Современные приёмы работы с источниками на уроках истории





Скачать 434.15 Kb.
НазваниеСовременные приёмы работы с источниками на уроках истории
страница1/2
Дата публикации20.05.2015
Размер434.15 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
  1   2
Современные приёмы работы с источниками на уроках истории

(из опыта работы с учащимися 9 – 11 классов).

Изучение различных исторических источников, документов – одно из важнейших условий выполнения целей школьного курса истории. Современный урок невозможно представить без аналитической работы с источниками. Их использование позволяет решить ряд взаимосвязанных задач: сформировать более полные и прочные знания, конкретизировать и углубить их, проиллюстрировать изучаемые вопросы, обеспечить доказательность теоретических положений, идей; развить мышление учащихся, научить самостоятельно делать правильные выводы и обобщения; формировать оценочную деятельность учащихся, их познавательные возможности.

Общеизвестно, что исторические источники – это весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс, запечатлевших факты, свершившиеся события. Чем шире, разнообразнее источниковедческая база, тем достовернее будет представлена картина прошлого.

Однако основное место на уроках занимает работа с историческими документами. Их классификация основана на характере документальных текстов, когда все они подразделяются на две основные группы – документы повествовательно – описательного и актового характера, имевшие в своё время практическое значение. Дополнительную группу составляют памятники художественного слова. Актовые документы (грамоты, законы, прошения, программы речи и др.) свидетельствуют об общественном и политическом строе, морали, религии. К повествовательно-описательным документам относят летописи, хроники, мемуары, письма. Особенно хорошо передают колорит изучаемой эпохи памятники художественного слова: мифы, басни, проза, сатира, крылатые выражения.

При изучении источников, как отмечает А.Т. Кинкулькин, важно соблюдать ряд требований: точное определение главного, наиболее существенного; соблюдение последовательности, постепенный переход от менее сложного к более сложному; выбор эффективных приёмов и средств; возрастание сложности изучаемого материала и приёмов работы учащихся, повышение требований к их самостоятельности, соблюдение преемственности в формировании умений учащихся работать с источниками знаний; повышение педагогического мастерства учителя. От умения учителя отобрать источники, документы, определить место их включения в урок, организовать усвоение текста через применение наиболее эффективных методических приёмов во многом зависит достижение педагогических целей урока.

При отборе текстов следует учитывать, что они могут расширять, конкретизировать знания, но не перегружать их, быть органически связаны с программным материалом, быть доступным по содержанию и объёму, способствовать развитию приёмов мыслительной и учебной работы, познавательных способностей учеников. Исходя из этого, избираются и определённые приёмы изучения документов. Документ включается в объяснение учителя в том случае, если он передаёт сущность событий, усиливает эмоциональность в изложении материала, повышает интерес учащихся к предмету. Например, создавая образную картину Бородинской битвы, учитель может привести два обращения к войскам накануне сражения. Обращение Наполеона: «Воины! Вот сражение, которого вы столько желали. Победа зависит от вас. Она доставит нам всё нужное, удобные квартиры, скорое возвращение в отечество». И обращение М.И. Кутузова: «Вам придётся защищать землю родную, послужить верой и правдой до последней капли крови». В объяснении, предшествующем изложению документа, учитель указывает источник, подчёркивая, что героизм русской армии, мужество и упорство солдат опираются на высокое понимание своего долга, что ярко показано в обращении М.И. Кутузова. Исторический документ включается в объяснение учителя и для конкретизации изучаемых явлений и процессов. Так, на уроке «Свержение монархии» учитель раскрывает тяжёлую экономическую ситуацию в России в феврале 1917 года. Документ «Записка председателя Государственной Думы М.В. Родзянко Николаю II об экономическом положении России» даёт конкретную картину этого явления. Он может быть зачитан в классе и использован для анализа по вопросам: какие факты, свидетельствуют о тяжёлой экономической ситуации в России в феврале 1917? Чем было это обусловлено?

По мнению И.Я. Лернера, документ может выступать не только в качестве иллюстрации и конкретизации мысли, сообщённой учителем или учеником; но и как источник приобретения новой, но готовой информации и как источник самостоятельного приобретения знаний.

Организуя самостоятельную работу учащихся с документом, следует представлять уровень их подготовленности. Тексты документов, органически связанные с содержанием соответствующих разделов учебника, доступны учащимся и могут быть даны для самостоятельного изучения с предварительной постановкой задания.

С.Шехтер считает, что перечень вопросов является общим для всех печатных материалов: кто, когда, где, что, почему и как. Но каждый вид материала обладает присущими только ему свойствами, которые и определяют, как с ним работать и как его использовать. Каждому виду материала соответствует свой способ анализа его учащимися.

Можно предложить следующие вопросы к документу в зависимости от его вида:

Вид документа

Типология вопросов и заданий к нему

1. Документы государственного характера: грамоты, указы, приказы, законы, речи государственных деятелей, протоколы государственных мероприятий и т.д.

  1. Когда, где, почему появился этот документ? (Опишите исторические условия его создания.)

  2. Кто является автором документа? Что вам известно об этом человеке, его жизни и деятельности?

  3. Объясните основные / новые понятия, употребляющиеся в тексте документа.

  4. Интересы каких слоев, групп, классов общества отражают статьи этого документа или весь он в целом?

  5. Чем отличается этот документ или его отдельные положения от подобного, существовавшего ранее или аналогичного в других странах?

  6. К каким результатам, изменениям в государстве и обществе привело или могло привести введение этого документа?

  7. Придумайте конкретную историю, раскрывающую действие этого документа: судебное дело, выступление оппозиции и т.п.




2. Документы ме­ждународного ха­рактера: договоры, соглашения, про­токолы, деловая переписка и т.д.

  1. Покажите на карте государства, составившие этот документ.

  2. Охарактеризуйте исторические условия его создания.

  3. Назовите основные положения документа. Оцените их выгодность и ущербность для каждой из сторон и других стран, международной ситуации в целом.

  1. Объясните, в чем и почему этот документ составлен на таких условиях (в пользу одних и в ущерб интересам других государств, на паритетных началах).

  2. Какие изменения в политическом, экономическом, территориальном плане произошли или предполагались по этому документу?

  3. Какой характер носил этот документ: открытый или секретный — и почему?

  4. Дайте обобщающую оценочную характеристику этому документу.

  5. Подумайте, при каких обстоятельствах подобный документ мог быть составлен с другим раскладом сил

3. Документы, свя­занные с поли­тической борьбой: программы, воз­звания, речи поли­тиков, проклама­ции, декларации и т.п.


  1. Кто автор документа? Каковы его политические взгляды?

  2. Каковы исторические условия создания документа? Где и когда он появился?

  3. К чему призывает и что осуждает автор документа?

  4. Интересы какого слоя населения он выражает?

  5. Как политические призывы автора соотносятся с его социальным положением и истинными интересами?

  6. Каковы последствия: реальные или прогнозируемые, осуществления идей этого документа?

  7. Дайте историческую оценку документу




4. Документы ис­торического ха­рактера: хроники, анналы, летописи, исторические со­чинения


  1. Какие исторические факты излагаются в документе?

  2. Покажите на карте место, где происходили описанные в документе события.

  3. Определите время, в которое происходили описываемые события, если оно не указано в документе или дано в иной (нехристианской) системе летосчисления.

  4. Как автор объясняет причины, излагает ход и определяет значение исторических событий?

  5. По документу определите отношение автора к излагаемым фактам. Как позиция автора связана с характером данного документа, обстоя­тельствами его создания?

  1. В чем позиция автора совпадает / не совпадает с современной точкой зрения на происходившее? Чем это совпадение / несовпадение можно объяснить?

  2. Оцените значимость этого документа в сопоставлении с аналогичными историческими сочинениями этого периода или посвященными этим же историческим событиям




5. Документы лич­ностного характе­ра: мемуары, днев­ники, письма, сви­детельства оче­видцев


  1. Кто автор документа? Каково его социальное положение? должность? занятия? Причастность к описываемым событиям?

  2. Что увидел автор документа? Как он относится к описываемым им событиям? Подтвердите свои рассуждения текстом источника.

  3. Чем вы объясните именно такое отношение автора к событиям? К его участникам?

  4. В чем совпадают или чем отличаются свидетельства этого автора от других источников по данному историческому факту?

  5. Доверяете ли вы свидетельствам автора этого документа? Почему?

  6. Разделяете ли вы суждения, оценки, выводы автора документа?




6. Документы ли­тературного жан­ра как историчес­кие памятники своей эпохи: про­за, поэзия, драма, эпос, мифы, песни, сатира, крылатые выражения и пр.

  1. Покажите на карте район мира, где происходит действие этого литературного источника.

  2. По характерным деталям быта, одежды, поведения людей и т.п. определите примерное время действия или написания произведения./ Найдите признаки, подтверждающие, что данное произведение было создано в эпоху...

  3. Какие образы исторических героев, событий создает автор? Что представляется вам в этом портрете явно преувеличенным, искаженным, предвзятым и т.п.? Как вы думаете, с какой целью автор сделал это?

  4. Как автор литературного произведения объясняет поступки своих героев? Согласны ли вы с такими оценками и аргументами?

  5. К какому общественному слою, группе населения принадлежал автор? Насколько он оказался объективным и беспристрастным в передаче событий или автор совершенно к этому не стремился?

6. В каких других литературных произведениях вы встречали похожий сюжет? Чем можно объяснить его распространенность?

Работа учеников с документом, постепенно усложняется с учётом их возраста и познавательных возможностей, а также уровня подготовленности. В 5-6 классах используется наиболее простой материал повествовательного и описательного характера; объём его не превышает 10-15 строк; в 7-8 – растёт число анализируемых хозяйственных и юридических документов; в 9-11 – всё шире привлекаются политические, программные документы.

Работа с историческими источниками предполагает добывание фактов, которые не всегда лежат на поверхности. Из текста их приходится извлекать, осуществляя достаточно сложные мыслительные операции. При обучении этому необходимо учитывать требования поэтапного формирования учебно-познавательных умений. Так, на воспроизводящем уровне можно предложить учащимся выписать основные понятия, определения, выводы из источника, ответить на поставленные вопросы, требующие уточнения и пересказа текста; заполнить таблицы, схемы по образцу в ходе коллективного разбора документа; составить простой план по известному ученикам типу и т.д.

На преобразующем уровне задания могут включать рассказ ученика по документу сопровождающийся анализом текста, синтезом положения источника с другим теоретическим материалом, идеями других источников, самостоятельный отбор, группировка фактов, идей и включение их в свой рассказ; составление развёрнутого плана, тезисов, конспекта, текстовых таблиц, схем; подготовка небольших рефератов, докладов и прочее.

На творческо-поисковом уровне даются творческие, проблемные и познавательные задания, требующие осмысления и сопоставления точек зрения мыслителей, идей нескольких документов; выявления линий сравнения изучаемых явлений и составления сравнительных таблиц, логических цепочек; применения теоретических положений документа для доказательства, аргументирования своей точки зрения, обсуждения дискуссионных проблем; посильной поисково-исследовательской деятельности по сбору материала его анализу и систематизации по определённой темы, написание рецензии, эссе и прочее.

Значительную роль при выполнении самостоятельной работы играют памятки. Одну из них по работе над планом-конспектом предлагает Н.И. Запорожец:

  1. Подготовьтесь к выполнению задания: разделите развернутый лист тетради на две неравные части для записи плана (слева) и конспекта (справа).

  2. Прочтите весь текст целиком.

  3. Выделите в нем логически законченные части и в каждой из них – основную мысль, озаглавьте их. На основе этого составьте план.

  4. Изложите конспективно содержание каждой законченной части: положения, уточняющие и раскрывающие главную мысль, приведите цифры и выводы. Если не можете кратко пересказать текст источника, то процитируйте его, заключая в кавычки. Основные положения конспекта выписывайте напротив соответствующих заголовков плана

  5. Проверьте выполненную работу. Если нужно, исправьте, уточните заголовки плана и содержание конспекта.

Ю.Л. Троицкий предлагает свою технологию изучения исторических источников. Её концепция в том, что школьники работают с документально-методическими комплексами и сами выдвигают те или иные версии исторических событий – сами пишут историю. Например, уже в 5-м классе ученики пишут свой учебник отечественной истории, в котором все тексты, вопросы, задания, иллюстрации, карты, схемы плод коллективной работы школьников.

Большие возможности для использования источников, документов открываются при проведении уроков – лекций, семинаров, лабораторных и практических занятий, организации учебно – поисковой деятельности, посильных научных исследований. Так, на лабораторных и практических занятиях я предлагаю учащимся следующие варианты работы с документами:

  1. Разным группам учащихся проанализировать один и тот же документ с точки зрения представителей разных эпох, социальных слоёв, народов и т.п., что будет способствовать более широкой интерпретации документа.

  2. Метод мозаики, когда документ делится на 2 или более части, а затем составляется общее впечатление.

  3. Группа получает пакет из разных видов документов (мемуары, письма и т.п.). Необходимо сделать предположение об исторической обстановке, проблемах, сформулировать вопросы (моделирование по принципу реконструкции).

  4. При анализе документа одна группа учащихся может выступать в роли аналитиков, другая в качестве оппонентов авторов, третья – в роли апологетов и т.п.

  5. Самостоятельный подбор документов к той или иной теме. Учащимся называется тема, они составляют список того, что необходимо изучить.

  6. Художественные ассоциации к документу (в виде иллюстраций, соотнесения с литературными произведениями или литературными героями).

  7. Самостоятельное составление учащимися вопросов к документу.

В настоящее время одним из существенных инновационных решений в рамках модернизации российской общеобразовательной школы является введение профильного обучения на её старшей ступени. Одной из отличительных целей профильного обучения истории является развитие умений выпускников анализировать события прошлого и настоящего с привлечением источниковедческих знаний.

На этой ступени можно использовать различные организационные модели, позволяющие активизировать познавательную активность каждого ученика.

Модель «Обмен знаниями»

Данная модель предполагает самостоятельную познаватель­ную деятельность учеников с использованием кооперированно-групповой формы учебной работы. Ученики осваивают такие уме­ния, как извлечение и систематизация исторической информации на основе работы с комплексом источников, самостоятельная ре­конструкция исторических событий и анализ исторических про­цессов и явлений, публичная презентация результатов познавательного поиска. Этапы работы:

1. Инструктаж. Преподаватель выделяет несколько равнозначных проблем в рамках темы урока. Каждая группа учеников
получает свою проблему, свой «пакет» источников информации и задание (алгоритм работы группы).

2. Исследование. Ученики каждой группы изучают свой вопрос по источникам и готовятся к освещению проблемы для всей аудитории.

3. Обмен знаниями. Группы выступают по очереди и знакомят всех с результатами своей работы.

Основной методической трудностью для педагога становится организация взаимодействия групп на этапе обмена знаниями: как привлечь внимание всех к ответу каждой группы? Для акти­визации внимания предлагаются разные варианты предваритель­ных заданий: заполнение обобщающей или сравнительном табли­цы; ведение записей; использование «рабочего листа»; «распаковка кластера», проблемный вопрос, ответить на которым можно, только внимательно выслушав все группы.

Модели «Эксперты» и «Зигзаг»

Модели «Эксперты» и «Зигзаг» основаны на едином базовом принципе: члены малой учебной группы становятся экспертами в определенных вопросах изучаемой темы. Внутри групп каждый участник получает свой исторический источник, изучает предложенный материал, и после этой личной экспертизы участники по очереди знакомят группу с результатами своей работы. В группе все данные сравниваются, обобщаются, формулируются выводы (или выполняется иное задание преподавателя). Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все её члены овладели темой в полном объёме.

Однако не каждый ученик способен самостоятельно разобраться в своём вопросе (или в своём документе). В таком случае предусматривается «зигзаг»: на первом этапе участники, которым «поручены» одинаковые вопросы (или одинаковые документы), выходят из своих групп и образуют новые «экспертные» группы. Таким образом, в экспертные группы объединяются «эксперты» с одинаковым заданием и материалом. В этих «экспертных» груп­пах происходит тщательный анализ источника. Целесообразно предусмотреть на этом этапе письменное задание:

  • цветовая разметка источника (подчеркивание смысловых единиц, например: фактов, мнений, причин, последствий и т.п.);

  • формулирование выводов, которые можно сделать на основе источника;

  • преобразование текста в схему, таблицу, логическую цепочку;

  • выписки на основе заполнения разных бланков, например:



Факты, содержащиеся в источнике

Мнение, содержащееся в источнике

Полезность, ценность источника

Ограниченность источника

Участникам экспертных групп важно записать кратко ту ин­формацию, которую они должны будут сообщить своим учебным группам. Затем «эксперты» возвращаются в свои первоначальные учебные группы, и начинается взаимный обмен информацией в группах, на основе которого выполняется общее задание.

Использование исторических документов в обучении истории позволяет учителю развивать самостоятельность учащихся на уроке при изучении новых тем. Ученик сам учится получать необходимую информацию и анализировать ее. Учитель с помощью указанных методик помогает ученику самому разобраться в мировоззренческих проблемах исторических событий, не «навязывает» ему общепринятые исторические стандарты, а помогает осмыслить изучаемый материал и прийти самостоятельно к необходимым выводам. Выводы , полученные в результате работы с историческим источником становятся более убедительными, содействуют конкретизации исторического материала, созданию ярких образов и картин прошлого, создаётся ощущение духа эпохи; значительно расширяется круг социальной информации, осваиваемой учащимися, и, что не менее важно, служат основой для развития познавательной активности школьников.

Литература.

  1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителя истории. Основы профессионального мастерства. – М.,1998

  2. Вяземский Е.Е. Изучение истории на профильном уровне в современной школе. Сборник учебно-методических материалов. М., 2006

  3. Иоффе А.Н., Пахомов В.П. Современные технологии гражданского образования. Самара, 2000

  4. Кирьянов И.К. Россия. 1900-1917. Документы. Материалы. Комментарии. Пермь, 1993

  5. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе.

Троицкий Ю.Л. Дети пишут историю. Преподавание истории в школе. – 1999. - №

В процессе преподавания истории учителю приходится сталкиваться с большим количеством проблем. Нередко наибольшую сложность для учащихся представляет заучивание дат, особенно в отрыве от событий, в виде различного рода хронологических таблиц и диктантов.

Между тем хоть знание дат при изучении истории не должно ставиться самоцелью — гораздо важнее, чтобы учащиеся осознали историю как процесс. И все же, как математика не может быть без чисел, так и история без дат.

Для облегчения запоминания дат, нужно чтобы дата обязательно сочеталась с событием, чтобы учащиеся моглиот чего-то оттолкнуться. Для облегчения данной работы мной разработаны занимательные задачи по истории, которые можно использовать при изучении истории России в 6 — 7 классах. В задачах учтена не только взаимосвязь дат и событий, но и программа по математике. Причем задачи построены так, что, не зная событие, можно оттолкнуться от другого, призвать на помощь математику и решить. Решив задачу, у учащихся складывается алгоритм действия, выявляется причинно-следственная связь, и учащиеся легко запомнят даты. Для примера приведу следующую задачу.

На этом месте в устье Невы выдающийся новгородский князь разбил шведов. А спустя 463 года здесь застучали топоры, по приказу царя началось строительство новой столицы?

1. О каком князе идет речь, и когда произошло это событие?

2. По приказу, какого царя началось строительство новой столицы?

3. Когда была заложена новая столица, и как ее назвали?

4. Что связывает два этих события?

Данная задача позволит запомнить не так, что Санкт-Петербург основан в 1703 году, а основан в третью годовщину Северной войны, которую Россия вела со Швецией за выход к морю. Что город основан на том месте, где Александр Ярославич в 1240 году разбил шведов, что Санкт-Петербург был основан не по прихоти царя, а государственной необходимостью.

1. Александр Ярославич (Невский); 1240 — Невская битва.

2. Петр I.

3. 1240 + 463 = 1703, где 1240 — Невская битва; 1703 — основание Санкт-Петербурга.

4. 1240 — битва со шведами; 1703 год шла Северная война (1700 —  1721) в которой Россия также воевала со шведами.

Изучая внешнюю политику времен Петра I можно использовать задачу следующего типа.

Перелом в Северной войне произошел после Полтавской битвы. Известно, что обе армии в сумме насчитывали 72000 человек. Также известно, что численность русской армии превышала шведскую на 12000 человек. Потери русских составили 1300 человек, а шведов 9000 убитых и 3000 было взято в плен. Какова была численность русской и шведской армий перед сражением и после?

(X + 12 000) + X = 72 000

2X = 72 000 — 12 000

2X = 60 000

X = 60 000: 2

X = 30 000

(30 000 + 12 000) + 30 000 = 72 000

42 000 + 30 000 = 72 000

42 000 — численность русской армии до сражения

30 000 — численность шведской армии до сражения

42 000 — 1 300 = 40 700 — численность русской армии после сражения

30 000 — (9 000 + 3 000) = 18 000 — численность шведской армии после сражения

Решив задачу, Полтавская битва врежется в память не просто, как одно из сражений Северной войны, а, вычислив соотношение обоих армий и потери, ребята запомнят, что после Полтавской битвы произошел перелом в ходе Северной войны.

Для запоминания исторических личностей учащиеся решают такие задачи.

И. П. Кулибин, И. И. Ползунов и М. В. Ломоносов — эти люди внесли огромный вклад в науку и технику. Жили они в одно время. И. И. Ползунов родился в седьмую годовщину Российской империи, он младше М. В. Ломоносова на 17 лет и старше И. П. Кулибина на 7 лет. Ломоносов прожил на 16 лет дольше, чем И. И. Ползунов и на 29 лет меньше И. П. Кулибина. Умер М. В. Ломоносов в десятый юбилей Московского университета. Будучи, в каком возрасте они ушли из жизни? Чем они занимались?

1721 — провозглашение Российской империи

1721 + 7 = 1728г. — родился И. И. Ползунов

1728 — 17 = 1711 г. — родился М. В. Ломоносов

1728 + 7 = 1735 г. — родился И. П. Кулибин

1755 — открытие Московского университета

1755 + 10 = 1765г. — умер М. В. Ломоносов

1765 — 1711 = 54 — года прожил М. В. Ломоносов

54 — 16 = 38 — лет прожил И. И. Ползунов

54 + 29 = 83 — года прожил И. П. Кулибин

М. В. Ломоносов — ученый, поэт и историк

И. И. Ползунов — изобретатель

И. П. Кулибин — изобретатель

М. В. Ломоносов в 19 лет скрыв свое крестьянское происхождение, поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Спустя годы Ломоносов вспоминал, как трудно далось ему учение: «Несказанная бедность: имея один алтын в день жалования, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды». Сколько денег у Ломоносова оставалось на бумагу, обувь и прочие нужды?

1 алтын = 3 копейки

1 денежка = полкопейки

1/2 + 1/2 = 1 копейка

3 — 1 = 2 копейки

Данные задачи не только позволяют запомнить годы жизни исторических личностей, но и род их деятельности. В процессе этого идет подготовка к ЕГЭ в заданиях, которых встречаются вопросы, связанные с соответствием и родом деятельности персоналий.

При изучении внешней политики времен Екатерины II уместно предложить следующую задачу.

Первый раздел Речи Посполитой был в 1772 году, третий в 1795. Когда был второй раздел, если известно, что время между первым и вторым равно продолжительности Северной войны. Какие государства участвовали в разделе? Что явилось итогом разделов Речи Посполитой?

1700 — 1721 — Северная война длилась 21 год.

1772 + 21 = 1793, где 1772 — первый раздел Речи Посполитой; 1793 — второй раздел Речи Посполитой. В разделе Речи Посполитой наряду с Россией участвовали Австрия и Пруссия. Речь Посполита перестала существовать.

Выполнив задания, обучающиеся вспомнят еще раз войну со Швецией за выход России к Балтийскому морю и лучше запомнят даты разделов Речи Посполитой.

Задачи такого типа способствуют изучению учебного материала, его систематизации, обобщению и анализу. И это даст больше эффекта, нежели простое заучивание дат. Далее хочу привести разработанные мною задачи.

Задача № 1

К дате принятия Русью христианства прибавить дату гибели князя, который всегда соблюдал правила рыцарской чести — никогда не нападал врасплох. Это ему принадлежат слова: «Иду на вы». Вычислите среднее арифметическое и назовите событие, которое связанно с числом, полученным в результате.

Задача № 2

Разность последнего года правления князя Святослава и последнего года правления князя Олега разделить на три. К частному прибавить дату начала правления Рюрика. С каким событием связан полученный результат?

Задача № 3

При этом князе Русь приняла христианство. Сумма цифр числа (даты) последнего года его правления сложить с суммой цифр числа (даты) последнего года правления князя Игоря будет равна 25. Какое событие дает сумму чисел числа (даты) равную 25?

Задача № 4

От даты принятия первого судебника вычесть продолжительность правления Ярослава Мудрого. С каким событием связан полученный результат?

Задача № 5

Этот выдающийся русский князь, причисленный православной церковью к лику святых, умер в возрасте 43 лет. До полного освобождения Руси от ордынского владычества оставалось еще 217 лет. О каком князе идет речь, и когда он родился?

Задача № 6

Выведите среднее арифметическое двух событий: образование Москвы и антиордынское восстание в Твери. С каким событием связан полученный результат?

Задача № 7

Между двумя этими событиями 100 лет. Оба они связаны с освобождением Руси от одного и того же завоевателя. Первое событие послужило началом освобождения Руси, а второе ее полным освобождением. О каких событиях идет речь?

Задача № 8

Спустя год после принятия Русью христианства в Киеве заложили так называемую Десятинную церковь, посвященную Успению Богородицы. Когда она была заложена, в правлении, какого князя? Откуда пошло название Десятинная церковь?

Задача № 9

С каким событием связана эта дата, если к дате начала правления князя Ивана Калиты прибавить разность битв на Чудском озере и Невской битвы?

Задача № 10

Храм святой Софии в Новгороде возводился в течение 20 лет. Строительство храма закончилось за 120 лет до начала княжения Андрея Боголюбского. Когда был заложен храм святой Софии?

Задача № 11

От даты завершения объединения Северо-Восточной Руси вычесть продолжительность княжения Ивана Калиты. С каким событием связан полученный результат?

Задача № 12

Последний правитель единого Древнерусского государства. Киевским князем стал в возрасте 60 лет, в год создания Нестором «Повести временных лет». О каком князе идет речь? Назовите год его рождения.

Задача № 13

Иван III скончался в октябре 1505 года, прожив 66 лет 9 месяцев. С какого года и в каком возрасте начал княжить Иван III, если он правил 43 года 7 месяцев?

Задача № 14

Первый раздел Речи Посполитой был в 1772 году, третий в 1795. Когда был второй раздел, если известно, что время между первым и вторым равно продолжительности Северной войны.

Задача № 15

С какими событиями связана эта дата? Если к дате начала Северной войны прибавить продолжительность Ливонской войны.

Задача № 16

Во второй половине XVIII века России пришлось дважды воевать с Турцией. Известно начало первой войны 1768 и конец второй войны 1791 год. Причем продолжительность каждой из этих войн кратна двум, но не больше 10. Первая война длилась дольше второй на 1/2. Определить мирное время между войнами.

Задача № 17

На этом месте в устье Невы выдающийся новгородский князь разбил шведов. А спустя 463 года здесь застучали топоры, по приказу царя началось строительство новой столицы.

1. О каком князе идет речь, и когда произошло это событие?

2. По приказу, какого царя началось строительство новой столицы?

3. Когда была заложена новая столица, и как ее назвали?

4. Что связывает два этих события?

Задача № 18

На сколько лет Москва старше Санкт-Петербурга, если известно, что Москва на 265 лет моложе Древнерусского государства, а строительство Санкт-Петербурга началось в третий год Северной войны.

Задача № 19

И. П. Кулибин, И. И. Ползунов и М. В. Ломоносов — эти люди внесли огромный вклад в науку и технику. Жили они в одно время. И. И. Ползунов родился в седьмую годовщину Российской империи, он младше М. В. Ломоносова на 17 лет и старше И. П. Кулибина на 7 лет. Ломоносов прожил на 16 лет дольше, чем И. И. Ползунов и на 29 лет меньше И. П. Кулибина. Умер М. В. Ломоносов в десятый юбилей Московского университета. Будучи, в каком возрасте они ушли из жизни? Чем они занимались?

Задача № 20

С каким событием связана дата? Если к разнице между началом крестьянского восстания под предводительством Е. И. Пугачева и концом крестьянского восстания под предводительством С. Т. Разина прибавить дату взятия Казани Иваном Грозным.

Задача № 21

С каким событием связана следующая дата? Если вывести среднее арифметическое дат начала правления и конца правления Анны Иоановны.

Задача № 22

Эрмитаж был открыт в XVIII веке и принадлежал царской семье. Только через 88 лет двери Эрмитажа были открыты для широкой публики. Открытие Эрмитажа совпало с образованием Института благородных девиц. В каком году Эрмитаж был открыт для всех? В каком городе находиться Эрмитаж?

Задача № 23

Перелом в Северной войне произошел после Полтавской битвы. Известно, что обе армии в сумме насчитывали 72000 человек. Также известно, что численность русской армии превышала шведскую на 12000 человек. Потери русских составили 1300 человек, а шведов 9000 убитых и 3000 было взято в плен. Какова была численность русской и шведской армий перед сражением и после?

Задача № 24

В русско-турецкую войну в битве при Туртукае выдающийся русский полководец Александр Васильевич Суворов нанес поражения превосходящим силам противника. Известно, что численность турецкой армии составляла 4 000 человек, а отряд А. В. Суворова составлял 1/8 численности турок. Потери русских составили 200 человек, а турок в 7,5 раза больше. Какова численность отряда А. В. Суворова перед боем? Какие потери понесли турки?

Задача № 25

Товарооборот России в 1726 году составил 6,4 млн. рублей. На долю импорта приходилось 32,8%. Вычислить величину экспорта и импорта в денежном эквиваленте.

Задача № 26

Создание единого русского государства связано с именем Ивана III. Родился Иван III в XV веке и прожил 66 лет, из них 5 лет в XVI веке. Найти годы рождения и смерти Ивана III.

Задача № 27

Дворянин имел 600 десятин земли. И было у него три сына: старшему было 16 лет, среднему 14 лет и младшему — 10 лет. Какая повинность его ожидает согласно «Уложения о службе» 1556 года?

Задача № 28

М. В. Ломоносов в 19 лет скрыв свое крестьянское происхождение, поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Спустя годы Ломоносов вспоминал, как трудно далось ему учение: «Несказанная бедность: имея один алтын в день жалования, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды». Сколько денег у Ломоносова оставалось на бумагу, обувь и прочие нужды?

Задача № 29

Крепостная стена Смоленска, возведенная под руководством Федора Коня, по периметру составляла 6,5 километра. На всем ее протяжении равномерно размещалось 38 башен. На каком расстоянии стояли башни?

Задача № 30

Уже в X веке в Новгороде улицы были вымощены деревом. Когда мостовая снашивалась, поверх нее настилалась новая. Археологи установили, что на Холопьей улице в течении X — XV веков каждые двадцать лет мостовая обновлялась. Сколько настилов обнаружили археологи за этот период?

Задача № 31

Какое расстояние проходит конец минутной стрелки Кремлевских курантов за 12 часов, если известно, что диаметр циферблата равен 6,12 метра, а минутная стрелка длиннее циферблата на 22 сантиметра? (Результат округлите до десятых).

Задача № 32

Сколько лет во главе русского государства находилась династия Рюриковичей, если известно, что последний из этой династии был сын Ивана Грозного — Федор Иванович?

Задача № 33

Указом Петра I в России было введено европейское летоисчисление. До этого счет годам велся от сотворения мира. В Европе счет годам велся от Рождества Христова. Известно, что разница между сотворением мира и Рождеством Христовым составляет 5508 лет. Какому году от сотворения мира соответствовал 1700 год от Рождества Христова?

Задача № 34

Одним из зримых символов Санкт-Петербурга XVIII столетия являлся знаменитый Медный всадник. Этот памятник Петру I создал Этьен Морис Фальконе. Торжественное открытие памятника состоялось за год до присоединения Крыма к России. Когда это произошло? В какую годовщину Санкт-Петербурга?

Задача № 35

В царствование Алексея Михайловича в условиях войны с Речью Посполитой понадобилось много денег. Правительство решило выпустить в обращение медную монету, которая должна была ходить наравне с серебряной. В 1658 году начался выпуск медных денег. На первых порах все шло без осложнений: медные деньги, по словам современника, «возлюбили всем народом». Но не умелый выпуск медной монеты начал приводить к падению их стоимости. Обесценивание новых денег привело к восстанию. 25 июля 1662 года в Москве вспыхнуло восстание, которое вошло в историю под названием «Медного бунта». А в 1663 году вышел царский указ об отмене выпуска медных денег. Насколько обесценились медные деньги по отношению к серебряным, если годовой темп инфляции составил 300%?

Ответы

Задача № 1

(988 + 972): 2 = 980, где 988 — принятия Русью христианства; 972 — гибель князя Святослава; 980 — начало правления князя Владимира.

Задача № 2

(972 —  912): 3 + 862 = 882, где 972 — последний год правления князя Святослава; 912 — последний год правления князя Олега; 862 — начало правление Рюрика; 882 — образование Древнерусского государства.

Задача № 3

(1 + 0 + 1 + 5) + (9 + 4 + 5) = 9 + 8 + 8, где 1015 — последний год правления князя Владимира; 945 — последний год правления князя Игоря; 988 — принятие Русью христианства.

Задача № 4

1497 — (1054 —  1019) = 1462, где 1497 — принятие первого судебника; 1054 — последний год правления князя Ярослава Мудрого; 1019 — первый год правления князя Ярослава Мудрого; 1462 — начало правления Ивана III.

Задача № 5

1480 — (217 + 43) = 1220, где 1480 — освобождение Руси от ордынского владычества; 1220 — родился Александр Невский.

Задача № 6

(1147 + 1327): 2 = 1237, где 1147 — образование Москвы; 1327 — антиордынское восстание в Твери; 1237 — нашествие хана Батыя на Русь.

Задача № 7

1480 — 1380 = 100, где 1480 — «Стояние на реке Угре». Полное освобождение Руси от ордынского владычества; 1380 — Куликовская битва начало освобождения Руси от ордынского владычества.

Задача № 8

988 + 1 = 989, где 988 — принятие Русью христианства; 989 — начало строительства Десятинной церкви. Церковь построена в правлении князя Владимира (980 —  1015). Название пошлоиз-за того, что князь Владимир на строительство храма отдавал десятую часть княжеских доходов.

Задача № 9

1325 + (1242 —  1240) = 1327, где 1325 — начало правления князя Ивана Калиты в Москве; 1242 — поражение рыцарей на Чудском озере; 1240 — разгром шведов на реке Неве князем Александром Ярославичем; 1327 — антиордынское восстание в Твери.

Задача № 10

1157 — (20 + 120) = 1017, где 1157 — начало княжения Андрея Боголюбского; 1017 — начало строительства храма св. Софии в Новгороде.

Задача № 11

1521 — (1341 —  1325) = 1505, где 1521 — завершение объединения Северо-Восточной Руси; 1325 — 1341 — правления князя Ивана Калиты в Москве; 1505 — начало правления князя Василия III.

Задача № 12

1113 — 60 = 1053, где 1113 — создание Нестором «Повести временных лет»; 1053 — родился Владимир Мономах; (1113 — 1125) — годы правления Владимира Мономаха.

Задача № 13

1505 — 66 = 1439 — год рождения Ивана III;

октябрь —10-й месяц: 10 — 9 = 1 — месяц рождения Ивана III;

66 лет 9 месяцев — 43 года 7 месяцев = 23 года 2 месяца — возраст Ивана III, когда он начал княжить;

1439 + 23 = 1462 — год начала правления Ивана III;

1 + 2 = 3 — месяц начала правления Ивана III.

Задача № 14

1700 — 1721 — Северная война длилась 21 год.

1772 + 21 = 1793, где 1772 — первый раздел Речи Посполитой; 1793 — второй раздел Речи Посполитой.

Задача № 15

1700 + (1583 —  1558) = 1725, где 1700 — начало Северной войны; (1558 — 1583) — Ливонская война; 1725 — образование Академии наук.

Задача № 16

X — продолжительность второй войны

X/2 + X = 3/2X — продолжительность первой войны

X — четное (2; 4; 6; 8)

1 война

3

6

9

12

2 война

2

4

6

8

3 и 9 — нечетные, а 12 > 10, следовательно

X = 4

3/2 • 4 = 6

1768 + 6 = 1774 — конец первой войны

1791 — 4 = 1787 — начало второй войны

1787 — 1774 = 13 лет — мирное время

Задача № 17

5. Александр Ярославич (Невский); 1240 — Невская битва.

6. Петр I.

7. 1240 + 463 = 1703, где 1240 — Невская битва; 1703 — основание Санкт-Петербурга.

8. 1240 — битва со шведами; 1703 год шла Северная война (1700 —  1721) в которой Россия также воевала со шведами.

Задача № 18

1. 882 + 265 = 1147, где 882 — образование Древнерусского государства; 1147 — основание Москвы.

2. 1700 + 3 = 1703, где 1700 — начало Северной войны; 1703 — основание Санкт-Петербурга.

3. 1703 — 1147 = 556, где 1703 — основание Санкт-Петербурга; 1147 — основание Москвы. Москва старше Санкт-Петербурга на 556 лет.

Задача № 19

1721 — провозглашение Российской империи

1721 + 7 = 1728г. — родился И. И. Ползунов

1728 — 17 = 1711 г. — родился М. В. Ломоносов

1728 + 7 = 1735 г. — родился И. П. Кулибин

1755 — открытие Московского университета

1755 + 10 = 1765г. — умер М. В. Ломоносов

1765 — 1711 = 54 — года прожил М. В. Ломоносов

54 — 16 = 38 — лет прожил И. И. Ползунов

54 + 29 = 83 — года прожил И. П. Кулибин

Задача № 20

(1773 —  1671) + 1552 = 1654, где 1773 — начало восстания Е. И. Пугачева; 1671 — конец восстания под предводительством С. Т. Разина; 1552 — взятие Казани Иваном Грозным; 1654 — вхождение Украины в состав Российского государства.

