Скачать 158.02 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет историиИнститут гуманитарных историко-теоретических исследований им. А. В. ПолетаеваПрограмма дисциплины «Исследовательский семинар: Введение в историю и практику университетской жизни» для направления 030600.68 «История» подготовки магистра Автор программы: Вишленкова Е.А. д-р ист. н., проф. evishlenkova@mail.ru Одобрена на заседании ИГИТИДиректор ИГИТИ, проф. И.М.Савельева «__»____________2011 г. Рекомендована секций УМС по истории «__»____________2011 г. Председатель Н.А. Проскурякова Утверждена УС факультета истории «__»____________2011 г. Ученый секретарь О.С. Воскобойников Москва, 2011 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.62 «История», обучающихся по бакалаврской программе и изучающих дисциплину «Исследовательский семинар». Программа разработана в соответствии со стандартом НИУ ВШЭ.
Целями освоения дисциплины «Исследовательский семинар» (первый год обучения) являются:
В результате освоения дисциплины студент должен:
В результате освоения дисциплины студент получает следующие компетенции:
Настоящая дисциплина относится к циклу «Теоретические и эмпирические основания исторической науки» и блоку дисциплин, обеспечивающих базовую профессиональную подготовку. Изучение данной дисциплины имеет целью приобретение первичных знаний о специфике исследовательской работы в рамках исторической профессии. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении всех других профессиональных и специальных дисциплин. 5. Тематический план учебной дисциплины
Реферат – продемонстрировать владение первичными навыками реферирования научной литературы. Экзамен – владение базовыми навыками поиска и обработки библиографической информации, понимание значения исторического источника в изучении прошлого; умение работать с научной литературой, знание предмета и задач университетской истории, ее места в системе исторического знания, ее специфики как научного направления, особенностей истории российских университетов.
Тема 1: Вводная лекция. Тематика и назначение исследовательского семинара. Организация работы в нем. Распределение заданий и консультации по ним. Правила конспектирования и технология ведения записей. Тема 2: Поиски информационных ресурсов по теме «История ГУ - Высшая школа экономики» История университетских реформ. Университеты доклассические, классические и модерные. Государственная иерархия университетов в России: университеты городские, региональные, федеральные, научно-исследовательские. Государственный университет – Высшая школа экономики. Сайт ГУ-ВШЭ. Источники изучения истории университетов. Университетские архивы, музеи, сайты. Задания для практических занятий: История создания ВШЭ. Лондонская школа экономики. Структура и управление ГУ-ВШЭ. География и пространство ВШЭ в Москве. Электронные репрезентации ГУ-ВШЭ. Исторический факультет ГУ-ВШЭ: концепция обучения. К Теме 2: Обязательная информация
Тема 3: Составление библиографии, библиографических аннотаций, историографических обзоров по теме «Университетская корпорация» Понятие «университетская корпорация». Признаки корпоративности. Формы корпоративности. Университетская автономия. Историография темы. Что такое библиография? Российские государственные библиографические стандарты. Международные библиографические стандарты. Международный стандартный номер книги (ISBN). Составление тематических каталогов. Принципы библиографического аннотирования. Составление библиографических обзоров. Правила и методика составления библиографии по теме. Библиографические справочники по историческим наукам. Составить библиографию по теме: Церковь и университет. Университет и город. Студенческие союзы. Профессорские советы. Просопография университетов. Специфика мужской корпоративности. Появление женщин в университетах и борьба с ними. К Теме 3: Вспомогательная литература для составления библиографии темы:
Тема 4: Реферирование по теме «Хранение и передача символического капитала» Понятие «символический капитал». Формы производства, хранения и трансляции знания. Выбор литературы для реферирования. Реферирование научной монографии по истории. Работа с текстом монографии: анализ структуры, авторской концепции, источниковой основы, логики производства выводов. Структурирование текста реферата. Понятие «содержание формы». Аналитический язык исторического письма. Темы для реферирования Трансляция в режиме «лицо к лицу»: эволюция лекций, семинаров, экзаменов. Публичные выступления: дебаты, защиты, конференции и научные съезды Опосредованная передача знаний: конспекты, учебники, научная литература, образовательные форумы, масс медиа. К Теме 4: Исследования, предлагаемые для реферирования:
Тема 5: Реферирование по теме «Университетский этос». Формирование университетской этики. Учебная, научная, корпоративная этика. Требования к рефератам по данной теме. Темы для реферирования «Идеальный студент»: эволюция дидактического идеала. Обучение как принуждение: границы допустимого. Формы учебной мотивации. Политическая культура университетского человека. Профессора и бюрократы. Университетская автономия. Восходящая коммуникация. Специфика университетской риторики. Механизмы включения-исключения в университет. Конфликты и способы их разрешения. Научная этика и профессиональные стандарты. Власть знания. Научные идеологии для власти. К Теме 5: Исследования, предлагаемые для реферирования
Тема 6: Изготовление визуальных репрезентаций по теме «Университетские символы и ритуалы» Назначение символов. История университетских ритуалов: дни основания, годичные акты, посвящения. Виды репрезентаций. Компьютерные программы для их изготовления. Структурирование материала. Оформление. Темы для визуальных презентаций Университетская одежда. Корпоративные праздники: годичные акты, дни основания. Ритуалы инаугурации: от футурусов к студентам, дни первокурсника. «Въезд правителя»: посещения университета «знатными особами». Университетские знаки отличия. К Теме 6: Материал для визуальных презентаций
Тема 7: Интервьюирование по теме «Университетская мифология» Университетские легенды и мифы. Устная история. Методика проведения структурированного и неструктурированного интервью. Их аналитическая обработка. Темы для интервьюирования: Представление о времени Увековечивание учителей Портреты в кабинетах Студенческие легенды Университетский человек как историческая личность Университетские агиографии «Большие» истории университетов К Теме 7: Примеры исследовательской интерпретации интервью
Данная дисциплина преподается в форме семинарских и практических занятий. В начале каждого занятия студенты прослушивают вводный материал и получают методические рекомендации по теме. Отдельные занятия строятся в виде дискуссии со студентами или выступлений учащихся с выполненными самостоятельными занятиями. В процессе занятий студенты учатся искать необходимую информация в различных ресурсах, знакомятся с подобранной дл них литературой, обсуждают ее в аудитории, представляют конспекты и рефераты, выполняют задания по библиографическому описанию и реферированию, готовят визуальные репрезентации и создают интервью.
9.1. Задания для самостоятельной работы
9.2 Перечень вопросов к экзамену по всему курсу: Правила библиографического описания Оформление научно-справочного аппарата исследования Правила реферирования Технология конспектирования Нормы и этика цитирования Логика поиска информации для историка Построение библиотечных каталогов Структура сайтов ГУ-ВШЭ Технология составления визуальной репрезентации Особенности устной истории Правила интервьюирования 9.3 Примерный список тем рефератов и курсовых работ Сущностные признаки университета Характеристика до-классического университета Специфика британских высших школ Российский опыт экспорта университетской идеи Гумбольдтовский университет Формы университетской корпоративности Символика университетской группности Ритуалы университетской повседневности Университетская наука Язык университетского общения Истории университетов Ненаписанная история Высшей школы экономики
Результирующая оценка по дисциплине (экзамен) является взвешенной суммой оценки за экзамен (40%) и накопленной (60%). Накопленная оценка является взвешенной суммой текущего контроля, измеряется от 0 до 10. Оценка за экзамен измеряется от 0 до 10. Текущая оценка выставляется по следующей формуле: Отекущая = k1Ореф+ k2Оаудиторная k1 = 0,6 k2 = 0,4 Результирующая оценка выставляется по следующей формуле: Оитоговая = k1Oэкзамен + k2Oтекущая k1 = 0,6 k2 = 0,4 При округлении оценки до целого числа в большую сторону округляется цифра, начиная с набранных 0,6 (5,6 = 6; 5,5=5). В случае болезни студента и пропуска им форм текущего контроля, промежуточные формы аттестации могут быть им пересданы (по предъявлении соответствующих медицинских документов в учебную часть факультета). Студенту может быть выставлен автомат (8,9,10), если накопленная оценка больше 7. (преподаватель в программе детализирует основания для автомата). Вторая пересдача (с комиссией) не учитывает накопленные баллы.
11.1 Базовый учебник Савельева И.М., Полетаев А.В. Теория исторического знания. Учебное пособие. СПб., 2008. 11.2 Основная литература Блок М. Апология истории, или Ремесло историка / Пер. Е.М. Лысенко. 2-е изд., доп. М., 1986. Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография / Пер. Ю.А. Асеева. М., 1980. Про А. Двенадцать уроков по истории/ Пер. с фр. Ю.В.Ткаченко. М., 2000. Тош Дж. Стремление к истине. Как овладеть ремеслом историка/ Пер. с англ. М., 2000. |
Программа дисциплины «Исследовательский семинар: Введение в историю... Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии протокол от 2012 г. № | Программа дисциплины «Исследовательский семинар: Введение в историю... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... | ||
Программа Программа подготовки магистра по направлению 030600. 68... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... | Программа дисциплины История искусства и литературы. Часть I для... Программа предназначена для преподавателей, ассистентов и студентов направления / специальности 030600. 62 «история» подготовки бакалавра,... | ||
Программа дисциплины История искусства и литературы. Часть I для... Программа предназначена для преподавателей, ассистентов и студентов направления / специальности 030600. 62 «история» подготовки бакалавра,... | Программа дисциплины «Введение в историю человечества» для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | ||
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,... | Программа дисциплины «История российской государственности» для направления 030600. 62 «История» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... | ||
Программа дисциплины для направления 030600. 62 «История» Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики Санкт-Петербург | Программа дисциплины Syllabus Научно-исследовательский семинар Research... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 03.... | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 030600. 62 «История», обучающихся... | Программа дисциплины Физическая культура для направления 030600.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ для... | ||
Программа дисциплины для направления 030600. 62 «История» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600. 62 «История»... | Программа дисциплины «Антиковедение» для направления 030600. 62 «История» Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину “Антиковедение”; учебных ассистентов и студентов направления подготовки... | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... |