МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Специальность – 230101.65
Вычислительные машины, комплексы, системы и сети
Форма обучения: очная
Кафедра общественных дисциплин
Рубцовск - 2011 При разработке УМК учебной дисциплины в основу положены:
1) ГОС ВПО по специальности 230101.65 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети, утвержденный Министерством образования РФ «27» марта 2000 г., № 224 тех / дс
2) Учебный план по специальности 230101.65 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети, утвержденный Ученым Советом РИ (Филиала) АлтГУ «23» мая 2011 г., протокол № 12
УМК одобрен на заседании кафедры общественных дисциплин«27» июня 2011 г. протокол № 6
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс «Отечественная история» включен в учебный план в соответствии с Государственными требованиями к уровню подготовки дипломированного специалиста с высшим образованием. Настоящая программа является модификацией Примерной программы дисциплины, рекомендованной Министерством образования РФ и учитывает в своем содержании обязательный минимум знаний по предмету.
Курс «Отечественная история» предназначен для студентов 1 курса неисторических специальностей. Дисциплина изучается в первом семестре.
Программа изначально спланирована и сконструирована под блочно-модульную систему обучения. При составлении программы содержание учебного материала подвергалось тщательному отбору, при этом преследовалась цель систематизировать, упорядочить учебный материал. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе Курс отечественной истории имеет целью систематизировать и дополнить знания студентов по истории, помочь им разобраться в сложных проблемах современной общественной жизни, уяснить диалектику общего и особенного в истории, ее логику, понять место российской истории в мировой цивилизации. Эти знания необходимы каждому образованному человеку, независимо от его профессиональной деятельности, они помогут выразить и обосновать свою систему ценностных ориентиров в общественном развитии.
Задачи учебного курса.
выработать целостное видение исторического процесса в единстве всех его характеристик;
сформировать объективное знание об истории России;
рассмотреть сложнейшие социально-политические процессы, происходившие в нашей стране на протяжении всей её истории;
осмыслить такие важнейшие теоретические проблемы, как демократия и диктатура, революция и реформы, политика и экономика, национальные процессы развития российского общества;
проанализировать альтернативные пути развития России;
познакомить студентов с наиболее важными понятиями, источниками и историографической традицией по истории России;
сформировать на основе научного анализа собственную точку зрения на прошлое страны, её настоящее и будущее;
привить уважение к истории страны.
В итоге изучения курса истории России студенты должны усвоить и научиться понимать:
закономерности общественного развития;
особенности общественно-политического и социального развития России;
основные исторические факты и события социально-экономической и политической жизни России на всех этапах её развития;
историческую роль общественно-политических движений, содержание деятельности политических партий и организаций;
развитие национальных процессов в России;
уроки истории для современности.
В соответствии с ГОС и РУП курс входит в блок общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Очная форма обучения Дидактические единицы
| Наименование
тем
| Максим. учебная нагрузка студента, час
| Количество аудиторных часов при очной форме обучения
| Самост. работа студ.
| Всего
| Лекции
| практика
| семинары
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| ДЕI
20баллов
| ДЕI. История как наука.
| 10
| 6
| 4
|
| 2
| 4
| Тема 1.История как наука. Методологические проблемы исторической науки.
| 10
| 6
| 4
|
| 2
| 4
| Промежуточный контроль
| собеседование, тестирование
| ДЕ –II
40 баллов
| ДЕ II. История России с древнейших времен до начала XXв.
| 60
| 30
| 14
|
| 14
| 30
| Тема 1. Зарождение и развитие древнерусской государственности
| 8
| 4
| 2
|
| 2
| 4
| Тема 2.Русские земли в XII-XV вв.
| 8
| 4
| 2
|
| 2
| 4
| Тема 3.Россия в XVI веке.
| 8
| 4
| 2
|
| 2
| 4
| Тема 4. Россия в XVII столетии.
| 8
| 4
| 2
|
| 2
| 4
| Тема 5.Россия на путях модернизации. XVIII век.
| 8
| 4
| 2
|
| 2
| 4
| Тема 6.Россия в первой половине XIXв.
| 10
| 4
| 2
|
| 2
| 6
| Тема 7.Россия во второй половине XIXв. «Эпоха великих реформ».
| 10
| 6
| 2
|
| 2
| 4
|
| Промежуточный контроль
| тестирование, реферат
| ДЕIII
40 баллов
| ДЕIII. Россия в XXв.
| 70
| 36
| 18
|
| 18
| 34
| Тема 1.Россия в начале XX в..
| 8
| 4
| 2
|
| 2
| 4
| Тема 2. Россия в 1917-1918 гг.: альтернативные пути развития и установление большевистской диктатуры
| 8
| 4
| 2
|
| 2
| 4
| Тема 3.Гражданская война в России.
| 8
| 4
| 2
|
| 2
| 4
| Тема 4.Советское общество в 20-е годы.
| 8
| 4
| 2
|
| 2
| 4
| Тема 5. Сталинизм как теория и практика социалистического строительства.
| 8
| 4
| 2
|
| 2
| 4
| Тема 6.Советская внешняя политика. Великая Отечественная война.
| 8
| 4
| 2
|
| 2
| 4
| Тема 7. Общественно-политическое развитие СССР в 50-80-ее годы.
| 8
| 4
| 2
|
| 2
| 4
| Тема 8.«Перестройка» в СССР.
| 8
| 4
| 2
|
| 2
| 4
| Тема 9. Российская Федерация на современном этапе.
| 6
| 4
| 2
|
| 2
| 2
| Промежуточный контроль
| тестирование, реферат
|
| Итоговый контроль
| зачет
|
| Всего
| 140
| 70
| 36
|
| 34
| 70
|
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Содержание ГОС по дисциплине «Отечественная история»
Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России - неотъемлемая часть всемирной истории.
Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама.
Эволюция восточнославянской государственности в Х1-Х11 вв. Социально-политические изменения в русских землях в Х111-ХУ вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.
Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.
Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России ХIХ в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура ХIХ века и ее вклад в мировую культуру.
Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.
Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.
Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика.
Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.
СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война.
Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.
Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития.
СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений.
Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.
Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.
Содержание учебной дисциплины |