«Самостоятельная работы на уроках истории» учите ль истории и обществознания моу сош «Веста»





Скачать 75.13 Kb.
Название«Самостоятельная работы на уроках истории» учите ль истории и обществознания моу сош «Веста»
Дата публикации16.03.2015
Размер75.13 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
И З О П Ы Т А Р А Б О Т Ы

«Самостоятельная работы

на уроках истории»

у ч и т е ль истории и обществознания МОУ СОШ «Веста»

Кагал Алла Ивановна

Преобразования, которые происходят в стране во всех сферах общественной жизни, осуществляется сейчас реформа общеобразовательной школы предъявляют высокие требования к подготовке сознательных высокообразованный людей.

Фундамент формирования гармонично развитой, общественно активной личности закладывает школа. Существенными качествами такой личности являются активность и самостоятельность в познании окружающего мира, одно из основных средств формирования такой личности в процессе школьного обучения - самостоятельная работа учащихся в получении знаний.

В российской дидактике накоплен и обобщен значительный материал о самостоятельной работе школьников. В трудах Есипова Б.П., Данилова М.А., Дайри Н.Г, и др. объектом исследования было определение самостоятельной работы, ее признаков и функций, дидактических и методических требований к ее организаций к ее организации. Не достигнуто единство мнений о едином определении и общей классификации видов самостоятельной работы. Учительство дано и прочно включили в своей педарсенал самостоятельную работу учащихся в познании отдельных предметов.

Самостоятельной работе учащихся истории с древнейших времен уделяла и я , взяв ее в качестве проблемы под которой необходимо работать. Название темы «Самостоятельная работа на уроках истории» предполагало изучение вопросов учащихся самостоятельно, начиная с первобытного периода, а не отдельные ее периоды, это позволяло вовлекать в самостоятельную работу учащихся с 5 класса.

Изучив литературу о самостоятельной работе учащихся на уроках истории, высветила проблема: «Что такое самостоятельная работа учащихся?» Что необходимо вкладывать в данные понятия? Не было общепринятого определения самостоятельной работы. Некоторое время она характеризовалась по отдельным признаком; одни авторы утверждали, что это прежде всего выполнение какого-нибудь задания без посторонней помощи, другие подчеркивали активный, творческий характер деятельности учащихся. По пере развития этого вопросов появились новые аспекты, определяющие сущность самостоятельной работы – это вид учебной деятельности, при которой учащиеся под руководством учителя выполняют индивидуальные, групповые или фронтальные учебные задания.

Согласно другой версии – самостоятельная работа – это дидактическое средство обучения, форма организации учебной, познавательной деятельности учащихся.

Самостоятельная деятельность – это деятельность учащихся, имеющая свои признаки:

  1. отсутствие помощи со стороны учителя;

  2. осознание цели работы школьникам;

  3. их активность \умственные усилия\;

  4. приобретение новых знаний, или творческая переработка этих знаний.

На мой взгляд, более полное определение самостоятельной работы звучит так «Самостоятельность ученика выражается в потребности и умении самостоятельно мыслить, способности в новой ситуации, видеть вопрос, задачу и найти подход к решению, она характеризуется известной критичностью ума, способностью высказать свою точку зрения». Стержнем самостоятельной работы считают продуктивную деятельность ученых, в ходе которой он добывает новые знания, решает творческие задачи. С точки организации самостоятельной работы являются признаки:

  1. наличие цели,

  2. наличие конкретного задания,

  3. определенные формы выражения результата\устно. Письменно, практическая работа/

  4. проверка результатов,

  5. обязательность выполнения работы каждым.

Самостоятельная работа по истории осуществляет такие цели:

-формирование у учащихся способности разбираться в явлениях общественной деятельности,

-развитие познавательных способностей

-обучение оценивающей деятельности,

-формирование умений правильно организовывать учебный труд.

-самостоятельно изучить первоисточник.

В процессе работы придерживаюсь систематического подхода:

-вовлечение каждого ученика в прочесе самостоятельной работы с учетом уровня подготовленности

-переход от простых заданий к сложным усиление их творческого характера.

-обеспечение процессуальной стороны – планирование, руководство, контроль.

Самостоятельная работа подразделяется на 2 основных вида: воспроизводящую и творческую. А им соответствуют следующие виды самостоятельных работ:

-самостоятельные работы по образцу \ начало такой работы с 5 класса.\

-воспроизводящие – 8-9 класс.

-реконструктивные – 10-11.

-творческие – с 11 класса, частично – с 10 класса.

Эти задачи решаются в двух видах самостоятельной работы – по образцу и реконструктивных

По образцу – в средних классах..

Реконструктивные – устные, письменные, составление плана,

Конспекты, тезисы, работа с картой, графики, составление таблиц. Отбор и группировка фактов по проблеме, подготовки сообщений, реферат.

Часто применяю, начинаю с простейших заданий в средних классах творческие самостоятельные работы, где предполагается поиск нового материала с помощью придуманных способов или самостоятельных выбранных способов. Источниками для самостоятельной работы по истории – это учебник истории, периодическая печать, программные документы, статистические данные, исторические карты, общественно-политическая литература, теле, радио.

В своей работе планирую самостоятельную деятельность учащихся на уроках, отводя ей различную роль а процессе урока: и при закреплении нового материала. По основным проблемам урока ставлю вопросы – ученики самостоятельно их решают. Для итоговых уроков даю материал и задания, которые позволяют ученикам применять навыки самостоятельной работы. Руководство самостоятельной работой включает такие званья, которые сложились у меня в практике:

-определение целей, задач.

-планирование, выбор методов,

-организация самостоятельной работы

-текущий контроль

-проверка и анализ.

Самым трудным является проверка и анализ, оценка деятельности учащихся. В процессе работы выявилось следующая схема руководства самостоятельной деятельностью:

-формулировка и объяснение задач вначале работы, нацеливая на конечный результат \это должно получиться\

-инструктаж \как и что выполнять\

-наблюдение за работой

-ответы на вопросы

-проверка и анализ иногда совместно с детьми

Работа а течение нескольких лет над одной темой на уроке истории учу учащихся работать с источниками, учебником, постепенно усложняя материал, содержание самостоятельной работы. Ученики могут конспектировать, составлять план-конспект, краткий и развернутый план, могут анализировать и сделать выводы, работая с историческими источниками, научились творчески перерабатывать материал. Начинала свою работу с 6 класса по очень простому плану: по образцу, вслух читаем параграф, абзац и я давала образец содержания прочитанного – диктовала, затем совместно работали над другими абзацами. Так в 6 классе дети научились конспектировать параграф, составлять вопросы по нему, что в дальнейшем помогло выйти на работу с планом \развернутый, краткий\ В 6 классе занималась и творческой работой6 рисунки из жизни первобытных людей, составление сказок на тему:»Как человек приручил кошку и собаку», «Как люди строили жилье». В составлении сказок принимали участие 2-3 человека т.е применялись групповой метод, с удовольствием составляет кроссворды из 7-8 слов, слов, следующих классах он состоял из 15-20 слов. Кроссворду на различную тематику: на заданную тему, история в лицах, исторические места.

В 7 классе продолжалась работа над самостоятельной работой учащихся на уроках истории, на задания усложнялись: во-первых, нужно конспектировать не весь параграф, а только часть его, выборочно, отыскивая ответ на поставленный вопрос; во-вторых, необходимо анализировать, затем сделать выводы, работая с учебником. В третьих, начали составлять хронологические и тематические таблицы, задействуя несколько параграфов, постепенно вводились урок –практикумы.

В 7 классе начала вводить элементы подготовки сообщений, например, рассказать о У. Тайлере и его восстании, Ян Гусе, Ян Жижке, о первых Романах, используя при этом «Книгу для чтения по истории средних веков». М.,1999г., то учащиеся уже начали выходить за рамки учебника, работая с другими источниками, а в скором будущем могут использовать и Интернет.

Начала работу по составлению тезисов, предварительно раскрыв это понятие - кратко сформулированные основные положения доклада или сообщения, или доклада. Эту работу продолжала и в 8 классе.

В 8-9 классах самостоятельная работа занимала все больше места уроках. Ученики вполне овладели навыком конспектирования параграфа, могут составить план, самостоятельно, план-конспект и план-конспект по форме:1.вопрос краткий ответ.

В 9 классе начала применять творческую, познавательную деятельность учащихся на уроках истории, используя урок «Альтернативные ситуации», где должны самостоятельно разработать какое-либо положения, предварительно изучив материал. Пример:»Отмена крепостного права в России». Класс делится на 3 группы – помещики, крестьяне, правительство. Задание – разработать основы освобождения крестьян а России, или идет вопрос о декабристах – будущая Конституция России, при этом класс делится на левое крыло декабристов. Правое крыло декабристов и царские сановники. Все группы работают на уроке, разбираются программы и идет спор: верно – неверно, где Учащиеся глубже смогут понять материал, осмыслить его.

В 10 классе больше внимания уделяла работе с источниками на уроках истории, в качестве источника привлекала учебник, различные документы \выдержки из них\, карты. Статистику, научно популярную литературу: журнал «Родина», «Источники», «Всемирная история», «Справочник юного историка» и др. источникам. Учащиеся к 10 классу осваиваются с тем, что все источники по содержанию различны, различна их степень сложности. Задания могут быть самые разные: составления плана, сравнение и оценка различных фактов. Учащиеся работают над вопросами: какие факты новейшей истории служат основой для такой характеристики тактики правящей в Англии? Применима ли она к периоду 20-30 годов? Аргументируйте \роль монополистической буржуазии в борьбе с рабочим классом\. Особенностью изучения первоисточника является то, что здесь меньше практикуется воспроизводящие работы \составления плана, конспекты\, а больше – творческие, это сравнение, доказательства, оценка. Больше практикую работу с источниками групповым методом, меньше классом, индивидуально. Очень редко планирую со средствами массовой информации: газеты, радио, телевидение.

Делая определение выводы в своей работе необходимо отметить те все положительные моменты, которые присутствуют у учащихся:

-сложились определенные навыки работы с различными источниками и материалом,

-освоен минимум работ по самостоятельному изучению различных источников.

В 11 классе необходимо усовершенствовать самостоятельную работу учащихся, уделяя больше внимания на причинно-следственные связи того или иного явления или периода в целом.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Самостоятельная работы на уроках истории» учите ль истории и обществознания моу сош «Веста» icon«Формирование общепредметных и предметных компетенций на уроках истории и обществознания»
Ивановна, учитель истории и обществознания высшей категории мбоу сош№3 городского округа Стрежевой Томской области. Проект реализуется...
«Самостоятельная работы на уроках истории» учите ль истории и обществознания моу сош «Веста» iconИкт на уроках истории и обществознания
Учитель истории и обществознания моу «Вечерняя сменная общеобразовательная школа №1» г о. Электросталь- островская Л. Т
«Самостоятельная работы на уроках истории» учите ль истории и обществознания моу сош «Веста» iconИз опыта работы учителя истории, обществознания и права моу сош №8...
Учитель истории, обществознания и права, Заслуженный учитель чр, Почетный работник общего обра­зования рф, заместитель руководи­теля...
«Самостоятельная работы на уроках истории» учите ль истории и обществознания моу сош «Веста» icon«Формирование толерантности на уроках истории, обществознания и во...
Ознакомительная характеристика мастер-класса по формированию толерантности учителем истории и обществознания мкоу сош №15 п. Прикалаусский...
«Самостоятельная работы на уроках истории» учите ль истории и обществознания моу сош «Веста» iconУчебника истории», «Клуб любителей истории и обществознания (клио)», предметные недели
Борщева Наталья Александровна, учитель истории и обществознания моу «Средняя общеобразовательная школа №67» г. Кургана
«Самостоятельная работы на уроках истории» учите ль истории и обществознания моу сош «Веста» iconРабочая программа по истории 5 класс по уч. В. И. Уколовой, учителя...
Рабочая программа по истории 5 класс по уч. В. И. Уколовой, учителя истории и обществознания моу сош №7 г. Тутаева Устиновой Г. В....
«Самостоятельная работы на уроках истории» учите ль истории и обществознания моу сош «Веста» iconМоу «Целинная №2 средняя (полная) общеобразовательная школа» икт...
...
«Самостоятельная работы на уроках истории» учите ль истории и обществознания моу сош «Веста» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Школьное методическое объединение учителей истории, обществознания, права и истории, культуры Башкортостана работает над темой «Личностно-ориентированный...
«Самостоятельная работы на уроках истории» учите ль истории и обществознания моу сош «Веста» iconДоклад по теме: «Использование икт на уроках истории и обществознания»
Основная идея: повышение мотивации и качества знаний учащихся через использование икт на уроках истории и обществознания
«Самостоятельная работы на уроках истории» учите ль истории и обществознания моу сош «Веста» iconИз опыта работы учительницы истории и обществознания головинской...
Развитие познавательного интереса учащихся на уроках истории и во внеклассной работе
«Самостоятельная работы на уроках истории» учите ль истории и обществознания моу сош «Веста» iconПолитическое лидерство и борьба за власть после смерти
Урок истории. Автор Савина Людмила Владимировна, учитель истории и обществознания высшей категории моу сош №20 г. Шахты Ростовской...
«Самостоятельная работы на уроках истории» учите ль истории и обществознания моу сош «Веста» iconРеализация деятельностного подхода на уроках истории и обществознания
Комаровских Элла Евгеньевна, Почетный работник общего образования рф, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории,...
«Самостоятельная работы на уроках истории» учите ль истории и обществознания моу сош «Веста» iconШишко Юлия Владимировна учитель истории и обществознания первой квалификационной...
Обмен опытом по теме: «Проектно – исследовательская деятельность в преподавании истории и обществознания»
«Самостоятельная работы на уроках истории» учите ль истории и обществознания моу сош «Веста» iconНаучно-исследовательская работа На тему: письменные творческие работы...
...
«Самостоятельная работы на уроках истории» учите ль истории и обществознания моу сош «Веста» iconУрок по обществознанию в 10 классе
Подготовила учитель истории и обществознания моу «сош №1 Р. п. Новые Бурасы» Дрюпина Ирина Георгиевна
«Самостоятельная работы на уроках истории» учите ль истории и обществознания моу сош «Веста» iconРабочая программа по обществознанию в 8 «а, б, в, г»классах. Составила...
Рабочая программа по курсу обществознания составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений – Обществознание. 6-11 классы....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск