Скачать 63.82 Kb.
|
Тема урока: «Петр I и его реформы в оценках и суждениях» (проблемно-исследовательская дискуссия) Цели урока:
Опережающее задание: в начале изучения темы учащимся дается задание подобрать материал о деятельности Петра I для творческой работы «Мое отношение к Петру 1 и его преобразованиям». Оборудование урока:
Ход урока
28 января 1725 года умер первый русский император – Петр Алексеевич Романов. «…Кого хороним?.. Петра Великого хороним. Закатилось «солнце земли Русской!»- эти слова произнес Феофан Прокопович, один из самых преданных сподвижников Петра. «Солнце земли Русской» - высочайшая оценка. Но уже при жизни высказывались совсем иные суждения: находились люди, которые считали царя виновником многих бед России. Итак, почти 300 лет назад начались споры вокруг личности Петра и его деятельности, которые продолжаются и сегодня. Вспомним оценку деятельности Петра I, данную Н.М. Карамзиным: «Мы стали гражданами мира, но перестали быть в некоторых случаях гражданами России – виною Петр» (слайд 2) Одни восхищаются Петром: (слайд 3) «Петр – великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации» В. Татищев. А для других: «Петр – разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были «блестящей ошибкой» М. Щербатов. О Петре I написано много книг. И начнем мы, как некогда начал свои публичные чтения о Петре Великом С.М. Соловьев: «Мы собрались здесь накануне праздника, чтобы приготовиться к нему: накануне праздника усиливается работа для человека, который хочет достойно праздновать; во имя величайшего из тружеников Русской земли приглашаю Вас, господа, к труду – обозреть труд его, подумать над ним» (слайд 4) В совместной деятельности учителя и учащихся формулируется учебная задача урока: - «обозреть» то, что узнали о Петре I, о развитии России в конце XVII – начале XVIII века, о времени, которое С.М. Соловьев назвал «переходом из возраста, в котором преобладает чувство, в возраст, в котором господствует мысль»;
Учащимся предлагается поработать с различными историческими источниками, решить исторические задачи, принять участие в дискуссии. 1. Реформы Петра I и характеристика императора. У каждого автора свои представления о царе-реформаторе, примем участие в споре. Итак, каким же был Петр I. - Учащиеся делают краткие сообщения, используя материалы опережающего задания «Мое отношение к Петру I и его преобразованиям» (Одни отмечают трудолюбие царя, его простоту, любознательность, тягу к знаниям, ко всему новому, энергию и т.д. Их оппоненты говорят о жестокости Петра, о его крутом нраве, о равнодушии к судьбам простого народа, вспоминают расправу со стрельцами, историю смерти его сына Алексея). - Ребята работают с отрывком из повести А.Н. Толстого «День Петра» (приложение 1). Вопросы для беседы и ожидаемые ответы. - Как А.Н. Толстой оценивает перемены в жизни России? - Можно ли однозначно оценить личность Петра I и его деятельность? ( Петр I1, вне всякого сомнения, был человеком неординарным, ярким, талантливым, но действовал порой жестокими методами для достижения своей цели. Отсюда неслучайны разноречивые суждения о нем). - О каком «общем государственном деле» пишет А.Н. Толстой? - О каких задачах, решавшихся Петром I, упоминает автор? - Какие еще реформы были проведены Петром I? -Обращаем внимание на схему-цепочку «Реформы Петра I» (слайд 5). - Соответствовала ли реальная хронологическая последовательность петровских реформ логике, представленной на схеме? (Реформы проводились параллельно, это было необыкновенно трудно). Изменяем схему (слайд 5). - Какое событие способствовало ускорению реформ? (слайд 5, гиперссылка) - Какой вышла Россия из Северной войны? (Могущество, международный авторитет, империя с 1721 года, новая столица Санкт-Петербург).
Обращаем внимание учащихся на памятник Петру I работы Фальконе и читаем отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» (слайд 6): Какая дума на челе! Какая сила в нем сокрыта! А в сем коне какой огонь! Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? О, мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной, На высоте уздой железной Россию поднял на дыбы? Вопросы для беседы и ожидаемые ответы: - К кому обращены стихи? - Кого олицетворяет «гордый конь»? - Как вы понимаете смысл трех последних строк отрывка? - Был ли Петр I «революционером на троне»? - Революция – это глубокое и качественное обновление всех сторон жизни общества. Произошло ли подобное обновление в России? - Бытует мнение, что реформы были задуманы до Петра I, а царь лишь реализовал замыслы своих предшественников. Так ли это? - Сравниваем предложения В.В. Голицына с реформами Петра I. Что общего? В чем различия? - Почему Голицын не смог провести реформы, а Петр смог? (Обладал большой властью, опирался на лично преданных ему людей, создал опору в лице дворянства за счет увеличения его численности). Вывод: реформы Петра I – это своеобразная «революция сверху». Поэтому Петра можно считать «революционером на троне».
Учащиеся работают в парах с раздаточным материалом (приложение 2) Вопросы для беседы и ожидаемые ответы: - Какова цена петровских реформ? (Петровские реформы проведены ценой невероятного напряжения сил народа, поэтому нередки были восстания; цена за реформы заплачена немалая, по некоторым оценкам в России погиб каждый десятый из 14-17 млн.). - Почему народ не слагал песен, прославляющих победы Петра Великого, его деяния? Учащиеся, обобщая все ранее сделанные ими выводы, отмечают, что народ не слагал песен, прославляющих победы и деяния Петра I, так как преобразования Петра легли тяжелым бременем на плечи народных масс, повлекли за собой снижение их жизненного уровня. Народу Петр и его дела были чужды: в этом монархе многие не без оснований видели виновника своих бед. Нередко дело доходило и до открытой борьбы против царя-реформатора. 3. Этап контроля и коррекции знаний посвящается оценке с позиций нравственности и государственности тех успехов, которые были достигнуты в эпоху Петра I, их влиянию на дальнейшую судьбу страны, связи прошлого с настоящим (дискуссия). - Чему учит история петровской эпохи? Вывод: правительство может и должно проводить преобразования, если в них назрела необходимость; для успеха преобразований необходимо привлекать людей на сторону реформатов, приходится преодолевать сопротивление; начиная реформы, надо смело идти вперед, доводя дело до конца; при этом однако надо думать об интересах всего общества, а не какой-то группы лиц. - Почему интерес к личности Петра I возрастает в российском обществе всякий раз, когда наша страна оказывается перед необходимостью выбора путей дальнейшего развития? Вывод: личность Петра и его реформы – предмет острых споров, которые усиливаются, как только наша страна оказывается перед выбором путей дальнейшего развития. Так было, когда стоял вопрос об отмене крепостного права, так было в начале 20-го века, когда Россия встала на путь революционных преобразований. И сегодня, когда в нашем обществе происходят огромные перемены, петровские преобразования вызывают большой интерес. - «Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта?» Как бы вы ответили на этот вопрос сегодня? Вывод: ответить на этот вопрос невозможно, история России продолжается; продолжаются и наши раздумья о ней. 4. Рефлексия. Оцените свое понимание темы и участие в уроке. 5. Домашнее задание. Написать сочинение «Мое отношение к Петру I и его преобразованиям». |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок по теме: «Подготовка отмены крепостного права (проблемно-проектная дискуссия с элементами игры)» | Разнообразие растений ... | ||
Вид урока: комбинированный урок. Цели урока Урок-дискуссия позволяет учащимся показать не только свои знания, но и дает возможность продемонстрировать свои творческие способности.... | «Досуг молодежи» урок повторение. Форма урока дискуссия Урок немецкого языка в 11 классе «Изобразительное искусство в жизни молодежи» по теме «Досуг молодежи» урок повторение. Форма урока... | ||
«Местоимение» разработан в русле проблемно-диалогического подхода Методическая разработка урока по русскому языку, разработанного в русле идеи «Творческая работа на уроках русского языка с использованием... | Урок является обобщающим в системе уроков по теме «Семья» Обучающие, развивающие и воспитывающие цели урока учтены и полностью реализованы в ходе урока. Цели урока также соответствуют программным... | ||
Тема урока: Наука о природе Земли Постановка цели урока в процессе урока, мотивация учебной деятельности(формулировка цели урока) | Урок–дискуссия по английскому языку «Проблемы экологии» Тема: Проблемы экологии урок-дискуссия с использованием проблемной и проектной технологий | ||
Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская... Научно-исследовательская работа (нир) относится к циклу «Практики и научно-исследовательская работа» магистерской программы «Русский... | Уроку Бельцевой, учителя биологии моу «Луговецкая сош». Тема урока... Вид урока – проблемно – исследовательский урок с выполнением лабораторной работы | ||
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по умк «Планета знаний»... Задание 1: разработать 2 урока в деятельностных технологиях, опираясь на технологические карты | Реферат должен включать в себя следующие элементы Это самостоятельная учебно-исследовательская работа, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения,... | ||
Технологическая карта урока с позиции реализации проблемно-диалогического обучения Цель урока: развитие умения построения логической цепи рассуждений при разборе слова по составу, регулятивных ууд | Рекомендации «Как написать реферат» Общая информация Реферат – это самостоятельная исследовательская работа, в которой автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные... | ||
Урок литературы в 9 классе. Тема: Урок дискуссия «Какие они герои нашего времени?» Цели: Формировать у учащихся представление об образе настоящего человека современного общества | Отчёт по методической теме: Проектно-исследовательская деятельность в начальных классах Ведущую роль для достижения цели должны играть активные творческие методы обучения. Одним из таких методов является проектно-исследовательская... |