Задача № 21

(1730 + 1740): 2 = 1735, где 1730 — начало правления Анны Иоановны; 1740 — конец правления Анны Иоановны; 1735 — начало русско-турецкой войны.

Задача № 22

1764 + 88 = 1852, где 1764 — открытие Института благородных девиц; 1852 — открытие Эрмитажа для широкой публики.

Задача № 23

(X + 12 000) + X = 72 000

2X = 72 000 — 12 000

2X = 60 000

X = 60 000: 2

X = 30 000

(30 000 + 12 000) + 30 000 = 72 000

42 000 + 30 000 = 72 000

42 000 — численность русской армии до сражения

30 000 — численность шведской армии до сражения

42 000 — 1 300 = 40 700 — численность русской армии после сражения

30 000 — (9 000 + 3 000) = 18 000 — численность шведской армии после сражения

Задача № 24

4 000: 8 = 500 — численность русской армии перед боем

200 • 7,5 = 1500 — потери турецкой армии

Задача № 25

6 400 000 — 100%

X — 32,8%

X = (6 400 000 • 32,8): 100

X = 2 100 000 — доля импорта в рублях

6 400 000 — 2 100 000 = 4 300 000 — доля экспорта в рублях

Задача № 26

66 — 5 = 61

1500 — 61 = 1439 — год рождения Ивана III

1439 + 66 = 1505 — год смерти Ивана III

Задача № 27

С каждых 150 десятин земли он обязан был предоставить в царское войско воина на коне и в полном вооружении. В данном случае 4 воинов 600: 150 = 4. Сам он и старший сын должны вступить в дворянское ополчение, так как для дворян служба согласно «Уложения» начиналась с 15 летнего возврата.

Задача № 28

1 алтын = 3 копейки

1 денежка = полкопейки

1/2 + 1/2 = 1 копейка

3 — 1 = 2 копейки

Задача № 29

6500: 38 = 171 метр

Задача № 30

X — XV вв. = 500 лет

500: 20 = 25

Задача № 31

R = 6,12: 2 = 3,06м

3,06 + 0,22 = 3,28м

2 • 3,14 • 3,28 = 20,6м

Задача № 32

1598 — 862 = 736, где 1598 — смерть Федора Ивановича; 862 — призвание Рюрика в Новгородскую землю.

Задача № 33

5508 + 1700 = 7208 год.

Задача № 34

1783 — 1 = 1782

1782 — 1703 = 79, где 1783 — присоединение Крыма к России; 1782 — открытие памятника Петру I.

Задача № 35

1663 — 1658 = 5, где 1663 — указ царя Алексея Михайловича об отмене медных денег; 1658 — начало выпуска медных денег.

(300 • 5): 100 = 1500: 100 = 15
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Современные приёмы работы с источниками на уроках истории iconТворческая работа Современные образовательные и информационные технологии...
Современные образовательные и информационные технологии на уроках истории в профильной школе
Современные приёмы работы с источниками на уроках истории iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В статье рассматриваются современные требования к определению «человек культуры» а также методы, приемы и условия воспитания «человека...
Современные приёмы работы с источниками на уроках истории iconУрок по теме «Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова.»
Цель урока : формирование антикоррупционного мировоззрения на уроках истории через знакомство с историческими источниками
Современные приёмы работы с источниками на уроках истории iconМетодическая разработка на тему: Приемы работы на уроках физики для...
Комплексный подход к военно-патриотическому воспитанию суворовцев на уроках физики
Современные приёмы работы с источниками на уроках истории iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Информационно-коммуникационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию,...
Современные приёмы работы с источниками на уроках истории iconАктивизация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках...
Современные уроки отличаются яркой интегративностью, инновационностью используемых методов обучения при опоре на стандартные. Сущность...
Современные приёмы работы с источниками на уроках истории iconПриемы развития связной речи у старшеклассников с нарушением интеллекта...
Аннотация. Данная стать я будет интересна учителям трудового обучения, которые работают в коррекционной школе. В статье описаны приёмы...
Современные приёмы работы с источниками на уроках истории iconИз опыта работы учительницы истории и обществознания головинской...
Развитие познавательного интереса учащихся на уроках истории и во внеклассной работе
Современные приёмы работы с источниками на уроках истории iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Показать разные приёмы работы над развитием гармонического слуха на уроках сольфеджио
Современные приёмы работы с источниками на уроках истории iconНаучно-исследовательская работа На тему: письменные творческие работы...
...
Современные приёмы работы с источниками на уроках истории iconПроектная деятельность обучающихся на уроках истории и обществознания
Одним из основных направлений работы с учащимися является проектная деятельность на уроках и во внеурочное время
Современные приёмы работы с источниками на уроках истории iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Современные приёмы работы с источниками на уроках истории iconКалендарно-тематическое планирование занятий по технологии 6 класс
...
Современные приёмы работы с источниками на уроках истории iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Содержание и задачи курса «Культура дома». Правила внутреннего распорядка в кабинете технологии. Приемы безопасной работы на уроках...
Современные приёмы работы с источниками на уроках истории iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Содержание и задачи курса «Культура дома». Правила внутреннего распорядка в кабинете технологии. Приемы безопасной работы на уроках...
Современные приёмы работы с источниками на уроках истории icon«Формирование общепредметных и предметных компетенций на уроках истории и обществознания»
Ивановна, учитель истории и обществознания высшей категории мбоу сош№3 городского округа Стрежевой Томской области. Проект реализуется...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск