Проблемно-исследовательская дискуссия Цели урока





Скачать 63.82 Kb.
НазваниеПроблемно-исследовательская дискуссия Цели урока
Дата публикации16.04.2015
Размер63.82 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Тема урока: «Петр I и его реформы в оценках и суждениях»

(проблемно-исследовательская дискуссия)
Цели урока:

  • помочь учащимся в осмыслении значение петровских преобразований для истории России, обобщить знания о Петре I и его реформах, об их влиянии на дальнейшую судьбу страны;

  • показать, что в исторической литературе существуют различные оценки личности первого российского императора и его деятельности, споры ведутся на протяжении трех столетий и обостряются в особо сложные моменты нашей истории;

  • помочь учащимся осознать связь прошлого с настоящим;

  • продолжить формирование навыков решения исторических задач, а также умение участвовать в дискуссии; развивать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся.


Опережающее задание: в начале изучения темы учащимся дается задание подобрать материал о деятельности Петра I для творческой работы «Мое отношение к Петру 1 и его преобразованиям».
Оборудование урока:

  1. Карта «Россия с конца XVII века до 60-х годов XVIII века (Европейская часть)»

  2. Компьютер, проектор.

  3. Презентация «Петр I и его реформы в оценках и суждениях».

  4. Раздаточный материал ( карточки-задания для работы в парах).



Ход урока


  1. Вводно-мотивационная часть, выявление исходного противоречия и постановка учебной задачи урока.


28 января 1725 года умер первый русский император – Петр Алексеевич Романов.

«…Кого хороним?.. Петра Великого хороним. Закатилось «солнце земли Русской!»- эти слова произнес Феофан Прокопович, один из самых преданных сподвижников Петра.

«Солнце земли Русской» - высочайшая оценка. Но уже при жизни высказывались совсем иные суждения: находились люди, которые считали царя виновником многих бед России.

Итак, почти 300 лет назад начались споры вокруг личности Петра и его деятельности, которые продолжаются и сегодня. Вспомним оценку деятельности Петра I, данную Н.М. Карамзиным: «Мы стали гражданами мира, но перестали быть в некоторых случаях гражданами России – виною Петр» (слайд 2)

Одни восхищаются Петром: (слайд 3)

«Петр – великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации»

В. Татищев.

А для других:

«Петр – разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были «блестящей ошибкой» М. Щербатов.
О Петре I написано много книг. И начнем мы, как некогда начал свои публичные чтения о Петре Великом С.М. Соловьев: «Мы собрались здесь накануне праздника, чтобы приготовиться к нему: накануне праздника усиливается работа для человека, который хочет достойно праздновать; во имя величайшего из тружеников Русской земли приглашаю Вас, господа, к труду – обозреть труд его, подумать над ним» (слайд 4)

В совместной деятельности учителя и учащихся формулируется учебная задача урока:

- «обозреть» то, что узнали о Петре I, о развитии России в конце XVII – начале XVIII века, о времени, которое С.М. Соловьев назвал «переходом из возраста, в котором преобладает чувство, в возраст, в котором господствует мысль»;



  1. Организация учебной деятельности.


Учащимся предлагается поработать с различными историческими источниками, решить исторические задачи, принять участие в дискуссии.

1. Реформы Петра I и характеристика императора.
У каждого автора свои представления о царе-реформаторе, примем участие в споре.

Итак, каким же был Петр I.
- Учащиеся делают краткие сообщения, используя материалы опережающего задания «Мое отношение к Петру I и его преобразованиям» (Одни отмечают трудолюбие царя, его простоту, любознательность, тягу к знаниям, ко всему новому, энергию и т.д. Их оппоненты говорят о жестокости Петра, о его крутом нраве, о равнодушии к судьбам простого народа, вспоминают расправу со стрельцами, историю смерти его сына Алексея).
- Ребята работают с отрывком из повести А.Н. Толстого «День Петра» (приложение 1).

Вопросы для беседы и ожидаемые ответы.

- Как А.Н. Толстой оценивает перемены в жизни России?

- Можно ли однозначно оценить личность Петра I и его деятельность?

( Петр I1, вне всякого сомнения, был человеком неординарным, ярким, талантливым, но действовал порой жестокими методами для достижения своей цели. Отсюда неслучайны разноречивые суждения о нем).

- О каком «общем государственном деле» пишет А.Н. Толстой?

- О каких задачах, решавшихся Петром I, упоминает автор?

- Какие еще реформы были проведены Петром I?
-Обращаем внимание на схему-цепочку «Реформы Петра I» (слайд 5).
- Соответствовала ли реальная хронологическая последовательность петровских реформ логике, представленной на схеме? (Реформы проводились параллельно, это было необыкновенно трудно). Изменяем схему (слайд 5).
- Какое событие способствовало ускорению реформ? (слайд 5, гиперссылка)

- Какой вышла Россия из Северной войны? (Могущество, международный авторитет, империя с 1721 года, новая столица Санкт-Петербург).


  1. Был ли Петр I «революционером на троне»?


Обращаем внимание учащихся на памятник Петру I работы Фальконе и читаем отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» (слайд 6):

Какая дума на челе!

Какая сила в нем сокрыта!

А в сем коне какой огонь!

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

О, мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте уздой железной

Россию поднял на дыбы?

Вопросы для беседы и ожидаемые ответы:

- К кому обращены стихи?

- Кого олицетворяет «гордый конь»?

- Как вы понимаете смысл трех последних строк отрывка?

- Был ли Петр I «революционером на троне»?

- Революция – это глубокое и качественное обновление всех сторон жизни общества. Произошло ли подобное обновление в России?

- Бытует мнение, что реформы были задуманы до Петра I, а царь лишь реализовал замыслы своих предшественников. Так ли это?

- Сравниваем предложения В.В. Голицына с реформами Петра I. Что общего? В чем различия?

- Почему Голицын не смог провести реформы, а Петр смог? (Обладал большой властью, опирался на лично преданных ему людей, создал опору в лице дворянства за счет увеличения его численности).

Вывод: реформы Петра I – это своеобразная «революция сверху». Поэтому Петра можно считать «революционером на троне».


  1. Цена петровских реформ (слайд 7)


Учащиеся работают в парах с раздаточным материалом (приложение 2)

Вопросы для беседы и ожидаемые ответы:
- Какова цена петровских реформ? (Петровские реформы проведены ценой невероятного напряжения сил народа, поэтому нередки были восстания; цена за реформы заплачена немалая, по некоторым оценкам в России погиб каждый десятый из 14-17 млн.).

- Почему народ не слагал песен, прославляющих победы Петра Великого, его деяния?

Учащиеся, обобщая все ранее сделанные ими выводы, отмечают, что народ не слагал песен, прославляющих победы и деяния Петра I, так как преобразования Петра легли тяжелым бременем на плечи народных масс, повлекли за собой снижение их жизненного уровня. Народу Петр и его дела были чужды: в этом монархе многие не без оснований видели виновника своих бед. Нередко дело доходило и до открытой борьбы против царя-реформатора.
3. Этап контроля и коррекции знаний посвящается оценке с позиций нравственности и государственности тех успехов, которые были достигнуты в эпоху Петра I, их влиянию на дальнейшую судьбу страны, связи прошлого с настоящим (дискуссия).
- Чему учит история петровской эпохи?

Вывод: правительство может и должно проводить преобразования, если в них назрела необходимость; для успеха преобразований необходимо привлекать людей на сторону реформатов, приходится преодолевать сопротивление; начиная реформы, надо смело идти вперед, доводя дело до конца; при этом однако надо думать об интересах всего общества, а не какой-то группы лиц.
- Почему интерес к личности Петра I возрастает в российском обществе всякий раз, когда наша страна оказывается перед необходимостью выбора путей дальнейшего развития?

Вывод: личность Петра и его реформы – предмет острых споров, которые усиливаются, как только наша страна оказывается перед выбором путей дальнейшего развития. Так было, когда стоял вопрос об отмене крепостного права, так было в начале 20-го века, когда Россия встала на путь революционных преобразований. И сегодня, когда в нашем обществе происходят огромные перемены, петровские преобразования вызывают большой интерес.
- «Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта?» Как бы вы ответили на этот вопрос сегодня?

Вывод: ответить на этот вопрос невозможно, история России продолжается; продолжаются и наши раздумья о ней.
4. Рефлексия.

Оцените свое понимание темы и участие в уроке.
5. Домашнее задание. Написать сочинение «Мое отношение к Петру I и его преобразованиям».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проблемно-исследовательская дискуссия Цели урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок по теме: «Подготовка отмены крепостного права (проблемно-проектная дискуссия с элементами игры)»
Проблемно-исследовательская дискуссия Цели урока iconРазнообразие растений
...
Проблемно-исследовательская дискуссия Цели урока iconВид урока: комбинированный урок. Цели урока
Урок-дискуссия позволяет учащимся показать не только свои знания, но и дает возможность продемонстрировать свои творческие способности....
Проблемно-исследовательская дискуссия Цели урока icon«Досуг молодежи» урок повторение. Форма урока дискуссия
Урок немецкого языка в 11 классе «Изобразительное искусство в жизни молодежи» по теме «Досуг молодежи» урок повторение. Форма урока...
Проблемно-исследовательская дискуссия Цели урока icon«Местоимение» разработан в русле проблемно-диалогического подхода
Методическая разработка урока по русскому языку, разработанного в русле идеи «Творческая работа на уроках русского языка с использованием...
Проблемно-исследовательская дискуссия Цели урока iconУрок является обобщающим в системе уроков по теме «Семья»
Обучающие, развивающие и воспитывающие цели урока учтены и полностью реализованы в ходе урока. Цели урока также соответствуют программным...
Проблемно-исследовательская дискуссия Цели урока iconТема урока: Наука о природе Земли
Постановка цели урока в процессе урока, мотивация учебной деятельности(формулировка цели урока)
Проблемно-исследовательская дискуссия Цели урока iconУрок–дискуссия по английскому языку «Проблемы экологии»
Тема: Проблемы экологии урок-дискуссия с использованием проблемной и проектной технологий
Проблемно-исследовательская дискуссия Цели урока iconНаучно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская...
Научно-исследовательская работа (нир) относится к циклу «Практики и научно-исследовательская работа» магистерской программы «Русский...
Проблемно-исследовательская дискуссия Цели урока iconУроку Бельцевой, учителя биологии моу «Луговецкая сош». Тема урока...
Вид урока – проблемно – исследовательский урок с выполнением лабораторной работы
Проблемно-исследовательская дискуссия Цели урока iconКонспект урока окружающего мира в 1 классе по умк «Планета знаний»...
Задание 1: разработать 2 урока в деятельностных технологиях, опираясь на технологические карты
Проблемно-исследовательская дискуссия Цели урока iconРеферат должен включать в себя следующие элементы
Это самостоятельная учебно-исследовательская работа, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения,...
Проблемно-исследовательская дискуссия Цели урока iconТехнологическая карта урока с позиции реализации проблемно-диалогического обучения
Цель урока: развитие умения построения логической цепи рассуждений при разборе слова по составу, регулятивных ууд
Проблемно-исследовательская дискуссия Цели урока iconРекомендации «Как написать реферат» Общая информация
Реферат – это самостоятельная исследовательская работа, в которой автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные...
Проблемно-исследовательская дискуссия Цели урока iconУрок литературы в 9 классе. Тема: Урок дискуссия «Какие они герои нашего времени?»
Цели: Формировать у учащихся представление об образе настоящего человека современного общества
Проблемно-исследовательская дискуссия Цели урока iconОтчёт по методической теме: Проектно-исследовательская деятельность в начальных классах
Ведущую роль для достижения цели должны играть активные творческие методы обучения. Одним из таких методов является проектно-исследовательская...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск