Конкурсная работа на тему: «Формирование патриотизма и любви к Родине через развитие исследовательской деятельности школьников»





Скачать 415.13 Kb.
НазваниеКонкурсная работа на тему: «Формирование патриотизма и любви к Родине через развитие исследовательской деятельности школьников»
страница1/3
Дата публикации18.03.2015
Размер415.13 Kb.
ТипКонкурс
100-bal.ru > История > Конкурс
  1   2   3
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 50»

Ленинского района г. Саратова


КОНКУРСНАЯ РАБОТА

на тему:

«Формирование патриотизма и любви к Родине через развитие исследовательской деятельности школьников».

Учителя географии,

высшей категории

Елены Николаевны Майбо

Саратов, 2011 год

Содержание

Введение.

1.Формирование патриотизма и любви к Родине через развитие исследовательской деятельности школьников.

    1. Воспитание в детях патриота России через различные формы работы

    2. Общая последовательность выполнения исследовательских работ.

    3. Школьное краеведение

    4. Из опыта работы: «Формирование патриотических качеств обучающегося».

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

Введение.
Воспитатели, учителя должны знать, кого им нужно воспитывать или выучить, знать не только тот педагогический материал, который сидит или бегает под их руководством, но и тот умственный и нравственный идеал, к которому они обязаны приближать эти вверенные им маленькие живые будущности.

В.О.Ключевский
Российская земля - край щедрой природы, незыблемых традиций и богатой событиями истории.

К сожалению, события последнего времени в политике, экономике и культуре России подтверждают очевидность все более заметной утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

Следовательно, значение воспитания патриотизма и гражданственности граждан страны возрастает многократно. Дальнейший процесс позитивных преобразований всех сфер жизнедеятельности общества требует обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и гражданского мужества народа.

Я считаю, что воспитание гражданственности и патриотизма - это целенаправленная и систематическая деятельность, начиная с детского сада по формированию у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направленно на развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Воспитание - работа творческая. Она не знает универсальных средств на все случаи жизни, требует постоянного поиска, умения поспевать за жизнью.

Внутренний мир молодых людей психологически необычайно сложен и в такой же мере подвижен, изменчив. Здесь требуется активная помощь со стороны опытных наставников. Добиться, чтобы такая помощь пришла своевременно, а главное была с интересом и благодарностью воспринята.

Анализируя историю, мы приходим к выводу, что история России— то в значительной мере история войн, в которых россияне проявляли героизм и мужество, переносили неимоверные тяготы и лишения. Поэтому учащимся необходимо рассказывать, во имя чего совершались те или иные подвиги, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества. Гражданское патриотическое воспитание составляют одно из важнейших направлений государственной политики в образовании. Очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского воспитания. Все вышеизложенное и определило актуальность и значимость темы данного исследования: «Формирование патриотизма и любви к Родине через развитие исследовательской деятельности школьников».

Гипотеза исследования, основывается на том, что в современной России не уделяется должное внимание патриотическому и гражданскому воспитанию.

Это ведет к падению нравственности и духовности, а следовательно к деградации Российского общества, забвению исторической памяти, а со временем и к гибели Отечества. И, поэтому необходимо воспитывать в детях гражданина и патриота России.

Думаю, что системообразующим направлением в области воспитания патриотизма можно считать воспитание на боевых и трудовых традициях российского народа; проведение уроков и классных занятий в музеях, экскурсии к памятникам истории и культуры; дать детям представление о фольклоре как о источнике народной мудрости, через развитие исследовательской деятельности школьников.

1.Формирование патриотизма и любви к Родине через развитие исследовательской деятельности школьников.

1.1. Воспитание в детях патриота России

через развитие исследовательской деятельности школьников.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня исследовательской деятельности школьников.

В основу метода исследовательской деятельности школьников положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат — опыт деятельности — становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Метод учебного-исследовательской деятельности школьников характеризуется как:

личностно-ориентированный;

деятельный обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;

построенный на принципах проблемного обучения;

развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии;

формирующий навыки самостоятельности ив мыслительной, практической и волевой сферах;

воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу.

Объект исследования: система воспитания патриотизма школьников.

Предмет исследования: воспитательный процесс, формирующий патриотизм через различные формы во внеклассной и внеурочной работе.

Цель исследования: изучить условия патриотического воспитания, как основы учебно-воспитательного процесса.

Задачи исследования:

1) изучить и проанализировать теоретические основы патриотического воспитания в России;

2) определить специфику работы по патриотическому воспитанию со школьниками среднего и старшего звена;

3) разработка во внеклассной и внеурочной работе различных форм патриотического воспитания;

4) выработка рекомендаций по совершенствованию системы патриотического воспитания в школе.

Методы исследования:

1. Беседа.

2. Изучение и анализ передового педагогического опыта.

3. Наблюдение

4. Анализ творческой деятельности детей

5. Опрос

Методологическими основами моей работы послужили идеи и работы ведущих ученых-педагогов: Ш.И. Амонашвили, А.С. Макаренко, К. Д. Ушинского.

1.2. Общая последовательность выполнения исследовательских работ.

Общепринятая последовательность выполнения исследовательских работ следующая:

Актуализация проблемы, выбор темы исследования (выявление проблем и определение направления исследования, определение темы работы).

Определение сферы исследования-цели, задачи (чаще всего делаются в форме перечисления: изучить, описать, установить, выяснить, вывести формулу), предмет и объект исследования).

Выбор гипотезы.

  1. Выявление и систематизация подходов к решению (выбор методов исследования).

  2. Определение последовательности проведения исследования.

  3. Сбор и обработка информации.

  4. Анализ и обобщение полученных материалов.

  5. Подготовка и оформление работы.

  6. Публичная защита работы.

Поиск темы исследовательской работы - очень сложный момент для учителя географии.

Во – первых, в нашей дисциплине необходимы наблюдения и эксперименты, непосредственно проведенные на территории объекта исследования. Подобный вид деятельности очень ценен для развития исследовательского поведения в плане приобретения новых сведений о мире.

Одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является не только уроки географии, но и школьное краеведение. Знание своего края, его прошлого и настоящего нам необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край — живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма — глубокой любви к Родине. Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, интеллектуального, эстетического, трудового, личностного развития школьника. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников мировоззрения, в которое включены осознание своей принадлежности к определенной нации и, как следствие — гордость за это.

Тема работы подкрепляется рабочей гипотезой. Несомненно, что в процессе выполнения работы и гипотеза, и набор необходимых для решения задач могут изменяться. Однако в каждый конкретный момент автор должен точно представлять, что и с какой целью он делает.

Обоснование актуальности выбранной темы – начальный этап любого исследования. В применении к учебно – исследовательской работе понятие «актуальность» имеет одну особенность: выбор и формулировка темы характеризует научную зрелость и компетентность исследователя. Объяснение актуальности должно быть немногословным. Начинать её описание издалека нет особой необходимости – главное показать суть проблемной ситуации.

Формулировка проблемной ситуации – важная часть введения. Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Поэтому имеет остановиться на понятии «проблема» более подробно.

Проблема возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое еще не приняло развитой формы. Таким образом, проблема в науке – это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Такая ситуация чаще всего в результате открытия новых фактов, которые не укладываются в рамки прежних теоретических представлений.

Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем имеют важное значение. Они если не целиком, то в очень большой степени определяют стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности. Не случайно принято считать, что сформулировать научную проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования.

От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решить. Это обычно делается в форме перечисления (изучить, описать, установить, выяснить, вывести формулу.)

Далее определяются объект и предмет исследования. Объект – это процесс или явление, избранные для изучения. Предмет – то, что находится в границах объекта. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание исследователя.

Важным вопросом при организации исследовательской работы со школьниками является вопрос о выборе методов исследования.

Постановка эксперимента – вещь сама по себе достаточно сложная, требующая глубокого понимания особенностей изучаемых объектов, представления о статистической достоверности результатов и ошибке метода. При постановке любого эксперимента обычно сравниваются процессы, происходящие с опытным и контрольным объектом. Опытный объект, отличается наличие какой – либо особой характеристики, влияние которой на данный объект и интересует исследователя. Оценить наличие эффекта можно только при различии результатов, полученных для опытного и контрольного образца. Таким образом, постановка контроля в любом эксперименте является строго обязательной. При этом очень важно, чтобы контрольный и экспериментальный объект отличались только по одному параметру – тому, по которому ведётся анализ.

Вторым важным условием для получения достоверных результатов является наличие нескольких повторов при проведении эксперимента. Только в этом варианте экспериментатор может с уверенностью утверждать, что полученные величины являются не случайными, не отражают ошибку экспериментаторами.

Описания процесса исследования – основная часть работы. Здесь же освещается методика. Анализ и обобщение полученных результатов, их объяснение для формирования мировоззрения юного исследователя часто являются даже более значимыми, чем постановка эксперимента. Поэтому очень важно организовать именно анализ полученных результатов, а не подгонять ответ под лозунги, провозглашенные СМИ или под заранее спланированный ответ. Заключительным этапом научного исследования являются выводы, которые содержат тоновое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведения работы.

Выводы - корректно сформулированные положения, следующие из результатов проделанной работы. Выводы отвечают на вопрос, поставленный в цели работы. Выводы являются результатом анализа полученных автором данных. Не следует помещать в раздел «Выводы» результаты, полученные другими авторами, призывы и лозунги. Не следует искажать собственные результаты, для того чтобы придать работе значимость или практический выход. Полученные в работе результаты важны и интересны сами по себе. Они – плод размышлений и труда ученика.

Существенный этап научного исследования – обсуждение его результатов, которое проходит на заседаниях, где даются предварительная оценка теоретической и практической ценности исследовательской работы и коллективный отзыв.

Главная форма проведения итогов исследований – конференция, где идет обсуждение материалов разных по проблематике исследований и непосредственно защита работ. В ходе защиты ребенок осваивает важные элементы самопрезентации: учится излагать информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится убеждать других, доказывая свою точку зрения.

Проблема определения степени результативности исследовательской деятельности учащихся лишь внешне представляется простой. На всех этапах исследовательской работы мы должны четко осознать, что основной ожидаемый результат – развитие психики ребенка. Кроме развития когнитивных потребностей и способностей, мы должны заботиться о расширении детского кругозора, приобретении ребенком знаний, умений, навыков. Этот результат не так нагляден, как нам бы хотелось, а поэтому всегда возникает соблазн подменить его другим, важным, но все же второстепенным результатом. Это то, что создает ребенок – доклад, проект, отчет. Но все же педагогический результат – это, прежде всего, опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания, умения, навыки.

1.3. Школьное краеведение

Я считаю, что воспитание патриотизма через краеведение — это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессий. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской и экспедиционной работе.

В воспитании духовных основ патриотизма педагог должен помнить важное методологическое требование — комплексность в краеведческой работе, которая помогает учащимся:

развивать наблюдение, мышление, научную любознательность;

повышать интеллект и культурный уровень личности;

расширять кругозор, эрудицию;

приобщать к творческой деятельности;

психологически готовиться к самостоятельной жизни;

повышать нравственность;

воспитывать в себе любовь к родному краю, а через него — к Родине.

Краеведческая работа школьников должна проходить в несколько этапов:

изучение местного материала на уроках, которое исходит из требований краеведческой тематики программ;

изучение краеведческой литературы, в которой рассматривается история края, география и т.д.;

изучение архивных документов, памятников истории культуры или природы;

проведение школьных экскурсий, экспедиций, походов и др.;

обработка, систематизация и оформление материалов, устройство выставок, пополнение фондов или организация школьного краеведческого музея (уголка);

использование краеведческих материалов в учебно-воспитательном процессе.

Педагог должен помнить эту последовательность и систематичность в краеведческой работе, знать основы краеведения, владеть методикой исследовательской работы.

Краеведческую работу в школе, у меня проводится в трех основных формах: на уроках, факультативных занятиях кружка «Мой Родной край» и во внеучебное время. Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. В связи с этим, я считаю, что мастерство педагога заключается в тонком искусстве преподавания верности Отечеству, гуманизма, благородства, гражданской чести, которую невозможно объяснить путем наставлений и рекомендаций. Только собственным примером, «горением души», проявляя уважение к людям и к родной земле, взаимопониманием и уважением к воспитаннику, можно приобщить школьника к общечеловеческим, морально-нравственным ценностям. Работа по патриотическому воспитанию должна вестись совместными усилиями родителей и педагогов, образовательных учреждений всех типов.

Воспитание патриотизма через краеведение предполагает выстраивание педагогического процесса по цепочке: представления — знания — умения — деятельность. Педагогу в первую очередь необходимо сформировать у учащихся:

представления: Родина как место, где человек родился, природа родины; родной язык; традиции, нравы, обычаи Родины; история; понятие соотечественника; национальные особенности жизни людей; особенности жизни многонационального общества; интернационализм как нравственное качество человека; патриотизм как отношение к Отечеству; патриотические чувства; деяние на благо Родины как элемент жизни современного человека;

знания: в ходе коллективной и индивидуальной работы учащему необходимо усвоить понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество», необходимо настроить воспитанника на самостоятельное познание истории родного края, своей родословной, на самоанализ и определение своего отношения к Родине, труду, окружающим людям;

умения: воспитанник учится анализировать, вдумчиво читать, собирать по крупицам материал, работать в архивах, приобретать навыки экскурсовода, навыки работы в школьном музее;

деятельность подразделяется на: массовую, групповую и индивидуальную. Формы ее различны — это: походы, поездки, экскурсии, экспедиции, соревнования, слеты, акции и др. Формы краеведческой работы можно распределить по возрастам участников, учитывать индивидуально — психологические особенности школьников. Использование многообразия форм краеведческой работы помогает в формировании ценностных ориентаций и убеждений учащихся, поддерживание интереса к исторической и военной тематике.

Для меня, краеведческая работа стала большим открытием — это есть средство разрешения многих воспитательных проблем, единое целое со всем образовательным процессом школы, дает возможность подарить детям и себе радость общения и здоровье.

Близкое знакомство с окружающей природой, изучение действия законов, причинно-следственных связей ее формирует у школьников интерес и склонности к исследовательской работе, которые в дальнейшем могут сыграть существенную роль в их профессиональной ориентации.

Члены кружка считают, что патриот — это человек, уважающий и соблюдающий законы государства, отстаивающий его интересы, который должен добросовестно трудиться на благо Родины, принимать активное участие в решении общественных проблем и, конечно, беречь окружающую среду. Исследования показали, что члены кружка все гордятся тем, что они саратовчани, живут в Ленинском районе, их волнуют все события, происходящие в родном крае, поэтому они участвуют в работе на благо родного города, района.

Главным результатом работы краеведческого кружка является интеллектуальная, творческая личность, с высокой степенью самостоятельности, высокой экологической культурой, способной организовывать свою деятельность и любящей свой родной край. В заключение хочется привести слова классика, Габита Мусрепова: «На земле нет края лучше того, где ты родился и вырос», которые могут стать эпиграфом ко всей краеведческой работе в школе.


1.4. Из опыта работы: «Формирование патриотических качеств обучающегося».

  Историческое значение каждого русского человека

измеряется его заслугами Родине, его человеческое

достоинство – силой его патриотизма.

Н.Г.Чернышевский

В настоящее время, когда через средства массовой информации идет негласная пропаганда насилия, а в обществе насаждается приоритет материальных ценностей над духовными, отсутствуют условия для формирования высоконравственной, социально-активной личности с четко выраженной гражданской позицией. За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. В детско-молодежной среде усилились негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны. В связи с этим проблема патриотического воспитания становится одной из актуальнейших.

Современные дети — это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним так много информации поступает отовсюду! Это нельзя не учитывать. И учитель уже не является для наших детей единственным источником информации, всезнающим оракулом.

Но дети зачастую не умеют превращать информацию в знания. Обилие информации сдерживает возможность систематизации знаний. Поэтому необходимо научить учащихся правильно усваивать информацию. Для этого надо обучить их ранжировать, выделять главное, находить связи. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности.

Прежде чем освещать возможные практические подходы и формы работы в по воспитанию патриотизма, необходимо определиться с многообразием понятии и терминов.

Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Руссо, Фихте.

За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Обобщая можно дать такое определение:

«Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества».

Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.

Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяются в педагогике как: «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость».

Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. Оно включает в себя:

    чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

    уважительное отношение к языку своего народа;

    заботу об интересах Родины;

    осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

    проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

    гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

    гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

    уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

    ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

    гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Истинный патриотизм предполагает, как видно из его определения, формирование и его длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельности, неразрывность с Отечеством.

Природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. По определению А.Н.Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения».

Таким образом, предполагается ориентация школы не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма.

Цель: разработать и апробировать комплекс педагогических условий для формирования в подростках качеств, гражданина и патриота в рамках уроков географии, краеведения, ОЗОЖ.

Задачи:

1)  отобрать наиболее эффективные методы формирования патриотических качеств личности;

2)  организовывать и проводить мероприятия, направленные на развитие патриотизма через практическую деятельность;

3)  обеспечить возможности для самореализации, социализации подростков;

4) демонстрировать подросткам значимость их деятельности, признание и востребованность обществом проявления их гражданских и патриотических качеств.

В определении содержания, сущности, методики формирования, организационных форм по воспитанию у подростков патриотических качеств особую роль сыграли А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский. Проанализировав существующие в педагогике подходы к методам и формам организации гражданско-патриотического воспитания, выделил для себя группы методов, которые могут быть представлены следующей таблицей:



п/п

Группа методов

Методы

Свойства методов

I.

Методы

формирования

сознания

личности

Убеждение, внушение, беседы, лекции, дискуссии, метод примера

Постановка подростка в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании.

II.

Методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения

Педагогическое требование, требование коллектива, общественное мнение, поручение, метод- требование, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело, метод проектов

Необходимо создавать ситуации, в которых подросток упражнялся бы в гражданской деятельности, осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки. Важно демонстрировать значимость гражданской деятельности подростков для общества. С помощью регулирующих требований формируются традиции поведения.

III.

Методы стимулирования деятельности и поведения

Соревнование, поощрение, наказание, взаимовыручка, создание ситуации успеха

Необходимо побуждать подростка корректировать свое поведение. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным. Стимулирование побуждает подростка к анализу собственной деятельности, программирует дальнейшее поведение.

 

Считаю важным при работе с подростками соблюдать следующие принципы:

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип сознательности, активности воспитанников;

- принцип уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью;

- принцип опоры на положительное в человеке;

- принцип включения в деятельность.

В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации об истории родного края. Изучение материалов краеведения на уроках не может в полном объеме охватить богатейший материал по родному краю и применить поисково-исследовательскую методику. Поэтому основная работа проводится во внеурочное время на занятиях краеведческого кружка и групповых занятиях по истории Саратовского края.

Обучающиеся в результате поисково – исследовательской работы и использования ИКТ оформляют проекты по истории родного поселка, края. Суть участия в исследовательской работы в следующем: участники собирают материал и самостоятельно готовят странички, затем эти странички соединяются в единый проект.

Традиционно каждый год с классом принимаем участие в фестивале «Эстафета памяти» –

2007-2008 учебный год – «Приглашение в Саратов»,

2008-2009 учебный год – «Журавли над Родиной». (Приложение № 1)

2009-2010 учебный год – «Герои Саратовской губернии» (Приложение № 2)

2010-2011 учебный год - «ПАМЯТЬ». (Приложение № 3)

Ученик 6 «В» класса Костенко Леонида в2010-2011 учебном году принимал участие в областном конкурсе «Я люблю тебя Россия! Я с тобой, моя страна!» (Приложение № 5)

Заключение.

Эта тему была выбрана по причине актуальности в системе патриотического воспитания, сложившаяся в школе, охватывающая все возрастные группы, используются различные формы и методы работы. На мой взгляд, воспитание патриотизма на примере военной истории нашей страны наиболее эффективно. Актуальность данной проблемы очевидна, т.к. страна переживает сложный период социальных перемен. Нам, взрослым, важно создать условия, при которых ценности патриотического воспитания станут убеждениями, а эффективность будет определяться готовностью взять на себя ответственность за будущее малой Родины, России.

Эффективность воспитания личности ребенка возрастает, если педагогический процесс, строится на основе системного подхода. Основу школьной воспитательной системы составляют коллективные творческие дела, где каждый класс ощущает себя частью единого целого и живет идеями и настроениями всей школы, через развитие исследовательской деятельности школьников.

Список используемой литературы

  1. Андреева Е.Д. Воспитание исследовательской культуры глазами студентов: результаты психологического исследования /Электронный ресурс/ Е.Д. Андреева – Режим доступа:www.nekrasovspb.ru.

  2. Вырщиков А.Н. и др. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. М.: «Глобус», 2007. — с. 8-9.

  3. Горбова М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения М.: «Глобус», 2007. — с. 208, 211-214.

  4. Даринский А.В. Краеведение. М.: «Просвещение», 1987. — с. 154.

  5. И. О.Ионов. Российская цивилизация. – М.,2000.

  6. И. О.Ионов. Цивилизация в истории человечества. Брянск, «Курсив», 1998.

  7. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников. М.: Айрис — пресс, 2005. — с. 5.

  8. Крылова, О.В. Как научить школьников выражать географические идеи /О.В. Крылова// География. – 2006. - №18. – С. 14.

  9. Л.С. Выгодский. Нравственное воспитание/ Пед. психология. – М.,1991.

  10. О.Н. Горбатова. География. 6 -11 классы: технология решения творческих задач. – Волгоград: Учитель, 2010. -165 с

  11. Политология. Энциклопедический словарь/ под ред. Аверьянова Ю.И., М.,1993.

  12. Савенков, А. И. Исследовательское обучение – возможность преодолеть «образовательный предел» /Текст/ А.И. Савенков//Директор школы. – 2003. - №10. – С.35 – 40.

  13. Страничка Интернета/5-ballow / Воспитание /@. Ru

  14. Страничка Интернета/5-ballow /Военное и патриотическое воспитание /@. Ru

  15. Страничка Интернета/5-ballow/Образование/@. ru

  16. Страничка Интернета/Rambler/Воспитание/@. Ru

  17. Страничка Интернета/Rambler/Образование/@. ru

  18. Страничка Интернета/Rambler/Пед. наука/@. ru

Приложение №1
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конкурсная работа на тему: «Формирование патриотизма и любви к Родине через развитие исследовательской деятельности школьников» iconПрограмма «Природа и творчество»
Воспитание патриотизма, любви к Родине, бережного отношения к родной природе является важнейшей задачей воспитательной работы среди...
Конкурсная работа на тему: «Формирование патриотизма и любви к Родине через развитие исследовательской деятельности школьников» iconОрганизация исследовательской деятельности школьников через изучение природы родного края
Работа выполнена в Институте экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения ран
Конкурсная работа на тему: «Формирование патриотизма и любви к Родине через развитие исследовательской деятельности школьников» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Конкурсная работа на тему: «Формирование патриотизма и любви к Родине через развитие исследовательской деятельности школьников» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: Формирование представлений учащихся о Родине, как великой многонациональной державе; развитие мотивации учащихся к познанию...
Конкурсная работа на тему: «Формирование патриотизма и любви к Родине через развитие исследовательской деятельности школьников» iconО проведении II городской научно-практической конференции младших школьников
Нпк, порядок её организации, проведения, подведения итогов и награждения победителей. Нпк младших школьников ориентирована на развитие...
Конкурсная работа на тему: «Формирование патриотизма и любви к Родине через развитие исследовательской деятельности школьников» iconДоклад на педагогическом совете «Духовно нравственное воспитание школьников»
Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма,...
Конкурсная работа на тему: «Формирование патриотизма и любви к Родине через развитие исследовательской деятельности школьников» iconГордость нашего края. (исследовательская работа)
Естественно, казалось бы, для нормального человека чувство любви к Родине, почитание отцов и детей в последние годы стало предметом...
Конкурсная работа на тему: «Формирование патриотизма и любви к Родине через развитие исследовательской деятельности школьников» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Воспитание у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений
Конкурсная работа на тему: «Формирование патриотизма и любви к Родине через развитие исследовательской деятельности школьников» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Воспитательные – воспитание любви и патриотизма к Родине, гордости за красоты природы России
Конкурсная работа на тему: «Формирование патриотизма и любви к Родине через развитие исследовательской деятельности школьников» icon«Законопослушный гражданин»
Совершенствование воспитательной деятельности, направленной на формирование у учащихся гражданственности, любви к Родине, нравственности...
Конкурсная работа на тему: «Формирование патриотизма и любви к Родине через развитие исследовательской деятельности школьников» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Воспитание чувства патриотизма и гордости за свою школу, любви к малой родине
Конкурсная работа на тему: «Формирование патриотизма и любви к Родине через развитие исследовательской деятельности школьников» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за достижения соотечественников в науке и искусстве
Конкурсная работа на тему: «Формирование патриотизма и любви к Родине через развитие исследовательской деятельности школьников» iconО районной научно- практической конференции школьников
Районная научно- практическая конференция школьников (далее рнпкш) направлена на выявление и развитие интеллектуальных, творческих,...
Конкурсная работа на тему: «Формирование патриотизма и любви к Родине через развитие исследовательской деятельности школьников» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Воспитание в нем чувства патриотизма и любви к своей Родине, к родному краю, к, ветеранам войны
Конкурсная работа на тему: «Формирование патриотизма и любви к Родине через развитие исследовательской деятельности школьников» iconГорода Ижевска Удмуртской Республики
Проект «Школьный музей – территория творчества» моу сош №18 характеризует одно из направлений воспитательной работы школы – воспитание...
Конкурсная работа на тему: «Формирование патриотизма и любви к Родине через развитие исследовательской деятельности школьников» iconУчителя моей школы. Из цикла «История моей школы»
Цель: Воспитание чувства патриотизма и гордости за свою школу, любви к малой родине


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск