форма монументальной храмовой живописи.


  1. Романское искусство

Варварское искусство франков. Первый общеевропейский стиль – романский. Господство религиозного мировоззрения в средние века. Ведущая роль крепостной архитектуры. Строительство замков. Значение городов и монастырей как культурных центров. Конструктивные и образно – художественные особенности романских сооружений. Выразительность скульптуры романских соборов.


  1. Готическое искусство.

Синтез искусства в готическом соборе. (архитектура, скульптура, витражи, декоративно-прикладное искусство). Пламенеющая готика.
РАЗДЕЛ 4: «ИСКУССТВО РЕНЕССАНСА»


  1. Искусство Северной Италии

Новая философия итальянской культуры. Формирование гуманистического мировоззрения в эпоху Возрождения. Проторенессанс. Реалистическая реформа Джотто. Утверждение индивидуальной ценности человека в искусстве. Ранний Ренессанс. Новаторство в передаче объема и пространства. Творчество Брунеллески, Донателло, Пьетро делла Франческа, Мантенья. Особая живопись Боттичелли. Высокий Ренессанс – воплощение идеала гармонически развитого совершенного человека в творчестве Рафаэля. Творчество Микеланджело - пластическое выражение противоречий и трагизма позднего Ренессанса. Осуществление человека «универсального» в творчестве Леонардо да Винчи


  1. Искусство Венеции

Своеобразие венецианской архитектуры и живописи. Веронезе. Тициан. Эклектика в архитектуре. Воплощение радости бытия в колорите.


  1. Искусство Нидерландов.

Особенности северного Ренессанса. Бытописательство. Братья Ван Эйк. Гентский алтарь. Иносказательность творчества П. Брейгеля. Фантасмагория И. Босха.


  1. Искусство Германии

А. Дюрер – крупнейший гуманист Возрождения. Возникновения гравюры. Типические характеры представителей эпохи Возрождение в портретном творчестве Г. Гольбейна – младшего.
РАЗДЕЛ 5: «ИСКУССТВО ЕВРОПЫ ХУ1 – ХУ11 вв»


  1. Искусство Италии

Два основных направления итальянской живописи. Академизм и реализм. Сложное взаимодействие различных художественных течений. Значение творчества Караваджо в развитии европейской живописи. Демократизм и жизненная убедительность живописи Караваджо.



  1. Искусство Испании

Влияние мавританской архитектуры. Творчество Эль Греко. Трагический характер его образов. Расцвет испанской реалистической живописи. Портреты Веласкеса. Трагическая судьба испанского народа в творчестве Гойи. Портреты и офорты Гойи.
3 КЛАСС
РАЗДЕЛ 6: «ЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО БАРОККО»


  1. Искусство Италии

Искусство барокко как реализация новых представлений о мироустройстве. Образные и пластические принципы и синтез искусств в творчестве Л. Бернини. Рассудочность и эклектизм искусства А. Карраччи и «болонской академии».


  1. Искусство Франции

Архитектурные ансамбли как основная часть придворной культуры. Аллегория и пастораль в живописи Ватто и Буше. Расцвет декоративно-прикладного искусства, его внешнее усложнение. Господство классицизма как официального направления в архитектуре: Версаль, Лувр.


  1. Искусство Фландрии

Реалистическая основа и жизнеутверждающая сила творчества П.П. Рубенса. Портреты А. Ван Дейка – воплощение идеала духовно утонченной личности. Реалистические традиции, жизнелюбия в живописи Я. Иорданса, Ф. Снейдерса.


  1. Искусство Голландии

Бюргерская культура. Общая сдержанность станковой реалистической живописи. «Малые голландцы» Поэзия повседневности в произведениях бытового жанра.Творчество Рембрандта Ван Рейна – вершина реалистического искусства Голландии.
ЧАСТЬ II: «ИСТОРИЯ РУССКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
РАЗДЕЛ 7: «ДРЕВНЕСЛАВЯНСКАЯ КУЛЬТУРА»


  1. Древнеславянская культура

Языческое искусство древних славян. Культовые сооружения, языческие святилища, идолы. Предметы быта, ювелирные украшения.


  1. Искусство Киевской Руси.

Образование и расцвет Киевского государства, подражательный характер его искусства. Храмовое строительство. Деревянное зодчество. Мозаика и фрески. Светские бытовые сюжеты в фресках. Первый русский художник – Алимпий. Высокий уровень прикладного искусства и книжной миниатюры.


  1. Искусство Владимирской Руси.

Феодальная раздробленность Древней Руси в Х11 в. и сложение местных художественных школ. Своеобразие Владимиро-Суздальской художественной школы. Белокаменное зодчество. Скульптурный декор и его символический смысл. Иконопись. Суровость и сдержанность искусства Новгорода и Пскова.


  1. Древнерусская живопись

Икона – образец духовной живописи. Особенности и условности ее написания и прочтения. Основные сюжеты и образы русской иконы. Воплощение идеального духовного начала в творчестве Ф. Грека и А Рублева.


  1. Искусство Московской Руси.

Сосредоточение русской культуры в Москве. Новый Кремль. Соборы и Теремной дворец. Иконопись Дионисия – отражение идеала государственности. Расцвет монастырского строительства. Разнообразие конструктивных решений и декоративность в русской архитектуре ХVI – ХVII в. Шатровые и столпные храмы. «Московское барокко». Приближение искусства к реальности. Гражданские постройки. Реформатор иконописи – С. Ушаков. «Парсуна»


  1. Искусство ХУ111 века

Реформы Петра 1 и их влияние на культуру. Новый тип города Санкт – Петербург. Классическое барокко Б-Ф. Растрелли. Светское и реалистическое начало в живописи. И. Никитин. А. Антропов.

Расцвет отечественной скульптуры – Б.К. Растрелли – Ф. Шубин – создатель психологического портрета М. Козловский, И. Мартос и Э. Фальконе - представители зрелого классицизма. Парадный и реалистический портрет. Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский.
4 КЛАСС
ЧАСТЬ III: «РУССКОЕ И ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО Х1Х – ХХ вв.»


  1. Русское и европейское искусство первой половины Х1Х в

Русский ампир в архитектуре А. Воронихина, А. Захарова, К.Росси. Классицизм как основа живописи. Романтизм и реализм. К. Брюллов А. Иванов, О. Кипренский – Э. Делакруа. А. Венецианов – Ф. Милле.

Основатель бытового жанра в живописи – П. Федотов.


  1. Русское и европейское искусство второй половины Х1Х века

Эклектика в архитектуре. Появление новой живописной системы во Франции. Импрессионизм и постимпрессионизм Э. Мане, О. Ренуар, К. Моне, К. Писсаро, В. Ван Гог, П. Гоген. Скульптура Родена.

«Бунт четырнадцати» - борьба за демократическое искусство в России. Критический реализм В. Перова. Возникновение товарищества передвижных художественных выставок. Творчество И. Репина - лучшее выражение идей передвижничества. Русская история в картинах В. Сурикова. Разнообразие пейзажа: В. Шишкин, В. Поленов, А. Куинджи. Сказочник В. Васнецов. Первые русские импрессионисты – В. Серов, К. Коровин. Лирический пейзаж Левитана.


  1. Искусство переходного периода

Противоречивый характер искусства конца Х1Х – начала ХХ в. «Мир искусства» и его роль в осознании и становлении новой роли искусства. Модерн в архитектуре (А. Гауди) Л. Кекушев, Ф. Шехтель. Символизм в живописи. М. Врубель. Декоративные тенденции в живописи Б. Кустодиева К. Петров-Водкин. А. Борисов-Мусатов, А. Головин. Новая скульптура. П. Трубецкой. А. Голубкина.


  1. Русское и европейское искусство ХХ в.

Модернизм как отражение идеологии века. Примитивизм – Н. Пиросмани, А. Руссо. Фовизм – А. Матисс. Кубизм – П. Пикассо, Л. Попова.

Абстракционизм – В. Кандинский.

Супрематизм – К. Малевич, О. Розанова

Конструктивизм – И. Татлин

Сюрреализм – М. Шагал, С. Дали

Поп-арт. Функциональная архитектура Л. Корбюзье.

Искусство революционного времени. Плакатность в основе живописи А. Дейнека. Б. Иогансон. Скульптура – И. Шадр. Архитектура. К. Мельников. Метод соцреализма. А. Пластов. Кукрыниксы. Портреты В. Мухиной. Послевоенное искусство. Развитие книжной иллюстрации. Советское искусство 60-80 – х гг рационализм в архитектуре; скульптура – мемориальные комплексы Е. Вучетич; суровый стиль в живописи.
СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ К ДЕМОНСТРАЦИИ ПО КУРСУ ИСТОРИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
ТЕМА № 1

ИСКУССТВО ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

Росписи в пещерах: Ласко, Фон-де-Гом, Нио, Альтамира, ля Мадлен.

«Палеолитическая Венера»

Менгиры (Франция – Бретань)

Дольмены (Западная Европа; Северная Африка)

Кромлехи (Англия; Стоунхендж)

ТЕМА № 2

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Мастаба.

Пирамида Джосера. Палетка Нармера.

Пирамида в Гизе. Большой сфинкс

Усыпальница Ментухотепа I или царицы Хатшепсут в Дейр-Эль-Бахри.

Храмовые комплексы: в Карнаке, Луксоре, Абу-Симбеле.

Парные статуи Рахотепа и Нофрет.

Статуя фараона Хефрена.

Статуя царского писца Каи.

Скульптурный портрет фараона Сенусерта III.

Статуэтки жреца Аменхотепа и его жены Раннаи.

Скульптурный портрет фараона Эхнатона.

Скульптурный портрет царицы Нефертити.

Рельеф из Менориса – Плакальщицы.

Произведения декоративно-прикладного искусства из гробницы Тутанхамона.
ТЕМА № 3

ИСКУССТВО МАЛОЙ АЗИИ
Зиккурат в Уре.

Статуя сановника Эбих-Иля.

Медная скульптурная голова Саргона Древнего.

Золотой шлем и голова быка из царской гробницы в Уре.

Рельефы дворца Саргона II.

Статуя быка-шэду.

Ворота Иштар. Фрагменты изразцовых рельефов Вавилона и Персеполя.

ТЕМА № 4

КРИТО-МЕКЕНСКАЯ КУЛЬТУРА
План Кносского дворца.

Кикладский идол.

Фрески: «Игры с быком», «Царь – жрец», «Парижанка».

Сосуд в виде головы быка.

Дипилонская амфора.

Львиные ворота. Микены.

Золотая маска из Микен.
ТЕМА № 5

ГРЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Дорический ордер.

Ионический ордер.

Коринфский ордер.

Кора, курос. Дельфийский возничий

Акрополь (весь ансамбль). Мойры. Парфенон. (Фидий)

Портрет Перикла (Кресилай).

Дискобол (Мирон).

Дорифор (Поликлет)

Гермес с младенцем Дионисом (Пракситель).

Амазономахия (Скопас).

Аполлон Бельведерский (Леохар).

Ника Самофракийская.

Афродита Милоская. (Агесандр)

Лаокоон (Пиромах) «Псевдо-Сенека», «Рыбак».

Фриз Пергамского алтаря: «Борьба богов с гигантами».

Красно и чёрнофигурные вазы.

Камея Гонзага.
ТЕМА № 6

РИМСКАЯ КУЛЬТУРА
Капитолийская Волчица.

Канопа из Кьюзы.

Форум Романум

Пантеон. Амфитеатр Флавиев.

Акведук через реку Гар близ г. Ним (Южная Франция).

Триумфальные арки Тита и Константина.

Надгробие Вибиев.

Статуя Августа.

Конная статуя Марка Аврелия.

Портрет Каракаллы.

Голова колосса Константина.

Колонна Трояна. Рельефы.

Росписи Виллы Мистерий.

Мозаичный пол Виллы Адриана.

ТЕМА № 7

ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ
Храм св. Софии в Константинополе; фрагменты интерьера и мозаик.

Мозаики Равенны.

Образцы Византийской иконы.
ТЕМА № 8

РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО
Мавзолей Теодориха.

Крест со сценой Страшного Суда.

Фибула в виде орла.

Миниатюры из Евангелия (Ирландия).

Аббатство Сен-Мишель, Сан-Джиньяно.

Собор в Вормсе.

Собор в Шартре (королевский портал).

«Страшный Суд» (собор в Отене).

Замки Кокордин. Карлштейн.
ТЕМА № 9

ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО
Парижский собор Богоматери.

Соборы в Кёльне, Шартре, Амьене, Реймсе, Милане (скульптура, витражи).

Книжная миниатюра: «Ноев ковчег», миниатюра «Псалтырь св. Людовика».

Вестминстерское аббатство.
ТЕМА № 10

ИСКУССТВО СЕВЕРНОЙ ИТАЛИИ
Пизанский соборный комплекс.

Брунеллески – купол Флорентийского собора.

Капелла Пацци во Флоренции.

Воспитательный дом.

Лоренцо Гиберти – двери баптистерия.

Донателло. Давид, Св. Георгий, пророки.

Статуя Гаттамелаты

Вероккьо. Давид, статуя Кондотьера Коллеони.

Джотто. Росписи капелл в Падуе, Флоренции.

Мазаччо. «Чудо со стратиром», «Изгнание из рая».

А. Мантенья. «Мертвый Христос», «Св. Себастьян».

Пьеро делла Франческо. Фрески церкви сан Франческо в Аренцо. Баттиста Форца и Федерико Монтефельтро. Портрет герцога Урбинского.

Боттичелли. «Весна», «Мадонна Магнификат», «Рождение Венеры», «Покинутая».

Леонардо да Винчи. «Мадонна в гроте», «Мадонна Бенуа», «Мадонна Литта», «Дама с горностаем», «Мона Лиза», «Тайная Вечеря», автопортрет, рисунки и проекты.

Рафаэль. «Мадонна Конестабиле»

Мадонна в кресле

Мадонна со щегленком

Обручение Марии

Фрески в станцах Ватикана («Диспут», «Афинская школа», «Парнас», лоджии) Портрет папы Льва X с кардиналами

Сикстинская мадонна

Микеланджело. Пьета (собор св. Петра)

Давид. Моисей. Росписи Сикстинской капеллы. «Пленники» (Лувр) Ансамбль капеллы Медичи

Купол собора св. Петра.
ТЕМА 11

ИСКУССТВО ВЕНЕЦИИ
Дворец Дожей

Тициан «Портрет Павла III с Алессандро и Оттавио Фарнезе»

«Венера и Адонис»

«Динарий кесаря»

«Венера перед зеркалом»

«Кающаяся Магдалина»

«Св. Себастьян»

Веронезе «Триумф Венеции»
ТЕМА 12

ИСКУССТВО НЕДЕРЛАНДОВ
Братья Ван Эйк «Генский алтарь»

Ян Ван Эйк «Мадонна канцлера Ролена»

Питер Брейгель (ст)

«Фламандские пословицы»

«Крестьянская свадьба»

«Несение креста»

«Избиение младенцев»

Цикл «Времена года»

«Слепые»
ТЕМА 13

ИСКУССТВО ГЕРМАНИИ
Рельефы собора в Наумбурге

А. Дюрер Автопортрет (Дрезден)

Адам и Ева

Гравюры на тему «Апокалипсис»

Меланхолия

Ганс Гольбейн (мл) Портреты.
ТЕМА 14

ИСКУССТВО ИТАЛИИ
Караваджо «Юноша с лютней», «Распятие св. Петра», «Призвание св. Матфея»
ТЕМА 15

ИСКУССТВО ИСПАНИИ
Эль Греко

«Апостолы Петр и Павел» «Погребение графа Оргаса», «Вид Толедо в грозу», «Моление о чаше», «Снятие пятой печати» «Лаокоон»

Д. Веласкес

Портрет Филиппа IV

Портрет инфанты Маргариты

Эль Примо

Портрет папы Инокентия X

«Завтрак»

«Сдача Бреды»

«Менины», «Пряхи»

Ф. Гойя

Портрет семьи Карлоса IV

«Маха и незнакомцы»

«Расстрел в ночь со 2 на 3 мая 1808 г»

Серия офортов «Капричос»

«Бедствия войны»

ТЕМА 16

ИСКУССТВО ИТАЛИИ
Фр. Борромини

Церковь сан Карло в Риме Бернини. Колоннада и королевская лестница в Ватикане. Алтарь «Экстаз св. Терезы»

Аполлон и Дафна.

Фонтан четырех рек

Н. Сильве Фонтан Треви.

Фрески Тьеполо
ТЕМА 17

ИСКУССТВО ФРАНЦИИ
Н. Пуссен. Танкред и Эрминия

«Царство Флоры», «Лето», Архитектурный ансамбль Версаля

А. Ватто «Капризница», «Жиль», «Квартет»

Ф. Буш «Пастушеская сцена», «Аллегория живописи», «Праздник любви», «Бегство в Египет»
ТЕМА 18

ИСКУССТВО ФЛАНДРИИ
П.П. Рубенс «Воздвижение креста» «Союз земли и воды»

«Похищение сабинянок»

«Охота на львов» «Персей и Андромеда»

Портрет Изабеллы Брандт «Камеристка»

Серия «Жизнь Марии Медичи»

Ф. Снейдерс «Рыбная лавка» «Фруктовая лавка»

А. Ван Дейк Автопортрет Портреты
ТЕМА 19

ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ
Г. Терборх «Визит», «Бокал лимонада»

Я. Вермер Дельфтский «Девушка с письмом», «Вид Дельфта», «Улочка»

Ф. Хальс «Цыганка», «Регенты»

Питер де Хох «Спальня», «Дворик»

Рембрандт «Автопортрет с Саскией на коленях» «Ночной дозор» «Портрет Хендрикье», «Портрет Титуса», «Групповой портрет «Синдики»

«Возвращение блудного сына», «Даная», Автопортрет (поздний) «Давид и Урия»

Офорт «Три дерева»

ТЕМА 21

ИСКУССТВО КИЕВСКОЙ РУСИ
София Киевская (реконструкция) Мозаики. Фрески.

Мозаика Дмитрия Солунского из Михайловского монастыря

Росписи Киево-Печерской Лавры

Иконы «Великая Панагия»

Миниатюра Остромирова Евангелья

ТЕМА 22

ИСКУССТВО ВЛАДИМИРСКОЙ РУСИ
Золотые ворота во Владимире

Успенский собор во Владимире «Владимирская Божья Матерь»

Церковь Покрова на Нерли

Дмитриевский собор во Владимире: рельефы

Новгородская София

Иконы «Устюженское Благовещенье»

«Егорий и Власий»

Церковь Спасо – Преображения

Церковь Спаса на Нередице

Георгиевский собор Юрьева монастыря

Псковский Кремль
ТЕМА 23

ИКОНЫ XIII – XV ВВ МОСКОВСКОГО И СЕВЕРНОГО ПИСЬМА, ПРАЗДНИЧНЫЕ И С ИЗОБРАЖЕНИЕМ СВЯТЫХ
Ф. Грек. Росписи соборов в Новгороде: «Одигитрия» «Успение».

А. Рублев «Спас Нерукотворный», «Архангел Михаил», «Апостол Павел», «Троица»

Росписи Успенского собора во Владимире
ТЕМА 24

ИСКУССТВО МОСКОВСКОЙ РУСИ
Московский Кремль: стены, башни

Успенский собор

Архангельский собор

Грановитая палата

Храм-колокольня Ивана Великого.

Церковь Вознесения в Коломенском

Покровский собор

Теремной дворец Московского кремля.

Дионисий: «Распятие», «Сергий Радонежский с деянием», «Положение пояса и ризы Богоматери»

Церковь Покрова в Филях

Церковь Богоявления, церковь Иоанна Предтечи в Ярославле

Трапезная в Загорске.

Преображенская церковь в Кижах.

С. Ушаков «Спас нерукотворный», «Троица»

Парсуна: Князь М.В. Скопин-Шуйский

Лубок: Как мыши кота хоронили

Росписи церкви Ильи Пророка в Ярославле

Дионисий Гринков «Воскресение»
ТЕМА 25

ИСКУССТВО XVIII в.
Д. Трезини: Петропавловский собор. Здание Двенадцати коллегий.

Б.К. Растрелли: Бюст Петра 1, Анна Иоанновна с арапчонком.

Ф.Б. Растрелли: Зимний дворей, Смольный собор, Ансамбль в Царском селе.

А. Матвеев «Автопортрет с женой»

И.Н.Никитин: «Портрет напольного гетмана», «Портрет Прасковьи Иоановны»

А.П. Антропов: «Портрет Петра III», «Портрет статс – дамы А.М. Измайловой», «Портрет А.К. Воронцовой»

И.П. Аргунов: «Портрет неизвестной в русском костюме»

В.И. Баженов: Макет Кремлевского дворца, Дом Пашкова, Михайловский замок

М.Ф. Казаков: Дом Благородного собрания. Колонный зал. Здание сената в Москве.

И.Е. Старов: Таврический дворец.

Д. Кваренги: Смольный институт. Здание Академии наук

Э. Фольконе: «Памятник Петру 1»

Ф. Шубин: «Портрет неизвестного», «Павел 1» , «Бюст А.М. Голицина» «Екатерина II – законодательница»

И. Мартос: «Мемориальная пластика Монумент Минину и Пожарскому»

М. Козловский: «Памятник А. Суворову»

А.П. Лысенко: «Прощание Гектора с Андромахой», «Владимир и Рогнеда»

Ф.С. Рокотов: «Портрет А.П. Струйской», «Портрет В.И. Майкова», «Портрет В.Г. Новосильцевой»

Д.Г. Левицкий: «Портрет П.А. Демидова», «Портрет А.Ф. Кокоринова», «Портрет Дьяковой» серия «Смолянки»

В.Л. Боровиковский «Портрет князя Куракина», «Портрет М.И. Лопухиной»

«Портрет сестер Гагариных»

А.Н. Воронихин: Казанский собор

А.Д. Захаров: Адмиралтейство

Т. де Томон: Биржа

К.И. Росси: Здание генерального штаба, Александринский театр, Михайловский дворец

А.А. Монферран Исакиевский собор

ТЕМА 26

РУССКОЕ И ЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО

ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.

П.К. Клодт: Конные группы, Аничков мост

М.М. Антокольский: «Иван Грозный» «Нестор – летописец»


О.А. Кипренский: «Автопортрет», «Портрет А.А. Челищева», «Портрет гусара Давыдова», «Портрет А.С. Пушкина»

В.А. Тропинин: «Портрет А.С. Пушкина», «Портрет сына»

А.Г. Венецианов: «Гумно», «Автопортрет», «Спящий пастушок», «На пашне. Весна» , «На жатве. Лето», «Захарка», «Итальянское утро»

К.П. Брюллов: «Последний день Помпеи», «Портрет Самойловой, удаляющейся с бала», «Всадница», «Автопортрет»

А.А. Иванов: «Явление Христа народу»

П.А. Федотов: «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора», «Н.П. Жданович» и.т.д.

Т. Жерико «Плот» «Медузы»

Э. Делакруа «Свобода ведущая народ (28 июля 1830г.) «Охота львов»

Ф. Милле «Сеятель», «Собрание колосьев»

Г. Курбе «Дробильщики камней», «Похороны в Орнане»

К. Коро «Воз сена»

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по учебному предмету «история искусств» iconПрограмма по учебному предмету «Беседы об искусстве» предметной области...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №50»
Программа по учебному предмету «история искусств» iconПрограмма по учебному предмету история искусств
Санкт-петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Программа по учебному предмету «история искусств» iconПрограмма по учебному предмету «История изобразительного искусства»...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №50»
Программа по учебному предмету «история искусств» iconПрограмма государственного экзамена по специальности 070601 «Дизайн»
Экзаменационные билеты включают наиболее важные вопросы, имеющие междисциплинарный характер, находящиеся на стыке таких дисциплин,...
Программа по учебному предмету «история искусств» iconОбщеобразовательная программа в области хореографического искусства...
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Программа по учебному предмету «история искусств» iconПрограмма по учебному предмету «История Красноярского края» составлена...
На изучение учебного материала по учебному предмету «История Красноярского края» Базисным планом Городокской средней общеобразовательной...
Программа по учебному предмету «история искусств» iconОбщеобразовательная программа в области хореографического искусства...
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Программа по учебному предмету «история искусств» iconПрограмма по мхк (Мировая художественная культура) разработана на...
Данный учебный предмет включает содержание раздела «Синтез искусств» из федерального компонента государственного образовательного...
Программа по учебному предмету «история искусств» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методика преподавания истории искусств «История искусств» — 035400. 68 «история искусств» Форма подготовки очная
Программа по учебному предмету «история искусств» iconПримерная программа по учебному предмету «История Красноярского края»...
Нкретизирует содержание тем по учебному предмету, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность...
Программа по учебному предмету «история искусств» iconРабочая программа по учебному предмету «История»
А. а вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. «История древнего мира», «Просвещение»,2007г
Программа по учебному предмету «история искусств» iconПримерная программа по учебному предмету резьба по дереву
Разработчик: А. А. Васечкина, преподаватель Детской школы искусств и ремесел города Братска Иркутской области
Программа по учебному предмету «история искусств» iconРабочая программа по учебному предмету история
Новая история для 7-8 классов авторы: А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина (Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание....
Программа по учебному предмету «история искусств» iconРабочая программа по учебному предмету история
Новая история для 7-8 классов авторы: А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина (Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание....
Программа по учебному предмету «история искусств» iconПримерная программа по учебному предмету книжная графика
А. Л. Мазин, преподаватель Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремесел, член Союза художников России
Программа по учебному предмету «история искусств» iconПримерная программа по учебному предмету компьютерная графика и дизайн
А. С. Деденёва, профессор кафедры информатики и документоведения Орловского государственного института искусств и культуры, кандидат...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск