Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №29 имени Д.Б. Мурачева города Белгорода»
«Согласовано»
Руководитель МО
_______________Степанова Г.Ю.
Протокол №____от «____»________________2013 г.
| «Согласовано»
Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №29 им. Д.Б. Мурачева г. Белгород
______________Рогожина Э.Г.
«___»_____________2013 г.
| «Утверждено»
Директор МБОУ СОШ №29 им. Д.Б. Мурачева
________________Галеева Е.В.
Приказ №____от «___»______2013 г.
|
Рабочая программа
Осьмаковой Виктории Игоревны
по учебному курсу «История»
6 класс рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____от
«____»___________ 2013 г.
2013-2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по истории в 6 классе составлена на основе стандартов среднего (полного) общего образования по истории 2004г., примерной программы , напечатанной в сборнике нормативных документов «История» и авторской программы Э.Д.Днепрова, А.Г.Аркадьева.
Изучение истории на ступенях основного общего образования направлено на достижение следующих целей :
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Задачи обучения:
Приобретение знаний об историческом пути России с древности до наших дней в единстве общего, особенного и единичного, конкретных фактов и целостной картины исторического процесса; знаний о важных событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи с хронологической последовательности.
Овладение элементарными методами исторического познания, умения работать с различными историческими источниками и исторической информацией.
Овладение способами деятельности : учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной.
Обоснование разбивки содержания программы на отдельные темы, выделения на данные темы учебных часов в объеме, определенном календарно - тематическим планом:
Данная рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой Э.Д.Днепрова, А.Г.Аркадьева. Основные содержательные линии реализуются в рамках двух курсов – «История России» и «Всеобщая история». Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и распределения учебного материала. При составлении рабочей программы учтены изменения на выделение новых по сравнению с программой 1998 года содержательных блоков «Народы и государства на территории нашей страны в древности», «Культура Руси в домонгольское время», «Русская культура второй половины XIII-XV вв.». При этом произошло сокращение часов на изучение курса «История России» (также, как и на курс «История средних веков», выделяется не менее 30 часов) за счет более качественного отбора исторического материала и выделения для изучения наиболее ярких страниц истории. Согласно действующему в школе учебному плану в 6 классе выделяется 70 часов в год из расчёта 2 ч в неделю. Резерв свободного учебного времени не предусмотрен, однако педагог оставляет за собой право использовать уроки-повторения внутри разделов курса «История России» для углубленного изучения исторических событий. Первым изучается курс «История Средних веков», вторым куром «История России».
Класс
| Объем учебного времени (федеральный компонент)
| Разделы программы
| Резерв учебного времени
| История Средних веков – 30 часов:
| История России-
40 часов:
| 6
| 70 часов
(из расчета 2 раза в неделю)
| Раннее Средневековье – 12ч.
Расцвет Средневековья – 10ч.
Позднее Средневековье – 7ч.
(резерв 1 час)
| Возникновение и развитие древнерусского государства – 23 ч.
Возникновение русского единого государства – 17ч.
| (1 ч.)
|
Межпредметные связи, преемственность:
Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагаетширокое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществознания позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленностисовременных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию,осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном,многонациональном, многоконфессиональном обществе. Использование потенциала межпредметных связей курсов
истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет
умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей
истории и предметов образовательных области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал
процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные
особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного
творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области
«Искусство».Межпредметные связи применяются в учебном процессе: вопросы, задания, задачи, кроссворды, сообщения, наглядные пособия, тексты, учебные проблемы межпредметного содержания и др.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Историческое образование складывается из содержательных компонентов в соответствии с примерной программой по предмету «История» , размещенной в сборнике нормативных документов по предмету «История»
Курс «История Средних веков»
( 30 часа.)
| Курс «История России» ( 40 часа.)
| Задача данного курса — показать самобытные черты Средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем, чтобы помочь учени¬кам не судить свысока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, по и к чужим традициям.
| Курс «история Средних веков» преследует следующие цели:
1) сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
2) осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;
3) охарактеризовать наиболее яркие личности Средневековья, их роль в истории и культуре;
4) показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировых религий — христианства и ислама.
Программа курса по истории Средних веков охватывает период с конца V по XV в., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. В него входят следующие разделы: введение, раннее Средневековье, расцвет Средневековья, «осень » Средневековья, вдали от Европы и итоговое повторение Курс дает возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые, так или иначе, вошли в современную цивилизацию. Курс «история Средних веков» построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание наиболее важным, сквозным проблемам Средневековья, особенностям развития каждого региона, а также проследить динамику исторического развития и выделить в рамках Средневековья его основные этапы. Хотя курс включает историю Европы, Азии, Африки и Америки, однако основное внимание уделено истории Европы. 'Там, где это возможно, акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России. Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья.
Западная и Центральная Европа в V-XIII вв.
Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств.
Расселение франков, занятия, общественное устройство.
Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.
Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая
раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и
Мефодий.
Средневековое европейское общество
Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.
Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в
средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.
Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.
Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и
труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.
Византия и арабский мир. Крестовые походы
Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.
Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в
Азии, Северной Африке, Европе.
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху
крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.
Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.)
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия
кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский
султанат. Средневековая Япония.
Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы
Тимура (Тамерлана).
Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, атцеки и инки: государства, верования, особенности
хозяйственной жизни.
Государства Европы в XIV-XV вв.
Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во
Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент.
Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.
Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк.
Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание УотаТайлера. Кризис
католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.
Культурное наследие Средневековья
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература.
Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном
искусстве.
Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.
Культурное наследие Византии.
Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
| Курс «история России» преследует следующие цели:
формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории. При этом отбор фактологического материала осуществлялся таким образом, чтобы он способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.
ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНОСТИ ДО XV в.
Народы и государства на территории нашей страны в древности
Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I
тысячелетия до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования.
Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская
Булгария. Кочевые народы Степи.
Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.1
Восточные славяне в древности (VI-IX вв.)
Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки
образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале
Руси.
Древнерусское государство (IX – начало XII в.)
Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной
земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.
Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир
Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.
Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII – первая половина XIII вв.)
Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья
и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический
строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское
княжества).
Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».
Культура Руси в домонгольское время
Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития
древнерусской культуры.
Изучение тематического блока «Народы и государства на территории нашей страны в древности» возможно и в качестве особого
учебного модуля в составе курса «История Древнего мира» (V класс).
Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского
завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и
нравы.
Борьба в внешней агрессией в XIII в.
Чингис-хан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба
народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр
Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада
для дальнейшего развития нашей страны.
Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII – середина XV
вв.)
Русские земли во второй половине XIII – первой половине XV вв. Борьба против ордынского ига. Русские
земли в составе Великого княжества Литовского.
Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение.
Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская
битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.
Завершение образования Российского государства в конце XV – начале XVI вв.
Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад
Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный
состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество.
Традиционный характер экономики.
Русская культура второй половины XIII-XV вв.
Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального
самосознания. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского
единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва – Третий Рим».
Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.
| |