Скачать 309.58 Kb.
|
Содержание
I. Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004 года основного общего образования, примерной программы по истории, авторской программы курса Данилова А.А., Косулиной Л.Г. (история России, XIX в.), Юдовской А. Я., Ванюшкиной Л. М. (новая история). Программа предназначена для учащихся 8 класса общеобразовательной школы с учетом специфики обучения в гимназии, отраженной в гимназическом компоненте. Данный курс отражает основные явления и события российской и мировой истории XIX в., раскрывает неразрывную взаимосвязь и взаимообусловленность процессов, протекавших в Российской империи XIX в. и в мире. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы данной исторической эпохи, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории в 8 классе позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества XIX в., составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. Изучение истории на данном этапе должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций. Основные содержательные линии программы в 8 классе реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с интеграцией некоторых тем из состава обоих курсов. Изучение истории в 8 классе направлено на достижение следующих целей: - воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни; - освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и мировой истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности; - овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации; - формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями; - применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран. При реализации программы используются следующие технологии: - личностно-ориентированное обучение; - развивающее обучение; - объяснительно-иллюстративное обучение; - проблемное обучение; - учебно-игровая деятельность; - технология развития критического мышления; - АМО и модерация и отдельные АМО на отдельных этапах урока; - проектное обучение; - здоровьесберегающие технологии. В ходе образовательного процесса широко используются ИКТ, групповая и индивидуальная работа. Формами организации учебного процесса могут быть традиционные уроки, лекции, лабораторные и практические занятия, проблемные уроки, семинары, обобщающие уроки и др. Использование межпредметных связей основывается прежде всего на интегративном взаимодействии курсов истории и обществознания. Это позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. В рамках исторического образования учащиеся используют понятийный аппарат, усвоенный при изучении Обществоведения. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательных области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство». Рабочей программой предусмотрен входной, текущий, итоговый контроль. Формами текущего и итогового контроля являются контрольные срезы, тестовые формы контроля, выполнение практических работ, работа с источниками, контрольные работы в форме тестов по типу ГИА, самостоятельная работа, хронологический диктант, понятийный диктант, работа с контурной картой, работа с персоналиями, контрольная работа, терминологический диктант, анализ источников, исторический диктант, решение познавательных задач, работа с документами и др. Программа содержит гимназический компонент, который реализуется за счет включения в содержание вопросов и заданий повышенного уровня сложности (анализ документа, решение проблемных задач, составление тестов по типу ЕГЭ). В учебном плане МБОУ Гимназия на изучение предмета история отводится 70 часов из расчета 2 часа в неделю. II. Требования к уровню подготовки учащихся. В результате изучения истории в 8 классе ученик должен знать/понимать - основные этапы и ключевые события истории России и мира в XIX в.; - выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории данного периода; - важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; - изученные виды исторических источников; уметь - соотносить события отечественной и всеобщей истории; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории; - использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников; - показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий; - рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов; - соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий; - объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории XIX в., достижениям отечественной и мировой культуры; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; - высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира; - объяснения исторически сложившихся норм социального поведения; - использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности. III. Учебно-тематический план
Тематика проектов:
IV. Содержание тем учебного курса Нулевой срез по курсу «История России в XVI-XVIII вв. и Мира» (1 ч.). Раздел I. Россия в первой четверти XIX в. (12 ч) знать / уметь - работать с исторической картой - анализировать исторические факты - выделять причины и последствия исторических событий - работать с историческими документами (анализировать и сравнивать) - выделять главное, сравнивать, ставить и разрешать проблемы - давать оценку деятельности исторических лиц - знать понятия: Негласный комитет, вольные хлебопашцы, министерства, реформы, разделение властей, Государственный Совет, континентальная блокада, Отечественная война, аракчеевщина, возрастной и имущественный ценз, декабристы. Россия на рубеже XVIII-XIX вв. Территория. Население. Сословия. Экономический строй. Политический строй. Внутренняя политика в 1801—1806 гг. Переворот 11 марта 1801 г. и первые преобразования. Александр I. Проект Ф. Лагарпа. «Негласный комитет». Указ о «вольных хлебопашцах». Реформа народного просвещения. Аграрная реформа в Прибалтике. Реформы М. М. Сперанского. Личность реформатора. «Введение к уложению государственных законов». Учреждение Государственного совета. Экономические реформы. Отставка Сперанского: причины и последствия. Внешняя политика в 1801 —1812 гг . Международное положение России в начале века. Основные цели и направления внешней политики. Россия в третьей и четвертой антифранцузских коалициях. Войны России с Турцией и Ираном. Расширение российского присутствия на Кавказе. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Присоединение к России Финляндии. Разрыв русско-французского союза. Отечественная война 1812 г.. Начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение и его значение. Тарутинский маневр. Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполеона. Освобождение России от захватчиков. Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813 —1825 гг Начало заграничного похода, его цели. «Битва народов» под Лейпцигом. Разгром Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Священном союзе. Восточный вопрос во внешней политике Александра I. Россия и Америка. Россия — мировая держава. Внутренняя политика в 1814—1825 гг. Причины изменения внутриполитического курса Александра I. Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи» Н. Н. Новосильцева. Усиление политической реакции в начале 20-х гг. Основные итоги внутренней политики Александра I. Общественное движение в годы правления Александра I. Предпосылки возникновения и идейные основы общественных движений. Тайные общества: Союз спасения. Союз благоденствия. Южное и Северное общества. Восстание декабристов 14 декабря 1825 г. Смерть Александра I и династический кризис. Восстание 14 декабря 1825 г. и его значение. Восстание Черниговского полка на Украине. Историческое значение и последствия восстания декабристов. Контрольная работа: - Россия в первой четверти XIX в. Гимназический компонент: - Программные документы Северного и Южного обществ Раздел II. Россия во второй четверти XIX в. (13 ч) знать / уметь - работать с исторической картой - заполнять сравнительные и синхронистические таблицы - анализировать и группировать исторические факты - выявлять причинно-следственные связи - работать с историческими документами (анализировать и сравнивать, искать и исправлять ошибки) - давать оценку деятельности исторических лиц - знать понятия: реакция, апогей самодержавия, теория официальной народности, кодификация законов, восточный вопрос, мюридизм, имамат, западники, славянофилы, консервативное, либеральное, революционно-демократическое направление общественной жизни, теория крестьянского социализма, социализм, расслоение крестьянства, обязанные крестьяне, капиталистые крестьяне, отходничество, романтизм, реализм, критический реализм, ампир, русско-византийский стиль, бытовой жанр. Внутренняя политика Николая I. Укрепление роли государственного аппарата. Усиление социальной базы самодержавия. Попытки решения крестьянского вопроса. Ужесточение контроля над обществом (полицейский надзор, цензура). Централизация, бюрократизация государственного управления. Свод законов Российской империи. Русская православная церковь и государство. Усиление борьбы с революционными настроениями. III отделение царской канцелярии. Социально-экономическое развитие в первой половине XIXв. Противоречия хозяйственного развития. Кризис феодально-крепостнической системы. Начало промышленного переворота. Первые железные дороги. Новые явления в промышленности, сельском хозяйстве и торговле. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселева. Рост городов. Общественное движение 30—50-х гг Особенности общественного движения 30—50-х гг. Консервативное движение. Теория «официальной народности» С. С. Уварова. Либеральное движение. Западники. Т. Н. Грановский. С. М. Соловьев. Славянофилы. И. С. и К- С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские. Революционное движение. А. И. Герцен и Н. П. Огарев. Петрашевцы. Теория «общинного социализма».П.А.Чаадаев. Внешняя политика в 1826—1849 гг. Участие России в подавлении революционных движений в европейских странах. Русско-иранская война 1826—1828 гг. Русско-турецкая война 1828—1829 гг. Обострение русско-английских противоречий. Россия и Центральная Азия. Восточный вопрос во внешней политике России. Национальная политика самодержавия. Польский вопрос. Кавказская война. Мюридизм. Имамат. Движение Шамиля. Крымская война 1853—1856 гг. Обострение восточного вопроса. Цели, силы и планы сторон. Основные этапы войны. Оборона Севастополя. П. С. Нахимов, В. А. Корнилов. Кавказский фронт. Парижский мир 1856 г. Итоги войны. Культура и быт в первой половине XIX в. Развитие образования, его сословный характер. Научные открытия. Открытия в биологии И. А. Двигубского, И. Е. Дядьковского, К. М. Бэра. Н. И. Пирогов и развитие военно-полевой хирургии. Пулковская обсерватория. Математические открытия М. В. Остроградского и Н. И. Лобачевского. Вклад в развитие физики Б. С. Якоби и Э. X. Ленца. А. А. Воскресенский, Н. Н. Зинин и развитие органической химии. Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. Открытие Антарктиды. Дальневосточные экспедиции Г. И. Невельского и Е. В. Путятина. Русское географическое общество. Особенности и основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм). Литература. В. А. Жуковский. К. Ф. Рылеев. А. И. Одоевский. Золотой век русской поэзии. А. С. Пушкин. М. Ю. Лермонтов. Критический реализм. Н. В. Гоголь. И. С. Тургенев. Д. В. Григорович. Драматургические произведения А. Н. Островского. Театр. П. С. Мочалов. М. С. Щепкин. А. Е. Мартынов. Музыка. Становление русской национальной музыкальной школы. А. Е. Варламов. А. А. Алябьев. М. И. Глинка. А. С. Даргомыжский. Живопись. К. П. Брюллов. О. А. Кипренский. В. А. Тропинин. А. А. Иванов. П. А. Федотов. А. Г. Венецианов. Архитектура. Русский ампир. Ансамблевая застройка городов. А.Д.Захаров (здание Адмиралтейства). А. Н. Воронихин (Казанский собор). К- И. Росси (Русский музей, ансамбль Дворцовой площади). О. И. Бове (Триумфальные ворота в Москве, реконструкция Театральной и Красной площадей). Русско-византийский стиль. К. А. Тон (Храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата). Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур. Контрольная работа: - Россия во второй четверти XIX в. Гимназический компонент: - Народы России в первой половине XIX в. |
Пояснительная записка основной Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический... | Пояснительная записка 2-8 Учебно-тематический план 9 Учебно-методическое... Все это повышает статус предмета «иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины | ||
Учебно-тематическое планирование Содержание курса Требования к уровню... Цель: создать целостное представление о здоровье человека, о влияющих на него различных факторах и особенностях их воздействия на... | Пояснительная записка к рабочей программе по математике 10-11 классы. 2 Требования к уровню Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике в 10 классе. 14 | ||
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,... Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами... | Рабочая программа по истории для 11 класса содержит следующие разделы:... Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории 2004 г.,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический... | Рабочая программа по информатике и икт 4 класс Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический... | ||
Рабочая программа по обж 6 класс на 2013-2014 учебный год Обж представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; требования... | Пояснительная записка рабочая программа по русскому языку представляет... Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; учебно-тематический... | ||
Грекова В. Ф., Крючкова С. Е., Чешко Л. А. Русский язык. 10-11 классы М.: Просвещение, 2011. Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную... | Рабочая программа по литературе 7 класс Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический... | ||
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,... Разработана Моршининой Татьяной Ивановной, учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории | Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,... Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа представляет собой документ, включающий разделы: пояснительную записку, содержание учебного курса, требования к... | Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный... Разработано Щемелевой Ольгой Юрьевной, учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории |