Скачать 75.13 Kb.
|
И З О П Ы Т А Р А Б О Т Ы «Самостоятельная работы на уроках истории» у ч и т е ль истории и обществознания МОУ СОШ «Веста» Кагал Алла Ивановна Преобразования, которые происходят в стране во всех сферах общественной жизни, осуществляется сейчас реформа общеобразовательной школы предъявляют высокие требования к подготовке сознательных высокообразованный людей. Фундамент формирования гармонично развитой, общественно активной личности закладывает школа. Существенными качествами такой личности являются активность и самостоятельность в познании окружающего мира, одно из основных средств формирования такой личности в процессе школьного обучения - самостоятельная работа учащихся в получении знаний. В российской дидактике накоплен и обобщен значительный материал о самостоятельной работе школьников. В трудах Есипова Б.П., Данилова М.А., Дайри Н.Г, и др. объектом исследования было определение самостоятельной работы, ее признаков и функций, дидактических и методических требований к ее организаций к ее организации. Не достигнуто единство мнений о едином определении и общей классификации видов самостоятельной работы. Учительство дано и прочно включили в своей педарсенал самостоятельную работу учащихся в познании отдельных предметов. Самостоятельной работе учащихся истории с древнейших времен уделяла и я , взяв ее в качестве проблемы под которой необходимо работать. Название темы «Самостоятельная работа на уроках истории» предполагало изучение вопросов учащихся самостоятельно, начиная с первобытного периода, а не отдельные ее периоды, это позволяло вовлекать в самостоятельную работу учащихся с 5 класса. Изучив литературу о самостоятельной работе учащихся на уроках истории, высветила проблема: «Что такое самостоятельная работа учащихся?» Что необходимо вкладывать в данные понятия? Не было общепринятого определения самостоятельной работы. Некоторое время она характеризовалась по отдельным признаком; одни авторы утверждали, что это прежде всего выполнение какого-нибудь задания без посторонней помощи, другие подчеркивали активный, творческий характер деятельности учащихся. По пере развития этого вопросов появились новые аспекты, определяющие сущность самостоятельной работы – это вид учебной деятельности, при которой учащиеся под руководством учителя выполняют индивидуальные, групповые или фронтальные учебные задания. Согласно другой версии – самостоятельная работа – это дидактическое средство обучения, форма организации учебной, познавательной деятельности учащихся. Самостоятельная деятельность – это деятельность учащихся, имеющая свои признаки:
На мой взгляд, более полное определение самостоятельной работы звучит так «Самостоятельность ученика выражается в потребности и умении самостоятельно мыслить, способности в новой ситуации, видеть вопрос, задачу и найти подход к решению, она характеризуется известной критичностью ума, способностью высказать свою точку зрения». Стержнем самостоятельной работы считают продуктивную деятельность ученых, в ходе которой он добывает новые знания, решает творческие задачи. С точки организации самостоятельной работы являются признаки:
Самостоятельная работа по истории осуществляет такие цели: -формирование у учащихся способности разбираться в явлениях общественной деятельности, -развитие познавательных способностей -обучение оценивающей деятельности, -формирование умений правильно организовывать учебный труд. -самостоятельно изучить первоисточник. В процессе работы придерживаюсь систематического подхода: -вовлечение каждого ученика в прочесе самостоятельной работы с учетом уровня подготовленности -переход от простых заданий к сложным усиление их творческого характера. -обеспечение процессуальной стороны – планирование, руководство, контроль. Самостоятельная работа подразделяется на 2 основных вида: воспроизводящую и творческую. А им соответствуют следующие виды самостоятельных работ: -самостоятельные работы по образцу \ начало такой работы с 5 класса.\ -воспроизводящие – 8-9 класс. -реконструктивные – 10-11. -творческие – с 11 класса, частично – с 10 класса. Эти задачи решаются в двух видах самостоятельной работы – по образцу и реконструктивных По образцу – в средних классах.. Реконструктивные – устные, письменные, составление плана, Конспекты, тезисы, работа с картой, графики, составление таблиц. Отбор и группировка фактов по проблеме, подготовки сообщений, реферат. Часто применяю, начинаю с простейших заданий в средних классах творческие самостоятельные работы, где предполагается поиск нового материала с помощью придуманных способов или самостоятельных выбранных способов. Источниками для самостоятельной работы по истории – это учебник истории, периодическая печать, программные документы, статистические данные, исторические карты, общественно-политическая литература, теле, радио. В своей работе планирую самостоятельную деятельность учащихся на уроках, отводя ей различную роль а процессе урока: и при закреплении нового материала. По основным проблемам урока ставлю вопросы – ученики самостоятельно их решают. Для итоговых уроков даю материал и задания, которые позволяют ученикам применять навыки самостоятельной работы. Руководство самостоятельной работой включает такие званья, которые сложились у меня в практике: -определение целей, задач. -планирование, выбор методов, -организация самостоятельной работы -текущий контроль -проверка и анализ. Самым трудным является проверка и анализ, оценка деятельности учащихся. В процессе работы выявилось следующая схема руководства самостоятельной деятельностью: -формулировка и объяснение задач вначале работы, нацеливая на конечный результат \это должно получиться\ -инструктаж \как и что выполнять\ -наблюдение за работой -ответы на вопросы -проверка и анализ иногда совместно с детьми Работа а течение нескольких лет над одной темой на уроке истории учу учащихся работать с источниками, учебником, постепенно усложняя материал, содержание самостоятельной работы. Ученики могут конспектировать, составлять план-конспект, краткий и развернутый план, могут анализировать и сделать выводы, работая с историческими источниками, научились творчески перерабатывать материал. Начинала свою работу с 6 класса по очень простому плану: по образцу, вслух читаем параграф, абзац и я давала образец содержания прочитанного – диктовала, затем совместно работали над другими абзацами. Так в 6 классе дети научились конспектировать параграф, составлять вопросы по нему, что в дальнейшем помогло выйти на работу с планом \развернутый, краткий\ В 6 классе занималась и творческой работой6 рисунки из жизни первобытных людей, составление сказок на тему:»Как человек приручил кошку и собаку», «Как люди строили жилье». В составлении сказок принимали участие 2-3 человека т.е применялись групповой метод, с удовольствием составляет кроссворды из 7-8 слов, слов, следующих классах он состоял из 15-20 слов. Кроссворду на различную тематику: на заданную тему, история в лицах, исторические места. В 7 классе продолжалась работа над самостоятельной работой учащихся на уроках истории, на задания усложнялись: во-первых, нужно конспектировать не весь параграф, а только часть его, выборочно, отыскивая ответ на поставленный вопрос; во-вторых, необходимо анализировать, затем сделать выводы, работая с учебником. В третьих, начали составлять хронологические и тематические таблицы, задействуя несколько параграфов, постепенно вводились урок –практикумы. В 7 классе начала вводить элементы подготовки сообщений, например, рассказать о У. Тайлере и его восстании, Ян Гусе, Ян Жижке, о первых Романах, используя при этом «Книгу для чтения по истории средних веков». М.,1999г., то учащиеся уже начали выходить за рамки учебника, работая с другими источниками, а в скором будущем могут использовать и Интернет. Начала работу по составлению тезисов, предварительно раскрыв это понятие - кратко сформулированные основные положения доклада или сообщения, или доклада. Эту работу продолжала и в 8 классе. В 8-9 классах самостоятельная работа занимала все больше места уроках. Ученики вполне овладели навыком конспектирования параграфа, могут составить план, самостоятельно, план-конспект и план-конспект по форме:1.вопрос краткий ответ. В 9 классе начала применять творческую, познавательную деятельность учащихся на уроках истории, используя урок «Альтернативные ситуации», где должны самостоятельно разработать какое-либо положения, предварительно изучив материал. Пример:»Отмена крепостного права в России». Класс делится на 3 группы – помещики, крестьяне, правительство. Задание – разработать основы освобождения крестьян а России, или идет вопрос о декабристах – будущая Конституция России, при этом класс делится на левое крыло декабристов. Правое крыло декабристов и царские сановники. Все группы работают на уроке, разбираются программы и идет спор: верно – неверно, где Учащиеся глубже смогут понять материал, осмыслить его. В 10 классе больше внимания уделяла работе с источниками на уроках истории, в качестве источника привлекала учебник, различные документы \выдержки из них\, карты. Статистику, научно популярную литературу: журнал «Родина», «Источники», «Всемирная история», «Справочник юного историка» и др. источникам. Учащиеся к 10 классу осваиваются с тем, что все источники по содержанию различны, различна их степень сложности. Задания могут быть самые разные: составления плана, сравнение и оценка различных фактов. Учащиеся работают над вопросами: какие факты новейшей истории служат основой для такой характеристики тактики правящей в Англии? Применима ли она к периоду 20-30 годов? Аргументируйте \роль монополистической буржуазии в борьбе с рабочим классом\. Особенностью изучения первоисточника является то, что здесь меньше практикуется воспроизводящие работы \составления плана, конспекты\, а больше – творческие, это сравнение, доказательства, оценка. Больше практикую работу с источниками групповым методом, меньше классом, индивидуально. Очень редко планирую со средствами массовой информации: газеты, радио, телевидение. Делая определение выводы в своей работе необходимо отметить те все положительные моменты, которые присутствуют у учащихся: -сложились определенные навыки работы с различными источниками и материалом, -освоен минимум работ по самостоятельному изучению различных источников. В 11 классе необходимо усовершенствовать самостоятельную работу учащихся, уделяя больше внимания на причинно-следственные связи того или иного явления или периода в целом. |
«Формирование общепредметных и предметных компетенций на уроках истории и обществознания» Ивановна, учитель истории и обществознания высшей категории мбоу сош№3 городского округа Стрежевой Томской области. Проект реализуется... | Икт на уроках истории и обществознания Учитель истории и обществознания моу «Вечерняя сменная общеобразовательная школа №1» г о. Электросталь- островская Л. Т | ||
Из опыта работы учителя истории, обществознания и права моу сош №8... Учитель истории, обществознания и права, Заслуженный учитель чр, Почетный работник общего образования рф, заместитель руководителя... | «Формирование толерантности на уроках истории, обществознания и во... Ознакомительная характеристика мастер-класса по формированию толерантности учителем истории и обществознания мкоу сош №15 п. Прикалаусский... | ||
Учебника истории», «Клуб любителей истории и обществознания (клио)», предметные недели Борщева Наталья Александровна, учитель истории и обществознания моу «Средняя общеобразовательная школа №67» г. Кургана | Рабочая программа по истории 5 класс по уч. В. И. Уколовой, учителя... Рабочая программа по истории 5 класс по уч. В. И. Уколовой, учителя истории и обществознания моу сош №7 г. Тутаева Устиновой Г. В.... | ||
Моу «Целинная №2 средняя (полная) общеобразовательная школа» икт... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Школьное методическое объединение учителей истории, обществознания, права и истории, культуры Башкортостана работает над темой «Личностно-ориентированный... | ||
Доклад по теме: «Использование икт на уроках истории и обществознания» Основная идея: повышение мотивации и качества знаний учащихся через использование икт на уроках истории и обществознания | Из опыта работы учительницы истории и обществознания головинской... Развитие познавательного интереса учащихся на уроках истории и во внеклассной работе | ||
Политическое лидерство и борьба за власть после смерти Урок истории. Автор Савина Людмила Владимировна, учитель истории и обществознания высшей категории моу сош №20 г. Шахты Ростовской... | Реализация деятельностного подхода на уроках истории и обществознания Комаровских Элла Евгеньевна, Почетный работник общего образования рф, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории,... | ||
Шишко Юлия Владимировна учитель истории и обществознания первой квалификационной... Обмен опытом по теме: «Проектно – исследовательская деятельность в преподавании истории и обществознания» | Научно-исследовательская работа На тему: письменные творческие работы... ... | ||
Урок по обществознанию в 10 классе Подготовила учитель истории и обществознания моу «сош №1 Р. п. Новые Бурасы» Дрюпина Ирина Георгиевна | Рабочая программа по обществознанию в 8 «а, б, в, г»классах. Составила... Рабочая программа по курсу обществознания составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений – Обществознание. 6-11 классы.... |